и «мягкой силы». — Международная образовательная деятельность как фактор развития и сотрудничества высших учебных заведений в современном поликультурном мире: материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во ВСГИК. С. 39-44.
AKTAMOV Innokentiy Galimalaevich, Cand.Sci. (Ped.), Head of the Center for Oriental Languages Translation, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (6 Sahjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047); Associate Professor of the Chair of Pedagogic Science, Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; [email protected])
BADMATSYRENOV Timur Batorovitch, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor of the Chair of Political Science and Sociology, Head of the Center for Social and Political Studies, Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; [email protected])
CHINA'S SOFT POWER: EDUCATIONAL STRATEGIES OF FOREIGN POLICY INFLUENCE
Abstract. The article is devoted to the analysis of the foreign policy influence of the PRC in the education field. The strategy of foreign policy influence is realized in the creation of a specialized institution - Confucius Institute Headquarters (Hanban). The authors analyze the directions of educational policy; determine the tools of soft power. The soft power of China has strategic advantages, since a new generation of young scientists is being created that will determine the vector of the development of world science taking into account China's national interests. Keywords: soft power, strategy, foreign policy, education, science, PRC
ДА КОСТА САНТОС Джонатан — аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов (117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; [email protected])
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БРАЗИЛИИ
Аннотация. В статье рассматриваются история становления и развития институтов, реализующих программу подготовки «Международные отношения», их связь с политическим укладом страны. Автор проводит анализ 10 лучших вузов Бразилии по программам «Международные отношения». Предметом исследования является роль изучения международных отношений в стране. Бразилия - влиятельная страна Латинской Америки, которая исторически принимала активное участие в выстраивании региональной системы международных отношений. Понимание и изучение международных отношений в стране поэтому имеет чрезвычайное значение для научного и политического развития страны. Ключевые слова: Латинская Америка, Бразилия, международные отношения, высшее образование, образовательные программы, институты
Вначале XX в. Бразилия предстала в дипломатическом мире как самая крупная страна в Южной Америке, которой удалось укрепить не только свои внешнеполитические интересы и политическую независимость, но и урегулировать территориальные вопросы, а также продвинуть свой торгово-экономический курс.
На данный момент число дипломатических представительств Бразилии составляет 125 посольств и 162 консульства разных классов. Наличие такой обширной сети дипломатической службы требует высокой подготовки сотрудников. Поэтому вопрос образования и получения качественных знаний и компетенций в области дипломатии и основ международных отношений остается актуальным по сей день.
Процесс глобализации, начавшийся с 1990-х гг., наложил свой отпечаток на дипломатический курс и систему международной политики, которые Бразилия выстраивала на тот момент. Взаимоотношения между странами настолько расширились, что знание этой реальности стало основополагающим для понимания нового измерения отношений и взаимозависимости между странами и регионами [Maliniak 2011: 437].
В последние годы в Бразилии наблюдался сильный экономический рост, произошел ряд изменений во внешней политике - как в региональной, особенно в отношении интеграционных процессов с Аргентиной, так и в международной: установление отношений с Африкой, активное участие в повестках дня развивающихся стран [Cervo 1994]. Все эти события побудили страну вложить значительные средства в исследование международных отношений в стране [Vizentini 2005: 20].
Первая кафедра международных отношений была открыта в Университете Бразилиа (UnB) в 1974 г. Для того чтобы понять, каким образом эта инициатива стала возможной, мы должны проанализировать ее с двух точек зрения, которые дополняют друг друга. С одной стороны, это местоположение университета, который был построен в новой столице под названием Бразилиа, а с другой - это сильное воздействие идеологии, связанной с военным режимом1. Как известно, в результате военного переворота 1964 г. была установлена военная диктатура, длившаяся 21 год. Данный период жители Бразилии характеризуют как самый сложный и тяжелый в истории страны. В то же время, находясь в политическом центре страны, университет получал некоторые инвестиции со стороны военных сил [Gareau 1981: 779]. Идеология, которая поддерживала политические и экономические проекты военных, оказала серьезное влияние на бразильскую университетскую систему, и именно по такому сценарию получился первый курс по международным отношениям в стране.
10 октября 1973 г. была создана комиссия по реализации учебной программы нового направления «Международные отношения», основной целью которой стало проведение предварительных исследований по целесообразности курса. Комиссия отмечала, что обучение по направлению «Международные отношения» следует считать специфическим, и его нельзя путать с обучением юристов, экономистов или дипломатов [Bell 2009: 4].
Спустя 3 года после признания курса МО в Университете Бразилиа депутат Жуан Карлос де Карли внес в палату депутатов законопроект, направленный на регулирование практики получения степени бакалавра. Законопроект № 3 001-C от 1980 г., состоящий из 8 статей, посвящен вопросам признания профессии, компетенций, профессиональных обязанностей, рабочего дня и ограничения заработной платы. В документе была прописана идея создания бразильского Совета по международным отношениям 31 марта 1980 г. [Neuman 1998: 111].
Впоследствии область международных отношений как науки значительно выросла, и на сегодняшний день в Бразилии многие ученые и исследователи
1 FUNAG, Institui§äo de Pesquisa de Rela§6es Internacionais. URL: http://www.funag.gov.br/index.php/ pt-br/2015-01-09-17-48-48 (24.01.2019, на порт. яз.).
занимаются изучением данной тематики. Среди них можно назвать такие имена, как Пауло Роберто де Алмейда (l993, l998, 2006), Кловис Бригагао (2004), Гельсон Фонсека-младший (l989), Моника Херц (2002), Антониу Карлос Лесса (2005a, 2005b, 2006), Шигуеноли Мямото (l999, 2003), Пауло Фагундес Визентини (2005)1.
Направление подготовки «Международные отношения» (МО) в Бразилии включено в Реестр высшего образования, находящийся под контролем Национального института исследований и образовательных программ (INEP)2 и Министерства образования и культуры (MEC). Согласно данным министерства, в Бразилии насчитывается около l34 курсов по международным отношениям, которые разделены на государственные (33) и курсы, проводимые в частных учреждениях (l0l)3.
В последние годы программа МО привлекает внимание большого числа бразильских абитуриентов. Конкуренция между университетами обусловливает создание нескольких программ для привлечения не только бразильцев, но и иностранцев, заинтересованных в обучении в Бразилии. Крупные университеты, такие как Университет Сан-Пауло (PUC-SP) и Университет Бразилиа (UNB-DF), предлагают курсы для студентов на английском и португальском языках. Бразильские университеты стремятся оптимизировать преподавание в области международных отношений и предлагают гибкий учебный план для студентов, которые могут выбирать среди разных предметов те, которые представляют набольший интерес. Обязательными дисциплинами являются теория и история международных отношений, история, география, экономика, иностранные языки и ряд других4.
В таблице l представлены топ-10 лучших университетов Бразилии, реализующих программы по направлению МО, классифицированные национальным рейтингом INEP (Национальный институт образовательных исследований)5.
Согласно документам Министерства образования (MEC), государственные университеты обязаны следовать национальному плану образования, т.е. в соответствии с нормами и стандартами, принятыми комиссией по высшему образованию. Студент, обучающийся по программе МО, должен понимать и критически оценивать сложные отношения между странами глобально - в таких областях, как экономика, торговля, культура, политика и международное право. Примерное общее наполнение образовательной программы МО в представленных выше вузах (топ-10) выглядит следующим образом (см. табл. 2).
Следующие уровни подготовки - магистратура и аспирантура (PhD). Цель данных уровней подготовки состоит в том, чтобы подготовить специалистов МО высокого ранга, которые будут трудоустроены в области высшего образования в государственных и частных учреждениях, в компаниях и корпорациях, в международных и неправительственных организациях.
Программы основаны на изучении двух отдельных областей.
1. Международная и сравнительная политика — сфера, которая связана с областью политологии. Эта область включает следующие направления иссле-
1 Relaçoes Internacionais: Ensino e Agenda. - Moncoes, Revista de Relaçoes Internacionais da UFGD. Vol. 1. No. 1. P. 27.
2 Название на португальском языке: Instituto Nacional de Estudos e Pesquisas Educacionais Anísio Teixeira.
3 Brasil. Instituto Nacional de Estudos e Pesquisas Educacionais Anísio Teixeira. URL: http://www. educacaosuperior.inep.gov.br/funcional/lista_cursos.asp (13.01.2019, на порт. яз.).
4 Brasil. Portal do Ministerio da Educaçao do Brasil. URL: http://portal.mec.gov.br/sesu/arquivos/pdf/ padreli.pdf (24.01.2019, на порт. яз.).
5 Национальный рейтинг вузов Бразилии. URL: https://ruf.folha.uol.com.br/2017/ranking-de-cursos/ relacoes-internacionais
Таблица 1
Национальный рейтинг вузов Бразилии, реализующих программу «Международные отношения»
Рейтинг по месту Университет Штат Оценка качества обучения Рейтинг аспирантура/ магистратура
1 Федеральный университет Сан-Паулу (USP) SP 2 3
2 Федеральный университет Рио-де-Жанейро (UFRJ) RJ 3 6
3 Католический университет Сан-Паулу (PUCSP) SP 4 11
4 Университет Бразилиа (UNB) DF 1 13
5 Федеральный университет Минас-Жерайс (UFMG) MG 6 15
6 Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул (UFRGS) GS 5 7
7 Католический университет Минас-Жерайс (PUC MINAS) MG 8 33
8 Государственный университет Сан-Паулу/ Жулио де Мескита Филью (UNESP) SP 7 8
9 Католический университет Рио-де-Жанейро (PUC-RIO) RJ 10 21
10 Федеральный университет Уберландии (UFU) MG 7 15
Таблица 2
Программа курса (уровень бакалавриата)
1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс
Обще- - Международная - История - Стратегический
образовательные политическая Бразилии менеджмент;
предметы: экономия; и Латинской - Права человека и
география, - Теория Америки; социально-
политология, международных - Экономика экономическая сфера;
история, отношений; Бразилии; - Международная
а также введение - Сравнительное - Геополитика и торговля и
в специальность конституционное международная интернационализация
«Международные право; безопасность; компаний;
отношения» - Современная - Международное - Современные
политическая публичное право; стратегические
теория и т.п. - Международные проблемы
организации
Предметы по выбору студента: особые темы истории, международное частное право, социология труда в современном мире, социология культуры, политическая теория Латинской Америки, специальные темы международной политики.
дований: изучение внутренней и внешней политики стран; новые глобальные вызовы и современные международные преобразования; международная система; региональная интеграция; Бразилия в сравнительной перспективе; внешняя политика.
2. История международных отношений — основана на историческом подходе, открытом для междисциплинарного изучения. Эта область включает следующие направления исследований: история современных международных отношений и история внешней политики Бразилии1.
В структуру учебной программы уровня магистратуры по направлению подготовки МО входят 4 обязательных предмета (общие для обеих областей), в общей сложности 16 кредитов2: «Историография международных отношений» (4 кредита); «Теория международных отношений» (4 кредита); «Методология исследований в международных отношениях» (4 кредита); семинар по международным отношениям (4 кредита).
Далее, студенты для получения 4 кредитов должны выбрать один обязательный предмет из следующего списка: «Международные отношения в мире после войн»; «Международная и сравнительная политика»; «Бразильские международные отношения после Второй мировой войны»; «Бразильские международные отношения от империи до эпохи Варгаса». Студенты также должны выбрать один необязательный предмет в соответствии с выбранной областью специализации для получения 4 кредитов.
Чтобы получить звание доктора (кандидата наук), студенты должны удовлетворять следующим требованиям: завершить 40 кредитов по предметам; получить утверждение на квалификационном экзамене; провести презентацию идеи, которая будет представлять значительный вклад в область исследования, защитить ее и получить утверждение экзаменационной комиссии.
Докторантура (аспирантура) имеет минимальную и максимальную продолжительность 4 и 8 семестров соответственно. Программа включает в себя 80 кредитов, 40 из которых должны быть получены по предметам и еще 40 соответствуют докторской диссертации.
Структура учебного плана состоит из двух разных групп предметов.
Группа 1. Обязательные предметы (состоит из 4 предметов, в общей сложности 16 кредитов): «Историография МО», «Теория международных отношений», «Методология исследований в международных отношениях»; семинар по международным отношениям.
Группа 2. Необязательные предметы. Студенты должны выбрать 2 предмета из предложенного списка в соответствии с выбранной областью специализации, в общей сложности 16 кредитов.
Система оценок в вузах Бразилии 10-балльная: «неудовлетворительно» (от 0,1 до 4,9 баллов), «удовлетворительно» (от 5,0 до 6,9 баллов), «хорошо» (от 7,0 до 8,9 баллов), «отлично» (от 9,0 до 10 баллов). Студента отчисляют, если он не сдал предмет более 3 раз3.
Многие бразильские университеты поддерживают партнерские международные отношения с Россией, США, странами Европейского союза. Так, к примеру, Федеральный университет Сан-Паулу сотрудничает с такими университетами, как Ecole Des Relations Internationales, De L'institut Des Relations Internationales Et Stratégiques (Франция), Institut D'études Politiques De Lyon (Франция), Fondation Nationale Des Sciences Politiques (Франция), King's College London (Англия), German Institute of Global and Area Studies (GIGA) (Германия), Secretaria-Geral
1 Brasil. Instituto Nacional de Estudos e Pesquisas Educacionais Anísio Teixeira. URL: http://www. educacaosuperior.inep.gov.br/funcional/lista_cursos.asp (13.01.2019, на порт. яз.).
2 Кредит (зачетная единица) - универсальная единица измерения объема образовательной программы. Зачетные единицы (кредиты) засчитываются студенту, если он получает положительную оценку по учебной дисциплине, курсовой работе, проекту и прочим элементам учебного плана.
3 Rela$6es Internacionais: Ensino e Agenda. - Moncoes, Revista de Relagoes Internacionais da UFGD. Vol. 1. No. 1. P. 27.
Da Organizagao Dos Estados Americanos (OEA) (США), Universidad Nacional De Quilmes (Аргентина), Universidade Do Minho (Португалия). Федеральный университет Рио-де-Жанейро поддерживает тесное сотрудничество в области международных отношений с Monash University и Мельбурнским университетом (Австралия), Российским университетом дружбы народов (Россия). Католический университет Сан-Паулу сотрудничает с Yamaguchi University (Япония), Stockholms Universitet (Швеция), Universidad de La República (Уругвай). Основная цель сотрудничества между вузами заключается в содействии академическому обмену по программе МО между студентами и преподавателями, обучении по программам двойных дипломов, участии в летних стажировках, обмене опытом и дальнейшем межвузовском сотрудничестве в рамках программ академической мобильности преподавателей и студентов.
Исследование международных отношений в стране относится не только к образовательным учреждениям, поэтому важно выделить исследовательские и аналитические центры, например, созданные в правительственных или неправительственных учреждениях.
В Бразилии все еще мало организаций с таким профилем, которые могли бы действовать эффективно. Согласно глобальному индексу аналитических центров Пенсильванского университета, в 2015 г. Фонд Жетулио Варгаса (FGV) занял 13-е место среди 175 таких организаций в мире, Бразильский центр международных отношений (CEBRI) занял 37-е место в целом. Также этот центр и Центр политики БРИКС выделялись в нескольких категориях [Schwartzman 2001].
Один из наиболее важных центров изучения и анализа международных отношений, более известный как IPRI (Институт международных отношений), был основан в сентябре 1987 г. Фонд Александра де Гужмана (FUNAG), связанный с Министерством иностранных дел (MRE), решает такие задачи, как разработка и распространение исследований, связанных с международными отношениями; содействие сбору и систематизации документов, относящихся к сфере его деятельности; способствование научному обмену с национальными и зарубежными коллегами; проведение курсов, конференций, семинаров и конгрессов в области международных отношений [Schwartzman 2001]. Среди наиболее влиятельных ученых можно отметить Роберто де Алмейду и Марко Тулио Скарпелли Кабрала1.
Помимо аналитических центров, существует Школа дипломатов Бразилии, которая с момента своего создания готовит дипломатов и экспертов в области международных отношений с целью реализации сильной внешней политики Бразилии.
Институт Рио-Бранко был создан в 1945 г. в честь столетия со дня рождения барона Рио-Бранко, известного как «отец бразильской дипломатии». Учреждение было создано с целью обучения и повышения квалификации сотрудников Министерства иностранных дел, а также для создания центра исследований в области дипломатии и международных отношений. За почти 70 лет своего существования институт стал главной дипломатической академией страны. Он продвигает языковые курсы, консульскую и церемониальную практику для должностных лиц Министерства иностранных дел и параллельно проводит курсы по вопросам внешней политики для журналистов и должностных лиц, работающих в области внешней торговли в других органах государственного управления.
1 Brasil. IPRI, quem é quem. URL: http://www.funag.gov.br/ipri/index.php/quem-e-quem (27.01.2019, на порт. яз.).
Все сказанное выше дает нам возможность сделать следующие выводы. Изучение и преподавание международных отношений в Бразилии играет важную роль. В статье были рассмотрены некоторые факторы, оказавшие непосредственное влияние на становление и развитие системы образования по направлению подготовки «Международные отношения». Топовые бразильские вузы входят в международные рейтинги, сотрудничают с лучшими вузами мира, в т.ч. с российскими, дают качественное образование и привлекают иностранных студентов.
Список литературы
Bell D. 2009. Writing the World: Disciplinary History and Beyond. - International Affairs. Vol. 85. No. I. P. 3-22.
Cervo A.L. 1994. Política exterior e relates internacionais do Brasil: enfoque paradigmático. URL: http://www.scielo.br/scielo.php?script=sci_arttext&pi d=S0034-73292003000200001 (12.01.2019, на порт. яз.).
Gareau F.H. 1981. The Discipline International Relations: a Multi-National Perspective. - The Journal of Politics. Vol. 43. No. 3. P. 779-802.
Maliniak D. 2011. International Relations in the US Academy. - International Studies Quarterly. Vol. 55. P. 437-464.
Neuman S.G. 1998. International Relations Theory and the Third World. N.Y.: St. Martin's Press. 244 р.
Schwartzman S. 2001. Um espago para a ciencia: a formagao da comunidade científica no Brasil. Brasilia: Ministério da Ciencia e Tecnologia. Centro de Estudos Estratégicos. URL: http://www.schwartzman.org.br/simon/spacept/espaco.htm (22.01.2019, на порт. яз.).
Vizentini P.F. 2005. «A evolugao da produgao intelectual e dos estudos académicos de relag5es internacionais no Brasil» - J.F.S.S. Saraiva, A.L. Cervo. O crescimento das relagoes internacionais no Brasil. Brasilia: Instituto Brasileiro de Relag5es Internacionais (IBRI). P. 17-31. URL: https://www.passeidireto.com/arquivo/2061459/o-crescimento-das-relacoes-internacionais-no-brasil (24.01.2019, на порт. яз.).
DA COSTA SANTOS Johnatan, postgraduate student at the Chair of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia (6 Miklukho-Maklaya St, Moscow, Russia, 117198; [email protected])
INTERNATIONAL RELATIONS STUDY PROGRAM'S FEATURES IN THE UNIVERSITIES OF BRAZIL
Abstract. The article discusses the history of the formation and development of institutions implementing the program on international relations, their connection with the political structure of the country. The subject of the research is the role of international relations studying in the country. Brazil is an influential country in Latin America, which historically took an active part in building a regional system of international relations. In this sense, the creation of new directions for the study and training of the international relations programs in the universities is still relevant. The article analyzes the levels of education in the leading universities of the country, examines the content of the programs, the system of grades, and provides a list of the best universities according to international and national rankings. The analysis of Brazilian universities shows that the country has a very developed education system. Brazil's top 10 universities are included in international world rankings and collaborate with the best universities of France, Germany, USA, Japan, and Russia. Keywords: Latin America, Brazil, international relations, higher education, educational programs, institutions