Научная статья на тему 'Особенности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра'

Особенности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5895
659
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
АУТИЗМ / ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева О. С.

В статье представлена информация об особенностях коррекционной работы с детьми, имеющими аутизм, об особенностях психоречевого развития, даны рекомендации по построению работы с аутичным ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерофеева О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра»

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

© 2019 О. С. Ерофеева

студентка 2 курса, направление Специальное (дефектологическое) образование, профиль Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с

нарушением слуха и речи; учитель-логопед МБОУ СОШ «Перспектива» г. Новосибирск e-mail: [email protected]

Россия, Новосибирск, Институт детства, ФГБОУВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

В статье представлена информация об особенностях коррекционной работы с детьми, имеющими аутизм, об особенностях психоречевого развития, даны рекомендации по построению работы с аутичным ребенком.

Ключевые слова: аутизм, дети с расстройствами аутистического спектра, логопедическая работа.

В современной системе образования важное место отводится инклюзивному образованию, а именно коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ, в том числе и детям, имеющим РАС.

Коррекционно-развивающая работа с аутичными детьми достаточно сложная. И связана эта сложность со спецификой данного нарушения.

Несколько десятилетий назад аутизм считался проявлением шизофрении. Лечением таких детей занимались психиатры, не принимая во внимание исследования дефектологов. Психиатры начала и середины XX в. пессимистически оценивали синдром РДА, говоря о том, что прогноз его всегда печален. В последние годы мнение специалистов стало меняться: оказалось, что синдром РДА не всегда приводит к непоправимым изменениям психики [Буянов 1986].

Постепенно начала преобладать точка зрения, что детей с аутизмом можно рассматривать в рамках нормального психо-физического развития, несмотря на их специфические расстройства [Гилберт 2005].

Аутизм - это особая аномалия психического развития, при которой нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром [Жукова 2011]. Сопровождается ослаблением или потерей контакта с окружающим миром, качественным нарушением способности к общению, нарушением в сфере социального взаимодействия, ограниченностью интересов; наблюдаются повторяющееся и стереотипное поведение, качественное нарушение речи (страдают просодика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь - осмысленное логическое высказывание, логика мышления).

Детский аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. У детей с РАС мы можем наблюдать целый спектр речевых расстройств: от полного отсутствия речи до приближенной к норме [Рудик 2015].

О.С. Никольская и специалисты лаборатории под её руководством, разработали следующую классификацию таких детей.

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

1 группа. Дети с отрешенностью от внешней среды. Это дети с наиболее тяжелыми нарушениями. В тяжелых случаях ребенок не может произносить ни слова, ни отдельные звуки (за исключением спонтанных вокализаций, аутостимуляций).

2 группа. Отвергающие внешнюю среду. Они более контактны, но при этом имеют более высокий порог страха перед изменениями во внешней среде, даже малейшие сдвиги могут вызвать агрессию, истерику, уход в аутостимуляцию. Речь таких детей односложная, в диалог не вступают.

3 группа. Дети эмоционально обеднены, склонны к вспышкам агрессии. Речь у детей 3 группы, более развернутая, эти дети более адаптированы к внешней среде. Способны обучаться в общеобразовательной школе.

4 группа. У детей менее выражены аутистические признаки. Усваивают поведенческие штампы. Но эти дети остро реагируют на резкие замечания, сверхосторожны, пассивны в социальном взаимодействии. У таких детей нередко обнаруживается одаренность в какой-то определенной области.

У большинства детей с РАС наблюдается эхолалия. Эхолалия бывает как естественная, так и патологическая. Естественная эхолалия встречается в возрасте примерно до 4 лет. Это связано с тем, что ребенок обучается коммуникативным навыкам путем повторения за взрослым. Патологической эхолалией можно назвать состояние, при котором наблюдаются еще и интеллектуальные нарушения. Если эхолалия проявляется во взрослом возрасте - это всегда патология.

Эхолалия может быть как немедленная, возникающая «здесь и сейчас», так и отсроченная - проявляется через какой-то временной промежуток (1 час, 2 часа, день).

Также у многих детей с РАС наблюдаются вокализации. Вокализации ребенок применяет в качестве аутостимуляции.

При изучении заключения ПМПК можно встретить такую формулировку -системное недоразвитее речи. СНР ставится в случае нарушения интеллекта, сенсорных дефектах, органическом поражении ЦНС. Уровни речевого развития при СНР определяются по тем же параметрам, что и ОНР.

Логопедическая работа с такими детьми ведется так же, как при ОНР, с поправкой на первичный диагноз. При разработке программы необходимо учитывать особенности развития ребенка при аутизме.

В нашей образовательной организации была разработана «Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы учителя-логопеда по развитию речи для учащихся с расстройствами аутистического спектра». Данная программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы УУД, выступающей как основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Программа по коррекции речевых нарушений у учащихся с РАС рассчитана на 4 года обучения. Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от тяжести и специфики нарушения, компенсаторных возможностей ребенка, регулярности посещения логопедических занятий и т.д.

Цель логопедической работы: освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития речевых навыков у детей с аутизмом.

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

• дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и

Ерофеева О. С. Особенности коррекционно - развивающей работы учителя - логопеда

с детьми с расстройствами аутического спектра

сопутствующими синдромами;

• установление эмоционального контакта с ребенком;

• активизация речевой деятельности;

• формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации и развитие речи в целом.

Следует учитывать, что коррекция звукопроизношения не является основной задачей!

Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутизмом осуществляется междисциплинарной командой специалистов (учитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор). Коррекционному специалисту важно иметь постоянный диалог с учителем класса, учитывать его мнение, пожелания в построении индивидуальной работы с учениками.

Работа логопеда строится с опорой на диагностическое обследование, которое проводится в начале учебного года среди всех учеников начальных классов:

- наблюдения;

- беседа;

- внесение результатов в индивидуальные речевые карты.

Обследование речи детей проводится по методике Т. А. Фотековой.

Занятия с учащимися с аутизмом проводятся в индивидуальной и групповой форме, могут комбинироваться или чередоваться в зависимости от потребностей учащегося и его эмоционального состояния здоровья. Тематика логопедической работы, предложенная в нашей программе, подходит как для групповой, так и индивидуальной работы. Занятия проводятся два раза в неделю. Если в связи с учебной нагрузкой эмоциональное состояние учащегося ухудшается, количество занятий сокращается до одного раза в неделю.

Учителем-логопедом со всеми учениками младшего звена 1 раз в неделю проводятся логоритмические занятия, способствующие развитию всех компонентов устной речи, слухо-зрительно-двигательной координации, общей и мелкой моторики. При проведении логоритмики используются стихотворения, потешки, песенки (сопровождающиеся движениями); подвижные игры на координацию и внимание. Движения и речь должны быть простыми и доступными для самостоятельного повторения ребенком, речевой материал должен быть знаком ребенку. В конце каждого занятия происходит момент релаксации - слушание музыки или песни с последующим обсуждение музыкального материала.

Логоритмические занятия дублируют лексический материал основной логопедической программы, что способствует лучшему усвоению материала учениками.

Продолжительность групповых занятий равна продолжительности школьного урока (35-40 минут). Время индивидуальных занятий варьируется от 20 минут до 40 минут (в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей каждого конкретного ученика).

Организация рабочего места - в поле видимости должно быть как можно меньше предметов. Все материалы располагаются рядом, на отдельном столе/стуле, вверх «рубашкой».

Расположение учителя относительно ученика - напротив, рядом, слегка за спиной (в зависимости от того, требуется ли ученику физическая помощь, и от его эмоционального настроя).

Важно помнить: дети с аутизмом тяжело воспринимают вербальную инструкцию (так как мыслят образами), особенно длинную, многоступенчатую. Это может вызвать у них агрессию, аффективное поведение.

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

Необходимо:

- предъявлять четкие, конкретные инструкции, делить длинную инструкцию на несколько частей;

- использовать наглядный материал (черно-белый, цветной);

- использовать подсказки (физическую, указательный жест, моделирование правильного ответа («сделай как я»), речевую, визуальную).

Важно соблюдать ритуалы урока:

начало урока - приветствие (назови своё имя);

конец урока - поощрение (словесное или визуальное и т.п.), прощание.

Важно помнить, что дети с РАС не могут воспринимать временные рамки. Необходимо визуализировать время: сначала рисуем, потом играем, потом обед, потом уход домой. Это может быть карточка с картинками (визуальное расписание), карточка с написанным расписанием.

Кроме того, необходима система поощрений внутри урока (жетоны, звезды, возможность поиграть с любимой игрушкой, съесть конфету и т.п.).

Конечно, работой на логопедических занятиях сопровождение детей с РАС учителем-логопедом не ограничивается. Также необходимо проводить наблюдение за детьми на уроках, во время внеурочной деятельности (перемены, различные мероприятия). Важно услышать, как ребенок использует навыки коммуникативной речи в быту, в самостоятельных реакциях (выражает просьбу, вступает в диалог и т.д.); увидеть, как пользуется навыками письменной речи при самостоятельной работе -написание сочинений, изложений.

Конечная задача любого специалиста - это помочь ученику с РАС в усвоении УУН (универсальные учебные навыки), помочь стать успешным в учебе, уметь применять полученные навыки во внешней среде.

В заключении хочется еще раз напомнить, что не ребенок с аутизмом адаптируется к окружающей среде, а окружающая среда адаптируется под ребенка.

Если мы будем держать эти строки в своей голове, то и работать с такими детьми нам будет легче и понятнее. Мы сами научимся понимать, КАК подойти к тому или другому ребенку (и эти слова можно отнести ко всем детям, имеющим ОВЗ, а не только к детям с РАС).

Библиографический список

Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 208 с.

Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов / пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. М.: ВЛАДОС, 2005. 144 с.

Жукова Н.С. Логопедия. Основы терапии и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Эксмо, 2011. 288 с.

Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2015. 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.