ЪС
I
LU
о
UJ
Во-вторых, заниматься развитием личности исследователя можно и нужно, выходя за пределы своего учебного заведения. Об успешности такой деятельности свидетельствует описанный в данной статье опыт Олимпиады, который, на наш взгляд, уникален, так как для многих это стало первым погружением в мир проектно-исследовательской работы, результаты которой видят как коллеги, так и эксперты в своей области, готовые предоставить объективную критику и дать совет, необходимые начинающему исследователю.
Литература:
1. Гуськова Н.В. Лингвистические и социокультурные аспекты изучения иностранного языка (на
примере английского языка) // Евразийский Научный журнал. - 2015. - №12. - http://journalpro.ru/ articles/li ngvisticheskie-i-sotsiokulturnye-aspekty-izuche niya-i nostra n nog o-yazyka-na-pri me re-angliyskogo-yaz/
2. Лазарев B.C., Коноплина Н.В. Деятельностью подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. - М.: Педагогика, 2000. - С. 27-34.
3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М. : ACT: Восток-Запад, 2007.-314 с.
4. Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа :автореф.дис____канд. пед. наук/Л.А. Черняева. - Новокузнецк : Кузбасская государственная педагогическая академия, 2011. - 25 с.
< а
ш
58
THE PECULIARITIES OF STUDYING JURISPRUDENCE IN A MEDICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION ACCORDING
TO THE REQUIREMENTS OF THE NEW EDUCATIONAL STANDARD
Krugova Natalya Vladlmlrovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor
Stepanova Lubov Viktorovna, Senior Lecturer
Tishchenko Vladimir Ivanovich, PhD of Medical science
Department of Forensic Medicine with the Course of Law, Tver State Medical Academy, Tver
The peculiarities of teaching the course of law in medical school in accordance with the new Federal State Standard Curriculum and growing needs for the knowledge law in the nowadays Russia are discussed in the article.
Keywords: education; law; fields of law; professional aspects of teaching; methodic of teaching; a medical worker.
УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.08
© Кругова Н.В., 2018 © Степанова Л.В., 2018 © Тищенко В.И., 2018
КРУГОВА Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, юрист т'/капа П@гатЫег. г и
СТЕПАНОВА Любовь Викторовна, старший преподаватель, юрист
ТИЩЕНКО Владимир Иванович, кандидат медицинских наук
кафедра Судебной медицины с курсом правоведения, Тверской государственный медицинский университет, Тверь
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВОВЕДЕНИЕ" В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВОГО ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
В статье обсуждаются особенности изучения дисциплины "Правоведение" в медицинском вузе в соответствии с программой нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при возрастающей потребности в правовых знаниях на современном этапе развития страны.
Ключевые слова: образование; правоведение; отрасли права; профессиональные особенности; методы обучения; медицинский работник.
I
В настоящее время во всех вузах России изучается дисциплина "Правоведение" независимо от выбранной специальности. Она дает студентам необходимый минимум знаний о правовой системе РФ и охватывает все важнейшие отрасли права. Особенности изучения данной дисциплины в медицинском вузе обусловлены её актуальностью, целями, задачами и аспектами правового регулирования вопросов, относящихся к деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников.
Актуальность дисциплины "Правоведение" заключается в том, что юридические знания могут понадобиться любому специалисту в будущей практической деятельности, в том числе и медицинскому работнику. В настоящее время резко возрастает роль права,т.к. именно с его помощью решаются важные задачи развития общества в целом.
В связи с многоплановыми преобразованиями во всех сферах функционирования общества резко возрастает потребность каждого человека в юридических знаниях. В полной мере это относится к выпускникам высшей школы, которые являются носителями основных положений права в будущей профессиональной деятельности. Это наиболее передовая, творческая часть нашего общества. Поэтому так велико значение правовой подготовки специалистов с высшим образованием, в том числе будущих медицинских работников.
Ссылаясь на федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и анализируя учебники, рекомендованные для изучения правоведения, можно определить общие цели данной дисциплины, среди которых- введение студента в контекст российской и мировой правовой культуры, передача комплекса знаний и навыков, позволяющих ориентироваться в современной государственной и правовой действительности, формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций для оказания квалифицированной медицинской помощи. Необходимо научить будущего специалиста-медика самостоятельно оценивать явления общественной и политической жизни, формировать в отношении них личную нравственно-правовую позицию, успешно реализовываться и продвигаться в профессиональной деятельности.
Основной целью освоения дисциплины "Правоведение", направленной на уяснение конкретного содержания её предмета, является: формирование у будущего врача необходимого уровня теоретических знаний об основных положениях правовой науки, а также необходимых навыков правомерного поведения при осуществлении профессиональной деятельности и в повседневной жизни; повы-шениеуровня правосознания и правовой культуры.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования для достижения вышеуказанных целей поставлены задачи освоения дисциплины "Правоведение": изучение основных положений ведущих отраслей права Российской Федерации, законодательства РФ и основных международных актов в сфере охраны здоровья; привитие умения толковать и применять юридические нормы к конкретным юридически значимым фактам; изучение прав граждан на охрану здоровья, гарантий осуществления этих прав и способов их защиты, формирование у обучаю-
щихся уважительного отношения к правам пациентов, а также изучение прав и обязанностей медицинских работников, способов их социально-правовой защиты, юридической ответственности за правонарушения при осуществлении профессиональной деятельности; ознакомление с современными справочными информационными правовыми системами; воспитание уважительного отношения к законам и другим нормативно-правовым актам как к основополагающему гаранту соблюдения прав, свобод, интересов граждан и общества; формирование навыков самостоятельного принятия правомерных решений в конкретных ситуациях, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности.
Планируемыми результатами изучения дисциплины "Правоведение" являются установленные федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО 3+) умения и навыки, формирующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции. Обучающиеся должны уметь работать с нормативно-правовыми документами, регламентирующими медицинскую и фармацевтическую деятельность, понимать иерархию нормативно-правовых актов, начиная с основного закона - Конституции РФ; ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях; работать со справочно-правовыми системами для поиска необходимой правовой информации. Также необходимо уметь анализировать различные ситуации, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности, понимать последствия нарушений прав граждан в области охраны здоровья; уметь давать оценку правонарушений, совершаемых медицинскими и фармацевтическими работниками. В результате изучения дисциплины обучающийся должен излагать самостоятельную точку зрения, публично выступать, вести дискуссии в соответствии с принципами медицинской деонтологии и медицинской этики; самостоятельно принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении профессиональной деятельности.
Вышеуказанные умения формируются на основе полученных знаний. Обучающийся должен знать основы конституционного строя современной России, права, свободы и обязанности человека и гражданина; права пациентов при оказании медицинской помощи; основные положения ведущих отраслей российской пра-
ЪС
ил
ъс о ш
<
С1 ш
*
60
вовои системы: конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права; должен знать права и обязанности медицинских работников и медицинских организаций, особенности трудовых отношений медицинских работников. Также необходимо знать основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы охраны здоровья граждан; основания и порядок привлечения к юридической ответственности при совершении профессиональных и должностных правонарушений.
С введением новых программ ФГОС ВО 3+ по правоведению наметилась позитивная тенденция в подходах развития и закрепления у студентов правовых знаний, необходимых в будущей деятельности по медицинской специальности, в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций, таких как: способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; способность использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности; способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.
По итогам изучения дисциплины "Правоведение" у студентов должно быть сформировано уважительное отношение к законам и другим нормативно-правовым актам как к основополагающему гаранту соблюдения прав, свобод, интересов граждан и общества, а также к правам пациентов и ответственности врачей за причинение вреда здоровью, за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения.
Необходимо отметить, что формирование вышеуказанных общекультурных и общепрофессиональных компетенций невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. Одним из приоритетных направлений национальных программ должна стать перестройка преподавания правоведения в российских вузах. Прежде всего преподавание этой важнейшей дисциплины нуждается во внедрении наиболее эффективных методов и технологий обучения.
В заданиях студентов медицинских специальностей для производственной практики необходимо предусматривать в качестве обязательного раздел по правовой практике, который может включать в себя изучение ус-
тавных документов юридических лиц, договоров, приказов, претензий, исковых материалов. Студент за время обучения должен ознакомиться с реальными юридическими аспектами будущей профессиональной деятельности.
В рамкахдисциплины "Правоведение" отрасли права, как отдельные институты, должны излагаться с различной полнотой, с акцентом преимущественно на специфических особенностях правового регулирования вопросов, относящихся к деятельности учреждений здравоохранения, различных категорий медицинских работников. Например, при изучении основ трудового права необходимо обратить внимание на особенности регулирования труда медицинских работников, требования к проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников, форму и порядок заключения трудового договора, а также проведение медицинского осмотра при его заключении, обеспечение прав медицинских работников на охрану труда. При изучении основ уголовного права необходимо обратить внимание на виды и категории преступлений, совершаемых медицинскими работниками и основания уголовной ответственности за их совершение, а также на обстоятельства, исключающие преступность деяния и освобождающие от уголовной ответственности и наказания. При изучении основ семейного права следует обратиться к вопросам о порядке медицинского обследования лиц, вступающих в брак, о результатах такого обследования, составляющих медицинскую тайну.
Необходимы также анализ, обобщение и распространение лучшего опыта правового образования в высшей школе по медицинским специальностям. Вышеизложенные особенности изучения дисциплины "Правоведение" в медицинском вузе призваны способствовать максимальной активизации работы обучающихся с целью подготовки медицинских работников с высоким профессиональным и моральным уровнем.
Данная дисциплина формирует у будущих специалистов основы правового сознания и правовой культуры, необходимые в администрировании и практической деятельности по специальности, прививает элементарные навыки и умения по применению норм права в своей профессиональной деятельности. Актуальность изучения дисциплины "Правоведение" состоит не только в мировоззренческом, но и в практическом значении фундаментальных знаний и навыков, без которых невозможна эффективная деятельность специалиста.
Примечания:
1. Федеральный закон от21.11.2011 № 323-ФЭ (ред. От 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01. "лечебное дело" (уровень специалиста) - утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 09.02.2016г., № 95.
3. Кругова Н.В., Степанова Л.В., Тищенко В.И. - методические рекомендации для преподавателей к
практическим занятиям по дисциплине "Правоведение" для специальностей 31.05.01. "лечебное дело", 31.05.02. "педиатрия", 31.05.03. "стоматология" - Тверь, электронная версия научной библиотеки ФГБОУ ВО ТГМУ МЗ России. 4. Кругова Н.В., Степанова Л.В., Тищенко В.И. Правоведение: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по основной образовательной программе высшего образования по специальностям "лечебное дело", "стоматология", "педиатрия", "фармация" - Тверь, электронная версия научной библиотеки ФГБОУ ТГМУ МЗ России.
PROPERTIES OF LEGAL DISCOURSE AND ITS DIDACTIC PARAMETERS
Kurgaeva Otga Leonidovna, Postgraduate student, Department of French Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City Teachers' Training University; Senior Teacher of foreign languages and business communication department, Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov, Moscow
The article reveals the properties of legal discourse, gives different definitions of this scientific phenomenon, gives examples of the concepts "Law" and" Legal Rights"; defines the didactic parameters of the language activity of the lawyer, finally it presents the most used arguments in the lawyer's speech. The article proves that the educational i dialogue is considered as a means of mastering a foreign language (language material) and as a form of organization ' of the whole educational process in a foreign language; as one of the types of speech activity.
Keywords: legal discourse; argumentation of communication; speech of a lawyer; civil law; texts of various legal acts.
ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ДИСКУРСА И ЕГО ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
В статье раскрываются особенности юридического дискурса, даются различные определения данного научного феномена, приводятся примеры концептов "Закон и "Право"; определены дидактические параметры языковой деятельности юриста; представлены наиболее используемые аргументы в речи юриста. В статье доказано, что учебный диалог рассматривается как средство усвоения иностранного языка (языкового материала) и как форма организации всего учебного процесса по иностранному языку; как один из видов речевой деятельности.
Ключевые слова: юридический дискурс; аргументация общения; речь юриста; гражданское право; тексты различных правовых актов.
УДК 372.881.1 ВАК РФ 13.00.08
© Кургаева О.Л., 2018
00 1-Н
О си
Q-<
СО си
Обучение иностранному языку в неязыковом вузе должно носить коммуникативно-ориентированный и профессионально-направленный характер, а иностранный язык должен рассматриваться в качестве средства общения между специалистами определенной сферы из разных стран.
Дискурс XXI века в научной литературе рассматривается как совокупность текстов со своими экстралингвистическими параметрами; как общение, в ходе которого реализуются определенные дискурсивные практики; как вид речевой коммуникации, который предполагает рациональное критическое рассмотрение социальных норм, правил и ценностей [5, 85].
Разные определения категории дискурс будут отличаться, исходя из того, какому аспекту исследователи будутуделять больше внимание: коммуникативно-речевому или же структурно-языковому. Юридический дискурс - это вербально-прагматическое образование, которое представляет собой один из когнитивных процессов категоризации и концептуализации мира человеком. "В требования со стороны познавательных процессов и возможностей фиксации их результатов входит прежде всего упорядоченности инфор-
КУРГАЕВА Ольга Леонидовна, аспирант, кафедра Французского языка и лингводидактики института иностранных языков, Московский городской педагогический университет; старший преподаватель кафедры Иностранных языков №2, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва о!д-кигдае va@yandex. г и