Эномичеше науки
КОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
С.М. Ечмаков
THE CORRUPTION COMPONENT OF SHADOW ECONOMY
Echmakov S.M.
The categorial matter of shadow economy, different definitions of the notion for the Russian economy are viewed. The corruption effect upon military-industrial establishment and its economic consequences are determined.
Рассмотрен категориальный аппарат теневой экономики, различные дефиниции этого определения в условиях российской экономики, определено влияние на ВВП коррупции и определеныi ее экономические последствия.
УДК 338.23
У
В различных странах используются следующие термины: неофициальная, подпольная и скрытая экономика. В экономической и социологической литературе нет не только единого термина, определяющего явление теневой экономики, но и однозначного понимания самого феномена.
При определении особенностей теневой экономики ряд специалистов выдвигают следующие критерии: фискальные интересы государства, действительная оценка размеров валового национального продукта, юридические параметры. В России для обозначения рассматриваемою феномена также используются разные термины: «нелегальная», «внелегальная», «подпольная», «криминальная», «неформальная», «теневая» и т.п. Причем, к примеру, «теневая» и «неформальная» экономика трактуются, то как тождественные, то как различающиеся понятия.
Общее понятие «теневая экономика» охватывает три относительно самостоятельных понятия, обозначающие три соответствующих сектора: 1) «неофициальная экономика» - легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов; 2) «подпольная экономика» - все запрещенные законом виды экономической деятельности; 3) «фиктивная экономика» - экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с
получением и передачей денег, сюда сегодня следует включать и деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей (4, с. 33).
При определении ВВП должны отражаться следующие показатели.
1. Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других оговоренных законом обязательств.
2. Показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности в том числе деятельности некорпорированных предприятий, работающих для собственных нужд и с неформальной занятостью.
3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе; а) легальных видов деятельности, которыми занимаются нелегально; б) нелегальной деятельности, представляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос; в) нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.
При этом все перечисленные виды деятельности, кроме обозначенного пунктом «3в», включаются в границы производства, а последний оказывает влияние на величину активов.
В методологическом документе «Измерение ненаблюдаемой экономики: Руководство», подготовленном совместными усилиями Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международным валютным фондом (МВФ), Статистическим бюро Международной организации труда (МОТ), Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств (3, с. 8-19) приводится определение «ненаблюдаемая экономика» и описываются ее составляющие. Ненаблюдаемые виды деятельности в Руководстве подразделяются на:
- теневое производство, определяемое как те виды деятельности, которые являются в экономическом смысле производственны-
ми и вполне законными, но в то же время намеренно скрываются от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование или уклонения от следования определенным предусмотренным законодательством стандартам, нормам и административным процедурам;
- незаконное производство, определяемое как: (1) запрещенное производство товаров и услуг, продажа или просто владение которыми также запрещены законом, и (2) виды производственной деятельности, которые обычно является разрешенными, но которые становятся незаконными, если они осуществляются производителями, не име ющими соответствующего разрешения;
- производство в неформальном секторе, определяемое как виды производственной деятельности, осуществляемые теми некорпорированными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и / или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения, и которые имеют какое-либо рыночное производство;
- производство домашних хозяйств для собственного конечного использования, определяемое как те виды производственной деятельности, в результате которых домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги;
- виды деятельности, неучтенные вследствие недостатков в программе сбора основных статистических данных.
Эти группы видов деятельности называются в Руководстве проблемными областями, а виды деятельности, по которым отсутствуют основные данные ввиду их принадлежности к одной или нескольким из этих проблемных областей, в совокупности по определению составляют ненаблюдаемую экономику.
Елисеева И.И. (2, с. 32) предлагает новый подход к расчету объема теневой деятельности. Он опирается на следующие положения:
1) переход от категории «теневая экономика» к категории «теневая деятель-
ность». Принципиальные различия здесь в том, что первая относится к процессу производства, а вторая - к любому виду экономической деятельности;
2) рассмотрение одновременно всех трех стадий движения стоимости: процесса производства, процесса образования доходов, процесса использования доходов. На каждой стадии формируются свои теневые доходы, и их объем возрастает по мере перехода от одной стадии к другой. Так, если на первой стадий создастся только теневой продукт, то на второй - теневая прибыль, скрытая оплата труда, а также недополученные налоги по неденежным формам расчетов. На третьей стадии к первым двум добавляются теневые финансовые потоки, образующиеся в результате перераспределительных процессов. Эти потоки не подлежат суммированию, так как это привело бы к повторному счету. Мы считаем, что наиболее корректной оценкой теневой деятельности является ее объем, рассчитанный на стадии распределения доходов;
3) попытка определить объем теневой деятельности через систему макроэкономических показателей. В наиболее обобщенном виде эти показатели представлены в Системе национальных счетов (СНС).
СНС - это унифицированная макроэкономическая модель, сформулированная в категориях и терминах рыночной экономики. Она носит всеохватывающий характер, что позволяет не только оценить результаты функционирования экономики, но и вычленить составляющие официального и теневого секторов. При этом в теневой сектор не включается незаконная деятельность.
В контексте вышеизложенного предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнеш хозяйства) теневая составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хо-
зяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.
Существуют, как уже отмечалось, и некоторые косвенные оценки, позволяющие судить об истинных параметрах теневой экономики. Согласно выводам специалистов в работе (7, с. 488-489) параметры российских теневых механизмов следующие:
- общее падение объемов ВВП за годы реформ превысило 50%, а уровень энергопотребления, например, снизился только па 25%; за последние годы наблюдается огромный разрыв между данными Госкомстата о валовом накоплении основного капитала и отчетами предприятий об объемах капитальных вложений: ежегодная разница превышает 40 млрд. долл.;
- банковские процентные ставки в несколько раз превосходят рентабельность, представляемую предприятиями в официальных отчетах;
- котировки денежных суррогатов сразу же после выпуска резко понижены относительно номинала (нередко на 50 - 70 пунктов), оставляя «черные дыры» для скрытых финансовых комбинаций: например, схема, по которой налогоплательщику, имеющему ликвидную продукцию и соответственно денежную выручку (ликерово-дочные предприятия), предлагается закрыть его обязательства перед бюджетом за 50%;
- по официальным данным, как минимум, 25% доходов население получает в скрытой форме.
Фиктивная экономика не может существовать вне системы коррупционных связей, которые в свою очередь становятся инструментом возникновения мощных мафиозных образовании. Этот процесс проходит ряд последовательных этапов. На первом применяется подкуп должностных лиц с целью их вовлечения в незаконную деятельность. На втором этапе организованные преступные группы реализуют возможности подкупленных чиновников для полного или частичного подчинения себе отобранных госпредприятий и организаций путем создания на их базе различного рода коммерческих структур. На третьем этапе криминалитет, используя коррупционные связи, «пере-
качивает» государственные средства в эти структуры (получая из бюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в ходе ее приватизации, присваивая валютную выручку от продажи за рубеж товарно-сырьевых ресурсов, в том числе энергоносителей, цветных и редкоземельных металлов). Кроме того, он принуждает коррумпированные должностные лица к действиям, направленным на: а) неконтролируемую целевую раздачу конкретным адресатам лицензий на право распоряжения госсобственностью; б) незаконное (полное или частичное освобождение определенных физических или юридических лиц от финансовых или иных обязательств перед государством, представление им незаконных льгот, в) лоббирование определенных интересов при принятии тех или иных политических, законодательных, а также экономических решений.
Учитывая эти обстоятельства, коррупционную связь следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти, а значит, ее нельзя отождествлять с элементарным взяточничеством (хотя и таковым, по некоторым оценкам, охвачено до 70% чиновников). В отличие от обычного взяточничества коррумпированное должностное лицо, сотрудничающее с организованной преступной структурой и состоящее у нее на службе, получает не разовые подачки «от благодарных клиентов», а часть прибыли, которую эта структура извлекает из незаконных сделок, опосредуемых участием рассматриваемого чиновник. По разным оценкам, для обеспечения особых отношений с представителями государсвенного аппарата коммерческие структуры направляют от 30 до 50% своей прибыли (1, с. 57). Это, в частности: финансирование политических партий и кампаний; гигантские гонорары «за лекции и консультации»; выдача беспроцентных долгосрочных кредитов для открытия счетов в банке; передача акций родственникам чиновников; создание разного рода фондов, которым официально передаются огромные средства; гарантирование должностным лицам на случай их отставки высо-
кооплачиваемых постов в коммерческих структурах.
Два вопроса являются центральными: Почему коррупция, несмотря на всеобщее ее осуждение, оказывается элементом долгосрочного стационарного состояния экономики? И почему в переходных экономиках наблюдается усиление коррупции?
Согласно опросам международного агентства «Transparency International», Россия занимает третье место по уровню коррупции среди 52 стран (8). По некоторым оценкам, общая сумма взяток, выплачиваемая мелкими предпринимателями, эквивалентна 3% ВВП, причем эта цифра не учитывает коррупцию в процессах приватизации. Ущерб от коррупции, видимо, намного больше.
Тезис о необходимости искоренить коррупцию опирается на четыре главных аргумента (6, с. 31-32).
1. Коррупция влечет за собой неэффективное распределение ресурсов, препятствуя реализации правительственных программ, экономному расходованию средств государственного бюджета, увеличивая трансакционные издержки предпринимательской деятельности. Имеется определенная аналогия между взятками и налогами по их влиянию на выбор экономических агентов и на цены. Однако коррупционная деятельность связана с риском обнаружения и это вызывает дополнительные издержки. Наконец, коррупция в отличие от налогообложения по-разному воздействует на различные виды предпринимательской деятельности, нанося особый ущерб деятельности инновационной. Ведь именно она требует интенсивного государственного обслуживания: лицензий, патентов, льготных кредитов. Таким образом, коррупция препятствует техническому прогрессу.
2. Коррупция приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая взяточника, а в ряде случаев и его клиентов за счет остальных членов общества.
3. Коррупционная система предполагает (подобно тоталитарной идеологии) существенное различие объявленных и реальных ценностей и потому формирует
«двойное сознание». В результате искажаются информационные потоки и властные отношения, «отбор кадров» осуществляется не по деловым качествам, а по умению вписаться в систему коррупция.
4. Коррупция - основа криминальных структур.
Прежде чем рассматривать аргументы в пользу «оптимального уровня коррупции» необходимо остановиться на; причинах, ее порождающих. Из длинного перечня факторов, упоминающихся в литературе, можно выделить три группы причин.
Слабость государства (отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, слабость системы контроля, не обеспечивающей неотвратимость наказания, относительно низкая оплата труда служащих).
Факторы типа А будем называть фундаментальными, типа В - организационными, а факторы типа С - социетальными. Первые связаны с институциональной - экономической и политической - структурой общества, вторые - главным образом с организацией принуждения к исполнению законов, а третьи - с исторически сложившейся системой норм и ожиданий. Разумеется, деление условное; существуют «пограничные» факторы, которые трудно с уверенностью отнести к тому или иному типу.
Аргументы в пользу «оптимального уровня коррупции» апеллируют к фундаментальным факторам. Из-за несовершенства экономических институтов или экономической политики механизм коррупции может приводить к выгоде большинства или даже всех членов общества. Этим и объясняется его устойчивость во времени. При этом усиление наказаний за коррупцию оказывается экономически нерациональным. Известным примером такой ситуации является система с негибкими ценами и плановым распределением ресурсов, которое на этапе реализации корректируется за взятки.
Считается, что конкурентные экономики менее подвержены коррупции, чем плановые. Однако опыт показывает, что и конкурентность не обеспечивает иммунитета к коррупции.
Государственная коррупция определяется в (5, с. 40) как продажа государственными служащими государственной собственности в частных целях. Например, государственные служащие часто берут взятки при выдаче лицензий, разрешений на прохождение таможни или взятки за предотвращение входа на рынок конкурентов фирмы-взяткодателя. В этих случаях они лично назначают частным агентам (private agents) плату за товары, официальным владельцем которых является государство.
Выделяются различные типы коррупции, причем типологизацию можно проводить на разных уровнях.
1. На уровне отдельных актов здесь можно выделить три вида коррупции. Это набор личных «тарифов», назначаемых за выполнение того, что официальные правила требуют выполнять без оплаты (например, плата за формально бесплатную визу может быть рассмотрена как «тариф»), или же набор личных «тарифов», назначаемых за невыполнение того, что правила требуют выполнять (так, взятка за сокрытие аудитором важной информации - это тоже «тариф»). Или это могут быть «тарифы» за действия, впрямую нарушающие законы (например, налоговый инспектор за взятку «тариф» может представить неверный отчет о доходах подкупающего его налогоплательщика).
2. Коррупция может быть внутренней и внешней. Внутренняя возникает между членами одной организации, внешняя коррупция - подкуп члена организации кем-либо со стороны. Таким образом, внешнюю коррупцию можно определить как независимое и личное нарушение долга, а внутреннюю как организованное преступление.
3. Коррупция может быть государственной (бюрократической или политической), если речь идет о государственной организации, или коррупцией в частном секторе.
Говоря о государственной коррупции, связанной со структурой различных государств, можно выделить два признака, по которым различаются коррумпированные общества: 1) по типу получателей взяток: а) клептократии, в которых коррупция органи-
зована в верхушке правительства, б) государства, где коррупция является сферой деятельности большого числа бюрократов; 2) по типу «рынка» взяток: а) существует небольшое число основных частных коррупционных действующих лиц, б) выплаты взяток децентрализованы. Эти два признака соответствуют четырем категориям коррумпированных государств: клептократии, конкурентному рынку, двойственной монополии и очень слабому государству, контролируемому мафией.
5. И, наконец, коррупция может проявляться на надгосударственном, межнациональном уровне. В мировом сообществе коррупция в сфере международного бизнеса является особенной проблемой. Устранить такую проблему пытаются путем заключения интернациональных соглашений между взаимодействующими странами.
Большинство исследователей считают причиной коррупции государство, т.е. различные ограничения, регулирующие и контролирующие правила, налагаемые на свободных экономических агентов. Следуя экономическому подходу, т.е. предполагая, что каждый максимизирует свою прибыль, можно прийти к выводу, что коррупция -естественное экономическое явление, связанное с наличием государства. Государство, призванное исправить неэффективность и «провалы» рынка (market failures), само может вызвать коррупцию и неэффективность.
С экономической точки зрения, коррупция является способом проявления поведения тех, кто «ищет выгоды». Такое поведение сопровождает процессы конкуренции за государственный контракт, за квоту на экспорт или на импорт, но может быть результатом желания частной фирмы освободиться от некоторого налога (тогда коррупция является теневым аналогом налогообложения).
Вмешательство государства создает ограничения для частного рынка и, следовательно, мотивы нарушить эти ограничения, поэтому сами экономические агенты часто заинтересованы в подкупе чиновника. Такой метод регулирования рынка государством,
как, например, выдача разрешения или лицензии, приводит к тому, что монополист-чиновник, владеющий правом на выдачу разрешения, имеет возможность воспользоваться своим положением в личных целях. Таким образом, чиновник, так же как и агент, имеет мотив нарушить свои обязательства перед государством.
Как утверждается в работе М. Джон-стона (9), коррупция является симптомом более глубоких проблем общества, что подтверждается эмпирическими данными: коррупция тесно связана со спадами экономического развития, понижением инвестиций, недостатком кредитоспособных гарантий прав собственности и контрактных прав, слабой институционализации правительства, низким уровнем общественного взаимодействия и слабостью закона, низкой конкурентоспособностью, глубокими этническими разделениями и конфликтами, низким уровнем участия масс в политике и слабой защитой гражданских свобод, низким образовательным уровнем и относительно закрытой экономической и политической системой.
Практически все авторы работ о коррупции согласны с тем, что она широко распространена во всем мире и ее влияние довольно значимо. В ряде развивающихся стран доходы от коррупции, вероятно, составляют значительную долю ВНП, но следует подчеркнуть, что коррупция является обыденным явлением и в развитых странах.
Различие уровня коррумпированности также может быть объяснено прошлым состоянием общества, его историей: чем выше персонифицированы отношения между людьми, тем более коррумпировано общество, поскольку бюрократы постоянно испытывают давление со стороны своих друзей и близких.
Вопрос, наносит ли коррупция ущерб всему обществу или она может приносить ему пользу, горячо обсуждается экономистами. Сначала преобладала точка зрения «традиционалистов», считающих, что коррупция отрицательно влияет на экономику, поскольку может вызвать нежелательное для общества перераспределение благ и снизить скорость развития экономики. Затем «реви-
зионисты» стали утверждать, что коррупция часто ведет к повышению эффективности распределения ресурсов, нарушенной в результате государственного регулирования. Во многих посвященных коррупции работах предполагается, что в условиях многочисленных нелепых государственных ограничений коррупция может способствовать экономическому развитию и повышению эффективности.
Причиной такого положительного эффекта является тот факт, что в некоторых случаях наличие коррупции демонстрирует, например, неверное назначение правительством цен. Взятка в этом случае может рассматриваться как цена за право (или за лицензию) заниматься определенной деятельностью. В некоторых случаях взятка придает положительную цену праву, номинальная цена которого равна нулю. В других случаях взятка оказывается более низкой платой по сравнению с номинальной, как бывает в случае, когда взятка служащему предпочтительнее уплаты штрафа.
Но, с другой стороны, взяточничество может генерировать социально-субоптимальную цену (например, взятка дорожному инспектору вместо штрафа увеличивает вероятность аварий и снижает общую полезность автоводителей). Подобная двойственность появляется в результате противоречия общественных и личных интересов.
Разногласия о полезности коррупции могут возникнуть только в конкретных случаях: коррупция может помочь экономическому развитию на некотором переходном этапе, но задержка на этом этапе может оказаться гибельной для общества.
Исследование экономики коррупции должно включать в себя следующее.
1. Сбор, обработку и анализ статистических данных о видах коррупционной активности, областях ее деятельности, мерах борьбы и их фактической результативности.
2. Изучение возможности замены
коррупционных актов нормальными с точки зрения и экономики, и юриспруденции контрактами.
3. Разработку экономических институтов и правил, способствующих снижению коррупционной деятельности и уменьшению вероятности ее распространения.
4. Изучение и принятие мер по сокращению коррупции политических деятелей ответственных за законотворчество в области экономики и управления государственной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глинкина С. К вопросу о криминализации российской экономики //Альтернатива. - 1997. -№ 1.
2. Елисеева И.И., Щирина А.Н., Капралова Е.Б. Возможности оценки теневой деятельности в регионе на основе СНС. М. Вопросы статистики. 2001, № 2.
3. Иванов Н.Ю., Карасева В.Л. Проблемы измерения ненаблюдаемой экономики. М. Вопросы статистики. - 2003. - № 2.
4. Корягина Т. Теневая экономика в СССР // Вопросы экономики. - 1990. - № 3.
5. Левин М.И., Цирик М.Л. Коррупция как объект математического моделирования. Экономика и математические методы. - М., 1998. T. 34. - № 3.
6. Полтерович В.М. Факторы коррупции. Экономика и математические методы. - М., 1998. Т. 34. - Вып. 3.
7. Экономическая безопасность / Под ред. академика В.К. Сенчагова. - М.: Финстатин-форм, 1998.
8. Bennet P. Sleazy does it // Business Central Europe, 1998.
9. Johnston M. What Can Be Done about entrenched Corruption? The World Bank. Washington D.C., 1997.
Об авторе
Ечмаков Сергей Михайлович, докторант Тамбовского государственного университета им. Г.Д. Державина. Автор 25 научных публикаций.