УДК 657 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-5-137-143
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ТРЕГУБОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
МЯЛКИНА АННА ФРАНКОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Каждое современное предприятие в составе своих или арендованных активов имеет различные транспортные средства. Парк автотранспорта, применяемый организацией, может быть достаточно разнообразным и различаться по видам, способу действия, направлениям перемещения грузов и другим различным признакам. Учет данных активов в бухгалтерском и налоговом учете имеет свои особенности. Купленное транспортное средство надо вовремя и в нужной стоимости поставить на баланс. Также необходимо организовать учет расходов на содержание транспорта. И здесь, как правило, возникают вопросы по горючесмазочным материалам (ГСМ): нужно ли нормировать затраты на топливо для целей налогового учета или можно принять их без каких-либо ограничений в полном объеме? Также все организации, имеющие автомобили, платят за автострахование, учет которого тоже может вызвать сложности. Кроме того, бухгалтеру, отвечающему за учет автомашин, часто поручают расчет транспортного налога. В этом случае нужно знать все тонкости расчета этого платежа. В данной статье рассмотрены отдельные вопросы и особенности учета автомобильного транспорта, используемого в производственных целях. Одним из таких вопросов является использование личного автомобиля сотрудников организации в служебных целях, а также порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете затрат на страхование транспортных средств, бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета и возможные ошибки, приводящие к применению штрафных санкций. Также раскрываются вопросы документирования хозяйственных операций, связанных с использованием транспортных средств организации и списании понесенных затрат в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговый учет, транспорт, автомобили, страхование, расходы
Практически каждая организация в процессе деятельности использует транспортные средства, в частности автомобили, которые могут быть собственностью предприятия, а также личные автомобили работников, используемых для служебных поездок. Рассмотрим некоторые тонкости учета поездки на автомобиле.
Страхование автомобиля: учет и бухгалтерские и налоговые записи. Страхование транспортного средства - практика, распространенная во всем мире. Страховая компания предоставляет свои услуги всем владельцам транспортных средств, которые хотят обезопасить использование автомобилей от различного рода рисков. Дорожно-транспортные аварии и катастрофы наносят значительный ущерб экономике России. Согласно оценкам специалистов, ежегодные потери от них в последнее время составляют порядка 1,02 трлн руб-
лей, или около 1,87 % валового внутреннего продукта [1]. Страхование средств автомобильного транспорта проводится в целях компенсации убытков, возникших в результате наступления следующих страховых случаев: повреждения или уничтожения объекта либо его частей в результате дорожно-транспортного происшествия (столкновения, наезда, опрокидывания, падения), пожара, самовозгорания, стихийного бедствия, угона, и других противоправных действий третьих лиц, попадания камней, падения предметов, а также утраты транспортным средством товарного вида в результате указанных событий [2].
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ, организация, при наличии у нее автомобиля, должна его застраховать. Страхование автомобилей в обязательном порядке осуществляется по договорам ОСАГО. Помимо обяза-
тельного страхования существует и добровольное -по договорам КАСКО. Рассмотрим учет понесенных расходов на обязательное и добровольное страхование, а также, какие нюансы налогового учета существуют у организаций, работающих на упрощенной системе налогообложения, и какими бухгалтерскими записями отражаются возмещения от страховой компании.
Статьи 930, 931, и 932 Гражданского кодекса РФ регулируют отношения по страхованию имущества, в том числе транспортных средств, и риска ответственности страхователя. Для страхования имущества необходимо оплатить полис ОСАГО в страховой компании. В случае причинения вреда имуществу страховая компания возместит убытки в пределах установленного лимита.
Бухгалтерский учет и проводки. Расходы на страхование автомобиля относятся к расходам по обычным видам деятельности [3]. Такие расходы учитываются и ведутся согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Со страховой компанией учет расчетов ведется на счете 76, субсчете «Учет расчетов по страхованию» (например, 76.1).
Расходы по полисам ОСАГО и КАСКО списываются равномерно в течение срока действия договора (полиса). Страховые премии, уплаченные страховщику, списываются на счета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»).
С расчетного счета произведено перечисление страховой компании: Дебет 76.1 Кредит 51
Пропорциональное ежемесячное списание части расходов на счета затрат:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 76.1 Некоторые организации для учета страхования автомобиля используют счет 97 «Расходы будущих периодов». Соответствующий способ учета следует отразить в учетной политике организации.
Произведена оплата премии страховой компании:
Дебет 76.1 Кредит 51
Страховая премия отнесена на счет 97:
Дебет 97 Кредит 76.1
Ежемесячное списание части расходов (страховой премии):
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 97 Равномерное списание страховой премии в расходы позволит избежать разницы с налоговым учетом, так как в налоговом учете затраты на страхова-
ние также списываются равномерно. Использование счета 97 «Расходы будущих периодов» позволит равномерно отражать затраты на страхование транспортных средств в составе себестоимости продукции, работ или оказании услуг.
Если в результате дорожно-транспортного происшествия страховая компания страхователю возмещает убытки, в бухгалтерском учете нужно сделать следующие записи:
Поступило на расчетный счет страховое возмещение от страховой компании по результатам дорожно-транспортного происшествия: Дебет 51 Кредит 76.1
Сумма страховой выплаты учтена в прочих доходах:
Дебет 76.1 Кредит 91.1
Налоговый учет ОСАГО. Согласно ст. 253 НК РФ [4], страховая премия, уплаченная страховой компании на основании полиса ОСАГО, учитывается в составе прочих расходов. При учете премии в расходах важно учесть один момент: затраты на страхование принимаются лишь в пределах установленных страховых тарифов, которые отражены в п. 2 ст. 263 НК РФ. Эти тарифы утверждаются Центральным банком России (Указание ЦБ РФ от 19.09.2014 г. № 3384-У). Страховой тариф - это совокупность базовых ставок и коэффициентов. На основании ст. 9. ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ, страховая компания сумму страховой премии определяет умножением базового страхового тарифа на страховую сумму. В расчете страхового взноса используются повышающие или понижающие коэффициенты, учитывающие состояние ТС, вид груза (массовый, хрупкий и т. д.), вид транспорта (речной, морской, железнодорожный, автомобильный), особенности маршрута его перевозки, право страхователя на тот или иной вид льгот. Кроме того, тариф корректируется с помощью скидок и надбавок [2]. Организации, применяющие общую систему налогообложения, имеют право списать в расходы всю сумму премии согласно полису ОСАГО.
Согласно п. 2 ст. 263 НК РФ, если тарифы не утверждены, то всю сумму страховки можно включить в состав расходов. Признание расходов на ОСАГО отражается в том отчетном (налоговом) периоде, когда они оплачены. Но если договор заключен на срок более одного отчетного периода и страховая премия уплачена сразу в полной сумме, расходы признаются равномерно в течение срока действия полиса ОСАГО. Разъяснения по данной ситуации можно найти в п. 6 ст. 272 НК РФ.
При заключении договора на срок более одного отчетного периода и действия рассрочки платежа, по каждому платежу расходы признаются рав-
номерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу).
Расходы при любом варианте оплаты признаются пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде, о чем сказано в п. 6 ст.272 НК РФ. Отчетный (налоговый) период определяется согласно ст. 285 НК РФ [4].
Для примера рассмотрим следующую ситуацию. Полис ОСАГО заключен с 01.01.2017 по 31.12.2017 г. Сумма премии, уплаченная страховой компании, составила 8 100 руб. Платеж произведен единовременно. Рассчитаем сумму затрат в августе и сентябре.
Затраты в августе = 8 100 : 365 х 31 = 687, 95 руб.
Затраты в сентябре = 8 100 : 365 х 30 = 665,75 руб.
Как видно из примера, ежемесячные расходы по страховке будут зависеть от количества дней в текущем месяце.
Равномерное распределение затрат облегчает учет в случае досрочного расторжения договора и возврата части страховой суммы. Так как расходы списываются по истечении месяца, на момент возврата расходы еще не будут учтены на счетах учета затрат. Поэтому, сумму возврата не нужно учитывать в доходах [3].
При применении организацией упрощенной системы налогообложения «Доходы минус расходы», согласно пп.7 п.1, ст. 346.16 НК РФ, затраты по ОСАГО можно учесть в целях уменьшения налогооблагаемой базы. При этом в налоговом учете их нужно списать единовременно сразу же после оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В бухгалтерском учете затраты списывать нужно равными частями в течение срока действия полиса.
Налоговый учет КАСКО. Сумма по полису КАСКО учитывается в составе расходов организации на основании п. 1 ст. 263 НК РФ. Организация имеет право принять к учету всю сумму документально подтвержденных затрат.
Расходы по добровольному страхованию КАСКО можно учесть даже по арендованной машине. Главное, чтобы она использовалась для производственной деятельности организации.
Порядок списания расходов по КАСКО не отличается от порядка списания затрат по ОСАГО. Здесь также важен срок договора, порядок оплаты.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения не могут учесть в затратах суммы, уплаченные по договору КАСКО. Затраты на добровольное страхование не уменьшают налогооблагаемую базу, так как такой вид затрат не поименован в ст. 346.16 НК РФ [4].
Рассмотрим еще некоторые нюансы использования транспортных средств - оформление путевых листов и можно ли обойтись без них, можно ли принять к вычету затраты на поездку от дома до офиса, как учесть топливные карты?
Путевые листы при использовании автомобиля в служебных целях. Часто для служебных поездок работники организации используют личные автомобили. Например, директор использует автомобиль для поездок в командировку, а менеджер может ездить на личном автомобиле на встречи с партнерами.
Для подтверждения расходов на горючесмазочные материалы, каждую поездку нужно отразить в путевом листе. Порядок заполнения путевых листов на штатных водителей компании может отличаться от порядка заполнения путевых листов на работников - не водителей. Например, необходимость отметки врача в путевом листе напрямую связана с должностью работника, использующего автомобиль. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, все водители организации должны обязательно проходить предрейсовый медицинский осмотр. Но это правило применяется лишь в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств [3].
Если работники, использующие свой личный автотранспорт в служебных целях, не трудоустроены в качестве водителей, им не нужно проходить предрейсовый медосмотр. Чтобы у контролирующих органов при проверке не возникло вопросов относительно отметки врача, организация может разработать свою форму путевого листа. В этом случае в бланк путевого листа можно не включать раздел о предрейсовом осмотре. Также можно использовать унифицированную форму путевого листа легкового автомобиля, в которой отсутствует раздел о медосмотре. Если организация решит разработать свою форму путевого листа, в нее нужно включить обязательные реквизиты согласно приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152.
Учет ГСМ: расчет компенсации и оформление путевых листов. Правильное списание расходов на топливо очень важно. Во-первых, ГСМ уменьшает базу, с которой рассчитывается налог на прибыль, во-вторых, расходы организации на топливо должны быть экономически обоснованы и не должны приносить убыток [5]. Рассмотрим учет и налогообложение компенсаций работникам за использование личного транспорта, разберемся в том, когда путевые листы обязательны и какая ответственность грозит за отсутствие предрейсовых осмотров водителей.
Когда путевые листы не нужны. Часто сотрудники используют для служебных целей свой личный транспорт. Организация может компенсировать такие затраты. На практике при оформлении компенсации за использование личного транспорта не всегда уделяется должное внимание путевому листу. А это один из обязательных документов для правомерного учета компенсационных выплат. Путевой лист подтверждает фактическое использование автомобиля в интересах работодателя. Документ должен быть оформлен на каждое транспортное средство, используемое организацией.
Кроме путевых листов работник должен предоставить в бухгалтерию организации:
- документы, подтверждающие право собственности на машину (копия паспорта транспортного средства);
- документы, связанные с эксплуатацией автомобиля (например, чеки на ГСМ).
Порядок возмещения расходов по использованию личного автомобиля должен быть прописан в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. Размер компенсации зафиксируется в приказе по организации.
Подпись врача в путевом листе. В штате многих организаций есть водители, занятые перевозкой товаров или доставкой сотрудников. Они обязаны отчитываться перед бухгалтерией за израсходованное топливо. Для этого заполняются путевые листы с подробным описанием маршрута поездок.
В путевом листе есть строка для подписи медработника, который обязан перед каждым выездом проводить медицинский осмотр. Но чаще всего медработника в штате организации нет, и водители работают без отметки врача в путевом листе. Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа организации, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Предрейсовый медицинский осмотр нужно делать каждый раз перед выездом транспортного средства. Если нет возможности держать в штате врача, можно заключить с медицинским работником договор подряда или оформить его как внешнего совместителя.
За отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор дорожно-патрульной службы на основании ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса административных пра-
вонарушений, может выписать штраф на руководителя в размере 5 000 руб., на организацию или предпринимателя - 30 000 руб. Не требуется пред-рейсовый осмотр сотрудников, использующих личный автомобиль в служебных целях, так как они не являются водителями.
Особенности налогового учета компенсации за использование личного транспорта. Работодатель вправе самостоятельно определить размер компенсации, которая полагается работнику за поездки на личном автомобиле в служебных целях. Сумму желательно подтвердить расчетом, в котором можно учесть средний расход ГСМ, износ и т. п. Согласно ПБУ 10/99, в бухгалтерском учете сумма компенсации полностью относится на расходы отчетного периода. В налоговом учете размер компенсации нормирован. За использование автомобиля с объемом двигателя до 2 000 см3 полагается компенсация
1 200 руб. в месяц, а при объеме двигателя свыше
2 000 см3- 1 500 руб. При этом в суммы уже заложены все возможные траты владельца машины: бензин, мойка, техническое обслуживание и т. д. На практике, сотрудник, скорее всего, не согласится на такую маленькую сумму компенсации. Поэтому работодатели устанавливают повышенные размеры выплат и часто забывают о необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [6]. Чтобы избежать претензий налоговых органов, нужно учесть разницу между бухгалтерским и налоговым учетом и отразить постоянное налоговое обязательство (ПНО) согласно п. п. 4, 7 ПБУ 18/02.
ПНО отражается проводкой: Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчет налога на прибыль».
Рассмотрим на примере данную ситуацию. Организация платит своему руководителю компенсацию за использование личного автомобиля для служебных поездок. Сумма компенсации согласно приказу составляет 7 000 руб. Объем двигателя машины равен 1 500 куб. см. Так как объем двигателя менее 2 000 см3, работнику, по установленным нормативам, полагается компенсация в сумме 1 200 руб.
Начислена компенсация руководителю: Дебет 20 (26, 44 и т. д.) Кредит 73 7 000 руб. Компенсация выплачена руководителю Дебет 73 Кредит 50 (51) 7 000 руб. сформировано ПНО (7 000 - 1 200) х 20 %): Дебет 99 Кредит 68 1 160 руб. НДФЛ и страховые взносы с компенсации. Сумма компенсации (даже сверх нормы) за использование личного транспорта не облагается налогом на доходы физических лиц (п. 3 ст. 217 НК РФ, ст.
188 ТК РФ). Чтобы не пришлось платить НДФЛ, сумму компенсации следует закрепить в трудовом договоре или дополнительном соглашении к договору. Также сотрудник должен предоставить копию паспорта транспортного средства и подтвердить фактическое использование автомобиля в служебных целях. Если работник управляет машиной по доверенности, придется заплатить НДФЛ (письмо Минфина РФ от 21.02.2012 г. № 03-04-06/3-42). Если работник управляет машиной, которая находится в собственности супруга, компенсация не облагается НДФЛ. Однако эта машина должна быть приобретена в браке (письмо Минфина РФ от 27.08.2012 г. № 03-04-05/6-1004).
Сумма компенсации не облагается обязательными страховыми взносами во внебюджетные фонды. Об этом сказано в письме Минтруда РФ [7].
Поездка от дома до офиса. Иногда работодатели выдают сотрудникам служебные автомобили. Затраты на ГСМ можно учесть в расходах предприятия, если поездки связаны со служебной необходимостью. Поездку на автомобиле от дома до офиса и обратно нельзя считать служебной. Такие поездки ФНС относит к личным поездкам сотрудника. Таким образом, в целях налогообложения учесть затраты на бензин, израсходованный на дорогу до офиса, компания не имеет права. Такие затраты не являются экономически обоснованными (ст. 252 НК РФ). Расходы на ГСМ для личных поездок работника работодатель возмещать не обязан. Согласно ст. 168.1 ТК РФ, сотрудникам с разъездным характером работы работодатель возмещает затраты, связанные со служебными поездками.
В исключительных случаях организация может оплачивать дорогу от дома до работы. Например, если офис находится в отдаленной местности и общественный транспорт там не ходит. В этом случае такие расходы придется обосновать и доказать производственную необходимость.
Безвозмездное использование личного автомобиля руководителя. Если руководитель организации использует личный автомобиль для решения служебных вопросов, с ним можно оформить договор безвозмездного пользования транспортным средством. К договору безвозмездного пользования применяются такие же правила, как и к договору аренды.
У физического лица при передаче автомобиля не возникают налоговые обязательства. У организации, получившей автомобиль по договору безвозмездного пользования, возникает внереализационный доход согласно п. 8 ст. 250 НК РФ. При получении в безвозмездное пользование автомобиля оценка доходов организации осуществляется исходя
из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки. Приемка объектов основных средств также должна осуществляться с участием утвержденной руководством комиссии. Важно проверить правильность проведения оценки основных средств, так как неправильная оценка может исказить общую картину. Например, цены на аренду аналогичных автомобилей можно узнать из объявлений, опубликованных в интернете. Сумму дохода по полученному в безвозмездное пользование автомобилю следует отражать в учете каждый месяц в течение всего срока действия договора.
Учет топливных карт. Топливо организация может приобретать за наличные деньги, а может заключить договор с автозаправочной станцией (АЗС) и приобретать ГСМ по топливным картам. Если топливные карты приобретаются за плату, расходы на их приобретение можно отразить как расходы по обычным видам деятельности. Стоимость карт списывается в бухгалтерском учете единовременно (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В налоговом учете стоимость топливной карты включается в состав материальных расходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Карты на бензин можно учитывать на забалансовых счетах в разрезе сотрудников организации - держателей данных карт. Списать топливную карту с забалансового счета следует при ее утрате или в момент расторжения договора с АЗС. Количество топлива, полученного по топливной карте, определяется по накладной от поставщика ГСМ. Также можно сверить количество приобретенного бензина с чеками терминала АЗС, которые выдаются при каждой заправке бензином. ГСМ списывается на основании путевых листов и обоснованного расхода топлива.
Некоторые организации в собственности имеют грузовики, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Рассмотрим порядок учета в расходах «дорожного сбора» и транспортного налога, уплаченных за такие большегрузы [3].
При расчете налога на прибыль собственники большегрузных автомобилей могут включать в расходы начисленную к уплате сумму транспортного налога за минусом «дорожного сбора». Если «дорожный сбор» больше суммы транспортного налога, то в затратах учитывается только это превышение. Данную ситуацию разъясняет письмо Минфина России [8].
По действующим правилам движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, по автомобильным до-
рогам общего пользования федерального значения допускается только после внесения платы за вред, который наносят дорогам такие грузовики. Об этом сказано в п.1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.07 г. № 257-ФЗ.
Владельцы большегрузных автомобилей могут уменьшать транспортный налог за налоговый период на сумму платы за вред автодорогам федерального значения (п. 2 ст. 362 НК РФ). В состав расходов включаются все налоги и сборы, по которым организация является налогоплательщиком, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ. То есть Налоговый кодекс позволяет учитывать в расходах начисленные налоги. Таким образом, если сумма транспортного налога превышает сумму «дорожного сбора», то его остаток (то есть ту сумму транспортного налога, которую организация фактически должна заплатить в бюджет) можно учесть в расходах по налогу на прибыль.
Если «дорожный сбор» больше суммы транспортного налога, то владелец грузовика полностью освобождается от уплаты транспортного налога. При этом та часть дорожного сбора, которая превысила сумму транспортного налога, списывается в расходы согласно п. 48.21 ст. 270 НК РФ.
В хозяйственной деятельности коммерческих организаций нередко возникают различные споры с налоговыми органами. Чаще всего они возникают по вопросам правильности включения в расчет суммы налогооблагаемой базы по налогу на прибыль тех или иных расходов [9]. Такими спорами затрагивается достаточно широкий круг вопросов в области учета. К таким вопросам относятся и порядок включения затрат на страхование автомобилей и учет затрат на ГСМ и компенсация за использование личных автомобилей сотрудников.
Таким образом, руководствуясь перечисленными нормами и правилами, регламентирующими ведение бухгалтерского и налогового учета упомянутых транспортных средств, можно избежать ошибок, приводящих к возникновению неправомерных ситуаций в учете данного имущества.
Литература
1. Монгуш А. О., Севек Р. М. Страхование автомобильного транспорта: мировой и отечественный опыт // Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 16-18.
2. Демиденко А. А., Теслова С. А. Страхование на транспорте. Омск, 2015.
3. URL: https://normativ.kontur.ru
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II: (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Таюрская Т. Н. Учет ГСМ: какой способ выбрать // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Е. М. Сорокиной. 2016. С. 351-356.
6. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Письмо Минтруда РФ от 26.02.2014 № 17-3/В-92. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
8. Письмо МФ РФ от 11.07.17 № 03-03-10/43987. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс».
9. Баева Е. А. Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы и перспективы сближения // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организации: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 77-84.
References
1. Mongush А. O., Sevek R. M. Strakhovaniye avtomobil'nogo transporta: mirovoj i otechestvennyj opyt [Insurance of the motor transport: international and domestic experience] // Aktual'nye kontseptsii razvitiya gumanitarnykh i estestvennykh nauk: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2016. S. 16-18.
2. Demidenko А. А., Teslova S. А. Strakhovaniye na transporte [Insurance on transport]. Omsk, 2015.
3. URL: https://normativ.kontur.ru
4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federatsii. Chasti I i II: (s izm. i dop.) [Tax Code of the Russian Federation. Parts I and II: (with amendment and additional)]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
5. Tayurskaya T. N. Uchet GSM: kakoj sposob vybrat' [Accounting of fuel and lubricants: what way to choose] // Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya bukhgalterskogo ucheta, ekonomicheskogo analiza i audita: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod nauch. red. E. M. Sorokinoj. 2016. S. 351-356.
6. PBU 18/02 «Uchet raschetov po nalogu na pribyl' organizatsij» [Accounting regulation 18/02 «Accounting of calculations for the profits tax of the organizations»]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
7. Pis'mo Mintruda RF ot 26.02.2014 № 17-3/V-92 // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»
8. Pis'mo MF RF ot 11.07.17 № 03-03-10/43987 [Letter of Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation on 26.02.2014 № 17-3/V-92]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
9. Baeva E. А. Bukhgalterskij i nalogovyj uchet: problemy i perspektivy sblizheniya [Accounting and tax accounting: problems and prospects of rapprochement] // Аktual'nye voprosy sovershenstvovaniya bukhgalterskogo ucheta, statistiki i nalogooblozheniya organizatsii: mat-ly VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2017. S. 77-84.
* * *
FEATURES OF USE AND ACCOUNTING OF VEHICLES IN THE COMMERCIAL ORGANIZATIONS
TREGUBOVA VALENTINA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
MYALKINA ANNA FRANKOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Each modern enterprise as a part of it or leased assets has various vehicles. The park of motor transport applied by the organization can be rather various and differ by types, a way of action, the directions of cargo transfer and other various signs. Accounting of these assets in accounting and tax accounting has the features. The bought vehicle is necessary in time and in the necessary cost to enter in books. It is also necessary to organize accounting of maintenance costs of transport. And here, as a rule, there are questions on the fuels and lubricants (FL): whether it is necessary to normalize costs of fuel for tax accounting or it is possible to accept them without any restrictions in full? Also all organizations having cars pay for car insurance which accounting can cause difficulties too. Besides, often charge to the accountant who is responsible for accounting of cars calculation of a transport tax. In this case it is necessary to know all subtleties of calculation of this payment. In this article authors considered single questions and features of accounting of the motor transport used in the production purposes. One of such questions is use of the privately owned vehicle of staff of the organization in the office purposes and also a reflection order in accounting and tax accounting of costs of insurance of vehicles, accounting records on accounts of accounting and the possible mistakes leading to application of penalties. Authors also revealed questions of documenting of the economic operations connected with use of vehicles of the organization and write-off of the incurred expenses according to PBU 18/02 «Accounting of calculations for the profits tax».
Key words: accounting, tax accounting, transport, cars, insurance, expenses
Об авторе:
Трегубова Валентина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Мялкина Анна Франковна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the author:
Tregubova Valentina Mikhaylovna, Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting and Tax Control Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Myalkina Anna Frankovna, Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting and Tax Control Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov