Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/60PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Фалкина С.А. Профессионально важные качества прокурорских работников для деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Falkina S.A. (2019). Professionally important qualities of prosecutors for the activities in the field of juvenile delinquency prevention. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN419.pdf (in Russian)
УДК 159.9:331.101.3 ГРНТИ 15.81.29
Фалкина Светлана Анатольевна
ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской Федерации», Симферополь, Россия
Крымский юридический институт (филиал) Старший преподаватель кафедры «Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин»
E-mail: [email protected]
Профессионально важные качества прокурорских работников для деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионально-психологической подготовки кадров к деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Профилактическая деятельность имеет свои специфические особенности, которые предъявляют высокие требования к профессиональным и личностным качествам субъектов профилактики. Эффективность и успешность профилактической деятельности зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов, осуществляющих профилактику, наличия у них развитых профессионально важных качеств личности. При разработке системы психологических мероприятий, направленной на повышение эффективности профессиональной деятельности прокурорских работников в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, важной задачей выступает определение содержания профессионально важных психологических качеств, умений и навыков прокурорских работников, определяющих успешность деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Проблема психологического анализа профессиональной деятельности прокурора в сфере профилактики правонарушений автором рассматривается через определение комплекса профессионально важных качеств прокурорских работников, психических процессов, свойств и состояний, составляющих профессионально-психологическую готовность к выполнению профилактической функции. Для эмпирической проверки и обоснования модели профессионально-психологической готовности проводилось диагностическое обследование прокурорских работников с различной степенью профессиональной успешности. Для диагностики профессионально важных качеств прокурорских работников в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних использовалась батарея тестов, позволяющая диагностировать уровень развития структурных компонентов профессионально-психологической готовности: мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и личностного. По результатам эмпирического исследования были выделены профессионально важные качества прокурорских работников,
обуславливающие успешность в деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних: доминирование внутренней мотивации профессиональной деятельности, наличие оптимального мотивационного комплекса; эмоциональная устойчивость, оптимальный эмоциональный тонус, высокое развитие волевых качеств; высокий уровень интеллектуального развития коммуникативная компетентность, включающая коммуникативные способности и навыки публичного выступления и высокие показатели развития способности к адекватному пониманию и интерпретации различных форм невербального поведения по большинству значимых составляющих. Полученные результаты позволили эмпирически подтвердить выделенные компоненты профессионально-психологической готовности к деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних и отметить необходимость разработки теоретически и эмпирически обоснованной системы психологических мероприятий, направленной на повышение эффективности профессиональной деятельности прокурорских работников.
Ключевые слова: профессионально важные качества личности; профилактика правонарушений; профессионально-психологическая готовность; профессиональная успешность; профессиональная подготовка; психология прокурорской деятельности
Постановка проблемы
Создание эффективной системы профилактики правонарушений определены ключевыми задачами Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года1. При этом профилактическая деятельность имеет свои специфические особенности, которые предъявляют высокие требования к профессиональным и личностным качествам субъектов профилактики, к которым с 2016 года, наряду с другими субъектами, относятся работники органов прокуратуры Российской Федерации. Эффективность и успешность профилактической деятельности зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов, осуществляющих профилактику, наличия у них развитых профессионально важных качеств личности. Кроме того, значительная часть задач, поставленная перед специалистами при осуществлении профилактических мероприятий, требует понимания и использования ими целого комплекса психологических знаний, методов и форм профилактической работы с несовершеннолетними. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профессионально-психологической подготовки кадров к деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. При разработке системы психологических мероприятий, направленной на повышение эффективности профессиональной деятельности прокурорских работников в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, важной задачей выступает определение содержания профессионально значимых психологических качеств, умений и навыков прокурорских работников, определяющих успешность деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Решение этой задачи позволит повысить эффективность образовательного процесса при подготовке прокурорских работников за счет формирования профессионально-психологической готовности и развития профессиональных компетенций в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, что в свою
1 Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года». Режим доступа: КонсультантПлюс.
https:// mir-nauki. com
очередь, будет способствовать повышению эффективности данного направления профессиональной деятельности.
Различные психологические аспекты профессиональной деятельности прокурора и психологического обеспечения деятельности органов прокуратуры отражены в работах М.С. Андрианова, В.В. Глибовца, Г.Х. Ефремовой, М.В. Кроза, А.Р. Ратинова, Н.А. Ратиновой, В.В. Романова, О.Д. Ситковской, А.Ф. Смирнова и др. Так, в научных трудах рассматриваются психологические особенности и структурные компоненты профессиональной деятельности прокурора [1]; разработано направление психологического обеспечения процесса адаптации молодых специалистов к службе в органах прокуратуры [2]; рассмотрены вопросы использования прокурорам психологических знаний при осуществлении надзорной деятельности, поддержании государственного обвинения по уголовным делам, организации взаимодействия органов прокуратуры со СМИ и общественностью рассмотрении обращений граждан и др. [3-6].
Следует отметить, что, несмотря на значимость этих исследований, до настоящего времени изучения проблемы психологического обеспечения деятельности прокурора в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних не проводилось.
Рассмотрение психологических основ прокурорской деятельности, как целостной сложноорганизованной, многоуровневой структуры, представлено в работах М.В. Кроза. Автор отмечает, что профессиональная деятельность сотрудника прокуратуры имеет свои специфические особенности, что относит ее к числу профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим характеристикам работника, его нравственным, личностным, интеллектуальным качествам. Выполняя структурный анализ профессиональной деятельности прокурора, М.В. Кроз выделяет ведущие блоки, подструктуры, значимые при выполнении основных профессиональных функций: познавательная, коммуникативная и организационно-управленческая [1].
В нашем исследовании проблема психологического анализа профессиональной деятельности прокурора в сфере профилактики правонарушений рассматривается через определение комплекса профессионально важных качеств прокурорских работников, психических процессов, свойств и состояний, составляющих профессионально-психологическую готовность к выполнению профилактической функции.
Теоретико-методологической основу исследования составили методологические принципы системно- и субъектно-деятельностного подходов к анализу профессиональной деятельности (В.А. Бодров, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.М. Иванова, А.В. Карпов, Е.А. Климов, Л.Н. Корнеева, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков); концепции психологического анализа профессиональной деятельности юриста (В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов, В.В. Романов, М.В. Кроз, A.M. Столяренко).
Теоретические и прикладные разработки системно-деятельностного подхода позволяют определить общие правила построения системного изучения профессиональной деятельности прокурора в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. С позиции системно-деятельностного подхода профессиональная деятельность прокурора в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних должна рассматриваться как системный объект, с описанием структуры и взаимосвязи подсистем профессиональной деятельности (объекта и субъекта труда). Так, исходя из вышеизложенных положений, можно определить, что деятельность прокурора в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних представляет собой целостную сложноорганизованную, многоуровневую динамическую структуру, включающую характеристики объективного содержания профессиональной деятельности (основные направления прокурорской деятельности в сфере профилактики
правонарушений), а также субъективное содержание деятельности (психологические компоненты деятельности прокурорских работников) [7].
В основу построения эмпирического исследования и разработки системы психологических мероприятий, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности прокурорских работников в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, были положены некоторые теоретико-методологических аспекты субъектно-деятельностного подхода, а именно:
• рассмотрение профессиональной деятельности как социально-значимой деятельности, выполнение которой требует специальных знаний, умений, навыков, а также профессионально значимых качеств личности [8; 9];
• взаимосвязь и взаимовлияние психологических характеристик субъекта труда на эффективность профессиональной деятельности [10];
• признание ключевой роли психологических характеристик субъекта труда в процессе профессионального становления и достижения профессионализма [10; 11];
• рассмотрение субъекта труда с позиции профессиональной пригодности, которая обуславливается синтезом способностей, активности личности и требованиями профессиональной деятельности, определенными ее содержанием, средствами и условиями организации [12].
Теоретический анализ научных трудов и нормативных правовых актов в области профессиональной деятельности прокурорских работников в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних позволил отметить, что специфика этого направления деятельности предъявляет высокие требования к развитию познавательных, коммуникативных, эмоционально-волевых и организаторских качеств субъекта труда, комплекс которых составляет профессионально-психологическую готовность к деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Нами была разработана теоретическая модель профессионально-психологической готовности, которая включала в себя следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный (познавательный), операциональный, личностный.
Целью проведения исследования являлось эмпирическое определение содержания профессионально важных психологических качеств, психологических знаний, умений и навыков, обуславливающих успешность в деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних и составляющих профессионально-психологическую готовность к данной деятельности.
Процедура и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе Крымского юридического института (филиала) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», г. Симферополь. В исследовании приняли участие 125 старших помощников прокуроров городов и районов, осуществляющих надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи. Для эмпирической проверки и обоснования модели профессионально-психологической готовности проводилось диагностическое обследование прокурорских работников с различной степенью профессиональной успешности. Прокурорские работники, осуществляющие надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи, на основе определенных критериев,
https:// mir-nauki. com
были разделены на две группы профессиональной успешности (высокую и смешанную (среднюю и низкую). Для определения показателей, характеризующих успешность профессиональной деятельности прокурора в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, были использованы объективные количественные характеристики, отражающие объем и качество проделанной работы, а также экспертные оценки, содержащиеся в служебных характеристиках прокурорских работников, в которых отражены производительность труда и профессионально значимые психологические качества.
Для диагностики профессионально важных качеств прокурорских работников в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних использовалась батарея тестов, состоящая из следующих методик: Шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF, форма «А»), Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А.А. Реана), Методика «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (В.А. Лабунская), Методика «Тестовая карта коммуникативной деятельности» (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева). Эмпирическое подтверждение модели производилось путем обобщения и сопоставление данных психологического тестирования прокурорских работников по группам высокой и низкой профессиональной успешности. В 1 группу (высокоэффективных прокурорских работников) вошли 75 человек, в состав 2 группы вошли прокурорские работники со средним и низким уровнем профессиональной эффективности - 50 человек.
С целью первичной обработки данных были применены методы сравнительного анализа, в свою очередь, для вторичной обработки результатов (выявления статистически достоверных данных и их взаимозависимости) нами были применены методы математической статистики. Для оценки различий между группами использовался U-критерий Манна-Уитни.
Результаты определения ведущих мотивов профессиональной деятельности показали (рис. 1), что для прокурорских работников с высоким уровнем эффективности ведущими мотивами профессиональной деятельности выступают внутренние мотивы, связанные с получением удовольствия от самого процесса работы, возможностью самореализации профессиональной деятельности. По шкале внутренней мотивации (ВМ) в группах прокурорских работников с различной степенью профессиональной успешности были выявлены статистически значимые различия с помощью и-критерий Манна-Уитни. Статистические значимые различия также были выявлены по шкале внешней отрицательной мотивации (ВОМ). Малоэффективные прокурорские работники в профессиональной деятельности в большей степени, чем их высокоэффективные коллеги, ориентированы на избегание наказания, критики, различного рода неприятностей. Внешняя положительная мотивации (ВПМ) (заработок, карьерный рост, социальный престиж и др.) свойственна прокурорским работникам обеих групп.
При этом, необходимо отметить, что успешность в профессиональной деятельности связана не только с ведущим типом мотивации, а в большей степени определяется соотношением между собой трех видов мотивации, которые образуют мотивационный комплекс личности. Так, было выявлено, что у высокоэффективных прокурорских работников отмечается доминирование внутренней мотивации профессиональной деятельности, наличие оптимального мотивационного комплекса, в группе малоэффективных работников представлены различные сочетания внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации, образующие промежуточные мотивационные комплексы.
Результаты исследования и их обсуждение
Рисунок 1. Результаты изучения мотивации профессиональной деятельности прокурорских работников с различным уровнем профессиональной успешности
Личностные качества прокурорских работников изучались с помощью «Шестнадцатифакторного личностного опросника» Р.Б. Кеттелла. На рис. 2 представлены средние значения выраженности факторов опросника в группах с различным уровнем профессиональной успешности. Так, статистически значимые различия в группах прокурорских работников с различным уровнем профессиональной успешности отмечаются по факторам А - «замкнутость - общительность», В - «интеллект», С - «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность», Е - «подчиненность - доминантность», G -«низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения», Н - «робость -смелость», N - «прямолинейность - дипломатичность», Q2 - «конформизм - нонконформизм», Q3 - «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», Q4 - «расслабленность -напряженность».
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
с различным уровнем профессиональной успешности (усредненный профиль)
Так, анализ полученных данных и выявленных статистически достоверных различий, как по отдельным факторам опросника, так и в оценке сочетания ряда факторов между собой, позволяет отметить ряд особенностей, характерных для профессионально успешных прокурорских работников. В частности, анализ данных, полученных по факторам А, Н, N позволяют сделать вывод о более высоком уровне развития коммуникативной компетентности высокоэффективных прокурорских работников. Профессионально успешным прокурорским работникам в большей степени, чем их малоэффективным коллегам, присуща направленность на общение, легкость в установлении межличностных контактов, готовность к совместной работе, гибкость в общении, проницательность.
А В СЕ Б ей I LMNOQ1Q2Q3Q4 • Группа 1 • Группа 2
Рисунок 2. Личностные особенности прокурорских работников
Высокоэффективным прокурорским работникам характерна большая самостоятельность, независимость, настойчивость. Малоэффективные прокурорские работники в большей степени демонстрируют конформность и приспособляемость.
Значимые различия также были обнаружены при анализе эмоционально-волевой сферы. Успешные в профессиональной деятельности прокурорские работники более эмоционально устойчивы, имеют более высокий уровень развития волевых качеств, более обязательны и дисциплинированы. Большинство профессионально успешных прокурорских работников характеризуются оптимальным эмоциональным тонусом, стрессоустойчивостью.
Прокурорские работники имеют достаточный уровень развития ряда интеллектуальных способностей. При этом более высокие показатели интеллектуального развития характерны для профессионально успешных прокурорских работников.
Анализ первичных данных об особенностях профессиональной деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, полученных в результате изучения документов, наблюдения за рабочим процессом, а также по результатам интервьюирования прокурорских работников и экспертов, указывает на значимую роль коммуникативной подструктуры профессиональной деятельности. В связи с этим одной из задач исследования выступило изучение коммуникативной компетентности прокурорских работников с различным уровнем профессиональной успешности, в состав которой входят коммуникативные и социально-перцептивные способности.
Обобщение и анализ результатов, полученных с помощью методики «Диагностика уровня способности к адекватной интерпретации невербального поведения» В.А. Лабунской, позволяют отметить, что высокоэффективные прокурорские работники демонстрируют более высокие показатели развития способности к адекватному пониманию и интерпретации различных форм невербального поведения по большинству значимых составляющих, чем их малоэффективные коллеги. В частности, профессионально успешные прокурорские работники лучше интерпретируют и понимают невербальную экспрессию на основании оптико-кинетической системы (мимики, жестов, позы), интеллектуально-волевые эмоциональные состояния; имеют более высокий уровень развития способности устанавливать адекватные связи между вербальным и невербальным поведением людей.
Вместе с тем, для прокурорских работников в обеих группах характерно наличие трудностей в адекватной регуляции отношений в диаде и группе, как в эмоционально-отрицательную, так и в эмоционально-положительную сторону с помощью вербальных и невербальных паттернов. При этом высокоэффективные работники лучше справляются с задачей регуляции межличностных отношений в эмоционально-положительную строну. В целом низкий уровень решения данных задач может свидетельствовать о слабом развитии способности адекватно оценивать невербальное поведение людей в группе малоэффективных прокурорских работников, а также использовать собственные невербальные экспрессивные паттерны в осуществлении профессионального взаимодействия, когда необходимо сгладить неконструктивный конфликт, и наоборот, в случаем необходимости усиливать конфронтационное взаимодействие. Высокоэффективные прокурорские работники чаще демонстрировали гибкость в использовании невербальных экспрессивных паттернов мимики для регуляции отношений в эмоционально положительную и эмоционально отрицательную сторону.
Таким образом, качественный анализ результатов решения социально-перцептивных задач малоэффективными прокурорскими работниками указывает на наличие трудностей в поиске и применении гибких коммуникативных тактик и приемов в ситуациях межличностного общения, особенно имеющих интерактивный характер.
Коммуникативный компонент профессиональной деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних реализуется в большей степени в различных формах просветительской работы, где общение прокурорских работников имеет публичный характер. Для эффективности данного направления деятельности прокурорские работники должны обладать рядом специальных коммуникативных навыков и умений. Коммуникативные навыки прокурорских работников изучались с помощью методики «Тестовая карта коммуникативной деятельности» (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева). Процедура проведения методики заключается в оценке экспертами публичного выступления прокурорских работников, стиля общения и взаимодействия с аудиторией по предложенным шкалам.
По результатам экспертной оценки в обеих группах не было выявлено прокурорских работников с низким уровнем развития коммуникативных качеств. При этом 20 % малоэффективных прокурорских работников имеют показатели развития коммуникативных навыков «ниже среднего». Для них характерным является неконтактная модель общения, наличие коммуникативных барьеров, коммуникативное воздействие имеет одностороннюю направленность, аудитория пассивна. 40 % высокоэффективных и 60 % малоэффективных прокурорских работников имеют средний уровень развития коммуникативных способностей. Их модель публичного выступления характеризуется негибким реагированием, отсутствием дифференцированного внимания. Приемы коммуникативного воздействия оцениваются экспертами удовлетворительно. Прокурорские работники со средним уровнем развития коммуникативных способностей могут устанавливать контакт с аудиторией, преодолевать коммуникативные барьеры, но в их публичном общении возникают трудности с удержанием внимании аудитории.
У 40 % высокоэффективных и 20 % низкоэффективных прокурорских работников согласно данным методики результаты развития коммуникативных навыков выше среднего. 20 % высокоэффективных прокурорских работников по мнению экспертов имеют высокий уровень развития коммуникативных качеств. Для них характерна активная модель взаимодействия с аудиторией. Выступающие свободно владели материалом и вниманием аудитории, активно используют вербальные и невербальные средства общения для передачи информации, побуждают слушателей к обсуждению проблемных вопросов, используют различные приемы коммуникативного воздействия для достижения поставленной цели.
Так, в уровне развития коммуникативных навыков прокурорских работников с различным уровнем профессиональной успешности также были выявлены статистически значимые различия.
Выводы
Таким образом, обобщая данные, полученные в результате изучения профессионально значимых качеств прокурорских работников, можно отметить следующие психологические характеристики субъектов труда, влияющие на успешность профессиональной деятельности:
• доминирование внутренней мотивации профессиональной деятельности, наличие оптимального мотивационного комплекса;
• эмоциональная устойчивость, оптимальный эмоциональный тонус, высокое развитие волевых качеств;
• высокий уровень интеллектуального развития;
• более высокий уровень развития коммуникативной компетентности, включающей коммуникативные способности и навыки публичного выступления,
а также более высокие показатели развития способности к адекватному пониманию и интерпретации различных форм невербального поведения.
Полученные результаты позволяют эмпирически подтвердить выделенные компоненты профессионально-психологической готовности к деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних и отметить необходимость разработки теоретически и эмпирически обоснованной системы психологических мероприятий, направленной на повышение эффективности профессиональной деятельности прокурорских работников. Эмпирическое значение тестовых показателей, полученных в результате изучения профессионально важных качеств прокурорских работников, необходимых для выполнения деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, могут быть использованы для дифференцирования уровня сформированности компонентов профессионально-психологической готовности на различных этапах профессиональной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кроз, М.В. Психология личности прокурора: пособие для прокуроров / М.В. Кроз.
- М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. - 112 с.
2. Профессиональное становление молодых специалистов органов прокуратуры: психологический аспект: методические рекомендации / Г.В. Андреев и др. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2014. - 40 с.
3. Кроз, М.В. Психология прокурорской деятельности: пособие для прокуроров / М.В. Кроз. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2009. - 85 с.
4. Ратинова, Н.А. Использование прокурором психологических средств коммуникативного воздействия при рассмотрении уголовных дел судами: методич. Рекомендации / Н.А. Ратинова, М.В. Кроз; - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2013. - 44 с.
5. Андрианов, М.С. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации: науч.-практич. рекомендации / М.С. Андрианов, Е.А. Забелина. -М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. - 60 с.
6. Актуальные проблемы использования психологических знаний в прокурорской и правоохранительной деятельности: сб. науч. трудов / под ред. доктора психологических наук О.Д. Ситковской. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. - 145 с.
7. Фалкина, С.А. Профессионально-психологическая подготовка в образовательных учреждениях прокуратуры к деятельности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - №4 (10). -Симферополь, 2017. - С. 157-161.
8. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. - 400 с.
9. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способностей человека: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996.
- 312 с.
11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-еизд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
12. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
https:// mir-nauki. com
Falkina Svetlana Anatolevna
University of the office of the prosecutor of the Russian Federation, Simferopol, Russia
Crimean law institution (branch) E-mail: [email protected]
Professionally important qualities of prosecutors for the activities in the field of juvenile delinquency prevention
Abstract. The article is devoted to the problem of professional and psychological training of the personnel for the activities in the field of juvenile delinquency prevention. Prophylactic activity has its own peculiar features, which place high demands on the professional and personal qualities of the subjects of prevention. The effectiveness and success of preventive activity depends on the level of professional training of the specialists performing prevention and the availability of their professionally important personal traits. In developing the system of psychological measures aimed at improving the efficiency of professional activity of prosecutors in the field of juvenile delinquency prevention, it is important to determine the content of professionally important psychological qualities, skills and skills of prosecutorial employees, which determine the success of activities in the area of juvenile delinquency prevention. The problem of psychological analysis of the professional activity of the prosecutor in the field of offenses prevention by the author is considered through the definition of a complex of professionally important qualities of the prosecutor's staff, mental processes, properties and states that make up professional and psychological readiness to perform a preventive function. In order to empirically test and substantiate the model of professional and psychological readiness, a diagnostic examination of prosecutorial employees with varying degrees of professional success was conducted. To diagnose professionally important qualities of the prosecutors in the field of juvenile delinquency prevention, a battery of tests was used to diagnose the level of development of structural components of professional and psychological readiness: motivational, cognitive, operational, emotional-volitional and personal. According to the results of the empirical study, the professionally important qualities of the prosecutor's staff were determined, which determine the success in the activity in the field of prevention of juvenile delinquency: domination of the internal motivation of professional activity, the presence of the optimal motivational complex; emotional stability, optimal emotional tone, high development of volitional qualities; high level of intellectual development communicative competence, including communicative abilities and skills of public speaking and high indicators of development of ability to adequately understand and interpret various forms of non-verbal behavior in most significant components. The results obtained allowed us to empirically confirm the selected components of professional and psychological readiness for the activity in the field of juvenile delinquency prevention, and to emphasize the need to develop a theoretically and empirically substantiated system of psychological measures aimed at improving the efficiency of professional activity of prosecutors.
Keywords: professionally important personality traits; prevention of offenses; professional and psychological readiness; professional success; professional training; psychology of prosecutorial activity
60PSMN419