Примечания
1 Дацюк С. Коммуникативные стратегии. URL : http://korolewstvo.narod.ru/psuchostat/qjmstr. htm.
2 Фролова Т. И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ //
Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. № 1.
3 Там же.
4 Муравьева Н. В. Язык конфликта. М. : Изд-во МЭК, 2002. С. 40.
5 Фролова Т. И. Социальные приоритеты...
А. А. Морозова
ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ПО ВИДУ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Медиаобразование - актуальная и довольно популярная тема современности, но еще не достаточно изученная, как в практическом, так особенно и в теоретическом планах. Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что классификация медиаобразования недостаточно разработана. В предложенных системах классификации отсутствует некоторые основания, в том числе - по виду средств массовой коммуникации. В данной статье мы рассмотрим медиаобразование с этой точки зрения, обозначив тринадцать критериев для сравнения медиаобразо-вательных средств массовой коммуникации между собой.
Ключевые слова: медиаобразование, классификация, медиаобразовательные проекты, средства массовой информации, средства массовой коммуникации.
Медиаобразование - это достаточно новая в отечественной науке тема (ее исследуют немногим больше 40 лет) и изученная далеко не во всех направлениях. Практической части медиаобразования посвящено немало диссертаций и статей, теоретическая часть во многом еще не до конца разработана. Например, как любая научная сфера, медиаобразование нуждается в классификации. Данная тема среди отечественных исследователей освещена на сегодня исключительно доктором филологических наук И. А. Фатеевой в её монографии: «Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации». И. А. Фатеева говорит о множестве способов классификации - по целям, видам образовательных учреждений, формам реализации и так
Согласно Большой советской энциклопедии, классификация (от лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) - это система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для точной ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.
Чтобы иметь возможность классифицировать медиаобразовательные проекты, для начала рассмотрим традиционную систему СМК (по С. Г. Корконосенко) и изобразим её в виде схемы:
далее, но при этом в исследовании автор не предлагает классификацию медиаобразования по виду средств массовой коммуникации (СМК).
Дадим определение понятию «классификация».
Система С редств массовой информации (СМИ)
/
Печатная пресса
ауд! юв1 шальные СМИ
\
/ радио
\
телевидение
i шформащ юнные
службы
газеты журналы другое
Интернет
Автор отмечает, что «при характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет <...> По всей видимости, на рубеже столетий культура еще не накопила достаточно материала для четкого определения отношения к Интернету» [2. С. 101-102]. С 2002 года, когда был выпущен данный учебник, ситуация изменилась. Интернет стал полноценным средством массовой информации. Поэтому схему первостепенных СМК можно изобразить следующим образом:
Средства массовой коммуникации
\ \ ' \ ^
Периодическая радио телевидение Интернет
печать
^ Медиаобразовательные средства массовой коммуникации
В систему ме- | | | |
диаобразователь- „„ ▼
учебная учебная учебное ТВ учебные
ных проектов вхо-
газета радиостанция Интернет-проекты
дят: учебная газета,
учебная радиостанция, учебное телевидение, медиаобразовательные Интернет-проекты (он-лайн радиостанции, он-лайн телевидение, их сайты, версии печатных медиаобразова-тельных изданий на сайтах и самостоятельные он-лайн печатные издания).
Поэтому схему основных медиаобразова-тельных СМК можно изобразить следующим образом:
Сравнивая две схемы, мы видим, что каждый вид СМК соответствует видам медиаобра-зовательных СМК.
Ниже мы рассмотрим классификацию медиаобразовательных СМК в таблице, сравнивая их между собой по разным критериям.
Виды средств массовой информации
№ п/п Критерии Интернет (как са-
Печать Телевидение Радиовещание мостоятельный вид СМИ)
ТВ-образование
Печатное ме- представляет собой
диаобразова- процесс коммуни-
ние - процесс кации на материале Интернет-
коммуникации телевидения, целью Радиообразова- образование - это
на материале пе- которого является ние - это процесс совокупность всех
чати, связанный развитие навыков и коммуникации на действий, направ-
одновременно с способностей, на- материале радио, ленных на фор-
познанием того, правленных на кри- целью которого мирование у че-
Опреде- как создаются и тический анализ является развитие ловека культуры
1 ление ме- распространяют- потребляемого кон- навыков и способ- общения в Интер-
диаобра- ся медиатексты, тента: оценки виде- ностей, направ- нете и с Интернет-
зования с развитием ана- оряда, закадрового ленных на кри- источниками, а также
литических спо- текста, концепции тический анализ на развитие навыков,
собностей для ТВ-программы и потребляемого необходимых для
интерпретации и так далее, а также контента, а также грамотного восприя-
оценки их содер- обучения различ- на его производ- тия, анализа и интер-
жания и с прак- ным формам само- ство. претации Интернет-
тической работой выражения при по- сообщений.
по их созданию. мощи телетехники для производства ТВ-программ.
2 Определение медиа-образовательного проекта Медиаобразова-тельный печатный проект - это уникальная деятельность в сфере периодической печати, связанная с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания и с практической работой по их созданию. Медиаобразова-тельный телепроект - это уникальная деятельность в сфере телевидения, которая использует активный метод обучения теоретическим и практическим умениям и направлена на достижение заранее определённого результата/цели и создания уникального телепродукта. Медиаобразо-вательный радиопроект - это уникальная деятельность в сфере радиовещания, которая использует активный метод обучения теоретическим и практическим умениям и направлена на достижение заранее определённого результата/цели и создания уникального радиопродукта. Медиаобразова-тельный Интернет-проект (в широком смысле) - это новый вид обучения медиа-грамотности, представляющий собой уникальную деятельность в Интернет-пространстве, которая нацелена на формирование у человека культуры общения в Интернете, а также на развитие теоретических, практических и технических навыков работы в Интернете.
3 Год начала изучения данной темы в статьях и диссертациях 70е годы XX века 1977 (Полевой В. Л.) Тема плохо изучена 2002 (Стрельников В. Н.)
4 Степень изучен -ности (в теории) высокая высокая низкая средняя
5 Имена основных исследователей* Имена исследователей, близких по тематике Баканов Р. П., Му-рюкина Е. В. Федоров А. В.*, Хилько Н. Ф.* Чудинова В. П., Гайворонский С. В. Ястребцева Е. Н.*, Якушина Е. В.*
6 Имена известных журналистов Минеева E. (Аг-во новостей «Доступ»), Гундарева И. («ЧР»), Валеев А. («ЧР»), Колесников А. («Газе-та.ру»), Латынина Ю. («Новая газета», Альбац Е. ("New time") и др. Парфенов Л., Листьев В., Кириллов И. Л., Невзоров А. Г., Молчанов В., Шилова А. Н., Любимов А. Гордон Е.В., Ушканов В.(«Радио России»), Худыш-кина Н. («Южный Урал»), Прокофьева А. («Южный Урал»), Азарх Л. («Радио России», «Маяк»), Прудовский И. Это спорный вопрос, поскольку Интернет-журналистика - это достаточно новое явление по сравнению с другими видами СМИ, и мнения потребителей журналистского продукта в данном случае расходятся. Для каждого из них авторитетным является свой источник информации в Интернете, и, соответственно, свои журналисты.
История о т е ч е -ственной журналистики -появление вида СМИ
XVIII век
30-е гг. XX века
20-е гг. XX века
90-е гг. XX века
Плюсы вида СМИ
• Удобство сохранения и хранения информации (вырезки из газет)
• понятие имиджа издания (доверие/недоверие)
• доступность
• всеохватность (на втором месте после радио)
• широта и простота распространения по географическому признаку (на 2 месте после Интернета)
- основная газета
+
местная вкладка
• эффективность затрат
• влияние на зрителя
• наглядность
• воздействие на два канала восприятия (зрение и слух)
• всеохватность
• документальность
• эффект присутствия
• интимность
• импровизаци-онность
• оперативность
• рентабельность
• избирательность
• доступность
• всеохватность
• эффект присутствия
• интимность
• импровизаци-онность
• относительно низкие затраты на производство
• оперативность
• рентабельность
• избирательность
• полнота информации (за счет возможности неограниченного числа гиперссылок)
• простота сохранения информации
• самые низкие затраты на производство из всех видов СМИ
• широта и просто-та распространения по географическому признаку (доступность из любой точки Земли)
Ми н у с ы вида СМИ
• отсутствие импровизации
• перегруженность информацией и рекламой
• отсутствие оперативности
• низкое качество полиграфии
• недостаточная наглядность
• необходимость умственных и временных затрат (чтение)
• высокие затраты
• отсутствие избирательности
• негибкость
• отсутствие оперативности
• перегруженность информацией
• сложность сохранения информации
• отсутствие наглядности
• сложность запоминания информации
• сложность сохранения информации
• максимальная перегруженность информацией
• отсутствие имиджа у большинства сайтов ^ отсутствие доверия пользователя
7
8
9
Особенности работы в СМИ • минимальная зависимость от техники • традиционная широкая система жанров • зависимость от большого числа техники • работа в команде (журналист + • зависимость от большого числа техники • работа в команде (журналист • работа из любой точки, журналист не привязан к определенному к месту • существует возможность создания журналистского проекта для каждого желающего • наибольшая возможность интеграции других видов СМИ с Интернетом
10 видеооператор + монтажером) • множество этапов создания продукта (сценарий + звукооператор) • множество этапов создания продукта (текст
- съемка - текст -монтаж) - запись -монтаж)
• Компьютер/
• Компьютер/ ноутбук*
ноутбук* • программа для • Компьютер/
• Компьютер/ • программа для монтажа голоса и ноутбук*
ноутбук* монтажа видеоря- звуков* • подключение к
Техниче- • программа для да* • диктофон* Интернету*
ское обе- верстки* • колонки/нау- • пульт* • фотоаппарат
11 спечение • фотоаппарат шники* • усилитель* • принтер
(* обяза- • диктофон • микрофон* • колонки/нау- • сканер
тельное) • принтер • видеокамера* • канал выхода в эфир* • принтер шники* • микрофон* • частота выхода в эфир* • принтер • веб-камера • микрофон с наушниками
Степень
распро-
странен-
12 но с т и СМИ в у ч е б н ы х заведениях 1 место 4 место 3 место 2 место
Рейтинг
выбора
специали-
13 зации на факультете жур-налисти-ки ЧелГУ 2 место 1 место 3 место дополнительная специализация
Комментарии к таблице:
1. Степень изученности в теории мы определили при помощи эмпирического анализа названий кандидатских и докторских диссертаций и статей по теме медиаобразования относительно каждого вида СМИ.
2. Имена известных журналистов. Был проведен экспертный опрос, в нем приняли участие 5 преподавателей факультета журналистики, которых попросили назвать имена, на их взгляд, известных и авторитетных журнали-
стов ХХ-ХХ1 веков. Результаты были обобщены и внесены в таблицу.
3. Степень распространенности СМИ в учебных заведениях была определена путем эп-мирического анализа видов СМИ в школах и вузах. Было рассмотрено методом случайного выбора 20 школ и 5 вузов Челябинской области. Из них имеют:
Газету - 16 школ и 5 вузов Сайт - 15 школ и 5 вузов Радиостанцию - 2 школы и 3 вуза
Телевидение - 1 школа и 3 вуза
4. На факультете журналистики в ЧелГУ на 2 курсе студенты выбирают специализацию, по которой они будут обучаться. Специализации в 2010-2011 учебном году были выбраны студентами следующим образом. Из 43 человек:
Телевидение - 19 человек
Периодическая печать - 14 человек
Радиовещание- 10 человек.
Подводя итоги, мы можем сделать следующие выводы:
1. Классификация медиаобразовательных проектов по виду СМК совпадает с современной классификацией СМИ.
2. Каждый вид СМК имеет свои особенности и специфику, при этом сохраняет свою общую основную цель - обучить теории и практическим основам создания журналистского продукта.
3. Теория и практика (см. критерии в таблице) медиаобразовательных проектов во многом соответствуют теории и практике создания журналистского продукта в обычных СМИ (плюсы и минусы вида СМИ, техническое обеспечение, особенности работы в СМИ), но при этом имеют свои различия: имена исследова-
телей, определение проекта, год начала изучения данной темы в научной литературе и так далее.
Список литературы
1. Классификация (систематизация) [Электронный ресурс]. - http://slovari.yandex.ru / классификация/БСЭ/ Классификация (систематизация)/.
2. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики [Текст] : учеб. для вузов / С. Г. Корконо-сенко. - М. : Аспект Пресс, 2002. 287 с.
3. Морозова, А. А. Радиопроекты в медиао-бразовательном пространстве ЧелГУ [Текст] / А. А. Морозова // Инновации в системе высшего образования : материалы первой всероссийской научно-методологической конференции. - Челябинск, НОУ ВПО «ЧИЭП», 2010. - С. 199-201.
4. Фатеева, И. А. Медиаобразование : теоретические основы и опыт реализации [Текст] : монография / И. А. Фатеева. - Челябинск, 2007. - 270 с.
5. Федоров, А. В. Медиаобразование и ме-диаграмотность [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Кучма, 2004. - 340 с.
М. М. Овчинникова
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ВУЗОВСКОЙ ГАЗЕТЫ (на примере газеты Русско-Британского Института Управления «Апельсин»)
Обучение корреспондентов студенческих редакций основам журналистики должно решать развивать профессиональные и личностные качества, необходимые для успешной карьеры в будущем. В статье анализируется, какие навыки необходимы в современном информационном пространстве.
Ключевые слова: медиаобразование, медианавыки, XXI век, журналистика, студенческие газеты.
Проблема обучения корреспондентов стоит перед многими коллективами студенческих редакций, в том числе перед редакцией газеты Русско-Британского Института Управления «Апельсин» (г. Челябинск). Сменяются поколения студентов, занимающихся выпуском газеты. Каждый год в издание приходит новая волна талантливых и жаждущих открытий первокурсников. Чтобы не погасить в каждом из студентов, интересующихся журналистской
деятельностью, это любопытство и желание, в редакции студенческой газеты постоянно необходимо реализовывать интересные инновационные проекты, подчиняя их задаче формирования необходимых для жизни в медиатизи-рованном обществе медианавыков.
Студенческая газета как творческий коллектив должна предоставлять студенту возможность раскрыть себя, раскрепоститься, научиться общаться. И прежде всего в редакции