Научная статья на тему 'Особенности конфессиональной принадлежности марийского этноса в современных условиях'

Особенности конфессиональной принадлежности марийского этноса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / НАРОД МАРИ / КУЛЬТУРА / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / RELIGION / ORTHODOXY / MARI PEOPLE / CULTURE / CONFESSIONAL AFFILIATION / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сильдушкина Надежда Евстафьевна

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей конфессиональной принадлежности представителей марийского этноса, проживающего на территории современной Республики Марий Эл, трудоспособного возраста. Обнаружены связи между показателями конфессиональной принадлежности и тенденциями развития культуры. Выявлена структура выбора конфессиональной принадлежности и проанализирована степень принадлежности к православному христианству. Исследовано отношение к представителям других культур и вероисповедания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of confessional affiliation of Mari people (a Finno-Ugric folk in Central Russia) in modern conditions

The results of empirical research of features of confessional affiliation of representatives of the Mari ethnic group of working age, residing on the territory of the modern Mari El autonomy are presented. Links between indicators of religious affiliation and tendencies of development of culture are found. The structure of choice religious affiliation is revealed and the extent of belonging to Orthodox Christianity is analyzed. The attitude towards representatives of other cultures and religion is researched.

Текст научной работы на тему «Особенности конфессиональной принадлежности марийского этноса в современных условиях»

ры индивидуально-личностного и организационного плана. Для воспитателей ключевую роль играет мотивационная составляющая деятельности, обеспечивающая наличие баланса между личным вкладом в профессиональную деятельность и получаемым в итоге вознаграждением. Для учителей ведущими детерминантами психического выгорания выступают личностные черты, определяющие эмоциональную устойчивость педагога перед возникающими стрессовыми ситуациями, особенно перед конфликтами.

Проведенное исследование факторов развития психического выгорания в профессиональной деятельности педагогов дошкольных и средних общеобразовательных учреждений позволяет заключить

о том, что психическое выгорание в деятельности воспитателей детерминировано профессиональноспецифичными факторами организационного и ин-

дивидуально-личностного характера, действие которых проявляется как на уровне отдельных характеристик, так и на уровне их структурной организации.

Библиографический список

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

2. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.

3. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.

4. Maslach C, LeiterM.P. The truth about burnout. How organization cause personal stress and what to do about it. - San Francisco, С A, 1997. - 186 p.

УДК 2-846; 27

Сильдушкина Надежда Евстафьевна

Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

etude008@gmail. com

ОСОБЕННОСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МАРИЙСКОГО ЭТНОСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей конфессиональной принадлежности представителей марийского этноса, проживающего на территории современной Республики Марий Эл, трудоспособного возраста. Обнаружены связи между показателями конфессиональной принадлежности и тенденциями развития культуры. Выявлена структура выбора конфессиональной принадлежности и проанализирована степень принадлежности к православному христианству. Исследовано отношение к представителям других культур и вероисповедания.

Ключевые слова: религия, православие, народ мари, культура, конфессиональная принадлежность, толерантность.

При характеристике этносов, изучения их культур исследователи в большинстве . случаев учитывают их религиозную принадлежность [5, с. 48]. Религия в культурной традиции играет важную роль. Она является этно-дифференцирующим и этноконсолидирующим признаком [8].

При формировании этноконфессиональной общности особенности вероучения тесно переплетаются с этнической спецификой культуры народа: отдельные элементы религиозного культа приобретают характер этнических признаков и, напротив, этнические свойства становятся составными элементами религиозного культа.

Понятие «культура» (от латинского cultura -возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) первоначально означало целенаправленное воздействие на человека, его воспитание и обучение. Позднее комплекс значений понятия «культура» отождествлялся с формами духовного саморазвития общества и человека, определяемые религиозными законами общественного бытия (выделено - Н.С.): как оно проявляется в дви-

жении науки, искусства, морали. В эпоху просвещения, с точки зрения немецких философов Канта, Шиллера, Гегеля, культура предстает как область духовной свободы человека с множеством своеобразных типов и форм развития ее в исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. С конца 19 века изучение культуры развивалось в рамках антропологии и этнографии [11, с. 292-295]. В настоящее время в рамках психологической науки культура - базовое понятие кросс-культурной психологии [2].

Взаимосвязь культуры этноса и религии оказывает существенное влияние на конкретную историю любого народа.

Коренное население Республики Марий Эл -марийский этнос, прежнее официальное название которого черемисы. Из заметок летописцев, историков, этнографов XVIII и XIX веков известно, что до второй половины XVI века черемисы были одним из полудиких финских племен. Н.Я. Данилевский в своей работе «Россия и Европа» (1871, 1885, 1887) писал, что при расселении и освоении про-

странства русский народ «или занимал пустыри, или соединял с собою путем исторической, нисколько не насильственной, ассимиляции такие племена, как чудь, весь, меря, или как нынешние зыряне, черемисы, мордва, не заключавшие в себе ни зачатков исторической жизни, ни стремлений к ней...» [1, с. 25]. Исток события, который привел народность мари к включению в общую христианизацию, находится во второй половине XVI века. Территория, которую занимали черемисы, находилась частично в составе Русского государства, а значительная часть в составе Казанского ханства, которая образовалась после распада Золотой Орды.

Крещение князем Владимиром в 988 г. Руси определило дальнейший путь ее духовного развития - принятие христианства. Главной причиной того, что подвигло его «обратить всю землю свою в христианство» являлось «приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни». И «...Русь ... совершенно прониклась христианством, которое стало существенным условием ее быта», - сообщает летописец [7].

Поэтому при присоединении новых земель политика государства заключалась в распространении православного учения среди местного населения. Русский историк С.М. Соловьев в своем многотомном труде «История России с древнейших времен» пишет, что взятие Казани еще не довершило покорения края. И сами татары и еще более дикие племена, населявшие эту землю: черемисы, чуваши, вотяки, башкиры - волновались, изменяли и отказывали в дани. Поэтому Церковный собор в Москве (1555) решил открыть в Казани епархию и отправить туда благовестников для покорения страны кресту Господню путем мира и убеждения. Архиепископом назначен был Гурий, настоятель Селижаровского Троицкого монастыря, помощниками ему даны были Герман, игумен Ста-рицкого монастыря, и Варсонофий, игумен Пеш-ношского [10].

В дальнейшем христианское просвещение и русская культура способствовали появлению среди марийцев первых начальных учебных заведений, азбуки и письменности. Из истории известно, что процесс православного крещения черемис проходил неравномерно и с определенными трудностями, но работа первых священников принесла свои плоды: с тех времен основной религией марийского народа является Православие.

Цель исследования - определить выбор конфессионального предпочтения коренного населения Республики Марий Эл в современных условиях.

Данная цель определила следующие задачи:

- установить тенденцию культурного развития в РМЭ;

- выяснить конфессиональные предпочтения представителями коренного населения РМЭ;

- выявить отношение представителей коренного населения к представителям других конфессиональных общностей;

- выяснить существуют ли взаимосвязи культуры и религии.

Объект исследования - марийский этнос.

Предмет исследования - религиозная принадлежность.

Основное предположение данного исследования заключается в том, что и в настоящее время, т.е. в XXI веке, новыми поколениями марийского этноса сохраняется приоритетное предпочтение в выборе религиозного вероисповедания - православное христианство.

Испытуемые. В опросе приняли участие представители марийского этноса, проживающие на территории Республики Марий Эл, в возрасте от 17 лет и старше, т.е. в большинстве трудоспособного возраста. Было опрошено 310 человек народа мари, которые по роду деятельности относятся ко всем социальным группам.

По полу: мужчин - 45,8% (142 чел.), женщин -54,2% (168 чел.). По образованию: среднее и сред-не-профессиональное имеют 35,8% (111 чел.), студенты - 23,2% (72 чел.), незаконченное высшее -1% (3 чел.), высшее -40% (124 чел.).

Процедура и методы исследования. Опрос проводился в основном индивидуально со всеми участниками.

В исследовании использовались следующие методики:

1. Тест культурно-ценностных ориентаций, разработанный американским психологом Дж. Таусен-дом и адаптирован Л.Г. Почебут.

2. Авторская анкета, содержащая вопросы, ответы на которые содержат субъективное отношение респондентов и позволяют решить задачи данного исследования.

3. Методика измерения выраженности этнической толерантности З.В. Сикевич.

Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием пакетов компьютерной математической статистики IBM SPSS Statistics 20.0. В данной статье представлены предварительные результаты с использованием первичных описательных статистик (меры центральной тенденции), корреляционный анализ, многомерные методы (кластерный анализ), которые позволяют компактно описать результаты измерения.

Результаты исследования. Вся совокупность выборки была поделена на две группы: молодежь от 17 до 35 лет включительно (202 чел.) и взрослое население от 36 лет и старше (108 чел.). Для определения основных тенденций формирования и становления изучаемой культуры в Республике Марий Эл был использован тест культурно-ценностных ориентаций, адаптированный Л. Почебут. В основу теста заложено представление о трех ти-

Таблица 1

Показатели тенденций культурного развития по возрастным группам и в целом всей выборки

Традиционная Современная Динамически развиваюшаяся

взрослые N=108 среднее Мх 1,44 2,63 0,81

мода Мо 1 3 1

молодежь N=202 среднее Мх 1,485 2,75 0,78

мода Мо 2 3 0

общее N=310 среднее Мх 1,47 2,71 0,79

мода Мо 2 3 0

размах 0-5 0-5 0-5

пах культур: традиционная, современная и динамически развивающаяся [9, с. 48-49].

В таблице 1 представлены первичные описательные статистики (средние М , мода Мо) по возрастным группам и типам культур примененной методики.

Полученные данные свидетельствуют, что выбор определяется со вторым типом - современная культура, т.е. показатели, полученные в исследовании, свидетельствуют об ориентации людей на настоящее. Но обращает на себя внимание и значения среднего М и моды Мо по шкале традиционная в группе молодежь и в целом всей выборки, что свидетельствует об ориентации и на прошлое, приверженность традициям, интересам к истории.

Конфессиональные предпочтения представителями марийской национальности РМЭ определялись по ответам на вопросы анкеты. На вопрос -считаете ли Вы себя верующим человеком? - ответы распределились следующим образом: в группе молодежи «да» - 71,3%, «нет» - 7,9%, «затрудняются ответить» - 19,8%, а в группе взрослых «да» -68,5%, «нет» - 11,1% и «затрудняются» - 18,5%, не ответили по 1,9% в обеих группах. Все названные респондентами религиозные группы, к которым они себя относят, представлены в таблице 2.

На вопрос о степени принадлежности к группе православных христиан получены данные:

- в группе взрослых для большинства респондентов (27,8%) выбор группы православных христиан наиболее важно Мо=1 (1 означает «наиболее важно») и среднее М =2,5 принимает меньшее значение (т.е. близко к значению 1);

- в группе молодежи (24,8%): Мо=2 (2 значит «скорее важно») и Мх=2,8;

- в целом для всей выборки (22,3%): Мо=1, М =2,7.

х 7

По ответам на вопрос анкеты - как Вы относитесь к людям другого вероисповедания? - определяется отношение к представителям другого вероисповедания. Ответы свидетельствуют о единодушии как в группах взрослых, так и молодежи: соотношение в показателях примерно равные. Отношение к людям другого вероисповедания «такое же, как к людям своей веры» в обеих группах взрослых и молодежи по 52%, терпимое соответственно 40% и 42%, негативное - 4,6% и 5%, не ответили -3,7% и 0,5%.

Эти данные более дифференцировано рассматривались с помощью методики измерения выраженности этнической толерантности З. Сикевич, имеющей две шкалы: большая и меньшая толерантности. Толерантность людей друг к другу является основным механизмом создания этнокультурной общности. Она становится крайне важным способом взаимоотношений между культурными сообществами [6].

Данные показатели средних М (табл. 3) имеют примерно равные значения. Это свидетельствует о скрытом внутреннем переживании беспокойства, которое связанно с настороженностью, недоверчивостью во взаимоотношениях.

Для установления взаимосвязи тенденций культурного развития по типам культур и религии между несколькими переменными применяется корреляционный анализ. В таблице 4 представлены коэффициенты корреляции г-Пирсона (так как переменные в количественной шкале) между переменными православное христианство и тремя типами культур (традиционная, современная и динамически развивающаяся).

Таблица 2

Показатели религиозной принадлежности по группам в процентах (%)

Взрослые (N=108) Молодежь (N=202) Общее (N=310)

Православные 39,6 38,7 39,0

Христиане 15,1 19,1 17,7

Считают себя верующими, но не определяют религиозную принадлежность 11,3 8,5 9,5

Православие и язычество 0,94 1 0,98

Христианство и язычество 1,9 1 1,3

Язычество Нет 3,0 1,6

Таблица 3

Показатели средних Мх уровня толерантности в группах

Взрослые (N=108) Молодежь (N=202) Общее 2 II )

большая меньшая большая меньшая большая меньшая

3,51 3,56 3,54 3,67 3,53 3,63

Таблица 4

Взаимосвязи между шкалами православное христианство и тенденции формирования культуры

ПРАВОСЛАВИЕ традиционная современная развивающаяся

ПРАВОСЛАВИЕ 0,118* -0,177**

традиционная -0,612** *4 0, -

современная -0,246**

развивающаяся

Примечание: *- корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.); ** - корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.).

Рис. 1. Графическое изображение последовательности объединения объектов в кластеры

Результат демонстрирует, что существует связь между православием и с означенными в таблице типами культур. Так как выборка N > 100, то все отмеченные коэффициенты корреляции значимы [3, с. 148] независимо от величины. Это с одной стороны, а с другой - значения коэффициентов г указывают на слабую связь и это вполне объяснимо, т.к. у молодежи идет процесс формирования и усвоения, а для взрослых - процесс формирования и усвоения выпал на период, когда в культуру внедрялся атеизм.

Если корреляционный анализ показал наличие связи между переменными, то с помощью кластерного посмотрим, как они группируются. В качестве мер различия были выбраны коэффициенты корреляции г-Пирсона. Критерием объединения кластеров выбран метод ближайщего соседа. Объектами являются четыре переменные: православие и три типа культур (традиционная, современная и развивающаяся).

На рисунке 1 представлен результат кластеризации данных четырех переменных, которые поэтапно группируются в один кластер [4, с. 310-312], т.е. данные объекты похожи друг на друга. Внимание привлекает расположение переменных православие и традиционный тип культуры, которые находятся ближе всего друг к другу. Итак, тенденции культурного развития во взаимосвязи с религией выстраиваются в следующую цепочку: в основе традиционного типа культуры находятся нормы и ценности православных законов общественного бытия, далее они провоцируют ее динамическое развитие и в итоге она выражается как современная ориентация.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют, что у представителей коренного населения Республики Марий Эл - марийского этноса - имеются знания специфики и условий своей культуры. Они демонстрируют определенную сформированность, систему осознанных представлений и оценок об этнокультурных особенностях своей национально-

сти, приверженности к определенным ценностям своей культуры.

Этническая культура народа мари переплетается с религиозным вероисповеданием, как и во многих других культурах.

Данные о предпочтениях к разным религиозным группам, к которым относят себя представители марийского этноса, позволяют ориентировочно оценить относительные предпочтения в выборе религии. Результаты исследования свидетельствуют: в основном современные представители марийского этноса (и взрослые и молодежь) отдают предпочтение православному христианству.

Полученные данные свидетельствуют о доброжелательном и толерантном способе во взаимоотношениях с представителями другого вероисповедания, но с латентным присутствием некоторого недоверия и настороженности.

Итак, традиционные (православные) законы общественного бытия провоцируют формирование культуры современной ориентации с доброжелательным отношением во взаимодействии с представителями другой культуры и вероисповедания, но латентно с беспокойством и настороженностью.

Библиографический список

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / сост., послесловие и комментарии С.А. Вайгачева. - М.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книга, 1991. - 574 с.

2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2008. - 392 с.

4. Наследов А.Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.

5. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 452 с.

6. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.

7. Русская Православная Церковь 988-1988: Очерки истории 1-Х1Х вв. Вып. 1. - Издание Московской Патриархии, 1988. - 112 с.

8. Сикевич З.В. Социальная психология этнических отношений. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008. - 130 с.

9. Сикевич З.В., ПоссельЮ.А., РумянцеваП.В., Смолина Т. Л. Этнопсихология. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2006. - 109 с.

10. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. IV: История России с древнейших времен. - Т. 7-8. -М.: Мысль, 1989. - 572 с.

11. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

УДК 159.964

Крюкова Татьяна Леонидовна

доктор психологических наук, профессор

Екимчик Ольга Александровна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

psychology2012@mail. ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ВАРИАНТА АДАПТАЦИИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ «ШКАЛЫ ОДИНОЧЕСТВА» (LS) ДЖ. ГЕРВЕЛЬД И Т. ФОН ТИЛБУРГА, 1999*

Целью этого исследования было перевести на русский язык и получить психометрические качества 11-ти вопросного инструмента голландских психологов Дженни Гервельд и Тео фон Тилбурга «Шкала одиночества» (LS — Loneliness Scale, 1999). Процесс перевода соответствует современным требованиям кросс-культурной адаптации опросников, включая прямой и обратный перевод группой из 3-х экспертов и тестирования в двуязычных группах. Надежность шкал высокая: измерялась внутренней консистентностью и анализом на гомогенность. Внешняя кон-структная валидность проверялась корреляцией с другими шкалами (в частности, UCLA Loneliness Scale). Первый вариант русскоязычной адаптации Шкалы одиночества (LS) пока не дает четкой двухфакторной структуры, но имеет хорошие уровни внутренней консистентности, гомогенности и конструктной валидности.

Ключевые слова: одиночество, когнитивная оценка, социальное и эмоциональное одиночество, внешняя валидность, факторная структура, психометрические показатели.

Современный когнитивно-психологичес- этом сложном феномене и его оценке субъектом.

кий подход к пониманию одиночества В рамках этого подхода говорят об одиночестве как

в сочетании с учетом социально-психоло- субъективном чувстве, несущем, в основном, отрица-

гического контекста одиночества (в семье, романти- тельные переживания, которое может возникать не-

ческих отношениях и т.д.) позволяет нам преобразо- зависимо от объективного количества социальных

вывать, углублять и изменять наши представления об связей у человека (его социальной сети).

* Исследование имеет финансовую поддержку РФФИ, проект 12-06-00135а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.