Научная статья на тему 'Особенности качества деятельности оперативного персонала тепловых электростанций с разным уровнем профессионализма'

Особенности качества деятельности оперативного персонала тепловых электростанций с разным уровнем профессионализма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / VOLITIONAL SELF-REGULATION / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / COGNITIVE STYLE / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / MENTAL STABILITY / ОПЕРАТИВНЫЙ ПЕРСОНАЛ / POWER PLANT OPERATIONAL EMPLOYEES / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL QUALITIES / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / INTERNALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котенева Анна В., Верещагина Марина А.

Введение. Новизна работы состоит в выявлении особенностей профессионально важных качеств оперативного персонала тепловых электростанций с разным уровнем профессионализма, связанных с результативностью решения профессиональных задач в штатных и аварийных ситуациях. Методы. В исследовании участвовало 134 специалиста, из них 123 мужчины и 11 женщин (средний возраст 37 лет). Уровень профессионализма деятельности определялся по экспертным оценкам профессиональных знаний, навыков, умений, результативности решения задач, а профессионализм личности по уровню сформированности ряда профессионально важных качеств, необходимых для обеспечения эффективной деятельности. В исследовании использовались: методика определения нервно-психической устойчивости «Прогноз», опросник «УСК» Е. А. Голынкиной, Е. Ф. Бажина, Л. М. Эткинда, тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» Е. В. Эйдмана, А. Г. Зверькова, краткий ориентировочный тест «КОТ» В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлика, шкала Спилбергера Ханина, а также индикатор Киртона. Статистическая обработка данных осуществлялась на основе Т-критерия для независимых выборок, H-критерия Краскела Уоллиса, анализа таблиц сопряженности и факторного анализа. Результаты и их обсуждение. По результатам экспертной оценки были выделены три группы специалистов с разным уровнем профессионализма: «допрофессионалы», «профессионалы» и «суперпрофессионалы». Суперпрофессионалы отличаются результативностью, высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, наличием хорошего и удовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости, повышенных показателей ответственности в различных сферах жизнедеятельности, волевой саморегуляции, настойчивости, интеллектуальных способностей, инноваторского когнитивного стиля, низкого уровня личностной и ситуативной тревожности. Факторный анализ выявил подсистемы профессионально важных качеств в трех группах. В процессе развития профессионализма происходят качественные изменения ответственности, волевых качеств, когнитивного стиля. На высоком уровне профессионализма ответственность, волевые качества и инноваторский когнитивный стиль обеспечивают профессиональную и человеческую надежность специалиста, а также позволяют справиться с тревожностью в стрессовых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котенева Анна В., Верещагина Марина А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Job Performance Quality of Thermal Power Plants Operational Employees with Various Levels of Professionalism

Introduction. This paper examines professionally important qualities of thermal power plants operational employees with various levels of professionalism when solving professional tasks in standard and emergency situations. Methods. The sample size was 134 operational employees, 123 of whom were men and 11 women; the mean age was 37 years. The level of professionalism was determined by expert assessments of their professional knowledge, skills, abilities, and problem-solving performance qualities that the authors deemed to be important for ensuring high work performance. The study used: (a) the Prognoz technique for examination of neuro-mental stability; (b) the questionnaire for measuring the Level of Subjective Control (LSC) by Golynkina, Bazhin, and Etkind; (c) the test questionnaire for Studying Volitional Self-Regulation by Eidman and Zver'kov; (d) the Wonderlic Personnel Test (WPT) in Buzin's modification; (e) the Spielberg-Hanin test; and (f) and the Kirton Adaptation-Innovation Inventory (KAI). Statistical data analyses included the f-test for independent samples, the Kruskal-Wallis H test, analysis of contingency tables, and factor analysis. Results and Discussion. The results of expert assessment enabled authors to distinguish among three groups of specialists with different levels of professionalism; these were ‘pre-professionals', ‘professionals', and ‘super-professionals'. Super-professionals demonstrate high effectiveness, high level of professional knowledge, abilities, and skills, good and satisfactory levels of neuro-mental stability, increased indices of responsibility in various activities, volitional self-regulation, persistence, intellectual capacities, innovative cognitive style, and low level of personal and situational anxiety. Factor analysis revealed subsystems of professionally important qualities in the three groups. Responsibility, volitional qualities, and cognitive styles undergo qualitative changes in the process of the professionalism development. At a high level of professionalism, the qualities of responsibility, volitional qualities, and innovative cognitive style provide operational employees with professional and personal reliability and help them cope with anxiety in stressful situations.

Текст научной работы на тему «Особенности качества деятельности оперативного персонала тепловых электростанций с разным уровнем профессионализма»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

УДК 159.9.072

DOI: 10.21702/rpj.2018.4.7

Особенности качества деятельности оперативного персонала тепловых электростанций с разным уровнем профессионализма

Анна В. Котенева1*, Марина А. Верещагина2

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», г. Москва, Российская Федерация

2 Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр подготовки персонала в энергетике», г. Москва, Российская Федерация * E-mail: [email protected]

Аннотация

Введение. Новизна работы состоит в выявлении особенностей профессионально важных качеств оперативного персонала тепловых электростанций с разным уровнем профессионализма, связанных с результативностью решения профессиональных задач в штатных и аварийных ситуациях.

Методы. В исследовании участвовало 134 специалиста, из них 123 мужчины и 11 женщин (средний возраст - 37 лет). Уровень профессионализма деятельности определялся по экспертным оценкам профессиональных знаний, навыков, умений, результативности решения задач, а профессионализм личности - по уровню сформированности ряда профессионально важных качеств, необходимых для обеспечения эффективной деятельности. В исследовании использовались: методика определения нервно-психической устойчивости «Прогноз», опросник «УСК» Е. А. Голынкиной, Е. Ф. Бажина, Л. М. Эткинда, тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» Е. В. Эйдмана, А. Г. Зверькова, краткий ориентировочный тест «КОТ» В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлика, шкала Спилбергера - Ханина, а также индикатор Киртона.

Статистическая обработка данных осуществлялась на основе Т-критерия для независимых выборок, H-критерия Краскела - Уоллиса, анализа таблиц сопряженности и факторного анализа.

Результаты и их обсуждение. По результатам экспертной оценки были выделены три группы специалистов с разным уровнем профессионализма: «допрофес-сионалы», «профессионалы» и «суперпрофессионалы». Суперпрофессионалы отличаются результативностью, высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, наличием хорошего и удовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости, повышенных показателей ответственности в различных сферах жизнедеятельности, волевой саморегуляции, настойчивости, интеллектуальных

LABOR PSYCHOLOGY

способностей, инноваторского когнитивного стиля, низкого уровня личностной и ситуативной тревожности. Факторный анализ выявил подсистемы профессионально важных качеств в трех группах. В процессе развития профессионализма происходят качественные изменения ответственности, волевых качеств, когнитивного стиля. На высоком уровне профессионализма ответственность, волевые качества и инноваторский когнитивный стиль обеспечивают профессиональную и человеческую надежность специалиста, а также позволяют справиться с тревожностью в стрессовых ситуациях.

Ключевые слова

волевая саморегуляция, интеллект, когнитивный стиль, психическая устойчивость, оперативный персонал, ответственность, профессионализм, профессиональные качества, тревожность, интернальность

Основные положения

► профессионализм оперативного персонала тепловых электростанций состоит из профессиональных знаний, навыков, умений, эффективности решения задач в штатных и аварийных ситуациях, а также высоко развитых профессионально важных качеств;

► с развитием профессионализма формируются подсистемы профессионально важных качеств, включающих ответственность, волю, психическую устойчивость, инноваторский когнитивный стиль, которые обеспечивают профессиональную и человеческую надежность специалиста;

► выявленные профессионально важные качества являются психологическими предикторами профессиональной эффективности и могут учитываться при проведении психологического и психофизиологического отбора кадров, при разработке программ психологической подготовки сотрудников энергетической отрасли, а также при прогнозировании их результативности в штатных и аварийных ситуациях.

Для цитирования

Котенева А. В., Верещагина М. А. Особенности качества деятельности оперативного персонала тепловых электростанций с разным уровнем профессионализма // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 4. С. 142-178. 001: 10.21702/гр].2018.4.7

Материалы статьи получены 06.03.2018

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

UDC 159.9.072

DOI: 10.21702/rpj.2018.4.7

Job Performance Quality of Thermal Power Plants Operational Employees with Various Levels of Professionalism

Anna V. Koteneva1*, Marina A. Vereshchagina2

1 Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russian Federation

2 Energy Industry Personnel Training Center, Moscow, Russian Federation * Corresponding author. E-mail: [email protected]

Abstract

introduction. This paper examines professionally important qualities of thermal power plants operational employees with various levels of professionalism when solving professional tasks in standard and emergency situations.

Methods. The sample size was 134 operational employees, 123 of whom were men and 11 - women; the mean age was 37 years. The level of professionalism was determined by expert assessments of their professional knowledge, skills, abilities, and problem-solving performance - qualities that the authors deemed to be important for ensuring high work performance. The study used: (a) the Prognoz technique for examination of neuro-mental stability; (b) the questionnaire for measuring the Level of Subjective Control (LSC) by Golynkina, Bazhin, and Etkind; (c) the test questionnaire for Studying Volitional Self-Regulation by Eidman and Zver'kov; (d) the Wonderlic Personnel Test (WPT) in Buzin's modification; (e) the Spielberg-Hanin test; and (f) and the Kirton Adaptation-Innovation Inventory (KAI). Statistical data analyses included the f-test for independent samples, the Kruskal-Wallis H test, analysis of contingency tables, and factor analysis.

Results and Discussion. The results of expert assessment enabled authors to distinguish among three groups of specialists with different levels of professionalism; these were 'pre-professionals', 'professionals', and 'super-professionals'. Super-professionals demonstrate high effectiveness, high level of professional knowledge, abilities, and skills, good and satisfactory levels of neuro-mental stability, increased indices of responsibility in various activities, volitional self-regulation, persistence, intellectual capacities, innovative cognitive style, and low level of personal and situational anxiety. Factor analysis revealed subsystems of professionally important qualities in the three groups. Responsibility, volitional qualities, and cognitive styles undergo qualitative changes in the process of the professionalism development. At a high level of professionalism, the qualities of responsibility, volitional qualities, and innovative cognitive style provide operational employees with professional and personal reliability and help them cope with anxiety in stressful situations.

LABOR PSYCHOLOGY

Keywords

volitional self-regulation, intelligence, cognitive style, mental stability, power plant operational employees, responsibility, professionalism, professional qualities, anxiety, internality

Highlights

► Professionalism of thermal power plants operational employees includes professional knowledge, skills, abilities, and problem-solving performance in standard and emergency situations, as well as other highly developed professionally important qualities.

► Increasing professionalism is accompanied by formation of subsystems of professionally important qualities including responsibility, will, mental stability, and innovative cognitive style. These qualities allow operational employees to develop and maintain higher levels of professional and personal reliability.

► Professionally important qualities, revealed in the study, are the psychological predictors for professional effectiveness and can be applicable to psychological and psychophysiological selection of personnel, to the development of psychological training programs for the energy industry employees. They also can be used for prediction of employees' performance in standard and emergency situations.

For citation

Koteneva A. V., Vereshchagina M. A. Job Performance Quality of Thermal Power Plants Operational Employees with Various Levels of Professionalism. RossiiskH psikhologicheskH zhurnal - Russian Psychological Journal, 2018, V. 15, no. 4, pp. 142-178 (in Russian). DOI: 10.21702/rpj.2018.4.7

Original manuscript received 06.03.2018

Введение

В настоящее время энергетика является одним из приоритетных направлений модернизации мировой и российской экономики. Обеспечение безопасности энергоснабжения является серьезной проблемой для промышленно развитых и развивающихся стран, т. к. тепловые электрические станции (далее ТЭС) относятся к опасным производственным объектам [1]. Решение этой проблемы предполагает, как считает Y. Levent, разработку множественных критериев оценки безопасной эксплуатации тепловой электростанции [2].

По данным годового отчета о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2016 г. в последние годы отмечается рост аварий на ТЭС, несчастных случаев со смертельным исходом, травматизма персонала. В качестве причин подобных тенденций приводятся снижение надежности энергосистем, невыполнение технических мероприятий, профессиональная неподготовленность персонала [3].

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2018 ТОМ 15 № 4 ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Успешность и эффективность решения профессиональных задач в области энергетики, как и в других сферах жизнедеятельности, во многом определяется человеческим фактором, уровнем квалификации работников, их профессиональной и человеческой надежностью. В. А. Пономаренко отводит ведущую роль личности специалиста и ее духовности в обеспечении безопасности полетов в гражданской и государственной авиации [4]. Неслучайно С. Edgley, N. Sharma, F. Anderson-Gough рассматривают таланты как экономическое благо и основу профессионального мастерства, необходимого для успешной профессиональной деятельности [5].

Однако по результатам исследования П. И. Дмитриева, высокий уровень надежности профессиональной деятельности имеют лишь 12 % оперативного персонала котлотурбинного цеха электростанции, средний - 50 %, и достаточно велика группа специалистов (38 %), имеющих низкий уровень [6]. Отчасти это связано с содержанием деятельности, ее профессиональными рисками для здоровья специалистов и неблагоприятными, порой экстремальными, условиями труда.

Деятельность оперативного персонала ТЭС характеризуется технической сложностью, жесткой регламентацией производственной работы, частыми внештатными ситуациями, сложностью поставленных задач и повышенной степенью ответственности, чрезмерными физическими и психологическими нагрузками, угрозой для жизни и здоровья [7, 8]. Более того, как отмечают Е. А. Панаиотти, Д. В. Суржиков, неблагоприятные условия труда на тепловых электростанциях, а именно нагревающий микроклимат, интенсивный шум, вибрации, загазованность, запыленность,- могут приводить к нарушениям здоровья специалистов, появлению профессиональной тугоухости и неспецифической шумовой патологии, хронической интоксикации и онкологическим заболеваниям [9]. Т. Ugarte-Aviles, С. Manterola, R. Cartes-Velasquez, Т. Otzen указывают на загрязнение окружающей среды как фактор риска кардиорес-пираторных заболеваний у работников ТЭС и проживающих на загрязненной территории [10].

В некоторых случаях профессиональная надежность специалистов обусловлена и системой управления трудом. Так, H. F. S. Guida, J. Brito, D. Alvarez приводят данные о негативных последствиях внедрения новой организационной модели в подразделениях ТЭС, которая привела к снижению профессионального самоуважения и сопровождалась психическими страданиями, эмоциональными нарушениями, проблемами опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечными расстройствами [11]. Поэтому в настоящее время особенно остро встает вопрос об изучении профессионализма и профессионально важных качеств (ПВК) оперативного персонала, обеспечивающих эффективность деятельности в организациях электроэнергетики в штатных и аварийных ситуациях.

LABOR PSYCHOLOGY

В отечественной психологии содержание понятия ПВК означает индивидуально-психологические качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее выполнения. Эти качества являются лишь предпосылкой профессиональной деятельности специалиста. Более того, не только для деятельности в целом, но и для ее основных действий и функций формируются конкретные подсистемы профессионально важных качеств [12].

Профессионализм трактуется не так однозначно, как ПВК. L. Arnold на основе анализа исследований профессионализма за последние 30 лет приходит к выводу о разнообразии существующих определений и одновременно их ограниченности [13]. Профессионализм также тесно связан с эффективностью деятельности, как и ПВК, но представляет собой сложное системное профессионально-психологическое образование, включающее в себя целый ряд измерений. М. Roos, D. Pfisterer, D. Krug, T. Ledig выделяют в этом образовании индивидуальные, межличностные, социальные и культурные аспекты и сферы его проявления: профессионализм по отношению к клиентам, коллегам, обществу и самому себе [14]. М. Wurm-Schaar рассматривает профессионализм как воплощение профессионального опыта, идеала и служения общественному благу, как некий стандарт качества, квалификационные требования для членов профессионального сообщества, кодекс профессионального и этического поведения [15].

R. Collier также определяет профессионализм как «профессиональный идеал», воплощающий моральные и этические нормы профессии, и характеризующий специалиста как носителя целого ряда профессионально важных качеств (честность, порядочность, конфиденциальность, работа в команде, ответственность, обучение в течение всей жизни и др.) [16]. Для R. Blake, O. Gutierrez профессионализм включает в себя совокупность навыков и конкретных качеств, например, таких как автономия, приверженность организации, саморегулирование и др. [17]. Не все исследователи разделяют взгляд на то, что профессионализм является фундаментом и гарантом эффективной деятельности. М. С. Holtman описал два парадокса профессионализма. Во-первых, профессионализм может привести к увеличению, а не снижению риска возникновения ошибок и несчастных случаев. Это связано с тем, что профессионалы склонны к нестандартным решениям, они доверяют больше своему опыту и интуиции, нежели принятым процедурным правилам и алгоритмам. Во-вторых, профессионалы блокируют поток критической информации о небезопасных условиях деятельности, т. к. создают свои уникальные субкультуры, специализированный язык и коммуникативные привычки, которые, как правило, отделяют их от других специалистов, работающих в организации [18].

В отечественной психологии в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова, А. А. Деркача, С. А. Дружилова, Д. Н. Завалишиной, Э. Ф. Зеера,

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Е. А. Климова, Л. Н. Корнеевой, А. К. Марковой, Ю. П. Поварёнкова, В. Д. Шадри-кова и др. раскрыты природа, критерии профессионализма, модели и психологические закономерности становления профессионала [19, 20, 21]. Профессионализм специалиста проявляется в достижении высоких результатов деятельности, профессионального и личностного развития, разработки путей решения поставленных задач в профессиональной области.

Несмотря на различные определения профессионализма, традиционно выделяют две его грани - профессионализм личности и деятельности. Критериями профессионализма личности выступают наличие у специалиста совокупности ПВК, особенности его мотивационной, когнитивной, волевой и ценностной сфер, соответствие высоким профессиональным стандартам и стремление к самореализации в профессии. Так, Н. Н. Нечаев выделяет в качестве одного из важных критериев профессионализма отношение человека к деятельности, когда эта деятельность выступает способом и формой самоактуализации и самореализации специалиста [22]. Т. А. Михайлова отмечает такие компоненты профессионализма личности, как «профессиональное призвание, глубокую мотивацию к выполнению профессионально-трудовой деятельности; духовно-нравственные качества, желание работать с людьми, предрасположенность к работе с человеком; объективное и критическое отношение к результатам своей работы; профессиональные знания и умения; способность к непрерывному образованию; профессиональную гордость как социально-психологическое состояние личности» [23, с. 137]. А. В. Котенева и Н. В. Потапова рассматривают профессиональную успешность специалиста как важную характеристику профессионализма [24].

Критерии профессионализма деятельности связаны с качественными и количественными показателями успешности профессиональной деятельности, а именно с ее результативностью и наличием знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективное решение задач [25]. Так, Ю. А. Макаров определяет профессионализм как «технологическое качество работы человека, уровень выполнения им своих технологических функций, умения применять различные гибкие, отвечающие ситуации, методы, средства и приемы, способность передавать свои знания и опыт» [26, с. 31].

Профессионализм в течение времени претерпевает целый ряд изменений: фаза экстенсивного развития профессионализма может смениться интенсивным развитием. В отдельных случаях в процессе профессионального становления наблюдаются периоды стагнации и деградации. Но и уровни профессионализма, по А. К. Марковой, имеют широкий диапазон различий: от допрофессионализма, профессионализма, суперпрофессионализма -до непрофессионализма и послепрофессионализма [27].

LABOR PSYCHOLOGY

Таким образом, хотя профессионализм и представляет собой сложное системное образование личности, ПВК в значительной степени, по мнению отечественных психологов, определяет его уровень [21].

В работах Б. Г. Бовина, А. В. Кокурина, Н. Д. Лысакова, М. И. Марьина, В. Н. Смирнова, Ю. С. Шойгу и др. глубоко и всесторонне проанализированы ПВК специалистов профессий особого риска (работников ФСИН, пилотов, спасателей, полицейских, инспекторов Государственной инспекции и др.) [28, 29, 30, 31]. Однако ПВК и профессионализм оперативного персонала ТЭС изучен в меньшей степени.

В современных исследованиях в большей степени делается акцент на разработке типологий ментальных репрезентаций профессиональных задач у специалистов атомной энергетики, программ профессиональной подготовки и обучения оперативного персонала [32]. В отдельных работах выявлены личностные, психологические и индивидуально-психологические качества энергетиков, проанализированы взаимосвязи их эмоционально-личностных характеристик и профессионально важных качеств. О. А. Ворона, Т. Ю. Короченко и М. А. Верещагина отмечают, что эффективность профессиональной деятельности сотрудников энергетической отрасли связана с качественными характеристиками познавательных процессов (внимания, памяти, интеллекта), особенностями волевой сферы, устойчивостью к нервно-психическим перегрузкам, способностью адекватно реагировать на стрессовые факторы [33, 34].

Психограммы изученных профессий особого риска включают эмоционально-волевые, коммуникативные, интеллектуальные, нравственные качества личности, показатели которых имеют нормативно высокие уровни развития. То есть профессионалы отличаются высоким уровнем развития ПВК. Каков же психологический портрет суперпрофессионала, обеспечивающего эффективную работу ТЭС?

Цель работы заключалась в выявлении особенностей ПВК у оперативного персонала ТЭС с разным уровнем профессионализма. Первая задача состояла в определении критериев профессионализма оперативного персонала ТЭС, вторая задача заключалась в эмпирическом исследовании особенностей ПВК у данной группы специалистов по мере развития их профессионализма. Предполагалось, что в процессе развития профессионализма происходят качественные и количественные изменения профессионально важных качеств оперативного персонала в электроэнергетике.

Исследование проведено на выборке из 134 представителей оперативного персонала ТЭС г. Москвы, Ставропольского, Красноярского, Пермского краев,

Методы

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

а также Тюменской, Новосибирской, Астраханской, Томской областей и Югры. Оперативный персонал неоднороден по своему составу и включает специалистов, занимающих разные должности: дежурных электромонтеров, машинистов блока и энергоблока, начальников смены электроцеха, котло-турбинного цеха, химического цеха, станции, начальников станций. Выборка состояла из 123 мужчин и 11 женщин в возрасте от 24 до 58 лет (средний возраст -37 лет). Все они были рекомендованы руководителями своих организаций для участия в соревнованиях и конкурсах профессионального мастерства, которые являются одной из эффективных форм профессиональной подготовки, обучения персонала. Проводимые мероприятия направлены на решение важных задач: снижение количества аварий, вызванных ошибочными действиями персонала; обмен передовым опытом, который помогает совершенствовать формы и методы работы по обеспечению качества и безопасности эксплуатации оборудования; совершенствование методов и программно-технических средств обучения и тренировки персонала.

Уровень профессионализма деятельности оперативного персонала ТЭС оценивался экспертами - членами жюри конкурсов профессионального мастерства. Экспертная оценка осуществлялась по ряду объективных критериев: уровню знаний нормативно-технической документации; готовности к ликвидации загорания оборудования и предотвращения возникновения аварийных ситуаций на производстве; уровню подготовки оперативного персонала в условиях отказа оборудования, при эксплуатации систем автоматического управления и контроля ТЭС, при управлении технологическим оборудованием, а также умениям оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае на производстве. Наряду с оценкой профессиональных знаний, навыков, умений эксперты оценивали и эффективность решения производственных задач в моделируемых штатных и аварийных ситуациях.

Профессионализм личности оперативного персонала ТЭС определялся только по одному показателю - сформированности ряда профессионально важных качеств, необходимых для обеспечения результативной безаварийной деятельности. Выбор оцениваемых качеств осуществлялся на основе изучения психограмм профессий особого риска [28, 29, 30] и анализа научной литературы [33, 34, 35]. Более того, поскольку сбор материала осуществлялся в разных регионах страны, количество ПВК было сокращено с учетом утвержденного пакета диагностических методик. В результате использовались методики, направленные преимущественно на оценку когнитивного, эмоционально-волевого компонентов профессионализма и конкретных личностных качеств:

1. Методика «Прогноз» (ЛВМА им. С. М. Кирова) позволила выявить способности специалистов к противостоянию дезадаптации и уровень их

LABOR PSYCHOLOGY

нервно-психической устойчивости в ситуациях, связанных с высоким риском и непредсказуемыми условиями осуществления деятельности [36].

2. Ответственность специалиста определялась с помощью опросника «Уровень субъективного контроля» Е. А. Голынкиной, Е. Ф. Бажина и Л. М. Эткинда [37].

3. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» Е. В. Эйдмана и А. Г. Зверькова применялся для диагностики волевой саморегуляции, настойчивости и способности контролировать свое поведение в различных профессиональных ситуациях [28].

4. Краткий ориентировочный тест «КОТ» В. Н. Бузина и Э. Ф. Вандерлика давал возможность оценить общий уровень развития интеллекта, способности к анализу и обобщению, скорость и точность восприятия, гибкость мышления [37].

5. Шкала Спилбергера - Ханина позволяла выявить уровень ситуативной тревоги и личностной тревожности [36].

6. Индикатор Киртона (Adaptation-Innovation Inventory) диагностировал склонности оперативного персонала к адапторскому или инноваторскому когнитивному стилю [38]. Способность к нестандартному мышлению является прогностическим критерием надежности в аварийных ситуациях производственной деятельности.

При статистической обработке полученных данных использовались Т-кри-терий для независимых выборок, H-критерий Краскела - Уоллиса, анализ таблиц сопряженности, факторный анализ. Обработка результатов проводилась при помощи пакета для статистических исследований IBM SPSS Statistics 22.

Результаты и их обсуждение

По результатам экспертной оценки профессиональных знаний, навыков, умений, результативности решения производственных задач были выделены три группы специалистов. Основываясь на концепции развития профессионализма А. К. Марковой, первая группа получила название «допрофессионалы», вторая - «профессионалы» и третья - «суперпрофессионалы» [27]. К первой группе были отнесены участники региональных соревнований профессионального мастерства, показавших наименьшую результативность и самые низкие показатели в оценках профессиональных знаний, умений и навыков. В нее вошли 45 человек: 95,6 % (43 чел.) мужчин и 4,4 % (2 чел.) женщин, средний возраст - 37,2 года. Вторая группа «профессионалы» объединила 53 участника Всероссийских и победителей региональных соревнований профессионального мастерства со средней результативностью: 92 % (49 чел.) мужчин и 8 % (4 чел.) женщин, средний возраст - 37,4 года. Третью группу «суперпрофессионалы» составили 36 победителей Всероссийских соревнований

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2018 ТОМ 15 № 4 ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

профессионального мастерства с самыми высокими показателями результативности: 86,1 % (31 чел.) мужчин и 13,9 % (5 чел.) женщин, средний возраст -36,8 лет. В группах наблюдается преобладание специалистов мужского пола, однако с повышением уровня профессионализма отмечается тенденция к увеличению числа специалистов женского пола от 4,4 % до 13,9 %. По возрасту значимых различий между группами нет.

Сравнение средних показателей по Т-критерию для независимых выборок показало, что существуют значимые различия в ПВК между специалистами разных полов только по интернальности (см. таблицу 1).

Таблица 1. Профессионально важные качества оперативного персонала разного пола

Table 1. Professionally important qualities of female and male operational employees

Показатели Characteristics Женщины Females Мужчины Males p (2-сто-ронняя) p (2-tailed)

М SD М SD

Методика определения нервно-психической устойчивости «Прогноз» The Prognoz technique for examination of neuro-mental stability

Нервно-психическая устойчивость Mental stability 17,00 2,37 17,37 5,82 0,683

Опросник уровня субъективного контроля «УСК» The questionnaire for measuring the Level of Subjective Control (LSC)

Общая интернальность Overall internality 9,18 1,25 8,03 2,08 0,015

Интернальность в области достижений Internality and achievements 8,81 1,40 7,70 2,08 G,G3G

Интернальность в области неудач Internality and failures 9,09 1,22 7,76 2,15 G,GG6

Интернальность в области семейных отношений Internality and family relations 9,00 1,41 7,89 2,17 G,G32

Интернальность в области производственных отношений Internality and productive relations 8,09 1,81 7,23 1,95 0,158

LABOR PSYCHOLOGY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Characteristics Женщины Females Мужчины Males p (2-сто-ронняя) p (2-tailed)

М SD М SD

Интернальность в области межличностных отношений Internality and interpersonal relations 8,64 0,92 7,02 2,24 0,000

Интернальность в отношении здоровья и болезни Internality and health/disease 8,09 1,22 7,17 2,33 0,044

Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» The test questionnaire for Studying Volitional Self-Regulation

Волевая саморегуляция Volitional self-regulation 15,82 4,47 14,83 5,92 0,507

Настойчивость Persistence 11,27 2,65 10,19 3,59 0,229

Самообладание Composure 7,55 2,58 7,82 2,93 0,743

Краткий ориентировочный тест («КОТ») The Wonderlic Personnel Test (WPT)

Уровень интеллекта Intelligence level 32,00 10,63 29,28 7,89 0,426

Шкала Спилбергера - Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности The Spielberg-Hanin test

Личностная тревожность Personal anxiety 37,00 10,22 38,35 8,39 0,679

Ситуативная тревожность Situational anxiety 40,55 11,10 38,34 7,92 0,533

Индикатор Киртона Kirton Adaptation-Innovation Inventory

Адапторы-инноваторы Adopters/innovators 91,64 19,25 101,62 23,74 0,131

Примечание: здесь и далее - чем выше значения показателя «нервно-психическая устойчивость», тем уровень нервно-психической устойчивости ниже.

Note: here and below, higher scores of neuro-mental stability indicate lower levels of neuro-mental stability.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Специалисты-женщины значимо превосходят специалистов-мужчин почти по всем шкалам опросника уровня субъективного контроля, за исключением интернальности в области производственных отношений, т. е. они проявляют большую ответственность по отношению к достижениям и неудачам, семье и межличностным отношениям, здоровью. Однако в профессиональной деятельности специалисты-мужчины готовы брать ответственность за решения и собственные действия так же, как и женщины-специалисты.

Сравнительный анализ ПВК оперативного персонала проводился между тремя группами, что позволило изучить «психологический портрет» суперпрофессионала, обеспечивающего надежную работу ТЭС, и сравнить его с ПВК профессионалов более низкого уровня.

Результаты по всем методикам представлены в таблице 2, иллюстрированы рисунком 1, а значимость различий между ними по критерию Краскела -Уоллиса - в таблице 3.

Анализ средних значений показателей и значимости их различий показывает, что суперпрофессионалы, по сравнению с профессионалами и до-профессионалами, отличаются более высоким уровнем нервно-психической устойчивости в экстремальных условиях деятельности (р < 0,000). Они в меньшей степени подвержены дезадаптации под воздействием стрессовых факторов, что позволяет эффективнее решать профессиональные задачи, сохраняя оптимальное функциональное состояние. Благодаря психической устойчивости специалист способен осуществлять профессиональную деятельность в условиях высоких психоэмоциональных нагрузок, ответственности, постоянной готовности к внештатным ситуациям.

Победителям всероссийских соревнований присущи также более высокие показатели интернальности, чем участникам региональных и всероссийских соревнований. Полученные данные указывают на наличие статистически значимых различий по показателям общей интернальности, интернальности в области достижений, неудач, семейных и межличностных отношений. То есть суперпрофессионалы проявляют большую ответственность в разных сферах жизнедеятельности, чем специалисты других групп. Менее значимые различия обнаружены по интернальности в отношении здоровья и болезни (р < 0,180). Ответственность за свое психологическое и физическое здоровье является необходимым условием работы в данной профессии. Безответственное отношение будет приводить к быстрому эмоциональному выгоранию, возникновению болезней.

Достаточно высокие показатели интернального локуса контроля в сфере профессиональной деятельности наблюдаются у всех специалистов. Отсутствие значимых различий между ними по группам (р < 0,471) указывает на то, что готовность нести личную ответственность за неправильные действия является

LABOR PSYCHOLOGY

абсолютным свойством, необходимым для эффективного решения задач, как в аварийных, так и в штатных ситуациях. Интернальность выступает важной характеристикой зрелости личности, ее способности принимать на себя ответственность за события, происходящие в различных сферах жизнедеятельности.

Таблица 2. Профессионально важные качества оперативного персонала с разным уровнем профессионализма

Table 2. Professionally important qualities of operational employees with various levels of professionalism

Показатели Characteristics Группа 1 Group 1 Группа 2 Group 2 Группа 3 Group 3

М М М

Методика определения нервно-психической устойчивости «Прогноз» The Prognoz technique for examination of neuro-mental stability

Нервно-психическая устойчивость Mental stability 21,00 16,24 14,36

Опросник уровня субъективного контроля «УСК» The questionnaire for measuring the Level of Subjective Control (LSC)

Общая интернальность Overall internality 6,14 8,36 8,45

Интернальность в области достижений Internality and achievements 6,78 8,81 8,81

Интернальность в области неудач Internality and failures 6,51 8,43 8,47

Интернальность в области семейных отношений Internality and family relations 6,40 8,55 8,72

Интернальность в области производственных отношений Internality and productive relations 6,11 8,89 8,97

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Показатели Characteristics Группа 1 Group 1 Группа 2 Group 2 Группа 3 Group 3

М М М

Интернальность в области межличностных отношений Internality and interpersonal relations 6,13 7,92 7,83

Интернальность в отношении здоровья и болезни Internality and health/disease 5,51 7,83 8,19

Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» The test questionnaire for Studying Volitional Self-Regulation

Волевая саморегуляция Volitional self-regulation 13,33 15,37 16,19

Настойчивость Persistence 8,75 11,11 10,94

Самообладание Composure 7,44 7,72 8,36

Краткий ориентировочный тест («КОТ») The Wonderlic Personnel Test (WPT)

Уровень интеллекта Intelligence level 27,76 29,77 31,31

Шкала Спилбергера -Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности The Spielberg-Hanin test

Личностная тревожность Personal anxiety 42,49 37,19 34,47

Ситуативная тревожность Situational anxiety 41,82 38,43 34,53

Индикатор Киртона Kirton Adaptation-Innovation Inventory

Адапторы-инноваторы Adopters/innovators 90,76 102,94 110,19

Рисунок 1. Профессионально важные качества оперативного персонала с разным уровнем профессионализма

Figure 1. Professionally important qualities of operational employees with various levels of professionalism

Качество ответственности имеет глубокие духовно-нравственные основания, которые являются основополагающим фундаментом профессий особого риска. Как считает В. А. Пономаренко, человеческая и профессиональная надежность выше у личности с глубокими нравственными основаниями поступков [4]. Поэтому экстернальный локус контроля в этой сфере скорее относится к анти-ПВК.

Суперпрофессионалы отличаются более высоким уровнем волевой саморегуляции и настойчивостью по сравнению с другими группами (соответственно, p < 0,000, p < 0,001). Однако самообладание характеризует всех представителей оперативного персонала ТЭС. Отсутствие значимых различий по этому качеству (p < 0,283) позволяет рассматривать его как абсолютное ПВК.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Таблица 3. Показатели значимости различий профессионально важных качеств между группами специалистов по критерию H Краскела - Уоллиса

Table 3. Significance of differences of professionally important qualities among the groups of professionals (the Kruskal-Wallis H test)

Показатели Characteristics Группа 1 Group 1 Группа 2 Group 2 Группа 3 Group 3 Статистики критерия Краскела - Уоллиса Statistics of Kruskal-Wallis H test

Хи-квалрат Chi-square Асимтома-тическая значимость Asymptotic significance level

Методика определения нервно-психической устойчивости «Прогноз» The Prognoz technique for examination of neuro-mental stability

Нервно-психическая устойчивость Mental stability 90,90 62,85 45,10 29,353 0,000

Опросник уровня субъективного контроля «УСК» The questionnaire for measuring the Level of Subjective Control (LSC)

Общая интернальность Overall internality 39,86 79,13 84,93 34,992 0,000

Интернальность в области достижений Internality and achievements 51,21 75,11 76,65 12,433 0,002

Интернальность в области неудач Internality and failures 51,10 74,20 78,14 13,489 0,001

Интернальность в области семейных отношений Internality and family relations 48,79 75,77 78,71 17,073 0,000

LABOR PSYCHOLOGY

Показатели Characteristics Группа I Group I Группа 2 Group 2 Группа 3 Group 3 Статистики критерия Краскела - Уоллиса Statistics of Kruskal-Wallis H test

Хи-квадрат Chi-square Асимтома-тическая значимость Asymptotic significance level

Интернальность в области производственных отношений Internality and productive relations 62,36 68,47 72,50 1,507 0,471

Интернальность в области межличностных отношений Internality and interpersonal relations 57,02 68,86 78,60 6,700 0,035

Интернальность в отношении здоровья и болезни Internality and health/ disease 59,00 72,32 71,03 3,433 0,180

Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» The test questionnaire for Studying Volitional Self-Regulation

Волевая саморегуляция Volitional self-regulation 48,61 73,35 82,50 17,314 0,000

Настойчивость Persistence 49,91 76,12 76,79 14,026 0,001

Самообладание Composure 62,94 65,58 76,03 2,522 0,283

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Показатели Characteristics Группа I Group I Группа 2 Group 2 Группа 3 Group 3 Статистики критерия Краскела - Уоллиса Statistics of Kruskal-Wallis H test

Хи-квалрат Chi-square Асимтома-тическая значимость Asymptotic significance level

Краткий ориентировочный тест («КОТ») The Wonderlic Personnel Test (WPT)

Уровень интеллекта Intelligence level 56,48 72,09 74,51 5,571 0,062

Шкала Спилбергера -Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности The Spielberg-Hanin test

Личностная тревожность Personal anxiety 86,24 63,30 50,25 18,271 0,000

Ситуативная тревожность Situational anxiety 82,54 68,03 47,92 15,983 0,000

Индикатор Киртона Kirton Adaptation-Innovation Inventory

Адапторы-инноваторы Adopters/innovators 52,49 70,85 81,33 11,700 0,003

Суперпрофессионалов характеризуют также развитые способности к анализу и обобщению, быстрому и точному восприятию информации по сравнению с допрофессионалами ф < 0,062), что дает возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить наиболее адекватные решения даже в условиях дефицита информации.

LABOR PSYCHOLOGY

В первой группе отмечается более высокий уровень как личностной, так и ситуативной тревожности, по сравнению со специалистами, достигшими более высокого уровня мастерства (р < 0,000). У суперпрофессионалов сформировался оптимальный уровень профессиональной тревожности, позволяющий на основе опыта работы в экстремальных условиях адекватно оценивать профессиональные риски и угрозы. В то время как у специалистов, обладающих меньшей квалификацией, высокий уровень личностной тревожности указывает на вероятность эмоциональных срывов, что может негативно отразиться на эффективности решения профессиональных задач.

Выявлены статистически значимые различия в типах инноваторского мышления (р < 0,003) в группах специалистов, находящихся на различных этапах развития профессионализма. Большинство представителей первой группы можно отнести к категории адапторов, которым присущи способности стабильно работать в повседневных условиях, не отличающихся новизной и неопределенностью, и применять известные способы решения проблем. В аварийных же ситуациях необходима способность легко адаптироваться к меняющимся условиям деятельности и принимать нестандартные решения, что характерно для инноваторов. То есть инно-ваторский стиль мышления можно рассматривать как ПВК-мастерства оперативного персонала ТЭС.

Анализ таблиц сопряженности ПВК по группам специалистов выявил ряд тенденций (см. таблицу 4). В процессе развития профессионализма происходят значительные изменения в показателях нервно-психической устойчивости в стрессовых ситуациях. На начальной стадии профессионализма 89 % специалистов присущи удовлетворительный и неудовлетворительный уровни нервно-психической устойчивости. При достижении уровня профессионализма у представителей оперативного персонала в основном наблюдается удовлетворительный уровень адаптации. При переходе к высокому уровню мастерства 47 % суперпрофессионалов демонстрируют высокий и хороший уровень адаптации, но при этом у 53 % отмечается удовлетворительная адаптация.

Оказалось, что по мере развития профессионализма изменяется направление локуса контроля: от экстернального к интернальному. Если для 76 % допрофессионалов характерен преимущественно экстернальный локус контроля в различных сферах жизнедеятельности, то у профессионалов и суперпрофессионалов преобладает интернальный локус контроля (60 % и 67 %). То есть те специалисты, которые способны принимать ответственность за свои профессиональные решения и влиять на сложившуюся ситуацию, становятся мастерами высочайшего уровня и проявляют высокую профессиональную успешность.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Таблица 4. Уровень сформированности профессионально важных качеств по группам специалистов

Table 4. Levels of professionally important qualities in the groups of professionals

ПВК (% сотруАников, обладающих указанным качеством) Professionally important qualities (employees,%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологическая устойчивость Mental stability

Группы Groups Высокая High Хорошая Good Удовлетворительная Satisfactory Неудов-летвори-тельная Unsatisfactory

1 11 76 13

2 19 81

3 14 33 53

Локус контроля Locus of control

Экстер-нальный External Скорее экс-тернальный More external Скорее интернальный More internal Интернальный Internal

1 60 16 13 11

2 8 32 32 28

3 6 28 31 36

Волевые характеристики Volitional characteristics

Группы Groups Высокие High Средние Average Низкие Low

1 24 36 40

2 34 35 30

3 44 28 28

Личностная тревожность Personal anxiety

Группы Groups Высокие High Средние Average Низкие Low

1 31 64 5

2 9 68 23

3 8 64 28

LABOR PSYCHOLOGY

ПВК (% сотруАников, обладающих указанным качеством) Professionally important qualities (employees,%)

Ситуативная тревожность Situational anxiety

Группы Groups Высокие High Средние Average Низкие Low

1 33 60 7

2 13 68 19

3 8 39 39

Уровень интеллекта Intelligence level

Группы Groups Высокие High Выше среднего Higher average Средние Average Ниже среднего Lower average Низкие Low

1 44 20 29 7 0

2 60 11 17 4 2

3 64 25 11 0 0

С развитием профессионализма наблюдается некоторое повышение % специалистов с высоким уровнем сформированности волевых характеристик. Однако почти у трети специалистов всех групп эти качества отличаются невысоким уровнем развития. Уменьшается и количество специалистов с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности от начинающих мастеров до суперпрофессионалов. Количество специалистов, обладающих высоким и выше среднего уровнем интеллекта, преобладает в группе суперпрофессионалов, но и в других группах он достаточно высок. По мере развития профессионализма наблюдается изменение соотношения адапторского и инноваторского стилей мышления. Если у допрофессионалов 51 % склонен использовать стандартные способы решения, а 49 % отдают предпочтение новаторским решениям, то в группе суперпрофессионалов количество ин-новаторов уже заметно превышает адапторов (61 % / 39 %).

Результаты показывают, что многие ПВК у суперпрофессионалов превышают нормативные показатели. К ним относятся нервно-психическая устойчивость,

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

интернальный локус контроля во всех сферах жизнедеятельности, волевая саморегуляция, настойчивость, самообладание, высокий уровень интеллектуальных способностей и инноваторский стиль. При этом у них отмечается оптимальный уровень личностной и ситуативной тревожности. Профессионалы имеют более низкую выраженность всех ПВК, за исключением интернального локуса, настойчивости и самообладания, а также более высокой тревожности. Допрофессионалы не отличаются от других групп специалистов по таким качествам, как интернальный локус контроля в профессиональной сфере и сфере здоровья, самообладание. Можно предположить, что именно эти качества, имеющие одинаково высокую степень сформированности, являются, по терминологии А. В. Карпова, абсолютными свойствами, необходимыми для выполнения деятельности на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне. А все остальные качества относятся к качествам «мастерства», определяющим возможность достижения субъектом высокой профессиональной успешности [12]. Выявленные качества суперпрофессионалов во многом совпадают с психологическими предикторами профессиональной успешности специалистов профессий особого риска [28].

Применение метода главных компонент с вращением варимакс с нормализацией Кайзера позволило выделить факторную структуру ПВК в группах специалистов с разным уровнем профессионализма (таблицы 5, 6 и 7).

Факторная структура профессионально важных качеств в группе суперпрофессионалов

В группе суперпрофессионалов были получены четыре фактора, объясняющих 75,406 % дисперсии. Факторная нагрузка показателя учитывалась при г > 0,4. Генеральный фактор 1 «ответственность и воля суперпрофессионала» (50,194 % дисперсии) включает все показатели интернальности и волевой саморегуляции.

Ответственность является интегративным качеством личности профессионала, т. к. она проявляется почти во всех сферах его жизнедеятельности. А совместно с волевой саморегуляцией, настойчивостью и самообладанием она лежит в основе высокого уровня профессионализма. Второй фактор «воля и эмоционально-психическая неустойчивость суперпрофессионала» (13,715 % дисперсии) является биполярным. Положительный полюс образуют волевые характеристики специалиста, а отрицательный полюс объединяет нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность. Чем выше уровень волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания, тем большую нервно-психическую устойчивость проявляет суперпрофессионал и меньше испытывает тревогу по поводу своих действий при выполнении профессиональных задач.

LABOR PSYCHOLOGY

Таблица 5. Результаты факторного анализа профессионально важных качеств в группе суперпрофессионалов

Table 5. Factor analysis of professionally important qualities in the group of super-professionals

Показатели Characteristics Факторы Factors

I 2 3

Нервно-психическая устойчивость Mental stability -0,410 -0,502

Общая интернальность Overall internality 0,953

Интернальность в области достижений Internality and achievements 0,903

Интернальность в области неудач Internality and failures 0,940

Интернальность в области семейных отношений Internality and family relations 0,919

Интернальность в области производственных отношений Internality and productive relations 0,763

Интернальность в области межличностных отношений Internality and interpersonal relations 0,883

Интернальность в отношении здоровья и болезни Internality and health/disease 0,668

Волевая саморегуляция Volitional self-regulation 0,659 0,676

Настойчивость Persistence 0,597 0,690

Самообладание Composure 0,589 0,654

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Показатели Characteristics Факторы Factors

I 2 3

Уровень интеллекта Intelligence level -0,825

Личностная тревожность Personal anxiety -0,750

Ситуативная тревожность Situational anxiety -0,835

Адапторы-инноваторы Adopters/innovators 0,819

Третий фактор «когнитивные качества и нервно-психическая устойчивость суперпрофессионала» (11,4975 % дисперсии) также является биполярным. Этот фактор включает показатели интеллектуальных способностей, психической устойчивости, которые отрицательно связаны с когнитивным стилем специалиста. Возможно это один из парадоксов, описанных М. С. НоИтап [18]. Инноваторский когнитивный стиль обеспечивает психологическую устойчивость специалиста, а реалистическая оценка ситуации как опасной может нарушить оптимальное психическое состояние. Поэтому, обладая высоким уровнем интеллектуальных способностей, суперпрофессионалы блокируют информацию об опасности, которая может вызвать психическую нестабильность и стать препятствием в реализации нестандартного решения в аварийной ситуации.

Факторная структура профессионально важных качеств в группе профессионалов

В группе профессионалов в результате применения факторного анализа были выделены пять факторов, объясняющих 75,352 % дисперсии. Генеральный фактор 1 «ответственность профессионала» (26,021 % дисперсии) включил все показатели интернальности, за исключением интернальности в отношении здоровья и болезни, т. е. у профессионала данное качество также представляет собой целостное образование, как и у суперпрофессионала. Второй фактор «волевые характеристики профессионала» (16,965 % дисперсии) объединил все шкалы волевой саморегуляции.

LABOR PSYCHOLOGY

Таблица 6. Результаты факторного анализа профессионально важных качеств в группе профессионалов

Table 6. Factor analysis of professionally important qualities in the groups of professionals

Показатели Characteristics Факторы Factors

I 2 3 4 5

Нервно-психическая устойчивость Mental stability 0,836

Общая интернальность Overall internality 0,931

Интернальность в области достижений Internality and achievements 0,870

Интернальность в области неудач Internality and failures 0,915

Интернальность в области семейных отношений Internality and family relations ,863

Интернальность в области производственных отношений Internality and productive relations 0,684

Интернальность в области межличностных отношений Internality and interpersonal relations 0,409 0,678

Интернальность в отношении здоровья и болезни Internality and health/disease 0,761

Волевая саморегуляция Volitional self-regulation 0,928

Настойчивость Persistence 0,916

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Показатели Characteristics Факторы Factors

I 2 3 4 5

Самообладание Composure 0,787

Уровень интеллекта Intelligence level -0,675 0,421

Личностная тревожность Personal anxiety 0,835

Ситуативная тревожность Situational anxiety 0,827

Адапторы-инноваторы Adopters/innovators -0,670

Третий фактор «интеллект и тревожность профессионала» (13,4505 % дисперсии) включил три характеристики, противодействующие друг другу. Тревожность возрастает при снижении уровня интеллектуальных способностей человека. Благодаря развитию интеллекта профессионал способен справиться с тревожностью. Четвертый фактор «психическая устойчивость и когнитивный стиль профессионала» (9,654 % дисперсии) показывает, что психическая неустойчивость в значительной степени обусловлена стандартными решениями, т. е. адапторским когнитивным стилем.

Пятый фактор (9,262 % дисперсии) состоит из шкал интернальности в области межличностных отношений, здоровья и болезни, а также показателя интеллектуальных способностей. Только благодаря высокому уровню интеллектуальных способностей профессионал начинает ответственно относиться к своему здоровью и к другим людям.

Факторная структура профессионально важных качеств в группе допрофессионалов

В результате факторного анализа были получены четыре фактора, объясняющих 77,019 % дисперсии. Генеральный фактор «ответственность допро-фессионала» (25,516 % дисперсии) состоит из четырех шкал интернальности: общей, интернальности в области достижений, неудач и семейных отношений. Ответственность у допрофессионалов, хотя и образует подсистему, не является интегративным качеством, определяющим поведение человека во всех сферах жизнедеятельности.

LABOR PSYCHOLOGY

Таблица 7. Результаты факторного анализа профессионально важных качеств в группе допрофессионалов

Table 7. The results of factor analysis of professionally important qualities in the group of pre-professionals

Показатели Characteristics Факторы Factors

I 2 3 4

Нервно-психическая устойчивость Mental stability -0,425

Общая интернальность Overall internality 0,952

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернальность в области достижений Internality and achievements 0,950

Интернальность в области неудач Internality and failures 0,945

Интернальность в области семейных отношений Internality and family relations 0,809 0,473

Интернальность в области производственных отношений Internality and productive relations 0,418 0,750

Интернальность в области межличностных отношений Internality and interpersonal relations 0,917

Интернальность в отношении здоровья и болезни Internality and health/disease 0,912

Волевая саморегуляция Volitional self-regulation 0,656

Настойчивость Persistence 0,947

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Показатели Characteristics Факторы Factors

I 2 3 4

Самообладание Composure 0,762

Уровень интеллекта Intelligence level -0,791

Личностная тревожность Personal anxiety 0,892

Ситуативная тревожность Situational anxiety 0,924

Адапторы-инноваторы Adopters/innovators -0,575

Второй фактор «ответственность и когнитивный стиль допрофессиона-ла» (16,270 % дисперсии) объединил четыре шкалы интернальности и когнитивный стиль, которые имеют отрицательную связь между собой. По мере повышения ответственности по отношению к семье, производственных и межличностных отношений, собственному здоровью, человек прибегает к известным, стандартным способам решения, т. е. у него преобладает адаптор-ский когнитивный стиль. Третий фактор (16,270 % дисперсии) «интеллект и тревожность допрофессионала» совпадает по своему содержанию с аналогичным фактором в группе профессионалов, т. е. реалистическая оценка опасности ситуации помогают совладать с тревогой. Четвертый фактор «воля и психическая устойчивость допрофессионала» (14,990 % дисперсии) включил показатель психической устойчивости и волевые характеристики, связанные между собой отрицательной связью. Благодаря воле специалист преодолевает психологическую неустойчивость в стрессовых ситуациях.

Таким образом, результаты факторного анализа выявили некоторые особенности подструктур ПВК в группах оперативного персонала ТЭС и тенденции их формирования. Во всех группах специалистов образуется фактор ответственности. При низком уровне профессионализма ответственность проявляется не во всех сферах жизнедеятельности. Более того, она может препятствовать формированию инноваторского когнитивного стиля. У профессионалов

LABOR PSYCHOLOGY

ответственность становится интегративным качеством, однако, чтобы ее проявить в сферах здоровья и межличностных отношений, требуется рациональное обоснование. Суперпрофессионалы обладают ответственностью как интегративным качеством, которая вместе с волевыми характеристиками позволяет реализовать на уровне поведения ответственные решения во всех сферах жизнедеятельности.

Волевые характеристики присущи всем специалистам и образуют целостное образование. Благодаря способности к саморегуляции, настойчивости и самообладанию допрофессионалы и суперпрофессионалы сохраняют психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях. Разница между ними в том, что воля помогает последним справиться и с тревожностью. Более того, суперпрофессионалы лучше адаптируются к стрессовым ситуациям, используя творческий когнитивный стиль.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Высокий уровень профессионализма деятельности оперативного персонала тепловых электростанций характеризуется отличными профессиональными знаниями, навыками, умениями и эффективностью решения производственных задач в моделируемых штатных и аварийных ситуациях. Профессионализм личности проявляется в наличии сформированных профессионально важных качеств. Специалисты-женщины проявляют большую ответственность по сравнению со специалистами-мужчинами почти во всех сферах жизнедеятельности, за исключением профессиональной деятельности.

2. Существуют различия в сформированности профессионально важных качеств специалистов с разным уровнем профессионализма. По мере повышения уровня мастерства наблюдается повышение нервно-психической устойчивости к экстремальным факторам профессиональной деятельности; ответственности за достижения, неудачи, семью, межличностные отношения; волевой саморегуляции, настойчивости, уровня интеллектуальных способностей, а также отмечается преобладание инноваторского когнитивного стиля и понижение уровня личностной и ситуативной тревожности. Вместе с тем такие качества, как ответственность в профессиональной сфере и сфере здоровья, самообладание выступают как абсолютные профессионально важные качества, необходимые для выполнения деятельности на минимально допустимом уровне.

3. В процессе развития профессионализма происходят и качественные изменения в подсистемах профессионально важных качеств. Если у допро-фессионалов ответственность проявляется в отдельных сферах жизнедеятельности и препятствует формированию инноваторского когнитивного стиля,

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

то у профессионалов и суперпрофессионалов она становится интегративным качеством. На высоком уровне профессионализма ответственность образует целостное образование с волевыми качествами, что обеспечивает профессиональную и человеческую надежность специалиста. Благодаря способности к саморегуляции, настойчивости и самообладанию допрофессионалы сохраняют психическую устойчивость в стрессовых ситуациях. Воля и творческий когнитивный стиль помогают суперпрофессионалам не только сохранить психическую стабильность, но и справиться с тревожностью.

4. Выявленные в исследовании особенности профессионально важных качеств оперативного персонала тепловых электростанций с разным уровнем профессионализма являются психологическими предикторами профессиональной эффективности и могут учитываться при проведении психологического и психофизиологического отбора кадров, назначении на другую должность, при разработке программ психологической подготовки сотрудников энергетической отрасли к деятельности в экстремальных условиях, а также при прогнозировании их результативности в штатных и аварийных ситуациях.

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования Михайлиди С. В., тренера-психолога, судью Всероссийских соревнований профессионального мастерства в энергетической отрасли. Acknowledgments

The authors thank Mikhailidi S. V., a trainer psychologist, judge of all-Russian competitions of professional skills in the energy industry, for assistance with data collection.

Литература

1. AlshehriA., HussainA., MobarakY. Energy-conversion measures in the industries of Saudi Arabia and development of methodology for certification of energy personnel in the Kingdom // Energy Policy. 2014. Vol. 64. P. 203-208. DOI: 10.1016/j.enpol.2013.08.069

2. Yagmur L. Multi-criteria evaluation and priority analysis for localization equipment in a thermal power plant using the AHP (analytic hierarchy process) // Energy. 2016. Vol. 94. P. 476-482. DOI: 10.1016/j.energy.2015.11.011

3. Годовой отчет о деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2016 году. М., 2017. URL: http://www.gosnadzor.ru/public/annual reports/ (дата обращения: 12.11.2018).

4. Пономаренко В. А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск: Поликом, 2006. 629 с.

LABOR PSYCHOLOGY

5. Edgley C., Sharma N., Anderson-Gough F. Diversity and professionalism in the Big Four firms: Expectation, celebration and weapon in the battle for talent // Critical Perspectives on Accounting. 2016. Vol. 35. P. 13-34. DOI: 10.1016/j.cpa.2015.05.005

6. Дмитриев П. И. К вопросу повышения надежности профессиональной деятельности оперативного персонала котлотурбинного цеха электростанции // Энергетика. Известия высших учебных заведений и энергетических объединений СНГ. 2012. № 6. С. 64-69.

7. Журавлев Г. Е. Психологические задачи на электростанциях // Прикладная психология. 2000. № 3. С. 1-15.

8. Новикова Г. В. Психологические аспекты профессиональной подготовки оперативного персонала в электроэнергетике: дисс. ... канд. психол. наук. Тверь, 2002. 155 с.

9. Панаиотти Е. А., Суржиков Д. В. Комплексная оценка условий труда и риска для здоровья работающих в основных цехах тепловых электростанций // Бюллетень СО РАМН. 2007. Т. 27, № 1. С. 56-62.

10. Ugarte-Aviles T., Manterola C., Cartes-Velasquez R., Otzen T. Impact of proximity of thermoelectric power plants on bronchial obstructive crisis rates // BMC public health. 2017. Vol. 17, Issue 96. DOI: 10.1186/s12889-016-4008-7

11. Guida H. F. S., Brito J., Alvarez D. Gestäo do trabalho, saüde e seguranga dos trabalhadores de termeletricas: um olhar sob o ponto de vista da ativi-dade [Labor management and the health and safety of thermoelectric power plants: a study from the viewpoint of the activity] // Ciencia & Saüde Coletiva. 2013. Vol. 18, № 11. P. 3125-3136. DOI: 10.1590/S1413-81232013001100003

12. Карпов А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. С. 190-196.

13. Arnold L. Assessing Professional Behavior: Yesterday, Today, and Tomorrow // Academic Medicine. 2002. Vol. 77. № 6. P. 502-515.

14. Roos M., Pfisterer D., Krug D., Ledig T., Steinhäuser J., Szecsenyi J., Goetz K. Adaptation, psychometric properties and feasibility of the Professionalism Scale Germany // Zeitschrift für Evidenz, Fortbildung und Qualität im Gesundheitswesen. 2016. Vol. 113. P. 66-75. DOI: 10.1016/j.zefq.2016.04.002

15. Wurm-Schaar M. Professionalism: An exemplar for the sciences // Biochemical Pharmacology. 2015. Vol. 98, Issue 2. P. 313-317. DOI: 10.1016/j. bcp.2015.06.026

16. CollierR. Professionalism: What is it? // Canadian Medical Association Journal. 2012. Vol. 184, Issue 10. P. 1129-1130. DOI: 10.1503/cmaj.109-4211

17. Blake R., Gutierrez O. A semantic analysis approach for assessing professionalism using free-form text entered online // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27, Issue 6. P. 2249-2262. DOI: 10.1016/j.chb.2011.07.004

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

18. HoltmanM. C. Paradoxes of professionalism and error in complex systems // Journal of Biomedical Informatics. 2011. Vol. 44, Issue 3. P. 395-401. DOI: 10.1016/j.jbi.2009.08.002

19. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2000. 300 с.

20. Дружилов С. А. Применение концепций инженерной психологии к профессиям, традиционно не считающимся операторскими // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. URL: http://psyjournals. ru/psyedu ru/2011/n1/39947.shtml (дата обращения: 24.01.2018).

21. Поварёнков Ю. П. Системогенетический подход к пониманию профессионально важных качеств субъекта труда // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 1. С. 232-237.

22. Нечаев Н. Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 4. С. 3-15.

23. Михайлова Т. А. Профессионализм специалиста по социальной работе: сущность и основные компетенции // Социальные отношения. 2017. № 2 (21). С. 135-145.

24. КотеневаА. В., ПотаповаН. В. Профессиональная успешность врачей // Психология обучения. 2018. № 6. С. 83-91.

25. ЦильмакА. Н. Методология качественно-количественного оценивания критериев профессионализма сотрудников милиции при их аттестации // Психология и право. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/ n1/39331.shtml (дата обращения: 24.01.2018).

26. Макаров Ю. А. Педагогический профессионализм и профессиональная толерантность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 4. С. 31-37.

27. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 310 с.

28. Бовин Б. Г., Марьин М. И., Кокурин А. В., Славинская Ю. В., Раков А. М., Киселева Е. А., Васищев А. А., Морозов В. И., Дутов В. И., Красов Д. А., Мокрецов А. И. Экстремальная психология в особых условиях деятельности. М.: Изд-во Академии Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2015. 514 с.

29. ЛысаковН. Д., ГандерД. В.,Лысакова Е. Н. Психология труда в экстремальных условиях. Монография. М.: Изд-во СГУ, 2013. 176 с.

30. Смирнов В. Н., Петухов Е. В. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 207 с.

LABOR PSYCHOLOGY

31. Шойгу Ю. С., Тарасова А. А. Выделение профессионально важных качеств инспектора Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 4. С. 267-295. DOI: 10.21702/rpj.2017.4.13

32. Бессонова Ю. В. Типология ментальных репрезентаций профессиональных задач у специалистов атомной энергетики // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 2. С. 102-118.

33. Ворона О. А., Короченко Т. Ю. Роль личностных особенностей в профессиональной деятельности оперативного персонала энергетической отрасли // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 225-234.

34. Верещагина М. А. Развитие профессионализма у оперативного персонала в энергетике // Экстремальная психология: теория и практика. Часть II: сборник научных статей / под ред. А. В. Кокурина, В. И. Екимовой, Е. А. Орловой. М.: РУСАЙНС, 2017. С. 37-41.

35. Акиндинова И. А. Характеристики стрессоустойчивости оперативного персонала Ленинградской атомной электростанции // Актуальные вопросы ядерно-химических технологий и экологической безопасности: сборник статей по материалам научно-практической конференции. Севастополь: Изд-во Севастопольского государственного университета, 2016. С. 322-327.

36. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / под ред. проф. А. О. Прохорова. СПб: Речь, 2004. 480 с.

37. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. 7-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.

38. Управление инновациями в кадровой работе: учебно-практическое пособие / [Лукьянова Т. В. и др.]; под ред. А. Я. Кибанова. М.: Проспект, 2012. 70 с. URL: https://fictionbook.ru/author/kollektiv avtorov/upravlenie persona-lom teoriya i praktika ru 8/read online.html (дата обращения: 12.11.2018).

References

1. Alshehri A., Hussain A., Mobarak Y. Energy-conversion measures in the industries of Saudi Arabia and development of methodology for certification of energy personnel in the Kingdom. Energy Policy, 2014, V. 64, pp. 203-208. DOI: 10.1016/j.enpol.2013.08.069

2. Yagmur L. Multi-criteria evaluation and priority analysis for localization equipment in a thermal power plant using the AHP (analytic hierarchy process). Energy, 2016, V. 94, pp. 476-482. DOI: 10.1016/j.energy.2015.11.011

3. Annual report on activities of the federal environmental, industrial and nuclear supervision service of Russia in 2016. Moscow, 2017. Available at: http:// www.gosnadzor.ru/public/annual reports/ (Accessed 12 November 2018).

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

4. Ponomarenko V. A. Psikhologiya chelovecheskogo faktora v opasnoi pro-fessii [Psychology of human error in a dangerous profession]. Krasnoyarsk, Polikom Publ., 2006. 629 p.

5. Edgley C., Sharma N., Anderson-Gough F. Diversity and professionalism in the Big Four firms: Expectation, celebration and weapon in the battle for talent. Critical Perspectives on Accounting, 2016, V. 35, pp. 13-34. DOI: 10.1016/j.cpa.2015.05.005

6. Dmitriev P. I. Increasing the level of professional reliability in operational employees in boiler and turbine shops of thermal power plants. Energetika. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii i energeticheskikh ob"edinenii SNG -Energetika: Proceedings of CIS Higher Education Institutions and Power Engineering Associations, 2012, no. 6, pp. 64-69 (in Russian).

7. Zhuravlev G. E. Psikhologicheskie zadachi na elektrostantsiyakh [Psychological tasks at thermal power plants]. Prikladnaya psikhologiya - Applied Psychology, 2000, no. 3, pp. 1-15 (in Russian).

8. Novikova G. V. Psikhologicheskie aspekty professional'noi podgotovki ope-rativnogo personala v elektroenergetike [Psychological approaches to professional training of operational employees in power industry]. Diss. Cand. Sci. (Psych.). Tver, 2002. 155 p.

9. Panaiotti E. A., The complex estimation of working conditions and health risks for workers in boiler and turbine shops of thermal power stations. Byulleten' SO RAMN - Bulletin of the Siberian branch of the Russian Academy of Medical Sciences, 2007, V. 27, no. 1, pp. 56-62 (in Russian).

10. Ugarte-Aviles T., Manterola C., Cartes-Velasquez R., Otzen T. Impact of proximity of thermoelectric power plants on bronchial obstructive crisis rates. BMC public health, 2017, V. 17, Issue 96. DOI: 10.1186/s12889-016-4008-7

11. Guida H. F. S., Brito J., Alvarez D. Gestäo do trabalho, saüde e seguranga dos trabalhadores de termeletricas: um olhar sob o ponto de vista da atividade [Labor management and the health and safety of thermoelectric power plants: a study from the viewpoint of the activity]. Ciencia & Saude Coletiva, 2013.

12. Karpov A. V. The concept of professionally important qualities in activity. In: Psikhologiya truda [Labour psychology]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2004, pp. 190-196.

13. Arnold L. Assessing professional behavior: Yesterday, today, and tomorrow. Academic Medicine, 2002, V. 77, no. 6, pp. 502-515.

14. Roos M., Pfisterer D., Krug D., Ledig T., Steinhäuser J., Szecsenyi J., Goetz K. Adaptation, psychometric properties and feasibility of the Professionalism Scale Germany, 2016, V. 113, pp. 66-75. DOI: 10.1016/j.zefq.2016.04.002

15. Wurm-Schaar M. Professionalism: An exemplar for the sciences. Biochemical Pharmacology, 2015, V. 98, Issue 2, pp. 313-317. DOI: 10.1016/j.bcp.2015.06.026

LABOR PSYCHOLOGY

16. Collier R. Professionalism: What is it? Canadian Medical Association Journal, 2012, V. 184, Issue 10, pp. 1129-1130. DOI: 10.1503/cmaj.109-4211

17. Blake R., Gutierrez O. A semantic analysis approach for assessing professionalism using free-form text entered online. Computers in Human Behavior, 2011, V. 27, Issue 6, pp. 2249-2262. DOI: 10.1016/j.chb.2011.07.004

18. Holtman M. C. Paradoxes of professionalism and error in complex systems // Journal of Biomedical Informatics, 2011, V. 44, Issue 3, pp. 395-401. DOI: 10.1016/j.jbi.2009.08.002

19. Derkach A. A., Zazykin V. G., Markova A. K. Psikhologiya razvitiya professional [Psychology of a professional's development]. Moscow, RAGS Publ., 2000. 300 p.

20. Druzhilov S. A. Application of the engineering psychology concepts to professions traditionally not considered as operator-oriented. Psychological Science and Education psyedu.ru, 2011, no. 1 (in Russian). Available at: http:// psyjournals.ru/psyedu ru/2011/n1/39947.shtml (Accessed 24 January 2018).

21. Povarenkov Yu. P. Professionally important qualities of the work subject. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2012, V. 2, no. 1, pp. 232-237 (in Russian).

22. Nechaev N. N. Profession and professionalism: Tasks of the psychology of professional creativity. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya - Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2016, no. 4, pp. 3-15 (in Russian).

23. Mikhailova T. A. Professionalism of a specialist in social work: The nature and main competences. Sotsial'nye otnosheniya - Social Relationships, 2017, no. 2 (21), pp. 135-145 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Koteneva A. V., Potapova N. V. Physicians' professional success. Psikhologiya obucheniya - Psychology of Education, 2018, no. 6, pp. 83-91 (in Russian).

25. Tsil'mak A. N. Methodology of qualitative and quantitative evaluation of professionalism criteria in police officers during their certification. Psikhologiya i pravo - Psychology and Law, 2011, no. 1 (in Russian). Available at: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n1/39331.shtml (Accessed 24 January 2018).

26. Makarov Yu. A. Pedagogical professionalism and professional tolerance. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika - Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology, Education, 2010, V. 4, pp. 31-37 (in Russian).

27. Markova A. K. Psikhologiyaprofessionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Znanie Publ., 1996. 310 p.

28. Bovin B. G., Mar'in M. I., Kokurin A. V., SlavinskayaYu. V., Rakov A. M., Kiseleva E. A., Vasishchev A. A., Morozov V. I., Dutov V. I., Krasov D. A., Mokretsov A. I. Ekstremal'naya psikhologiya v osobykh usloviyakh deyatel'nosti [Extreme

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

psychology in the special conditions of activity]. Moscow, State Fire Academy of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters Publ., 2015. 514 p.

29. Lysakov N. D., Gander D. V., Lysakova E. N. Psikhologiya truda v ekstremal'nykh usloviyakh [Psychology of work in extreme conditions]. Moscow, SSU Publ., 2013. 176 p.

30. Smirnov V. N., Petukhov E. V. Psikhologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [Psychology in the activities of law enforcement officers]. Moscow, Yunity-Dana Publ., 2012. 207 p.

31. Shoigu Y. S., Tarasova A. A. Professionally important qualities of inspectors in the state small vessels inspectorate of EMERCOM of Russia. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal - Russian Psychological Journal, 2017, V. 14, no. 4, pp. 267-295 (in Russian). DOI: 10.21702/rpj.2017.4.13

32. Bessonova Yu. V. Typology of mental representations of professional tasks of nuclear energy specialists. Eksperimental'nayapsikhologiya - Experimental Psychology, 2012, V. 5, no. 2, pp. 102-118 (in Russian).

33. Vorona O. A., KorochenkoT.Yu. The role of personal characteristics in the professional activities of the operational employees in the energy industry. Gumanitarnyi vector - Humanitarian Vector, 2012, no. 1 (29), pp. 225-234 (in Russian).

34. Vereshchagina M. A. The development of professionalism of the operational personnel in the energy sector. In: A. V. Kokurin, V. I. Ekimova, E. A. Orlova (eds.) Ekstremal'naya psikhologiya: teoriya i praktika. Chast' II: sbornik nauchnykh statei [Extreme psychology: Theory and practice. Part II: Collection of scientific articles]. Moscow, RUSYNS Publ., 2017, pp. 37-41.

35. Akindinova I. A. Kharakteristiki stressoustoichivosti operativnogo personala Leningradskoi atomnoi elektrostantsii [Stress tolerance in operational employees at the Leningrad nuclear power plant]. Sbornik statei po materialam nauchno-prakticheskoi konferentsii "Aktual'nye voprosy yaderno-khimicheskikh tekhnologii i ekologicheskoi bezopasnosti" [Proc. the Scientific and Practical Conference"Actual issues of nuclear chemical technologies and environmental safety"]. Sevastopol, Sevastopol State University Publ., 2016, pp. 322-327.

36. Prokhorov A. O. (ed.) Praktikum po psikhologii sostoyanii [A tutorial on psychology of states]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2004. 480 p.

37. Stolyarenko L. D. Osnovypsikhologii [Foundations of psychology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2006. 704 p.

38. Kibanova A. Ya. Upravlenie innovatsiyami v kadrovoi rabote: uchebno-prakticheskoe posobie [Managing innovations in personnel work]. Moscow, Prospekt Publ., 2012. 70 p. Available at: https://fictionbook.ru/author/kollek-tiv avtorov/upravlenie personalom teoriya i praktika ru 8/read online. html (Accessed 12 November 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.