/ W. Ruch, R.T. Proyer // International Journal of Humor Research. - 2008. - № 21 (1). - Р. 47-67.
8. Westwood, R. Humor in organization: From function to resistance / R. Westwood, A. Johnston // Humor. - 2013. - № 26 (2). - Р. 219-247.
REFERENCES
1. Berezovskaya, R.A. and Buenok, A.G. (2011), “The role of humor in development of burnout syndrome among managers”, VestnikSt. Petersburg University, Ser. 12, No. 4, pp. 36-43.
2. Ivanova, E.M., Mitina, O.V., Zaytseva, A.S., Stefanenko, E.A. and Enikolopov, S.N. (2013), “Russian-language adaptation of the humor styles questionnaire developed by R.Martin”, Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psihologia=Theoretical and Experimental Psychology, Vol.6, No. 2, pp. 71-85.
3. Ivanova, E.M, Stefanenko, E.A., Enikolopov, S.N, Proyer, R. and Ruch, W. (2013), “Aproba-tion of a questionnaire of the relation to humor and laughter on Russian selection”, Collection of materials of All-Russian anniversary scientific and practical conference (to Polyakov's 85 anniversary), Moscow, pp. 59-61.
4. Hazova, S.A. (2012), “Humor as resource of copping-strategy”, Sibirsky padagogichesky gurnal=Siberianpedagogical journal, No. 3, pp. 177-182.
5. Lange, A., Dikkers, J. and Demerouti, E., “A self-regulatory perspective on the effects of humor styles in relation to burnout and work engagement”, available at: http://www.uv.es/unipsico/Noticias/pdf/002_Conference_Programme.pdf
6. Martin, R. A., Puhlik-Doris, P., Larsen, G., Gray, J. and Weir, K. (2003), “Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire”, Journal of Research in Personality, Vol. 37, pp. 48-75.
7. Ruch, W. and Proyer, R.T. (2008), “The fear of being laughed at: Individual and group differences in Gelotophoby”, International Journal of Humor Research, No. 21(1). p. 47-67.
8. Westwood, R. and Johnston, A. (2013), “Humor in organization: From function to resistance”, Humor, No. 26 (2), pp. 219-247.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2013.
УДК 159.9.072.432
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Татьяна Владимировна Ветвицкая, медицинский психолог,
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика» (ГБОУ «Центр «Динамика»)
Аннотация
Статья посвящена исследованию личности учителя адаптивной физкультуры в рамках дистанционного надомного обучения и эмоциональной структуре общения в отношениях «учитель-ученик». Основные выводы: у учителей адаптивной физкультуры, работающих в рамках дистанционного обучения, при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья, существуют трудности с самооценкой, с самовыражением, отсутствует устойчивое убеждение в собственной эффективности как специалиста. Установлены психологические особенности эмоционального восприятия в отношениях «учитель адаптивной физкультуры - ученик» в рамках дистанционного обучения: выражена эмоциональная холодность и поверхностный характер во взаимодействии.
Ключевые слова: дистанционное обучение, детский церебральный паралич, отношение к учителю, отношение ученика, адаптивная физкультура, общение.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p35-39 PERSONALITY TRAITS OF THE ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE TEACHERS WORKING WITH THE CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE FRAMEWORK OF DISTANCE EDUCATION
Tatyana Vladimirovna Vetvitckaya, the medical psychologist,
The state special (correctional) comprehensive school for the pupils with disabilities (type VI) No. 616 Admiralteisky district of St. Petersburg “habilitation Centre with individual forms of education “Dynamics" (GBOUthe “Centre “Dynamics")
Annotation
The article is devoted to the personality of the adaptive physical culture teacher in the framework of distance home schooling and the emotional structure of the communication in the relationships “teach-er-student”. Main conclusions are the following: the teachers of adaptive physical education, working in the framework of distance learning in interaction with children with disabilities, have difficulties with selfesteem, self-expression, there is no strong belief in self-efficiency as a specialist. The psychological peculiarities of emotional perception within the relationships between “the teacher of adaptive physical education - student” have been determined in the framework of distance learning: the emotional coldness and superficial character of interactions have been found.
Keywords: distance learning, cerebral palsy, attitude to the teacher, pupil's attitude, adaptive physical culture, communication.
В настоящее время много уделяется внимания дистанционным видам обучения. При этом очень важно, чтобы учитель был способен овладеть новыми технологиями, методами и приемами обучения [9, 10, 11]. Актуальность изучения личности учителя адаптивной физкультуры, в рамках дистанционного обучения, обусловлена целым рядом факторов и спецификой современного состояния образования в России.
В рамках нашего исследования нам представляется важным посмотреть на современного учителя адаптивной физкультуры (АФК), как на объект психологопедагогического исследования. Обучение - это всегда новый опыт. И то, каким этот опыт будет - поддерживающим в течение длительного периода последующей жизни или негативно окрашенным зависит от той атмосферы, которую сумеет фасилитировать педагог [4]. Как отмечает М.И. Педаяс (1979), эмоциональность учителя — важнейший фактор воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность [8]. В связи с этим учитель должен обладать не только эмоциональной устойчивостью [2, 6], но и эмоциональной гибкостью [7].
В настоящее время остается дискуссионным содержание понятия профессиональной деформации, ее критерии и т.д. [3]. Многообразие точек зрения на природу и сущность профессиональной деформации личности является отражением сложности объекта изучения, многомерности личности педагога [1, 2]. Как известно, каждый человек использует различные средства для установления контакта с другими людьми. Самыми распространенными средствами общения являются речевые и неречевые (мимика, жесты, позы и т.д.) [5].
Данная работа посвящена исследованию особенностей личности учителя адаптивной физкультуры (АФК), который работает с детьми с детским церебральным параличом (спастическая диплегия) в рамках дистанционного обучения, тому, и как учитель оценивает себя, и как относится ученик к педагогу. В исследовании приняли участие 38 учителей. Принимавшие участие в исследовании учителя адаптивной физической культуры, работают в Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными
формами обучения «Динамика».
Возраст учителей от 20 до 55 лет (средний возраст 34±5,6). В исследовании принимали участие дети с ОВЗ, имеющие диагноз - детский церебральный паралич (ДЦП -спастическая диплегия) и обучающиеся по надомной форме с применением дистанционных технологий в рамках Национального проекта «Образование» по направлению «Дистанционное обучение детей-инвалидов» в количестве 44 человек в возрасте от 13 до17 лет (15±2,8). Дети приезжают на обучение в школу и взаимодействуют с учителем один раз в неделю. Остальное время выполняют задания учителя АФК дома, самостоятельно, имея при этом возможность проконсультироваться с учителем АФК по интернет и 8куре.
Анализ данных, полученных при исследовании учителей АФК с помощью опросника самоотношения ОСО (В .В. Столин, С.Р. Пантелеев) показал, что в экспериментальной группе данные практически всех факторов располагаются в нижнем диапазоне показателей. По шкале саморуководство - самопоследовательность учителя показали положительные ответы в 40% случаях. Можно предположить, что учителя АФК дистанционной модели обучения, испытывают некий дефицит общения с коллегами и с большой группой детей, и поэтому неуверенны в своих профессиональных действиях. Неуверенность в себе у них отражается в контроле над своими профессиональными манипуляциями - снижен самоконтроль и последовательность в деятельности.
Изучая самоэффективность в профессиональной деятельности учителей АФК, мы использовали методику Маддукса и Шеера, Л. Бояринцевой. У учителей АФК показатель самоэффективности в сфере предметной деятельности был продемонстрирован в нижней границе (10 баллов), показатель самоэффективности в сфере межличностного общения был продемонстрирован в нижней границе (11 баллов). Заниженная оценка потенциала у учителей дистанционного обучения, что свидетельствует о неустойчивом убеждении человека в собственной эффективности. Люди, обладающие слабо выраженным чувством эффективности в определенной деятельности, уклоняются от выполнения трудных задач, характеризуются низким уровнем притязаний и низкой приверженностям тем целям, которые они выбирают.
По тесту ЦТО (по А.М.Эткинду) у учителей АФК были получены следующие результаты. Так, по параметру «отношение к детям» в 62% положительная оценка, в 28% нейтральное отношение,10% случаях негативное отношение. По параметру «отношение к себе» у учителей АФК в 24% положительная оценка, 58% нейтральное отношение, 18% негативная оценка. По параметру «здоровье» учителя АФК показали положительную оценку в 30% случаях, в 54% случаях дали негативную оценку своего состояния здоровья, и в 12% случаях дали нейтральную оценку своего здоровья.
В задачу нашего исследования входило посмотреть на то, как ученики с ОВЗ относятся к учителям дистанционного обучения. В своих ответах на анкету Е.И. Рогова «Учитель глазами ребенка» 77% учеников с ОВЗ отметили высокий уровень компетенции учителя ДО как специалиста. Только в 40% случаев дети с ДЦП отметили эмоциональность педагога (в данной анкете под эмоциональностью понимается степень симпатии ученика к учителю). Поведенческий компонент общения был продемонстрирован в 32% случаев. Это позволяет предположить, что существуют трудности в реальном взаимодействии учителя АФК и ученика с ДЦП, в рамках дистанционного обучения.
По результатам цветового теста отношений (по А.М.Эткинду) ученики с ОВЗ дали положительную оценку учителям АФК в 42% случаев. Нейтральное отношение к учителю экспериментальной группы было выявлено у 55% учащихся детей с ограниченными возможностями здоровья. Отрицательное отношение к учителям АФК, работающим в рамках ДО, выявлено в 18% случаев у учеников с ОВЗ.
Полученные результаты могут быть интерпретированы как нежелание общаться с учителем АФК. Можно говорить о том, что общение с учителем не приносит ребенку удовольствия, поскольку отношение учителя АФК к ученику носит формальный харак-
тер, эмоционально не окрашено, что обуславливает дискомфорт в общении. Прослеживается тенденция влияния психоэмоционального состояния учителя АФК на отношения с учениками с ДЦП в процессе дистанционного обучения. Эмоциональное состояние учителя АФК, говорит о проявления профессионального синдрома выгорания. Что несет в себе снижение контроля за своими эмоциями, снижение настроения, конфликтность с коллегами, учениками и выраженное состояние напряжения долговременного характера.
Обобщая вышесказанное, можно сделать основные выводы:
1. У учителей адаптивной физкультуры, работающих в рамках дистанционного обучения, при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья, существуют трудности с самооценкой, с самовыражением, отсутствует устойчивое убеждение в собственной эффективности как специалиста.
2. Установлены психологические особенности эмоционального восприятия в отношениях «учитель адаптивной физкультуры - ученик» в рамках дистанционного обучения: выражена эмоциональная холодность и поверхностный характер во взаимодействии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2001. - 416 с.
2. Баранов, A.A. Стресс толерантность педагога: теория и практика / А.А. Баранов. - М. : ACT ; Ижевск : Изд-во Удмурд. гос. ун-та, 2002. - 422 с.
3. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестник Московского университета. Сер. 14 : Психология. - 1981. - № 2 - С. 46-56.
4. Демьянчук, Р.В. Становление личности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения : монография / Р.В. Демьянчук. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. - 124 с.
5. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: теория. Методы. Диагностика. Коррекция : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджериц-кая, Е. Д. Бреус. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
6. Митина, Л. М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя : учебное пособие для практических психологов / Л.М. Митина. - М. : Изд-во РАО Психол. ин-та, 1992. - 59 с.
7. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. - М. : Флинта, 2001. - 192 с.
8. Педаяс, М.И. Эмоциональность как фактор взаимодействия / М.И. Педаяс // Материалы конференции «Взаимодействие коллектива и личности». - Таллинн : [б. и.] , 1979. - С. 90-96.
9. Семенова, Г.В. Ответственность личности в ситуации дистанционного обучения : отчет о научно-исследовательской работе по гранту Правительства Санкт-Петербурга № 30-04/156 / Г.В. Семенова. - СПб. : [б. и.], 2008. - 34 с.
10. Холодкова, И.В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения / И.В. Холодкова // Информатика и образование. - 2009. - № 1. - С.
6.
11. Шернина, Н.С. К вопросу о построении модели дистанционного обучения с применением технологий инновационной компьютерной дидактики / Н. С. Шернина // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 9. - С. 87-88.
REFERENCES
1. Asmolov, A.G. (1990), Psychology of personality: Principles general psychological analysis, publishing house “Smysl”, Moscow.
2. Baranov A. A. (2002), Stress tolerance teacher. Theory and practice, publishing house “AST”, Moscow.
3. Bratus, B.S. (1981), “To the study of semantic sphere of the personality, Messenger of Moscow University. Psychology, Ser. 14, No. 2, pp. 46-56.
4. Demyanchuk R.V. (2009), Formation ofpersonality of a teacher of special (correctional) educational institution: the Monograph, publishing house “St. Petersburg State University”, St. Petersburg.
5. Labunskaya, V.A., Mendzheritsky, and Breus, E.D. (2001), Psychology difficulty of commu-
nication: Theory. Methods. Diagnostics. Correction: Manual, publishing center “Akademia”, Moscow.
6. Mitina, L.M. (1992), Psychological diagnosis of emotional stability teachers. Manual for practical psychologists, publishing house “RAE Psychology institute”, Moscow.
7. Mitina, L.M. and Asmocovec, E.S. (2001), Emotional flexibility of the teacher: a psychological content, diagnostics, correction, publishing house “Flinta”, Moscow.
8. Pedaias, M.I. (1979), Emotionality as interaction factor, "Collective and Personality Interaction" conference Materials, Tallinn, pp. 90-96.
9. Semenova G.V. (2008), “Century the Responsibility of the individual in a situation of distance learning”, Report on scientific research work on the grant of the Government of Saint-Petersburg No. 30-04/156, St. Petersburg.
10. Xolodkova I.V. (2009), “Century Organization of distance learning on the basis of integration of full-time and distant forms of training”, Computer science and education, No. 1, pp. 6.
11. Shernina, N.S. (2010), “To the question about building a model of distance learning with the use of innovative technologies computer didactics”, Distance and virtual learning, No. 9, pp. 87-88.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.11.2013.
УДК 796.015.6
ОЦЕНКА РЕАКЦИЙ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНА НА ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ
Ринат Маратович Гимазов, кандидат педагогических наук, доцент,
Галина Анатольевна Булатова, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ), г. Сургут
Аннотация
В статье описывается способ оценки реакций нервно-мышечной системы человека на физические нагрузки у спортсменов трёх видов спорта. Способ включает регистрацию длины тела человека стоя в двух измеряемых состояниях - расслабленном и вытягиваясь головой максимально вверх без отрыва стоп от опоры. Предполагается, что показатели разности роста отражают тонус скелетных мышц. Инструментальный анализ пространственного положения позвоночника в двух состояниях выявил увеличение индекса Дельмаса (A. Delmas) с 96,35% до 98,46%. Сравнительный анализ тренировочного занятия у спортсменов из трёх видов спорта выявил статистически значимое межгрупповое различие. Визуализация изменения длины тела спортсмена на тренировочном занятии подтверждает выдвинутое положение. Результаты исследования выявили особенности реакций нервно-мышечной системы у волейболистов, пловцов, легкоатлетов. Анализ динамики изменения роста спортсмена на тренировочном занятии позволяет контролировать физические нагрузки и не допускать условий для срыва адаптационных процессов в организме.
Ключевые слова: спортсмены, физическая нагрузка, тонус скелетных мышц.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p39-44
EVALUATION OF THE NERVOUS AND MUSCULAR SYSTEMS’ REACTIONS TO THE PHYSICAL EXERTION AMONG THE ATHLETES Rinat Maratovich Gimazov, the of pedagogical sciences, senior lecturer,
Galina Anatolevna Bulatova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia
Annotation
The article describes the evaluation method for the nervous and muscular systems’ reactions to physical loads among the athletes engaged in three different sports. The method includes the recording of the upright human body length in two measurable conditions - relaxed and with the head stretched as much as possible upward while keeping the heels firmly on the supporting stand. The indicators of height difference are expected to reflect the skeletal muscle tone. The instrumental analysis of the spine’s spatial position in both states revealed an increase in the Delmas Index from 96.45% to 98.46%. The statistical