УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЦЫГАНСКОГО И РУССКОГО ЭТНОСОВ
© 2016
Чернышова Евгения Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Иванов Дмитрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М.Горького, 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы этнического статуса младших школьников различных этнических групп, обучающихся в одном образовательном пространстве. Рассмотрено понятие этнического статуса человека, его структура, и факторы, определяющие его. Показано влияние группового сознания на этнический статус человека. Определена важность учета этнического статуса младших школьников для бесконфликтного взаимодействия учащихся в образовательном учреждении. Сделан важный вывод о том, что недостаток учета этнического статуса учащихся приводит к росту тревожности и снижению самооценки школьников, повышению межэтнического напряжения в отношениях и взаимодействии. Проведен анализ современных научных работ российских психологов и педагогов, изучавших тревожность, страх, стресс у младших школьников. Содержится описание проведенного исследования личностных особенностей младших школьников цыганского и русского этносов. Приводятся результаты сравнительного психодиагностического обследования младших школьников в двух этнических группах в условиях совместного обучения. Результаты проведенного эксперимента позволили обнаружить особенности самооценки, ситуативной и личностной тревожности представителей русского и цыганского этносов. На основании этих результатов сделано заключение о различиях в уровне притязаний, тревожности и самооценки младших школьников, представителей русского и цыганского этносов, обучающихся в одном образовательном пространстве. Младшие школьники цыганского этноса отличаются высокой и очень высокой самооценкой и уровнем притязания, характеризуются как стремящиеся к лидерству, тщеславию, проявлению нетерпеливости и «бурности» характера. Младшие школьники русского этноса отличаются средними и низкими показателями самооценки и уровня притязаний, характеризуются стремлением получать новые знания, проявлять творческое начало, развитой интуицией.
Ключевые слова: русский и цыганский этносы, этнический статус, младший школьник, личностные особенности, интуиция, лидерство, тщеславие, педантичность, пунктуальность, уровень притязаний, самооценка, ситуативная тревожность, личностная тревожность.
FEATURES OF PERSONAL SELF-ESTEEM AND ANXIETY OF YOUNGER SCHOOLBOYS THE GYPSY AND RUSSIAN ETHNIC GROUPS
© 2016
Chernyshova Evgeniya Leonidovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of general and social psychology Ivanov Dmitry Victorovich, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, streetM.Gorkogo, 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. The following paper presents a theoretical analysis of the problem of the ethnic status of junior schoolchildren of various ethnic groups, taught in one educational space. The author considers the definition "the ethnic status of a person", its structure and defining factors, the influence of a group consciousness on the ethnic status of a person. Much attention is paid to the importance of the ethnic status of schoolchildren for their non-conflict communication in an educational organization. The paper contains a very important conclusion that if an ethnic status of a student is not taken into account, school-children's self-esteem decreases and interethnic tension increases. The author also analyses papers of Russian psychologists and scientists whose interests are junior school students' fear and stress, describes personal features of Russian and Gypsy ethnic groups.
Keywords: Russian and Gypsy ethnic groups, ethnic status, a junior school student, personal features, self-esteem, intuition, leadership, vanity, pedantry, punctuality, self-assessment, situational anxiety, trait anxiety, personal anxiety.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В российских школах сегодня обучаются дети разных национальностей, и, следовательно, они должны уметь взаимодействовать друг с другом. Если этого не происходит, то в образовательных учреждениях происходят конфликты, и это отражается на уровне тревожности и самооценки школьников. По мнению зарубежных психологов, тревожность выступает как «предупреждение человеку о надвигающейся угрозе, которую надо встретить, избежать или найти средства преодоления» [1, 2, 3].
Представители различных этнических сообществ, вступая в контакт, учитывают этнический статус. Межэтническое напряжение в отношениях и взаимодействии является результатом субъективного определения этнического статуса индивида или группы в иерархии этнических общностей. Межэтническое напряжение тем выше, чем более низкий этнический статус субъективно приписывается этносу. В нестабильной политической ситуации наибольший дискомфорт, по мнению многих исследователей, испытывают этнические меньшинства.
При этом отмечается, что не всегда залогом высокого этнического статуса является большая численность определенного этноса на определенной территории [4, 5, 6].
Этнический статус является полифакторным феноменом и имеет сложную структуру. Этнический статус детерминируется такими объективно действующими факторами, как включенность представителей этноса в систему управления, уровень доходов и образовательный уровень этноса. Однако гораздо большее влияние на этнический статус оказывают феномены группового сознания. Контактирующие этносы оценивают этническую группу по целому ряду критериев. Также большое значение имеет самооценка этноса [7, 8].
Сегодня цыгане распространены по всему миру. При этом они состоят из большого числа этнических групп, каждая из которых имеет свои обычаи, диалекты, культуры и даже внешность. Однако у разных цыганских этнических групп гораздо больше общих черт, нежели различий. Как утверждают лингвисты и генетики, большая часть современных цыган произошла от одной группы выходцев из Индии, расселившейся по миру че-
рез Персию. Общее происхождение цыган обусловило наличие объединяющего фактора - языка (три языка: романи, домари и ломаврен) [9].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В отечественной психологии существует самостоятельная линия изучения взаимодействия личности и культуры, берущая свое начало в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. В культурно-исторической психологии сама культура интерпретируется Л.С. Выготским как система знаков, «врастающих в психику» в качестве особых психических средств. Разные культуры и разные модели поведения делают различными и людей, которые являются их носителями. Личность человека специфична не только в социальном отношении, но и в культурном [10].
Формирование личности, по Л.С. Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Как отмечал Л.С. Выготский, между личностью и культурным развитием ребенка можно поставить знак равенства. Сформулированный Л.С. Выготский исторический принцип показал, что личность формируется в результате исторического развития [11]. Общаясь и взаимодействуя, сравнивая себя с другими, выделяя свое «Я», человек становится личностью. Черты личности раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека [12, с. 12].
В исследованиях российских психологов и педагогов (Р.Б. Аугис, А.И. Захаров, Э.И. Исаева, Б.И. Кочубей, А.М. Прихожан и др.) детально раскрыты такие проявления личности, как тревожность, страх, стресс. В работах этих и других авторов обоснованы психологические средства предупреждения тревожности у детей с разными психофизиологическими особенностями [13].
Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. На формирование самооценки ребенка огромное влияние оказывает оценка окружающих [14, 15]. Самооценка активно способствует саморазвитию личности (Л.И. Авдеева, И.А. Борисова), и, являясь важнейшим регулятором деятельности, оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности; «на основании оценки и самооценки у детей формируется определенный уровень притязаний» [10, с. 384].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования, проведенного на факультете психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, явилось выявление особенностей самооценки и уровня тревожности младших школьников различных этносов. Эмпирическое исследование проводилось с учащимися четвертых классов в МБОУ СОШ №52 города Самары. В исследование приняло участие 40 школьников: 20 -цыганской национальности, из них 5 девочек и 15 мальчиков, и 20 - русской национальности, из них 7 девочек и 13 мальчиков. Возраст испытуемых 9-10 лет. В работе использовался следующий инструментарий: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн; оценка уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л Ханина; психогеометрический тест С. Делленгер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой). Для статистической обработки данных использовали непараметрический критерий U-критерия Манна-Уитни [16].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Результаты диагностики самооценки детей русского и цыганского этноса представлены в таблице 1.
Высокий уровень самооценки указывает на то, что ребенок ценит себя, хорошо к себе относится, знает, что его любят и принимают окружающие, ощущает собственную значимость и нужность.
Дети обследуемых этнических групп: русские и цы-
гане имеют существенные различия в уровне самооценки. Так дети цыганского этноса отличаются высокой (55%), либо очень высокой (45%) самооценкой. В то время как среди детей русского этноса выявлены низкие показатели самооценки (60%), средний уровень (35%) и всего 5% с высоким показателем. Можно сделать вывод, что дети разных этнических групп - русские и цыгане существенно различаются по уровню самооценки.
Таблица 1 - Уровень самооценки младших школьников (%)
Уровень самооценки Уровень самооценки младших школьников (%)
Русские Цыгане иЭмп.
Низкий 60 - 0
Средний 35 -
Высокий 5 55
Очень высокий - 45
Суммы U-критерия Манна-Уитни 210 610
Уровень самооценки младших школьников непосредственно влияет на степень проявления тревожности в классе. Важность формирования адекватной самооценки неоднократно была доказана в теоретических и эмпирических исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов (У. Джеймс, А.А. Реан, М. Феннел, К. Аспер, И.В. Дубровина, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.И. Чеснокова, Р.С. Немов, Р.Х. Шакуров, Л.С. Выготский и др.) [17, 18, 19].
Результаты диагностики уровня притязаний детей русского и цыганского этноса представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Уровень притязаний младших школьников русского и цыганского этноса
Ур овень притязаний Уровень притязаний младших школьников (%)
Русские Цыгане U Эмп.
Низкий 30 - 54.5
Средний 45 25
Высокий 75
Очень ВЬЗСОКИЙ - -
Суммы U-критерия Манна-Уитни 264.5 555 5
Высокий уровень притязаний указывает на тенденцию ставить перед собой высокие цели и более трудные задачи.
Из таблицы 2 видно, что младшие школьники выделенных этнических групп имеют существенные различия в уровне притязаний. Дети цыганского этноса отличаются высоким (75%), либо средним уровнем притязаний (25%), в то время как среди детей русского этноса присутствуют низкие показатели уровня притязаний (30%), средние (45%) и высокие (25%).
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность в младшем школьном возрасте не является устойчивой чертой характера, имеет временные проявления, так как у ребенка именно в период дошкольного детства происходит становление личности [20].
Проанализируем данные по методике оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л Ханина. В таблице 3 представлены данные по двум этническим группам.
Высокий уровень ситуативной тревожности показывает, что у младшего школьника присутствуют внутренние страхи, ему некомфортно, нарушены отношения со значимым взрослым, он закомплексован и боится проявить себя. Причем данные страхи проявляются в конкретных ситуациях и являются скорее временным явлением, провоцируемым конкретной ситуацией. Низкий уровень ситуативной тревожности указывает на комфортность состояния младшего школьника, на готов-
ность и желание взаимодействовать.
Таблица 3 - Ситуативная тревожность младших школьников русского и цыганского этноса
Таблица 5 - Личностные особенности младших школьников русского и цыганского этноса
Уровень тревожности Ситуативная тревожность младших школьников
Русские Цыгане ЦЭмп.
Низкий 20 55 75
Умеренный 50 45
Высокий 30 -
Суммы U-критерия Манна-Ушни 535 2S5
Уровень тревожности Личностная тревожность мчавших школьников 1%)
Русские Цыгане ЦЭмп
Низкий 5 5 €5 5
Умер енный S5 95
Высокий 10 -
Суммы U-критерия Манна-Уитни 544.5 275.5
Фигуры Психогеометрические данные младших школьников (%)
Русские Цыгане
Квадрат 9 35
Прямоугольник 13 5
Треугольник 9 35
Круг 26 15
Зигзаг 43 10
Результаты исследования показали, что младшие школьники русского этноса преимущественно имеют умеренный уровень ситуативной тревожности (50%), низкий (20%) и высокий уровень ситуативной тревожности (30%). Для младшего школьника цыганского этноса характерна преимущественно низкая степень выраженности ситуативной тревожности (55%) и характерно проявление умеренной степени выраженности ситуативной тревожности (45%), высокая в данной группе не выявлена (0%).
Сравнение ситуативной тревожности у младших школьников русского и цыганского этноса показало наличие существенной разницы. Если у русских низкий уровень ситуативной тревожности проявляется лишь в 20% случаях, то у цыган в 55%.
Умеренный уровень выраженности ситуативной тревожности отмечается у 50% представителей русского этноса и 45% цыганского этноса. Высокий уровень тревоги у цыганских школьников отсутствует вовсе, в то время как у русских высокая тревожность выражена у 30% испытуемых.
Результаты личностной тревожности у детей русского и цыганского этносов представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Личностная тревожность младших школьников русского и цыганского этноса
Результаты исследования показывают, что для детей русского этноса в большей степени характерна умеренная степень выраженности личностной тревожности (85%), высокий уровень личностной тревожности составляет (10%), в остальных случаях отмечается низкий уровень (5%).
При рассмотрении результатов представителей цыганского этноса можно констатировать, что для данной группы характерна умеренная степень выраженности личностной тревожности (95%), низкий (5%), а высокий уровень ее не представлен вовсе. Низкий уровень личностной тревожности у младших школьников русского этноса и цыганского этноса представлены на одинаковом уровне.
Сравнение результатов по показателям личностной тревожности показывает, что умеренный уровень присутствует как у русских, так и у цыганских младших школьников.
Показатели по высокому уровню выраженности данной тревожности различны: среди цыганских школьников высокий уровень личностной тревожности не был выявлен, в то время как у русских школьников - 10% имеют высокую степень личностной тревожности.
Проанализируем данные по психогеометрическому тесту С.Делленгер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой). Данные представлены в таблице 5._
ского этноса доминирует «зигзаг» (43%) как форма психогеометрического типа личности, что указывает на тенденцию получать новые знания, творческое начало, развитую интуицию, позитивную установку, данные полученные характеристики сочетаются с национальными особенностями русских. Во втором случаях - «круг» (26%), «прямоугольник» (13%), «треугольник» (9%), «квадрат» (9%). Что касается младших школьников цыганского этноса, то у них преобладает выбор таких фигур, как «треугольник» (35%) и «квадрат» (35%), а затем - «круг» (15%), «зигзаг» (10%) и «прямоугольник» (5%). Полученные данные позволяют атрибутировать личностные особенности младших школьников - представителей цыганского этноса, как склонных к лидерской позиции, тщеславию, характеризующихся нетерпеливостью и возбудимостью характера. Вместе с тем у цыганских школьников, согласно результатам психогеометрического тестирования, присутствуют такие черты характера как педантичность, стремление к порядку и пунктуальность. Такое сочетание личностных характеристик, возможно связано с адаптационными особенностями цыганских детей в условиях систематического обучения, что требует дальнейших исследований.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что уровень притязаний, тревожность и самооценка младших школьников, представителей русского и цыганского этносов, обучающихся в одном образовательном пространстве, различны. Младшие школьники цыганского этноса отличаются высокой и очень высокой самооценкой и уровнем притязания в отличие от детей русского этноса, которые обладают средними и низкими показателями по этим качествам.
Младшие школьники русского этноса преимущественно имеют умеренный и высокий уровень ситуативной тревожности в отличие от младшего школьника цыганского этноса, которым характерна преимущественно низкая степень выраженности ситуативной тревожности, а высокая степень ситуативной тревожности в данной группе не выявлена вовсе. Сравнение результатов по показателям личностной тревожности показывает, что умеренный уровень присутствует как у русских, так и у цыганских младших школьников. Показатели по высокому уровню выраженности личностной тревожности различны: у цыганских школьников нет представителей с данной степенью выраженности тревожности, в то время как некоторые русские школьники имеют высокую степень личностной тревожности.
Сравнение личностных характеристик младших школьников по результатам психогеометрического тестирования, показали, что у школьников - представителей русского этноса наблюдается стремление получать новые знания, проявлять творческое начало, а также развитая интуиция и позитивная установка на обучение. Представители цыганского этноса характеризуются как стремящиеся к лидерству, тщеславию, проявлению нетерпеливости и «бурности» характера. Вместе с тем, у некоторых школьников цыганского этноса проявляются такие черты как педантичность, стремление к порядку и
пунктуальность.
Данное исследование не исчерпывает всей полноты проблемы. Дальнейшие изыскания позволят уточнить выявленную картину особенностей различных этнических групп школьников нашей многонациональной страны.
Каждый человек имеет право открыто приобщаться к культуре того общества, где он проживает независимо от своей конфессиональной принадлежности. Научно-психологические исследования в данной области необходимы, чтобы избежать межрелигиозных и межэтнических напряжений, конфликтов и негативных стереотипов среди представителей различных этносов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борозинец Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях преддо-школьной подготовки. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 125 с.
2. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 13-23.
3. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников к образовательной среде: теория и практика. LAPLAMBERT. 2012. 331 с.
4. Брязгунов И.П., Михайлов А.Н., Столярова Е.В. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. М., 2010. 143 с.
5. Воронцова Е.А. Социология социализации: проблемы и перспективы развития науки в современной России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010. № 12 (70). С. 36-41.
6. Файзуллин Ф.С. Статус этноса и этнические интересы как факторы формирования национальной политики // Вестник ВЭГУ. 2012. № 3. С. 126-131.
7. Акопов Г.В., Чернышова Е.Л. Сопряжение светского и духовного образования в современной социальной ситуации развития личности учащихся // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3. М.: Когито-Центр, 2015. С. 426-432.
8. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993. 56 с.
9. Торопов В., Калинин В. Феномен обычного права цыган России. Иваново, 2006. 44 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. Вступительная статья М.Г. Ярошевского. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. С. 331358.
12. Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка. М.: Добросвет, 2010. 368 с.
13. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб., 2009. 211 с.
14. Акопов Г.В., Чернышова Е.Л. Личностные особенности школьников в условиях разных образовательных сред // Болгарский журнал: Психология Теория и практика, Издава: СПЕИД ЕООД, 2015. С. 53-61.
15. Акопов Г.В., Чернышова Е.Л. Психологические особенности школьников, обучающихся в условиях духовно обогащенной образовательной среды // Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: сборник рег.науч.трудов Международной научно-практической конференции (Казань, 29 апреля 2015 г.). Казань: РИЦ «Школа», 2015. С. 11-14.
16. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2009. 350 с.
17. Джеймс У. Психология. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2011. 320 с.
18. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005. 400 с.
19. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 190 с.
20. Дерманова И.Б. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2012. С.124-126.
Статья публикуется при поддержке государственного задания Минобрнауки России № 25.1028.2014/К по теме «Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и ре-гуляционно-управленческого сознания в современной России».