Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
4
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика / дисциплина / мастерство / педагогика / система / обучение / метод / квалификация.

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Круч Елена Сергеевна

в статье рассмотрены особенности преподавания специальных дисциплин в условиях технического и профессионального образования на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий и педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Круч Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

УДК 551.521.3,551.583

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

КРУЧ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Преподаватель специальных дисциплин КГКП «Высший строительно-экономический колледж» г.Петропавловск

Аннотация: в статье рассмотрены особенности преподавания специальных дисциплин в условиях технического и профессионального образования на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий и педагогического мастерства.

Ключевые слова: методика, дисциплина, мастерство, педагогика, система, обучение, метод, квалификация.

Важнейшей частью образования является обучение студентов самостоятельно мыслить, принимать и усваивать изложенный материал. Будущее потенциальных специалистов нашей страны в основном зависит от самостоятельных занятий студентов и компетентности преподавателей.

Преподавание специальных дисциплин включает в себя изучение возможностей и способов изучения выбранных дисциплин на профессиональном уровне, изучение современных методик обучения и возможность получения доступных навыков их применения, а так же, выработка методов итоговых контролей знаний студентов, специальных дисциплин. Процесс обучения должен стимулировать студентов использовать полученные знания на практике и в решении поставленных перед ними задач. Так же, важно грамотное изложение преподавателем, темы его дисциплин. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности студентов, их возраст, и степень нагрузки. [1]

Степень образованности выпускников средних учебных заведений во многом зависит от методики преподавания тех или иных дисциплин. Преподавание специальных дисциплин вместе с дисциплинами общеобразовательного цикла, образуют ряд дисциплин, задачей которых является формирование у обучающихся системы профессиональных знаний, а также развитие умений и навыков педагогической деятельности.

При преподавании специальных дисциплин важно уделить внимание системному подходу к организации учебно-воспитательного процесса по дисциплине.

Ключевым вопросом в преподавании является методика самоотверженного воспитания обучающихся в процессе обучения.

В настоящее время нужно рассматривать методы активации учебной работы обучающихся, развития у них технического мышления и творческих способностей, осуществление которых в значительной степени основывается на методики проблемного обучения.

В повседневной практической деятельности преподаватель устанавливает цели и задачи каждого занятия, определяет форму его организации, продумывает структуру занятия, отбирает учебный материал, устанавливает его связь с ранее изученным материалом, намечает воспитательные воздействия, подбирает необходимые средства обучения, ведет учебную документацию. Перечисленные обязанности повторяются изо дня в день и являются общими для любого преподавателя. Таким образом, преподавание необходимо вести по общим законам, которые устанавливает методика преподавания и дисциплины.[2]

Методика преподавания исходит из задач, поставленных перед учебными заведениями по подготовке высококвалифицированных специалистов. В задачи современного образования кроме воспитания входит также развитие интеллекта обучающихся, технического мышления и их творческих способностей. Методика преподавания дисциплины должна дать научное

обоснование целей, содержания и принципов обучения, а также определить эффективные формы, методы и средства обучения, воспитания и развития обучающихся.

Методика преподавания специальных дисциплин - это педагогическая наука о методах, организационных формах и средствах обучения этим дисциплинам, а также о методах воспитания и развития обучающихся в процессе обучения.

Методика преподавания должна объяснить будущему преподавателю, чему и как учить, в какой последовательности и почему именно так, а не иначе. Она охватывает не только методы, но и содержание обучения в зависимости от контингента обучающихся.

Изучение методики преподавания создает фундамент педагогического мастерства у будущих преподавателей.

Педагогическое мастерство - это система профессиональных приемов, используемых преподавателем для передачи обучающимся знаний по данной дисциплине в зависимости от его личных качеств, способной и характера. Это мастерство формируется в процессе педагогической деятельности, в ходе настойчивых и целеустремленных усилий преподавателя

[3].

Условно можно выделить пять уровней педагогического мастерства.

Первый уровень - репродуктивный, простое пересказывание своей дисциплины так, как она изложена в учебнике, без учета состава обучающихся.

Второй уровень - адаптивный, преподаватель излагает материал применительно к составу обучающихся, чувствует настроение аудитории, имеет с ней контакт и он способен реализовать свои знания.

Третий уровень - локально формирующий знания, преподаватель может сформировать у обучающихся знания, умения и навыки по отдельным темам, проявляется опыт творческой педагогической работы.

Четвертый уровень - системно формирующий знания, умения и навыки по данной дисциплине, преподаватель имеет личную убежденность учить, способен сформировать у обучающихся систему знаний по своей дисциплине, педагог испытывает чувство высокой ответственности за результаты своего труда и видит свою дисциплину целиком.

Пятый уровень - системно формирующий деятельность и поведение обучающихся. Такое мастерство является результатом глубокого знания преподавателем педагогики, методики и своего предмета.

Преподаватель высокой квалификации проводит занятия на высоком идейно-теоретическом уровне с большим воспитательным воздействием на обучающихся, управляет их работой, применяя при этом эффективные для данной группы методы.

С. В. Гончаренко так определяет педагогическое мастерство: «Это характеристика высокого уровня педагогической деятельности. Критериями педагогического мастерства педагога выступают такие признаки его деятельности как: гуманность, научность, педагогическая целесообразность, оптимальный характер, результативность, демократичность, творчество, оригинальность».

По мнению И. П. Пидласого, мастерство педагога проявляется в умениях организовывать учебный процесс, активизировать обучающихся, развивать их способности, самостоятельность, любознательность, эффективно проводить воспитательную работу, формировать у обучающихся высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие. «Сущность педагогического мастерства - это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным владением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом».[4]

Формирование у преподавателей специальных дисциплин высокого уровня педагогического мастерства процесс длительный и кропотливый. Здесь решающее значение имеют личные усилия педагога. Для того, чтобы достичь высокий уровень педагогического мастерства будущий преподаватель со студенчества должен вырабатывать в себе педагогическую наблюдательность и умение организовывать учебно-воспитательный

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

процесс. Только так, сегодняшние обучающиеся, могут стать конкурентно способными и

первоклассными педагогами.

ЛИТЕРАТУРА:

1. https://scienceforum.ru/2017/article/2017031077

2. Евсютина, В.И. Роль преподавателя в обеспечении эффективности учебного занятия [Текст] / В.И. Евсютина. - [Электронный ресурс]: URL: http://www.informio.ru/publications/id42

3. Методики для анализа собственной педагогической деятельности: учебно-методическое пособие для преподавателей [Текст] // 8 Е. А. Лебедева, Н. И. Лыгина, Г. Б. Скок, Е. Ю. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - 42 с.

4. Есенбекова, А. Э. Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей / А. Э. Есенбекова, С. М. Дусталиева. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.