РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 1 • январь 2018
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
исламские финансы:особенности становления и развития
Гамбеева Ю.Н.1, Медведева С.Н.1
1 Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе, Севастополь, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассмотрены основы и тенденции развития системы исламских финансов, принципы деятельности исламских финансовых институтов, а также финансовые инструменты, которые применяются в рамках исламской финансовой системы. Проанализированы отличительные особенности исламских и традиционных банков. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам развития системы исламских финансов. Выявлены факторы, которые оказывают влияние на интеграцию исламских финансов в финансовую систему Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исламские финансы, исламские финансовые инструменты, исламские финансовые институты, исламский банк, этические финансы.
Islamic finance: features of formation and development
Gambeeva Yu.N.1, Medvedeva S.N.1
1 Sevastopol Branch of the M.V. Lomonosov Moscow State University, Sevastopol, , Russia
введение
В последнее время все больше возрастает интерес к теме функционирования исламской финансовой системы, которая динамично развивается и все увереннее завоевывает мировое финансовое пространство. Число исламских финансовых организаций и институтов постоянно увеличивается, появляются новые исламские страховые фонды, компании, которые активно развивают свою деятельность в немусульманских странах. Деятельность исламских финансовых структур становится все более разнообразной и сложной. Расширяются возможности, потенциал и компетенции исламских финансовых организаций по организации и сопровождению широкомасштабных сделок [1] (Лгатуап, 2012).
Феномен интенсификации роста исламских финансов в период нарастающей глобализации и на фоне мирового кризиса требует объяснения возникновения данного явления.
На базе шариата
«Религия - мощная сила, и характер ее воздействия зависит прежде всего от того, какие чувства она внушает и на какие действия вдохновляет.. .»Л Потенциал, заложенный в мусульманских религиозных учениях, медленно, но верно оказывает влияние на изменение картины мирового финансового рынка. Функционирование исламской экономики, основу которой составляет система исламских финансов (СИФ), регулируется мусульманским правом. Основой мусульманского права является шариат, который в нормативном отношении можно считать универсальной системой социального регулирования и который опирается на две группы источников Коран и Сунну [15] (БуиЫуаупвп, 2008).
К основным принципам функционирования системы исламских финансов относятся запрет рибы, гарара, мейсира и харама.
Согласно шариату, риба, определенная заранее ставка процента от инвестиций или прирост, выраженный в иных величинах, не связанный с отдачей и не предполагающий затрат труда, является запрещенной [7] (ЬНаи, 2016). Об этом упоминается в Коране: «Те, которые берут лихву, восстанут в Судный день, как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину торговля - то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, лихву запретил. Если к кому-либо из ростовщиков придет увещевание от Аллаха, и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи2». Запрет рибы связан с тем, что ростовщическая деятельность не ведет к созданию
1 Олбрайт М. Религия и мировая политика / Пер. с англ. - М., Альпина Бизнес Букс, 2007.
2 Сура «Корова», аят 275 // Коран / Пер. Э. Кулиева. - М.: Эксмо.
ABSTRACT:_
The article considers foundations and trends in Islamic finance system development, the principles of Islamic financial institutions activity and financial tools used by the Islamic finance system. We analyze the differences of conventional and Islamic banks. We pay special attention to issues and prospects of Islamic finance system development. We reveal factors which affect integration of Islamic finance into a financial system of the Russian Federation.
KEYWORDS: islamic finance, islamic financial tools, islamic financial institutes, islamic bank, ethical finance
JEL Classification: Gil, G15, G23 Received: 01.01.2018 / Published: 31.01.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gambeeva Yu.N. (jgambeeva0bk.ru)
CITATION:_
Gambeeva Yu.N., Medvedeva S.N. (2018) Islamskie finansy: osobennosti stanovleniya i razvitiya [Islamic finance: features of formation and development]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (1). - 335-349. doi: 10.18334/rp.19.1.38757
продукта и росту благосостояния общества. Извлечение прибыли приветствуется в исламе, но принцип социальной справедливости настаивает, что получение вознаграждения или несение убытков должно быть соответственно вкладам заемщиков и кредиторов. Каким образом проявляется запрет на выплату процентов на практике? Запрещается:
• любое увеличение размера кредита или начисление ссудного процента, в том числе и в случае просрочки долга заемщиком;
• взимание платы сверх фактических затрат за оформление и обслуживание кредита;
• обращение облигаций всех видов, в том числе и с нулевым купоном.
• эмиссия кредитных карт в случае начисления процентов по предоставленным в кредит суммам.
• начисление процентов по всем видам вкладов в банках за исключением вкладов доверительного инвестирования.
Гарар подразумевает наличие излишней неопределенности или неясности условий контракта, возникающей вследствие недостатка информации и контроля. Гараром можно считать продажу сомнительного товара, неизвестных товаров или по несоответствующей цене; товаров без точного описания или предварительной проверки; неэквивалентный бартерный обмен товаров и др. [2] (Бвккт, 2010). Гарар делает договор недействительным. Высокая степень неопределенности в современной финансовой деятельности свойственна страхованию и сделкам с деривативами. Поэтому с точки зрения шариата такие сделки считаются недействительными. Следует понимать, что в любой предпринимательской деятельности содержится определенная степень риска и неопределенности. Но только избыточная неопределенность делает договор недействительным, а чрезмерный и неоправданный риск лишает его законной силы. Соответственно, исходя из указанного принципа и запрета гарара, система исламских финансов не может быть подвержена таким кризисным явлениям, как ипотечный кризис в США, дефолт в России в августе 1998 г.
Мейсир в переводе с арабского означает «азартная игра», безоговорочно запрещен исламом. К мейсиру также относится незаработанный случайный доход. В широком контексте его можно рассматривать как запрет движения денежных средств с целью их расширенного воспроизводства без создания реального продукта. То, что характерно для современной финансовой системы.
ОБ АВТОРАХ:_
Гамбеева Юлия Николаевна, старший преподаватель кафедры управления (jgambeeva0bk.ru) Медведева Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры экономики, кандидат экономических наук, доцент (svmedvedeva10rambler.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н. Исламские финансы: особенности становления и развития // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 1. - С. 335-349. doi: 10.18334/ф.19.1.38757
Харам в переводе с арабского языка означает «грех» и представляет собой запрет на ведение или участие в деятельности, связанной с распространением непристойностей, алкогольной продукции, изготовлением и продажей идолов, оказанием услуг языческим храмам, участием в азартных играх и др.
Таким образом, шариат запрещает финансовые операции, связанные с торговлей оружием, алкоголем, табачной продукцией, порнографией, производством свинины, получение взяток и ссужение денег под процент. Правила системы исламских финансов запрещают «спекулятивное» поведение, неоправданный риск, неопределенность и азартные игры, так как доходы, полученные в результате подобной деятельности, не ведут к реальному приросту благополучия общества [18] (Shibanova-Roenko, Saidov, 2011).
СИФ базируется также на таких принципах, как требования незыблемости и исполнения договорных обязательств, паритетное распределение рисков, справедливое распределение богатства и доходов, сбалансированность стремление к экономическому благосостоянию и социальной справедливости. Соответствие моральным нормам, социальная справедливость, действие в рамках закона, умеренность в расходах, порицание монополизации рынков - фундаментальные основы исламской экономической деятельности [7].
Формирование системы исламских финансов происходит не только в рамках экономических и финансовых взаимоотношений субъектов, но и распространяется на этическую, моральную, социальную, культурную и религиозную сферы с целью усиления равенства и справедливого распределения благ во всем обществе. Поэтому реализация модели СИФ возможна в контексте исламских учений по этике, распределению богатства, социального и экономического равенства, роли государства. Таким образом, принципы функционирования системы исламских финансов не противоречат основам рыночной экономики и не имеют серьезных разногласий с традиционными европейскими и российскими социально-культурными ценностями.
Несмотря на то, что принципы исламской финансовой деятельности много веков назад были закреплены в религиозных и правовых источниках, понятие «система исламских финансов» (СИФ) является относительно новым и появилось в научном обороте с середины 1980-х г. Зарубежные и отечественные исследователи [1, 2, 3, 9, 17, 19] (Malinovskaya, Skobeleva, Brovkina, 2012; (Sharafutdinova I.R., Kulakova S.A., 2014; Kabir Hassan, Kayed, 0) придерживаются мнения, что система исламских финансов ориентируется на максимальное распределение рисков, которое способствует формированию тесной взаимосвязи финансов и реальной экономической деятельности, зависимости уровня доходности финансовой деятельности от уровня доходности реального сектора, а не наоборот. Функционирование СИФ ведет к финансовой устойчивости и стабильности, росту доходов и занятости, и в результате - к снижению уровня бедности. Для достижения данных результатов необходимо выполнение и наличие таких условий, как развитая финансовая система, примат закона, правовые
институты, защищающие интересы и права собственности инвесторов и кредиторов; качественное управление и политическая воля; доверие правительству. Применение совокупности исламских правил и норм является подкреплением этих условий. Таким образом, система исламских финансов представляет собой систему финансовых организаций и регулирующих институтов, механизмов проведения операций, финансовых инструментов, регулируемых нормами шариата.
С учетом современных реалий следует добавить, что потребность в исламской финансовой модели в условиях глобализации существенно возрастает. Глобализация ведет к усилению взаимозависимости экономик и финансовых систем разных стран мира. Возникновение кризисных явлений в одной стране неминуемо приводит к потрясениям финансового или экономического характера в других странах и регионах. Исламские финансы во время последнего кризиса доказали свою устойчивость.
из чего состоит сиФ?
Система исламских финансов представлена исламскими банками, исламскими инвестиционными и благотворительными фондами, исламскими финансовыми компаниями; исламскими страховыми организациями и др. [7].
Исламские банки - это институты, деятельность которых заключается в приеме депозитов и инвестировании средств, оказании платежных услуг, управлении и хранении активов, а также иных операций, соответствующих принципам исламской финансовой деятельности. В основе деятельности лежит не ссудный процент, а участие в прибылях/убытках от сделок с активами, а также высокая социальная ориентированность. Исламский банк выступает комиссионным агентом и в совершенстве использует функцию финансового посредника, получая доход только от успешно завершенных сделок. Капитал банка практически вне зоны риска, если он не используется для софинансирования проектов. Убытки банка представляют собой величину упущенной выгоды и альтернативных издержек, при этом отсутствуют обязательства перед вкладчиками. Исламская модель финансирования способствует ограничению подчиненного положения реального сектора интересам банковских структур, что характерно для традиционной банковской системы (табл. 1). Инвестиционные возможности реального сектора определяют формирование денежных активов, тем самым определяя уровень дохода финансового сектора. И уже не банки задают темп развития экономике, а реальный сектор формирует благоприятное инвестиционное поле деятельности.
Ряд исламских банков по сути своей представляют собой международные банковские корпорации, имеющие отделения в десятках стран мира. Крупнейшей исламской банковской группой является Al Baraka.
Исламские страховые компании - компании-такафуль (такафуль в переводе с арабского означает «предоставление гарантии друг другу» и используется как синоним исламскому страхованию) по своей сути являются управляющими компаниями, раз-
Таблица 1
Основные отличия исламских и традиционных банков
Характеристика Исламский банк Традиционный банк
Позиция нравственных ценно- Соблюдение принципов Получение материальной
стей и религиозных традиции вероубеждения выгоды
Использование процентов Нет Есть
Спекулятивный характер опе- Нет Есть
рации
Операции с ценными бумаги Пассивные Активные
Ключевые проекты Инвестиционные Кредитные
Критерии оценки заемщика Этические и финансовые Финансовые
Социальная направленность Высокая Низкая
Гарантии прибыли инвесторам Не гарантируют норму прибыли, зависимость от успешности проекта Гарантирована прибыль в виде процента
Принцип разделения прибыли Надежность и доходность Кредитоспособность заемщика
и рисков проекта
Источник: составлено по [6, 13, 19].
мещающими средства фонда в определенные активы согласно исламским принципам ведения финансовой деятельности во избежание гарара, рибы и мейсира. Исламское страхование базируется на концепции безвозмездного дара, каждый участник выделяет средства для фонда с намерением при возникновении страхового случая помочь другим участникам, что по своей сути исключает гарар. Участники такафуля, помимо гарантий компенсации в случае наступления страхового случая, получают регулярный доход от инвестиций добровольных взносов, т. е. становятся в определенной степени совладельцами компании.
Исламские инвестиционные фонды представляют собой независимые инвестиционные компании, в которых участники имеют равные права на владение долями активов компании, на ее прибыль и убытки. Основной целью деятельности является получение в доверительное управление сбережений и управление портфелем инвестиций согласно исламским нормам и с использованием соответствующих инструментов и механизмов. Объекты исламских капиталовложений оцениваются наблюдательным советом на соответствие принципам шариата и считаются разновидностью фондов социально ответственных инвестиций.
Исламские благотворительные инвестиционные фонды ориентируют свою деятельность в управлении активами населения (имуществом или материальными активами), полученные средства от данной деятельности поступают в пользу малоимущего населения.
Эффективная работа системы исламских финансов зависит от наличия исламской финансовой инфраструктуры, ключевыми элементами которой выступают платеж-
ные системы, расчетные клиринговые системы, организованные торговые площадки, электронные системы торгов, национальные и международные органы регулирования, контроля и стандартизации, рейтинговые агентства, образовательные и научные учреждения, а также советы, наблюдающие за соответствием финансовой деятельности исламским принципам.
Составными частями системы исламских финансов являются исламские финансовые инструменты, классификация которых представлена в таблице 2.
Несмотря на довольно жесткие требования, предъявляемые к организации деятельности системы исламских финансов, в последние десятилетия она характеризовалась активным развитием. Начиная с 2000года, ежегодные темпы роста составляли от 10 до 20 %. Лишь за период с 2000 г по 2013 г. объем рынка исламских финансов возрос в 11 раз [4, 8] (Zaтipov, 2016; Lvova, 2013). Предполагается, что в дальнейшем каждые 5 лет активы исламских финансов будут удваиваться. Развивается и география новых партнеров и участников: Азербайджан, Австралия, Катар, Китай, Маврикий, Мальдивы, Нигерия, Оман, Пакистан, Танзания, Уганда, Япония. Государства демонстрируют интерес в развитии и продвижении исламских финансов, создают благоприятное поле для внедрения исламских финансовых продуктов и развития исламской финансовой инфраструктуры, с этой целью вносят поправки в национальное законодательство, открываются исламские институты [4]. Великобритания, пионер и центр исламских финансов в европейском пространстве, представила национальную стратегию продвижения исламских финансов. Экспансия исламских финансов в мусульманских государствах и за их пределами объясняется рядом факторов:
- нравственная составляющая, социальная ответственность, вовлеченность в благотворительную сферу исламской модели финансовой деятельности;
- мусульманское население составляет 1,619 млрд человек более четверти населения Планеты [8], исповедующие ислам, представлены в каждом государстве, что потенциально влияет на формирование спроса и разнообразие исламских финансовых продуктов;
- стабильность и устойчивость показателей исламских банков во время кризиса благодаря строгой финансовой дисциплине, запрету на сделки с несуществующими активами;
- отсутствие ставки процента по ссудам сдерживает инфляционные процессы, инвестиционные риски и активность инвестиций, что способствует формированию устойчивой экономики в долгосрочном периоде;
- увеличение активов и доходности, способствующие росту доверия в обществе;
- участие международных финансовых организаций и ассоциаций в формировании исламской финансовой инфраструктуры и стандартизации деятельности СИФ;
- организация и внедрение образовательных программ бакалавриата и магистратуры по исламскому банкингу и финансам мировыми вузами и образовательными центрами, такими как Университет Ля Троб (Ьа ТгоЬе), Университет Дурхам
342 RUSSiAN JОURNAL ОР ENTREPRENEURSHiP #12018 рапиагу)
Таблица 2 Основные исламские финансовые инструменты
Название Характеристика
Амана Договор ответственного хранения средств, по которому финансовый посредник распоряжается ими по поручению клиента, получая комиссионное вознаграждение. Посредник не несет ответственности, если его обязательства были выполнены должным образом
Кард Договор, по которому одна сторона передает права собственности на материальные активы другой стороне на условиях возвратности. Имеется право взимать плату за обслуживание займа, равную сумме фактических затрат
Мушарака Договор объединения активов, ресурсов или обязательств с целью извлечения прибыли. Убытки делятся пропорционально доле участников. Прибыль может распределяться либо исходя из доли взноса в общий капитал, либо превышать и быть ниже доли взноса
Мудараба Договор партнерства и доверительного управления в получении прибыли, одна сторона предоставляет капитал, другая - предпринимательские способности для управления капиталом. Инвестор несет ответственность за убытки в размере вложенных средств и не имеет права участвовать в управлении. Прибыль может распределяться в равных или разных долях
Мурабаха Сделка, по приобретению необходимого клиенту актива и продаже его с отсрочкой платежа. Не разрешена, если активом является золото, серебро или валюта. Цена включает согласованную прибыль и понесенные продавцом затраты. Финансовым институтам запрещено получать доход в виде штрафа
Иджара Договор аренды, по которому собственник объекта передает его другому лицу на определенный период времени по определенной цене. Не допускается доход в виде взыскания за просрочку платежа, штраф переводится в благотворительные фонды; сдаваемое в аренду имущество страхуется исламскими страховыми компаниями, расходы по страховке несет арендодатель
Салям Продажа товара, согласно которой продавец берет на себя обязательство поставить товар покупателю в будущем в обмен на наличный платеж. Допускается требование предоставления залога или поручительства
Истисна Договор продажи, предметом которого выступает выполнение строительных работ, закупка дорогостоящих транспортных средств или производство какого-либо товара по заказу. Оплата за товар производится поэтапно. Не применяется к товарам природного происхождения. Прибыль складывается в результате разницы цены договора и параллельного договора субподряда
Сукук Сертификат, подтверждающий право владельца на долю в праве собственности на базовый актив, пропорциональную величине вложенных средств. Обращение долговых сукук запрещено. Эмитентами могут быть суверенные, муниципальные, ведомственные и корпоративные образования
Такафуль Договор между группой лиц с целью урегулирования убытков в результате действия определенных рисков, которым могут подвергнуться участники договора. Участники формируют фонд из добровольных взносов и передают управление компании, обладающей лицензией на ведение страховой деятельности, в рамках агентского договора (уакаля)
Источник: составлено по [4, 7, 8, 16].
(Durham), Лондонская школа бизнеса и финансов, Париж-Дофин, Астонская бизнес-школа (Aston Business School) и др. [14] (Stepanenko).
Однако потенциал развития исламских фондов реализуется не в полной мере, не более чем на 10-20 %. Это объясняется тем, что исламским фондам пока не удается привлечь опытных инвесторов, работающих в традиционном сегменте. К тому же некоторые исламские фонды являются неконкурентоспособными и не признают требований прозрачности, что вынуждает большинство инвесторов из немусульманских стран относятся с осторожностью к активам исламских фондов.
Исламские финансовые институты также испытывают острый недостаток специалистов, разбирающихся как в традиционных, так и в исламских финансах. Спрос на услуги значительно опережает предложения по подготовке кадров. Мировые образовательные центры выпускают ежегодно около 5000 специалистов, тогда как спрос на профессионалов составляет 50000 человек [14].
Существует мнение, что система исламских финансов несильно отличается от западной, вопрос только в терминологии. Но данная система не получила массового распространения, из-за того, что она молода и имеет ярко выраженную религиозную направленность.
Как упоминалось выше, система исламских финансов носит рамочный характер во многих странах мира, отсутствие гармонизации правил ведения бизнеса, согласно нормам шариата, в разных странах является тормозом дальнейшего развития. Тем не менее перспективы роста можно оценить как благоприятные.
исламская модель в России
Активное и поступательное развитие исламских финансовых услуг в мире спровоцировало всплеск интереса к их функционированию на российском финансовом рынке. Стали появляться ассоциации и институты, предоставляющие соответствующие услуги, взаимодействующие с государственными организациями и предпринимательскими кругами по данному вопросу. Спецификой проблемы является то, что ни государственные структуры, ни возможные потребители и поставщики данного вида услуг пока еще не имеют четкого представления о стратегии внедрения и использования исламской модели финансирования в российской экономике. Сложилось устойчивое мнение, что эта отрасль может быть полезна российской экономической и финансовой системе. Однако недостаточная информированность об отличительных чертах этого вида финансовых услуг предопределяет актуальность исследования тенденций и направлений формирования в российской практике индустрии исламских финансов.
Интерес к развитию исламских финансов в России определяется рядом факторов. Первый - это возможность привлечения инвестиций из стран Персидского залива через институты исламского финансирования [17]. Второй - многоконфессиональное государственное устройство: на территории страны по разным подсчетам проживает
от 23 до 25 млн мусульман, что составляет около 15 % всего населения. Руководящие круги государства все больше внимания уделяют различным религиозным аспектам, в том числе развитию сфер услуг, учитывающих вероисповедание. Третий - формирование тренда этических финансов, связанного с переоценкой философии поведения крупного банковского сектора на фоне последствий глобальных мировых финансовых кризисов. Экономические кризисы стали индикаторами, проявившими отрицательное влияние крупных международных банков и глобальных финансовых корпораций в формировании макроэкономических дисбалансов. Уже очевидно, что традиционная банковская система не является катализатором развития реального сектора экономики, а лишь способствует изъятию ликвидности с рынка и использует ресурсы в собственных интересах. Назрел вопрос формирования более действенной системы ограничения влияния банков и создания общественного и государственного контроля [4] (Zaripov, 2016).
Модификации подлежит и сложившаяся ростовщическо-ссудная модель, препятствующая устойчивому экономическому развитию. В качестве альтернативы традиционной системы ссудных финансов стоит рассмотреть модель исламских финансов. Одно из преимуществ исламских финансов - концепция общественного блага, этических ценностей, добросовестного управления, которые регулируются нормами мусульманского права и являются ключевыми элементами роста инноваций. Указанные факторы сохранят свое влияние на развитие и продвижение исламских финансов на отечественный рынок в ближайшей и среднесрочной перспективе.
В России накоплен скромный, но позитивный опыт развития исламских финансов с 1997 г., когда «Бадр-Форте Банк» начал применять исламские технологии финансирования, не противоречащие принципам шариата и банковскому законодательству России. Банком выдавалась исламская ипотека. С целью ухода от выплаты процента по вкладам, открывались только текущие, расчетные счета и инвестиционные счета. В 2006 г. деятельность банка была приостановлена [17] (Sharafutdinova, Kulakova, 2014).
Большой вклад в развитие исламских финансов в России внесла созданная в 2006 г. в Казани инвестиционно-финансовая компания «Линова»:
• было проведено исследование российского законодательства с позиции выявления возможностей развития СИФ в России;
• учреждение в 2010 г. Российского центра исламской экономики и финансов при Российском исламском университете;
• организация и проведение международных тематических семинаров и конференций по исламским финансам, включая КЛ7ЛМ8иММ1Т (признанная международная площадка, набирающая популярность с каждым годом);
• подписан ряд меморандумов о продвижении Татарстана в мировых исламских финансах.
В настоящий момент на отечественном внутреннем рынке действуют ряд организаций, предоставляющих услуги исламского финансирования. В 2009 г. был образован
Некоммерческий фонд развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Foundation), который подключился к развитию исламской финансовой инфраструктуры в России. При совместном участии с «Линовой» был запущен интернет-проект издания Islamic-Finance.ru, восполняющий информационный и аналитический пробел по вопросам исламских финансов. В 2009 г. на рынок вышла созданная в Казани управляющая компания «Юмарт-Финанс», которая специализируется на разработке исламских финансовых продуктов, управлении исламскими финансовыми активами, оказывающая консультационные услуги в области исламских финансов.
В 2010 г. была создана компания «Юмарт-Финанс Ко», предлагающая клиентам такие услуги, как иджара и мурабаха. В 2011 году инвестиционно-финансовая компания «Солид» запустила стратегию «Ихлас», подразумевающую осуществление инвестиций согласно принципам шариата. Этот же год стал стартовым и для запуска единственной в своем роде исламской финансовой компании «Амаль», которая предлагает линейку исламских финансовых продуктов [4].
Летом 2014 года в рамках выставки Moscow Halal Expo состоялась презентация Центра развития исламской экономики и финансов (ЦРИЭФ). Это некоммерческая организация, которая объединила лучших специалистов в области исламских финансов с опытом в сфере развития исламской финансовой инфраструктуры и шариатской экспертизе. Организация охватывает широкий круг направлений: научная, просветительская, образовательная, консалтинговая деятельность. Был запущен в работу информационный сайт islameconomy.ru, где представлены материалы по исламской экономике и финансам, а также ответы на вопросы, связанные с особенностями исламского финансирования.
В 2015 году Сбербанк и Республика Татарстан разработали и подписали соглашение о сотрудничестве в области исламского финансирования. Правительство Татарстана и Сбербанк планируют создать в республике Российский центр исламской экономики. Осенью 2015 года была создана рабочая группа по исламскому банкингу, в которую вошли представители ЦБ России, представители Госдумы, финансовых и бизнес-сообществ.
В 2016 году в Казани был запущен пилотный проект в рамках дорожной карты Банка России по развитию в стране исламских финансов и открыт Центр партнерского банкинга, в основу работы которого были положены нормы шариата. В том же 2016 году в Казанском федеральном университете открыта программа магистратуры «Исламские финансы», а в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова под руководством И. Зарипова объявлен набор на курс «Исламские (партнерские) финансы» [11] (Pantyukhina, 2017).
Несмотря на позитивные изменения, развитие исламских финансов характеризуется рядом особенностей:
• внедрение исламских технологий и механизмов сопровождалось в России тайной, закрытостью, отсутствием публичности;
• было немало провальных попыток (деятельность «Бадр-Форте Банка», Центра партнерского банкинга, опротестование Закона об уакфе в республике Татарстан);
• развитие системы исламских финансов происходит точечно из-за опасения исламизации российского общества;
• освещение в средствах массовой информации получают отдельные сделки и проекты, из-за чего сложно оценить реальный уровень развития отрасли и получить целостную картину.
• основная финансовая деятельность сосредоточена в отдельных регионах (Республике Татарстан, в меньшей степени Башкортостане, и на Кавказе);
• развитие исламской финансовой индустрии происходит без активной поддержки федеральных органов власти, инициатором внедрения исламских финансовых инструментов в отечественную экономику выступают власти регионов с высокой долей мусульманского населения. Отсутствует единая позиция Министерства финансов и Банка России.
На пути развития исламской финансовой модели в России существуют различные препятствия. К разряду основных можно отнести неравные условия, в которых находятся исламские финансовые компании по сравнению с обычными банками и иными финансовыми учреждениями.
Серьезно осложняется деятельность из-за отсутствия способствующей развитию законодательной базы, из-за чего затрудняется регистрация сделок, удлиняются сроки, что увеличивает стоимость услуги. Не все исламские финансовые контракты можно осуществить в рамках законодательства РФ. Ряд условий контрактов вступают в противоречие с российским банковским законодательством. Тем не менее ряд экспертов считают, что серьезных барьеров для точечного изменения законодательства для внедрения СИФ в России нет, а, не начав работу, трудно понять какие нормы требуют изменений.
Налоговые препятствия приводят к тому, что налогообложение финансовых сделок, соответствующих шариату, приводит к удорожанию услуг и делает их неконкурентоспособными с ценовой точки зрения[4].
Слабая развитость финансовой системы и финансовой инфраструктуры в целом, включая банковский сектор, фондовый рынок и др.
Низкий потребительский спрос, недостаточный объем информации, неосведомленность потенциальных потребителей, непонимание сути исламской модели финансирования, предубежденный настрой со стороны потребителей, низкая финансовая культура, а также недостаток специалистов (юристов, финансистов, шариатских экспертов) препятствуют развитию системы исламских финансов.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что будущее исламских финансов в России по-прежнему остается неопределенным. Россия имеет потенциал, все возможные предпо-
сылки и перспективы для движения в этом направлении, но реализовать их непросто. Преодоление проблем зависит от заинтересованности федерального правительства, исламских финансовых компаний, предпринимательских кругов и отношения населения. Существующие исламские финансовые структуры в России доказывают, что это возможно.
Исламская модель финансов может способствовать созданию нового мирового финансового порядка, который позволит минимизировать вероятность возникновения серьезных экономических и финансовых кризисов, что даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества.
ИСТОЧНИКИ:
1. Азарян В. Перспективы и тенденции исламской финансовой системы // Научное
обозрение. Серия 1: Экономика и право, 2012. - № 3-4.
2. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. - М.: Марджани,
2010.
3. Журавлев А.Ю. Принципы функционирования исламских банков // Исламские
финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты/ Под ред. Р.И. Беккина. - М., 2004
4. Зарипов И.А. Исламские финансы как стратегический ориентир развития России //
Вестник финансового университета, 2016. - № 1 (91).
5. Кулиев Э.Р. Коран: перевод смыслов и комментарии: Издание девятое. - М.: ЭКСМО, 2012.
6. Лазарев А.Д. Исламские банки: принципы, услуги и различия с традиционными бан-
ками // Символ науки, 2016. - № 4-1.
7. Литау Е.Я. Международные финансы: исламский банкинг как перспективная аль-
тернатива традиционной системы финансирования // Экономика и управление, 2016. - № 10 (132).
8. Львова Н.А.Исламские банки: особенности, проблемы, перспективы развития //
Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика, 2013. - № 1.
9. Малиновская О В., Скобелева И.П., Бровкина А В. Финансы: Учебное пособие, 2012.
10. Олбрайт. М. Религия и мировая политика. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
11. Пантюхина Н.А. Исламская финансовая система в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Вестник Прикамского социального института, 2017. - № 2 (77).
12. Халидов Ш.А., Подколзина И.М. Исламский банкинг: сущность и перспективы развития // Проблемы экономики и менеджмента, 2014. - № 1 (29).
13. Сейфоллахи М. Специфика продуктов исламского банкинга // Эффективна экономика, 2011. - № 11.
14. Степаненко В. (перевод). Важность образования в области исламских финансов. 1 октября 2012 // Al-Huda Center for Islamic Banking and Economics
15. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право и диалог культур в современном мире. - М.: Наука, 2008. - 209 с.
16. Трунин П.В., Каменских М.В, Муфтяхетдинова М.Р. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. - М.: ИЭПП, 2009.
17. Шарафутдинова И.Р., Кулакова С.А. Современное состояние и возможности развития исламских финансов в России // Проблемы экономики и менеджмента, 2014. - № 8 (36).
18. Шибанова-Роенко Е.А., Саидов А.А. Современная исламская банковская система // III Общероссийская студенческая электронная научная конференция &^ио;Студенческий научный форум», 2011.
19. M. Kabir Hassan, R. Kayed The Global Financial Crisis and Islamic Finance Part 2 // Islamic Finance and the Economic Global Crisis.
REFERENCES:
Koran. Kuliev E.R.: perevod smyslov i kommentarii: Izdanie devyatoe [Koran. E.R. Kuliev: translation of meanings and comments: Ninth edition] (2012). Moscow: EKSMO. (in Russian). Azaryan V. (2012). Perspektivy i tendentsii islamskoy finansovoy sistemy [Trends and prospects of the islamic finance system]. Scientific review. Series 1: Economics and Law. (3-4). (in Russian). Bekkin R. I. (2010). Islamskaya ekonomicheskaya model i sovremennost [Islamic
economic model and modernity] Moscow: Mardzhani. (in Russian). Khalidov Sh.A., Podkolzina I.M. (2014). Islamskiy banking: suschnost i perspektivy razvitiya [Islamic banking: summary and development prospects]. Problems of economy and management. (1 (29)). (in Russian). Lazarev A.D. (2016). Islamskie banki: printsipy, uslugi i razlichiya s traditsionnymi bankami [Islamic banks: principles, services and differences with traditional banks]. The symbol of science. (4-1). (in Russian). Litau E.Ya. (2016). Mezhdunarodnye finansy: islamskiy banking kak perspektivnaya alternativa traditsionnoy sistemy finansirovaniya [International Finance: Islamic Banking as a Promising Alternative to the Conventional Financial System]. Economics and management. (10 (132)). (in Russian). Lvova N.A. (2013). Islamskie banki: osobennosti, problemy, perspektivy razvitiya [Islamic Banks: Characteristics, Challenges and Prospects]. Bulletin of St. Petersburg University. Series 5. economics. (1). (in Russian). M. Kabir Hassan, R. Kayed The Global Financial Crisis and Islamic Finance Part 2
Islamic Finance and the Economic Global Crisis. Malinovskaya O V., Skobeleva I.P., Brovkina A V. (2012). Finansy [Finance] Moscow. (in Russian).
Olbrayt. M. (2007). Religiya i mirovaya politika [Religion and world politics] Moscow: Alpina Biznes Buks. (in Russian).
Pantyukhina N.A. (2017). Islamskaya finansovaya sistema v rossiyskoy Federatsii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Islamic financial system in the russian federation: the present state and prospects of development]. Vestnik Prikamskogo sotsialnogo instituta. (2 (77)). (in Russian).
Seyfollakhi M. (2011). Spetsifika produktov islamskogo bankinga [Specificity of Islamic banking products].Effektivna ekonomika. (in Russian).
Sharafutdinova I.R., Kulakova S.A. (2014). Sovremennoe sostoyanie i vozmozhnosti razvitiya islamskikh finansov v Rossii [Current state and opportunities for development of islamic finance in russia].Problems of economy and management. (8 (36)). (in Russian).
Shibanova-Roenko E.A., Saidov A.A. (2011). Sovremennaya islamskaya bankovskaya Sistema [Modern Islamic banking system] III international student electronic scientific conference "Student's scientific forum". (in Russian).
Syukiyaynen L.R. (2008). Islamskoe pravo i dialog kultur v sovremennom mire [Islamic law and dialogue of cultures in the modern world] Moscow: Nauka. (in Russian).
Trunin P.V., Kamenskikh M. V, Muftyakhetdinova M. R. (2009). Islamskaya finansovaya sistema: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Islamic financial system: current status and development prospects] Moscow: IEPP. (in Russian).
Zaripov I.A. (2016). Islamskie finansy kak strategicheskiy orientir razvitiya Rossii [Islamic finance as a strategic point for the development of russia]. Bulletin of the Financial University. (1 (91)). (in Russian).