УДК 551.521.3,551.583
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
КРУЧ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
Преподаватель специальных дисциплин КГКП «Высший строительно-экономический колледж» г.Петропавловск
Аннотация: в статье рассмотрены особенности преподавания специальных дисциплин в условиях технического и профессионального образования на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий и педагогического мастерства.
Ключевые слова: методика, дисциплина, мастерство, педагогика, система, обучение, метод, квалификация.
Важнейшей частью образования является обучение студентов самостоятельно мыслить, принимать и усваивать изложенный материал. Будущее потенциальных специалистов нашей страны в основном зависит от самостоятельных занятий студентов и компетентности преподавателей.
Преподавание специальных дисциплин включает в себя изучение возможностей и способов изучения выбранных дисциплин на профессиональном уровне, изучение современных методик обучения и возможность получения доступных навыков их применения, а так же, выработка методов итоговых контролей знаний студентов, специальных дисциплин. Процесс обучения должен стимулировать студентов использовать полученные знания на практике и в решении поставленных перед ними задач. Так же, важно грамотное изложение преподавателем, темы его дисциплин. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности студентов, их возраст, и степень нагрузки. [1]
Степень образованности выпускников средних учебных заведений во многом зависит от методики преподавания тех или иных дисциплин. Преподавание специальных дисциплин вместе с дисциплинами общеобразовательного цикла, образуют ряд дисциплин, задачей которых является формирование у обучающихся системы профессиональных знаний, а также развитие умений и навыков педагогической деятельности.
При преподавании специальных дисциплин важно уделить внимание системному подходу к организации учебно-воспитательного процесса по дисциплине.
Ключевым вопросом в преподавании является методика самоотверженного воспитания обучающихся в процессе обучения.
В настоящее время нужно рассматривать методы активации учебной работы обучающихся, развития у них технического мышления и творческих способностей, осуществление которых в значительной степени основывается на методики проблемного обучения.
В повседневной практической деятельности преподаватель устанавливает цели и задачи каждого занятия, определяет форму его организации, продумывает структуру занятия, отбирает учебный материал, устанавливает его связь с ранее изученным материалом, намечает воспитательные воздействия, подбирает необходимые средства обучения, ведет учебную документацию. Перечисленные обязанности повторяются изо дня в день и являются общими для любого преподавателя. Таким образом, преподавание необходимо вести по общим законам, которые устанавливает методика преподавания и дисциплины.[2]
Методика преподавания исходит из задач, поставленных перед учебными заведениями по подготовке высококвалифицированных специалистов. В задачи современного образования кроме воспитания входит также развитие интеллекта обучающихся, технического мышления и их творческих способностей. Методика преподавания дисциплины должна дать научное
обоснование целей, содержания и принципов обучения, а также определить эффективные формы, методы и средства обучения, воспитания и развития обучающихся.
Методика преподавания специальных дисциплин - это педагогическая наука о методах, организационных формах и средствах обучения этим дисциплинам, а также о методах воспитания и развития обучающихся в процессе обучения.
Методика преподавания должна объяснить будущему преподавателю, чему и как учить, в какой последовательности и почему именно так, а не иначе. Она охватывает не только методы, но и содержание обучения в зависимости от контингента обучающихся.
Изучение методики преподавания создает фундамент педагогического мастерства у будущих преподавателей.
Педагогическое мастерство - это система профессиональных приемов, используемых преподавателем для передачи обучающимся знаний по данной дисциплине в зависимости от его личных качеств, способной и характера. Это мастерство формируется в процессе педагогической деятельности, в ходе настойчивых и целеустремленных усилий преподавателя
[3].
Условно можно выделить пять уровней педагогического мастерства.
Первый уровень - репродуктивный, простое пересказывание своей дисциплины так, как она изложена в учебнике, без учета состава обучающихся.
Второй уровень - адаптивный, преподаватель излагает материал применительно к составу обучающихся, чувствует настроение аудитории, имеет с ней контакт и он способен реализовать свои знания.
Третий уровень - локально формирующий знания, преподаватель может сформировать у обучающихся знания, умения и навыки по отдельным темам, проявляется опыт творческой педагогической работы.
Четвертый уровень - системно формирующий знания, умения и навыки по данной дисциплине, преподаватель имеет личную убежденность учить, способен сформировать у обучающихся систему знаний по своей дисциплине, педагог испытывает чувство высокой ответственности за результаты своего труда и видит свою дисциплину целиком.
Пятый уровень - системно формирующий деятельность и поведение обучающихся. Такое мастерство является результатом глубокого знания преподавателем педагогики, методики и своего предмета.
Преподаватель высокой квалификации проводит занятия на высоком идейно-теоретическом уровне с большим воспитательным воздействием на обучающихся, управляет их работой, применяя при этом эффективные для данной группы методы.
С. В. Гончаренко так определяет педагогическое мастерство: «Это характеристика высокого уровня педагогической деятельности. Критериями педагогического мастерства педагога выступают такие признаки его деятельности как: гуманность, научность, педагогическая целесообразность, оптимальный характер, результативность, демократичность, творчество, оригинальность».
По мнению И. П. Пидласого, мастерство педагога проявляется в умениях организовывать учебный процесс, активизировать обучающихся, развивать их способности, самостоятельность, любознательность, эффективно проводить воспитательную работу, формировать у обучающихся высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие. «Сущность педагогического мастерства - это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным владением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом».[4]
Формирование у преподавателей специальных дисциплин высокого уровня педагогического мастерства процесс длительный и кропотливый. Здесь решающее значение имеют личные усилия педагога. Для того, чтобы достичь высокий уровень педагогического мастерства будущий преподаватель со студенчества должен вырабатывать в себе педагогическую наблюдательность и умение организовывать учебно-воспитательный
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
процесс. Только так, сегодняшние обучающиеся, могут стать конкурентно способными и
первоклассными педагогами.
ЛИТЕРАТУРА:
1. https://scienceforum.ru/2017/article/2017031077
2. Евсютина, В.И. Роль преподавателя в обеспечении эффективности учебного занятия [Текст] / В.И. Евсютина. - [Электронный ресурс]: URL: http://www.informio.ru/publications/id42
3. Методики для анализа собственной педагогической деятельности: учебно-методическое пособие для преподавателей [Текст] // 8 Е. А. Лебедева, Н. И. Лыгина, Г. Б. Скок, Е. Ю. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - 42 с.
4. Есенбекова, А. Э. Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей / А. Э. Есенбекова, С. М. Дусталиева. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф.