УДК 343 ББК 67.4
ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗЛОЖЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ФУНКЦИЙ НА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Лилианна Юрьевна Перемолотова,
докторант Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В рамках противодействия коррупционной преступности автором описано проведенное выборочное социологическое исследование, в задачи которого входило изучение особенностей личности сотрудников УИС и их мнения о коррупционных рисках, возникающих при реализации возложенных функциональных обязанностей.
Ключевые слова: коррупционная преступность, уголовно-исполнительная система, личность сотрудника, коррупционные риски.
FEATURES OF THE CORRUPTION RISKS THAT ARISE WHEN IMPLEMENTING ASSIGNED JOB FUNCTIONS TO EMPLOYEES THE PENAL SYSTEM
Lilianna Yu. Peremolotova,
candidate of legal Sciences, associate Professor, doctoral candidate of the Academy of FSIN of Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. In the framework of combating corruption crime, the author describes a selective sociological research, whose task was to study the personality characteristics of the prison staff and their views on the corruption risks arising in the implementation of assigned functional responsibilities.
Keywords: corruption crime, the penal system, the identity of the employee, the risks of corruption.
В настоящее время российское государство переживает очередной непростой период, обусловленный мировым экономическим кризисом, осложненной внешнеполитической обстановкой, рядом социальных проблем. Как правило, в подобной обстановке наблюдается повышение уровня криминализации общества, отмечается рост преступлений, в том числе коррупционных. Их предупреждение определено в числе главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на ближайшую и долгосрочную перспективу. Наибольшую тревогу вызывают коррупционные преступления, совершаемые государственными служащими, в частности сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее — УИС).
Данные преступления имеют повышенную общественную опасность, поскольку подрывают
основу существования органов, исполняющих наказания, а также формируют негативное отношение общества к Федеральной службе исполнения наказаний, приводят к неверию в справедливость и охранительную функцию закона, способствуют развитию правового нигилизма среди сотрудников и осужденных [1, с. 4]. Противодействие коррупционным преступлениям, совершаемым сотрудниками правоохранительных органов необходимо осуществлять различными средствами и мерами и на различных уровнях. Одним из направлений указанной деятельности является выявление и исследование коррупционных рисков [2], в том числе возникающих при реализации возложенных функций среди сотрудников территориальных органов УИС.
В декабре 2016 г. — феврале 2017 г. рабочей группой сотрудников Академии ФСИН России проведено социологическое исследование, в задачи ко-
торого входило изучение особенностей личности сотрудников УИС и их мнения о коррупционных рисках, возникающих при реализации возложенных функциональных обязанностей. Это обусловлено необходимостью определения степени эффективности мер по противодействию коррупционных преступлений и определению их места и роли в системе правовых мер и необходимостью изыскания дополнительных мер правового и организационно-управленческого характера по минимизации детерминант, обусловливающих коррупционную преступность в УИС в целом и латентность изучаемой преступности на личностном уровне. Исследование проводилось в учреждениях и органах УИС Центрального Федерального округа. Основным инструментарием исследования являлась специально разработанная анкета. Анкетирование проводилось среди сотрудников: оперативных отделов, отделов безопасности, воспитательных отделов, отделов охраны. Всего в проведении анкетирования приняли участие 5 036 человек.
В числе социально-демографических особенностей исследовались: возраст, пол, место проживания, образование, семейное положение, стаж службы в УИС, наличие лиц, находящихся на иждивении, наличие финансовых обязательств (алиментов, кредитов), уровень материального положения. Возраст для сотрудника УИС имеет не только социальное и биологическое значение, но и оказывает влияние на его правовое положение: с определенным возрастом обусловливаются прием на службу, увольнение с нее. Возраст учитывается и при определении характера (вида) службы сотрудника, с учетом его возможности переносить физические и психологические нагрузки. С возрастом изменяются социальные функции, привычки, характер, способы реагирования на конкретные ситуации. Анализ результатов проведенного анкетирования показывает, что преобладающий возраст опрошенных респондентов составляет 31—40 лет (2 354 человек или 44,7%); возраст 18—30 лет у 1 903 человек (32,6%); возраст 41—50 лет у 651 человек (16,9%); свыше 50 лет — у 128 человек (5,9%).
Анализ показателей, характеризующих пол сотрудников УИС, участвующих в проведении социологического исследования, позволяет отметить, что среди них преобладают мужчины — 2 880 человек
(55,6%), женщин — 2 156 человек (44,4%). Большинство опрошенных сотрудников проживают в городе — 4 141 человек (82,2%); 895 (17,8%) респондентов проживают в сельской местности.
Общеизвестно, что образовательный уровень человека тесным образом связан с формированием его ценностных ориентаций, потребностей, интересов, выработкой мировоззрения, нравственным и духовным обликом. Более того, уровень образования сотрудников УИС имеет непосредственную взаимосвязь с правовым статусом, который является необходимым атрибутом правовой культуры и ядром профессионализма. Отсутствие же таковых знаний, правовая неосведомленность, скептические стереотипы поведения и предубеждения нередко обуславливают быстро развивающееся негативное явление — правовой нигилизм. Среди опрошенных сотрудников УИС 3 518 человек (69,6%) имеют высшее образование; 1 015 человек (20,2%) — среднее профессиональное и среднее специальное образование; 503 человека (9,9%) — среднее образование.
Результаты различных исследований показывают, что семейная ситуация способна определять поведение лица во всех остальных сферах — способствовать или препятствовать трудовой или служебной активности, стимулировать тот или иной тип потребления, определять психологическое состояние человека и пр. Данные о семейном положении сотрудников УИС следующие: женаты (замужем) 3 133 респондента (62,2%); неженаты (не замужем) — 1 444 (28,6%); проживают в незарегистрированном браке 459 респондентов (9,2%). Одним из обстоятельств, осложняющих финансовое положение сотрудника УИС, является содержание лиц, находящихся на его иждивении. Данное обстоятельство может выступать в качестве фактора, способствующего совершению коррупционного преступления. Среди опрошенных 3 011 респондентов (59,8%) содержат находящихся на их иждивении лиц; 1 025 (40,2%) респондентов не имеют лиц на иждивении.
Проведенное анкетирование показало, что 3 354 сотрудника УИС (66,4%) не имеют финансовых обязательств в размере, превышающем 25% от денежного довольствия (регулярные алименты, кредиты и т.п.); 1 682 респондента (33,4%) имеют соответствующие финансовые обязательства. При этом материальное положение своей семьи оценивают как «удовлет-
ворительное» 2 934 человека (58,3%); «хорошее» — 1 245 (24,7%); «плохое» — 857 (17%) респондентов.
Анализ такого показателя, как стаж службы в УИС, позволяет выявлять наиболее характерные причины и условия специально-криминологического характера, имеющие место в учреждениях и органах УИС. Среди сотрудников УИС, принимавших участие в анкетировании, стаж службы от 11 лет и выше у 2 092 человек (41,6%); от 6 до 10 лет — у 1 787 (35,5%); от 1 до 5 лет — у 924 (18,3%); до
1 года — у 233 респондентов (4,6%).
Участвующие в анкетировании сотрудники УИС следующим образом определяют «коррупцию». Считают, что коррупция — это: дорогой подарок — 3 404 человек (67,6%); дача взятки — 3 188 (63,3%); использование служебного положения в личных целях — 2 509 (49,8%); неслужебные связи со спецконтингентом или его окружением — 2 322 (46,1%); получение взятки — 1 958 (38,9%); содействие в получении (даче) взятки — 1 250 (24,8%); хищение бюджетных средств — 175 человек (3,5%); иное — 2 506 (52,6%) респондентов.
Свое отношение к проблеме коррупции сотрудники УИС определяют следующим образом. Коррупция является серьезной проблемой для 3 440 респондентов (68,3%); коррупция не является серьезной проблемой для 1 178 опрошенных (23,4%); 418 человек (8,3%) считают, что коррупция вообще не является проблемой. При этом, выводы о серьезности коррупционной проблемы в УИС основываются у анкетируемых на: сообщениях СМИ — у
2 923 человек (58,0%); служебной информации — у 1 888 (37,5%); сведениях, полученных от друзей, знакомых — у 611 (12,1%); личном опыте — у 454 (9,0%); иное — у 44 человек (0,8%).
Сотрудники УИС следующим образом определили свое отношение к тому, что для решения проблем приходится нередко давать взятки: 235 респондентов (4,7%) утверждают, что это часть современной жизни, без этого ничего не решить; 453 человека (9,0%) утверждают, что этого можно избежать, но на решение вопросов уйдет гораздо больше времени и сил; 1 749 (34,7%) отвечают, что этого нужно избегать; 2 599 респондентов (51,6%) воспринимают подобный факт категорически отрицательно.
При этом 1 727 (34,3%) анкетируемых отметили, что в своей жизни редко сталкиваются с корруп-
ционными проявлениями; 442 (8,8%) сталкиваются с проявления коррупции часто; не сталкиваются с коррупционными проявлениями 2 867 (59,9%) респондентов. Сталкивались лично с коррупционными проявлениями в своей жизни 705 респондентов, при этом, часто — 129 (2,6%), единичные случаи — 576 (11,4%) анкетируемых; не сталкивались с коррупционными проявлениями в ходе своей служебной деятельности 4 331 (86,0%) респондентов.
По мнению сотрудников УИС, наиболее коррумпированными являются следующие должности: бухгалтерия — 2 257 (44,8%); иное — 1 438 (28,5%); вольнонаемный персонал — 757 (15%); контрактная служба — 693 (13,8%); руководство учреждений — 603 (12,0%); юридическая служба — 528 (10,5%); отдел безопасности / режима — 386 (7,7%); отдел спецучета — 329 (6,5%); производственно-технический отдел — 326 (6,5%); отдел тылового обеспечения — 319 (6,3%); отдел охраны — 316 (6,3%); воспитательный отдел — 291 (5,8%); отдел кадров — 239 (4,7%); оперативный отдел — 214 (4,2%); медицинская служба — 74 (1,5%).
В числе основных причин коррупции в УИС анкетируемые сотрудники выделили следующие: безнаказанность коррупционеров; отсутствие жестких мер по отношению к коррупционерам — 2 282 человека (45,4%); взаимная выгода от коррупции взяткополучателя и взяткодателя — 1 590 (31,6%); работа должностных лиц плохо регламентирована правилами; нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования — 1 552 (30,8%); низкий образовательный и культурный уровень руководителей учреждений и органов УИС — 1 261 (25,0%); моральная деградация; низкий образовательный и культурный уровень сотрудников УИС — 1 083 (21,5%); низкий уровень денежного довольствия (заработной платы) — 993 (19,7%); неэффективная работа правоохранительных органов по противодействию коррупции — 550 (11,0%); отсутствие стимулов честной работы сотрудников, включая отсутствие зависимости служебного роста от добросовестного выполнения обязанностей — 513 (10,2%); плохой пример, подаваемый руководителями учреждений и органов УИС — 282 респондента (5,6%).
Наиболее распространенными в УИС видами коррупции анкетируемые сотрудники считают следующие: дача (получение) взятки — 1 913 человек
(38,0%); иное — 1 824 (36,2%); неслужебные связи со спецконтингентом — 1 592 (31,6%); злоупотребление полномочиями — 1 532 (30,4%); использование своего должностного или служебного положения — 355 (7,0%); содействие в даче (получении) взятки — 211 человек (4,1%). В ситуации, когда сотрудники УИС станут свидетелями коррупционных правонарушений на службе, они планируют поступить следующим образом: доложат об этом руководству учреждения — 2 219 респондента (44,1%); обратятся в ОСБ — 1 112 (22,2%); затруднились ответить — 761 (15,0%); обязательно обратятся в полицию, прокуратуру — 570 (11,3%); не будут принимать никаких действий — 288 (5,7%); разберутся сами с коррупционером — 86 респондентов (1,7%).
Среди анкетируемых преобладают лица, редко интересующиеся изменениями в антикоррупционном законодательстве, в частности, изменениями, произошедшими в нем в 2016 году, — 1 731 (34,4%) респондентов; регулярно следят за изменениями — 1 414 (28,1%); не знакомы с изменениями в антикоррупционном законодательстве — 1 374 (27,3%); вообще никогда не изучали 517 (10,2%) респондентов.
В ситуации, когда сотрудники УИС узнают, что их сослуживец совершил коррупционное правонарушение, они поступят следующим образом: 2 697 (53,5%) респондентов сообщат об этом; 613 (12,2%) затрудняются ответить; 371 (7,4%) не сообщат из-за возможного ухудшения отношения со стороны коллектива; 338 (6,7%) не сообщат, так как это нарушит интересы учреждения, очернит всех сотрудников, начнутся проверки; 316 (6,3%) не сообщат, потому что не считают такое происшествие тяжелым проступком или преступлением; 283 (5,6%) не сообщат, так как не верят, что по окончании разбирательства не будут привлечены к уголовной ответственности; 139 (2,8%) не сообщат, считая, что это внутреннее дело; 97 (1,9%) не сообщат, так как опасаются мести; 84 человека (1,7%) не сообщат, мотивируя отсутствием времени.
По мнению респондентов, на снижение уровня коррупции в УИС влияют следующие наиболее важные причины: более широкое освещение в рамках информирования на службе и в СМИ о проявлениях коррупции и коррупционерах в УИС — 3 005 человек (59,7%); воспитательная работа с личным составом, направленная на негативное отношение
к коррупции — 2 966 (58,9%); повышение уровня денежного довольствия — 1 923 (38,2%); неотвратимость и жесткость наказаний за коррупционные деяния — 1 377 (27,3%); иное — 1 333 (26,4%); систематическая разъяснительная работа с сотрудниками — 27 респондентов (0,5%).
Эффективность системы телефонов доверия оценивается анкетируемыми следующим образом: недостаточно эффективна, могут сообщить, не указывая свои данные — 1 848 (36,7%) респондентов; эффективна — 1 143 (22,7%); неэффективна, так как не все информированы о номерах телефонов — 983 (19,5%); недостаточно эффективна, считаю, что информация не всегда проверяется — 609 (12,1%); недостаточно эффективна, не каждый решится сообщить о коррупционном нарушении — 453 респондента (9,0%). 2 798 анкетируемых (55,5%) отмечают, что не сталкивались со случаями, когда от них ожидали взятку; 1 540 (30,6%) — сталкивались; 698 (13,9%) затруднились ответить.
На повышение уровня коррупции среди сотрудников УИС влияют следующие причины: низкий уровень образования — 2 424 человека (48,1%); слабая психологическая устойчивость личности сотрудников — 2 385 (47,3%); низкий уровень доходов сотрудников — 1 083 (21,5%); слабая организация информационно-пропагандистской работы с сотрудниками — 961 (19,1%); слабая организация профилактической работы по антикоррупционному поведению — 750 (14,9%); слабые морально-этические качества личности сотрудников — 74 (1,5%); иное — 2 663 респондента (52,9%).
В числе главных причин при отказе сотрудника от дачи взятки, респонденты отметили следующие: имеется возможность решить вопрос законным способом — 2 079 человек (41,3%); принципиально не дают взяток, даже если все это делают — 855 (17,0%); опасается ответственности или провокации — 847 (16,8%); нет уверенности, что вопрос будет решен — 722 (14,3%); не знает, как это делается, неудобно — 287 (5,7%); это слишком дорого — 222 (4,4%); иное — 89 человек (1,8%).
По мнению участвующих в анкетировании, наиболее подвержены коррупции категории следующих сотрудников УИС: старший начальствующий состав (от майора до полковника) — 1 724 респондента (34,2%); рядовой и младший начальствующий со-
став (от рядового до прапорщика) — 1 384 (27,5%); высший начальствующий состав (от генерал-майора и выше) — 1 154 (22,9%); средний начальствующий состав (от младшего лейтенанта до капитана) — 861 респондент (17,1%).
По мнению большинства анкетируемых, прием на службу в УИС сотрудников на различные должности посредством протекционизма и кронизма («по знакомству») является коррупционным поведением — 2 635 (52,3%) респондентов; 1 600 (31,8%) человек не считают подобное поведение коррупционным; отметили, что это не должно считаться коррупционным поведением 801 респондент (15,9%).
Как правонарушение, сотрудники УИС оценивают предоставление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера себя, супруги (супруга) или несовершеннолетних детей — 3 142 человека (62,4%); не считают это правонарушением 1 894 (37,6%) респондентов.
По мнению большинства анкетируемых, сотрудник должен в обязательном порядке сообщать о возникшем конфликте интересов — 2 389 респондентов (47,4%); 2 170 человек (43,1%) считают, что это нужно сделать в зависимости от ситуации (например, если сотрудник в силах самостоятельно решить возникшую проблему, тогда сообщать руководству о возникшем конфликте интересов не обязательно); не считают обязательным сообщать об этом 477 респондентов (9,5%). При этом о фактах коррупционной деятельности сотрудников, с которыми работают анкетируемые, готовы сообщить
1 990 (39,5%) респондентов; считают, что в этом нет необходимости 2 199 человек (43,7%); необходимо только в том случае, если невозможно лично повлиять на ситуацию — 847 (16,8%) человек. Считают возможным нарушить законодательство, если на это есть указание непосредственного руководителя, 340 (6,7%) респондентов; считают невозможным 3 879 (77,1%) анкетируемых; считают возможным в случаях, если ответственность за выполнение поставленных задач понесет непосредственный руководитель 817 (16,2%) анкетируемых.
Таким образом, анализ результатов проведенного социологического исследования позволяет сделать вывод, что уровень распространенности коррупционных нарушений среди сотрудников учреждений УИС в Центральном Федеральном округе является низким. С учетом требований законодательства и мерами, проводимыми руководством территориальных органов ФСИН России, сотрудники крайне редко совершают коррупционные правонарушения и не имеют неслужебных связей с осужденными (подозреваемыми, обвиняемыми).
Литература
1. Хотькина О.К. Личность преступника — сотрудника уголовно-исполнительной системы, совершившего коррупционное преступление: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, Академия ФСИН России, 2011.
2. Иванцов С.В., Домников А.С. Криминологическая оценка социальных последствий коррупционной деятельности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 4. С. 4—8.
Актуальные проблемы
государственной
политики
Актуальные проблемы государственной политики: учебник для студентов вузов / [В.И. Якунин и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
В учебнике рассмотрены актуальные проблемы государственной политики на современном этапе. Дается характеристика базовым политическим категориям и понятиям на примере богатого исторического и социологического материала. Особое внимание уделяется цивилизационным аспектам формирования государственной политики.
Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.