ры индивидуально-личностного и организационного плана. Для воспитателей ключевую роль играет мотивационная составляющая деятельности, обеспечивающая наличие баланса между личным вкладом в профессиональную деятельность и получаемым в итоге вознаграждением. Для учителей ведущими детерминантами психического выгорания выступают личностные черты, определяющие эмоциональную устойчивость педагога перед возникающими стрессовыми ситуациями, особенно перед конфликтами.
Проведенное исследование факторов развития психического выгорания в профессиональной деятельности педагогов дошкольных и средних общеобразовательных учреждений позволяет заключить
о том, что психическое выгорание в деятельности воспитателей детерминировано профессиональноспецифичными факторами организационного и ин-
дивидуально-личностного характера, действие которых проявляется как на уровне отдельных характеристик, так и на уровне их структурной организации.
Библиографический список
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
2. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.
3. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.
4. Maslach C, LeiterM.P. The truth about burnout. How organization cause personal stress and what to do about it. - San Francisco, С A, 1997. - 186 p.
УДК 2-846; 27
Сильдушкина Надежда Евстафьевна
Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
etude008@gmail. com
ОСОБЕННОСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МАРИЙСКОГО ЭТНОСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей конфессиональной принадлежности представителей марийского этноса, проживающего на территории современной Республики Марий Эл, трудоспособного возраста. Обнаружены связи между показателями конфессиональной принадлежности и тенденциями развития культуры. Выявлена структура выбора конфессиональной принадлежности и проанализирована степень принадлежности к православному христианству. Исследовано отношение к представителям других культур и вероисповедания.
Ключевые слова: религия, православие, народ мари, культура, конфессиональная принадлежность, толерантность.
При характеристике этносов, изучения их культур исследователи в большинстве . случаев учитывают их религиозную принадлежность [5, с. 48]. Религия в культурной традиции играет важную роль. Она является этно-дифференцирующим и этноконсолидирующим признаком [8].
При формировании этноконфессиональной общности особенности вероучения тесно переплетаются с этнической спецификой культуры народа: отдельные элементы религиозного культа приобретают характер этнических признаков и, напротив, этнические свойства становятся составными элементами религиозного культа.
Понятие «культура» (от латинского cultura -возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) первоначально означало целенаправленное воздействие на человека, его воспитание и обучение. Позднее комплекс значений понятия «культура» отождествлялся с формами духовного саморазвития общества и человека, определяемые религиозными законами общественного бытия (выделено - Н.С.): как оно проявляется в дви-
жении науки, искусства, морали. В эпоху просвещения, с точки зрения немецких философов Канта, Шиллера, Гегеля, культура предстает как область духовной свободы человека с множеством своеобразных типов и форм развития ее в исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. С конца 19 века изучение культуры развивалось в рамках антропологии и этнографии [11, с. 292-295]. В настоящее время в рамках психологической науки культура - базовое понятие кросс-культурной психологии [2].
Взаимосвязь культуры этноса и религии оказывает существенное влияние на конкретную историю любого народа.
Коренное население Республики Марий Эл -марийский этнос, прежнее официальное название которого черемисы. Из заметок летописцев, историков, этнографов XVIII и XIX веков известно, что до второй половины XVI века черемисы были одним из полудиких финских племен. Н.Я. Данилевский в своей работе «Россия и Европа» (1871, 1885, 1887) писал, что при расселении и освоении про-
странства русский народ «или занимал пустыри, или соединял с собою путем исторической, нисколько не насильственной, ассимиляции такие племена, как чудь, весь, меря, или как нынешние зыряне, черемисы, мордва, не заключавшие в себе ни зачатков исторической жизни, ни стремлений к ней...» [1, с. 25]. Исток события, который привел народность мари к включению в общую христианизацию, находится во второй половине XVI века. Территория, которую занимали черемисы, находилась частично в составе Русского государства, а значительная часть в составе Казанского ханства, которая образовалась после распада Золотой Орды.
Крещение князем Владимиром в 988 г. Руси определило дальнейший путь ее духовного развития - принятие христианства. Главной причиной того, что подвигло его «обратить всю землю свою в христианство» являлось «приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни». И «...Русь ... совершенно прониклась христианством, которое стало существенным условием ее быта», - сообщает летописец [7].
Поэтому при присоединении новых земель политика государства заключалась в распространении православного учения среди местного населения. Русский историк С.М. Соловьев в своем многотомном труде «История России с древнейших времен» пишет, что взятие Казани еще не довершило покорения края. И сами татары и еще более дикие племена, населявшие эту землю: черемисы, чуваши, вотяки, башкиры - волновались, изменяли и отказывали в дани. Поэтому Церковный собор в Москве (1555) решил открыть в Казани епархию и отправить туда благовестников для покорения страны кресту Господню путем мира и убеждения. Архиепископом назначен был Гурий, настоятель Селижаровского Троицкого монастыря, помощниками ему даны были Герман, игумен Ста-рицкого монастыря, и Варсонофий, игумен Пеш-ношского [10].
В дальнейшем христианское просвещение и русская культура способствовали появлению среди марийцев первых начальных учебных заведений, азбуки и письменности. Из истории известно, что процесс православного крещения черемис проходил неравномерно и с определенными трудностями, но работа первых священников принесла свои плоды: с тех времен основной религией марийского народа является Православие.
Цель исследования - определить выбор конфессионального предпочтения коренного населения Республики Марий Эл в современных условиях.
Данная цель определила следующие задачи:
- установить тенденцию культурного развития в РМЭ;
- выяснить конфессиональные предпочтения представителями коренного населения РМЭ;
- выявить отношение представителей коренного населения к представителям других конфессиональных общностей;
- выяснить существуют ли взаимосвязи культуры и религии.
Объект исследования - марийский этнос.
Предмет исследования - религиозная принадлежность.
Основное предположение данного исследования заключается в том, что и в настоящее время, т.е. в XXI веке, новыми поколениями марийского этноса сохраняется приоритетное предпочтение в выборе религиозного вероисповедания - православное христианство.
Испытуемые. В опросе приняли участие представители марийского этноса, проживающие на территории Республики Марий Эл, в возрасте от 17 лет и старше, т.е. в большинстве трудоспособного возраста. Было опрошено 310 человек народа мари, которые по роду деятельности относятся ко всем социальным группам.
По полу: мужчин - 45,8% (142 чел.), женщин -54,2% (168 чел.). По образованию: среднее и сред-не-профессиональное имеют 35,8% (111 чел.), студенты - 23,2% (72 чел.), незаконченное высшее -1% (3 чел.), высшее -40% (124 чел.).
Процедура и методы исследования. Опрос проводился в основном индивидуально со всеми участниками.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Тест культурно-ценностных ориентаций, разработанный американским психологом Дж. Таусен-дом и адаптирован Л.Г. Почебут.
2. Авторская анкета, содержащая вопросы, ответы на которые содержат субъективное отношение респондентов и позволяют решить задачи данного исследования.
3. Методика измерения выраженности этнической толерантности З.В. Сикевич.
Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием пакетов компьютерной математической статистики IBM SPSS Statistics 20.0. В данной статье представлены предварительные результаты с использованием первичных описательных статистик (меры центральной тенденции), корреляционный анализ, многомерные методы (кластерный анализ), которые позволяют компактно описать результаты измерения.
Результаты исследования. Вся совокупность выборки была поделена на две группы: молодежь от 17 до 35 лет включительно (202 чел.) и взрослое население от 36 лет и старше (108 чел.). Для определения основных тенденций формирования и становления изучаемой культуры в Республике Марий Эл был использован тест культурно-ценностных ориентаций, адаптированный Л. Почебут. В основу теста заложено представление о трех ти-
Таблица 1
Показатели тенденций культурного развития по возрастным группам и в целом всей выборки
Традиционная Современная Динамически развиваюшаяся
взрослые N=108 среднее Мх 1,44 2,63 0,81
мода Мо 1 3 1
молодежь N=202 среднее Мх 1,485 2,75 0,78
мода Мо 2 3 0
общее N=310 среднее Мх 1,47 2,71 0,79
мода Мо 2 3 0
размах 0-5 0-5 0-5
пах культур: традиционная, современная и динамически развивающаяся [9, с. 48-49].
В таблице 1 представлены первичные описательные статистики (средние М , мода Мо) по возрастным группам и типам культур примененной методики.
Полученные данные свидетельствуют, что выбор определяется со вторым типом - современная культура, т.е. показатели, полученные в исследовании, свидетельствуют об ориентации людей на настоящее. Но обращает на себя внимание и значения среднего М и моды Мо по шкале традиционная в группе молодежь и в целом всей выборки, что свидетельствует об ориентации и на прошлое, приверженность традициям, интересам к истории.
Конфессиональные предпочтения представителями марийской национальности РМЭ определялись по ответам на вопросы анкеты. На вопрос -считаете ли Вы себя верующим человеком? - ответы распределились следующим образом: в группе молодежи «да» - 71,3%, «нет» - 7,9%, «затрудняются ответить» - 19,8%, а в группе взрослых «да» -68,5%, «нет» - 11,1% и «затрудняются» - 18,5%, не ответили по 1,9% в обеих группах. Все названные респондентами религиозные группы, к которым они себя относят, представлены в таблице 2.
На вопрос о степени принадлежности к группе православных христиан получены данные:
- в группе взрослых для большинства респондентов (27,8%) выбор группы православных христиан наиболее важно Мо=1 (1 означает «наиболее важно») и среднее М =2,5 принимает меньшее значение (т.е. близко к значению 1);
- в группе молодежи (24,8%): Мо=2 (2 значит «скорее важно») и Мх=2,8;
- в целом для всей выборки (22,3%): Мо=1, М =2,7.
х 7
По ответам на вопрос анкеты - как Вы относитесь к людям другого вероисповедания? - определяется отношение к представителям другого вероисповедания. Ответы свидетельствуют о единодушии как в группах взрослых, так и молодежи: соотношение в показателях примерно равные. Отношение к людям другого вероисповедания «такое же, как к людям своей веры» в обеих группах взрослых и молодежи по 52%, терпимое соответственно 40% и 42%, негативное - 4,6% и 5%, не ответили -3,7% и 0,5%.
Эти данные более дифференцировано рассматривались с помощью методики измерения выраженности этнической толерантности З. Сикевич, имеющей две шкалы: большая и меньшая толерантности. Толерантность людей друг к другу является основным механизмом создания этнокультурной общности. Она становится крайне важным способом взаимоотношений между культурными сообществами [6].
Данные показатели средних М (табл. 3) имеют примерно равные значения. Это свидетельствует о скрытом внутреннем переживании беспокойства, которое связанно с настороженностью, недоверчивостью во взаимоотношениях.
Для установления взаимосвязи тенденций культурного развития по типам культур и религии между несколькими переменными применяется корреляционный анализ. В таблице 4 представлены коэффициенты корреляции г-Пирсона (так как переменные в количественной шкале) между переменными православное христианство и тремя типами культур (традиционная, современная и динамически развивающаяся).
Таблица 2
Показатели религиозной принадлежности по группам в процентах (%)
Взрослые (N=108) Молодежь (N=202) Общее (N=310)
Православные 39,6 38,7 39,0
Христиане 15,1 19,1 17,7
Считают себя верующими, но не определяют религиозную принадлежность 11,3 8,5 9,5
Православие и язычество 0,94 1 0,98
Христианство и язычество 1,9 1 1,3
Язычество Нет 3,0 1,6
Таблица 3
Показатели средних Мх уровня толерантности в группах
Взрослые (N=108) Молодежь (N=202) Общее 2 II )
большая меньшая большая меньшая большая меньшая
3,51 3,56 3,54 3,67 3,53 3,63
Таблица 4
Взаимосвязи между шкалами православное христианство и тенденции формирования культуры
ПРАВОСЛАВИЕ традиционная современная развивающаяся
ПРАВОСЛАВИЕ 0,118* -0,177**
традиционная -0,612** *4 0, -
современная -0,246**
развивающаяся
Примечание: *- корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.); ** - корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.).
Рис. 1. Графическое изображение последовательности объединения объектов в кластеры
Результат демонстрирует, что существует связь между православием и с означенными в таблице типами культур. Так как выборка N > 100, то все отмеченные коэффициенты корреляции значимы [3, с. 148] независимо от величины. Это с одной стороны, а с другой - значения коэффициентов г указывают на слабую связь и это вполне объяснимо, т.к. у молодежи идет процесс формирования и усвоения, а для взрослых - процесс формирования и усвоения выпал на период, когда в культуру внедрялся атеизм.
Если корреляционный анализ показал наличие связи между переменными, то с помощью кластерного посмотрим, как они группируются. В качестве мер различия были выбраны коэффициенты корреляции г-Пирсона. Критерием объединения кластеров выбран метод ближайщего соседа. Объектами являются четыре переменные: православие и три типа культур (традиционная, современная и развивающаяся).
На рисунке 1 представлен результат кластеризации данных четырех переменных, которые поэтапно группируются в один кластер [4, с. 310-312], т.е. данные объекты похожи друг на друга. Внимание привлекает расположение переменных православие и традиционный тип культуры, которые находятся ближе всего друг к другу. Итак, тенденции культурного развития во взаимосвязи с религией выстраиваются в следующую цепочку: в основе традиционного типа культуры находятся нормы и ценности православных законов общественного бытия, далее они провоцируют ее динамическое развитие и в итоге она выражается как современная ориентация.
Выводы. Полученные данные свидетельствуют, что у представителей коренного населения Республики Марий Эл - марийского этноса - имеются знания специфики и условий своей культуры. Они демонстрируют определенную сформированность, систему осознанных представлений и оценок об этнокультурных особенностях своей национально-
сти, приверженности к определенным ценностям своей культуры.
Этническая культура народа мари переплетается с религиозным вероисповеданием, как и во многих других культурах.
Данные о предпочтениях к разным религиозным группам, к которым относят себя представители марийского этноса, позволяют ориентировочно оценить относительные предпочтения в выборе религии. Результаты исследования свидетельствуют: в основном современные представители марийского этноса (и взрослые и молодежь) отдают предпочтение православному христианству.
Полученные данные свидетельствуют о доброжелательном и толерантном способе во взаимоотношениях с представителями другого вероисповедания, но с латентным присутствием некоторого недоверия и настороженности.
Итак, традиционные (православные) законы общественного бытия провоцируют формирование культуры современной ориентации с доброжелательным отношением во взаимодействии с представителями другой культуры и вероисповедания, но латентно с беспокойством и настороженностью.
Библиографический список
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / сост., послесловие и комментарии С.А. Вайгачева. - М.:
Книга, 1991. - 574 с.
2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.
3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2008. - 392 с.
4. Наследов А.Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
5. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 452 с.
6. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
7. Русская Православная Церковь 988-1988: Очерки истории 1-Х1Х вв. Вып. 1. - Издание Московской Патриархии, 1988. - 112 с.
8. Сикевич З.В. Социальная психология этнических отношений. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008. - 130 с.
9. Сикевич З.В., ПоссельЮ.А., РумянцеваП.В., Смолина Т. Л. Этнопсихология. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2006. - 109 с.
10. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. IV: История России с древнейших времен. - Т. 7-8. -М.: Мысль, 1989. - 572 с.
11. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
УДК 159.964
Крюкова Татьяна Леонидовна
доктор психологических наук, профессор
Екимчик Ольга Александровна
кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
psychology2012@mail. ru
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ВАРИАНТА АДАПТАЦИИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ «ШКАЛЫ ОДИНОЧЕСТВА» (LS) ДЖ. ГЕРВЕЛЬД И Т. ФОН ТИЛБУРГА, 1999*
Целью этого исследования было перевести на русский язык и получить психометрические качества 11-ти вопросного инструмента голландских психологов Дженни Гервельд и Тео фон Тилбурга «Шкала одиночества» (LS — Loneliness Scale, 1999). Процесс перевода соответствует современным требованиям кросс-культурной адаптации опросников, включая прямой и обратный перевод группой из 3-х экспертов и тестирования в двуязычных группах. Надежность шкал высокая: измерялась внутренней консистентностью и анализом на гомогенность. Внешняя кон-структная валидность проверялась корреляцией с другими шкалами (в частности, UCLA Loneliness Scale). Первый вариант русскоязычной адаптации Шкалы одиночества (LS) пока не дает четкой двухфакторной структуры, но имеет хорошие уровни внутренней консистентности, гомогенности и конструктной валидности.
Ключевые слова: одиночество, когнитивная оценка, социальное и эмоциональное одиночество, внешняя валидность, факторная структура, психометрические показатели.
Современный когнитивно-психологичес- этом сложном феномене и его оценке субъектом.
кий подход к пониманию одиночества В рамках этого подхода говорят об одиночестве как
в сочетании с учетом социально-психоло- субъективном чувстве, несущем, в основном, отрица-
гического контекста одиночества (в семье, романти- тельные переживания, которое может возникать не-
ческих отношениях и т.д.) позволяет нам преобразо- зависимо от объективного количества социальных
вывать, углублять и изменять наши представления об связей у человека (его социальной сети).
* Исследование имеет финансовую поддержку РФФИ, проект 12-06-00135а.