ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Р. И. Беккин*, М. С. Алискеров**
Особенности исламского финансового сектора в России на современном этапе и перспективы его роста
Аннотация. Финансовый сектор играет важную роль в экономике каждой страны. Россия не является исключением в том смысле, что после политических санкций, введенных против нашей страны, особенно актуальным стал вопрос улучшения инвестиционного климата в стране. В этой связи исламские финансы могут служить тем самым источником внутреннего финансового резерва, позволяющего наладить отношения со странами Персидского залива и одновременно дать импульс отстающим секторам экономики.
Ключевые слова: финансы, ислам, банковский сектор, исламские финансы, исламский банк, исламские «окна», традиционные банки
001: 10.17803/1994-1471.2017.77.4.060-064
Западные рынки эффективно закрыты от российских компаний из-за американских и европейских санкций, обусловленных кризисом на Украине. Таким образом, правительство России и российские компании активно осваивают альтернативные методы финансирования. Развитие исламских механизмов финансирования интересно не только с точки зрения укрепления отношений с иностранными партнерами, но и с позиции возможной финансовой выгоды. Согласно данным Thomson Reuters, к 2018 г. Россия может привлечь
11 млрд долл. инвестиций. Прибыль банков от обслуживания потоков исламских банковских операций составит около 110 млн долл. В условиях непростой ситуации в банковской отрасли страны это хорошая альтернатива, сулящая прибыль.
Однако для быстрого внедрения исламского банкинга в российскую банковскую систему необходимо создать правовые основы. В Банке России уже работают над этим, но сложно сказать, будет ли готова необходимая правовая база к 2018 г.1
1 Интервью Александра Разуваева // URL: http:// ru.investing.com/analysis (дата обращения: 06.01.2015).
© Беккин Р. И., Алискеров М. С., 2017
* Беккин Ренат Ирикович, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, Институт Африки Российской академии наук [email protected]
123001, Россия, г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
** Алискеров Мурад Сидярович, соискатель Института Африки Российской академии наук [email protected]
123001, Россия, г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Исламский рынок финансов воспринимается российскими финансовыми институтами как один из способов получения финансирования — как на местном, так и международном уровне, в основном по следующим причинам:
— согласно международным статистическим службам, международный исламский рынок финансов ежегодно прибавляет по 20 %, и, по подсчетам МВФ, к 2020 г. достигнет 6,1 трлн долл.;
— по результатам переписи населения количество мусульман в России достигло 15 млн, что гарантирует высокий потенциал для развития внутреннего исламского рынка финансов в России.
Следует отметить, что российский исламский рынок финансов находится еще на стадии становления. В условиях отсутствия нормативно-правовой базы и четкой политической поддержки он представляет собой деятельность очень ограниченного числа инвестиционных компаний, функционирующих по принципам шариата, это региональные банки и другие компании (в основном в республиках Северного Кавказа, Татарстане и Башкортостане, в регионах России с самым высоким процентом мусульманского населения).
Вместе с тем исламская экономика не ограничивается только банкингом и торговыми операциями, хотя последние играют ключевую роль в инструментарии исламских банков2.
Важнейшие особенности российского исламского финансового рынка включают в себя:
— Мурабаха-средства по 60 млн долл. США в 2011 г. и 100 млн долл. США в 2013 г., полученные банком «АК Барс» согласно нормам шариата, для совместных инвестиционных проектов в Республике Татарстан. Проект в 100 млн долл. США был организован банком АО «Сити Комерцбанк» (Citi, Commerzbank Aktiengesellschaft) и «Эмирейтс ЭнБиДи Капитал» (Emirates NBD Capital).
— Предоставление финансовых услуг согласно шариату для клиентов «МБА-Москва», российского подразделения «Международного банка Азербайджана» и «Азиатского банка» (Москва).
— Финансовые инвестиционные услуги, согласующиеся с нормами шариата, предоставляются финансовым домом «Амаль», Международной инвестиционной компанией Республики Татарстан, открытым паевым инвестиционным фондом «БКС — Фондом Халяль» (Казань) и «ЛаРиба Финанс».
— Меморандум от июля 2015 г. о сотрудничестве в сфере исламских финансовых услуг в Татарстане между Сбербанком России и Банком Республики Татарстан.
Эти примеры ясно показывают наличие твердой основы для развития исламского рынка финансов в России.
Если говорить о законотворческой деятельности в этом направлении, то в марте 2015 г. проект закона о внесении изменений в Закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банковской деятельности) был представлен в Государственную Думу РФ. Предлагаемые поправки были направлены на то, чтобы по -зволить банкам осуществлять торговые операции, основанные на нормах исламского права, которые не могут быть осуществлены в рамках Закона о банковской деятельности. Тем не менее Государственная Дума отклонила проект закона, после чего была создана рабочая группа, преследующая цель подготовить новую версию закона, чтобы создать законодательную основу для функционирования исламских финансовых структур в России.
Что касается мероприятий, которые являются своего рода локомотивами различных законодательных инициатив, то, безусловно, первое место уже не первый год занимает KazanSummit — Международный экономический саммит России и стран Организации исламского сотрудничества (ОИС)3. Начиная с 2009 г. он проводится под патронажем правительства Республики Татарстан в Казани. Организатором этого масштабного мероприятия выступает Фонд развития исламского бизнеса и финансов IBFD FUND (штаб-квартира в Казани)4, возглавляемый Линаром Якуповым.
KazanSummit для Татарстана действительно является крупным проектом. В 2012 г. саммит
2 См.: Беккин Р. И. Шариат для тебя. Диалоги о мусульманском праве. М. : Смена, 2010. С. 88.
3 Официальный сайт KazanSummit. URL: http://kazansummit.ru/ (дата обращения: 06.01.2016).
4 Официальный сайт IBFD FUND. URL: http://ibfd-fund.com/ (дата обращения: 06.01.2016).
получил поддержку Совета Федерации Российской Федерации и Ассоциации региональных инвестиционных агентств (АРИА). Очевидно, что работа татарских специалистов в области исламских финансов с федеральными законодательными структурами — один из его приоритетов. Можно предположить, что руководство Татарстана стремится к построению в Республике дуалистической финансовой системы по примеру той, которая сегодня существует в Малайзии.
В рамках этой модели традиционные и исламские институты сосуществуют в едином правовом поле. При этом деятельность исламских финансовых институтов регулируется специальным законодательством. Считается, что успех Татарстана на поприще взаимодействия с федеральными законодателями позволил бы снять принципиальные разногласия в российской правовой сфере, которые сегодня еще имеются, и, следовательно, достигнуть реализации означенного проекта.
В марте 2015 г. за решение этой проблемы взялись и в нижней палате российского парламента. Зампред комитета Государственной Думы по финансовому рынку Дмитрий Савельев приступил к разработке законопроекта, создающего оптимальные правовые основы для внедрения в России исламского банкинга. В интервью агентству Regnum Д. Савельев заявил: «В России традиционно проявляли интерес к исламскому банкингу в Татарстане, при активном содействии коллег из Малайзии. Поэтому перспективы вполне реальные»5. Депутат также отметил, что к указанной идее со вниманием отнеслись и в Центробанке. Сам Д. Савельев на своем интернет-сайте регулярно публикует информацию о состоянии продвигаемого проекта, сообщает о заседаниях в профильном комитете Госдумы и об обсуждаемых вопросах. Среди участников этих мероприятий фигурируют представители из России, Азербайджана, Казахстана, а из религиозных организаций чаще других — Совет муфтиев России (он же ДУМ РФ)6. Впрочем, подготовленный при непосредственном участии Д. Са-
вельева законопроект об исламском банкинге осенью 2015 г. был отправлен Центробанком на доработку.
Хотя эта законодательная инициатива — большой шаг вперед на пути развития исламского финансирования на рынке, существует комплекс вопросов, которые требуют пересмотра системы финансов, что помогло бы преодолеть все последующие препятствия.
Чрезмерное налогообложение — один из основных факторов, который может стать камнем преткновения на пути реализации механизмов исламского финансирования в части взаимодействия с надзорными органами. А именно:
1. В отличие от обычного банка, исламские финансовые институты вступают в сделки с реальными активами, а не с денежными средствами. Согласно российскому законодательству сделки с активами, как правило, облагаются НДС (18 %).
2. При операциях торгового исламского финансирования (мурабаха) финансовое учреждение приобретает активы и продает их клиенту (заемщику) с надбавкой, с учетом рассрочки выплат. Действующие российские законы создают такую ситуацию, что продавцу приходится платить надбавку в «кулуарах», как только сделка совершается, независимо от того, когда надбавка в конечном счете получается продавцом (и независимо от того, будет ли надбавка вообще получена). Напротив, согласно российскому законодательству обычным банкам требуется платить только подоходный налог после фактического получения дохода (процентов по кредиту).
3. Вкладчики банка должны платить налог на процентный доход только тогда, когда процентная ставка превышает 18,5 %, в то время как вкладчики в исламских (и любых других) инвестиционных компаниях должны платить подоходный налог с любого дохода.
4. Многие российские компании предоставляют исламские финансовые услуги через несколько юридических лиц: инвестиционные компании, такие как товарищества с ограниченной ответственностью, которые могут исполь-
5 В России может быть разрешен исламский банкинг // Regnum. 5 марта 2016 г. URL: www.regnum.ru/ news/economy/1902029.html (дата обращения: 05.03.2016).
6 Официальный сайт депутата Государственной Думы РФ от ЛДПР Савельева Дмитрия. URL: http:// savelyevdmitriy.ru/ (дата обращения: 07.01.2016).
зовать инвестиции с меньшими ограничениями, чем обычные банки; банки или отделения банков, которые предоставляют платежное и расчетно-кассовое обслуживание, и отдельные торговые или лизинговые компании. Использование этих структур вызывает различные административные и налоговые вопросы.Например, налог на прибыль может быть выплачен одной компанией, даже если группа компаний в целом прибыли не получила. Чрезмерная налоговая нагрузка на эти операции, типичные на исламском финансовом рынке, увеличивает стоимость услуг, предоставляемых исламскими финансовыми компаниями, а также делает синтез структуры менее привлекательным для стандартных банков. Развитие исламского финансового рынка потребует создания аналогичного налогового режима для стандартных банковских операций.
Банковское право и нормативные вопросы
Ключевая особенность исламских финансовых фондов состоит в том, что доход и риск являются общими для финансовой организации и ее инвесторов (вкладчиков). Из-за этого исламские финансовые институты не в состоянии гарантировать возврат основной суммы инвестиции. Тем не менее Закон о банковской деятельности требует от банка возврата полной основной суммы депозита индивидуальному вкладчику в любом случае.
Российское законодательство рассматривает выплату процентов как неотъемлемую часть кредитных и депозитных операций. Но это является нарушением одного из основополагающих принципов исламского финансирования, в исламе есть четкий запрет на выплату процентов (риба)7.
Из-за того что исламские финансовые институты имеют дело с реальными активами, эти активы должны быть указаны в их балансе. Банк России рассматривает подобные активы как непрофильные, что, в свою очередь, негативно влияет на собственные требования к капиталу банка и создает риски.
Для содействия развитию исламского финансового рынка в текущую нормативную базу должны быть внесены поправки, чтобы освободить существующие исламские финансовые учреждения от вышеупомянутых ограничений.
Выводы
Если говорить о государственном и межгосударственном уровне, то большую заинтересованность вызывают исламские облигации — сукук. Их на сегодняшний день выпустили около 20 стран, среди которых Гонконг, Великобритания, Сингапур и Люксембург. Созданный пул инвесторов позволяет определить направление финансирования и одновременно осваивать новые международные рынки.
Если говорить о нашей стране, то Россия получит новую альтернативу традиционным западным финансам, укрепит отношения со странами Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока, что, в свою очередь, позволит менее болезненно реагировать на различные политические санкции.
Что касается внутреннего рынка, то, как известно, в Российской Федерации, по мнению органов статистики, проживает около 25 млн мусульман, до 20 % которых являются практикующими мусульманами. Они не допускают для себя заключение запретных с точки зрения религии договоров, коими являются классические кредитные и депозитные договоры в коммерческих банках. Весь этот потенциал при желании можно реализовать, создав комфортные условия для взаимодействия исламских финансовых учреждений с людьми, неукоснительно соблюдающими исламские каноны.
Примечателен факт востребованности и привлекательности исламских финансовых инструментов для лиц, не являющихся мусульманами. Например, в Западной Европе 10 % клиентов исламских банков и «исламских окон» в традиционных банках — представители иных конфессий. Социальный и этический аспект альтернативных исламских финансов является определяющим в их выборе банковского учреждения.
7 Риба (араб. — рост, прирост, увеличение, ростовщичество) — в шариате: оговоренный при заключении сделки незаконный прирост определенных товаров. Рибой также называется такая сделка, при которой одна сторона получает прибыль, не затратив для этого никакого труда. Такие сделки, а также дача денег под проценты запрещены шариатом и являются одним из тяжелых грехов.
Несмотря на позитивные сдвиги в части внедрения исламских банковских продуктов, нашей стране необходима комплексная реформа банковской системы, гражданского, налогового и другого законодательства для устранения юридических барьеров. Если эти юридические
препоны будут устранены, то можно смело надеяться на появление в ближайшее время новых серьезных игроков на финансовом рынке, в составе учредителей которых будут международные банки и транснациональные компании.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Всемирный доклад о конкурентоспособности исламского банкинга за период с 2012 по 2013 гг. / Эрнст энд Янг. — Завия, 2012.
2 . Амиров К.-И. Г. Финансирование экстремизма и терроризма: опыт международного и отечественного
противодействия // Исламоведение. 2011. № 3. С. 63—69.
3 . ИгнатенкоА. Ислам бывает разный // Информационное агентство Regions.ru. URL: http://regions.ru/
news/2325230/ (дата обращения: 12.05.2015). 4. Банки смогут открывать «исламские окна» // Известия. URL: http://izvestia.ru/news/602618 (дата обращения: 27.01.2015).
5 . Беккин Р. И. Шариат для тебя. Диалоги о мусульманском праве. — М. : Смена, 2010. — 173 с.
Материал поступил в редакцию 18 декабря 2016 г.
PECULIARITIES OF THE ISLAMIC FINANCIAL SECTOR IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE AND PERSPECTIVES FOR ITS DEVELOPMENT
BEKKIN Renat Irikovich — PhD, Doctor of Economics at the Institute of African Studies of the Russian
Academy of Sciences (RAS)
123001, Russia, Moscow, ul. Spiridonovka, d. 30/1
ALISKEROV Mourad Sidyarovich — PhD Applicantr at the Institute of African Studies of the Russian
Academy of Sciences
123001, Russia, Moscow, ul. Spiridonovka, d. 30/1
Review. A financial sector plays an important role in the economy of each country. Russia is not an exception in the sense that after political sanctions were imposed against our country the issue of improving an investment climate in the country has become particularly relevant. To this end, Islamic finance can serve as a source of an internal financial reserve that encourages us to establish relations with the countries of the Persian Gulf and, at the same time, stimulate the lagging economic sectors.
Keywords: Finance, Islam, banking sector, Islamic finance, Islamic Bank, Islamic "windows", traditional banks
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 Vsemirnyj doklad o konkurentosposobnosti islamskogo bankinga za period s 2012 po 2013 gg. / Jernst jend Jang. Zavija, 2012
2 . AmirovK.-I. G. Finansirovanie jekstremizma i terrorizma: opyt mezhdunarodnogo i otechestvennogo
protivodejstvija // Islamovedenie. 2011. № 3. S. 63—69.
3 . IgnatenkoA. Islam byvaet raznyj // Regions.ru. URL: http://regions.ru/news/2325230/ (data obrashhenija:
12.05. 2015) .
4. Banki smogut otkryvat' «islamskie okna» // Izvestija. URL: http://izvestia.ru/news/602618 (data obrashhenija: 27.01. 2015) .
5 . Bekkin R. I. Shariat dlja tebja. Dialogi o musul'manskom prave. M.: Smena, 2010. 173 s.