6. Бабешко В.Н., Панова Е.Н., Зеленина М.Г. Информационное обеспечение многопроцессорных вычислительных систем // Новые задачи технических наук и пути их решения: материалы междунар. научно-практической конф. - Уфа: Аэтерна, 1015. - С. 5-7. ISBN 978-5-906790-14-8.
7. Бабешко В.Н. Обработка данных на основе многопроцессорных вычислительных систем // Актуальные проблемы технических наук: материалы междунар. научно-практической конф. - Уфа: Аэтерна, 1015. - С. 68. ISBN 978-5-906790-06-4.
© М.Г. Зеленина, Т.О. Гюлмамедов, В.О. Неудахина, 1015
УДК 373.15
Зыкова Марина Викторовна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 компенсирующего вида, г. Тверь, РФ
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТРИАДЕ
«ВОСПИТАТЕЛЬ-РЕБЕНОК-РОДИТЕЛИ»
Аннотация
В статье рассматривается особенность педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Анализируются точки зрения педагогов-психологов на особенности формирования межличностных отношений и взаимодействия в триаде «воспитатель-ребенок-родители». Дается краткая характеристика личностной стороны отношений в триаде «воспитатель-ребенок-родители».
Ключевые слова
Профессиональная деятельность воспитателя, триада «воспитатель-ребенок-родители», межличностные
отношения, взаимодействие, функционально-ролевая и личностная сторона взаимоотношений.
Главной отличительной особенностью педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения является специфика профессиональной деятельности, которая заключается в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности воспитателя опрделяется характером межличностных отношений и взаимодействия с детьми и их родителями, степенью организованности взаимодействия и сотрудничества.
В действительности в настоящее время наличие профессиональных знаний, опыта работы и применение инноваций не всегда могут свидетельствовать об успешности деятельности педагога. Как отмечают Антоновский А.В. и Балакшина Е.В., одним из главных критериев успешности деятельности педагога - это эффективное взаимодействие в системе «учитель-ученик», которое зависит от психологических особенностей учителя, его профессионального самосознания [1, с. 111]. Такое высказывание можно считать справедливым и по отношению к педагогу дошкольного образовательного учреждения, взаимодействующего в системе «воспитатель-воспитанник».
Известные психологи И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко рассматривают межличностные отношения в структуре профессиональной деятельности педагога и неотделимо от нее. Специфика межличностного общения, по мнению авторов, состоит в том, что оно выступает, во-первых - как средство решения педагогических задач, во-вторых, как способ организации воспитателя и детей, в-третьих, как социально -психологическое обеспечение воспитательного процесса [1, с. 158].
Педагоги - психологи И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев рассматривают педагогические взаимоотношения как отношения между воспитателем и воспитанником, между воспитателем и родителями, направленное на создание благоприятного психологического климата для совместной деятельности с целью получения оптмального результата, а именно развития и формирования личности ребенка. Авторы придерживаются
мнения о том, что межличностные отношения в педагогическом деятельности воспитателя определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Сущностью межличностного отношения в триаде «воспитатель-ребенок-родители» является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь [1, с. 158].
Важнейшей характеристикой личностной стороны отношений в триаде «воспитатель-ребенок-родители» является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Взаимоотношения в триаде «воспитатель-ребенок-родители» имеют две стороны: функционально-ролевую и личностную. Личностные и ролевые установки воспитателя проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности народителей и их детей. Функционально -ролевая сторона взаимоотношений педагога обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности воспитанников. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия. Поэтому оптимальным вариантом для процесса взаимоотношений и взаимодействия воспитателя с воспитанниками и их родителями является установка воспитателя на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога детям и их родителелям [1, с. 111 ].
Таким образом, важнейшей характеристикой личностной стороны отношений в триаде «воспитатель-ребенок-родители» является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Список использованной литературы:
1. Антоновский А.В., Балакшина Е.В. Профессиональное самосознание учителей общеобразовательных школ и его роль в современном образовании [Текст] / А.В. Антоновский, Е.В. Балакшина // Современное образование: роль психологии. Материалы Х юбилейной международной научно-практической конференции. 1014. С. 110-114.
2. Ильин Е.П. Психология отношений и межличностного общения [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 1014. - 596 с.
© М.В. Зыкова, 1015
УДК 37.011.85
Каргина Зоя Алексеевна
канд. пед. наук, профессор ГАОУ ВПО МИОО,
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ОЦЕНКИ) ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация
Процессы реформирования системы образования в России актуализировали необходимость оценивания качества её различных компонентов - содержания, технологии, программно-методического обеспечения, инноваций и так далее. В условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, содержательно и организационно не регламентируемых федеральными стандартами, экспертиза (оценка) качества программного обеспечения приобретает особую значимость.