Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
8. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and content of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
9. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011), "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
10. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
11. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
Контактная информация: panfilio@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.11.2013.
УДК 159.9: 331.446.4
СТИЛЕВЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮМОРА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЕНЕДЖЕРОВ
Анастасия Геннадьевна Буенок, соискатель,
Регина Анатольевна Березовская, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Аннотация
Стилевые и эмоциональные особенности юмора рассматриваются в контексте проблемы психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение взаимосвязи между критериями профессионального здоровья (выгоранием и увлеченностью) и используемыми менеджерами стилями юмора, а также паттернами эмоционального реагирования. Подтверждена гипотеза о том, что использование дезадаптивных стилей юмора (агрессивного и самоуничижительного), а также высокая выраженность паттернов эмоционального реагирования (гелтофобия, гелотофилия, катагеластицизм) негативно влияют на профессиональное здоровье менеджеров. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ ранней профилактики и коррекции профессионального здоровья менеджеров в рамках программ психологического обеспечения профессиональной деятельности, в которых юмор рассматривается как важный компонент и ресурс профессионально-личностного саморазвития.
Ключевые слова: профессиональное здоровье, стили юмора, паттерны эмоционального реагирования на юмор, менеджер.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p31-35 HUMOR STYLES AND EMOTIONAL PATTERNS AS FACTOR OF VOCATIONAL HEALTH AMONG THE MANAGERS
Anastasia Gennadyevna Buenok, the competitor,
Regina Anatolyevna Berezovskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
Saint-Petersburg State University
Annotation
Humor stylish and emotional reactions patterns have been considered in the context of problems of psychological support of managers' vocational health. The article analyzes the results of empirical research of correlation between the criteria of occupational health (burnout and engagement) and styles of humor and patterns of emotional reaction of the managers. The hypothesis upon the use of maladaptive styles of humor (aggressive and self-defeating), and high expression of the patterns of emotional reaction (gelotophoby, gelotophily, katagelasticism) negatively influencing on the occupational health of managers
has been confirmed. The received results may be used for developing of the programs of early prevention and correction of vocational health among the managers within the developed schemes for the psychological support in which the humor can be considered as an important component and resource of professional and personal self-development.
Keywords: professional health, styles of humor, patterns of emotional response to humor, manager.
Исследование юмора долгие годы не являлось приоритетным направлением в рамках психологии, в том числе в контексте психологии труда и организационной психологии. Исходя из сложившихся стереотипов выражение «юмор в работе» является оксюмороном, так как объединяет в себе, на первый взгляд, взаимоисключающие понятия [8]. Однако в последние годы стал возрастать интерес не только к юмору в целом как к многогранному и мало изученному явлению, но и к отдельным аспектам его рассмотрения, в том числе к стилевым и эмоциональным особенностям его использования, которое, по мнению ряда авторов, является неоднозначным с точки зрения его влияния на здоровье и благополучие человека [1, 3, 6]. Адаптивный потенциал юмора можно рассматривать как необходимый компонент современной организационной культуры, позволяющий эффективно преобразовывать окружающую действительность, снимать возникающее напряжение в ситуациях кризисного взаимодействия и положительно влиять на коллег и партнеров [7]. При этом дезадаптивные свойства юмора также требуют пристального изучения с целью выявления последствий их использования, а также создания способов урегулирования конфликтных ситуаций в случае их проявления [2, 5]. Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью уточнения роли юмора -изучения его стилевых и эмоциональных особенностей - в обеспечении профессионального здоровья менеджеров.
Целью работы является изучение особенностей профессионального здоровья менеджеров в зависимости от стилевых и эмоциональных особенностей юмора. При этом гипотеза исследования состояла в том, что стили юмора и паттерны эмоционального реагирования влияют на профессиональное здоровье менеджеров: использование дезадап-тивных стилей юмора, к которым относятся агрессивный и самоуничижительный стили, а также высокая выраженность паттернов эмоционального реагирования на юмор (гело-тофобия, гелотофилия и катагеластицизм) являются факторами риска для профессионального здоровья менеджеров; использование адаптивных стилей юмора - аффилиатив-ного и самоподдерживающего - наоборот, способствуют его сохранению в процессе управленческой деятельности.
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
1. Для оценки профессионального здоровья в нашем исследовании использованы: Опросник «Отношение к работе и профессиональное выгорание» (Винокур В.А., 2009); Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM), разработанный У. Шааршмидтом и А. Фишером, адаптированный Т.И. Ронгинской (2002); Утрехтская шкала увлеченности работой (UWES) разработанная У. Шауфели и его коллегами (2004), адаптированная Д.А. Кутузовой (2006).
2. Для оценки юмора были использованы: опросник диагностики стилей юмора, разработанный Р. Мартином (2003), адаптированный С.Н. Ениколоповым, Е.М. Ивановой, А.С. Зайцевой (2009); оригинальный опросник PhoPhiKat-45, разработанный В. Рухом и Р. Пройером (2008), адаптированный Е.М. Ивановой и Е.А. Стефаненко (2013).
Выборка. В исследовании приняли участие 178 менеджеров высшего и среднего звена производственно-коммерческих компаний Санкт-Петербурга, из них: 117 мужчин и 61 женщина. Средний возраст респондентов составил 41 год; средний стаж управленческой деятельности - 9 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с задачами исследования было рассмотрено профессиональное здоровье менеджеров в зависимости от стилевых и эмоциональных особенностей использования юмора. Установлено, что менеджеры отдают предпочтение больше адаптивным (самоподдерживающий и аффилитивный), чем дезадаптивным (агрессивный и самоуничижительный) стилям юмора. Данные описательной статистики были дополнены результатами ранжирования субъективной оценки частоты использования стилей юмора. Установлено, что 58,7% руководителей отдают предпочтение самоподдерживающему стилю, характеризующемуся способностью к положительной переоценке ситуации, навыками планирования, способами эмоциональной регуляции, а 38,1% - аффилиативному стилю юмора, который способствует сплоченности и улучшению коммуникации между людьми в коллективе. В то время как агрессивный стиль, характеризующийся, жесткостью, язвительностью, надменностью, используют чаще других только 12,7% респондентов и еще меньше респондентов - всего 4,8% опрошенных менеджеров - прибегают к использованию самоуничижительного стиля юмора, который предполагает склонность выставлять себя объектом шутки в ущерб своей репутации.
У руководителей не выявлены признаки неадекватного эмоционального реагирования на ситуации, связанные с использованием юмора. По степени выраженности паттернов эмоционального реагирования в целом наблюдается небольшой сдвиг в сторону низких значений по всем трем шкалам: гелотофобия или страх насмешки (М=1,98, с=0,30), гелотофилия или склонность выставлять себя объектом насмешки (М=2,05, а=0,33), катагеластицизм или склонность к высмеиванию других (М=2,00, с=0,35).
В соответствии с задачами исследования нами был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена, результаты которого показали наличие взаимосвязей между изучаемыми стилями юмора, а также паттернами эмоционального реагирования и основными параметрами профессионального здоровья у менеджеров. Установлено, что наибольшее количество взаимосвязей с показателями профессионального здоровья имеют агрессивный и самоуничижительный стили юмора. Для руководителей, использующих дезадаптивные стили юмора, свойственно, с одной стороны, скорее негативное эмоциональное отношение к работе (чувство успешности в профессиональной деятельности (г=-0,232; г=-0,230 значение коэффициентов корреляции приведено для агрессивного и самоуничижительного стилей юмора соответственно); удовлетворенность жизнью (г=-0,352; г=-0,575); чувство социальной поддержки (г=-0,295; г=-0,567), а с другой, - более высокая профессиональная активность (профессиональные притязания (г=0,243; г=0,314); готовность к энергетическим затратам (г=0,312; г=0,568); стремление к совершенству (г=0,285; г=0,473).
У менеджеров, использующих адаптивные стили юмора, а именно, самоподдержи-вающий, наблюдается тенденция к более высоким показателям по таким параметрам профессионального здоровья как профессиональная активность (профессиональные притязания (г=0,287); готовность к энергетическим затратам (г=0,366) и стремление к совершенству (г=0,360;). При обращении к аффилиативному стилю юмора, наблюдается совместная изменчивость с такими показателями как эмоциональное отношение к работе (удовлетворенность жизнью (г=0,329); чувство социальной поддержки (г=0,369); здоровье и общая адаптация (г=0,192). При обращении к аффилиативному стилю юмора также происходит снижение уровня профессионального выгорания по таким показателям как эмоциональное истощение («выгорание») (г=-0,202) и профессиональный перфекционизм (г=-0,222). Также установлено, что тенденция к росту индекса профессионального выгорания прослеживается у менеджеров с высокими показателями по гелотофилии (г=0,268), катагеластицизму (г=0,249) и гелотофобии (г=0,242).
Обобщая результаты корреляционного анализа, мы предположили, что при обращении менеджеров к адаптивным стилям юмора уровень профессионального здоровья
менеджеров увеличивается; а при использовании дезадаптивных стилей юмора, наоборот, повышается уровень эмоционального истощения, неудовлетворенности, и напряженности. Далее, с целью проверки этой гипотезы и установления влияния исследуемых переменных на профессиональное здоровье был проведен регрессионный анализ с использованием пошагового метода. В качестве зависимых переменных выступили следующие критерии профессионального здоровья менеджеров: профессиональная активность; психическая устойчивость и стратегии преодоления проблемных ситуаций; эмоциональное отношение к работе; интегральный индекс профессионального выгорания и увлеченность работой. В качестве независимых переменных выступили субъективные оценки частоты использования стилей юмора и степень выраженности паттернов эмоционального реагирования. Получены следующие регрессионные модели: изменчивость уровня профессиональной активности менеджеров на 42% (R2=0,42) объясняется такими предикторами как самоуничижительный стиль юмора (ß=0,546) и паттерн эмоционального реагирования «гелотофилия» (ß=0,424), при этом коэффициент множественной корреляции (R) равен 0,65, что говорит о высокой взаимосвязи этих показателей; изменчивость уровня эмоционального отношения к работе менеджеров на 40% (R2=0,40) объясняется такими предикторами как самоуничижительный (ß=-0,596), аффилиативный (ß=0,206) и самоподдерживающий (ß=0,144) стили юмора при этом коэффициент множественной корреляции (R) равен 0,63, подтверждающий высокую взаимосвязь этих показателей; изменчивость уровня интегрального индекса профессионального выгорания у менеджеров на 47% (R2=0,47) объясняется такими предикторами как самоуничижительный (ß=0,385) и агрессивный (ß=0,359) стили юмора, при этом коэффициент множественной корреляции (R) равен 0,68, что говорит о высокой взаимосвязи этих показателей.
Обобщая результаты регрессионного анализа, можно сделать вывод, что на уровень профессионального здоровья менеджеров в большей степени оказывают влияние дезадаптивные (самоуничижительный и агрессивный) стили юмора.
Проведенное исследование позволило наметить тенденции к дальнейшему изучению стилевых и эмоциональных особенностей юмора менеджеров. Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы при разработке направлений ранней профилактики и коррекции профессионального здоровья менеджеров в рамках разработанных программ по сопровождению, в которых юмор можно рассматривать как важный компонент и ресурс профессионально-личностного саморазвития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апробация опросника отношения к юмору и смеху на российской выборке / Е.М. Иванова, Е.А. Стефаненко, С.Н. Ениколопов, Р. Пройер, В. Рух // Сборник материалов Всероссийской юбилейной научно-практической конференции (к 85-летию Ю.Ф. Полякова). - М. : [б. и.], 2013. - С. 59-61.
2. Березовская, Р.А. Роль юмора в развитии синдрома профессионального выгорания менеджеров / Березовская Р.А., Буенок А.Г. // Вестник СПбГУ. Серия 12 : Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - Вып. 4. - С. 36-43.
3. Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Рода Мартина / Е.М. Иванова,
О.В. Митина, А.С. Зайцева, Е.А. Стефаненко, С.Н. Ениколопов // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2013. - Т. 6, № 2. - С. 71-85.
4. Хазова, С.А. Юмор как ресурс совладающего поведения / С.А. Хазова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 3. - С. 177-182.
5. Lange, A. A self-regulatory perspective on the effects of humor styles in relation to burnout and work engagement [Электронный ресурс] / A. Lange, J. Dikkers, E. Demerouti // URL : http://www.uv.es/unipsico/Noticias/pdf/002_Conference_Programme.pdf. - Дата обращения 18.11.2013.
6. Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire / R.A. Martin, P. Puhlik-Doris, G. Larsen, J. Gray, K. Weir // Journal of Research in Personality. - 2003. - No. 37. - Р. 48-75.
7. Ruch, W. Fear of being laughed at: Individual and group differences in Gelotophobia. Humor
/ W. Ruch, R.T. Proyer // International Journal of Humor Research. - 2008. - № 21 (1). - Р. 47-67.
8. Westwood, R. Humor in organization: From function to resistance / R. Westwood, A. Johnston // Humor. - 2013. - № 26 (2). - Р. 219-247.
REFERENCES
1. Berezovskaya, R.A. and Buenok, A.G. (2011), “The role of humor in development of burnout syndrome among managers”, VestnikSt. Petersburg University, Ser. 12, No. 4, pp. 36-43.
2. Ivanova, E.M., Mitina, O.V., Zaytseva, A.S., Stefanenko, E.A. and Enikolopov, S.N. (2013), “Russian-language adaptation of the humor styles questionnaire developed by R.Martin”, Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psihologia=Theoretical and Experimental Psychology, Vol.6, No. 2, pp. 71-85.
3. Ivanova, E.M, Stefanenko, E.A., Enikolopov, S.N, Proyer, R. and Ruch, W. (2013), “Aproba-tion of a questionnaire of the relation to humor and laughter on Russian selection”, Collection of materials of All-Russian anniversary scientific and practical conference (to Polyakov's 85 anniversary), Moscow, pp. 59-61.
4. Hazova, S.A. (2012), “Humor as resource of copping-strategy”, Sibirsky padagogichesky gurnal=Siberianpedagogical journal, No. 3, pp. 177-182.
5. Lange, A., Dikkers, J. and Demerouti, E., “A self-regulatory perspective on the effects of humor styles in relation to burnout and work engagement”, available at: http://www.uv.es/unipsico/Noticias/pdf/002_Conference_Programme.pdf
6. Martin, R. A., Puhlik-Doris, P., Larsen, G., Gray, J. and Weir, K. (2003), “Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire”, Journal of Research in Personality, Vol. 37, pp. 48-75.
7. Ruch, W. and Proyer, R.T. (2008), “The fear of being laughed at: Individual and group differences in Gelotophoby”, International Journal of Humor Research, No. 21(1). p. 47-67.
8. Westwood, R. and Johnston, A. (2013), “Humor in organization: From function to resistance”, Humor, No. 26 (2), pp. 219-247.
Контактная информация: stasia276@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 18.11.2013.
УДК 159.9.072.432
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Татьяна Владимировна Ветвицкая, медицинский психолог,
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика» (ГБОУ «Центр «Динамика»)
Аннотация
Статья посвящена исследованию личности учителя адаптивной физкультуры в рамках дистанционного надомного обучения и эмоциональной структуре общения в отношениях «учитель-ученик». Основные выводы: у учителей адаптивной физкультуры, работающих в рамках дистанционного обучения, при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья, существуют трудности с самооценкой, с самовыражением, отсутствует устойчивое убеждение в собственной эффективности как специалиста. Установлены психологические особенности эмоционального восприятия в отношениях «учитель адаптивной физкультуры - ученик» в рамках дистанционного обучения: выражена эмоциональная холодность и поверхностный характер во взаимодействии.
Ключевые слова: дистанционное обучение, детский церебральный паралич, отношение к учителю, отношение ученика, адаптивная физкультура, общение.