та эмпатии в этой группе. Максимальное воздействие программы на подростков с девиантным поведением подтверждает ее эффективность как средства профилактики отклонений в поведении у подростков.
Библиографический список
1. Боулби, Д. Привязанность. - М.: Г ардарики, 2003. - 477 с.
2. Бреслав, Г. М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье // Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С. 41-47.
3. Васильева, Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной
регуляции поведения // Психологический журнал. -1997. Т. 18. - № 2. - С. 58-78.
4. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. -1975. - № 2. - С. 147-157.
5. Григори, Н. Связующая нить: программа коррекции детско-родительских отношений // Школьный психолог. - 2000. - № 28. - С. 1-16.
6. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994. -144 с. - С. 64.
7. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
8. Психологические технологии работы с подростками с отклонениями в поведении / Автор-составитель В. В. Полякова. - Новосибирск: Изд-во НИПКиРО, 2007. - 96 с.
9. Федоров, А. И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход: Автореф. дис. ... канд. пс. наук. - М., 1996.
10. Хомик, В. С., Кроник А. А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии. -1988. - № 1. - С. 98-106.
11. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. ... д-ра. психол. наук. - СПб. 1995. - 252 с.
12. Worringer, Wilhelm.: Abstraction and Empathy. New York: International Universities Press, 1953.
13. Быструшкин, С. К., Айзман, Р. И. Особенности адаптивных реакций младших школьников в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 1. - с. 216 - 221
14. Петрова, Т. В. Система возможных причин негативных последствий в половом воспитании младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 259 - 270
УДК 37.801
О. Д. Плахотина
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С СДВГ
Постановка проблемы
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей становится одной из серьезных проблем, с которой сталкивается современная школа. Данное расстройство поведения, характеризующееся повышенной
реактивностью или двигательной расторможенностью, дефицитом сдерживающего контроля, рассеянностью, нарушением внимания, повышенной утомляемостью, очень низкой продуктивностью работы, приводит, прежде всего, к социальной и школьной дезадаптации. На уроках такие дети часто отвлекаются на посторонние предметы, не могут вспомнить инструкцию, им сложно завершить задание. Дети с СДВГ не способны систематически заниматься, в результате они не справляются со школьной программой.
Необходимость осмысления природы рассматриваемого синдрома, своевременное выявление детей с СДВГ и построение коррекционных программ инициировали большое количество исследований данной проблематики. Однако подобного рода работы направлены в основном на изучение СДВГ у нормально развивающихся детей и обходят стороной детей с различными формами дизоногенеза, в частности детей с умственной отсталостью. Так анализ работ разных авторов указывает на то, что проблема СДВГ у умственно отсталых детей практически не исследовалась. В результате оценка сопутствующих нарушений у таких детей опирается, как правило, на описания родителей и педагогов.
О существовании в клинической практике гиперактивного расстройства, сочетающегося с умственной отсталостью, в частности упоминает Л. С. Чутко [Л. С. Чутко и др., 2007]. Э. Мэш, ссылаясь в своей работе на Dykens, пишет, что учителя и родители детей с умственной отсталостью, как правило, сообщают о симптомах СДВГ, что требует корректирования стратегий обучения и отношения к детям [Э. Мэш, Д. Вольф, 2003]. Тем не менее, подобные работы встречаются крайне редко. В результате, различного рода отклонения в поведении у умственно отсталых детей и подростков сводятся, как правило, к первичному дефекту. СДВГ у таких детей, чаще всего, не диагностируется и как следствие не проводится соответствующая коррекционная работа, хотя, по словам Barkley R., симптомы СДВГ не могут быть объяснены наличием другой патологии, например, тяжелой задержкой умственного развития [R. Barkley, 1993].
Для того чтобы сравнить частоту встречаемости детей с СДВГ в общеобразовательной школе и специальной коррекционной школе, нами был составлен опросник для преподавателей. В него вошли диагностические критерии СДВГ, представленные в руководстве DSM - VI - TR. Опросник включал в себя 10 закрытых вопросов и состоял из следующих блоков: вопросы, направленные на выявление нарушений внимания (плохая концентрация, дезорганизация), поведения (гиперактивность, импульсивность, сложность с подавлением моторики), настроения (непредсказуемость, вспыльчивость), взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (конфликтность), проблем в обучении. Таким образом, опросник охватил основную группу симптомов, которые присутствуют при СДВГ. Опросник предлагалось заполнить трем преподавателям на каждого ребенка, что позволяло получить достаточно
объективную информацию. О наличии симптомов свидетельствовали утвердительные ответы не менее чем на 6 вопросов.
Помимо опросника, для выявления СДВГ у умственно отсталых детей, были проанализированы анамнезы с целью проверить, не являются ли нарушения в поведении ребенка ситуативными. Из анамнезов следует, что почти все родители детей с умственной отсталостью, у которых, по результатам экспертной оценки, симптоматика СДВГ сильно выражена, обращались в специализированные учреждения с жалобами на неусидчивость и повышенную возбудимость ребенка в возрасте около 1 года.
Проведенное нами эпидемиологическое исследование показало, что СДВГ среди учащихся общеобразовательной школы достигает 14%, а в школе 8-ого вида - 49%. Кроме того, у детей, обучающихся в специальной коррекционной школе, симптоматика более выражена, чем у детей в общеобразовательной школе. Об этом свидетельствует большее количество утвердительных ответов в опроснике.
Таким образом, проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди учащихся специальной коррекционной школы является злободневной и требует своего решения.
СДВГ, усугубляя симптомы первичного дефекта, накладывает свой особый отпечаток на личность умственно отсталого ребенка и, следовательно, его взаимоотношения с окружающими. Для верного понимания патохарактерологического развития ребенка, необходимо изучить, как именно переплетаются между собой умственная отсталость и СДВГ, их общее влияние на личность подростка в целом.
Задачи исследования
Были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить тип акцентуации характера у умственно отсталых подростков с СДВГ.
2. Выявить особенности агрессивных проявлений у умственно отсталых подростков с СДВГ.
3. Изучить уровень тревожности у умственно отсталых подростков с СДВГ
4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей в следующих группах: умственно отсталые подростки с СДВГ, умственно отсталые подростки без СДВГ и нормально развивающиеся подростки с СДВГ.
Характеристика выборки
Нами было исследовано три группы: одна экспериментальная и две контрольные. Экспериментальная группа включила в себя школьников с легкой степенью умственной отсталости с СДВГ (58 человек), в контрольные группы вошли дети с легкой степенью умственной отсталости без СДВГ (60 человек) и здоровые дети с СДВГ (57 человек). Возраст детей от 11 до 15 лет.
Методы исследования
В исследовании использовались следующие методы: опросник Баса-Дар-ки - для выявления агрессивных проявлений, тест-опросник Шмишека -для раскрытия акцентуаций характера и тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) - для определения уровня тревожности у подростков. Для обработки полученных данных использовался однофакторный дисперсионный анализ (ЛКОУЛ), метод множественных парных сравнений средних (Роб^Нос) по критерию Тикеу НЕБ.
Результаты и их обсуждение
Особенности акцентуаций характера у умственно отсталых подростков с СДВГ
Были обнаружены значимые различия по тесту - опроснику Шмишека, отличающие группу умственно отсталых подростков без СДВГ от двух других групп с СДВГ, по параметру «Гипертимность» (б1§<0,001). У умственно отсталых школьников с СДВГ и их нормально развивающихся сверстников с СДВГ показатели по данному параметру значительно выше, чем у умственно отсталых подростков без СДВГ. Полученные данные указывают на то, что именно гипертимный тип акцентуации характера чаще всего встречается у детей с СДВГ и может выступать в качестве отличительной черты, характеризующей данный синдром.
Для подростков с гипертимным типом акцентуации характера свойственны большая подвижность, общительность, болтливость, склонность к озорству, проявление неусидчивости, отвлекаемость, недисциплинированность. В некоторых случаях мышление таких детей характеризуется скачкой идей. Для них также характерно почти всегда хорошее, приподнятое настроение, а причиной раздражения обычно служат противодействие со стороны окружающих, подавление их желаний и намерений. [К. Леонгард, 1997; А. Личко, 1999].
Перечисленные выше черты обнаруживают себя и в поведении детей с СДВГ. Можно предположить, что нарушения внимания и поведения, связанные с рассматриваемым синдромом, влияют на формирование особенностей характера личности ребенка, накладывают на него свой отпечаток, что в свою очередь усиливает основные симптомы СДВГ. Личко А. приводит данные исследования подростков госпитализированных в психиатрическую больницу с психопатиями или с различными неспецифическими нарушениями на фоне акцентуаций характера. У 36% из них были обнаружены признаки «минимального мозгового нарушения» [А. Личко, 1999]. Минимальные мозговые дисфункции (ММД) рассматриваются как особые формы ди-зонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных ВПФ и их дисгармоничным развитием. Среди детей с ММД в качестве относительно однородной по характеру нарушений поведенческих и когнитивных трудностей можно выделить группу детей с СДВГ, из всех случаев ММД на
его долю приходиться 46% [Н. Н. Заваденко, 2005]. Таким образом, СДВГ действительно может выступать как один из факторов влияющий на развитие гипертимного типа акцентуации характера у подростков.
Интересен тот факт, что подросток с гипертимным типом акцентуации характера, как правило, «заводила» в любой компании, очень общителен и стремится всегда быть в окружении других. Оказываясь в одиночестве, лишенный общения и контактов со сверстниками, такой подросток испытывает раздражение и даже гнев [К. Леонгард, 1997; А. Личко., 1999]. Что касается детей с СДВГ, то, как показывают многочисленные исследования, они испытывают трудности в межличностных отношениях [Н. Н. Заваденко, 2005; Э. Мэш, Д. Вольф, 2003; Л. О. Бадалян и др, 1993; З. Тржесоглава, 1986]. Неспособность играть по тем же правилам, что и другие дети, чрезмерная, неадекватная ситуации активность, конфликтность и вспышки агрессии часто раздражают и вызывают к себе неприязнь со стороны сверстников. [Н. Н. Заваденко, 2005; Э. Мэш, Д. Вольф, 2003]. В результате дети с СДВГ оказываются в ситуации социальной изоляции, что само по себе негативно сказывается на их эмоциональном состоянии, а, учитывая то, что большинству из них присущ гипертимный тип акцентуации характера, характеризующийся неутолимой жаждой общения, подобные условия могут оказаться особо травматичными для ребенка.
Также значимые различия были выявлены по параметрам «Возбудимость» (бі§<0,01) и «Застревание» (бі§<0,01), отличающие группу умственно отсталых детей с СДВГ от группы умственно отсталых детей без СДВГ. У первых показатели по данным параметрам выше. Значимых различий по выделенным параметрам между группой умственно отсталых детей с СДВГ и группой нормально развивающихся детей с СДВГ обнаружено не было. Следовательно, данные признаки являются характерной чертой именно экспериментальной группы и обусловлены, скорее всего, первичным дефектом.
Решающими в поведении возбудимой личности оказываются влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. Такой человек стремится, прежде всего, к физической разрядке. При малейших неудачах он дает волю раздраженности, которая часто переходит в рукоприкладство [К. Леонгард, 1997].
Скорее всего, данные виды акцентуации характера у умственно отсталых школьников с СДВГ обостряются в результате влияния первичного дефекта, самого синдрома и болезненного, негативного опыта взаимодействия с другими. Такие дети, вероятно, чаще, чем здоровые дети с СДВГ, будут демонстрировать агрессивное поведение на обиды, неудачи и запреты. При этом агрессия у них будет выражена на порядок сильнее, чем у нормально развивающихся сверстников с СДВГ, а негативные эмоции, возникающие как ответная реакция на обиды и запреты, - более устойчивыми.
Значимые различия по параметру «Педантичность» были получены меж-
ду группой умственно отсталых детей с СДВГ и группой здоровых детей с СДВГ (б1§<0,01). В экспериментальной группе показатели по данному параметру выше. Данный тип акцентуации характера проявляется в ригидности, инертности психических процессов, в долгом переживании травмирующих событий [К. Леонгард, 1997], что подтверждает наш тезис о том, что ум -ственно отсталые дети с СДВГ будут значительно дольше и тяжелее (в эмоциональном плане) переживать негативный опыт и неудачи.
Результаты исследования уровня агрессивности
С помощью опросника Басса-Дарки было выявлено, что агрессивность, практически по всем параметрам, сильнее выражена у умственно отсталых детей с СДВГ, что может объясняться, во-первых, импульсивностью, обусловленной самим синдромом и усиленной первичным дефектом, во-вторых, негативной оценкой и агрессией со стороны взрослых и сверстников, и, в -третьих, акцентуациями характера, такими как: гипертимность, возбудимость и застревание.
Роль первичного дефекта в формировании специфических особенностей агрессивного поведения у умственно отсталых детей с СДВГ обнаруживает себя в более высоких показателях и значимых различиях от двух других групп по следующим параметрам: «Враждебность» (б1§<0,01), «Вербальная агрессия» (б1§<0,001), «Обида» (б1§<0,001), «Негативизм» (б1§<0,001). То есть ум -ственно отсталые школьники с СДВГ более ранимы, обидчивы, чувствительны к действиям окружающих и в связи с этим могут чаще других испытывать необходимость защищать себя по средствам проявления агрессии, оппозиционной манеры поведения и давать негативную оценку людей и событий.
Кроме того, были выявлены значимые различия между группой умственно отсталых детей с СДВГ и группой умственно отсталых детей без СДВГ по параметрам: «Раздражение» (б1§<0,01) и «Подозрительность» (б1§<0,05). В экспериментальной группе показатели значительно выше. Скорее всего, данные различия обусловлены, прежде всего, СДВГ и его проявлениями в поведении, поскольку значимых различий между умственно отсталыми школьниками с СДВГ и нормально развивающимися сверстниками с СДВГ по данным параметрам обнаружено не было. Подозрительность может проявляться в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что другие люди приносят только вред. Раздражительность у умственно отсталых детей с СДВГ проявляется в готовности к проявлению агрессии при малейшем возбуждении.
Значимые различия между группой умственно отсталых школьников без СДВГ и двумя другими группами с СДВГ были обнаружены по параметрам: «Физическая агрессия» (б1§<0,05) и «Чувство вины» (б1§<0,001). У умственно отсталых детей с СДВГ и учащихся массовой школы с СДВГ показатели по данным параметрам выше. На основании этого можно заключить, что
описанные факторы характерны именно изучаемому синдрому и выступают как некоторые его отличительные особенности.
Высокие показатели по параметру «Физическая агрессия» у детей с СДВГ обусловлены стремлением защитить себя от нападок, замечаний, насмешек
и, в том числе, агрессии со стороны взрослых и сверстников. Импульсивность, свойственная детям с СДВГ, приводит к тому, что такие дети не способны сдержать свои эмоции, проанализировать ситуацию и последствия своих действий. Поэтому именно физическая агрессия является самым простым и одновременно естественным способом реагирования в ситуации, когда ребенок с данным синдромом стремится себя защитить. В то же время, дети с описываемым синдромом испытывают чувство вины. Можно предположить, что чувство вины в какой-то степени «навязано» им со стороны посредством негативной оценки их другими за несоответствие нормам и правилам поведения. Чувство вины может указывать на то, что дети с СДВГ эмоционально переживают свое несоответствие общепринятым нормам и правилам, что может приводить к аутоагрессивным действиям.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что агрессивность является фактором, который является отличительной особенностью изучаемого синдрома. Вследствие импульсивности, постоянных запретов и ограничений со стороны взрослых, у детей с СДВГ уже в раннем возрасте возникают агрессивные проявления [Тржесоглава З., 1986]. Складывается порочный круг: дети с СДВГ своим поведением изначально сами провоцируют на агрессивное отношение к ним, что нарушает социальный процесс, связанный с поддержкой и помощью, в результате чего агрессия у них проявляется в еще большей степени.
Результаты исследования уровня тревожности
Достоверно значимые отличия в уровне тревожности были обнаружены между нормально развивающимися школьниками с СДВГ и умственно отсталыми школьниками (б1§<0,001). Если у здоровых детей с СДВГ был выявлен средний уровень тревожности, то у умственно отсталых детей с СДВГ и без него - высокий. Высокий уровень тревожности в случае умственно отсталых школьников с СДВГ усиливает дезадаптацию наравне с первичным дефектом и рассматриваемым синдромом.
Выводы
На основе полученных данных и их анализа можно сделать следующие выводы:
1. Умственно отсталым подросткам с СДВГ характерны следующие особенности личности: высокий уровень агрессивности (прежде всего по параметрам: «физическая агрессия», «раздражение», «негативизм», «обида», «подозрительность», «вербальная агрессия», «враждебность», «чувство вины»), высокий уровень тревожности и следующие типы акцентуаций характера: гипертимный, возбудимый, застревающий и педантичный.
2. Наличием СДВГ у умственно отсталых подростков можно объяснить следующие личностные особенности: гипертимный тип акцентуации характера и высокий уровень агрессии (по параметрам «физическая агрессия», «раздражение», «подозрительность», «чувство вины»), поскольку именно по данным параметрам группы с СДВГ отличаются от группы без СДВГ.
3. Роль первичного дефекта в формировании личностных особенностей у умственно отсталых детей с СДВГ обнаруживает себя в высоких показателях уровня тревожности и следующих параметрах уровня агрессивности: «негативизм», «обида», «вербальная агрессия», «враждебность». Именно по данным параметрам группы умственно отсталых подростков с СДВГ и умственно отсталых подростков без СДВГ отличаются от группы нормально развивающихся школьников с СДВГ.
Библиографический список
1. Бадалян, Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Психопатология детского возраста / Под ред. А. Ю. Егорова. - СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2002. - С. 222-226.
2. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Изард, К. Э. Психология эмоций - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - С. 263.
4. Леонгард, К. Акцентуированные личности - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.
5. Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
6. Монина, Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагоги-ческая помощь - СПб.: Речь, 2007.
7. Мэш, Э., Вольф, Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
8. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте - М.: Медицина, 1986.
9. Barklye R. Attention - deficit. Hyperactivity Disorder - N. Y.: Gilford Press, 1993.
10. Быструшкин, С. К., Афтанас, Л. И., Айзман, Р. И. Влияние умственных и физических нагрузок и динамической релаксации на когнитивные функции детей в норме и при нарушениях интеллекта / / Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 280 - 291
11. Сериков, С. Г., Клестова, О. А., Коржова, М. Е. Концептуальные подходы к обеспечению сочетания умственных и физических нагрузок учащихся в здоровьесберегающем образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С.202-208
12. Быструшкин, С. К., Айзман, Р. И. Особенности адаптивных реакций младших школьников в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 1. - С. 216 - 221.