УДК 070; 37
С. И. Симакова, И. В. Топчий
Челябинский государственный университет, Челябинск
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВОСПИТАНИИМЕДИАКОМПЕТЕНТНОЙАУДИТОРИИ
В статье на основании сопоставления наиболее содержательных и функциональных определений конкретизируется понятие «медиакомпетентность»; рассматриваются компоненты медиакомпетентности, механизмы и уровни ее формирования; фокусируется внимание на масс-медиа как ресурсе повышения уровня медиакомпетентности потребителя массовой информации. Авторы отмечают, что средства массовой информации обладают огромным медиаобразовательным потенциалом и могут быть мощным ресурсом для формирования массовой медиакомпетентности. В связи с чем в науке о журналистике возникает необходимость системного изучения медиаобразовательного потенциала средств массовой информации. В условиях тотальной медиакратии и усиливающегося манипулятивного давления на меди-апотребителя со стороны средств массовой коммуникации (фейковые новости, вбросы и т. п.), а также при слабой развитости системы непрофессионального массового медиаобразова-ния вопрос о стихийном формировании медиакомпетентности аудитории самими масс-медиа становится особенно острым и злободневным. В этом заключается актуальность и новизна предложенной статьи.
Ключевые слова: медиаграмотность, медиаобразование, медиакомпетентность, аудитория СМИ, масс-медиа.
Трактовку термина «медиакомпетентность» с опорой на разные концепции и подходы предлагали многие исследователи. Отсюда вариативность в интерпретациях исследуемой дефиниции. Например, Н. Ю. Хлызова, предъявляющая довольно лаконичное определение, рассматривает медиакомпетентность «как результат целенаправленного медиаобразования, как значимое качество личности, <...> совокупность систематизированных медиазнаний, умений, эмоционально-ценностного отношения к медиа в целом» [11. С. 190]. Любопытно, что исследовательница подчеркивает целенаправленность процесса такого образования, отметая таким образом стихийно приобретаемые медиаобразовательные навыки. В этом смысле более полным кажется определение Т. И. Мясниковой, отмечающей, что «медиакомпетентность есть результат личностно-субъ-ектных обретений студента в процессе формального и неформального обучения, характеризующий индивидуальную готовность личности к обращению с медиа» [5. С. 12]. Однако и здесь нам видится ряд недостатков. Во-первых, представленное определение сформулировано применительно лишь к студенческой аудитории (что автоматически выбрасывает из медиаобразовательного процесса другие слои населения), а во-вторых, в нём отсутствует даже намёк на какую-либо практикоориентированную составляющую.
Собственно, можно и дальше продолжать приводить примеры, однако во избежание смысловых повторов и ненужной избыточности, представим наиболее детально проработанную, с нашей точки зрения, трактовку термина, предложенную А. В. Федоровым, который пишет, что «медиакомпетентность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [10. С. 103]. При этом автор подчеркивает, что без развитого медиавосприятия и способности анализировать и оценивать медиапроизведение говорить о высоком уровне медиакомпетентно-сти просто нельзя: «Ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут сами по себе сделать индивида медиаком-петентным» [10. С. 84].
Следовательно, можно констатировать, что структура медиакомпетентности личности многосложна и включает «психические образования», описывающие «медиапотребности личности, ее медиапредпочтения, степень ориентации в медиамире, а также степень сформированности ме-диазнаний и медиаумений» [8. С. 98]. При этом нужно понимать, что медиаграмотность (или ме-диакомпетентность) «следует рассматривать не столько с позиций уровня образованности людей, а в более широком контексте, охватывающем такие сферы жизни, как гражданское общество, политика и технологии, профессиональное самоопределение, уровень благосостояния и многие другие», поскольку «она играет чрезвычайно важную роль в процессах выработки стратегии экономического и социального развития общества [3. С. 54].
С учетом вышеизложенного, медиаграмотного человека можно описать как понимающего различные аспекты функционирования медиа (социокультурный, экономический, политический), обладающего достаточными навыками восприятия медийных материалов разных форматов и жанров на различных медиаплощадках, умеющего осуществлять успешный и рациональный поиск и отбор нужных сведений, способного оценивать получаемую медиаинформацию критически, а также по мере надобности «творчески подходить к созданию медиатекстов с учетом требований жанра», пользующегося «всеми средствами передачи и представления информации, актуальными для массового использования, в том числе и в профессиональной сфере» [1. С. 134], понимающего необходимость постоянного обновления познавательного инструментария (в том числе в сфере ИКТ), нужного для взаимодействия с медиареальностью. Медиакомпетентный человек не просто умеет отличить мнения от фактов и манипуляции от объективных сведений, но и обладает выраженной гражданской позицией и ответственностью.
Если попытаться структурировать умения, необходимые медиакомпетентной личности, то стоит обратиться к классификации С. Дж. Бэрэна, который предлагает следующий обязательный набор умений медиаграмотного человека:
1. «способность и готовность сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание меди-атекста и отфильтровывать «шум»;
2. понимание и уважение силы влияния медиатекстов;
3. способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно;
4. развитие компетентного предположения о содержании медиатекста;
5. знание условностей жанров и способность определять их синтез;
6. способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники;
7. знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействия, независимо от сложности медиатекстов» [10. С. 82-83].
В принципе, эту типологию можно принять за базовую, дополнив её пунктом о формировании у индивида практических навыков по созданию медийных продуктов. Этот момент принципиально важен, поскольку создавая медиапродукт, человек не только осваивает весь набор навыков, представленных в классификации С. Дж. Бэрэна, но и учится сам участвовать в жизни медиасферы.
В контексте разговора о субъектах, формирующих медиакомпетентность, остановимся чуть более подробно на системе отечественного медиаобразования и приведем типологию И. А. Фатеевой. Она предлагает выделять: по целям - профессиональное (предназначено для подготовки работников СМИ, ведется в высших учебных заведениях) и непрофессиональное медиаобразо-вание («обращено к массовой аудитории и готовит компетентных потребителей медиа», должно начинаться на уровне школы); по наличию видовой интеграции - интегрированное (осуществляется на материале нескольких видов медиа и нацелено на приобретение универсальных знаний и навыков, практически всегда является непрофессиональным) и специальное («нацелено на один вид массовой коммуникации», например, образование в области радио; реализуется в основном в рамках профессионального медиаобразования); по видам образовательных учреждений - основное (приобретается в учреждениях формального образования, прежде всего, в вузах), дополнительное (его дают центры детского творчества, учреждения повышения квалификации, курсы и т. д., а также вузы в качестве дополнительных предметов на нежурналистских факультетах) и компенсаторное (осуществляется учреждениями довузовской подготовки); по предметно-содержательной локализованности - предметное (представлено в рамках одного предмета, напр.,
«Медиакультура» в школах и вузах), межпредметное («растворено в содержании разных предметов», например, в школе - в курсах литературы) и многопредметное (реализуется в рамках нескольких взаимосвязанных предметов чаще - в вузах); по формам реализации - активное (реализуется через участие в медиаобразовательном проекте, создании газеты, телепередачи и пр.), пассивное («обучающийся осваивает роль реципиента массово-коммуникационных процессов») смешанное (включающее элементы активного обучения); по уровню - дошкольное, среднее, профессиональное и последипломное [9. С. 34-38].
Мы привели семь оснований классификации И. А. Фатеевой, из восьми, чтобы показать, что говоря о медиаобразовании и выстраивая типологические модели, исследователи в основном говорят об образовании, получаемом в школах, техникумах, вузах, на курсах повышения квалификации и в различных кружковых форматах, которые совместно или по отдельности могут сделать человека медиакомпетентным. Однако есть еще одно, восьмое основание для классификации, которое вводит ученый. По степени организованности она предлагает выделять формальное (чаще всего это профессиональное журналистское или рекламное образование в вузах), внеформальное («медиаобразование, организованное не в учебных заведениях, а, например, в редакциях (профессиональное), клубах и кружках») и неформальное медиаобразование («стихийное приобретение знаний, навыков и умений, относящихся к медийной тематике») [9. С. 36-37].
Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с профессиональными и полупрофессиональными организациями, осуществляющими подготовку медиакомпетентной аудитории, существует и еще один агент образования в медийной сфере - сами СМК (средства массовой коммуникации) и СМИ (средства массовой информации), которым в медиаобразовательном дискурсе отводится незаслуженно малая роль. И совершенно напрасно. Нисколько не умаляя заслуг журфаков и огромных инициатив в организации подобной работы [6; 7], следует отметить, что факультеты журналистики охватывают только профессионалов, кружки и секции ориентированы на довольно узкий круг заинтересованных лиц, непрофессиональным медиаобразованием занимаются лишь в единичных вузах страны, а по школам, насколько мы знаем, пока нет нормативных документов, обязывающих формировать у учащихся навыки медиакомпетентности. И всё, что есть у большинства российской аудитории, - это именно масс-медиа, обладающие немалым медиаобразовательным потенциалом. Большая часть россиян именно так приобретает опыт взаимодействия со средствами массовой информации и коммуникации.
У масс-медиа, как источников формирования медиакомпетентности, есть ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, это «неизбежность» средств массовой коммуникации. В современном мире человек обречен постоянно сталкиваться с медиа, а значит, и медиаобразовываться, причем по собственной воле и инициативе. Контакты с медийным контентом наращивают коммуникативный опыт личности, тем самым способствуя её самообучению. Как отмечает В. Дж. Поттер, важнейший компонент медиакомпетентности - это опыт: «Чем больше у нас опыта контактов с медиа и с реальным миром, тем больше наш потенциал для развития более высокого уровня» [10. С. 82]. Во-вторых, медиаобразование при помощи средств массовой коммуникации и информации происходит не по долгу или принуждению (как, например, в вузовской аудитории), а исходя из интересов медиапотребителя. В-третьих, (и это напрямую следует из второго пункта), реципиент, повышая уровень своей медиакомпетентности, занимает изначально активную позицию, то есть здесь нет учителя с указкой, зато есть огромное пространство самообразования, и, будучи заинтересованным, потребитель готов тратить время на углубление своих знаний о медиамире и навыков, помогающих с ним взаимодействовать. И, наконец, в-четвертых, «деятельность образовательно-просветительских институтов обычно продолжительна по времени и охватывает лишь отдельные ограниченные категории населения. Журналистские же произведения оперативно воздействуют на самую широкую аудиторию. В современном медиатизированном обществе возможности массового воздействия журналистики превосходят потенциал системы образования и просвещения - хотя журналистика существенно уступает последней в систематичности, упорядоченности распространения знаний» [4. С. 65-66].
Недаром в 70-е годы XX века появляется термин «параллельная школа». Он означал и означает эффект получения знаний из СМИ. «Ребенок мог сформировать представление об исторических фактах по художественным фильмам и телесериалам, изучить язык по мультфильмам, сделать выводы о том, что такое нефть и как ее перерабатывают, из телепередачи про Арабские Эмираты»
[2. С. 76-77]. Сейчас этот термин может быть переосмыслен применительно к медиаобразова-тельному контексту. По словам А. П. Короченского, «журналистике, отвечающей своему общественному предназначению, свойствен элемент педагогики, популяризации научных знаний, что роднит её с институтами образования и просвещения. Как и современная педагогическая система образования и просвещения, журналистика способна воздействовать на широкую аудиторию, используя при этом как логико-понятийные, так эмоционально-образные ресурсы, что свойственно и педагогике» [4. С. 65]. Так почему бы не использовать этот ресурс для изучения журналистикой самой себя и своей продукции?
Другой вопрос, насколько эффективно может быть использован этот ресурс в условиях рыночной экономики и ориентации медиа и масс-медиа на вкусы среднестатистического обывателя. С нашей точки зрения, это вполне посильная для современной журналистики задача, тем более на сегодняшний день в её арсенале содержится множество средств, способных не только привлечь внимание аудитории, но и удержать его, а также заставить прочитать материал до конца и даже осуществить анализ сложных взаимосвязей, статистики и т. д., содержащейся в нём.
В качестве примера обратимся к сайту газеты «Бумага» (г. Санкт-Петербург). Портал посвящен городу Санкт-Петербург и на его примере можно увидеть, как правильно подавать узконаправленный материал. Навигация по сайту осуществляется с помощью тегов.
Рассмотрим основные.
Первым способом подачи материала для лёгкого восприятия цифровой и статистической информации является раздел «Инфографика». Все материалы можно легко найти по тегу «Инфо-графика» (http://paperpaper.ru/tag/infographics). Например, в материале «Сколько зарабатывает и получил ли высшее образование: портрет среднестатистического петербуржца» (http://paperpaper. ru/average-petersburger/), мы достаточно легко можем понять каков же он, тот самый среднестатистический петербуржец, всего лишь взглянув на картинку. Где он живет, что он ест, какое у него образование.
Другим, часто встречающимся в последнее время направлением, являются «Тесты» (http:// paperpaper.ru/category/tests/). На сайте «Бумаги» тестам посвящен отдельный раздел и перейти в него можно не только по тегу, как в случае с инфографикой, но и прямо с главной страницы сайта. Причем тесты могут быть как развлекательного характера, посвящены историческим событиям, так и частью партнерского (рекламного) материала. Но всё это сделано в лёгкой, нескучной форме. Причем, отвечая на вопрос, ты сразу видишь результат. После нажатия на кнопку «Ответить», появляется ответ на вопрос с пояснениями. Таким образом, повышается не только медиаграмот-ность, но и образованность в целом.
По тегу «Список» мы попадем в раздел с материалами, структурированными в виде списка (http://paperpaper.ru/tag/список/). Это может быть обзор музеев города, лучших смотровых площадок, список брендов модной одежды городских дизайнеров (http://paperpaper.ru/photos/7-raincoats-spb/), даже приговор суда заключенному можно представить в виде списка (http:// paperpaper.ru/sokolovsky/).
Тег «Ответы» (http://paperpaper.ru/tag/otvety/) отвечает за распространенную рубрику «Вопрос-Ответ». Материал представляет собой обзор темы с разных сторон. Но представление материала идет не сплошным текстом, а разбивается на подвопросы, которые представлены в виде списка. Читатель сам выбирает интересующий его подпункт и раскрывает его.
По тегу «Истории» (http://paperpaper.ru/tag/stories/) мы переходим к материалам, в которых описаны истории из жизни обычных петербуржцев. Истории о том, как они живут, что любят, за что борются. Кстати, это могут быть истории не только о людях, но, например, и об эрмитажных котах (http://paperpaper.ru/hermitage-cats/).
Тег «Галерея» (http://paperpaper.ru/tag/галерея/). Статьи, в которых нет текста, есть только фото- и видеоматериалы. Очень интересные, яркие материалы, с «говорящими» фотографиями. Например, http://paperpaper.ru/strange-city/. В качестве материала «Бумага» часто использует материалы из социальных сетей горожан. Например, http://paperpaper.ru/shostakovich/.
Материалы по тегу «Идеи» (http://paperpaper.ru/tag/ideas/) посвящены «нестандартным», а порой даже «отчаянным» идеям живых людей, которые не побоялись кардинально изменить свою жизнь.
Всё что касается путешествий, можно найти по тегу «Путешествия» (http://paperpaper.ru/tag/ traveltravel/). Куда можно отправиться, что нас там ждет, куда можно сходить в том или ином городе.
По тегу «Интервью» (http://paperpaper.ru/tag/interview/) можно найти интервью с самыми разными людьми: историками, политиками, реперами, туристами, спортсменами и т. д.
«Факты» (http://paperpaper.ru/tag/факгы/). По этому тегу можно найти новость или событие, произошедшее в г. Санкт-Петербург, и прочесть что именно известно «Бумаге» об этом событии.
«Экспаты» (http://paperpaper.ru/tag/expat/). Газета регулярно публикует истории об иностранцах. Чем Петербург привлекает и отталкивает приезжих, чему учит Россия и зачем вообще приезжать в незнакомый город — бизнесмены, студенты, ученые и рестораторы из разных стран расскажут о своем опыте и взглядах на петербургскую жизнь.
У данной газеты очень интересные «партнерские материалы». Это может быть материал, сделанный совместно с каким-то брендом. Чаще всего он сделан в стиле рубрики «Ответы». Это не просто реклама товара или бренда, а именно всестороннее рассмотрение материала и ненавязчивое внедрение бренда в материал. Например, статья «Как выбрать чай в супермаркете и из чего его делают» (http://paperpaper.ru/fullscreen/tea/), сделанная совместно с «Lipton», рассказывает о том, как вообще чай появился в России, как выращивают и производят чай, какие сорта чая предпочитают россияне и т. д. Т. е. помимо рекламы продукта, мы узнаем массу полезных и интересных вещей.
Редакция газеты всячески поддерживает идею просвещения, повышения уровня образованности и медиаграмотности населения. Для этого редакция запустила несколько спецпроектов:
Курсы «Гранит» (http://granit.paperpaper.ru). Это ликбезы от преподавателей-практиков о том, как сделать свою жизнь лучше. Цель каждого интенсивного курса - объяснить самые важные нюансы сложной темы и дать инструменты для решения индивидуальных проблем. Занятия проходят в самой редакции газеты.
«DW Германия» (http://paperpaper.ru/category/dw/). Это материалы, подготовленные журналистами «Бумаги», совместно с изданием «Deutsche Welle». Всё о Германии в Петербурге: наша общая культура, история и развлечения.
«Кампус» (http://campus.paperpaper.ru). Это просветительский фестиваль от команды «Бумаги». Совместный проект петербургских вузов и «Бумага Медиа». На целых три дня Петербург превратится в один большой университет. В пятницу вечером молодые ученые выступят в 9 городских пространствах в центре города, в субботу на Новой сцене Александринского театра пройдут лекции о недавних событиях в Петербурге и мире, а в воскресенье в кинотеатре Angleterre Cinema Lounge будет показано научное и документальное кино.
Что касается способов подачи материала, то есть очень интересные варианты статей, в которых используется множество различных способов визуализации контента. Например, в статье «Гигапиксельные панорамы, ролики в формате 360 градусов и лекции - 10 видео из мировых музеев для домашнего просмотра» (http://paperpaper.ru/museums-pleasures/) используется сразу восемь способов представления материала: видеолекции, видеоэкскурсии, видеогалерея с 5 работами одного автора, расположенными в разных музеях мира и т. д.
Подводя итог выполненного исследования, мы приходим к выводу о том, что сегодня назрела необходимость в повышении уровня медиаграмотности читателя / зрителя / слушателя / посетителя интернет-сайта в силу огромного количества обрушивающейся на него разнородной информации, верификация которой практически невозможна. В этих условиях, во избежание манипулятивного воздействия со стороны СМИ и СМК необходимо формировать компетенции, связанные с аналитичностью и критичностью восприятия медиаинформации, с формированием гражданской позиции медиапотребителя. Совокупность этих компетенций в самых общих чертах получила название «медиакомпетентности» и представляет собой сложное, многокомпонентное явление.
Формирование подобных знаний, навыков, умений находится в ведении так называемого ме-диаобразования, которое сегодня превратилось в самостоятельную научную дисциплину, занимающую промежуточное положение между педагогикой и наукой о масс-медиа. Медиаобразование в нашей стране имеет почти столетнюю историю существования (с 1919 г.) и в настоящее время существует целый набор уровней, видов и институтов медиаобразования, которые классифицируются по множеству оснований (по целям; по наличию видовой интеграции; по видам образовательных учреждений; по предметно-содержательной локализованности; по формам реализации; по уровню; по степени организованности и др.). Наряду с формальным медиаобразованием, це-
лью которого является подготовка кадров для средств массовой информации, и внеформальным медиаобразованием, организованным в редакциях, кружках и т. д., существует и так называемое неформальное медиаобразование, в котором главная роль принадлежит самим СМИ и СМК, обладающим высоким медиаобразовательным потенциалом, приобретающим особую актуальность в условиях довлеющей визуализации информации.
Список литературы
1. Арутюнов, Г. А. Медиаобразование и медиаграмотность в профессиональном туристском образовании [Текст] / Г. А. Арутюнов // Вестник РМАТ. - 2012. - № 2-3 (5-6). - С. 133-135.
2. Бондаренко, Е. А. Медиаобразование: шаг в будущее. Исследования лаборатории медиа-образования ИСМО РАО [Текст] / Е. А. Бондаренко // Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24-27 апреля 2013 г.) / сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова; под ред. И. В. Жилавской. - М.: МЦБС, 2014. - С. 75-82.
3. Жилавская, И. В. Медиа-информационная грамотность: новый концепт [Текст] / И. В. Жи-лавская // Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24-27 апреля 2013 г.) / сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова; под ред. И. В. Жилавской. - М.: МЦБС, 2014. - С. 48-56.
4. Короченский, А. П. Медиакритика и система медиаобразования [Текст] / А. П. Корочен-ский // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / под ред. А. В. Федорова. -Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. - С. 58-69.
5. Мясникова, Т. И. Развитие медиакомпетентности студентов университета: автореферат дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / Т. И. Мясникова. - Оренбург, 2011. - 23 с.
6. Симакова, С. И. Формирование медиакомпетентности в системе вузовского образования [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 22 (313). - С. 160-165.
7. Симакова, С. И. Формирование медиакомпетенций школьников: взаимодействие педагогов и журфаков [Текст] / С. И. Симакова // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства: коллективная монография / отв. ред. И. В. Жилавская, Т. Н. Владимирова. -М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - С. 265-271.
8. Фатеева, И. А. Медиа- и информационная грамотность: стратегии и технологии [Текст] / И. А. Фатеева // Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24-27 апреля 2013 г.) / сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова; под ред. И. В. Жилавской. - М.: МЦБС, 2014. - С. 93-100.
9. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И. А. Фатеева. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.
10. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - № 10. - C. 75-108.
11. Хлызова, Н. Ю. Медиаобразование и медиакомпетентность в эпоху информационного общества [Текст] / Н. Ю. Хлызова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. -№ 342.- С. 188-191.
THE ROLE OF THE MEDIA IN EDUCATING A MEDIA-COMPETENT AUDIENCE
Simakova, S. I., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, simakovi@mail.ru
Topchii, I. V., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, mm-is@mail.ru
In the article, on the basis of comparison of the most meaningful and functional definitions, the concept of "media competence" is concretized; components of media competence, mechanisms and levels
of its formation; focuses attention on the media as a resource to increase the level of media competence of the consumer of mass information. The author notes that the media have a huge media education potential and can be a powerful resource for the formation of mass media competence. In this connection, the science of journalism calls for a systematic study of the media's educational potential of the media. In the conditions of total media coverage and the increasing manipulative pressure on the media consumer by the mass media (fake news, outfits, etc.), and with the weak development of the system of non-professional mass media education, the issue of the spontaneous formation of the media's media competence by the mass media becomes especially acute and topical. This is the relevance and novelty of the proposed article.
Keywords: media literacy, media education, media competence, media audience, mass media.
References
1. Arutyunov, G. A. (2012), "Mediaobrazovaniye i mediagramotnost' v professional'nom turistskom obrazovanii" [=Media Education and Media Literacy in Professional Tourism Education], in: Vestnik RMAT [=Bulletin of the RMAT], no 2-3 (5-6), pp. 133-135. (In Russ.).
2. Bondarenko, E. A. (2014), "Mediaobrazovaniye: shag v budushcheye. Issledovaniya laboratorii mediaobrazovaniya ISMO RAO" [=Media Education: Step into the Future. Research of the laboratory of media education of the ISMO RAO], in: Mediyno-informatsionnaya gramotnost' v Rossii: doroga v budushcheye. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno- prakticheskoy konferentsii «Media- i informatsionnaya gramotnost' v informatsionnom obshchestve» (Moskva, 24-27 aprelya 2013 g.) [=Media-information literacy in Russia: the road to the future. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Media and Information Literacy in the Information Society» (Moscow, April 24-27, 2013)], Moscow, MTSBS, pp. 75-82. (In Russ.).
3. Zhilovskaya, I. V. (2014), "Media-informatsionnaya gramotnost': novyy kontsept" ^Media-information literacy: a new concept], in: Mediyno-informatsionnaya gramotnost' v Rossii: doroga v budushcheye. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno- prakticheskoy konferentsii «Media- i informatsionnaya gramotnost' v informatsionnom obshchestve» (Moskva, 24-27 aprelya 2013 g.) [=Media-information literacy in Russia: the road to the future. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Media and Information Literacy in the Information Society» (Moscow, April 24-27, 2013)], Moscow, MTSBS, pp. 48-56. (In Russ.).
4. Korochensky, A. P. (2009), "Mediakritika i sistema mediaobrazovaniya" [=Media criticism and the system of media education], in: Mediaobrazovaniye i mediakompetentnost': slovo ekspertam [=Media education and media competence: the word to experts], Taganrog, Publishing house Taganrog. state. pedagogue. Institute of Technology, pp. 58-69. (In Russ.).
5. Myasnikova, T. I. (2011), Razvitiye mediakompetentnosti studentov universiteta [=Development of Media Competence of University Students], Orenburg, 23 p. (In Russ.).
6. Simakova, S. I. (2013), "Formirovaniye mediakompetentnosti v sisteme vuzovskogo obrazovaniya" [=The formation of media competence in the system of higher education], in: Vestn. Chelyab. gos. un-ta [=Vestn. Chelyab. state. un-ta], no. 22 (313), pp. 160-165. (In Russ.).
7. Simakova, S. I. (2014), "Formirovaniye mediakompetentsiy shkol'nikov: vzaimodeystviye pedagogov i zhurfakov" [=Formation of media competencies of schoolchildren: interaction of teachers and journalism], in: Mediaobrazovaniye kak faktor optimizatsii rossiyskogo mediaprostranstva: kollektivnaya monografiya [=Media education as a factor in optimizing the Russian media space: collective monograph], Moscow, RIC MSU after them. MA Sholokhov, pp. 265-271. (In Russ.).
8. Fateeva, I. A. (2014), "Mediaiinformatsionnaya gramotnost': strategii i tekhnologii" [=Media and Information Literacy: Strategies and Technologies], in: Mediyno-informatsionnaya gramotnost' v Rossii: doroga v budushcheye. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Media- i informatsionnaya gramotnost' v informatsionnom obshchestve» (Moskva, 24-27 aprelya 2013 g.) [=Media-Information Literacy in Russia: The Way to the Future. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Media and Information Literacy in the Information Society» (Moscow, April 24-27, 2013)], Moscow, MTSBS, pp. 93-100. (In Russ.).
9. Fateeva, I. A. (2007), Mediaobrazovaniye: teoreticheskiye osnovy i praktika realizatsii: monografiya [=Media Education: Theoretical Foundations and Implementation Practices: Monograph], Chelyabinsk, Chelyabinsk. state. University, 270 p. (In Russ.).
10. Fedorov, A.V. (2007), "Mediakompetentnost' lichnosti: ot terminologii k pokazatelyam" [=Media Competence of Personality: from Terminology to Indicators], in: Innovatsii v obrazovanii [=Innovations in Education], no. 10. pp. 75-108. (In Russ.).
11. Khlyzova, N. Yu. (2011), "Mediaobrazovaniye i mediakompetentnost' v epokhu informatsionnogo obshchestva" [=Media Education and Media Competence in the Information Society Age], in: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Tomsk State University], no. 342. pp. 188-191. (In Russ.).
Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.
simakovi@mail.ru
Топчий Ирина Владимировна - магистрант кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.
mm-is@mail.ru