УДК 334.723
ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ К МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ БИЗНЕСУ И ИХ ОТЛИЧИЯ В БЕЛАРУСИ, РОССИИ И ПОЛЬШЕ
Асп. КОЗЕЛ К. П.
Белорусский национальный технический университет
В разных странах существуют определенные критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса индивидуальных предпринимателей и организаций. В некоторых странах определение субъекта хозяйствования как малого предприятия или индивидуального предпринимателя дает возможность получения налоговых льгот и других преференций.
Критериями отнесения к малому предпринимательству могут выступать:
среднесписочная численность работников - количество работников по списку за все календарные дни отчетного периода [1];
вид деятельности - дополнительный признак к среднесписочной численности работников, т. е. ограничивается количество работников по определенному виду деятельности; не может рассматриваться как самостоятельный критерий;
годовой оборот или баланс за предыдущий год - данные, которые отражаются в бухгалтерском балансе за отчетный год;
цель деятельности малых и средних предприятий - это извлечение прибыли;
• состав учредителей - процентное отношение участия учредителей в формировании уставного фонда малого или среднего предприятия.
В данной статье рассматриваются особенности критериев отнесения к малому и среднему бизнесу и их отличия в Беларуси и некоторых соседних странах, а именно в России и Польше.
Республика Беларусь. В Беларуси согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» (далее - Закон № 685-ХШ) под субъектами малого предпринимательства
понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
в промышленности и на транспорте - до 100 чел.;
• в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере - до 60 чел.;
• в строительстве и оптовой торговле - до 50 чел.;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 чел.;
в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 чел.
Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал [2].
При превышении установленной среднесписочной численности работников субъект малого предпринимательства лишается льгот, предусмотренных законодательством о поддержке малого предпринимательства, на тот период (квартал), в течение которого допущено указанное превышение, и на следующий за этим периодом квартал [3].
В Беларуси к малому бизнесу относятся также индивидуальные предприниматели, у которых согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 760 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 "О некоторых мерах по регулированию
предпринимательской деятельности"» число наемных работников не должно превышать трех человек из числа близких родственников [4].
Таким образом, в Беларуси существуют два критерия отнесения к малому бизнесу: по численности и виду деятельности в отрасли народного хозяйства, т. е существуют количественные ограничения среднесписочной численности работников в различных сферах деятельности. В белорусском законодательстве не закреплены критерии отнесения к среднему бизнесу.
Стоит отметить, что в списочную численность работников в Беларуси включаются работники, заключившие трудовой договор (контракт) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу. В списочную численность работников включаются как фактически работающие, так и временно неработающие по каким-либо причинам. Не включаются в списочную численность работников внешние совместители и лица, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам [5].
В Законе № 685-ХШ при определении субъектов малого предпринимательства такой критерий, как «цель деятельности», отдельно не выделяется. Согласно ст. 132 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З «предприятием как объектом прав
признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». Обращаясь к ст. 1 Гражданского кодекса, в котором дается определение предпринимательской деятельности как деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, можно утверждать, что в Беларуси критерий отнесения к субъектам малого предпринимательства по цели деятельности существует [6].
Таким образом, критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в Беларуси можно представить следующим образом (табл. 1).
Российская Федерация. В Российской Федерации основным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, является Федеральный Закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 88-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 ст. 3 Закона № 88-ФЗ субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, соответствующие определенным критериям, а также физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таблица 1
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в Беларуси
Критерий Среднесписочная численность работников, чел. Цель деятельности
Малый бизнес Средний бизнес Малый бизнес
Сфера деятельности Индивидуальные предприниматели с учетом занятости работников только по признаку родства не более трех
Промышленность До 100
Транспорт До 100
Строительство До 60
Сельское хозяйство До 60 - Извлечение прибыли
Научно-техническая сфера До 60
Оптовая торговля До 50
Бытовое обслуживание населения, розничная торговля До 30
Другие отрасли непроизводственной сферы До 25
Примечание. «-» - признаки отсутствуют. Вестник БНТУ, № 1, 2009
Критерии, в соответствии с которыми организации могут рассматриваться в качестве субъектов малого предпринимательства, также определены Законом № 88-ФЗ [7] и подразделяются по:
цели деятельности. Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.
Согласно ст. 116-121 Гражданского кодекса Российской Федерации к некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Следовательно, все эти организационно-правовые формы не могут относиться к малому предпринимательству [8];
• составу учредителей. Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 50 %.
Кроме того, доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 %. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.
Следует обратить внимание на то, что согласно данному критерию не предусмотрено никаких ограничений в аспекте организационно-правовой формы предприятия;
средней численности работников за отчетный период. Малыми предприятиями могут считаться только коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности - 100 чел.; в строительстве - 100 чел.; на транспорте - 100 чел.;
в сельском хозяйстве - 60 чел.; в научно-технической сфере - 60 чел.; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел. [7].
Многопрофильные малые предприятия, т. е. осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предоставляемая законодательством альтернатива - годовой объем оборота или годовой объем прибыли означает, что предприятие самостоятельно определяет, каким из этих показателей оно будет руководствоваться [9].
В России в отличие от Беларуси в среднесписочную численность работников помимо работников по списку за все календарные дни отчетного периода включаются работающие по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений конкретного юридического лица [8].
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в России представлены в табл. 2.
Несмотря на то, что в России существуют четкие критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому бизнесу, на сегодняшний день это не имеет практической значимости. После изменений Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогу на прибыль для малого предпринимательства отменены, а специальные режимы налогообложения могут применять все предприятия и предприниматели без образования юридического лица, отвечающие определенным критериям, независимо от их принадлежности к малому бизнесу.
Польша. В Польше определение малого предпринимательства в целом соответствует критериям отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в Европейском Союзе.
Таблица 2
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в России
Критерий Сфера деятельности^- Среднесписочная численность работников, чел. Цель деятельности Состав учредителей
Малый бизнес Средний бизнес Малый бизнес Малый бизнес
Промышленность До 100 - Извлечение прибыли Не менее 75 % доли в уставном капитале должно принадлежать самому малому предприятию; не более 25 % доли уставного капитала может принадлежать Российской Федерации, ее субъектам, общественным и религиозным организациям, одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, иностранным юридическим лицам. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала
Строительство До 100
Транспорт До 100
Сельское хозяйство До 60
Научно-техническая сфера До 60
Оптовая торговля До 50
Бытовое обслуживание населения, розничная торговля До 30
Другие отрасли непроизводственной сферы До 50
Примечание. «-» - признаки отсутствуют.
В Европейском Союзе, помимо малых и средних предприятий, выделяют микропредприятия, для которых устанавливаются количественные ограничения среднесписочной численности работников. Так, согласно Европейскому обозрению малых и средних предприятий № 6 (далее - Обозрение № 6) [1] указываются представленные в табл. 3 количественные ограничения работников.
Помимо ограничения среднесписочной численности работников, в Европейском Союзе используются такие критерии отнесения к ма-
лому и среднему бизнесу, как годовой товарооборот (до 40 млн евро) или общий баланс (до 27 млн евро) [10, 11].
В Польше критериями отнесения к субъектам малого и среднего выступают:
• среднесписочная численность работников; годовой оборот или баланс за предыдущий
год;
состав учредителей. Детально ограничения по критериям представлены в табл. 4.
Таблица 3
Количественное ограничение работников при отнесении к субъектам малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе согласно Обозрению № 6
Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие
Среднесписочная численность работников, чел. До 9 От 10 до 49 От 50 до 249
Таблица 4 Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в Польше
Критерий Тип бизнеса Среднесписочная численность работников, чел Годовой оборот или баланс за предыдущий год, млн евро Состав учредителей
Малый До 49 До 7 или до 5 Участие в уставном фонде других субъектов не должно превышать 25 %
Средний От 50 до 249 До 40 или до 27
Таким образом, в Польше в отличие от Европейского Союза не выделяются микропредприятия. По среднесписочной численности работников на малых и средних предприятиях ограничения аналогичны. Величины годового оборота и баланса, установленные в Европейском Союзе для малого и среднего бизнеса, совпадают с величинами для средних предприятий Польши, а для малых предприятий эти цифры значительно меньше. Также в Польше существует процентное ограничение участия других субъектов в уставном капитале предприятия (не более 25 %).
В Ы В О Д Ы
В процессе рассмотрения критериев отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему бизнесу в Беларуси, России и Польше были выявлены сходства и существенные отличия.
1. В Беларуси, России и Польше общим является критерий среднесписочной численности работников. Только в первых двух странах существует дополнительный критерий «вид деятельности», по которому среднесписочная численность работников ограничивается сферой деятельности предприятия.
2. В Беларуси и России существуют различия в определении среднесписочной численности работников. В России оно шире и включает в себя внешних совместителей и лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам.
3. В Беларуси и России нет определения среднего бизнеса в отличие от Польши, где различают малые и средние предприятия. В Беларуси определение значения этого критерия позволило бы расширить сферу малого и среднего бизнеса.
4. В России отдельно выделяется критерий отнесения к малому предпринимательству по цели деятельности, в Беларуси, как и в Польше, такого прямого выделения нет.
5. В Польше и России в отличие от Беларуси существуют требования к составу учредителей малого и среднего предприятия в виде процентного ограничения участия в уставном фонде.
6. В Польше используется критерий отнесения к малому и среднему бизнесу по показателям годового оборота и общего баланса за
предыдущий год, чего нет ни в России, ни в Беларуси. Централизованное определение этого критерия позволило бы привести цифры названых показателей к единым значениям для всех субъектов малого предпринимательства, что облегчило бы их обращение в банки для получения кредитов.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Словарь предпринимателя / под ред. проф. Н. Н. Пи-липенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 580 с.
2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 окт. 1996 г., № 685-ХШ // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
3. О государственной поддержке малого предпринимательства: Указ Президента Респ. Беларусь, 19 июля 1996 г., № 262: с изм. и доп. от 23.04.1999 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 33. - 1/291.
4. О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 дек. 2006 г., № 760 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
5. Основные показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь 2008: стат. сб. / М-во стат. и анализа Респ. Беларусь. - Минск, 2008. - 100 с.
6. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на апрель 2008 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
7. О государственной поддержке малого предпринимательства, в Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации, 14 июня 1995 г., № 88-ФЗ: в ред. Закон Рос. Федерации от 02.02.2006, № 19-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2007.
8. Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги / под ред. А. В. Касьянова. - М.: Гросс Медиа, 2007. - 536 с.
9. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 536 с.
10. Малый и средний бизнес в странах с переходной экономикой, 2003 г. // Экономическая Комиссия ООН для Европы [Электронный ресурс]. 2008. - Режим доступа: http://www.unece.org/indust/sme/ece-sme.htm Дата доступа: 26.05.2008.
11. О критериях отнесения к субъектам малого предпринимательства за рубежом // Публикации \ международная деятельность, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства [Электронный ресурс]. 2008. - Режим доступа:- http://minamp.rbc.ru/ru/International_activities/Publi-сайош/319/ Дата доступа: 28.05.2008.
Поступила 08.08.2008