Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 2 (1), с. 16-23
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© 2013 г. Г.А. Кручинина1, Л.А. Купряшина2
'Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского
Поступила в редакцию 08.02.2013
Рассматривается проблема формирования математической компетентности бакалавров экономических специальностей в условиях информатизации высшего профессионального образования. Описывается модель математической подготовки бакалавров экономических специальностей, основанной на рациональном сочетании традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов.
Ключевые слова: компетентностный подход, средства информационных и коммуникационных технологий, обучение математике бакалавров экономических специальностей.
В условиях перехода к уровневой структуре высшего профессионального образования стратегические ориентиры модернизации отечественного образования, отраженные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Национальном проекте «Образование», модели «Российское образование - 2020», в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС ВПО), направлены на результат подготовки выпускников, в качестве которого выступает сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций [1, 2].
Решение этой задачи требует поиска путей совершенствования качества подготовки специалистов и служит основанием для развития инновационных процессов в профессиональном образовании, которые охватывают разработку новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, богатейшие возможности которых открываются благодаря научно-техническому прогрессу, и прежде всего информационным и коммуникационным технологиям.
В значительной степени сказанное касается математической подготовки студентов экономических специальностей, в рамках которой информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в силу своеобразия взаимодействия учебного математического содержания и экономической реальности могут служить важным средством усиления профессиональной направленности обучения, необходимым инструментарием, во многом определяющим весь будущий характер этой деятельности.
В рамках компетентностного подхода целью математической подготовки бакалавров экономических специальностей является формирование математической компетентности экономиста, под которой подразумевается сложный феномен, выражающейся в способности/готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятельности с целью эффективного ее осуществления.
Математическая компетентность экономиста включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой [3].
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя:
- интерес учащихся к математической подготовке и осознание ее значимости для будущей карьеры;
- понимание ими необходимости использования математического аппарата для эффективного функционирования в различных ситуациях профессиональной деятельности;
- желание учащихся повысить свой уровень математической подготовки и приобрести новые знания и навыки для применения их в профессиональной деятельности;
- интерес учащихся к различным видам деятельности на занятиях по математике.
Кроме того, показателями ценностно-мотивационного компонента могут выступать сформированные навыки продуктивной работы в интеллектуальных средах: проблемных группах по решению различных математических задач, целеустремленность, эрудиция, ответственность, трудолюбие, организованность.
Когнитивно-деятельностный компонент математической подготовки включает знание и понимание основ математической науки на фундаменте среднего образования; способность находить и интерпретировать нужную математическую информацию для решения конкретных задач, в том числе и профессиональных; знание методов научного исследования; умение логически мыслить, проводить доказательства основных утверждений, устанавливать логические связи между понятиями.
Эмоционально-волевой компонент математической подготовки, связанный с адекватной оценкой учащимися своих способностей и выработкой чувства собственной ответственности за успехи в учебной и будущей профессиональной деятельности, заключает в себе:
- самооценку подготовленности студентов к применению математических знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
- уверенность студентов в необходимости изучения математики;
- осознание своих текущих и будущих потребностей в образовании;
- удовлетворение от использования дополнительных ресурсов в процессе математической подготовки;
- возможность управлять процессом своего обучения.
Наиболее эффективное формирование указанных компонентов математической компетентности может быть обеспечено целенаправленным внедрением в учебный процесс компьютерно-ориентированных методических подходов, основывающихся на использовании соответствующих электронных средств образовательного назначения, и их рациональным сочетанием с традиционными методами обучения.
В обобщенном виде особенности работы по обеспечению рационального сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов можно представить в виде соответствующей модели, состоящей из целевого, процессуально-содержательного и оценочнорезультативного компонентов (рис. 1). В основе функционирования модели лежит совместная деятельность преподавателя и студентов, основанная на целесообразном комплексном использовании традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов, приемлемых в данной конкретной учебной ситуации.
Основную регулирующую роль при реализации работы по обеспечению рационального сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов играют принципы профессиональной направленности; преемственности; познавательной активности; дифференциации и индивидуализации обучения.
Целевой компонент математической подготовки бакалавров экономических специальностей реализуется на различных уровнях (рис. 2) и предполагает зависимость выбора тех или иных методов и средств от целей и задач их профессиональной подготовки в целом, целей изучения курса высшей математики, того или иного его раздела, конкретного занятия, этапа занятия и т.д.
В целом реализация целевого компонента математической подготовки бакалавров экономических специальностей как процесс формирования математической компетентности представлена на рисунке 3.
Применительно к конкретному занятию, наряду с общими целями, преподавателю необходимо решить ряд конкретных образовательных задач, к которым, например, относятся:
- выдвижение и осознание учебной проблемы;
- актуализация ранее усвоенных знаний и способов деятельности;
- усвоение учебного материала и его обобщение;
- первичное закрепление знаний, отработка базовых умений и навыков;
- обобщение и систематизация изученного.
Выбор тех или иных традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов для конкретного занятия по математике связан также с необходимостью формирования некоторых универсальных умений, соответствующих ключевым компетенциям будущих экономистов, среди которых можно в первую очередь выделить:
- коммуникативные (умения работать с учебной информацией, представленной в различных формах);
- аналитические (составляющие аналитикосинтетической деятельности по когнитивной обработке информации);
- графические (умения работать с информацией, представленной в графическом виде).
Интегральный анализ различных целевых детерминантов лежит в основе критерия выбора характера сочетания используемого дидактического инструментария.
Процессуально-содержательный компонент математической подготовки бакалавров экономических специальностей соответствует госстандартам и учебным программам и включает в себя разделы алгебры, математического анализа, аналитической геометрии на плоскости и в пространстве. В рассматриваемом контексте характер усваиваемого математического содержания тесно связан, с одной стороны, с возможностью его экономической интерпретации, а с другой - с теми методическими подходами, которые в наиболь-
Основные цели и задачи математической подготовки
1) мотивационно-ценностный компонент, 2) когнитивно-деятельностный компонент, 3) эмоционально-волевой компонент
8
X
<и
(Т
ю
о
3
«
О
н
<и
3
X
X
о
8
Я
8
«
й
Л
н
Принципы подготовки
и
Профессиональной Преемственности Познавательной Дифференциации и
направленности активности индивидуализации
н
Содержание подготовки
1
и
1
1
Дидактическое обеспечение учебного процесса
Особенности сочетания методических подходов
о
и
о
X
л
ч
н
я
о
СП
Л м
*8 К 2 * и сг н й
и- *
Я ^
щ из
Л йй О
3
X
х
о
а
н
и
4 СП
Параметры результата математической подготовки ~ * ~
Базовый уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Педагогические условия эффективности математической подготовки
Обеспечение взаимной компенсации возможных негативных последствий нерационального использования компонентов дидактического инструментария
Адекватность
дидактического
инструментария
решаемой
образовательной
задаче
Преемственность традиционных и компьютерноориентированных методических подходов
Соответствие выбираемого дидактического инструментария индивидуальным особенностям участников педагогического процесса
Рис. 1. Модель математической подготовки бакалавров экономических специальностей, основанной на рациональном сочетании традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов
шей степени актуализируют его профессиональный и развивающий потенциал.
Оптимальное, с рассматриваемой точки зрения, развертывание математического содержания предполагает, с одной стороны, возможность соотнесения его с имеющимися представлениями студентов о тех или иных экономических феноменах, а с другой - обеспечение понимания ими сущности использования математического аппарата при их исследовании на основе рационального сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов. При этом изначально создается некото-
рая установка за счет привлечения определенных приемов и средств стимуляции, обусловливаемых характером изучаемого фрагмента содержания и доминирующими типологическими особенностями студентов. Данная установка закрепляется путем рассмотрения некоторого простейшего явления или процесса, имеющего место в экономической практике, что актуализирует ситуативную мотивацию обучаемых. Далее на основе привлечения соответствующего дидактического инструментария, в частности электронных образовательных средств, раскрывается возможность применения математического аппарата при анализе рас-
Рис. 2. Реализация целевого компонента математической подготовки бакалавров экономических
специальностей на различных уровнях
Рис. 3. Схема целевого компонента в системе математической подготовки бакалавров экономических специальностей
сматриваемого явления или процесса, которая закрепляется в когнитивно-идентификационном фонде студента.
Вполне очевидно, что отбор и предъявление содержания учебного математического материала тесно связаны с формами организации учебного процесса. Основными формами организации учебного процесса по математике в высшей школе, как известно, являются: аудиторная (лекция, практическое занятие, зачет, экзамен) и внеаудиторная формы. Эти формы в существенной мере предопределяют возможности сочетания традиционных и компьютерно-
ориентированных методических подходов. В частности, на лекциях доминирующее положение должны занимать традиционные монологические и диалогические методы обучения, подкрепляемые по мере необходимости компьютерными средствами визуализации и динамизации. На практических же занятиях появляется возможность более существенного подключения программных средств для рационализации поисковых процессов.
В качестве универсального формата для используемого дидактического инструментария выбрано представление в виде упорядоченной
триады: А!^к (.,},к = 1, 2, 3), где Д - характер целеобразования: внешнего или внутреннего; 1} - ориентация на степень соотнесения
различных форм представления материала; Gk
- уровень реализации профессионального потенциала усваиваемого содержания [4]. Данный формат уточняется посредством соотнесения той или иной комбинации параметров с определенным электронным средством обучения, относящимся, по уточненной классификации И.В. Роберт [5], к обучающим, контролирующим, моделирующим, демонстрационным, информационно-поисковым или справочным средствам.
Такое соотнесение в первую очередь детерминируется необходимостью устранения недостатков традиционной системы обучения с помощью возможностей, предоставляемых информационными и коммуникационными технологиями. В то же время рациональное использование электронных средств в рамках традиционных методов обучения математике будет способствовать существенному снижению негативного влияния компьютера на качество учеб-
ного процесса и здоровье обучаемых.
При подборе соответствующего методического обеспечения необходимо также учитывать материальную и моральную (лицензированные программные продукты) доступность технических и программных средств, наличие необходимого технического оснащения аудитории, индивидуальные возможности участников учебного процесса и уровень подготовки к работе с электронными образовательными средствами как студентов, так и преподавателей.
В целом, отбор содержания и его методического обеспечения для занятия, основанного на рациональном сочетании компьютерно-ориентированных и традиционных методических подходов, определяется:
- образовательными задачами, решаемыми на конкретном занятии: выдвижение и осознание учебной проблемы; актуализация знаний и способов деятельности; усвоение учебного материала и его обобщение; первичное закрепление знаний, формирование базовых умений и навыков; обобщение и систематизация изученного;
- профессиональным потенциалом рассматриваемого математического содержания;
Таблица 1
Критерии сформированности математической подготовленности бакалавров экономических специальностей
^хКрмпоненг Уровень Мотивационноценностный компонент Когнитивно- деятельностный компонент Эмоционально-волевой компонент
Базовый уровень математической подготовки Слабая мотивация и интерес к математической подготовке; потребность студента в ее формировании неустойчива, студенту не совсем ясна необходимость использования математики в профессиональной деятельности Фундаментальные математические знания освоены студентом в объеме, представленном в стандарте, но чаще всего являются поверхностными Низкая самооценка студентами степени математической подготовленности; отсутствие уверенности при самостоятельном использовании математического аппарата; отсутствие возможности управления своим процессом обучения
Средний уровень математической подготовки Устойчивая мотивация и достаточно высокий уровень интереса к математической подготовке; осознание значимости математической подготовки для будущей карьеры Фундаментальные математические знания студента глубокие, объединены в систему Довольно высокая самооценка студентами своей математической подготовленности; значительная степень уверенности при участии в семинарах и самостоятельной работе; возможность самостоятельно управлять своим процессом обучения
Высокий уровень математической подготовки Математическая подготовленность представляется студенту необходимым свойством личности для успешности осуществления профессиональной и других видов деятельности; потребность в ее формировании устойчива; студент отчетливо представляет профессиональные задачи, для решения которых математическая подготовка ему необходима Фундаментальные математические знания глубокие, целостные, системные, затрагивают широкий круг вопросов Высокая самооценка умения использовать математические знания в профессиональной деятельности; высокая степень осознания своих текущих и будущих потребностей в образовании и самообразовании; возможность управлять процессом своего обучения
Таблица 2
Формирование математической компетентности бакалавров экономических специальностей
Формы обучения Использование средств ИКТ в процессе обучения Виды ИКТ
Базовый уровень математической подготовки Традиционные формы обучения: лекции, практические занятия, индивидуальные консультации, самостоятельная работа студентов Фрагментарное бессистемное использование средств ИКТ Программные средства Microsoft: MS Word, MS Excel, MS Power Point для разработки презентаций и других материалов (графики, диаграммы, кроссворды, составление буклетов); информационные ресурсы сети Интернет для образовательных целей; диагностические, тестовые компьютерные программы
Средний уровень математической подготовки Традиционные формы обучения: лекции, практические занятия, индивидуальные консультации, самостоятельная работа студентов; инновационные формы обучения: лекции-визуализации, практические занятия с использованием средств ИКТ, кейс-технология и др. Систематическое использование средств ИКТ Программные средства Microsoft: MS Word, MS Excel, MS Power Point для разработки презентаций и других материалов (графики, диаграммы, кроссворды, составление буклетов); информационные ресурсы сети Интернет для образовательных целей; диагностические, тестовые компьютерные программы; электронные учебники по математике; профессионально направленные мультимедиатехнологии; интерактивная доска в рамках «кейс-стади»
кв вот о огд о п й о к с е 1 е ета ам ьн е в о р йиок с ы m Традиционные формы обучения: лекции, практические занятия, индивидуальные консультации, самостоятельная работа студентов; инновационные формы обучения: лекции-визуализации, кейс-технология и др.; творческая работа студентов исследовательского характера с использованием средств ИКТ Рациональное сочетание традиционных и компьютерноориентированных методических подходов Программные средства Microsoft: MS Word, MS Excel, MS Power Point для разработки презентаций и других материалов (графики, диаграммы, кроссворды, составление буклетов); информационные ресурсы сети Интернет для образовательных целей; диагностические, тестовые программы; электронные учебники по математике; профессионально направленные мультимедиатехнологии; интерактивная доска в рамках «кейс-стади»; моделирующие программы; профессиональные математические программы (Matlab, Ma-thematica и др.); интерактивные ресурсы Интернета (электронная почта, электронные конференции, видеоконференции, веб-форумы, чаты, ICQ); Интернет-технологии (Веб 2.0, Вики и т.д.); системы управления обучением (Moodle)
- возможностью формирования у студентов экономических специальностей обозначенных выше общекультурных и профессиональных компетенций;
- формой организации образовательного процесса: аудиторная (лекция, практическое занятие, коллоквиум, зачет, экзамен и др.), внеаудиторная (самостоятельная работа студента);
- материальной и моральной доступностью технических и программных средств;
- индивидуальными возможностями студентов и преподавателей (доминирующий способ когнитивной переработки усваиваемой информации; знание и умение работать с тем или иным электронным средством, уровень компьютерной грамотности).
Анализ указанных факторов позволяет ориентироваться в основном на одну из трех возможностей сочетания традиционной и компьютерно-ориентированной составляющих используемого дидактического инструментария:
1. Существенное преобладание электронной составляющей. Такое обучение предполагает непрерывное использование программных средств на каждом занятии, опирающееся на разработку специальных учебных электронных комплексов;
2. Существенное преобладание традиционной составляющей. В данном случае компьютер используется несистематически, как средство обучения, предоставляющее лишь некоторые «уникальные» возможности, которые невозможно или очень сложно получить посредством традиционных методов обучения;
3. «Паритетное» использование традиционных методов и подходов, основанных на использовании электронных средств обучения. Здесь предполагается систематическое рациональное использование электронных средств, обеспечивающее эффективную компенсацию негативных сторон традиционных методов и электронных средств обучения.
Оценочно-результативный компонент включает в себя параметры качественных изменений математической подготовки и развития бакалавров экономических специальностей: критерии оценки мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и эмоционально-волевого компонентов математической компетентности экономиста (табл. 1):
- уровень сформированности мотивационноценностного компонента (характер личностного отношения будущих экономистов к математике и степень их заинтересованности в ее освоении);
- уровень сформированности когнитивнодеятельностного компонента (общий показатель обученности);
- уровень сформированности эмоциональноволевого компонента математической подготовленности (наличие определенных профессионально значимых умений, необходимых для планирования, организации и ведения экономической деятельности, а также анализа и коррекции результатов собственной работы).
Формирование математической компетенции бакалавров экономических специальностей предполагает использование различных информационных и коммуникационных технологий в различных формах организации учебной деятельности, таких как диагностические, обучающие, тестовые программы; электронные учебники; программные средства Microsoft: MS Word, MS Excel, MS Power Point; профессионально направленные
мультимедийные обучающие программы; информационные ресурсы сети Интернет для образовательных целей; интерактивные ресурсы Интернета; интерактивная доска для презентаций в рамках «кейс-стади»; технологии Веб 2.0, Вики; системы управления обучением и др. В таблице 2 представлено поуровневое формирование математической компетентности бакалавров экономических специальностей с использованием вышеуказанных средств ИКТ.
При увеличении используемых средств информационных и коммуникационных технологий и форм организации учебного процесса повышается уровень математической подготовки студентов.
Наибольшая эффективность функционирования построенной модели достигается при выполнении следующих педагогических условий: обеспечение взаимной компенсации возможных негативных последствий нерационального использования компонентов дидактического инструментария; адекватность дидактического инструментария решаемой образовательной задаче; преемственность традиционных и компьютерноориентированных методических подходов; соответствие выбираемого дидактического инструментария индивидуальным особенностям участников педагогического процесса.
Подход, основанный на предлагаемых педагогических решениях, проходил экспериментальную проверку на факультете экономики, менеджмента и информатики Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Полученные экспериментальные данные подтвердили реализуемость предлагаемых педагогических решений и их эффективность в рамках объекта исследования.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономи-
ческого развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. 2009. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/online/base/?req=
doc; base=LAW;n=90601, свободный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 - Экономика. Квалификация - бакалавр: утв. и введ. 21.12.2009 № 747 / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М.: [б. и.] , 2009. 14 с.
3. Кручинина Г.А., Быкова Ж.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности специалистов в условиях информатизации высшей профессиональной школы: Монография. Нижний Новгород: НФ УРАО, 2009. 256 с.
4. Родионов М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования: Монография. Саранск: Изд-во МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2001. 252 с.
5. Роберт И.В. Современные информационные перспективы использования. М.: Изд-во «Школа-технологии в образовании: дидактические проблемы; Пресс», 1994. 205 с.
SPECIFIC FEATURES OF MATHEMATICAL TRAINING OF UNDERGRADUATE ECONOMICS STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH
G.A. Kruchinina, L.A. Kupryashina
The paper addresses the issue of forming mathematics competency in undergraduate economics students under informatization of higher education. The authors describe a model of mathematical preparation of undergraduate economics students based on a rational combination of traditional and computer-oriented methodological approaches.
Keywords: competency-based approach, information and communication technologies, mathematical training of undergraduate economics students.