УДК 376.42
ОСОБЕННОСТИ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
© 2019 Л. А. Черных1, Н. А. Перебейнос2
1канд. психол. наук, доцент, завкафедрой дефектологии и психологической коррекции e-mail: larisa [email protected]
2студентка 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Коррекционная психопедагогика.
Специальная психология e-mail: natasha.perebeynos @ mail. ru
ЛНР, Луганск,
ГОУВПО ЛНР «Луганский национальныйунивериситет имени Тараса Шевченко»
В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью, которые свидетельствовали о снижении объема кратковременной памяти и скорости запоминания, преобладании зрительной памяти над слуховой, быстрой утомляемости и снижении продуктивности
Ключевые слова: кратковременная память, развитие кратковременной памяти, дети младшего школьного возраста, легкая умственная отсталость.
Память имеет огромное значение в жизнедеятельности каждого человека на всех этапах его онтогенеза. Представляя собой, как и все другие познавательные процессы, отражение человеком реальной действительности, неразрывно связанной с деятельностью, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Особую актуальность приобретает изучение развития памяти у младших школьников, особенно это касается детей с умственной отсталостью легкой степени. Тому есть много причин. Перечислим лишь некоторые из них.
Во-первых, в памяти, как и во всей психике и организме человека в данный период онтогенеза, происходят кардинальные изменения в связи с переходом от детства к взрослости, которые подготавливают индивида к функционированию на более совершенном уровне.
Во-вторых, психофизиологические особенности школьного возраста налагают отпечаток на протекание всех познавательных процессов, в том числе и памяти.
В-третьих, необходимость детей справляться со все более сложными учебными нагрузками в связи с обучением в школе и усложнением программы.
У детей с умственной отсталостью страдают все виды памяти, и кратковременная в частности; у детей младшего школьного возраста отсутствует умение использовать какие-либо вспомогательные средства и приемы для запоминания. Детям с умственной отсталостью необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации [Забрамная 2006: 152].
Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение -имеют свои специфические особенности у умственно отсталых детей любого возраста, так как формируются уже в условиях нарушенного развития. Они значительно продуктивнее запоминают внешние, возможно, даже случайные зрительно
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
воспринимаемые признаки. Особенно трудно ими осознаются и запоминаются логические связи между предметами или явлениями внешнего мира. У умственно отсталых школьников позже, чем у нормально развивающихся сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л.В. Занков и В.Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение - процесс крайне сложный, который требует высокой волевой активности и целенаправленности действий ребенка. Из-за непонимания логики и логической последовательности событий воспроизведение умственно отсталых будет носить бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к постоянным ошибкам при воспроизведении словесного материала [Белопольская 2001: 23].
Слабость процессов мышления, которая препятствует выделению существенного в запоминаемом материале умственно отсталыми детьми, объединению между собой его отдельных компонентов и исключению каких-либо случайных ассоциаций, значительно снижает качество их памяти. Ряд исследователей (Л.В. Занков, Х.С. Замский, Б.И. Пинский и др.) указывали в своих трудах, что при устном воспроизведении рассказов учащиеся вспомогательных школ повторяют только лишь отдельные слова, фразы из рассказов, но они не могут самостоятельно излагать своими словами основной сюжет или смысл. Исследование представлений о предметах или явлениях, которые сохранились у учеников коррекционных школ, ранее ими воспринятых (М.М. Нудельман), обнаружило, что они довольно быстро забывают их отличительные, свойственные им признаки, а потому уподобляют друг другу вовсе не сходные предметы, явления [Рубинштейн 1986: 129-130].
Л.А. Гринько относит к особенностям процессов памяти умственно отсталых школьников недостаточную осознанность учебного материала, отсутствие учебной или личностной мотивации к активному запоминанию, отсутствие желания припомнить то, что было усвоено ранее. Младшие школьники с легкой умственной отсталостью затрудняются выделять главное в содержании пройденного ранее учебного материала, они могут вырывать лишь отдельные, часто малозначимые факты, они будут осуществлять попытки запомнить информацию дословно, но совершенно не вникая в само содержание. Педагогу, работающему с детьми с легкой умственной отсталостью, крайне необходимо непрерывно добиваться того, чтобы запоминание умственно отсталыми детьми содержания учебного материала было осознанным и обдуманным [Шипицина 2012: 116].
Целью проведенного нами исследования было выявление особенностей развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Для исследования кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста были использованы следующие методы и методики:
- теоретические: анализ отечественных и зарубежных научных подходов к проблеме развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью;
- эмпирические: наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент с помощью психодиагностических методик: методика «10 слов» (А.Р. Лурия, 1995), методика «Запомни цифры» (Р.С. Немов, 2001), методика «Память на числа» (А.М. Карелин,
Черных Л. А., Перебейнос Н. А. Особенности кратковременной памяти детей младшего школьного возраста с легкой усмственной отсталостью
2007), методика «Память на образы» (А.М. Карелин, 2007), методика «Повтори движения» (Л.В. Черемошкина, 1996).
Констатирующий эксперимент был проведен на базе Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната № 29 и Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 1» г. Снежного.
Выборка составила 24 ребенка: 12 детей младшего школьного возраста с нормативным уровнем развития в возрасте от 9,0 до 10,9 лет (средний возраст -9,8 лет), мальчиков - 8, девочек - 4; 12 детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью (УО), в возрасте от 9,6 до 12,7 лет (средний возраст -10,5 лет), мальчиков - 8, девочек - 4.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента по методике «10 слов» (А.Р. Лурия, 1995), которая направлена на изучение объема кратковременной слуховой памяти, свидетельствовали о том, что в группе с нормативным развитием высокий уровень объема кратковременной слуховой памяти выявлен у 5 детей, что составило 42%, а у детей с легкой умственной отсталостью аналогичный показатель составил 0%. Средний уровень объема кратковременной слуховой памяти у детей с нормативным развитием составил 58%, это у 7 детей, а у школьников с умственной отсталостью (УО) - 42%, то есть у 5 детей. Низкий объем кратковременной слуховой памяти не выявлен у детей с нормативным развитием. У 7 детей с легкой УО был выявлен объем кратковременной памяти, находящийся на низком уровне, то есть у 58% испытуемых.
Таким образом, у детей с нормой преобладал средний уровень, а у детей с легкой умственной отсталостью - низкий.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента по методике «Запомни цифры» (Р.С. Немов, 2001), которая направлена на изучение объема кратковременной слуховой памяти, свидетельствовали о том, что в группе с нормативным развитием высокий уровень объема кратковременной слуховой памяти выявлен у 3 детей, что составило 25%, а у детей с легкой умственной отсталостью аналогичный показатель составил 0%. Средний уровень объема кратковременной слуховой памяти у детей с нормативным развитием составил 67%, это у 8 детей, а у школьников с УО 33%, то есть у 4 детей. Низкий объем кратковременной слуховой памяти у детей с нормативным развитием был выявлен у 1 ребенка, т.е. 8%. У 8 детей с легкой УО был выявлен объем кратковременной памяти, находящийся на низком уровне, то есть у 67% испытуемых.
Таким образом, у детей с нормой преобладал средний уровень, а у детей с легкой умственной отсталостью - низкий.
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Память на числа» (А.М. Карелин, 2007), которая направлена на изучение объема кратковременной зрительной памяти, свидетельствовали о том, что в группе с нормативным развитием высокий уровень объема кратковременной слуховой памяти выявлен у 6 детей, что составило 50%, а у детей с легкой умственной отсталостью аналогичный показатель составил 0%. Средний уровень объема кратковременной слуховой памяти у детей с нормативным развитием составил 50%, это 6 детей, а у младших школьников с УО 42%, то есть у 5 детей. Низкий объем кратковременной зрительной памяти у детей с нормативным развитием не был выявлен. У 7 детей с легкой УО был выявлен объем кратковременной памяти, находящийся на низком уровне, то есть у 58% испытуемых.
Таким образом, у детей с нормой показатели среднего и высокого уровня были идентичны, а у детей с легкой умственной отсталостью преобладал низкий уровень.
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Память на образы» (А.М. Карелин, 2007), которая направлена на изучение объема кратковременной
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
зрительной памяти, свидетельствуют о том, что в группе с нормативным развитием высокий уровень объема кратковременной зрительной памяти выявлен у 7 детей, что составило 58%, а у детей с легкой умственной отсталостью аналогичный показатель составил 8%, то есть 1 ребенок. Средний уровень объема кратковременной зрительной памяти у детей с нормативным развитием составил 42%, это 5 детей, а у школьников с УО 67%, то есть 8 детей. Низкий объем кратковременной зрительной памяти у детей с нормативным развитием не был выявлен. У 3 детей с легкой УО был выявлен объем кратковременной памяти, находящийся на низком уровне, то есть у 25% испытуемых.
Таким образом, у детей с нормой преобладал высокий уровень объема кратковременной зрительной памяти, а у детей с легкой умственной отсталостью преобладал средний уровень.
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Повтори движение» (Л.В. Черемошкина, 1996), которая направлена на изучение кратковременной двигательной памяти, свидетельствуют о том, что в группе с нормативным развитием высокий уровень объема кратковременной двигательной памяти выявлен у 9 детей, что составило 75%, а у детей с легкой умственной отсталостью аналогичный показатель составил 33%, то есть 4 ребенка. Средний уровень объема кратковременной двигательной памяти у детей с нормативным развитием составил 25%, это 3 ребенка, а у школьников с УО 58%, то есть 4 ребенка.
Низкий объем кратковременной двигательной памяти у детей с нормативным развитием не был выявлен. У 1 ребенка с легкой УО был выявлен объем кратковременной памяти, находящийся на низком уровне, то есть у 8% испытуемых.
Таким образом, у детей с нормой преобладал высокий уровень объема кратковременной двигательной памяти, а у детей с легкой умственной отсталостью преобладал средний уровень, но также присутствовал и высокий.
Большинство испытуемых с нормативным развитием по всем методикам показывали высокий и средний уровень, дети с нарушенным интеллектом демонстрировали в основном низкий и средний уровень.
Основываясь на результатах эксперимента, можно констатировать, что у детей с легкой умственной отсталостью не хватало усидчивости, терпения и самоконтроля. Многие не дослушивали инструкции до конца, у некоторых отсутствовала мотивация и интерес, поэтому результаты были ниже, чем потенциал.
После проведения всех методик можно говорить о сниженном объеме памяти, снижении скорости запоминания, быстрой утомляемости и снижении продуктивности, преобладании зрительной памяти над слуховой, а также преобладании двигательной над зрительной, что обусловливает необходимость проведения коррекционной работы по развитию памяти у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени.
Библиографический список
Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия. М.: Когито-Центр, 2001. 348 с.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2006.
320 с.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
Шипицина Л.М., Исаев Д.Н. Психология детей с нарушением интеллектуального развития. М.: Академия, 2012. 224 с.