Е. С. Иванов
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Характеристика современного состояния проблемы
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей становится одной из серьезных проблем современной школы. Статистические данные о распространенности синдрома, приведенные в отечественной и зарубежной литературе, свидетельствуют о том, что таких учащихся от 2 до 29% в массовой школе, а в специальной — до 39%.
Это расстройство поведения сопровождается повышенной реактивностью, нарушением внимания, гипердинамичностью, утомляемостью, импульсивностью, конфликтностью. Дети, страдающие им, не способны систематически заниматься, не справляются со школьной программой и часто отличаются социальной и школьной дезадаптацией.
Необходимость осмысления природы рассматриваемого синдрома, своевременное выявление детей с СДВГ, особенности их личности и потребность в построении коррекционных программ инициировали большое количество исследований, посвященных данной проблеме. Однако эти исследования направлены, в основном, на изучение проявлений СДВГ у нормально развивающихся детей и обходят стороной детей с умственной отсталостью. Неоднозначное понимание СДВГ, сложность клинико-психологических проявлений СДВГ привели к гипо- и гипердиагностике этого синдрома.
В настоящее время имеется две позиции относительно распространенности синдрома СДВГ. В соответствии с первой их них, СДВГ допускается только у школьников с нормальным 1Ц. Согласно второй, СДВГ может быть и у детей с умственной отсталостью. Возможность существования СДВГ у умственно отсталых подчеркивается американской психиатрической ассоциацией и рядом авторов [2, 3, 5, 7]. Э. Мэш и Д. Вольф допускают также возможность сочетания умственной отсталости с гипердинамическим синдромом [8].
Имеются многочисленные исследования, направленные на изучение клинико-психологических проявлений умственной отсталости и СДВГ, но описания исследований об особенностях личности при коморбидности СДВГ и умственной отсталости в зарубежной и отечественной литературе явно недостаточно.
Так, по данным ряда авторов, у детей с умственной отсталостью и СДВГ имеются деструктивное поведение, включая преступность, конфликтные семейные отношения, высокий уровень депрессии и слабые социальные навыки [6, 7]. Лшап М. С. с соавторами [1] показали, что у умственно отсталых детей с СДВГ все эти симптомы могут сохраняться и во взрослом состоянии чаще, нежели у нормально развивающиеся детей с СДВГ. Эти данные были подтверждены и исследованиями [3].
Цель исследования — изучение личностных особенностей умственно отсталых подростков с СДВГ: уровень личностной тревожности, агрессивности, чувство вины и особенности межличностных отношений.
(§ Е. С. Иванов, 2009
Предмет исследования — личностные особенности подростков с легкой степенью умственной отсталости с СДВГ.
Объект исследования — умственно отсталые подростки с СДВГ, умственно отсталые подростки без СДВГ, школьники с 1Ц в границах нормы с СДВГ и их нормально развивающиеся сверстники без СДВГ. В эксперименте участвовали 228 подростков в возрасте 11-15 лет.
Методический аппарат
Использовались следующие методы: биографический, наблюдение, беседа, опросник для изучения агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки, методика определения личностной тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика «Цветовой тест отношений», разработанный нами опросник на основе Б8М-1У для диагностики СДВГ и методы статистической обработки данных: однофакторный дисперсионный анализ (ЛМОУЛ с использованием критерия множественный сравнений Ь8Б) и непараметрический критерий U-Maпп-Whitпey, \2 Пирсона, корреляционный анализ (Пирсона — для интервальных переменных и Спирмена — для ранговых).
Характеристика выборки
Для изучения личностных особенностей умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ все обследуемые были распределены в экспериментальную и контрольные группы. В экспериментальную группу включены школьники с легкой степенью умственной отсталости и симптомами СДВГ (60 подростков), в контрольные группы вошли подростки с легкой степенью умственной отсталости без СДВГ (63 подростков), нормально развивающиеся подростки с симптоматикой СДВГ (61 подросток) и их нормально развивающиеся сверстники без СДВГ (44 подростка).
Распределение школьников в экспериментальную и контрольные группы осуществлялось на основе показателей 1Ц.
В группы умственно отсталых подростков были включены школьники, интеллектуальный коэффициент которых (1Ц) составляет 50-69 (данные были получены с помощью методики Векслера и представлены в медицинских картах). В группы нормально развивающихся подростков — дети с нормальным уровнем интеллекта.
Гипотеза исследования
Важнейшее значение в формировании личности подростков с умственной отсталостью и СДВГ связано с социально-психологическими факторами. При этом не исключается роль биологических факторов (генетика).
Результаты экспериментального исследования1
Особенности личностной тревожности. При сравнении всех групп исследуемых подростков с использованием критерия Ь8Б (для оценки множественных сравнений) были выявлены различия между всеми группами за исключением двух групп умственно отсталых подростков, где различий в уровне тревожности выявлено не было. Наиболее высоким уровнем тревожности отличаются умственно отсталые подростки с симптоматикой СДВГ и без СДВГ. Среди групп нормально развивающихся подростков значимо более высокий уровень личностной тревожности наблюдается в группе с СДВГ.
1 Реализованы по программе аспирантом О. Д. Платохиной.
Таким образом, умственно отсталые подростки как с симптоматикой СДВГ, так и без СДВГ имеют более высокий уровень тревожности, нежели нормально развивающиеся подростки. Скорее всего, это связано с умственной отсталостью и с теми социально-психологическими неблагоприятными условиями, в которых часто оказываются умственно отсталые подростки.
Значимые различия в уровне личностной тревожности между группами нормально развивающихся школьников с выраженной симптоматикой СДВГ и нормально развивающихся учащихся без СДВГ могут объясняться влиянием СДВГ на формирование личности подростков.
Агрессивные и враждебные проявления. По методике Басса-Дарки выявлено, что уровень агрессии практически по всем параметрам значимо выше в группе умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ.
Так, по параметру «физическая агрессия» значимые различия были обнаружены между группами умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ и без СДВГ (яі§ = 0,034), грппой умственно отсталых подростков без СДВГ и группой нормально развивающихся школьников с симптомами СДВГ (яі§ = 0,012), а также между группами нормально развивающихся подростков с СДВГ и без СДВГ (яі§ = 0,024). Физическую агрессию меньше проявляют умственно отсталые подростки без СДВГ и нормально развивающиеся школьники без СДВГ, а в большей степени — умственно отсталые и нормально развивающиеся учащиеся с симптоматикой СДВГ.
Раздражение и чувство вины реже испытывают умственно отсталые подростки без СДВГ. Они отличаются по данным параметрам и от умственно отсталых школьников с симптоматикой СДВГ (яі§. = 0,002 — раздражение, sig. = 0,009 — чувство вины) и от нормально развивающихся школьников с симптоматикой СДВГ и без СДВГ (соответственно sig. = 0,048 — раздражение и sig. = 0,008 — чувство вины, sig. = 0,000 — раздражение и sig. = 0,01—чувство вины). То есть, умственная отсталость в сочетании с СДВГ может формировать аффективность, грубость, вспыльчивость. Кроме того, СДВГ в группах школьников без нарушения психического развития и умственно отсталых подростков способствует повышению уровня чувства вины.
По уровню негативизма и обиды группа умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ значимо отличается от остальных групп. Негативизм, обида как формы проявления агрессии встречаются среди подростков этой группы значительно чаще, чем в группах умственно отсталых подростков без СДВГ (sig. = 0,000 — негативизм, sig. = 0,000 — обида), учащихся без нарушения психического развития с выраженной симптоматикой СДВГ (sig. = 0,000 — негативизм, sig. = 0,001—обида) и без СДВГ (sig. = 0,006 — негативизм, sig. = 0,018 — обида). Таким образом, можно заключить, что умственная отсталость в сочетнии с СДВГ усиливают проявления негативизма и обиды, что выражается в оппозиционной манере поведения и отрицательных эмоциях по отношению к окружающим.
Более высокий уровень подозрительности отличает умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ от их умственно отсталых сверстников без СДВГ (sig. = 0,006), а также от подростков без нарушения психического развития и без СДВГ (sig. = 0,016). Выраженность описываемого параметра в группе умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ объясняется совместным влиянием умственной отсталости и СДВГ на личность школьников. Вследствие этого у умственно отсталых подростков с СДВГ нарушены взаимооношения с окружающими (родителями, учителями и сверстниками), что препятствует установлению эмпатийных отношений.
Группа умственно отсталых подростков с выраженной симптоматикой СДВГ отли-
чается по уровню вербальной агрессии (он значительно выше) от группы умственно отсталых без СДВГ (sig. = 0,000) и нормально развивающихся школьников с симптоматикой СДВГ (sig. = 0,017), но не отличается от их сверстников без СДВГ (sig. =
0,255). Таким образом, низкий 1Ц в сочетании с симптоматикой СДВГ могут приводить к тому, что умственно отсталые подростки с СДВГ значительно чаще своих умственно отсталых сверстников без СДВГ выражают вербальную агрессию.
Исследование показало, что коморбидность умственной отсталости и СДВГ у подростков может усиливать проявления следующих показателей агрессивности: раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии, враждебности и общего уровня агрессивности. СДВГ вне зависимости от 1Ц усиливает проявления физической агрессии и, возможно, чувства вины.
Высокий уровень агрессии в группе умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ может быть связан, во-первых, с негативной оценкой и агрессией со стороны окружающих, вызванной неспособностью детей и подростков с СДВГ соответствовать общепринятым нормам и правилам поведения, во-вторых, с умственной отсталостью. В результате агрессия у умственно отсталых подростков с СДВГ формируется как ответная реакция на непонимание их взрослыми и как форма протеста против своего неудовлетворительного положения в обществе. Агрессивные проявления могут закрепляться как личностные характеристики и приводить к антиобщественным поступкам.
Цветовой тест отношений. Корреляционный анализ слов-стимулов2 показал, что понятие «моя семья» во всех группах коррелирует со словом «хороший», то есть подростки положительно относятся к своей семье. Однако группа умственно отсталых подростков с СДВГ в отличие от других групп связывают это понятие с наименьшим числом близких родственников, только с бабушкой и отцом. При этом слово-стимул «отец» коррелирует с понятием «несчастье», а слово «мама» хоть и ассоциируется у умственно отсталых школьников с СДВГ с понятием «счастье», но оно не связано со стимулом «моя семья». То есть, несмотря на положительную оценку своей семьи, они не воспринимают ее как целостную, эмоционально положительную социальную категорию.
В отличие от экспериментальной группы, нормально развивающиеся подростки как с СДВГ, так и без него связывают с понятием «моя семья» обоих родителей, которые при этом коррелируют между собой.
Умственно отсталые подростки как с СДВГ, так и без СДВГ и нормально развивающиеся подростки с СДВГ, в отличие от нормально развивающихся подростков без СДВГ, крайне редко ассоциируют себя со своей семьей и родными.
Не многим лучше скадывается ситуация и в школе. Умственно отсталые подростки с симптоматикой СДВГ оценивают свое настроение в школе как плохое. Такое отношение характерно и для нормально развивающихся школьников с симптоматикой СДВГ. Умственно отсталые подростки без СДВГ демонстрируют амбивалентное отношение к своему состоянию в школе, а нормально развивающиеся учащиеся без СДВГ оценивают его исключительно положительно. Такая позиция в группах школьников с СДВГ может быть также связана с их изоляцией и негативной оценкой окружающими их неспособности соответствовать общепринятым нормам и правилам поведения.
Однако если умственно отсталые подростки с СДВГ связывают слово «учитель» с понятием «злость», то их нормально развивающиеся сверстники с СДВГ ассоциируют
2В список слов-стимулов были включены такие понятия как мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, моя семья, я сам, учитель, одноклассники, школа, урок, домашнее задание, настроение в школе, настроение дома, друзья, хороший, плохой, злость и т.д. Всего 30 понятий.
это слово с понятием «покой». Следовательно, умственно отсталые подроски с СДВГ, в отличие от нормально развивающихся школьников с симптомами СДВГ, скорее всего, реже находят со стороны учителя необходимую эмоциональную поддержку.
Исследование также показало, что у умственно отсталых подростков с СДВГ в системе отношений с окружающими страдают положительные эмоции, отсутствуют глубокие эмоциональные связи, и это отрицательно влияет на формирование личности подростков.
Обсуждение результатов исследования
Результаты исследования свидетельствуют о том, что специфика личностных особенностей умственно отсталых подростков с СДВГ определяется влиянием умственной отсталости, СДВГ и социальной среды. И если коморбидность умственной отсталости с СДВГ определяют специфику поведения умственно отсталых школьников, то социальная среда в свою очередь может сглаживать ряд негативных проявлений коморбидного расстройства, а может способствовать их усилению.
Проведенное исследование показало, что существующие межличностные отношения в группе умственно отсталых подростков с СДВГ носят дисгармоничный характер. Нарушение межличностных связей характерно и для нормально развивающихся школьникам с СДВГ.
Применение в исследовании опросника Басса-Дарки подтвердило высокий уровень агрессии в группах подростков с выраженной симптоматикой СДВГ, что согласуется с данными, представленными в научной литературе.
Корреляционный анализ данных исследования позволил обнаружить, что тревожность в группе умственно отсталых подростков с СДВГ связана с чувством вины.
Заключение
Исследование показало, что легкая степень умственной отсталости и СДВГ, образуя коморбидное расстройство, способствуют формированию у умственно отсталых подростков с СДВГ таких личностных особенностей, как повышение уровня личностной тревожности, высокий уровень агрессии (физическая агрессия, чувство вины, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, враждебность) и нарушение межличностных отношений. Отсутствие доверительных отношений с окружающими приводит также и к тому, что межличностные отношения становятся, наряду с умственной отсталостью и СДВГ, фактором, негативно влияющим на формирование личностных особенностей умственно отсталых школьников с СДВГ.
Одним из оснавных направлений коррекционно-развивающей работы, наряду с другими, должно стать формирование эмоционально-положительных отношений между умственно отсталыми подростками с СДВГ, родителями, учителями и их сверстниками.
Литература
1. Aman M. G., Armstrong S., Buican B., Silick T. Four-year follow-up of children with low intelligence and ADHD: A replication // Research in Developmental Disabilities. 2002. Vol. 23. P. 119-134.
2. American Psychiatric Association: Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). DSM-IV. Washington, 1994.
3. Antshel K. M., Margaret H., Phillips M. H., Gordon M., Barkley R., Stephen V. Faraone S. V. Is ADHD a valid disorder in children with intellectual delays? // Clinical Psychology Review. 2006. Vol. 26. Р. 555-572.
4. Barkley R. A. Attention deficit hyperactivity disorder // E. J. Mash & R. A. Barkley (eds.) Child psychopathology. New York, 1996. Р. 63-112.
5. Goodman R., Simonoff E., Stevenson J. The impact of child IQ, parent IQ and sibling IQ on child behavioural deviance scores // Journal of Child Psychiatry and Psychology. 1995. Vol. 36. Р. 409-425.
6. Pearson D. A., Lachar D. A., Loveland K. A., Santos C. W, Faria L. P., Azzam P. N., et al. 2000.
7. Иванов Е. С. Дискуссионные проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Что нового в современной психиатрии и психотерапии? Креативные аспекты в современном лечении. Психоневрология в современном мире: материалы / Под ред. проф. Н. Г. Незнанова. СПб. 2007. С. 91.
8. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка. СПб., 2003. 384 с.