002. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ВРАЧЕЙ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ALLERGY THERAPISTS AND THEIR FEATURES OF PERSONALITY, INFLUENCING THE QUALITY OF PROFESSIONAL COMMUNICATION
Ганцева Халида Ханафиевна, доктор медицинских наук, профессор, зав.кафедрой внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов, Башкирский государственный медицинский университет, г.Уфа,
Gantceva Halida Hanafievna, Dr. Med., Prof., Head of the Internal Medicine Department, Faculties of Pediatrics and Dentistry, Bashkir State Medical University, Ufa
Бакирова Зухра Анверовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Башкирский государственный
медицинский университет, г.Уфа, (3472)-76-93-82, 89053560275, z.bakirova@gmail.com
Bakirova Zukhra Anverovna, PhD, Assoc. Prof. at the Department of Pedagogy and Psychology, Bashkir State Medical University, Ufa
Аннотация: В статье излагаются результаты исследования некоторых особенностей
психологического портрета врачей-аллергологов, способных оказать воздействие на качество профессионального общения. Преобладала
направленность врачей на дело или на себя, подавляющее большинство специалистов не являлись конфликтными личностями и избирали пассивную стратегию поведения в конфликтной ситуации.
Abstract: The article considers the research results of those psychological features of allergy therapists that may influence the quality of their professional communication. It was determined that the most of them possessed an either work-directed or self-turned personal orientation, and the absolute majority was not of a conflict personality, preferring to choose passive behavioral strategy in conflicts.
Ключевые слова: профессиональная
коммуникация, направленность личности, конфликт, самоконтроль.
Keywords: professional communication, personal orientation, conflict, self-control
Значительная трансформация содержания врачебной деятельности, ее задач, форм работы, диагностических, лечебных и профилактических возможностей, обусловленных стремительным
внедрением наукоемких технологий, расширяет функциональные обязанности современного врача и требует от него высокого уровня компетентности во многих профессиональных сферах [2].
Ретроспективный анализ содержания врачебной деятельности в течение последних 30 лет позволяет оценить значимость произошедших перемен не только в области сугубо специализированных профессиональных задач оказания медицинской помощи пациентам, но и в той области гуманитарных задач, которые традиционно рассматривались в рамках медицинской деонтологии и этики. Сформированные в 19 веке английским философом И.Бентамом основы деонтологии включают совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников. Нам бы хотелось остановиться на той области деонтологии, которая связана с непосредственным общением медицинского работника с пациентом, его окружением и коллегиальным общением на разных уровнях. Врачебное сообщество специалистов, даже
работающих в одной области деятельности весьма разнородно по уровню своего профессионализма, в том числе выполнения социальных функций и стратегий реализации профессионала в контексте системы «человек - профессия - общество». Необходимость подобного подхода к изучению профессионализма врача обусловлена ожиданиями и требованиями со стороны социума,
профессионального сообщества и самого врача, оценивающего субъективную значимость своей профессии и себя на базе самоуважения,
самореализации, социального признания профессии и финансовой состоятельности [3].
Исходя из вышеизложенного нами была поставлена цель изучить некоторые аспекты личностного профиля врачей в области профессиональной коммуникации посредством широко известных и часто используемых в научных разработках и в практической деятельности психологов методов исследования.
В исследовании принимали участие 34 врачей-аллергологов (женщин) Республики Башкортостан в возрасте от 31 до 55 лет. Исследование проводилось в специально отведенное время в утренние часы в учебной аудитории в комфортных условиях. Уровень самоконтроля при общении определяли по тесту М. Снайдера, направленность личности врачей на себя, субъект-субъектные отношения или на дело оценивалось по ориентационной анкете, исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации проводилось по тесту Томаса.
По уровню самоконтроля при общении испытуемые оказались разделенными на три группы: в первую (8 чел.) вошли врачи с низким уровнем самоконтроля, во вторую (18 чел.) - со средним уровнем, в третью (8 чел.) - с высоким уровнем самоконтроля.
Таким образом, среди врачей более половины (53%) обладали средним уровнем самоконтроля при общении с другими людьми, то есть отличались искренностью, считались с состоянием окружающих людей, но в то же время не были сдержанными в своих эмоциональных проявлениях. Около четверти испытуемых (23,6%) обладали низким уровнем самоконтроля при общении, что означает явную прямолинейность, способность к искреннему раскрытию при общении, излишнюю устойчивость поведения, нередкое отсутствие гибкости поведения в зависимости от ситуации. Высоким уровнем самоконтроля отличались лишь 23,5% врачей. Именно они способны легко гибко реагировать на любые изменения в ситуациях, обладают «даром перевоплощения», могут предвидеть впечатление, которое производят на окружающих.
Исследование направленности личности врачей выделило 2 отчетливо обозначенные группы: 44,4% специалистов показали направленность на дело, 36,1% врачей - на себя, и лишь 8,3% опрошенных были направлены на взаимные действия. Два врача показали разностороннюю направленность.
Специфика врачебного взаимодействия предполагает направленность деятельности доктора особенно в трудных ситуациях на интересы больного, причем позиция врача при этом должна, как правило, носить активный профессионально конструктивный характер. Следовательно, если исходить из содержательного анализа сущности той или иной стратегии поведения в конфликте в практике врача более предпочтительной следует признать те, которые на первый план выводят ценность межличностных отношений и повышают эффективность деятельности
и общения, а именно сотрудничество и частично компромисс. Оптимальной среди них является сотрудничество, которое было выбрано лишь 8,8% врачей. Компромисс, при котором достигается соглашение между участниками ситуации путем взаимных уступок был выбран в 44,1% самостоятельных или сочетанных выборов. Приспособление и избегание (уход), носят пассивный характер, который оправдан в ряде трудных врачебных ситуаций, снижает эффективность взаимодействия до уровня соответствующего изменившимся обстоятельствам. Избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению профессиональных целей выбрали 35,3% врачей в качестве предпочтительной или в составе сочетанной стратегий. Приспособление, означающее отказ от отстаивания интересов и целей, уступку обстоятельствам, выбрали 14,7% докторов. Среди испытуемых 34 врачей лишь двое (5,8%) предпочли деструктивную стратегию - соперничество, которая предпочтение направлена на удовлетворение своих интересов в ущерб интересам пациента, что может привести к дезорганизации профессиональной деятельности.
Динамизм жизни современного человека присутствует и в жизни врачебного сообщества, а также во взаимоотношениях медицинских работников с пациентами и их окружением. Неизбежным негативным последствием ускорившегося темпа жизни является возможность развития конфликтных ситуаций. Согласно [1] в медицинской среде развитие конфликта всегда затрагивает все стороны
социальных, межличностных и межгрупповых взаимоотношений, детерминируя эмоциональную
вовлеченность его участников.
Результаты нашего исследования показали, что подавляющее большинство врачей не проявляют склонности к конфликтности. Кроме того,
неоднозначность врачебных ситуаций, связанных с переживанием кризисных периодов в жизни пациентов диктует возможность предпочтения пассивных моделей поведения в виде приспособления и избегания, выбираемых половиной опрошенных специалистов, что вероятно обусловлено присутствием патерналистской модели общения во врачебной среде. Однако необходимость перехода на актуальную в связи с требованиями биоэтики коллегиальную модель общения диктует целесообразность формирования более активной позиции врачей в решении профессиональных задач.
Настораживает факт существенной доли специалистов с личной направленностью (36,1%), что возможно связано со значительными
реорганизационными преобразованиями в системе здравоохранения в настоящее время, что, безусловно сопряжено с возрастанием возможности переживания ими кризиса профессионального становления.
Выявление характера направленности личности врачей в зависимости от уровня самоконтроля
позволило установить, что все врачи,
ориентированные на субъект-субъектные отношения имеют средний уровень самоконтроля при общении. Среди групп врачей направленных на дело и на себя распределение было равнозначным с преобладанием лиц со средним уровнем самоконтроля.
Все врачи, предпочитавшие соперничество в спорных ситуациях отличались направленностью только на себя, в то же время лица, склонные к сотрудничеству были направлены только на дело. Кроме того, все врачи, направленные на взаимные действия выбирали компромисс как наиболее предпочтительную модель поведения в конфликте, что по всей видимости объясняется их характерологическими особенностями.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Большинство испытуемых не являются
конфликтными личностями. Наиболее
предпочтительную активную стратегию поведения в конфликтной ситуации - сотрудничество было выбрано лишь 8,8% врачей. Высока доля компромисса (44,1%), который способствует сохранению межличностного взаимодействия и достижению соглашения между участниками спорной ситуации. Лишь два врача (5,8%) выбрали деструктивную стратегию в виде соперничества, приводящую к дезорганизации процесса коммуникации и препятствующую профессиональной деятельности.
2. Большая часть врачей была направлена преимущественно на дело или на себя, и лишь 8,3% выборки отличались направленностью на взаимные действия, причем они закономерно предпочитали компромиссную модель поведения в конфликте.
3. Изучение личностного профиля врачей
позволяет создать информационную базу для индивидуальной психокоррекционной работы для своевременного преодоления кризисов
профессионального становления и предотвращения эмоционального выгорания.
Литература
1. Волчанский М.Е. Конфликт в медицине. Монография. - Волгоград,: Изд-во ВолГМУ, 2008. -162 с.
2. Дремова Н.Б. Система прогрессивных педагогических технологий в медицинском вузе// Медицинское образование "XXI века. Сборник научных трудов (Материалы международной конференции.) - Витебск: 2000.- С. 82-84.
3. Ермолаева Е.П. Социальные функции и стратегии реализации профессионала в системе «человек - профессия - общество» // Психологический журнал. 2005. Т.26, №4. С.30-40.
003. ПРОБЛЕМА КОМПЛАЕНТНОСТИ В ЛЕЧЕНИИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У СОТРУДНИКОВ ОВД.
РОЛЬ УЧАСТКОВОГО ТЕРАПЕВТА В РЕШЕНИИ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ.
С. В. Евстигнеев, И. А. Елфимова, О. В. Стежка МСЧ УВД по Пензенской области, город Пенза
Подчёркивается актуальность комплаентности в решении одной из сложных проблем в лечении артериальной гипертензии, с момента использования лекарственных средств для снижения артериального давления. Обращается внимание на необходимость чётких подходов в части создание мотивации к лечению и ее удержание в течение длительного времени у пациентов, как со стороны врача, так и со стороны государства, учреждений здравоохранения и т.д.
Ключевые слова: комплаентность, артериальная гипертензия, роль участкового терапевта, мотивация пациента.
PROBLEM KOMPLAENTHION IN TREATMENT OF THE ARTERIAL HYPERTENSIA AT EMPLOYEES POLICE.
ROLE OF THE LOCAL THERAPIST IN THE DECISION OF THE GIVEN PROBLEM.
S. V.Yevstigneyev, I.A.Elfimova, O.V.Stezhka
The urgency komplaenthion in the decision of one of challenges in treatment of an arterial hypertensia is underlined, from the moment of use of medical products for decrease in arterial pressure. The attention to necessity of accurate approaches in a part motivation creation to treatment and its deduction at patients is paid for a long time both from the doctor, and from the state, public health services establishments etc.
Key words: komplaenthion an arterial hypertensia, a role of the local therapist, motivation of the patient.
Несмотря на усилия ученых, врачей и органов управления здравоохранением артериальная гипертензия (АГ) в Российской Федерации (РФ) остается одной из наиболее значимых медикосоциальных проблем. Это обусловлено как широким распространением данного заболевания (около 40% взрослого населения РФ имеет повышенный уровень артериального давления (АД)), так и тем, что АГ является важнейшим фактором риска основных сердечно-сосудистых заболеваний - инфаркта миокарда и мозгового инсульта, главным образом определяющих высокую смертность в стране. По материалам обследования, проведенного в рамках целевой Федеральной программы “Профилактика и лечение АГ в Российской Федерации”,
распространенность АГ среди населения за последние 10 лет практически не изменилась и составляет 9,5%. Осведомленность больных АГ о наличии заболевания выросла до 77,9%. Принимают антигипертензивные препараты (АГП) 59,4% больных АГ, из них
эффективно лечится 21,5% пациентов (3).
Распространённость рассматриваемой
патологии среди сотрудников органов внутренних дел (ОВД) РФ в последние годы сохраняется на высоком уровне, так в 2008 и 2009 гг. составила 64% от всех
3S