УДК 159.944
Сюртукова Екатерина Юрьевна
Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова
surtukova_eu@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ
В статье представлены результаты исследования факторов, детерминирующих развитие психического выгорания в профессиональной деятельности педагогов различных образовательных учреждений. Приведенные данные статистически доказывают, что выгорание воспитателей и учителей формируется под влиянием специфических факторов профессиональной среды и индивидуально-личностных особенностей субъекта.
Ключевые слова: синдром психического выгорания, педагогическая деятельность, детерминанты развития психического выгорания.
Синдром психического выгорания личности, согласно накопленным эмпирическим данным [1; 2; 4], является результатом воздействия профессии на личность, то есть обуславливается двумя различными группами факторов профессиональной деятельности - организационными и индивидуально-личностными [2, с. 25]. Профессия педагога является одной из наиболее подверженных развитию данного синдрома [1, с. 39; 3, с. 85], поэтому большинство исследователей изучает психическое выгорание именно на примере учителей средних общеобразовательных учреждений. Между тем разнообразие профессий, связанных с педагогической деятельностью, указывает на необходимость исследовать внутри-профессиональную специфику детерминации синдрома. В данной статье представлены в сопоставительном аспекте результаты изучения факторов развития психического выгорания педагогов дошкольных и средних общеобразовательных учреждений.
Целью проведенного исследования было изучение специфики развития психического выгорания и определение детерминирующих его факторов в профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Данная общая цель была конкретизирована в задачах:
1. Провести сравнительный анализ деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и педагогов средних общеобразовательных школ (СОШ). Определить на основе анкетирования педагогов специфические факторы, способствующие развитию психического выгорания в профессии воспитателя ДОУ.
2. Выявить различия в степени выраженности психического выгорания и факторов его развития у педагогов общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.
3. Изучить специфику взаимосвязей компонентов психического выгорания педагогов СОШ и воспитателей ДОУ с их индивидуально-личностными характеристиками и факторами организационного характера.
4. Определить специфику структурной организации рассматриваемых факторов выгорания (ин-
дивидуально-личностных и организационных) в зависимости от уровня выраженности выгорания воспитателей.
5. Выявить характер влияния индивидуальноличностных характеристик и факторов организационного характера на показатели психического выгорания воспитателей ДОУ в сопоставлении с учителями СОШ.
Объектом исследования выступил синдром психического выгорания в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, предметом - влияние организационных и индивидуальных факторов на развитие психического выгорания в указанной профессиональной деятельности.
В качестве общей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что психическое выгорание воспитателей ДОУ, детерминировано специфическими факторами организационного и индивидуально-личностного характера по сравнению с факторами, обуславливающими психическое выгорание учителей СОШ.
На пилотажном этапе работы посредством анкетирования педагогов нами был определен перечень факторов, способных оказать детерминирующее воздействие на развитие психического выгорания в рассматриваемых видах профессиональной деятельности. По результатам опроса аналитическим путем были выделены две группы факторов, потенциально способных оказать влияние на развитие психического выгорания: особенности оценки педагогами параметров организационной среды и индивидуально-личностные характеристики (личностные, мотивационные и поведенческие особенности).
В основной части исследования изучение оценки педагогов влияния организационных факторов на развитие выгорания проводилось с помощью авторской анкеты. Диагностика индивидуальноличностных особенностей осуществлялась посредством стандартизированных опросниковых методик: «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин), опросник 16PF (форма С), «Стиль педагогического общения» (С.Л. Братченко). Для диагностики уровня выгорания применялся опросник «Пси-
56
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Сюртукова Е.Ю., 2013
хическое выгорание работников социальных профессий» (В.Е. Орел, И.Г. Сенин).
В исследовании приняло участие 140 педагогов: 70 воспитателей и 70 учителей.
Первоначально на аналитическом этапе обработки полученных эмпирических данных был проведен сравнительный анализ различий в степени выраженности компонентов психического выгорания у воспитателей по сравнению с учителями. Использовался статистический критерий и-Манна Уитни. Было выявлено, что педагоги общеобразовательных школ имеют более высокий уровень психического выгорания в целом (р=0,05), а в частности, у них в большей степени выражены показатели психоэмоционального истощения (р=0,02) и деперсонализации (р=0,02). Данный факт указывает на специфичность факторов, способствующих развитию изучаемого феномена в рассматриваемых профессиях.
В ходе сравнительного анализа особенностей оценки параметров организационной среды и степени выраженности индивидуально-личностных характеристик воспитателей и учителей было установлено, что учителя значимо больше по сравнению с воспитателями отмечают влияние на развитие выгорания следующих организационных факторов: «дефицит свободного от работы времени» (р=0,001), «тяжелый график работы» (р=0,001). Воспитатели же признают большую значимость фактора «частые конфликты в коллективе» (р=0,002). На уровне индивидуально-личностных особенностей обнаружены различия по ряду переменных: учителя менее эмоционально стабильны (р=0,05), чувствительны (р=0,002), материально замотивированы (р=0,03) и конформны в общении (р=0,05), при этом имеют большую выраженность таких шкал, как «беспечность» (р=0,04), «внутренняя напряженность» (р=0,01) и «утонченность» (р=0,05). Аналитический этап исследования указывает на наличие специфики в проявлении индивидуально-личностных и организационных факторов в рассматриваемых профессиях.
В ходе корреляционного анализа установлено, что развитие психического выгорания в деятельности рассматриваемых категорий педагогов имеет как общие, так и специфические взаимосвязи с индивидуально-личностными характеристиками и особенностями оценки организационных параметров деятельности обеих групп педагогов.
Среди факторов оценки организационной среды, коррелирующих с психическим выгоранием, как воспитателей, так и учителей, выявлен лишь один - это «стрессогенность», что указывает его универсальный характер взаимосвязи с изучаемым феноменом вне зависимости от вида педагогической деятельности.
У воспитателей специфичная корреляция выявлена с оценкой организационных факторов «тяже-
лый график работы» (р=0,01), «несоответствие между личным вкладом и получаемым или желаемым вознаграждением» (р=0,05). Корреляция психического выгорания с оценкой фактора «дефицит свободного от работы времени» (р=0,04) оказалась характерной только для выборки учителей.
При изучении взаимосвязи развития психического выгорания с индивидуально-личностными особенностями педагогов было установлено, что потребности личности, описывающие ключевые мотивационные основания деятельности («материальная мотивация», «самомотивация», «потребность в творчестве», «стремление к самосовершенствованию»), а также личностная черта «открытость» взаимосвязаны с развитием психического выгорания вне зависимости от вида педагогической деятельности. Выявлен и ряд специфических корреляций. Так, для выборки воспитателей уникальными являются взаимосвязи психического выгорания с личностными чертами - «подозрительность» (р=0,002) и «внутренняя напряженность» (р=0,03). Только на выборке учителей получены корреляции с факторами «чувственность» (р=0,03), «потребность в установлении тесных контактов» (р=0,004), «потребность в выполнении общественно значимой работы» (р=0,004), «авторитарный стиль педагогического общения» (р=0,05) и «информационный стиль педагогического общения» (р=0,05).
На следующем этапе исследования была изучена зависимость структурной организации выделенных групп факторов от степени выгорания педагогов ДОУ. С этой целью нами были сформированы полярные по уровню выраженности индекса психического выгорания группы воспитателей. Наличие достоверных различий между выборками «выгоревших» и «невыгоревших» в проявлении дифференцирующего признака было подтверждено статистически с помощью непараметрического критерия и-Манна-Уитни (р=0,01).
Построение структурограмм корреляций факторов оценки организационной среды для полярных групп воспитателей обнаружило различия в их организации. Уровень организованности системы корреляций рассматриваемого фактора выше в группе воспитателей с низкими значениями выгорания (ИОС=17). Структурообразующими элементами выступают оценки факторов: «отсутствие профессиональной поддержки от коллег», «отсутствие профессиональной поддержки от руководства», «частые конфликты в коллективе». Данные элементы образуют различные симптомокомплек-сы взаимосвязей, компенсаторный характер которых обеспечивает поддержание у воспитателей чувства удовлетворенности трудом. В полярной структуре наблюдается меньший уровень организованности её элементов (ИОС=6), а структурообразующими выступают факторы: «высокая эмоциональная напряженность труда», «низкая заработная пла-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
57
та». Характер образуемых ими корреляций, производит эффект, скорее усиливающий чувство демотивации.
Общей для изучаемых систем организации факторов субъективной оценки параметров профессиональной среды выступает структурообразующая роль оценки фактора «отсутствие профессиональной поддержки от коллег» и ряд взаимосвязей, образуемых им с факторами «отсутствие профессиональной поддержки от руководства», «высокая эмоциональная напряженность труда». Также идентичными для данных структур являются симптомоком-лексы взаимосвязей: «высокая эмоциональная напряженность труда» - «высокая профессиональная ответственность», «низкая заработная плата» -«несоответствие между личным вкладом и получаемым или желаемым вознаграждением». Очевидно, образование данных корреляций не обусловлено уровнем развития психического выгорания.
Системы взаимосвязей индивидуально-личностных факторов полярных групп воспитателей также являются качественно гетерогенными. Так, структура корреляций рассматриваемых факторов у воспитателей с низким уровнем психического выгорания обладает большей степенью организованности, чем в полярной (ИОС=56 и 45, соответственно). Системообразующими выступают факторы «потребность в творчестве», «потребность в самосовершенствовании», «потребность в признании», то есть аспекты мотивации деятельности. Именно многообразие симптомокомплексов взаимосвязей, образуемых ими, делают данную систему более устойчивой перед воздействием негативных параметров профессиональной среды. В структуре корреляций индивидуально-личностных особенностей воспитателей с высоким уровнем психического выгорания данные потребности занимают скорее обособленную позицию. Многие взаимосвязи в данной системе реализуются через элементы «альтруистический стиль педагогического общения» и «потребность в самосовершенствовании», то есть постоянное стремление воспитателя оказать содействие окружающим в ущерб собственным интересам, а также перфекционизм способствуют развитию психического выгорания. Еще одно важное отличие полярных структур - различная весовая нагрузка стилей педагогического общения. Для системы корреляций группы воспитателей с низким уровнем психического выгорания характерна большая нагруженность взаимосвязями диалогического стиля, в полярной, напротив, -альтруистического и манипулятивного.
В рассматриваемых системах выявлены симп-томокомплексы взаимосвязей, идентичные по содержанию и направленности: «склонность к чувству вины» - «потребность в самосовершенствовании» - «самостоятельность»; «потребность в тесных контактах» - «потребность в выполнении об-
щественно-значимой работы» - «потребность в признании»; «потребность в творчестве» - «потребность в самосовершенствовании». Очевидно, данные корреляции не определяются уровнем развития психического выгорания.
Таким образом, выраженность психического выгорания воспитателей связана с субъективной оценкой организационных параметров деятельности и индивидуально-личностными характеристиками педагогов не только на уровне отдельных взаимосвязей, но и на более глубоком уровне структурной организации системы оценок и личностных характеристик.
Для выявления факторов, детерминирующих выгорание воспитателей и учителей, был проведен однофакторный дисперсионный анализ с использованием критерия F Фишера. Был выявлен ряд общих и специфических влияний изучаемых факторов на развитие выгорания.
Уровень психического выгорания воспитателей обусловлен оценкой организационного фактора «несоответствие личного вклада и получаемого или желаемого вознаграждения», при этом имеет не только детерминационные, но и корреляционные взаимосвязи с данным фактором (р=0,01 и 0,05, соответственно). Психическое выгорание учителей развивается под влиянием оценки факторов «частые конфликты в коллективе» (р=0,03), «частые конфликты с родителями учащихся» (р=0,01).
Специфическими индивидуальными детерминантами психического выгорания в деятельности воспитателей являются личностная черта «подозрительность» (р=0,02) и мотивационные особенности - потребностей в признании (р=0,01), в творчестве (р=0,003), в самомотивации (р=0,01). При этом характер детерминационного воздействия потребности в признании имеет криволинейный вид, остальные факторы не только детерминируют развитие психического выгорания, но и взаимосвязаны с ним.
Факторами, детерминирующими психическое выгорание исключительно выборки учителей, являются личностные черты, характеризующие особенности эмоциональной сферы - «чувственность» (р=0,004), «внутренняя напряженность» (р=0,001), «эмоциональная стабильность» (р=0,03). При этом личностная черта «чувственность» также отрицательно коррелирует с уровнем психического выгорания, то есть характер её влияния имеет прямолинейный вид.
Общими факторами-детерминаторами психического выгорания для рассматриваемых групп педагогов являются индивидуально-личностные особенности: «открытость», «беспечность» и «потребность в выполнении общественно-значимой работы».
Очевидно, что в основе механизмов развития психического выгорания рассматриваемых профессий, помимо общих, лежат специфические факто-
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
ры индивидуально-личностного и организационного плана. Для воспитателей ключевую роль играет мотивационная составляющая деятельности, обеспечивающая наличие баланса между личным вкладом в профессиональную деятельность и получаемым в итоге вознаграждением. Для учителей ведущими детерминантами психического выгорания выступают личностные черты, определяющие эмоциональную устойчивость педагога перед возникающими стрессовыми ситуациями, особенно перед конфликтами.
Проведенное исследование факторов развития психического выгорания в профессиональной деятельности педагогов дошкольных и средних общеобразовательных учреждений позволяет заключить
о том, что психическое выгорание в деятельности воспитателей детерминировано профессиональноспецифичными факторами организационного и ин-
дивидуально-личностного характера, действие которых проявляется как на уровне отдельных характеристик, так и на уровне их структурной организации.
Библиографический список
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
2. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.
3. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.
4. Maslach C, Leiter M.P. The truth about burnout. How organization cause personal stress and what to do about it. - San Francisco, С A, 1997. - 186 p.
УДК 2-846; 27
Сильдушкина Надежда Евстафьевна
Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
etude008@gmail. com
ОСОБЕННОСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МАРИЙСКОГО ЭТНОСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей конфессиональной принадлежности представителей марийского этноса, проживающего на территории современной Республики Марий Эл, трудоспособного возраста. Обнаружены связи между показателями конфессиональной принадлежности и тенденциями развития культуры. Выявлена структура выбора конфессиональной принадлежности и проанализирована степень принадлежности к православному христианству. Исследовано отношение к представителям других культур и вероисповедания.
Ключевые слова: религия, православие, народ мари, культура, конфессиональная принадлежность, толерантность.
При характеристике этносов, изучения их культур исследователи в большинстве . случаев учитывают их религиозную принадлежность [5, с. 48]. Религия в культурной традиции играет важную роль. Она является этно-дифференцирующим и этноконсолидирующим признаком [8].
При формировании этноконфессиональной общности особенности вероучения тесно переплетаются с этнической спецификой культуры народа: отдельные элементы религиозного культа приобретают характер этнических признаков и, напротив, этнические свойства становятся составными элементами религиозного культа.
Понятие «культура» (от латинского сикига -возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) первоначально означало целенаправленное воздействие на человека, его воспитание и обучение. Позднее комплекс значений понятия «культура» отождествлялся с формами духовного саморазвития общества и человека, определяемые религиозными законами общественного бытия (выделено - Н.С.): как оно проявляется в дви-
жении науки, искусства, морали. В эпоху просвещения, с точки зрения немецких философов Канта, Шиллера, Гегеля, культура предстает как область духовной свободы человека с множеством своеобразных типов и форм развития ее в исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. С конца 19 века изучение культуры развивалось в рамках антропологии и этнографии [11, с. 292-295]. В настоящее время в рамках психологической науки культура - базовое понятие кросс-культурной психологии [2].
Взаимосвязь культуры этноса и религии оказывает существенное влияние на конкретную историю любого народа.
Коренное население Республики Марий Эл -марийский этнос, прежнее официальное название которого черемисы. Из заметок летописцев, историков, этнографов XVIII и XIX веков известно, что до второй половины XVI века черемисы были одним из полудиких финских племен. Н.Я. Данилевский в своей работе «Россия и Европа» (1871, 1885, 1887) писал, что при расселении и освоении про-
© Сильдушкина Н.Е., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
59