УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Ксения Евгеньевна Манина, студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого; e-mail: manun4ik71@rambler.ru
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются конфликты в образовательном процессе, а именно возрастные особенности конфликтного поведения современных подростков. В работе предлагается характеристика психологических особенностей подросткового возраста, которые часто становятся причиной конфликтов. Статья обосновывает необходимость участников образовательного процесса научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях, что повышает эффективность образования в целом. Приведены результаты исследования стратегий поведения школьников в конфликте на базе одной из тульских школ. Обоснование результатов исследования предполагает представление психолого-педагогических рекомендаций классному руководителю и родителям по урегулированию конфликтов в будущем.
Ключевые слова: конфликт, подросток, стратегия поведения, урегулирование.
Всем известно, что одна из основных задач учителя, оказывающих значительное влияние на психику, успеваемость и дисциплину учащихся, - создание «теплой» атмосферы на каждом уроке. Но все-таки в практике каждого педагога бывают сложные ситуации, которые требуют незамедлительного и корректного решения. В этот момент наставнику необходимо правильно среагировать на то или иное поведение воспитанника. К сожалению, далеко не все преподаватели умеют выстроить доверительные отношения с учениками, что отрицательно сказывается на успеваемости, дисциплине. Личность учителя - вот что определяет благоприятный климат в школе. Формирование в классных коллективах благоприятного психологического климата, необходимого для дружной творческой работы, для успешного разрешения конфликтов, становится все более актуальной проблемой в современной школе.
Одна из важнейших проблем школы - отсутствие у педагога интереса к личности ребенка. Часто учитель не хочет понять его внутреннее состояние, что и становится причиной конфликтов между педагогами и учениками, школой и семьей. Нежелание объясняется неумением разрешать противоречия [12].
Конфликт - важнейшая форма взаимодействия людей между собой. Эта категория определяется по-разному. Например, большой психологический словарь трактует понятие следующим образом: конфликт - актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов, столкновения самих оппонентов [10].
Образовательный процесс часто сопровождается конфликтами. Педагогический конфликт - противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного и индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, преодоление которого приводит участников (чаще всего учеников и педагогов) на новый, более высокий, уровень индивидуального и личностного развития [5].
К сожалению, в современной школе конфликтов стало больше, так как, кроме падения учебной мотивации, этому способствует снижение интереса к познавательной деятельности в обществе. Сегодня человечество все более интересуют материальные проблемы.
Исследования специалистов показали, что в современной школе существующий вид отношений детей представлен невмешательством (нейтралитетом) или конфронтацией, редко встречается сотрудничество [11, 6].
Каждый школьный возраст характеризуется индивидуальными психологическими, физиологическими особенностями. Хотелось бы обратить внимание на психологический портрет личности современного подростка, так как эта проблема заслуживает особого обсуждения ввиду частотности и сложности конфликтов, возникающих в данный период.
Он связан с началом ускорения темпа физического развития, половым созреванием, гормональной перестройкой организма, а это, в свою очередь, приводит к эмоциональной нестабильности. Это время связано с усиленным стремлением к самовыражению, которое чаще всего проявляется через желание уделять особое внимание своему внешнему виду. Из-за этого часто возникают конфликты с родителями. Проблема особенно важна в подростковом возрасте, так как через отождествление себя, сравнение с другими формируется самооценка ребенка, создается определенный идеал, несовпадение с которым становится причиной различных конфликтов [2, 6].
В подростковом возрасте снижается продуктивность умственной деятельности из-за того, что происходит смена типа мышления: конкретное сменяется логическим. Как правило, умственная деятельность подростков направлена в ту сферу, которая больше всего интересна им в данный момент. Учебная деятельность и школа постепенно отходят на второй план, ведущей деятельностью становится коммуникативная, то есть интимно-личностное общение со сверстниками.
Очень часто в это время ослабляется контроль со стороны родителей: они считают, что их ребенок уже достаточно взрослый для того, чтобы самостоятельно решать проблемы и нести ответственность за поступки. Очень важно выбрать оптимальную форму помощи: не ущемляя самолюбия подростка, оказать ему своевременную поддержку [1, 9].
Очень важное новообразование подросткового возраста - чувство взрослости. Конечно, о реальной взрослости еще не идет речи, но подросток стремится к отождествлению себя со взрослым человеком. Это связано с развитием физических параметров, психологическим взрослением, а также стремлением к признанию в социуме. Часто дети начинают подражать взрослым, перенимают их манеры поведения, привычки. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда и т.д.
Стремясь получить признание во взрослом мире, подросток начинает заниматься деятельностью, которая имеет общественно полезное значение, и получает общественную оценку. Психологически у подростка уже сформирована потребность в осознании не только своих обязанностей, но и прав в обществе. В этот период необходимо дать возможность удовлетворить стремление к самореализации, то есть подобрать для подростка такой вид деятельности, который, с одной стороны, отвечал бы запросам его самого, а с другой - имел бы общественно полезное значение. Примечательно, что подобного рода деятельность может вознаграждаться, поощряться материально, но в этом случае родителям или учителю необходимо продумать способы организации системы поощрений [2].
Чтобы подготовить подростка к встрече с препятствиями во взрослой жизни, необходимо создавать подобные ситуации уже в сложный период взросления. Полезно изредка что-то запрещать. Это умение самостоятельно преодолевать препятствия будет способствовать формированию ребенку как личности. Когда родители воспитывают ребенка, отгораживая его от реалий современной жизни, решают за него все проблемы, они лишают его возможности приобрести собственный жизненный опыт, поиска собственного пути развития [4, 7].
Учителя и родители должны поддерживать уверенность детей в себе, в своих силах. Ребенку необходимо осознать, что он - причина своих успехов и неудач, взлетов и падений, что в его силах, добиться чего-то в жизни. Знание возрастных особенностей учащихся дает учителю возможность понять, какой путь взаимодействия с учениками будет уместнее в той или иной ситуации, что поможет привести к эффективному разрешению конфликта [11, 9].
Исследование, проведенное на базе гимназии № 20 города Тулы, ставило своей целью выявление способов поведения личности в конфликте. Достижение цели предполагало решение задач:
- определение форм поведения в конфликте, характерных для учащихся;
- определить степень конфликтности данного классного коллектива;
- определить соотношение конструктивных и деструктивных форм поведения в конфликте.
Для исследования использовался метод констатирующего эксперимента, позволивший определить уровень конфликтности в данном классном коллективе. Применялся метод открытого внешнего наблюдения, беседы с классным руководителем для получения необходимой информации и уточнения недостаточно ясных деталей. Методы статистической обработки данных использовались для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями, а индуктивные и дедуктивные методы - при обобщении полученных эмпирическим путем данных.
Для диагностики был использован тест К.Н. Томаса «Типы поведения в конфликте» [13]. В исследовании принимали участие учащиеся шестого класса; средний возраст - 13 лет. Выборка составила 21 человек, из них 9 девочек, 12 мальчиков.
При анализе выявлялась оптимальная стратегия поведения в конфликте отдельной личности - такая, когда применяются все пять тактик поведения личности, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значение ниже 5 баллов, другие - сильно: выше 7 баллов.
В результате применения методики К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации получены следующие данные:
▲ Большинство учащихся (39%) при возникновении конфликтной ситуации стремятся прийти к компромиссу, пойти на уступки, при этом ничего не теряя, но и не выигрывая. 25% придерживаются стратегии соперничества: эти учащиеся стремятся настоять на своем, активно отстаивают позицию. Они видят только два возможных выхода из ситуации: победа или поражение. 18% учащихся стремятся приспосабливаться к сложившейся ситуации (приносят свои интересы в жертву интересам других). Они стремятся сохранить доброжелательные отношения с партнером, сгладить все «острые углы», готовы уступить, согласиться с претензиями и требованиями партнера. Около 10% не придерживаются конкретного типа поведения в конфликте: они стремятся прийти к сотрудничеству или компромиссу, но у этих учащихся наравне с такими формами поведения проявляется стремление к приспособлению. Они стараются полностью прийти к соглашению, удовлетворяя интересы всех сторон, но могут умолчать о части своих претензий для сохранения доброжелательных отношений. Эта стратегия может быть признана самой рациональной. 7% принимают стратегию избегания, то есть не стремятся как к кооперации, так и к достижению собственных целей: эти учащиеся занимают стороннюю позицию, не настаивают на своем, не стремятся к дискуссии, воздерживаются от возражений оппоненту и даже от высказывания своей позиции.
▲ Из наблюдений за учащимися шестого класса можно сделать вывод, что конфликты не редкость в данном коллективе. Дело в том, что в классе «вакантно» место лидера, и многие учащиеся стремятся его занять. Из данных исследования видно, что 24% учеников - почти четверть класса - стремятся к соперничеству, 15% приспосабливаются, то есть являются предметом деятельности для потенциальных лидеров. Следовательно, пока приспосабливающиеся не определятся, кому из лидеров отдать свое предпочтение, раздел сфер влиянияне прекратится.
▲ Помимо этого, наблюдения показали, что существует серьезный конфликт между мальчиками и девочками класса. Представительницы прекрасного пола жалуются на невежливое, недоброжелательное отношение со стороны ребят. Очередная волна конфликта разгорелась во время празднования Дня защитника Отечества и Международного женского дня. Девочки подготовили подарки и поздравления для мальчишек, а те переложили всю ответственность за поздравление дам на своих родителей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что класс значительно дифференцирован по формам поведения в конфликте. Мы выявили причины конфликтного поведения уча-
щихся, установили, что пока в коллективе не найдены конструктивные формы урегулирования противоречий. Поэтому мы предложили следующие рекомендации по урегулированию противоречий.
Классному руководителю:
- активно вовлекать соревнующуюся команду в дела класса, жизнь гимназии для того, чтобы другие учащиеся поняли, что потенциальные лидеры достойны этого звания;
- можно ввести переходящую должность дежурного командира, чтобы каждый смог попробовать себя в роли лидера и осознать сложность этой деятельности;
- распределить обязанности в классе так, чтобы каждый смог проявить себя в определенной сфере;
- проводить мероприятия, направленные на более близкое общение мальчиков и девочек;
- проводить беседы, игры на сплочение классного коллектива, тренинги;
- организовать длительные экскурсии, которые позволят мальчикам и девочкам проявить самостоятельность, понять важность и необходимость помощи друг другу;
- проводить беседы с родителями;
- помощь психолога.
Родителям:
- проводить воспитательные беседы с детьми в дружеском тоне;
- участвовать в классных мероприятиях;
- научиться смотреть на вещи глазами ребенка;
- поддерживать ребенка во всех его начинаниях;
- уделять больше времени своему ребенку [3;6;8;13].
В статье мы установили, что в основе любого конфликта лежит противоречие, протекающее по определенным законам. Задача учителя - не бояться подобных ситуаций, а научиться пользоваться определенными механизмами воздействия для успешного урегулирования столкновения.
Разрешение, урегулирование конфликта - очень сложный, трудоемкий процесс, требующий учета большого количества нюансов. Очень сложно придерживаться определенной схемы разрешения конфликта, потому что эмоции мешают выбрать рациональный способ поведения в конфликтной ситуации. Кроме того, у каждого субъективное мнение и своя оценка сложившейся ситуации, которые далеко не всегда соответствуют оптимальной линии поведения в конфликте. Но все-таки при разрешении конфликта необходимо не терять самообладания и придерживаться следующих принципов: учитывать цели конфликтующих сторон; эмоциональное состояние (чрезмерно возбужденное и бурное состояние отрицательно влияет на результативность работы, поэтому следует разрешать противоречия в относительно спокойной обстановке); очень важно заранее знать личностные особенности участников и их темперамент [12].
Конфликт - не только негативное явление, в нем можно выделить и позитивные функции: конфликт дает возможность ослабить психологическую напряженность в коллективе, при конструктивном разрешении конфликт позволяет расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. В этом случае человек приобретает определенный социальный опыт [9].
Безусловно, очень важно развить в себе умение предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоречий не будут возникать в образовательной среде.
Исследование, представленное в работе, открывает реальную картину особенностей поведения современных школьников в конфликтах, дает возможность еще раз понять, что с подобными ситуациями сталкивается каждый педагог. Отсюда вновь мы приходим к выводу о необходимости умения управлять столкновениями идей, интересов.
Сфера образования - не только источник интеллектуального богатства, но и существенный фактор регулирования общественной практики и межличностных отношений. Все чаще мы сталкиваемся с конфликтами в педагогической среде. В школе агрессия может проявляться не только при общении детей и подростков: конфликты возникают между
учеником и учителем, между учителями, учителями и администрацией. Агрессия в школе на различных уровнях непосредственно зависит от уклада ее жизни, то есть от организации всех элементов учебно-воспитательного процесса. Поэтому умение управлять конфликтами - важный инструмент учителя, прежде всего потому, что осознанное применение соответствующих приемов улучшает качество коммуникации детей, помогает сохранять и развивать учебный коллектив, а также формирует общую управленческую и конфликтологическую компетентность современного педагога.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пос. для студентов вузов. 3-е изд., исп. и доп. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
[2]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26-31
[3]. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. (Б-ка школьного психолога).
[4]. Анцупов А.Я., Монахова К.В. Оценка межличностных отношений в группе // Акмеология. 2011. № 2 (38). С. 58-70.
[5]. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград: Калинингр. ун-т., 1996.
[6]. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
[7]. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
[8]. Метод статистической обработки составляющих конфликта как основа выбора стратегии разрешения конфликтных ситуаций в школьно-педагогическом коллективе // Методы психологии: Ежегодник Российского психологического общества. Тезисы докладов. Ростов н/Д, 1997. Т. 3. Вып. 2. С. 11-12.
[9]. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб.: Речь, 2009.
[10]. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. М.: Олма Медиа Групп, Олма Пресс Образование, 2007.
[11]. Психология конфликтов в средней школе: Монография. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Ю.В. Красикова, Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002.
[12]. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 2007.
[13]. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2005.
[14]. Constructive Conflict Management: An Answer to Critical . Social Problems? // Journal of Social Issues. Vol. 50. 1994.№ 1.
[15]. Kaplan H. B. Deviant Behavior in Defense of Self. N.Y.; London, 1980.
FEATURES OF CONFLICT BEHAVIOUR AMONG MODERN
TEENAGERS.
Kseniya E. Manina, student TGPU named after L.N. Tolstoy; е-mail: manun4ik71@rambler.ru
ABSTRACT
The article is devoted to the review of age-related features of conflict behavior among modern
teenagers. This article suggests research of behavior strategies in the conflict.
Key words: conflict, teenager, strategies of behavior,solution.
REFERENCES
[1]. Abramova G.S. Vozrastnaja psihologija: Uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. 3 izd., isp. I dop. Ekaterinburg.: Delovajakniga, 2002.
[2]. Agapov V.S. Koncepcija Jaisamorealizacija sub#ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij // Akmeologija. 2012. № 3 (43). S. 26-31
[3]. AncupovA.Ja. Profilaktika konfliktov v shkol'nom kollektive. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2003. (B-ka shkol'nogo psihologa).
[4]. AncupovA.Ja., Monahova K.V. Ocenka mezhlichnostnyh otnoshenij v gruppe // Akmeologija. 2011. № 2 (38). S. 58-70.
[5]. Grebenjuk O.S. Obshhaja pedagogika: Kurslekcij. Kaliningrad: Kaliningr. un-t, 1996.
[6]. Dragunova T.V. Problema konflikta v podrostkovom vozraste // Psihologija podrostka: Hrestomatija / Sost. Ju.I. Frolov. M., 1997.
[7]. Dubrovina I.V., Prihozhan A.M., Zacepin V.V. Vozrastnajai pedagogicheskaja psihologija: Hrestomatija: Ucheb. posobiedlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2001.
[8]. Metod statisticheskoj obrabotki sostavljajushhih konflikta kak osnova vybora strategii razreshenija konfliktnyh situacij v shkol'no-pedagogicheskom kollektive // Metody psihologii: Ezhegodnik Rossijskogo psihologicheskogo obshhestva. Tezisy dokladov. Rostov n/D, 1997. T. 3. Vyp. 2. S. 11-12.
[9]. PlatonovJu.P. Psihologija konfliktnogo povedenija. SPb: Rech', 2009.
[10]. Psihologicheskij slovar' / Pod obshhej nauch. red. P.S. Gurevicha. M.: Olma Media Grupp, Olma Press Obrazovanie, 2007.
[11]. Psihologija konfliktov v srednej shkole: Monografija / Pod red. dokt. filol. nauk, prof. Ju. V. Krasikova. Vladikavkaz: Izd-vo SOGU, 2002.
[12]. Rybakova M.M. Konflikt I vzaimodejstvie v pedagogicheskom processe. M., 2007.
[13]. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnostii malyh grupp. M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2005.