Бизнес в законе
4,2009
ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Попова Ирина Алексеевна, помощник прокурора г. Пятигорска, юрист I класса.
Аннотация. Анализируется общая система источников мусульманского права Ключевые слова: Коран, сунна, иджма, кияс, адат.
SOURCES OF MOSLEM RIGHT
Popova Irina Alekseevna, assistant to public prosecutor of city Pyatigorsk lawyer of a I class.
Annotation. The general system of sources of the Muslim right is analyzed.
Keywords: the Koran, sunna, idzma, kias, an adapt.
Установки и постулаты мусульманского правосудия в той или иной степени нашли отражение в уголовном праве ряда государств. Однако роль и влияние позиций шариата в сфере уголовно-правового регулирования в каждой из мусульманских стран колеблется от неуклонного применения предписаний ислама к правонарушениям и до рецепции в национальное законодательство положений о преступности деяния из иных правовых систем мира. В этой связи особую актуальность приобрел анализ концептуальных моментов уголовно-правовой охраны правосудия от преступных посягательств посредством исследования понятия преступления в нормах мусульманского права, выявления особенностей источников ислама в мусульманской теории правонарушений, уяснения характеристики некоторых составов преступлений в контексте традиций, обычаев и религиозных убеждений мусульман, а также рассмотрения основных аспектов уголовной ответственности членов мусульманской общины и других лиц, находящихся под юрисдикцией исламского государства (немусульман).
В настоящее время в большинстве мусульманских стран мусульманское право составляет лишь часть правовой системы, регулируя, главным образом, вопросы «личного статута» граждан (правоспособность, брак, наследование и завещание). Отрасль уголовного права охватывает законодательство, заимствованное из романо-германской правовой системы или системы общего права. Вместе с тем в таких государствах, как Афганистан, Иран и Пакистан, исламизация уголовного права не искоренилась. Мусульманское право по-прежнему сохраняет свои позиции в Саудовской Аравии, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.
В целом это весьма гибкая правовая система, способная адаптироваться в самых различных типах общественного устройства. Так, попытки ввести нормы мусульманского права предпринимаются и в некоторых субъектах Российской Федерации, где мусульмане составляют большинство населения. В российских средствах массовой информации оживленно обсуждается вопрос «исламского возрождения» и введения в мусульманских регионах страны норм мусульманского правосудия. Начало этих де-
батов относится к периоду 1996 - 1997 гг., когда на территории Чеченской Республики был введен в действие Уголовный кодекс, полностью скопированный с Уголовного кодекса Судана, а также начали работать первые официально учрежденные шариатские суды. В Дагестане мусульманское право приобрело статус «de facto» в жизни некоторых городских и сельских мечетных общин посредством создания шариатских судов и шариатских гвардий для борьбы с употреблением алкоголя, наркотиков, воровством, моральной распущенностью. Единичные шариатские суды появились в общинах северокавказских мигрантов в Ставропольском крае.1 Вместе с тем в повседневной жизни Российской Федерации мусульманское право занимает пока весьма скромную нишу, так и не получив государственного признания «de jure».Уголовный кодекс все же декриминализировал нормы мусульманского деликтного права, например, уклонение от примирения (ст. 231 УК РСФСР) и двоеженство или многоженство (ст. 235 УК РСФСР), составлявшие в контексте предыдущего Уголовного закона пережитки местных обычаев.3
Мусульманское право («ал-фикх» рассматривается как комплекс социальных установок, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними проникнутые религиозным духом нравственные и юридические нормы. В религии мусульман главное место принадлежит шариату,5 который и предопределяет основные постулаты фикха. Именно поэтому иногда определение «мусульманское право» отождествляется с понятиями «исламское право» и «шариат».
Общую систему источников мусульманского права составляют следующие основополагающие акты:
1. Коран (араб. куран, букв. - чтение) - главная Священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммадом (Магометом) в Мекке и Медине. В настоящее время в
1 Подробнее об этом см.: Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. - М.: Вост. лит., 2002. С. 265, 270, 273, 275 - 276.
2 Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства находится в исключительном ведении Российской Федерации. Однако вопросы законодательной регламентации семейных, земельных и административных правоотношений относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72 Конституции РФ).
3 В отличие от УК РФ, УК Республики Узбекистан 1994 г. в ст. 120 предусматривает ответственность за бесакалбазык (мужеложство), а в ст. 126 - за многоженство.
4 Фикх (араб. - глубокое понимание, знание) - в мусульманском праве означает, прежде всего, мусульманско-правовую доктрину -систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле «фикх» является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин «фикх» употребляется также в значении самих норм, регламентирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины.
5 Шариат (от араб. шариа - прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Шариат, понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле шариат нередко отождествляют с мусульманским правом. В современный период шариат является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других стран Азии.
Попова И.А.
ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
отдельных арабских странах, например, в Саудовской Аравии, Коран официально считается конституцией государства. В ряде мусульманских государств, стоящих на принципах исламского фундаментализма (Иран, Судан, Афганистан), Коран рассматривается как важнейший нормативноправовой акт, имеющий силу закона.
2. Сунна - зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммада, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями Корана сунна составляет содержание мусульманского религиозного закона - шариата. В сунне содержится значительная часть норм, положенных в основу выводов различных школ фикха. Шариатские суды, кади6 и муфтии7 при вынесении решений («фетв») по вопросам шариата и фикха ориентируются на Коран и сунну.
3. Иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной.
4. Кияс представляет собой толкование Корана и сунны. Он приобретает силу закона только в случае признания высшим мусульманским духовенством. Правом толкования определенных норм применительно к конкретному случаю обладает муфтий.
5. Адат (от араб. ада, мн. адат - обычай, привычка) - обычное право у мусульманских народов. В противоположность шариату адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах общественных отношений.
Мусульманская форма правосудия и мусульманское деликтное право являются частью шариата и, соответственно, основываются на всех предписаниях ислама. Так, в качестве первоисточника мусульманского правосудия выступает непререкаемое «божественное откровение» - нормы Корана, состоящего из обращений Аллаха к его пророку Магомету и обращений самого пророка. Ко второму источнику относится сунна - традиция, основанная на действиях и высказываниях Магомета (хадисах). Третьим источником мусульманского правосудия служит иджма - нормы, составленные по единодушному согласию муджтахидов,8 имеющих право на иджтихад.9 В современный период Коран и Сунна имеют, скорее, историческое значение, поскольку лишь нормы, опосредованные иджмой, могут служить для практического применения судьями и привлечения к уголовной ответственности. Четвертый, вспомогательный источник - кияс - представляет
6 Кади (араб., тюрк. и перс. - кази) - в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. В современный период в мусульманских государствах «кади» именуются судьи не только шариатских судов, но и всех иных судебных органов.
7 Муфтий (араб.) - высшее духовное лицо у мусульман, наделенное правом выносить решения (фетвы) по религиозноюридическим вопросам.
8 Муджтахиды - общепризнанные знатоки шариата, юрисконсульты, ученые и судьи, достигшие наивысшей степени знания мусульманского права и получившие от государства и мечети право самостоятельно формулировать новые нормы на основе Корана и сунны с помощью рациональных логических приемов.
9 Иджтихад - создание правовых норм, вытекающих из Ко-
рана и Сунн. При этом иджтихад может различаться в различных мадхабах, то есть исторически сложившихся школах, или течениях мусульманского правоведения, в то время как иджма есть консенсус различных школ.
собой толкования по аналогии с правилами иджмы, призванные восполнить пробелы уголовно-правового регулирования.
Принимая во внимание религиозную основу мусульманского правосудия, одних лишь ссылок на целесообразность, разум, справедливость и обычай для привлечения к ответственности недостаточно. Решение суда о признании лица виновным - фетв - обязательно должно опираться на фикх. Одной из частей фикха является «эх-ком» - узаконения, касающиеся уголовных преступлений, наказаний и судопроизводства. В государствах со смешанной правовой системой преступные посягательства регламентируются Уголовным Кодексом.
С точки зрения религиозно-нравственных аспектов показательно знакомство с основными концепциями исламского правосудия. В мусульманской уголовно-правовой теории «преступление» и «грех» представляют собой тождественные понятия.10
религиозных заповедей, например, касающихся запрета на убийство, воровство и прелюбодеяние, рассматриваются в качестве недопустимых нарушений религиозных и уголовно-правовых предписаний одновременно. Данное
обстоятельство находит свое отражение и в приведенной выше системе источников исламского правосудия. Перечень преступных посягательств на основные ценности мусульман закрепляется:
1) в Коране - Священном писании, содержащем положения о должном непреступном поведении, а также об ответственности за нарушения установленного долга;
2) в толковании Священных текстов (иджме и киясе);
3) в принятых на основе религиозных норм светских законах с нравственно-правовым содержанием (эхкоме - ордонансе, низаме или Уголовном кодексе).
Анализ источников мусульманского права, нацеленных на охрану основ веры, позволяет сделать вывод о том, что исламское правосудие защищает от преступных посягательств пять главных для мусульманина категорий: душу, религию, разум, имущество и честь. В частности, убийство является преступлением против души, вероотступничество от ислама («ридда»), подрывает религию, употребление опьяняющих напитков разрушает разум, воровство рассматривается как покушение на имущество, прелюбодеяние - это покушение на честь и продолжение рода.
10Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. - М.: Международные отношения, 2002. С. 16 - 17.