ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
С. П. ЮХАЧЕВ
Данная статья посвящена исследованию особенностей развития коррупционных процессов в современной российской экономике, выявлению ключевых факторов противодействия данному негативному явлению.
Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, экономические процессы.
Экономические процессы в Российской Федерации отражают особенности общемировых тенденций глобализации и собственно национальные макро- и микроэкономические процессы цивилизационного развития отечественной государственности. Россия являет собой сегодня важнейший экономический полигон, лабораторию становления экономического миропорядка и широкого экономического эксперимента. В этих условиях особенно актуальным становиться изучение проблем и противоречий, препятствий и угроз развитию молодой российской экономики. Вполне очевидно, что сегодня одним из главных препятствий для углубления экономической интеграции, ускоренного развития российской экономики являются коррупционные проявления.
Коррупционные схемы активизировались и по объективным причинам, поскольку вырос объем денежной массы бюджета, а соответственно, чем больше денег, тем больше возможностей для злоупотребления. Для современной политической элиты стало очевидно, что коррупция превратилась в важнейший тормоз на пути развития государства. Она объявлена национальным бедствием. Не случайно, Президент Российской Федерации Д. Медведев заявил, что бедность и коррупция -главные внутренние угрозы для России. Коррупция обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Главным стимулом коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномо-
чий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования [2].
В статье предпринята попытка анализа особенностей проявления коррупционных процессов в современной российской экономике. Интерес к проблеме определяется наличием глубоких системных экономических и социальных конфликтов в развитии российской государственности на современном этапе.
Анализ коррупции и теневой экономики в России возможен лишь при четкой дифференциации особенностей этих проблем в отечественной экономике. Обычно понятие «коррупция» рассматривается как социально-правовое или криминологическое явление, охватывающее ряд преступлений, представляющих собой злоупотребление государственной властью и иными должностными полномочиями для получения материальной и иной выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.
Надо иметь в виду, что коррупция широко распространена в государственных органах власти, т. е. коррумпированная власть, которая только и уполномочена на нормативно-правовые инициативы, властные государственно-управленческие инициативы, должна бороться с коррупцией, будучи сама коррумпирована, фактически бороться сама с собой.
Вполне очевидно, что коррупция проникла практически во все сферы жизни российского государства и общества. Но масштабы коррупции определить трудно, так как она (как и другие виды теневой экономической деятельности) укрыта
от официального статистического учета. Поскольку у государственных чиновников больше возможностей скрыть свои правонарушения, чем у рядовых граждан, то коррупция отражена в криминальной статистике слабее многих других видов преступлений. Кроме того, многие виды коррупции даже не связаны прямо с выплатой денежных вознаграждений, а потому не могут получить стоимостную оценку.
В связи с этим оценки коррупции довольно условны, ведь коррупция является одним из самых латентных явлений. Данные же о выявленных фактах коррупции говорят не столько о масштабах явления, сколько об уровне эффективности правоохранительной системы. Еще меньше фактов, когда коррупционеры реально приговариваются к одной из мер уголовного наказания, в том числе к лишению свободы. Следует также отметить, что значительная часть обвинительных приговоров по делам о взяточничестве связана с получением действительно мелких взяток. При этом крупным коррупционерам зачастую удается избежать правосудия.
Общеизвестен факт, что после прекращения существования Советского Союза чиновничий аппарат в Российской Федерации не только не уменьшился, но и возрос. Сегодня в России более 1 млн чиновников, в чьей власти «дать» или «не дать», решить или не решить тот или иной вопрос. В связи с доминированием механизмов локального корпоративного (монополистического) регулирования бюрократия получает особые возможности определять условия деятельности коммерческих структур. Платой бюрократии за обеспечение коммерческим структурам благоприятных условий хозяйствования становится взятка.
Расширение масштабов коррупции происходит по следующим направлениям: прямой подкуп должностных лиц, общественных и политических деятелей, имеющих возможность содействовать успеху коммерческой структуры; создание акционерных обществ, товариществ с включением в них частных и государственных предприятий (последние в качестве вклада вносят имущество и денежные средства, со временем перераспределяемые в пользу частных структур); вложение государственных средств в частные структуры под каким-либо благовидным предлогом и т. п.
Кроме того, можно отметить, что в переходный период формы коррупции претерпевают определенные изменения. Наряду с традиционными видами взяток, которые берут государственные служащие (за предоставление приоритетного права на заключение контракта фирме, давшей взят-
ку, при равных конкурентных возможностях с другими фирмами; за заключение невыгодных для страны контрактов; за оказание содействия в сбыте продукции, посредничество при заключении торговых сделок; за непринятие мер к инофирмам, нарушившим контрактные условия поставки, и пр.), получают распространение неизвестные ранее формы преступной деятельности. К примеру, дефицит коммерческой информации порождает в современных условиях целую отрасль нелегальных услуг, оказываемых за взятки участниками межгосударственных экономических отношений. Правоохранительными органами вскрываются факты получения незаконного вознаграждения должностными лицами и неофициальными держателями ценной информации за предоставление сведений о возможности сбыта инофирмами в нашей стране слабоконкурентных на мировом рынке товаров, за разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, и т. п.
Одним из основных путей коррупционного обогащения для российской бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы. Инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые высшие чиновники принимают по своему усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит чиновникам особенно большие взятки. Некоторые проекты создаются специально для того, чтобы определенные группы получали ренту («государственную ренту») от тех, кто назначен в качестве исполнителя проекта.
Кроме того, государственные закупки, как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавцу, пообещавшему наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.
По справедливому мнению Л. Я. Драбкина, экономисты понимают под теневой экономикой «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, т. е. скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государствен-
ной собственности в корыстных личных или групповых интересах» [1].
Интегральная интерпретация позволяет выделить следующие основные признаки теневой экономики:
- неконтролируемость производственной, торговой и финансовой деятельности дельцов теневой экономики государственными органами, в том числе и налоговыми службами;
- незаконный характер деятельности, в том числе и совершение преступлений повышенной общественной опасности: профессиональные наркобизнес и торговля оружием, контрабанда, массовое изготовление и продажа алкогольной продукции, организация или содержание притонов для занятия проституцией и другие криминальные деяния;
- легализация (отмывание) незаконных доходов с целью их дальнейшего инвестирования в легальную экономику;
- направление части незаконных доходов на финансирование коррумпированного чиновничества в органах государственной власти, в том числе и в различных правоохранительных структурах.
Одним из способов косвенной оценки доли теневой экономики в производстве валового внутреннего продукта (ВВП) является экспертная оценка ежегодного размера теневых денежных средств, исчисляемого путем определения доли наличных денег (бумажные купюры и разменная монета) в денежной массе (совокупность наличных и безналичных средств). Колоссальный объем теневых денежных средств свидетельствует о стабильно и последовательно развивающемся механизме криминальной экономики, сложившейся в Российской Федерации.
Разумеется, основная цель дельцов теневой экономики - инвестировать незаконные доходы после их легализации в высокорентабельные сферы отечественного и зарубежного хозяйства. Сделать это довольно легко, поскольку в любой отрасли промышленного, а тем более сельскохозяйственного производства хронически не хватает средств. Не менее 50 % «грязных» денег лидеры организованной экономической преступности тратят на взятки и другие формы коррупционной деятельности. Объекты преступного подкупа самые разнообразные. Но в основном авторитеты преступной среды заинтересованы в подкупе сотрудников администрации городов, районов и субъектов Федерации, кредитно-банковской системы, министерств и ведомств, работников правоохранительных органов [3].
Привлекательность теневых денежных средств для активной и широкомасштабной коррупционной деятельности объясняется, прежде всего, высокой латентностью и полной безучетно-стью теневых экономических процессов, «непрозрачностью» их криминальных источников и финансовых потоков. Фактически раскрывается не более 2 % коррупционных криминальных деяний. Именно поэтому наиболее значительную часть средств, выделяемых на подкуп представителей исполнительных и законодательных властей, лидеры организованных криминальных групп и сообществ черпают из теневых источников финансирования. В свою очередь, коррумпированное чиновничество, легализовав полученные им преступные доходы, вновь включает их в официальные и теневые финансовые потоки, подрывая национальные и международные институты власти и экономики.
Отдельного рассмотрения заслуживает роль криминальных и полукриминальных посреднических фирм в коррупционной деятельности. Одним из негативных последствий ослабления государственного контроля в экономике является появление многочисленных посреднических компаний, паразитирующих на крупных государственных и акционерных предприятиях, с большой долей государственного капитала. При этом посреднические фирмы стремятся внедриться в маркетинговую деятельность предприятий (хотя в них существуют неплохо действующие службы снабжения и сбыта), имеющих значительный экспортный потенциал, что дает им возможность активно участвовать в незаконных операциях по вывозу за рубеж ценных сырьевых ресурсов и капиталов.
Между частными посредниками и руководством государственных и акционерных предприятий нередко возникают коррупционные отношения: фирмы-посредники пользуются большими и незаконными льготами, а руководство предприятий получает от посредников крупные денежные вознаграждения в различных завуалированных формах.
Следует хотя бы кратко отметить, что в некоторых ситуациях достаточно отчетливо просматривается связь дебиторской и кредиторской задолженности отдельных предприятий и организаций с коррупционной деятельностью дельцов теневой экономики. Экономическая статистика позволяет сделать вывод о том, что основной объем дебиторской задолженности многих предприятий, в частности и теплоэнергетического комплекса, определяют не отечественные организации, а должники из стран СНГ, а также фирмы дальне-
го зарубежья. Что касается кредиторской задолженности, то по ежегодным данным правительственной комиссии по неплатежам, ее возникновение и рост во многих случаях обусловлены не отсутствием денежных средств или других возможностей погашения долга у организаций-покупателей, а постоянным и необоснованным использованием ими товарных ссуд (коммерческих кредитов), предоставляемых поставщиками. Кроме того, немаловажную роль в образовании кредиторской задолженности играют и коррумпированные руководители российских фирм-поставщиков, обеспечивающих интересы зарубежных партнеров во внешнеэкономической деятельности.
Вполне очевидно, что внебюджетные счета часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги. В некоторых странах, средства, полученные через иностранную помощь или от продажи природных ресурсов, направляются в специальные фонды, которые менее прозрачны и хуже контролируются, чем бюджетные деньги. В силу ежеминутных колебаний цен на товары определить истинную сумму транзакции и величину отчислений в такие фонды непросто, что позволяет часть денег перенаправлять в карманы чиновников.
Современные экономисты называют наиболее прибыльными в плане коррупции:
- налоговые льготы;
- продажу сырьевых товаров по ценам ниже рыночных;
- районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли;
- продажу государственных активов, в особенности приватизация государственных предприятий;
- предоставление монопольной власти к определенному виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности;
- контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.).
Справедливости ради следует сказать, что коррупция процветает не только в России, но и почти во всех странах мира. В январе 2007 г. Россия стала 44-м членом Группы по борьбе с коррупцией Совета Европы, в которую входят почти все члены этой организации и США. Группа была
создана в 1999 г. и объединяет государства, добровольно взявшие на себя обязательство активно бороться с этим явлением, взаимно оценивая его масштабы и оказывая друг другу помощь и содействие.
Очень трудно провести сравнительный анализ уровня коррупции по различным странам. Фактические данные, такие как число уголовных дел или судебных приговоров, по различным странам не отражают реального уровня коррупции, они являются, скорее, показателем качества работы правоохранительных органов, судов и средств массовой информации по выявлению коррупции. Чтобы получить сравнительные данные о степени развития коррупции в разных странах, чаще всего используют социологические опросы и экспертные оценки.
В настоящее время наибольшим авторитетом пользуется индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index - CPI), который рассчитывается международной организацией Transparency International. Эта некоммерческая неправительственная организация по изучению коррупции и борьбе с нею интегрирует данные научных исследований, проводимых по разным странам отдельными экономистами и организациями за три года, предшествующие расчету сводного индекса. Эти исследования сравнивают даваемые бизнесменами и аналитиками субъективные оценки степени коррумпированности разных стран. В процессе обобщения данных отдельных исследований каждая страна получает оценку по 10-балльной шкале, где 10 баллов означают отсутствие коррупции (наиболее высокую «прозрачность» экономики), а 0 баллов - самую высокую степень коррупции (минимальную «прозрачность»).
Индексы восприятия коррупции стали рассчитываться с 1995 г. База используемых Transparency International данных постоянно растет: если в 1995 г. CPI был рассчитан для 41 страны мира, то в 2003 г. - уже для 133. Индекс восприятия коррупции в 2003 г. обобщал результаты 17 исследований общественного мнения, проведенных 13 независимыми организациями, причем в итоговый список включили только те страны, которые были охвачены как минимум тремя исследованиями.
Таким образом, коррупция в России, являясь системой общественных отношений, несет угрозу коренным национальным интересам страны. Вместе с тем меры, принимаемые в Российской Федерации по противодействию коррупции, нельзя назвать действенными. Чиновники различных рангов неоднократно и громко заявляли о необходи-
мости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные достаточно жесткие шаги, однако большого эффекта они не дали.
Масштабы коррупции в России будут сокращаться только по мере того, как в стране будет укрепляться право, институты демократии, конкурентоспособная, инновационная экономика, формироваться массовый сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои общества. Другими словами, искоренение коррупции в России как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все - и государственная власть, и общество - станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами.
Чтобы отвести угрозу национальным интересам России, необходима комплексная и эффективная антикоррупционная политика, осуществляемая государством и обществом. Эта идея уже сегодня встала в политическую повестку дня и объявлена общенациональным приоритетом. В самом деле, без победы над коррупцией как системой общественных отношений Россия будет не способна обеспечить безопасность своих граждан, высокий уровень жизни, не сможет построить эффективную экономику, правовое демократическое государство, защитить свой суверенитет. Без победы над коррупцией Россия не в состоянии быть конкурентоспособной среди развитых стран мирового сообщества. В условиях, когда законность, прозрачность государственной власти, экономики и общественных отношений становятся единым правилом для развитых стран, Россия, где процветают теневые отношения, просто не сможет стать полноправным членом международного демократического сообщества. Другими словами, коррупция не позволит нашей стране интегрироваться в мир, в котором верховенство закона, защита прав и свобод человека являются высшей ценностью.
Идея искоренения коррупции как угрозы национальным интересам России объединяет, по существу, всех - элиту, общество, страну. Следовательно, она является общенациональной и имеет огромную созидательную энергию. Главными субъектами антикоррупционной деятельности в России должны быть, конечно, политическая и экономическая элиты. Именно они имеют власть, чтобы принимать решения, они структурирован-ны и организованны. Именно они имеют огромные финансовые, материально-технические и информационно-медийные ресурсы.
Таким образом, коррупция вызывает: неэффективное распределение и расходование госу-
дарственных средств и ресурсов, финансовых потоков с точки зрения экономики страны; потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов; разорение частных предпринимателей; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты; рост социального неравенства; усиление организованной преступности; ущерб политической легитимности власти.
Большинство специалистов сегодня сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания. Есть и объективные обстоятельства: двусмысленные законы; профессиональная некомпетентность бюрократии; «кумовство» и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией; отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями; низкий уровень участия граждан в контроле над государством. Не случайно, в целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 г. Президентом Российской Федерации был утвержден Национальный план противодействия коррупции.
Литература
1. Драбкин Л. Я. Теневая экономика и коррупция в Российской Федерации // Чиновник. 2000. № 1 (7).
2. Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. Коррупция: истоки и пути преодоления. М.: МАКС Пресс, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.
3. Рахматуллин М. А., Вадюхина Р. Р. Социально-экономические причины и факторы развития теневой экономики в России // Безопасность бизнеса. 2005. № 4.
* * *
THE PECULIARITIES OF CORRUPTION PROCESSES IN MODERN RUSSIAN ECONOMY
S. P. Yukhachyov
This article is focused on the examination of the peculiarities of corruption processes' development in modern Russian economy, on the revealing of key factors of counteraction to this negative phenomenon.
Key words: corruption, shadow economy, economic processes.