ПРИМЕНЕНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОВЕДЕНИИ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
З.А.Учуев,
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» в г.Махачкале
Современная ситуация в подготовке специалистов и тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Введение системы многоуровневого образования, создание единого образовательного пространства, переход на ФГОС ВПО третьего поколения, реализация компетентностного подхода, обусловливают необходимость совершенно нового подхода к организации обучения. Преподаватель высшей школы должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса. Акцент в такой деятельности переносится на партнерство, соуправление, а характер взаимоотношений преподавателя и студентов можно определять как субъект-субъектные.
Преподавателям необходимо целенаправленно и напористо овладевать активными и интерактивными формами и технологиями проведения занятий: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами, потому что именно они развивают базовые компетентности и метакомпетентности студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки. Вместе с тем, как показывает практика, сегодня самое большое распространение современные образовательные технологии получили не в учебных заведениях, а в системе обучающих организаций, в которых для этих целей созданы корпоративные университеты, тренинговые курсы и т.п.
В настоящее время существует широкий выбор учебно-методической литературы, освещающей вопросы использования преподавателем современных технологий в процессе проведения занятий.
В современной педагогической практике отсутствует однозначное толкование понятия «образовательные технологии». Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных внедрению образовательных технологий в педагогический процесс высшей школы показал, что причины разнообразия видов образовательных технологий и многозначность толкования термина связаны с направлениями развития технологического подхода в истории образования.
Приблизительно до середины 50-х годов ХХ в. попытки внести технологию в образовательный процесс были связаны с созданием технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый технологический подход к построению самого учебного процесса, направленный на разработку и использование принципов и технологических приемов организации деятельности педагога и обучающегося. В настоящее время
первый подход к технологизации обучения развивается по пути внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Второй подход развивается по следующим направлениям: 1) технологическое совершенствование и оптимизация организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого в учебное время (тенденция обогащения организационно-методической инструментировки образовательного процесса в достижении образовательных целей);
2) внедрение социальных технологий в процесс взаимодействия участников образовательного процесса как через овладение технологиями общения, сотрудничества, стимулирования, диагностики со стороны преподавателей, так и через самопознание и самооценку, самообразование со стороны студентов; 3) поиск оптимальной системы средств и условий, обеспечивающих развитие студентов как субъектов учения и общения, познания и саморазвития; 4) реализация технологического подхода применительно к контрольно-оценочной составляющей образования. Выделенные направления все более смыкаются. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко - как область педагогической науки и как конкретная технология обучения. По основным формам организации образовательного процесса: чтение лекций; проведение практических занятий (семинаров и практикумов);организация самостоятельной образовательной деятельности;организация и проведение консультаций; проведение экзаменов и зачетов (технология организации мониторинга результатов образовательной деятельности и др.).В заключении заметим, что классификация по основным формам организации образовательного процесса представляется нам наиболее актуальной для преподавателей высшей школы.
Активные и интерактивные методы и технологии профессионального обучения. Учебная деятельность студентов в широком понимании рассматривается как один из видов познания, которое протекает на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта. Научное познание как исследование является деятельностью, направленной на получение принципиально новых знаний. В русле компетнтностно-деятельностного подхода психолого-педагогической основой учения является активная познавательная деятельность самого студента, приводящая к формированию умений творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность выразить себя как субъект обучения. Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как дидактических, так и организационно-управленческих средств, широкое использование ими различных средств и методов активизации .
Активное обучение как целенаправленный образовательный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов по овладению общекультурными и
профессиональными компетенциями строится на основе использования активных методов и технологий в процессе проведения занятий.
Активные методы обучения - 1) совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и преподавателя в процессе обучения; 2) способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности.
Активные формы проведения занятий - это такие формы организационно-образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер. Пассивный метод характеризуется доминированием воздействия преподавателя на обучающихся, центральная роль принадлежит преподавателю - транслятору знаний; в процессе обучения отсутствует общее обсуждение ключевых вопросов темы занятия.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе. Отличительные особенности активных форм проведения занятий: целенаправленная активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительное время активности обучаемых (в течении всего занятия); самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации эмоциональности обучаемых; взаимодействие обучаемых строится преподавателем посредством прямых и обратных связей. В педагогической практике используется классификация методов активного обучении, разработанная Н.В. Борисовой. Авторы выделяют имитационные и неимитационные методы обучения. Имитационные активные методы обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. «Мы предлагаем не информацию о деятельности плюс немного деятельности, а имитируем деятельность, основываясь на информации». Именно этим отличаются деловые и блиц-игры, разыгрывание ролей, решение конкретных ситуаций, «круглый стол», «мозговая атака» и другие от пассивных методов обучения.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие. Все остальные
относятся к неимитационным технологиям, которые не предполагают построения моделей изучаемого явления или профессиональной деятельности.
В современной педагогической литературе, представляя отличительные особенности активного и интерактивного обучения,ученые указывают следующее: основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой; взаимодействие преобладает над воздействием. На наш взгляд, это не совсем верно, т.к. и активные методы обучения включают групповые формы обучения и субъект - субъектное взаимодействие. Однако в процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя. Преподаватель выполняет функции организатора и помощника, коллективное обучение в маленьких группах становится основной формой организации обучения. Понятие «интерактивные технологии» употребляется в современной практике в том случае, если необходимо подчеркнуть степень активности субъектов в процессе взаимодействия, организуемого педагогом, по сравнению со сложившейся практикой. Новое осмысление определения сущностных характеристик интерактивных технологий связано с активным внедрением и использованием в обучении компьютера. Наиболее часто термин «интерактивные технологии» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме оп-Нпе.Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» (С. Б. Ступина). Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют обучающимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т.п. Проектируя образовательный процесс мы, как и многие преподаватели, задавали себе вопрос: как же быть с привычными для нас технологиями обучения, если эффективность их выбора проверена годами? Правомерен ли отказ от традиционных технологий обучения?Для решения поставленных вопросов мы провели анализ положительных и отрицательных аспектов традиционного обучения. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время система образования должна, не отвергая, а напротив, разумно используя накопленный положительный опыт традиционного обучения, управлять вниманием и действиями студентов, обучая их процессу самостоятельного обучения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал.
Кроме того, выясняя сущность основных типов инновационных подходов к образовательным технологиям, мы пришли к выводу, что сочетание традиционных и новых технологий само по себе явление инновационное. Докажем это на примере инновационных подходов, предложенных А.П. Панфиловой в книге «Инновационные педагогические технологии» (М., 2009).Радикальные - стремление перестроить весь учебный процесс на основе использования компьютерных технологий, включая обучение через Интернет-сеть, дистанционное обучение,
виртуальные семинары, конференции, игры и пр. Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (новый метод обучения как необычное сочетание известных приемов и способов, например лекция-диалог, лекция вдвоем и т.д). Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).К инновационным технологиям можно отнести: объективно новые технологии как результат педагогического творчества (в период от 5 до 10 лет);адаптированные к вузу технологии зарубежной практики или других сфер социальной и профессиональной деятельности; известные образовательные технологии, применяемые в новых условиях. Проблема отбора и применения технологий в образовательном процессе отражает проблемы социально-педагогического, психологического, операционально-педагогического и организационно-управленческого характера. Выбор технологии обучения зависит прежде всего от того, какое понимание вкладывает в этот термин педагог: теоретическая информация о различных способах достижения конкретной цели в виде различных стратегий практических действий субъектов образовательного процесса; преобразование имеющейся теоретической информации в предписывающую информацию для педагога или преподавателя и обучающихся, которое необходимо произвести и которое действительно осуществляется с целью обеспечения желаемого образовательного эффекта; проект действий субъектов, реализация которого в образовательной практике гарантированно обеспечит достижение поставленной цели.
По определению Ю.К. Бабанского (М., 1997) выбор образовательной технологии должен осуществляться с учетом соответствия: закономерностям и принципам обучения; целям и задачам обучения; содержанию и методам данной науки вообще и данного предмета в частности; учебным возможностям обучающихся (возрастным, уровню подготовленности, особенностям коллектива в которой проводится обучение); особенностям внешних условий (географических, производственного окружения и др.) возможностям самих преподавателей: их предшествующий опыт, подготовленность, личностные качества и т.д. Таким образом, поскольку решение образовательных проблем и задач не исчерпывается применением ограниченного набора и строго определенных технологий, то в деятельности преподавателей на учебных занятиях, консультациях или экзаменах, внеаудиторной работе предусматривается как выбор уже известных, так и разработка новых технологий.
В заключение хотел бы привести высказывание действительного члена Российской академии наук, автора многочисленных трудов в области теории проектирования и анализа образовательных технологий Н.В. Бордовской: «Самую строгую инструментальную технологию нужно наполнить человеческим содержанием и смыслом, вдохнуть в нее жизнь, сделать ее в какой-то мере авторской, учесть индивидуально личностные особенности субъектов, группы или коллектива, обстоятельства реального жизненного окружения и образовательной среды, особенности самого педагога». Только при соблюдении этих условий возможно достичь соответствующего современным требованиям уровня образовательных услуг.