ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
П. Е. Морозов*
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена анализу проблем, связанных с преподаванием трудового права в образовательных организациях высшего образования, которые осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам высшего юридического образования. Отмечается, что в этих учебных заведениях традиционно акцент делается на сугубо правовые вопросы (например в области трудового права). Вместе с тем необходимо учитывать и то, что преподавание предполагает владение определенными педагогическими приемами, которые вырабатываются педагогикой. Их игнорирование неизбежно приводит к более низкому уровню усвоения знаний студентами. Требуется обеспечение оптимального баланса между правовыми знаниями и способом их подачи в форме практических занятий, исходя из того, чтобы не пострадало ни качество получаемых студентом знаний, ни механизм их усвоения. Критерии оценки качества практического занятия по трудовому праву должны базироваться на специфических характеристиках определенной юридической специальности, подготовка к которой осуществляется в рамках структурного подразделения. В качестве аргументации этого тезиса рассматривается целевая направленность практического занятия по трудовому праву в различных структурных подразделениях юридических высших учебных заведений, готовящих юрисконсультов, судей (в рамках факультетов правоведения, права, юриспруденции высших юридических учебных заведений), юристов-международников, адвокатов, работников прокуратуры. Все критерии качества проведения семинарского занятия по трудовому праву можно подразделить на несколько групп, относящихся: 1) к структуре; 2) к содержанию; 3) к методике проведения; 4) к организации семинара; 5) к руководству работой студентов на семинаре; 6) к педагогическим данным преподавателя; 7) к оценке результативности семинара. Ключевые слова: трудовое право; педагогика; преподавание; профессиональная деятельность; практические занятия; юрисконсульт; юрист-международник; адвокат; работник прокуратуры; критерии оценки; пути совершенствования; правоведение.
DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.116-123
© Морозов П. Е., 2015
* Морозов Павел Евгеньевич — доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская, д. 9.
В настоящее время в связи с реализацией в системе высшего образования положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 особое внимание стало уделяться проблеме определения качества проведения занятий в образовательных организациях, в том числе и тех, которые осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам высшего юридического образования.
В подобных организациях традиционно акцент делается на сугубо правовые вопросы (например в области трудового права). Вместе с тем необходимо учитывать и то, что преподавание предполагает владение определенными педагогическими приемами, которые вырабатываются педагогикой. Их игнорирование неизбежно приводит к более низкому уровню усвоения знаний студентами. Требуется обеспечение оптимального баланса между правовыми знаниями и способом их подачи в форме практических занятий, исходя из того, чтобы не пострадало ни качество получаемых студентом знаний, ни механизм их усвоения.
Как правило, педагогика рассматривается преподавателями высших юридических образовательных учреждений как нечто «абстрактное», как набор определенных правил, не имеющих научной подоплеки. В связи с чем делается вывод о том, что главное — это то, чтобы студенты выучили какую-то главу ТК РФ либо его статью, или положения какого-то иного нормативного правового акта, регулирующего трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Педагогические же приемы воспринимаются как нечто второстепенное, не имеющее особого значения (консерватизм мышления нам подсказывает: как раньше до нас вели семинары, так и мы будем).
Однако педагогика — это наука и игнорирование ее основных положений отрицательно сказывается на усвоении знаний студентами в области трудового права. Действительно, здесь важно правильно выстроенные на основе научных знаний отношения: преподаватель — студенты.
Представляется, что специфика преподавания трудового права в юридических высших учебных заведениях должна определяться целевой направленностью подготовки специалистов, которая определяет их будущую юридическую специальность — юрисконсульт, судья (как правило, в рамках факуль-
тетов правоведения, права, юриспруденции высших юридических учебных заведений), юрист-международник, адвокат, работник прокуратуры.
Отметим, что сознательный выбор студентом определенного вида направленности подготовки означает, что он рассматривает свою будущую профессиональную деятельность с учетом цели структурного подразделения юридического института, которое готовит юристов определенного профиля.
Естественно, есть и исключения. Но мы основываемся на общей тенденции дальнейшего трудоустройства выпускников.
Конечно, все это не означает, что впоследствии выпускник со стопроцентной вероятностью выберет ту или иную конкретную юридическую специальность. Однако особенности преподавания в рамках структурного подразделения юридического высшего учебного заведения в конечном счете, несомненно, определят специфику его профессиональной деятельности.
Мы считаем, что критерии оценки качества практического занятия по трудовому праву должны базироваться на специфических характеристиках определенной юридической специальности, подготовка к которой осуществляется в рамках структурного подразделения.
В качестве аргументации этого тезиса рассмотрим целевую направленность практического занятия по трудовому праву в различных структурных подразделениях юридических высших учебных заведений, готовящих юрисконсультов, судей (в рамках факультетов правоведения, права, юриспруденции высших юридических учебных заведений), юристов-международников, адвокатов, работников прокуратуры.
Подготовка юрисконсультов
Преподаватель в процессе проведения семинара по трудовому праву должен исходить из того, что основная цель занятия — подготовка юрисконсультов, владеющих знаниями в области трудового права.
При этом целесообразно учитывать определенные требования, закрепленные в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих2. Иными словами, педагог должен руководствоваться положениями пункта «Юрисконсульт» этого акта.
Практический интерес в данном отношении имеют два подраздела пункта — «должностные
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7598 (в ред. ФЗ от 21 июля 2014 г. № 262-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4263).
2 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (ред. от 12.02.2014).
обязанности» и «должен знать», использование которых определяют и лейтмотив проведения семинара по трудовому праву.
На практическом занятии преподаватель, помимо теории вопроса, акцентирует внимание на следующих моментах (на основе ЕКС3):
1. Разработка локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
2. Раскрытие содержания методического руководства правовой работой в сфере трудового права, оказание правовой помощи структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участие в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий.
3. Анализ порядка подготовки совместно с другими подразделениями организации материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции и об иных правонарушениях для передачи их в суд, следственные и судебные органы.
4. Рассмотрение участия юрисконсульта в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества работодателя.
5. Анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных дел по трудовым спорам.
6. Оформление материалов о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности.
7. Рассмотрение участия юрисконсульта в работе по заключению, разработке условий коллективных договоров и отраслевых соглашений.
8. Раскрытие содержания подготовки совместно с другими подразделениями организации предложений об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных в организации.
9. Анализ участия юрисконсульта в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности работодателя, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв.
10. Осуществление юрисконсультом информирования работников о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности.
11. Характеристика консультаций юрис-
консультом работников по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, связанным с трудовым правом.
Естественным в этой связи является вопрос: «Может быть, стоит отражать эти моменты только применительно к рассмотрению какого-то конкретного института трудового права?»
На наш взгляд, положительный ответ на этот вопрос будет являться ошибочным, так как нарушится системность рассмотрения материала.
Все вышеизложенные положения должны учитываться при проведении каждого семинара по трудовому праву.
Подготовка судей
При подготовке будущих судей преподаватель должен исходить из того, что главное в их деятельности в рамках трудового права — рассмотрение и разрешение трудовых споров.
Ввиду чего акцент на практических занятиях по трудовому праву должен приходиться на следующие моменты:
1. Изучение трудовых процессуальных норм.
2. Постоянный анализ норм гражданского процессуального права.
3. Установление связей между материальными, процессуальными нормами трудового права и нормами гражданского процессуального права.
4. Постоянное изучение судебной практики по трудовым спорам с особым уклоном на рассмотрение трудовых споров в судах апелляционной инстанции.
Подготовка юристов-международников
В процессе проведения практического занятия по трудовому праву по этому направлению преподаватель должен исходить из ряда обстоятельств.
1. Углубленное изучение, помимо общих вопросов, трудового права законодательства о труде иностранных работников. Вместе с тем у преподавателя может возникнуть вопрос: «Как распределить время между общими проблемами трудового права и миграционным законодательством, и не приведет ли это к ухудшению качества преподавания?»
Ответ видится в следующем. Все проблемы можно рассматривать в единой системе, а не изолировать их друг от друга. Например, при изучении вопросов, связанных с работником как субъектом трудового права, можно проанализировать и положения Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О право
Там же.
вом положении иностранных граждан в Российской Федерации»4.
Все это также касается и всех вопросов трудового права.
2. Анализ на каждом семинаре актов международных организаций о труде, исходя из положений статьей 15 Конституции РФ и 10 ТК РФ.
3. Рассмотрение положений Главы 53 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей», а также — Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации».
4. Широкое использование сравнительно-правового метода. Знание иностранных языков студентов этого Института определяет необходимость постоянного обращения на каждом семинаре к трудовому праву зарубежных стран.
5. Рассмотрение и анализ трудовых споров с участием иностранных граждан.
Подготовка адвокатов
Изложение материала по трудовому праву на семинарах в этом институте должно базироваться на положениях Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»5.
Преподаватель обязан руководствоваться при проведении семинара ст. 2 этого Закона.
1. Студенты на семинаре должны (на основе ст.2 Закона):
— давать консультации и справки по вопросам, связанным с трудовым правом, как в устной, так и в письменной форме;
— составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера по вопросам трудового права;
— в игровой форме участвовать в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в суде по трудовым спорам;
— в форме деловой игры представлять интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.
2. Учитывая специфику этого профиля юридического образования, необходимо постоянно обращаться к судебной практике по трудовым спорам. При этом практика должна быть диаметрально противоположной по своему содержанию, то есть не содержать простые решения. Должен провозглашаться принцип состязательности как основа будущей профессиональной деятельности адвоката.
На наш взгляд, наиболее ярким примером в этом отношении является вопрос о возможности продления срока срочного трудового договора не только со специальными субъектами, но и со всеми работниками.
3. Московская коллегия адвокатов «Росар» является инициатором специальной программы — «Адвокат трудовых отношений»6.
Целесообразно со студентами разбирать ее положения, увязывая их с будущей профессиональной деятельностью.
Подготовка работников прокуратуры
Акцент в процессе проведения практического занятия по трудовому праву должен быть сделан на положения Указания от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики»7, в котором четко определяются полномочия прокуратуры в области защиты трудовых прав граждан.
На практическом занятии студенты вместе с преподавателем должны постоянно обращаться к вопросам, связанным с: правом на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы; правом работников при увольнении в связи с ликвидацией или сокращением численности или штата; надзор за деятельностью государственной инспекции труда; деятельностью органов занятости по претворению программ трудоустройства и обучения профессиям, особо нуждающимся в социальной защите граждан; учетом службзанятости преимущественного права безработных, состо-
4 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032 (в ред. ФЗ от 21 июля 2014 г. № 232-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4233).
5 Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»// СЗ РФ 2002. № 23. Ст. 2102 (в ред. ФЗ от 02.07.2013 № 185-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3477).
6 Программа «Адвокат трудовых отношений». Московская коллегия адвокатов «Росар». URL: http:// www.trud-advokat.ru/ (дата обращения: 11.11.2014).
7 Указания от 14 ноября 2008 г. № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://www.genproc.gov.ru/documents/ orders/document-14278/ (дата обращения: 11.11.2014).
ящих на учете свыше 6 месяцев, на участие в общественных работах.
Естественно, что круг полномочий прокуратуры в области защиты трудовых прав граждан шире, нежели чем он определен в Указании, но здесь должен учитываться один нюанс — по этим вопросам предусматривается прямое обращение в прокуратуру, а по другим — только после обращения в Государственную инспекцию труда.
2. На семинаре студенты должны разобрать, как составляются жалобы по поводу нарушения трудовых прав в прокуратуру и каков порядок их рассмотрения. Думается, что эти жалобы должны составляться на каждом занятии.
3. В игровой форме на семинаре возможно моделирование ситуаций осуществления прокурорской проверки. Особо следует обратить внимание и на выступление прокурора в суде в процессе рассмотрения трудовых споров.
Хотелось бы отметить, что эти три момента должны реализовываться при проведении каждого семинара.
Одним из способов определения правильности подачи материала по трудовому праву в рамках практических занятий является оценка их качества на основе определенных критериев.
Все критерии качества проведения семинарского занятия по трудовому праву можно подразделить на несколько групп, относящихся: 1) к структуре; 2) к содержанию; 3) к методике проведения; 4) к организации семинара.
Рассмотрим в отдельности критерии каждой группы.
I. Критерии, относящиеся к структуре семинара по трудовому праву.
Практическое занятие по трудовому праву должно состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной.
В вводной части преподаватель оглашает тему и план занятия, определяет его цели и задачи. При этом очень важно, чтобы была учтена профессиональная направленность занятия. Этот аспект проведения практического занятия (его направленность) увязывается с профилем подготовки юриста. Единственно, что преподаватель определяет взаимосвязь конкретных вопросов темы семинара по трудовому праву со спецификой профессиональной деятельности студентов.
В рамках основной части преподаватель анализирует вопросы темы. Здесь также важно учитывать целевую направленность подготовки специалистов в области юриспруденции.
Заключительная часть подразумевает, во-первых, ответы на вопросы студентов и, во-вторых, формулирование обобщающего вывода по теме семинара.
II. Критерии, относящиеся к содержанию семинара по трудовому праву.
Такими критериями являются: а) соответствие семинара тематическому плану рабочей программы курса «Трудовое право»; б) реализация внутрипредметных и межпредметных связей в рамках практического занятия по трудовому праву.
Например, рассмотрение какой-то проблемы трудового права должно осуществляться не только с точки зрения норм этой отрасли права, но также с позиции экономики труда, социологии, психологии труда, статистики.
Иными словами, приоритет должен отдаваться интеграционным связям как уровню методологии науки.
Рассмотрим интеграционные связи на примере семинара по вопросам занятости населения.
Занятость следует рассматривать в нескольких аспектах: в правовом и экономическом. Эти аспекты выступают в качестве взаимосвязанных элементов единой системы.
Правовая дефиниция занятости содержится в статье 1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)8.
Экономисты же определяют занятость следующим образом: «Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.
С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда»9.
Студенты на семинаре сравнивают эти дефиниции, выявляя общее и особенное.
Большое значение в настоящее время в педагогике высшей школы придается использованию интерактивных форм обучения.
III. Критерии, относящиеся к методике проведения семинара.
1. Логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ трудового права.
Представители педагогической науки следующим образом определяют логичность:
8 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4217 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 21.07.2014).
9 Иванова Н. А. Экономика и социология труда //
Институт экономики и права Ивана Кушнира. Официальный сайт. URL: http://be5.biz/ekonomika/t003/toc.htm
(дата обращения: 11.11.2014).
«Логичность речи — коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь — мышление. Логичность речи связана со смысловой и синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Для достижения логичности речи следует добиться смысловой непротиворечивости высказываний в целом тексте. Различают два вида логичности речи: логичность предметную и логичность понятийную. Предметная логичность речи состоит в соответствии смысловых связей и отношений единицы языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности». На наш взгляд, логичность в процессе преподавания трудового права — это следование законам логики: тезис, аргументация, демонстрация; анализ и синтез; индукция и дедукция. Например, нелогично сначала рассматривать гарантии при приеме на работу, а затем сам его порядок. Логично, когда все наоборот.
Что касается принципа доступности, то он был разработан еще в Средние века.
Так, Подласый И. П. отмечает: «Классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированы еще Коменским Я. А.: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения»10.
Далее он указывает на ряд обстоятельств, которые характеризуют принцип доступности: возраст студентов, уровень подготовленности и развития учащихся, интересы.
Доступность предусматривает также и включение студентов в этот процесс через аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление, используемых преподавателем11.
По нашему мнению, доступность в процессе преподавания трудового права должна основываться на примерах из практики правоприменения, когда решение самого сложного вопроса дается через призму простых жизненных примеров.
Убедительность же изложения теоретических основ трудового права можно определить следующим образом: «Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориенти-
ровано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики»12.
На наш взгляд, в качестве способов, обеспечивающих убедительность на семинарах по трудовому праву, должны выступать: судебная практика по трудовым спорам и данные статистики труда.
2. Использование приемов активизации внимания студентов, закрепления информации, контроля выполнения заданий в рамках семинара.
По мнению Савва Л. И., к приемам активизации внимания студентов относятся «...приемы активизации с использованием прошлых событий, приемы активизации с использованием настоящих событий, приемы активизации с использованием будущих событий»13.
В первую группу включаются: приемы регрессии, обмена опытом и приемами имитации14.
На наш взгляд, в процессе преподавания трудового права наиболее эффективными являются приемы обмена опытом и имитации, так как они связаны интерактивным обучением и представляют собой ни что иное, как мозговой штурм и работу в малых группах.
Приемы активизации с использованием настоящих событий — это прием концентрации присутствия, прием групповой рефлексии, прием построения диспозиции.
В третью же группу включаются: прием группового решения и прием операционализации.
3. Учет индивидуальных особенностей студентов и индивидуальный подход к студентам в процессе проведения семинара.
По мнению Л. А. Меренковой и Л. Б. Ярось: «Одним из дидактических принципов обучения является учет индивидуальных особенностей студентов. Реализация индивидуализированного обучения требует от преподавателя хорошего знания особенностей студента и тщательного отбора материала, ориентированного на того или иного учащегося с учетом индивидуальных особенностей каждого из них»15.
10 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов : учеб. пособие для вузов. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. С. 178.
11 Там же.
12 Кульминский А. А. Методы убеждающего воздействия // Официальный сайт Некоммерческого партнерства. Центр дистанционного образования «Элитари-ум». URL: http://www.elitarium.ru/2005/08/10/metody_ ubezhdajushhego_vozdejjstvija.html (дата обращения: 11.11.2014).
13 Савва Л. И., Савва В. А. Приемы активации студентов вуза на лекциях и практических и лабораторных занятиях // Официальный сайт НП «СибАК» URL: http: // sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/513-2012-01-13-08-44-21 (дата обращения: 11.11.2014).
14 Там же.
15 Меренкова Л. А., Ярось Л. Б. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе овладения русским языком // Официальный сайт Белорусского государственного медицинского университета. URL: www.bsmu.by/ files/e9d9a37a4b1db5f7feb54dd3f748e64e/ (дата обращения: 11.11.2014).
Здесь в процессе преподавания трудового права сразу встают две основные проблемы:
1) на кого ориентироваться — на «сильных» или на «слабых» студентов;
2) нужно ли прилагать педагогические усилия, чтобы «поднять» слабого студента на более высокий интеллектуальный уровень.
Думается, что все же требуется учет индивидуальных особенностей студента.
4. Сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов.
Применительно к практическим занятиям по трудовому праву реализация этого критерия видится в следующем.
Коллективная работа студентов непосредственно увязывается с интерактивными формами обучения — мозговой штурм, работа в малых группах, метод кейсов.
Однако лишь ставка на интерактивные методы обучения не совсем оправданна, так как требуется и индивидуальная работа студента по освоению определенного количества учебного материала.
IV. Критерии, относящиеся к организации практического занятия по трудовому праву.
В систему этих критериев входят: четкость начала и окончания занятия; посещаемость; подготовленность студентов к занятию; дисциплина на семинаре; рациональность распределения времени на занятии; использование обратной связи со студентами.
Остановимся на некоторых из них.
Рациональное распределение времени на занятии по трудовому праву видится в следующем:
— время на постановку проблем;
— время на их решение.
Каждая проблема трудового права обладает определенной степенью своей сложности. Поэтому и количество времени на ее решение может быть разным.
Ввиду чего преподаватель самостоятельно определяет временной промежуток для рассмотрения той или иной проблемы. Здесь также большое значение имеет и использование интерактивных методов обучения.
Важный момент состоит в том, чтобы дело на семинаре не закончилось только разбором какого-то одного вопроса. Требуется соблюдение принципа пропорциональности.
Другим важным критерием этой группы является критерий обратной связи со студентами.
Смысл этого критерия состоит в том, что преподаватель и студент рассматриваются как взаимосоставляющие педагогического процесса.
Иными словами, педагог корректирует ответы студента, создавая нужный эмоциональный и интеллектуальный фон.
В заключение хотелось бы подчеркнуть что идеальное достижение цели в сфере преподавания трудового права возможно лишь при учете принципа системности, когда правовая материя подается студентам на основе научно разработанных и проверенных педагогических методик.
Библиография:
1. Иванова Н. А. Экономика и социология труда // Институт экономики и права Ивана Кушнира. Официальный сайт. URL: http://be5.biz/ekonomika/t003/toc.htm (дата обращения: 11.11.2014).
2. Кульминский А. А. Методы убеждающего воздействия // Официальный сайт Некоммерческого партнерства Центр дистанционного образования «Элитариум». URL:http://www.elitarium.ru/2005/08/10/ metody_ubezhdajushhego_vozdejjstvija.html (дата обращения: 11.11.2014).
3. Меренкова Л. А., Ярось Л. Б. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе овладения русским языком // Официальный сайт Белорусского государственного медицинского университета. URL: www.bsmu.by/files/e9d9a37a4b1db5f7feb54dd3f748e64e/ (дата обращения: 11.11.2014).
4. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов : учеб. пособие для вузов.— М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
5. Программа «Адвокат трудовых отношений». Московская коллегия адвокатов «Росар». URL: http://www.trud-advokat.ru/ (дата обращения: 11.11.2014).
6. Савва Л. И., Савва В. А. Приемы активации студентов вуза на лекциях и практических и лабораторных занятиях // Официальный сайт НП «СибАК» URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/ 513-2012-01-13-08-44-21 (дата обращения: 11.11.2014).
Материал поступил в редакцию 29 ноября 2014 г.
n. E. M0P030B
LEX RUSSIA
IMPROVEMENT OF TEACHING LABOR LAW IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR HIGHER EDUCATION.
Morozov, Pavel Evgenievich - Doctor of Law, Professor of the Department of Labor Law and Social Security Law of the Kutafin Moscow State Law University. [[email protected]]
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
Review: The article is devoted to the analysis of problems related to teaching labor law in the higher education institutions providing educational services according to the educational problems for the law degrees. It s noted that these institutions traditionally pay more attention to solely legal issues (for example, those in the sphere of labor law). However, it should be considered that teaching law presupposes knowledge of certain pedagogical techniques. Ignoring these techniques inevitably leads to lower level of knowledge perception by the students. There is need for the optimum balance between the legal knowledge and the ways for their presentation in the course of practical assignments in order for both quality of student knowledge and mechanisms for gaining such knowledge would be satisfied. The criteria for the quality evaluation of practical studies in the sphere of labor law should be based upon the specific characteristic features of certain legal specialization within the relevant structure. In order to support this thesis the author evaluates the purpose of the practical class on labor law in various law schools, specializing in education for future law consultants, judges, international law scholars, advocates, prosecutors. All of the criteria for the quality of the practical class may be divided into several groups relating to the following: 1) their structure; 2) their contents; 3) the teaching methods; 4) organization of studies; 5) leading the student work during the class; 6) pedagogical qualities of the lecturer; 7) evaluation of results of the class. Keywords: labor law, pedagogy, teaching, professional activity, practical classes, law consultants, international law scholar, advocate, prosecutor, evaluation criteria, ways for improvement, legal studies.
Bibliography:
1. Ivanova, N.A. Economics and sociology of labor. Institution of Economics and Law of Ivan Kushnir. Official website URL: http://be5.biz/ekonomika/t003/toc.htm (viewed on: 11.11.2014).
2. Kulminskiy, A.A. Preventive measures. Official website of the non-commercial partnership of the Distance Education Center «Elitarium». URL:http://www.elitarium.ru/2005/08/10/metody_ubezhdajushhego_ vozdejjstvija.html(viewed on: 11.11.2014).
3. Merenkova, L.A., Yaros, L.B. Consideration of individual specificities of students in the process of learning Russian language. Official we3bsite of the Belarus State Medical University.
URL: www.bsmu.by/files/e9d9a37a4b1db5f7feb54dd3f748e64e/ (viewed on: 11.11.2014).
4. Podlasyy, I.P. Pedagogy: 100 questions - 100 answers: manual for higher education institutions. / I. P. Podlasyy.- M.: VLADOS-press, 2004. - 365 p.
5. Program «Advokate in labor relations». Moscow Bar of Advocates «Rosar». URL: http://www.trud-advokat.ru/ (viewed on: 11.11.2014).
6. Savva, L. I, Savva, V.A. Techniques for making students active in practical and laboratory classes. Official website of the NP «SibAK»URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/513-2012-01-13-08-44-21 (viewed on: 11.11.2014).