УДК 378
Е. В. Птицына, С. А. Останина
Особенности использования педагогических технологий в системе высшего образования
Современные тенденции развития высшего образования определяют изменение подходов к организации образовательного процесса. В каждой конкретной ситуации профессионального обучения меняется роль преподавателя высшей школы, который должен уметь выбирать стратегию преподавания, обеспечивать оптимальность и эффективность решения профессионально-обучающих задач, использовать образовательные технологии, направленные на подготовку конкурентоспособных выпускников, готовых к непрерывному самообразованию и самореализации в быстро изменяющихся условиях. Причем преподавателю надо уметь выбрать именно те технологии обучения, которые в данной ситуации наиболее целесообразны и обеспечивают высокую действенность их реализации в работе со студентами. В статье анализируются различные подходы к понятию «технология», рассматриваются историко-теоретические и практические аспекты педагогических технологий, раскрываются особенности использования педагогических технологий в системе высшего профессионального образования.
Modern trends in higher education determine the change of approaches to the organization of educational process. In each situation of vocational training is changing the role of the teacher of the high school, which should be able to choose a teaching strategy, to ensure the efficiency and effectiveness of solutions and vocational training objectives, to use educational technology aimed at the preparation of competitive graduates, ready for continuous self-education and self-realization in a rapidly changing environment. The teacher must be able to choose exactly those technologies training which in this situation the most appropriate and ensure high effectiveness of their implementation in working with students. The article analyzes different approaches to the concept of «technology», discusses theoretical and practical aspects of teaching technologies, discloses the use of educational technologies in higher professional education.
Ключевые слова: технология, современные педагогические технологии, образовательный процесс вуза, высшее профессиональное образование, проблемное обучение, проектное обучение, игровые технологии.
Keywords: technology, modern educational technology, educational process of the University, higher professional education, problem training, project-based learning, game technology.
В последние годы в стране произошли существенные перемены, обусловленные интеграцией России в мировое сообщество. Современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Создание единого образовательного пространства, введение системы уровневого образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты обусловливают необходимость переориентации педагогического процесса на идеи гуманизации и реализации новых подходов к организации образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, технологий, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого студента, его познавательных интересов, личностных качеств. В этих условиях изменяется роль преподавателя высшей школы, который должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, эффективно использовать инновационные образовательные технологии, направленные на подготовку выпускников, готовых к непрерывному самообразованию и самореализации. Решить поставленные выше задачи может помочь внедрение технологических инноваций в образовательный процесс высшей школы [1].
Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков их получения, что предполагает особую методическую оснащенность образовательного процесса. Данное понятие вошло в научный лексикон, стало достоянием педагогической науки и практики образования во второй половине XX в. Повсеместно начавшиеся реформы, обновление содержания и методических систем образования остро поставили вопрос не зачем учить, чему учить и как учить, а каким образом обеспечить эффективный результат обучения?
© Птицына Е. В., Останина С. А., 2015
В настоящее время имеется достаточно много работ по данной проблеме, в которых понятие «педагогическая технология» трактуется неоднозначно, более того, мнения исследователей подчас диаметрально противоположны. Так, одна группа ученых трактует данное понятие довольно широко, отождествляя его с системой и соотнося с образованием в целом. Другие, напротив, отмечают узкий характер функционирования понятия, считая, что технология - это определенная совокупность педагогических приемов, педагогическая техника. Третьи исследователи связывают рассматриваемое понятие с его первоначальным значением и представляют технологию как искусство, мастерство. Еще одна группа ученых в своих определениях делает акцент на вопросах управления образовательным процессом.
Педагогическая технология - это четко продуманные и связанные в одно целое содержание, виды, методы, формы, средства, способы, обеспечивающие достижение цели и оценки результатов обучения. Технология - это все, что находится между целью и результатом. Особое место в этом процессе занимает уровень квалификации преподавателя, реализующего технологии. В самом общем виде технология - это продуманная пошаговая система деятельности преподавателя и обучающихся, отвечающая на вопрос «как?» и «каким образом?» цель воплощается в «конкретный вид продукции» [2].
Сегодня преподавателей не устраивает качество продукта, поэтому идут поиски новых технологий, созвучных духу времени, уровню развития знаний и возможностей. Поэтому в определении «современные педагогические технологии» отражаются те новые открытия науки, гарантирующие достижение более высокого уровня обучения и воспитания. Основными признаками технологий являются: детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов; использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса; гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
Любая технология должна соответствовать определенным критериям. Исследователи выделяют следующие критерии технологичности: концептуальность, процессуальность, управляемость, продуктивность. В современных условиях представляют ценность те педагогические технологии, которые дают высокие результаты в образовательном процессе, оптимальны по затратам и удобны в обращении, при этом они гарантируют достижение требований, предъявляемых государственными образовательными стандартами [3]. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать образовательный процесс полностью управляемым.
В связи с многоуровневостью понятия «педагогические технологии» существуют и разные подходы к классификациям технологий высшей школы. В соответствии с доминирующей целевой направленностью они подразделяются на информационные, коммуникативные, гуманитарные. Информационные технологии направлены на овладение новыми средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации средствами компьютерной, аудио-, видеотехники и Интернета. Коммуникативные - сконцентрированы на совершенствовании способов взаимодействия с людьми и связаны с организацией парной, групповой, коллективной работы.
Гуманитарные технологии обеспечивают формирование социально значимых качеств, необходимых человеку независимо от уровня получаемого образования и профиля подготовки. В соответствии со структурой образовательного процесса выделяют следующие технологии: диагностики; управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой учебной информации; организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов; контроля качества и оценивания результатов образовательной деятельности.
По доминирующим методам и принципам организации обучения: проблемного, модульного, дистанционного, развивающего, личностно-ориентированного, программированного и других типов обучения. По основным видам и формам деятельности педагогов: игровые, проектирования, тестирования; организации групповой работы, организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. По основным формам организации образовательного процесса: чтение лекций, проведение практических занятий, организация самостоятельной образовательной деятельности, организация и проведение консультаций, экзаменов и зачетов.
Развитие высшего образования сегодня определяется следующими тенденциями, которые обусловливают выбор педагогических технологий в высшей школе [4]:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты базируются на компетент-ностном подходе в образовании, который требует иного технологического оснащения. Цель профессиональной подготовки студентов - становление профессиональной компетентности как ин-тегративного качества личности. Такая целевая установка определяет ориентацию на технологии знаково-контекстного обучения, позволяющие приобщать студентов к способам решения 142
профессиональных задач в процессе обучения, а именно: технология анализа ситуаций, кейс-метода, «мозгового штурма», организации имитационных игр, научно-исследовательской работы студентов.
2. Переход к кредитной системе повышает значимость субъектности и самостоятельности студентов в образовании. Соответственно все большее место должны занимать в учебном процессе технологии, которые позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов по освоению содержания высшего образования. Это технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования, решения проблемных заданий, развития критического мышления, технология портфолио, технология становления авторской позиции.
3. Возрастающая роль информации в современном мире требует развития способов работы с различными источниками информации. Это обусловило выбор технологии развития критического мышления, технологии развития латерального мышления, создания карт умственной деятельности, информационных технологий.
4. Необходимость достижения эффективного уровня деловой коммуникации. Целесообразно применять технологию организации группового взаимодействия (групповой работы), коллективного способа обучения, организации дискуссии, дебатов, имитационных и не имитационных игр, интерактивных методов обучения, технологию организации тренингов.
5. Повышение наукоёмкости образования. Для решения этой задачи следует активно использовать технологии, включающие студентов в различные виды продуктивной деятельности, технологии организации научно-исследовательской работы, организации творческой деятельности.
К числу условий, определяющих успешность применения технологий, относятся:
- учет психофизиологических особенности обучающихся;
- профессиональные и личностные качества преподавателя;
- создание устойчивой психологической атмосферы в образовательной организации в целом и в группе в частности; способность преподавателя установить доверительный контакт со студентами, сформировать интерес и мотивацию к предмету;
- создание творчески-ориентированной образовательной среды.
Образовательный процесс в вузе тяготеет к поисково-исследовательским технологиям, предусматривает при этом ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных и профессиональных проблем. При традиционном обучении преподаватель сообщает готовые знания: он объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, добивается понимания этого материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность преподавателя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам преподаватель является транслятором знаний. В свою очередь, студенты воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, упражняются, их деятельность носит репродуктивный характер.
Поисково-исследовательские технологии, наоборот, позволяют студентам самостоятельно приобретать умения и навыки при решении особого рода задач, проблемных вопросов, ситуационного проектирования. Их суть в следующем: выявление и понимание студентами недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, постановка учебной задачи, совместная с учителем поисковая деятельность, оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Студенты самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок и озарений.
Преподаватель при этом организовывает среду, в которой студент имеет возможности самореализоваться в соответствии с индивидуальными особенностями. Он является участником совместного поиска, его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки [5]. В традиционной дидактике основой любой педагогической технологии является объяснение, главная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования студентов в высшей школе.
Основной формой поисковой деятельности является диалог, в ходе которого определяется содержание учебной задачи и анализируются пути решения. Преподаватель в процессе наблюдения за студентами постепенно создает его «познавательный портрет», включающий особенности мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной сторон учебной деятельности. Сильной стороной реализации поисково-исследовательских технологий является осмысление обучающимися своей деятельности, что позволяет им перестраивать действия, опыт, мотивы и потребности.
Остановимся на некоторых технологиях в образовательном процессе вуза: проблемное и проектное обучение, игровые технологии. Технология проектного обучения является компонентом системы продуктивного образования и ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, навыков творческой деятельности. Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, коммуникативных методов, творческих по самой своей сути. Технология проектного обучения предлагает построение обучения на активной основе: студенты выбирают тему, распределяют роли, анализируют информацию, обсуждают результаты, работают над ошибками.
Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, выполненный при консультации педагога. Так, в вузе можно использовать следующие типы проектов: исследовательские; творческие; коммуникационные; социально значимые. Работа над научно-исследовательскими проектами формирует готовность студентов к инновационной деятельности. Для решения проблем в ходе проектной деятельности они применяют ранее полученные знания и добывают новые. Преподаватель же помогает сформулировать и развить тематику проекта, спланировать сроки и наметить индивидуальные задачи для каждого участника [6].
Проблемное обучение - это тип обучения, которое обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с преподавателем. Суть интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед студентами проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия, при этом новые знания даются не для сведения, а для решения проблем. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу, которая ставит проблемные вопросы или вопрос. При формулировании проблемного вопроса нужно учитывать, что он должен быть: сложным, чтобы вызвать затруднение у обучающихся, и в то же время быть посильным для самостоятельного нахождения ответа; увлекательным, но соответствующим логике науки; емким и предполагающим научный спор. Далее серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков результата, где рассматриваются пути, средства и методы решения.
Деловые, учебно-ролевые, дидактические игры, игры-тренинги в вузе способствуют формированию профессионально-творческого мышления и навыков профессионального поведения будущих специалистов. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство стимулирования учебной деятельности. Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмом ее проведения. В процессе игры осваиваются правила поведения и роли социальных групп, переносимые в жизнь; рассматриваются возможности групп, коллективов-аналогов, различных социальных институтов в миниатюре; приобретаются навыки совместной коллективной деятельности. Опираясь на межпредметные связи дисциплин психолого-профессиональной направленности, деловая игра является средством воссоздания предметно-социального содержания будущей профессиональной деятельности студентов.
Современное образование должно быть направлено на развитие личности, раскрытие ее возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие студента как личности и его социализация идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития [7]. Учение как субъектная деятельность студента, обеспечивающая познание (усвоение), должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями, так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать студентам возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить основные важные характеристики реализации технологий в образовательном процессе вуза:
- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому субъекту проявить инициативу и самостоятельность; студенты сотрудничают с преподавателем в диалоге, обсуждают, высказывают свои мысли, делятся содержанием;
- предоставление обучающимся выбора последовательности учебных действий и темпа работы на занятии. Причем именно свобода, а не вседозволенность, поэтому важно проводить регулярный и объективный контроль, ненавязчивое управление;
- использование проблемных творческих заданий, сочетание групповой и индивидуальной работы;
- обучение студентов анализу своей деятельности, самоконтролю, оценочным действиям по отношению к себе и другим;
- обсуждение этапов проделанной работы, оценивание не только конечного результата, но и процесса его достижения; анализ не только правильности ответа, но и его оригинальности, самостоятельности выполнения.
Таким образом, в каждой конкретной ситуации профессионального обучения перед преподавателем стоит проблема обеспечения оптимальности и эффективности решения профессионально-обучающей задачи. Надо уметь выбрать именно ту технологию обучения, которая в данной ситуации наиболее целесообразна, и, главное, обеспечить высокую действенность ее реализации в работе со студентами. Мы солидарны с высказыванием Н. В. Бордовской о том, что «самую строгую инструментальную технологию нужно наполнить человеческим содержанием и смыслом, вдохнуть в нее жизнь, сделать ее в какой-то мере авторской, учесть индивидуально-личностные особенности субъектов, группы или коллектива, обстоятельства реального жизненного окружения и образовательной среды, особенности самого педагога» [8].
Примечания
1. Останина С. А. Организация самостоятельной работы студентов творческих вузов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 6(91). С. 68.
2. Пионова Р. С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. Минск: Университетское, 2008. 256 с.
3. Подласый И. П. Педагогика: в 2 т. Т. 2. Практическая педагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 799 с.
4. Пионова Р. С. Указ. соч. С. 17-19.
5. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2002.
96 с.
6. Шерехова О. М. Критерии и показатели сформированности креативной позиции субъекта творческой деятельности в образовательном процессе вуза / / Научное мнение. СПб., 2013. № 3. С. 161-166.
7. Федорова Е. Н. Ценностно-смысловая парадигма профессиональной педагогической деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 342-345.
8. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учеб. пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. С. 150.
Notes
1. Ostanina S. A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov tvorcheskih vuzov v usloviyah realizacii FGOS VPO tret'ego pokoleniya [Organization of independent work of students of art universities in the conditions of realization of FSES HPE of the third generation] // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of Volgograd State Pedagogical University. 2014, No. 6(91), p. 68.
2. Pionowa R. S. Pedagogika vysshej shkoly: ucheb. posobie [Pedagogics of higher school: tutorial]. Minsk. Universiteteskoe. 2008. 256 p.
3. Podlasiy I. P. P. Pedagogika: v 2 t. T. 2. Prakticheskaya pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov [Pedagogy: in 2 vol. Vol. 2. Practical pedagogy: textbook for bachelors]. M. Yurait. 2013. 799 p.
4. Pionowa R. S. Op. cit. Pp. 17-19.
5. Yakimanskaya I. S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie vsovremennoj shkole [Person-centered education in the modern school]. M. Sentyabr. 2002. 96 p.
6. Sherekhova O. M. Kriterii i pokazateli sformirovannosti kreativnoj pozicii sub"ekta tvorcheskoj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe vuza [Criteria and indicators of formation of the creative position of a subject of creative activity in educational process of the University] // Nauchnoe mnenie - Scientific opinion. Spb. 2013, No. 3, pp. 161166.
7. Fedorova E. N. Cennostno-smyslovaya paradigma professional'noj pedagogicheskoj deyatel'nosti [Value-semantic paradigm of professional pedagogical activity] // ktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk - Actual problems of humanitarian and natural sciences. 2013, No. 8, pp. 342-345.
8. Bordovskaya N. V. Gumanitarnye tekhnologii v vuzovskoj obrazovatel'noj praktike: teoriya i metodologiya proektirovaniya: ucheb. posobie [Humanitarian technologies in University teaching: theory and methodology of design: tutorial. SPb. LLC "Book House". 2007. P. 150.