References
1. Directory in demand in the labour market, new and emerging occupations, including those requiring vocational education. Approved. by order of the Ministry of labor and social security 2 november 2015. № 832. URL:http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/437
2. Varlamov L.N. Development of the specialty "documentology and archivistics" at the faculty of documentation science and Technotronic archives history and archives Institute RGGU: an inside View // Vestnik RGGU. Ser. «Dokumentovedenie i arhivovedenie. Informatika. Zashhita informacii i informacionnaja bezopasnost'. 2015. No. 2. P. 26-34.
3. The layout of the GEF IN the level of education undergraduate. URL: http://fgosvo.ru/files/files/Makiet_FGOS_VO_bakalavriat_23032017.doc
УДК 025.5(430) С.А. АЛАШЕЕВА
ОСОБЕННОСТИ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГЕРМАНИИ
Алашеева Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, декан факультета дополнительного образования Самарского государственного института культуры (Самара, ул. Фрунзе, 167), alasheeva@ smrgaki. ги
Аннотация. Система подготовки кадров для библиотечно-информационной сферы в Германии включает в себя подготовку бакалавров и магистров. Образовательные программы носят модульный характер и включают в себя как обязательные, так и факультативные дисциплины. Анализ учебных планов по магистратуре четырех вузов показал их разнонаправленность и возможность подготовки уникальных специалистов с ориентацией на разные аспекты библиотечно-информационной работы. Для программ магистратуры применяется также дистанционная форма обучения. Ключевые слова: библиотеки, высшее образование, бакалавриат, магистратура, библиотечно-инфор-мационный специалист.
UDC 025.5(430) S.A. ALASHEYEVA
FEATURES OF MASTER'S TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES
IN GERMANY
Alasheyeva Svetlana Anatolyevna, PhD (pedagogical sciences), dean of the faculty of continuing education of the Samara state institute of culture (Samara, Frunze str., 167), [email protected]
Abstract. The system of training for library and information sector in Germany includes preparation of bachelors and masters. Educational programmes are modular and include both mandatory and optional disciplines. The analysis of curricula at the master's four universities showed their versatility and the ability to prepare unique specialists with a focus on different aspects of library and information work. For master programs will also apply distance learning, which allows you to study without leaving their jobs. Keywords, libraries, higher education, bachelor's degree, master's degree, library and information specialist.
Трансформация профессии библиотекаря и роли библиотеки в обществе влечет за собой содержательные изменения в системе подготовки кадров, а система подготовки библиотечных кадров претерпевает значительные изменения не только в России. Вузовское образование переходит от предметности в обучении к компетентностному подходу,
№ 3 (66), 2017
"Библиотековедение и документальная информация" ^ Q1
при котором особое значение приобретает умение работать с информацией и адаптация к быстроизменяющейся окружающей среде.
В Германии в настоящее время реализуются 12 образовательных программ высшего образования (бакалавриат, магистратура) в области библиотечно-информационного дела в шести вузах: институт г. Потсдама, университет прикладных наук г. Гамбурга, Медиа-институт в г. Штутгарте, университет им. Гумбольдта в г. Берлине, технический университет бизнеса и культуры в г. Лейпциге и технический университет г. Кельна [1, 2].
Основные аспекты направления обучения: разработка, проектирование, оценка информационных продуктов и услуг, передача и распространение информационных продуктов и услуг, систематизация, каталогизация и сохранность информационных фондов, управление и анализ информации, работа с цифровыми информационными ресурсами, использование информационных технологий в практической деятельности и др. Возможность обучения в дистанционной форме предоставляется только в двух вузах - техническом университете г. Кельна и университете им. Гумбольдта в г. Берлине [4, 5]. Обучение студентов организовано на базе онлайн-платформы (как правило, Moodle), которая предоставляет доступ к теоретическому материалу (текстовый материал или видеолекции), практическим работам, методическим рекомендациям и рекомендуемой литературе. Такая форма обучения обязательно дополняется очными сессиями, которые способствуют общению студентов в рамках одного курса и дают возможность студентам получить консультацию у преподавателей по тематике научно-исследовательской работы. Содержательно дистанционная форма соответствует аналогичным программам очного обучения.
Приемные требования для поступления в магистратуру - базовое высшее образование (бакалавриат или специалитет) в области библиотечно-информационной деятельности и не менее одного года профессионального опыта. Если базовое образование связано с другими профессиональными областями, то для поступления необходимо иметь не менее четырех лет практической работы в библиотеке.
Процесс обучения носит модульный характер с обязательными и факультативными дисциплинами. Если обратить внимание на тематическую составляющую, то увидим, что в медиаинституте в рамках модулей бакалаврской программы студентам предлагаются такие предметы, как «Цифровые музыкальные библиотеки и архивы», «Инновации и управление», «Linked Open Data», «Семантический веб (Semantic web)», «Библиотека как учебный центр» и другие. В институте г. Кельна по программе бакалавриата «Библиотековедение» учебный план включает следующие дисциплины: «Библиотека, информатика и общество», «Управление», «Описание документов, организация знаний и информационный поиск», «Информационные ресурсы и услуги», «Литература и медиа-ресурсы», «Информационные технологии» [4].
Остановимся более внимательно на программах магистратуры, так как для российской практики сегодня это является наиболее актуальным направлением. Анализ учебных планов позволяет выделить ключевые тематические блоки, на которые делается аспект в разных программах.
В Техническом университете г. Кельна обучение по магистерской программе «Библиотековедение и информатика» ориентировано прежде всего на публичные библиотеки и информационное обслуживание пользователей и включает четыре обязательные дисциплины: менеджмент, библиотека, информация, общество; метаданные, информационные ресурсы, информационные технологии и две дисциплины по выбору: специальные услуги для обучения и научных исследований, стратегическое развитие публичных библиотек, оцифровка и архивирование, e-science и управление данными, право и этика в профессиональной практике, информационное посредничество, актуальные события в общественной политике, концепции развития библиотеки и организации пространства [4].
Программа «Библиотековедение и информатика» в Берлинском университете им. Гумбольдта дает возможность получить практические знания в области информационных технологий и их использования в библиотечном обслуживании. Учебный план включает две
обязательные дисциплины: методы исследования в библиотековедении и информатике и цифровая информационная инфраструктура и 3 дисциплины по выбору: средства массовой информации и управления знаниями; библиометрия, инфометрия, наукометрия; информационная политика и этика, поиск и передача информации, отдельные аспекты цифрового информационного обеспечения, коммуникация и управление знаниями, управление информацией, электронные архивы и сохранность информации [5].
Больше всего дисциплин включено в учебный план программы «Библиотековедение и информатика» технического университета бизнеса и культуры г. Лейпцига, которая нацелена на музыкальные библиотеки и библиотечную педагогику. Кроме обязательных дисциплин (организация и управление персоналом, информация, СМИ и авторское право, здание и пространство библиотеки, документальная информация и метатекст, оцифровка и сохранность, управление ресурсами) и пяти вариативных дисциплин (музыкальные библиотеки, специфика работы музыкальной библиотеки, информационные услуги, библиотечная педагогика, основы педагогики и образование взрослых, исторические коллекции, предоставление и совместное использование информационных ресурсов, менеджмент организации), вуз дает возможность получить знания по трем дисциплинам других магистерских программ. Такая форма позволяет подготовить профессионала со знаниями из смежных отраслей знаний [3].
Уникальная магистерская программа «Информация, библиотека, СМИ» реализуется в университете прикладных наук г. Гамбурга, которая не предполагает обязательных дисциплин, но обучающиеся имеют возможность сформировать собственную образовательную траекторию из дисциплин областей: культура и медиа, информатика, международные коммуникации и медиа, информационная архитектура и технологии, информационная и медиаэкономика (10 дисциплин) [6].
Учебные планы всех вузов предусматривают также стажировку, подготовку проектной работы и магистерской диссертации. Стажировка длится не менее четырех недель и входит в общий объем кредитов. Таким образом, программы магистратуры в области информационно-библиотечных наук в Германии предназначены для специалистов, имеющих практический опыт работы в данной сфере. Длительность обучения составляет 3-4 семестра, первый год обучения посвящен изучению учебных дисциплин, а второй год предназначен для стажировки и научно-исследовательской работы (проект и магистерская диссертация). Первая часть представлена, как правило, 5-10 дисциплинами (обязательными и дисциплинами по выбору). Самое большое количество дисциплин присутствует в учебных планах технического университета бизнеса и культуры г. Лейпцига и университете прикладных наук г. Гамбурга, а самое маленькое - в университете им. Гумбольдта в г. Берлине (5 дисциплин). Если обратить внимание на магистерские программы, реализуемые в российских вузах, то в среднем учебные планы содержат 15-20 дисциплин, причем большая часть этих дисциплин - обязательные.
Таким образом, анализ магистерской подготовки в немецких вузах показал, что большой акцент делается на современные информационные технологии. Уникальность каждой учебной программы за счет большого количества дисциплин по выбору и возможностью изучения дисциплин других направлений позволяет учитывать разные аспекты деятельности библиотечно-информационных работников в организациях как государственного, так и частного секторов.
Литература
1. Bibliotheksportal. URL: http://www. bibliotheksportal.de
2. Studieren-studium. URL:http://www.studieren-studium.com
3. Технический университет бизнеса и культуры г. Лейпциг. URL: http://www.htwk-leipzig.de
4. Технический университет г. Кельна. URL: https://www.th-koeln.de
5. Университет им. Гумбольдта, г. Берлин. URL: http://www.hu-berlin.de
№ 3 (66), 2017
"Библиотековедение и документальная информация"
6. Университет прикладных наук, г. Гамбург. URL: http://www.haw-hamburg.de References
1. Bibliotheksportal. URL: http://www. bibliotheksportal.de
2. Studieren-studium. URL: http://www.studieren-studium.com
3. Technical university of business and culture Leipzig. URL: http://www.htwk-leipzig.de
4. University of applied sciences (TH Кз1п). URL: https://www.th-koeln.de
5. Humboldt university Berlin. URL: http://www.hu-berlin.de
6. University of applied sciences, Hamburg. URL: http://www.haw-hamburg.de
УДК 025. 5:81'374 В.В. ГОНЧАРОВА
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВКА И КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Гончарова Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и перевода Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21), [email protected]
Аннотация. Виртуальная справка, которая представляет собой ответ на пользовательский запрос о каком-либо концепте, рассматриваемая с точки зрения когнитивной лингвистики, остается вне поля зрения специалистов. Она является источниковедческим, лексикографическим, библиографическим ресурсом для многоаспектных исследований. Выявлены основные негативные факторы в работе виртуального справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей библиотек. Ключевые слова: концепт, виртуальная выполненная справка, справочно-библиографическое обслуживание, источниковедческая база.
UDK 025. 5:81'374 V.V. GONCHAROVA
VIRTUAL MADE REFERENCE AND COGNITIVE LINGUISTICS
Goncharova Victoria Vladimirovna, PhD (pedagogical), associate professor of Saint Petersburg state university of economics (Saint Petersburg, Sadovaya str., 21), [email protected]
Abstract. A virtual reference representing an answer to a user' request about any concept considered from point of view of cognitive linguistics remains out of view of experts. It is a source, lexicographical, bibliographic resource for the multiaspect research.
Keywords: concept, virtual made reference, reference and bibliographic service, source base.
Виртуальная выполненная справка когнитивно-лингвистической направленности выполняется не только в библиотеках, но и в службах русского языка, в других организациях, на форумах и т.д. Поток подобных запросов от пользователей значителен, они принимаются по телефону, скайпу, ICQ, онлайн.
Материалы архивов выполненных справок имеют большой информационный потенциал для пользователей, специалистов в области лингвистики. Однако лингвистами, в том числе и когнитологами, очень редко в научных работах рассматриваются только справки, выполненные в лингвистических справочных службах. Приведем ряд примеров.
На базе архива справочной службы «Культуры письменной речи», насчитывающего 10 589 выполненных справок, был создан «Новый и старый лексикон» [6] материала справочной службы русского языка «Грамота.ру» (около 260 000 вопросов) и радиопередачи «Грамотей» РГРК «Голос России» (более 200 выпусков радиопередачи) - диссертационное исследование В.В. Свинцова «Языковая трудность: системный, лексикографический и методический аспекты» [7].