Научная статья на тему 'Источники мусульманского права'

Источники мусульманского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10352
1477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРАН / СУННА / ИДЖМА / КИЯС / АДАТ / THE KORAN / SUNNA / IDZMA / KIAS / AN ADAPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Ирина Алексеевна

Анализируется общая система источников мусульманского права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of moslem right

The general system of sources of the Muslim right is analyzed.

Текст научной работы на тему «Источники мусульманского права»

Бизнес в законе

4,2009

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Попова Ирина Алексеевна, помощник прокурора г. Пятигорска, юрист I класса.

Аннотация. Анализируется общая система источников мусульманского права Ключевые слова: Коран, сунна, иджма, кияс, адат.

SOURCES OF MOSLEM RIGHT

Popova Irina Alekseevna, assistant to public prosecutor of city Pyatigorsk lawyer of a I class.

Annotation. The general system of sources of the Muslim right is analyzed.

Keywords: the Koran, sunna, idzma, kias, an adapt.

Установки и постулаты мусульманского правосудия в той или иной степени нашли отражение в уголовном праве ряда государств. Однако роль и влияние позиций шариата в сфере уголовно-правового регулирования в каждой из мусульманских стран колеблется от неуклонного применения предписаний ислама к правонарушениям и до рецепции в национальное законодательство положений о преступности деяния из иных правовых систем мира. В этой связи особую актуальность приобрел анализ концептуальных моментов уголовно-правовой охраны правосудия от преступных посягательств посредством исследования понятия преступления в нормах мусульманского права, выявления особенностей источников ислама в мусульманской теории правонарушений, уяснения характеристики некоторых составов преступлений в контексте традиций, обычаев и религиозных убеждений мусульман, а также рассмотрения основных аспектов уголовной ответственности членов мусульманской общины и других лиц, находящихся под юрисдикцией исламского государства (немусульман).

В настоящее время в большинстве мусульманских стран мусульманское право составляет лишь часть правовой системы, регулируя, главным образом, вопросы «личного статута» граждан (правоспособность, брак, наследование и завещание). Отрасль уголовного права охватывает законодательство, заимствованное из романо-германской правовой системы или системы общего права. Вместе с тем в таких государствах, как Афганистан, Иран и Пакистан, исламизация уголовного права не искоренилась. Мусульманское право по-прежнему сохраняет свои позиции в Саудовской Аравии, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

В целом это весьма гибкая правовая система, способная адаптироваться в самых различных типах общественного устройства. Так, попытки ввести нормы мусульманского права предпринимаются и в некоторых субъектах Российской Федерации, где мусульмане составляют большинство населения. В российских средствах массовой информации оживленно обсуждается вопрос «исламского возрождения» и введения в мусульманских регионах страны норм мусульманского правосудия. Начало этих де-

батов относится к периоду 1996 - 1997 гг., когда на территории Чеченской Республики был введен в действие Уголовный кодекс, полностью скопированный с Уголовного кодекса Судана, а также начали работать первые официально учрежденные шариатские суды. В Дагестане мусульманское право приобрело статус «de facto» в жизни некоторых городских и сельских мечетных общин посредством создания шариатских судов и шариатских гвардий для борьбы с употреблением алкоголя, наркотиков, воровством, моральной распущенностью. Единичные шариатские суды появились в общинах северокавказских мигрантов в Ставропольском крае.1 Вместе с тем в повседневной жизни Российской Федерации мусульманское право занимает пока весьма скромную нишу, так и не получив государственного признания «de jure».Уголовный кодекс все же декриминализировал нормы мусульманского деликтного права, например, уклонение от примирения (ст. 231 УК РСФСР) и двоеженство или многоженство (ст. 235 УК РСФСР), составлявшие в контексте предыдущего Уголовного закона пережитки местных обычаев.3

Мусульманское право («ал-фикх» рассматривается как комплекс социальных установок, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними проникнутые религиозным духом нравственные и юридические нормы. В религии мусульман главное место принадлежит шариату,5 который и предопределяет основные постулаты фикха. Именно поэтому иногда определение «мусульманское право» отождествляется с понятиями «исламское право» и «шариат».

Общую систему источников мусульманского права составляют следующие основополагающие акты:

1. Коран (араб. куран, букв. - чтение) - главная Священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммадом (Магометом) в Мекке и Медине. В настоящее время в

1 Подробнее об этом см.: Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. - М.: Вост. лит., 2002. С. 265, 270, 273, 275 - 276.

2 Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства находится в исключительном ведении Российской Федерации. Однако вопросы законодательной регламентации семейных, земельных и административных правоотношений относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72 Конституции РФ).

3 В отличие от УК РФ, УК Республики Узбекистан 1994 г. в ст. 120 предусматривает ответственность за бесакалбазык (мужеложство), а в ст. 126 - за многоженство.

4 Фикх (араб. - глубокое понимание, знание) - в мусульманском праве означает, прежде всего, мусульманско-правовую доктрину -систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле «фикх» является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин «фикх» употребляется также в значении самих норм, регламентирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины.

5 Шариат (от араб. шариа - прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Шариат, понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле шариат нередко отождествляют с мусульманским правом. В современный период шариат является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других стран Азии.

Попова И.А.

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

отдельных арабских странах, например, в Саудовской Аравии, Коран официально считается конституцией государства. В ряде мусульманских государств, стоящих на принципах исламского фундаментализма (Иран, Судан, Афганистан), Коран рассматривается как важнейший нормативноправовой акт, имеющий силу закона.

2. Сунна - зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммада, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями Корана сунна составляет содержание мусульманского религиозного закона - шариата. В сунне содержится значительная часть норм, положенных в основу выводов различных школ фикха. Шариатские суды, кади6 и муфтии7 при вынесении решений («фетв») по вопросам шариата и фикха ориентируются на Коран и сунну.

3. Иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной.

4. Кияс представляет собой толкование Корана и сунны. Он приобретает силу закона только в случае признания высшим мусульманским духовенством. Правом толкования определенных норм применительно к конкретному случаю обладает муфтий.

5. Адат (от араб. ада, мн. адат - обычай, привычка) - обычное право у мусульманских народов. В противоположность шариату адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах общественных отношений.

Мусульманская форма правосудия и мусульманское деликтное право являются частью шариата и, соответственно, основываются на всех предписаниях ислама. Так, в качестве первоисточника мусульманского правосудия выступает непререкаемое «божественное откровение» - нормы Корана, состоящего из обращений Аллаха к его пророку Магомету и обращений самого пророка. Ко второму источнику относится сунна - традиция, основанная на действиях и высказываниях Магомета (хадисах). Третьим источником мусульманского правосудия служит иджма - нормы, составленные по единодушному согласию муджтахидов,8 имеющих право на иджтихад.9 В современный период Коран и Сунна имеют, скорее, историческое значение, поскольку лишь нормы, опосредованные иджмой, могут служить для практического применения судьями и привлечения к уголовной ответственности. Четвертый, вспомогательный источник - кияс - представляет

6 Кади (араб., тюрк. и перс. - кази) - в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. В современный период в мусульманских государствах «кади» именуются судьи не только шариатских судов, но и всех иных судебных органов.

7 Муфтий (араб.) - высшее духовное лицо у мусульман, наделенное правом выносить решения (фетвы) по религиозноюридическим вопросам.

8 Муджтахиды - общепризнанные знатоки шариата, юрисконсульты, ученые и судьи, достигшие наивысшей степени знания мусульманского права и получившие от государства и мечети право самостоятельно формулировать новые нормы на основе Корана и сунны с помощью рациональных логических приемов.

9 Иджтихад - создание правовых норм, вытекающих из Ко-

рана и Сунн. При этом иджтихад может различаться в различных мадхабах, то есть исторически сложившихся школах, или течениях мусульманского правоведения, в то время как иджма есть консенсус различных школ.

собой толкования по аналогии с правилами иджмы, призванные восполнить пробелы уголовно-правового регулирования.

Принимая во внимание религиозную основу мусульманского правосудия, одних лишь ссылок на целесообразность, разум, справедливость и обычай для привлечения к ответственности недостаточно. Решение суда о признании лица виновным - фетв - обязательно должно опираться на фикх. Одной из частей фикха является «эх-ком» - узаконения, касающиеся уголовных преступлений, наказаний и судопроизводства. В государствах со смешанной правовой системой преступные посягательства регламентируются Уголовным Кодексом.

С точки зрения религиозно-нравственных аспектов показательно знакомство с основными концепциями исламского правосудия. В мусульманской уголовно-правовой теории «преступление» и «грех» представляют собой тождественные понятия.10

религиозных заповедей, например, касающихся запрета на убийство, воровство и прелюбодеяние, рассматриваются в качестве недопустимых нарушений религиозных и уголовно-правовых предписаний одновременно. Данное

обстоятельство находит свое отражение и в приведенной выше системе источников исламского правосудия. Перечень преступных посягательств на основные ценности мусульман закрепляется:

1) в Коране - Священном писании, содержащем положения о должном непреступном поведении, а также об ответственности за нарушения установленного долга;

2) в толковании Священных текстов (иджме и киясе);

3) в принятых на основе религиозных норм светских законах с нравственно-правовым содержанием (эхкоме - ордонансе, низаме или Уголовном кодексе).

Анализ источников мусульманского права, нацеленных на охрану основ веры, позволяет сделать вывод о том, что исламское правосудие защищает от преступных посягательств пять главных для мусульманина категорий: душу, религию, разум, имущество и честь. В частности, убийство является преступлением против души, вероотступничество от ислама («ридда»), подрывает религию, употребление опьяняющих напитков разрушает разум, воровство рассматривается как покушение на имущество, прелюбодеяние - это покушение на честь и продолжение рода.

10Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. - М.: Международные отношения, 2002. С. 16 - 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.