Научная статья на тему 'Особенности компьютерного тестирования и динамика качества обученности иностранным языкам'

Особенности компьютерного тестирования и динамика качества обученности иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / COMPUTER TESTING / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / USE OF THE INTERNET / ФОРМА КОНТРОЛЯ / FORM OF CONTROL / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / LINGUISTIC SKILLS AND ABILITIES / ДИНАМИКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / DYNAMICS OF THE QUALITY OF TRAINING / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ И ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ / CONTROLLING AND TEACHING TESTS / СТОЙКАЯ МОТИВАЦИЯ / PERSISTENT MOTIVATION / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / EFFECTIVENESS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидакова Нелли Валентиновна

В статье актуализируется вопрос выявления особенностей компьютерного тестирования как формы контроля в определении качества языковой подготовки будущих специалистов в различных сферах их профессионального функционирования. Расширение технических возможностей компьютера и цифровых образовательных ресурсов, повсеместное использование сети Интернет позволяют внести коррективы в формы и методы обучения иностранным языкам в высшей школе. Компьютерное тестирование обладает способностью интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету и возможности избежать субъективной оценки. Тесты являются наиболее динамичной формой контроля и объективным показателем степени усвоения обучаемыми языкового материала. Компьютерное тестирование позволяет дать оценку в соответствии с поставленной целью контроля лингвистических умений и навыков, обеспечивает возможность получения количественной оценки на основе качественных параметров личности и является относительно оперативным способом оценки большого числа испытуемых. Методическую основу тестового комплекса составляют требования к его организации. Тестовый контроль может осуществляться не только в период промежуточного среза знаний, но и на каждом занятии. При этом каждый раз может быть предложен новый вид теста, где грамматические структуры и лексические единицы употребляются в тестовом материале многократно. Регулярное использование различных видов тестов способствует повышению интереса и стойкой мотивации в постижении иностранного языка, тем самым улучшая результативность и качество обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидакова Нелли Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF COMPUTER TESTING AND DYNAMICS OF QUALITY OF FOREIGN LANGUAGES PROFICIENCY

The article actualizes the issue of identifying the features of computer testing as a form of control in revealing the quality of language training for future professionals in various spheres of their professional functioning. The expansion of the technical capabilities of the computer and digital educational resources, the widespread use of the Internet allow one to make adjustments to the forms and methods of training foreign languages at higher school. Computer testing has the ability to intensify and individualize training, increases interest in the subject and gives the opportunity to avoid subjective evaluation. Tests are the most dynamic form of control and an objective indicator of the level of language material mastering by learners. Computer testing makes it possible to evaluate in accordance with the goal of controlling linguistic skills and abilities, provides the possibility of obtaining a quantitative evaluation based on qualitative parameters of the personality and is a relatively fast method for evaluating a large number of tested. The methodological basis of the test complex is the requirements for its organization. Test control can be carried out not only in the period of intermediate knowledge cutting, but also at a lesson. Wherein, each time a new type of test can be proposed, where grammatical structures and lexical units are used repeatedly in the test content. Regular use of various types of tests helps to increase interest and persistent motivation in comprehending a foreign language, thereby improving the effectiveness and quality of training.

Текст научной работы на тему «Особенности компьютерного тестирования и динамика качества обученности иностранным языкам»

Сидакова Нелли Валентиновна ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО .

УДК 378.147:811.1

ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ И ДИНАМИКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

© 2017

Сидакова Нелли Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина ,дом 46, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье актуализируется вопрос выявления особенностей компьютерного тестирования как формы контроля в определении качества языковой подготовки будущих специалистов в различных сферах их профессионального функционирования. Расширение технических возможностей компьютера и цифровых образовательных ресурсов, повсеместное использование сети Интернет позволяют внести коррективы в формы и методы обучения иностранным языкам в высшей школе. Компьютерное тестирование обладает способностью интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету и возможности избежать субъективной оценки. Тесты являются наиболее динамичной формой контроля и объективным показателем степени усвоения обучаемыми языкового материала. Компьютерное тестирование позволяет дать оценку в соответствии с поставленной целью контроля лингвистических умений и навыков, обеспечивает возможность получения количественной оценки на основе качественных параметров личности и является относительно оперативным способом оценки большого числа испытуемых. Методическую основу тестового комплекса составляют требования к его организации. Тестовый контроль может осуществляться не только в период промежуточного среза знаний, но и на каждом занятии. При этом каждый раз может быть предложен новый вид теста, где грамматические структуры и лексические единицы употребляются в тестовом материале многократно. Регулярное использование различных видов тестов способствует повышению интереса и стойкой мотивации в постижении иностранного языка, тем самым улучшая результативность и качество обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерное тестирование, использование сети Интернет, форма контроля, иностранный язык, лингвистические умения и навыки, динамика качества обучения, контролирующие и обучающие тесты, стойкая мотивация, результативность обучения.

PECULIARITIES OF COMPUTER TESTING AND DYNAMICS OF QUALITY OF FOREIGN LANGUAGES PROFICIENCY

© 2017

Sidakova Nelly Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the foreign languages chair North Ossetian State University after K. L. Khetagurov (362025, Russia Vladikavkaz, street Vatutin,46, e-mail: [email protected])

Abstract. The article actualizes the issue of identifying the features of computer testing as a form of control in revealing the quality of language training for future professionals in various spheres of their professional functioning. The expansion of the technical capabilities of the computer and digital educational resources, the widespread use of the Internet allow one to make adjustments to the forms and methods of training foreign languages at higher school. Computer testing has the ability to intensify and individualize training, increases interest in the subject and gives the opportunity to avoid subjective evaluation. Tests are the most dynamic form of control and an objective indicator of the level of language material mastering by learners. Computer testing makes it possible to evaluate in accordance with the goal of controlling linguistic skills and abilities, provides the possibility of obtaining a quantitative evaluation based on qualitative parameters of the personality and is a relatively fast method for evaluating a large number of tested. The methodological basis of the test complex is the requirements for its organization. Test control can be carried out not only in the period of intermediate knowledge cutting, but also at a lesson. Wherein, each time a new type of test can be proposed, where grammatical structures and lexical units are used repeatedly in the test content. Regular use of various types of tests helps to increase interest and persistent motivation in comprehending a foreign language, thereby improving the effectiveness and quality of training.

Keywords: information technologies, computer testing, use of the Internet, form of control, foreign language, linguistic skills and abilities, dynamics of the quality of training, controlling and teaching tests, persistent motivation, the effectiveness of training.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Последние десятилетия отмечаются стремительными трансформационными процессами в экономике, социальной жизни России и зарубежных стран. С глобальной индустриализацией возросла роль информатизации во всех сферах современного общества. Инновационный подход в решении государственных стратегических задач и путях удовлетворения общенациональных потребностей требует подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда с развитыми коммуникативными способностями, умеющими получать и рационально использовать информацию в своей профессиональной деятельности. Обладающий образовательной и самообразовательной компетенцией, владеющий иностранными языками, молодой специалист будет занимать позицию профессионала в определенной сфере мировой культуры.

Технологизация и информатизация образовательного процесса инициирует формирование качественно новой методологической среды, ее применения в обучении и профессиональной деятельности.

Расширение технических возможностей компьютера

и цифровых образовательных ресурсов, повсеместное использование сети Интернет позволяют внести коррективы в формы и методы обучения иностранным языкам в высшей школе, помогают интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствуют повышению мотивации к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовой, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). В настоящее время существует достаточно большое количество разнообразных технических средств обучения, программных методик для разработки тестов и тестирования [1, с. 198].

Термин «технические средства обучения» появился во второй половине 60-х гг. и под ним понимались системы, комплексы, устройства и аппаратура, разнообразные ЭВМ, применяемые для получения и обработки информации в образовательной среде с целью повышения эффективности обучения. По функциональному назначению их принято было подразделять на три основных класса: информационные, контролирующие, обучающие. С начала XXI века в образовании стали широко применяться контролирующие технические средства

Сидакова Нелли Валентиновна ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ...

обучения, предназначенные для определения степени и качества усвоения учебного материала. В педагогических инновациях появилось отдельное направление -компьютерное тестирование, при котором предъявление тестов, оценивание результатов учащихся и выдача им результатов осуществляется с помощью компьютера.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которой основывается автор. На сегодняшний день в России сформировалось сообщество профессионалов

- специалистов по разработке и применению тестов. Создана специфическая наука, обладающая своей методологией и аппаратом, необходимым для разработки качественных педагогических тестов. Проблему тестирования как метода контроля учебных достижений рассматривают российские ученые и методисты: В.А. Коккота [2], М.В. Ляховицкий [3], О.Г. Поляков [4], Ф.М. Рабинович [5], И.А. Рапопорт [6; 7], М.В. Розенкранц [8], С.К. Фоломкина [9], Т.М. Фоменко [10] и др. По компьютерному тестированию имеются многочисленные публикации, разработаны программно-инструментальные средства для генерации и корректировки тестов.

Компьютерное тестирование как инструмент управления учебным процессом и элемент обратной связи дает возможность совершенствовать процесс обучения студентов путем внесения в него дополнительной учебной информации по определенной дисциплине, осуществлять полноценный контроль знаний и умений обучаемых. Регулярное проведение компьютерного тестирования как промежуточного контроля успеваемости определяет процесс как систему перманентной проверки качества знаний, а также самоконтроля студентами приобретенных навыков. Осуществление обратной связи дает возможность отслеживать уровень подготовленности в течение всего периода обучения.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данной статьи заключается в выявлении особенностей компьютерного тестирования как формы контроля в определении качества языковой подготовки будущих специалистов в различных сферах их профессионального функционирования. Тесты являются наиболее динамичной формой контроля и объективным показателем степени усвоения обучаемыми языкового материала.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. В процессе обучения иностранным языкам тесты способны выполнять следующие функции: контролирующую и обучающую. К тестам, выполняющим контролирующую функцию, можно отнести два основных разряда: а)

- устанавливающие наличие у студентов необходимого уровня коммуникативной межкультурной компетенции и б) - проверяющие овладение обучающимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения. Тесты с обучающей функцией определяют навыки студентов в работе с конкретным грамматическим материалом и предусматривают проверку каждого умения на отдельно взятом фрагменте предложенного иноязычного текста.

Характерной особенностью автоматизированной системы тестирования является измерение знаний и умений студентов, поэтому выставляемый балл по его итогам более объективен, нежели субъективная оценка преподавателя, полученная при выполнении традиционной контрольной работы и основанная на пристрастиях или преференциях преподавателя по отношению к обучаемым.

В эпоху информационных технологий проблема обучения по различным направлениям подготовки предполагает наличие общекультурных и профессиональных компетенций, одной из которых признается владение иностранным языком.

Анализ существующих методик и научных исследований, а также психолого-педагогическое

осмысление проблемы указывают на особую актуальность выявления личностно-развивающего потенциала дисциплины «Иностранный язык», поиска путей для создания ее обновленной модели.

Традиционный подход к обучению, проверенный десятилетиями, безусловно, не утратил права на существование. Но в современных условиях меняется статус иностранных языков в системе высшего профессионального образования, так как происходит процесс интенсивного развития единого образовательного пространства на основе постоянно совершенствующихся информационных и коммуникационных технологических средств [11, с. 149; 12].

Одной из основ преподавания иностранных языков в вузе является концепция сочетания коллективных, индивидуальных и интерактивных методов обучения. Сегодня активно разрабатываются различные методики обучения иностранным языкам с использованием интернет-технологий, которые обеспечивают уникальную возможность межкультурного взаимодействия, позволяя слушать и общаться с носителями языка, т.е. создаётся естественная языковая среда.

Характерной особенностью интернет-технологий является совокупность информационных процессов, включающих восприятие, хранение, переработку, осмысление и оценку информации, связанных с решением учебно-методических задач. Благодаря этому происходит ознакомление студентов с современным программным обеспечением, закрепление навыков и методов работы с информацией при помощи компьютерных технологий.

При таком использовании всемирной сети обучение иностранным языкам меняется кардинально: пользователь получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.

Процесс обучения иностранному языку в высшей школе предусматривает наличие двух обязательных компонентов: формирование иноязычной коммуникативной компетенции и диагностика уровня ее сформи-рованности: контроль приобретенных знаний, умений и навыков. Формирование коммуникативной компетенции осуществляется на занятиях по иностранному языку на протяжении всего процесса обучения.

Механизм контроля в учебном процессе играет важнейшую роль в анализе качества знаний студентов. В каждом учебном предмете педагогический контроль имеет свои цели и функции, которые реализуются в различных специфических формах и методах. Система проверки знаний и умений студентов - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Проблема повышения качества обученности иностранному языку в неязыковых вузах, его оптимизация и интенсификация ставят вопрос о разработке и научном обосновании системы контроля в этой сфере.

Как учебное действие контроль осуществляется не только как проверка и анализ качества усвоения знаний по конечному результату, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим обучающимся активное действие. Проверка проводится на всех этапах обучения и по всем основным разделам учебного материала. В ней сочетаются различные формы текущего, промежуточного и итогового контроля, обеспечивается проверка усвоения теоретических знаний, формирования практических умений и навыков обучаемых (речемыслительной активности, прослеживания безошибочности суждений, их соответствия существу и содержанию, правилам и речевым стандартам изучаемого языка) [13, с. 190].

Компьютерное тестирование в области изучения иностранных языков позволяет дать оценку в соответствии с поставленной целью контроля лингвистических умений и навыков, обеспечивает возможность получения количественной оценки на основе качественных параметров личности и является относительно опера-

Сидакова Нелли Валентиновна педагогические

ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ... науки

тивным способом оценки большого числа испытуемых. Контроль осуществляется в специально отведенное время, следовательно, его необходимо четко организовать с тем, чтобы в максимально короткое время оценить наибольшее количество испытуемых с соблюдением норм качества и объективности результатов. Этим требованиям максимально отвечает компьютерное тестирование.

Использование компьютерного тестирования как инновационной технологии обучения иностранным языкам ставит перед высшей школой задачу разработки и научного обоснования теоретической модели тестирования, представляющей собой дидактическую систему, которая обеспечит результативность языковой подготовки студентов. В этом контексте компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционным бланковым тестированием и несет положительную динамику в лингвистических навыках [14].

Существует множество компьютерных программ, в работе с которыми можно создавать различные тесты для контроля знаний и определения динамики обученности иностранным языкам. Важно правильно внедрить имеющиеся ресурсы, базирующиеся на проверке знаний студентов, полученных в определенный период обучения. Созданные и внедренные в образовательный процесс компьютерные технологии и их продукт в виде теста, способствуют наглядному и детальному изучению предметного материала и периодическому контролю знаний обучаемых. Под тестом понимаются задания, имеющие специфическую организацию, которая позволяет всем обучающимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Задания тестов всегда имеют однозначное решение, определение правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу. Применение тестов при контроле целесообразно потому, что они задают направление мыслительной деятельности учащихся, приучают их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации:

а) повышается информационная доступность к источникам;

б) улучшается память, внимание скорость мышления пользователя;

в) благодаря компьютеру незамедлительно выдается тестовый балл, и принимаются неотложные меры по коррекции усвоения нового материала на основе анализа протоколов по результатам выполнения корректирующих и диагностических тестов;

г) возможности педагогического контроля при компьютерном тестировании значительно увеличиваются за счет расширения спектра измеряемых лексических и грамматических навыков в инновационных типах тестовых заданий, использующих многообразные возможности компьютера при включении аудио и видео файлов;

д) благодаря компьютерному тестированию повышаются информационные возможности процесса контроля, появляется возможность сбора дополнительных данных о динамике прохождения теста отдельными;

е) компьютерное тестирование способствует повышению объективности контроля, так как программа оценивает ответы каждого студента по четким критериям.

Вопрос совершенствования автоматизированного контроля знаний студентов по иностранному языку средствами компьютерного тестирования заслуживает внимания и научного интереса, поскольку обладает рядом особенностей:

- тестирование происходит в языковой группе одновременно у всех обучающихся;

- тест можно проводить на любом занятии по иностранному языку, т.к. выполнению теста отводится малое количество времени;

- при тестировании все студенты работают с одинаковым по объему и сложности материалом и, следовательно, находятся в равных условиях;

- тест предполагает включение большого/небольшого объёма языкового материала и контролировать ус-142

воение и наличие отдельных умений его использования;

- в работе с подготовкой теста возможно включение как программных адаптированных, так и аутентичных языковых материалов;

- содержание заданий должно быть профессионально-ориентированным;

- объем и содержание теста должны соответствовать этапу обучения;

- тесты должны регулярно обновляться.

Методическую основу тестового комплекса составляют требования к его организации. Тестовый контроль может осуществляться не только в период промежуточного среза знаний, но и на каждом занятии. При этом каждый раз может быть предложен новый вид теста, где грамматические структуры и лексические единицы употребляются в тестовом материале многократно. Основу большинства тестов составляет текст с комплексом грамматических заданий к нему [15]. Система оценивания проста в применении: к каждому тесту прилагается инструкция к его выполнению, которая предлагается студентам, и в которой указывается цель проведения теста.

Выше мы говорили о тестах с обучающей функцией, определяющих навыки студентов в работе с конкретным языковым грамматическим или текстовым материалом. Если студент слабо усвоил материал и показал недостаточные знания при тестировании, он может проходить тесты в режиме «обучение» и после доработки и пополнения знаний, проверить себя в режиме «самоконтроль». Те же студенты, которые усвоили материал в степени «достаточных» или «отличных» знаний, будут заинтересованы самостоятельно проверить свои возможности на портале Интернет-тестирования. Многочисленные возможности компьютерного тестирования открывают путь, направленный на интенсивное развитие языковых способностей обучаемых, ориентируют будущего специалиста на упрочение собственных убеждений и мировоззрений, направленности личности на взаимодействие с социумом.

Выводы исследования. Удобство, надежность и легкость использования программ для тестирования позволяют усовершенствовать понимание иноязычного материала, получить собственное удовлетворение от проведенной работы, повысить самоконтроль. Таким образом, необходимость опоры на теорию тестирования и собственно тесты определяется тем, что возрастает число прецедентных фактов в положительной динамике получения качественных иноязычных знаний.

Учитывая все вышеизложенные факторы, мы пришли к выводу, что комплекс тестов для измерения уровня сформированности навыков и умений студентов в обучении иностранным языкам соответствует основным требованиям к качеству тестов и, следовательно, он может быть использован в вузовской практике. Кроме контролирующей функции, тесту присущ развивающий потенциал, что проявляется в возможности теста способствовать развитию внимания, памяти и мышления обучаемых, а регулярное использование различных видов тестов приводит к повышению интереса и стойкой мотивации в постижении иностранного языка, тем самым повышая результативность и качество обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сидакова Н.В. Основные факторы реализации обучения иностранному языку студентов-физиков в рамках иновационного образования // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология.- 2014.- №1(1б).- С. 196-199.

2. Коккота В.А. Лингво-дидактическое тестирование: Научно-теоретическое пособие.- М.: Высшая школа, 1989.

3. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков.- М.: Высшая школа, 1981.- 159 с.

4. Поляков О.Г., Бим И.Л. Рекомендации по подготовке и использованию итогового теста за базовый курс обучения иностранному языку // Иностранные языки в

Сидакова Нелли Валентиновна ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ...

школе.- 1996.- №3.

5. Рабинович Ф.М. О составлении тестов для контроля понимания в процессе чтения // Иностранные языки в школе.- 1977.- №3.

6. Рапопорт И.А. Опыт тестирования техники чтения // Иностранные языки в школе.- 1973.- №3.

7. Рапопорт И., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе.- Таллин, 1987.- 320 с.

8. Розенкранц М.В. Использование тестовой методики при обучении чтению иноязычных текстов.-Хабаровск, 1984.

9. Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку //Иностранные языки в школе. 1986. №2.

10. Фоменко Т.М. Французский язык. Тесты как форма контроля.- М.: Просвещение, 2008.- 176 с.

11. Сидакова Н.В. Иностранный язык дистанционно: «pro» и «contra» // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология.- 2015.- №3(22).- С. 149-152.

12. Сидакова Н.В. Личностно ориентированный подход как стратегия системного и последовательного процесса обучения иностранному языку // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология.- 2015.- №2(21).- С. 146-149.

13. Сидакова Н.В. Качество иноязычного обучения - важнейший системообразующий фактор высшего образования // Вестник КГУ им. А.Н. Некрасова.- 2014.-Т.20 - №4.- С. 189-192.

14. Акатова Н.Г. Теоретическая модель реализации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку // Образование и общество.-2010.- №5 (64).- С. 58-62.

15. Sidakova N.V. L'esprit scientifique: Учебное пособие по технике перевода специальных текстов / Под ред. докт. филолог. наук, проф. Т.Д. Щербаковой.-Владикавказ, 2014.- 103 с.

Статья поступила в редакцию 18.04.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.