Научная статья на тему 'Особенности концессионных проектов в дорожной инфраструктуре России'

Особенности концессионных проектов в дорожной инфраструктуре России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КОНЦЕССИИ / INVESTMENTS / ROAD-CONSTRUCTION / CONCESSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Девятова Наталья Сергеевна

Рассмотрены особенности концессионных проектов в дорожной инфраструктуре России. Проанализированы выгоды и недостатки осуществления инвестиционных проектов на концессионной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF CONCESSIONAL PROJECTS IN A ROAD SECTOR OF RUSSIA

Characteristics of concession projects in the Russian highway infrastructure are discussed. The advantages and disadvantages of investment concession projects are discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности концессионных проектов в дорожной инфраструктуре России»

Н.С. ДЕВЯТОВА

ассистент

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РОССИИ

В условиях стремительных качественных изменений в экономике России проблема развития производственной инфраструктуры является одной из приоритетных. Более того, сегодня необходимость инвестирования в данную сферу рассматривается как одно из важнейших условий перехода страны к устойчивому экономическому росту. Однако финансовых средств у государства, которое по-прежнему является ее основным собственником, недостаточно.

Эта ситуация свойственна не только России. Иллюзии о том, что только государство способно эффективно содержать данный сектор экономики, в большинстве развитых и развивающихся стран окончательно развеялись к концу XX в. Появилась иная практика управления инфраструктурой — через систему государственно-частного партнерства (кооперации). За рубежом это понятие сегодня определяет очень широкий спектр деловых моделей и отношений, в самом общем смысле кооперацию государственного и частного секторов для удовлетворения общественных нужд, осуществляемую с целью извлечения обоюдных выгод через объединение активов и распределение рисков.

Насущная необходимость использования механизма государственно-частного партнерства при строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры к началу XXI в. возникла и в России. Это объясняется низким уровнем развития данной сферы хозяйствования, причем в условиях недоинвестирования в течение ряда последних десятилетий происходит быстрое устаревание уже существующих объектов. Кроме того, при дефиците государственных финансов логично максимально ориентироваться на внебюджетные источники, привлекать средства частных инвесторов с помощью различных мер государственного стимулирования.

Провести типологию государственно-частного партнерства достаточно сложно, так как возможно множество вариаций в зависимости от адаптации этого механизма к местным законодательным рамкам. Основными

характеристиками таких контрактов являются распределение рисков, уровень обязательств государственного и частного секторов, продолжительность контракта во времени, право собственности на активы.

В последние годы в мировой практике реализации государственно-частного партнерства все более широкое распространение получают концессионные соглашения. Механизм заключается в передаче государством концессии на осуществление проекта частному инвестору, который принимает на себя ответственность по строительству, финансированию возводимых объектов и управлению ими на период действия соглашения с последующим возвращением функционирующего объекта государству. Инвестор получает право распоряжаться доходами от объекта в течение концессионного периода с целью компенсации инвестиционных издержек и получения определенного размера прибыли.

Правовой основой использования механизма концессий в России является федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ. В связи с тем что закон принят совсем недавно, широкого практического применения он не получил. Тем не менее следует отметить важность его принятия в рамках создания законодательной среды, стимулирующей инвесторов к вложению производственного капитала в российскую экономику.

По мнению Правительства РФ, основным предметом государственно-частного партнерства через механизм концессий должна стать транспортная инфраструктура. На современном этапе в экономической литературе наиболее популярна тема строительства и эксплуатации по данной схеме платных автомобильных дорог.

В связи с этим особый интерес представляет вопрос определения объекта концессии. В соответствии с российским законодательством им могут выступить автодороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств,

© Н.С. Девятова, 2006

Н.С. ДЕВЯТОВА

пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств.

Таким образом, в концессию передается непосредственно сама автодорога (земляное полотно с укреплениями, дорожное покрытие, дорожные сооружения, иные функционально связанные инженерные сооружения), подлежащая по договору созданию (строительству) или реконструкции, а затем дальнейшей эксплуатации, и земля под нее.

Земельные участки для размещения автодорог общего пользования предоставляются в порядке отвода земель для государственных или муниципальных нужд. Отсюда и их название — полоса отвода, которая обозначает земельную собственность либо какую-то ее долю независимо от того, имеет ли она форму полосы, предназначенную для размещения конструктивных элементов дорожного объекта, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных насаждений и устройств, необходимых для содержания и использования указанных элементов. Другими словами, данные земли предназначены только для развития, благоустройства автодорог и размещения объектов дорожного сервиса.

В этих условиях в управление инвестору отдается лишь сама магистраль. Мировая практика показывает, что рентабельность таких проектов незначительна, они требуют длительного срока окупаемости, кроме того, увеличивается степень влияния самого существенного для таких проектов риска — риска интенсивности движения. Это значительно снижает их привлекательность для бизнеса, особенно для российских инвесторов, стремящихся к быстрому обороту вложений. Безусловно, бизнес придет и в такие проекты, но только при условии высоких гарантий участия в них государства, особенно в части объемов финансирования и распределения рисков.

Гораздо выгоднее в объект концессии включить и прилегающую к дороге территорию, в рамках которой будут возможны реализация других смежных инвестиционных проектов и получение так называемых непрофильных доходов. Чтобы заинтересовать частного инвестора, необходимо выставлять на тендер не просто участок дороги, а и монопольное право на размещение своего бизнеса в его окрестностях, для чего полоса отвода слишком мала и не годится по функциональному назначению.

При строительстве автодорог общего пользования помимо полосы отвода предусматривается установление границ придорожных полос — участков земель, примыкающих к полосе отвода с двух сторон, в границах которых устанавливаются особые условия пользования землей для обеспечения безопасности движения транспорта и населения. Но если полоса отвода дороги относится к категории «земли транспорта», то земли придорожных полос не отчуждаются и таковыми не являются.

При строительстве же платных дорог следует определить категорию «придорожная территория», которая включала бы участки земель, примыкающие к полосе отвода автодороги, и воздушное пространство над ними в пределах установленного габарита, в границах которых устанавливаются особые условия пользования землей для обеспечения безопасности движения транспорта и населения, а также для извлечения концессионером дополнительных непрофильных доходов. По мнению автора, ее ширина может составлять 50—150 м в зависимости от местоположения, площади земельного участка, планируемого к отчуждению, возможности такого отчуждения, протяженности участка автодороги, а также интенсивности движения. Это позволит на период действия концессионного соглашения размещать в придорожной полосе объекты не только дорожного сервиса. Безусловно, они не должны ухудшать условия безопасного движения и эксплуатации участка автодороги, а также создавать угрозу безопасности населения.

Предоставление эксклюзивного права освоения придорожных территорий позволит государству привлечь дополнительные частные инвестиции как в строительство дорожных объектов, так и на их содержание.

Монополия на использование объекта концессии, включая придорожную полосу, должна ограничиваться не только пространственными, но и временными рамками. В мировой практике период действия концессионного соглашения может варьироваться достаточно широко, но чаще всего он составляет 10—55 лет. Обычно он включает период строительства, эксплуатации и ремонта до возвращения объекта собственнику, а его длительность во многом зависит от выполнения двух взаимосвязанных условий:

— необходимости возмещения концессионерами инвестиционных затрат и получения достаточной прибыли;

Известия ИГЭА. 2006. № 3 (48)

— недопущения получения концессионерами сверхприбыли за счет потребителей, пользующихся услугами возведенного объекта.

Практика показывает, что существует проблема сложности и неопределенности прогнозирования доходов, поступающих в течение концессионного периода. Поэтому в текст соглашения включаются статьи, допускающие возможность пересмотра некоторых положений, что вносит определенный элемент гибкости, снижает риск для концессионера и позволяет получить прогнозируемую прибыль.

Важно обратить внимание на то, что частные инвестиции являются дополнительным источником финансирования развития инфраструктуры, сжатие бюджетных инвестиций может привести к противоположному результату. По оценке Всемирного банка, до 70% инвестиций на нужды инфраструктуры (в развивающихся и переходных экономиках) должны быть бюджетными и лишь 20—25% — частными1.

Также следует помнить, что нельзя безоговорочно признать рыночный характер и полезность схем государственно-частной кооперации. Этот организационно-экономический механизм совмещает в себе, с одной стороны, принципы свободного рынка и частного капитала, с другой — государственное регулирование и перераспределение. Поэтому в каждом конкретном случае государство обязано взвешивать плюсы и минусы его использования для осуществления инвестиционного проекта. В случае же преобладания аргументов «за» чрезвычайно важно задать параметры проекта так, чтобы достичь максимальной эффективности инвестиций всех участвующих сторон.

Примечание

1 Ê. Брукинс. Инфраструктура — вновь важная составляющая часть деятельности Всемирного Банка // Transition. Dec. 2003-Apr. 2004. Vol. 14-15. Nos. 10&1. P. 1-2.

К ВОПРОСУ изъятия И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В результате того что государство лишь частично присваивает и не реинвестирует ренту (в том числе связанную с использованием лесных ресурсов), Россия экспортирует продукцию с низкой долей добавленной стоимости и не привлекает инвестиции в социально значимые отрасли. Такая политика способствует утечке капитала из страны и замедляет переход к устойчивому экономическому развитию, хотя именно отчисления значительной доли стоимости лесных ресурсов государству как собственнику ресурса должны быть направлены на обеспечение рациональности использования этого ресурса и его воспроизводство.

Между тем потенциал использования природной ренты государством может стать мощным средством социально-экономического развития. По данным академика Д.С. Львова, на ее долю может приходиться не менее 75% чистой прибыли. Для сравнения: вклад труда меньше в 15 раз (5%), а капитала — примерно в 4 раза (20%)1. Таким образом, сегодня страна недополучает значительные средства

И.Ю. МОИСЕЕВА

ассистент

АККУМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ

от использования своего природно-ресурсно-го потенциала.

Структура доходов от аренды ресурсов должна обеспечивать полную интернализа-цию затрат, неистощимость ресурсов и справедливые выплаты в пользу лесовладельцев, которые соответствующим образом должны распределяться между всеми уровнями управления, т.е. между федеральным, областными и местными бюджетами. Именно на местном уровне лесхозы, ответственные за охрану и защиту лесов, инвентаризацию, тушение пожаров, не имеют должного финансирования и вынуждены, в нарушение федерального законодательства, сами рубить и продавать лес, но таким образом они получают средства для выполнения их прямых обязанностей2.

Между тем Правительству РФ необходимо аккумулировать часть доходов, поскольку оно обеспечивает:

— стабильность доходов всех регионов;

— справедливое распределение доходов на горизонтальном уровне;

© И.Ю. Моисеева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.