2. Карпович О. Г. Некоторые вопросы корпоративного мошенничества // Юридический мир. 2010. № 9.
3. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.
4. Красноусов С. Д. Коммерческий подкуп как форма коррупции в частном секторе: понятие и противодействие: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2012.
5. Стефанов Р. Методы борьбы с коррупцией в частном секторе // www.developmentinstitute.org
6. Хабриева Т. Я. Противодействие коррупции в публично-правовой и частной сферах: правовые принципы и механизмы // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.) / отв. ред. В. И. Лафит-ский. М., 2012.
7. Шашкова А. В. Правовые инновации в противодействии корпоративной коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1.
© 2015 г. Е. В. Пономарева
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье раскрываются причины коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС), выделяются основные формы данных правонарушений, анализируются их общие количественные показатели и динамика. Автором предложена трактовка понятия «бизнес-активность» применительно к правоохранительным органам в целом и к уголовно-исполнительной системе в частности, анализируются виды «бизнес-активности» персонала учреждений УИС.
Ключевые слова: коррупционные правонарушения, коррупция, взятка, присвоение, растрата, злоупотребление должностными полномочиями, ««бизнес-активность».
Уголовно-исполнительная система (далее -УИС) - это институт общества, отвечающий за исполнение уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Деятельность его учреждений осуществляется с помощью специально обученного персонала.
Сотрудник согласно определению свода профессионально-этических норм служебного поведения должен:
- придерживаться нравственных ценностей, таких как профессиональный долг, честь, достоинство;
- соблюдать объективность, то есть беспристрастно принимать решения;
- соблюдать нравственную чистоплотность: неподкупность, преданность интересам службы;
- противостоять коррупционно опасной ситуации в служебной деятельности (таковой является ситуация, которая создает возможность нарушения норм, запретов, установленных для сотрудника законодательством).
Но возникает вопрос: почему же происходят различные нарушения? Почему сотрудники отклоняются от своих прямых обязанностей, нарушая данные правила?
Попытаемся проанализировать причины нарушений, выяснить, что же происходит на самом деле.
Если заглянуть в историю, то все начиналось относительно давно, еще во времена «хрущевской оттепели». Тогда в тюрьмах существовали реальные, обычные деньги. Осужденные, заработав, могли приобрести себе все желаемое. Ситуация доходила до того, что крестьяне, которым в то время не платили наличных денег, совершали мелкие правонарушения, чтобы попасть туда, где жизнь, по их представлению, была «райской», а после освобождения можно было начать совсем иное существование. Но с завершением эпохи Н. Хрущева времена карточек («бонов») возвратились: перестали платить, запрещали передавать посылки разнообразного содержания. Начальники колоний, чтобы обеспечить свой контингент положенной пайкой и вещевым довольствием, вынуждены были идти на действия, порой не вписывающиеся в рамки правового поля.
С переходом к рыночному хозяйству началось падение жизненного уровня большей части населения страны. Все экономические преобразования породили социально-психологический и мо-
Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 1 (68)
рально-нравственный сдвиг, выразившийся в готовности граждан к противоправным отношениям. Появилась специфическая деятельность - так называемая «бизнес-активность» - в правоохранительных органах в целом и в уголовно-исполнительной системе в частности.
В настоящей статье хотелось бы сосредоточить внимание на основных тенденциях, связанных с коррупционными проявлениями среди сотрудников УИС.
Как видно из приведенных ниже данных (см. рис. 1), количество правонарушений среди личного состава УИС за последние годы росло, и только в последние два года наблюдалось незначительное сокращение.
собой лжепредпринимательство должностных лиц. Оно основано на самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на извлечение прибыли путем оказания услуг, противоречащих законам.
На практике наблюдаются следующие виды такой деятельности:
1. Взятка за оказание определенных услуг, противоречащих законодательству. Среди таких услуг выделяется доставка запрещенных предметов осужденным за определенную плату, начиная с обычных продовольственных товаров и заканчивая наркотическими средствами. Плата за оказанные услуги может вноситься и в натуральной форме, обычно дефицитными товарами.
Рис. 1. Количество коррупционных нарушений среди сотрудников УИС
По материалам подразделений ФСИН России, в 2013 году возбуждено 371 уголовное дело коррупционной направленности в отношении сотрудников УИС (в 2012 году - 288), из них [2, с.15]:
- 48 (в 2012 году - 41) уголовных дел связано с мошенничеством (статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации);
- 12 (9) - с присвоением или растратой (ст. 260 УК РФ);
- 11 (13) - с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (п «б» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ);
- 35 (33) - со злоупотреблениями должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
- 47 (55) - с превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
- 202 (130) - с получением взятки (ст. 290 УК РФ);
- 12 (5) - с дачей взятки (ст. 291 УК РФ);
- 4 (2) - со служебным подлогом (ст. 292 УК РФ).
Так называемая «бизнес-активность» со стороны персонала учреждений УИС представляет
2. Предоставление различных льгот в нарушение действующего законодательства. Это может проявляться при проверке осужденных после возвращения в камеры по окончании исполнения своих трудовых обязанностей. Сотрудник, осуществляя проверку, проводит неполный досмотр камер осужденных на предмет запрещенных вещей или может сделать вид, что ничего не заметил.
3. Перевод осужденных на условно-досрочное освобождение. Это является вполне законной мерой по отношению к осужденным, осознавшим негативные последствия своих преступлений и вставшим на путь исправления. К сожалению, такая мера часто применяется по отношению к тем осужденным, которые предлагают взятки за облегчение условий их содержания и досрочное освобождение.
4. Внеочередное длительное свидание с родственниками или так называемыми «двоюродными сестрами». Эта услуга также носит платный характер.
5. Обустройство начальниками высокого ранга собственных мастерских и ферм, на которых трудятся осужденные.
Рис. 2. Динамика коррупционных правонарушений, связанных с получением и дачей взяток
6. Махинации, связанные с нецелевым исполь- с федеральным законом от 30.12.2012 № 283 -ФЗ зованием бюджетных средств. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых
Перечисленные виды коррупционных проявленшфедеральных органов исполнительной власти и среди сотрудников УИС отнюдь не носят исчерпы- внесении изменений в отдельные законодатель-
вающий характер. Но даже они серьезно ослабляют государственные усилия по качественному исполнению той части правопорядка, которая приходится на долю уголовно-исполнительной системы, создавая препятствия эффективному управлению.
Основная масса коррупционных правонарушений совершается следующими категориями сотрудников: руководители, лица среднего и старшего начальствующего состава, лица рядового и младшего состава, в том числе сотрудники охраны (безопасности), режима, конвоирования, оперативного состава, воспитательной работы с осужденными, кадрового аппарата и отдела по работе с личным составом, трудовой адаптации осужденных, медицинских служб, служб исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, службы тыла. Как правило, основная часть коррупционных нарушений возникает в связи со вступлением сотрудников в запрещенные связи со спецконтингентом, незаконным изменением условий содержания осужденных, незаконным предоставлением прав осужденным, несвоевременным освобождением осужденным из мест лишения свободы и т. д.
К экономическим составляющим коррупции в УИС, указанным самими сотрудниками, можно отнести следующие факторы:
- недостаточный уровень материального обеспечения и социальной защищенности сотрудников
ные акты Российской Федерации» было предусмотрено повышение денежного довольствия сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. В среднем зарплаты сотрудников ФСИН в 2013 году выросли более чем на 40 %. Анализ динамики правонарушений коррупционного характера показал, что после повышения заработной платы в 2013 году их количество снизилось.
Установлено, что большая часть преступлений, связанных с получением и дачей взяток, совершается лицами среднего и старшего начальствующего состава и в три раза превышает количество преступлений коррупционной направленности, совершенных руководителями (см. рис. 2). Однако стоит отметить, что реально количество преступлений, связанных с получением и дачей взяток, совершаемых лицами младшего, среднего и старшего начальствующего состава и руководителями, сократилось незначительно. Можно констатировать, что зависимость между размером заработной платы и количеством коррупционных правонарушений нелинейная. Кроме того, следует отметить недостаточное количество стимулов сообщать о таких нарушениях правоохранительным органам.
В целях противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе необходимо разнообразить меры по укреплению правопорядка в местах лишения свободы. Это в свою очередь пред-
учреждений и органов ФСИН России (до 2012 года);полагает не только ужесточение мер в составе
- желание извлечь и получить личную выгоду;
- отсутствие социальной помощи, поддержки. Действительно, одной из основных причин,
обусловливающих высокий уровень коррупции, является низкий размер заработной платы.
Однако отметим, что в ходе проведения реформ в системе УИС с 2013 года в соответствии
Уголовного кодекса, но и принятие широкого круга социально-экономических и организационно-оперативных мер. Последние должны охватить предоставление социально-экономических гарантий, улучшение пенсионного обслуживания, установление достойной оплаты труда персонала УИС, изменение его мотивации и кадровые пе-
Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 1 (68)
рестановки. Все названные мероприятия в совокупности должны служить совершенствованию механизма управления пенитенциарной системой.
Российская уголовно-исполнительная система - это своего рода государство в государстве, своеобразный срез общества, отражающий в кон-
фективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных; совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава УИС с осужденными.
В рамках ведомственного плана комплекса мер центрированном виде как его достоинства, так и изъ-по искоренению коррупции и должностных злоупот-яны. Концепция развития уголовно-исполнительнойреблений в УИС в качестве приоритета выделено системы Российской Федерации до 2020 года пря- противодействие злоупотреблениям в сфере закупок для нужд УИС, незаконному содействию условно-досрочному освобождению, а также коррупционному содействию незаконной передаче в места лишения свободы предметов, как разрешенных, так и запрещенных к использованию.
мо ориентирует на «совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава уголовно-исполнительной системы с осужденными», «разработку и осуществление мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции работниками» [ 1, с. 11, 24] пенитенциарной службы.
Важными направлениями антикоррупционной деятельности должны стать мероприятия в рамках кадрового обеспечения сотрудников, а именно: повышение качества службы и условий работников уголовно-исполнительной системы до уровня пенитенциарных учреждений развитых европейских государств; разработка комплекса мер по формированию у работников УИС системы навыков и умений, позволяющих обеспечить эф-
Литер атура
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Рязань, 2010.
2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний // Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы - 2013: информационный бюллетень. М., 2013.
© 2015 г. В. И. Коваленко
КРИМИНАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
В статье рассматриваются вопросы детерминации криминальной эксплуатации человека и торговли людьми. Автор исследует влияние социальных потребностей различных групп населения на формирование теневого рынка эксплуатации человека.
Ключевые слова: криминальная эксплуатация человека, торговля людьми, социальные потребности, спрос.
Многолетний криминологический мониторинг преступлений в сфере криминальной эксплуатации человека свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, в целом меры предупредительно-профилактического воздействия оказались не столь эффективными, как ожидалось. Это предопределило необходимость более глубокого изучения причинного комплекса (или доминирующих причин), способствующего процветанию рассматриваемого вида преступности.
Прежде всего, следует отметить, что в содержательном плане криминальная эксплуатация человека в механизме торговли людьми выходит за рамки строго определенного законом преступного деяния. Это общественное явление предстает сложным, многослойным и многогранным, от-
ражающим широкие, но не столь очевидные, находящиеся на поверхности такие пласты жизни общества, как общественное сознание, культурно-нравственный уровень, психология социальных групп, их потребности и т. д.
Вне круга обсуждаемых в последнее время наиболее актуальных проблем, касающихся криминальной эксплуатации человека и торговли людьми, остается вопрос взаимосвязи рассматриваемого явления с процессами, происходящими в современном обществе.
Так, связанные с реформированием в России конца 80-х годов прошлого столетия кардинальные изменения в социально-политической (смена политической системы, распад государства), общественно-экономической (реформа и кризис