Е.А Матвиенко,
кандидат философских наук, доцент, Волгоградская академия МВД России
Е.О. Васильчук,
кандидат политических наук, Черкасский национальный университет имени Б. Хмельницкого
И.Л. Морозов,
доктор политических наук, доцент, Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
В УКРАИНЕ
THE FEATURES OF INSTITUTIONAL AND LEGAL SUPPORT TO COUNTER EXTREMISM IN UKRAINE
В статье проанализированы особенности институционально-правового обеспечения противодействия экстремизму в Украине и возможность использования данного опыта в России.
The paper analyzes the features of the institutional and legal support to counter extremism in Ukraine and the ability to use that expertise Russia.
В современных условиях неуклонное распространение политического экстремизма и международного терроризма является значитель-ной угрозой национальной безопасности как России, так и Украины. Особенно остро эта по -литическая проблема проявляется в сфере этно -конфессиональных отношений в ряде регионов данных государств. Соответственно, широкое распространение получают религиозный и на -ционалистически окрашенный экстремизм [16]. Сложность обеспечения противодействия экс -тремизму обуславливается многообразием и вариативностью его проявлений, высокой способностью к мимикрии и адаптации к быстро изменяющимся условиям общественной жизни, ин-формационной уязвимостью современных коммуникационных систем [13]. Деструктивное влияние экстремистских идей прежде всего каса -ется молодежи, которая является основным объектом пропагандистского воздействия со стороны экстремистских группировок в целях вовле-чения ее в протестные выступления и совершение правонарушений. Г осударственные программы противодействия экстремизму также уделяют молодежи особое внимание. В России действует система мероприятий по привлечению молодежи в патриотическое движение, формированию соответствующих мировоззренческих установок, что способствует частичному размыванию социальной базы правоэкстремистских дви -жений [1, 11].
Вопросам институционально-правового обеспечения противодействия экстремизму в Украине
посвящены работы таких исследователей, как
В. Бояров [2], Б. Петренко [14,15], М. Шутый [17] и др. Тем не менее исследование этой проблематики в значительной мере носит фрагментарный характер. Значимость угроз для национальной безопасности России и Украины со стороны субъектов экстремистской деятельности на фоне отсутствия обобщающих аналитических работ в этой области определяет актуальность данного направления научно-прикладного поиска.
Противодействовать проявлениям экстремизма как одной из угроз национальной безопасности согласно ст. 4 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» в пределах своих полномочий обязаны субъекты обеспечения национальной безопасности: Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, в частности Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, прокуратура Украины, а также граждане Украины, объединения граждан [6].
В соответствии со ст. 102 Конституции Украины Президент Украины выступает в качестве гаранта государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина [12]. Одной из обязанностей, определенных ст. 106 Конституции Украины, является обеспечение государственной независимости, национальной безопасности, осуществление руко-
водства в сферах национальной безопасности и обороны государства [12]. В соответствии со ст. 5 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», он возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины [8]. Поэтому Президент Украины осуществляет общее руководство системой органов государственной власти, обеспечивающих противодействие вызовам и угрозам национальной безопасности Украины, в частности, со стороны субъектов экстремистской деятельности.
Другим субъектом обеспечения национальной безопасности Украины является Верховная Рада, которая, как следует из ст. 75 Конституции Украины, является единственным органом законодательной власти в республике [12]. Верхов -ная Рада Украины осуществляет законодательное обеспечение противодействия вызовам и угрозам национальной безопасности Украины, в том числе со стороны субъектов экстремизма, поскольку согласно ст. 85 Конституции Украины в ее полномочия входит принятие законов и определение основ внутренней и внешней политики, а соглас -но ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются:
- права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности гражданина;
- основы создания и деятельности политических партий, других объединений граждан, средств массовой информации;
- основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного порядка [12].
Кабинет Министров Украины в соответствии со своими полномочиями, определенными ст. 116 Конституции Украины:
- обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;
- принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;
- осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;
- координирует работу министерств, других органов исполнительной власти [12].
Поэтому Кабинет Министров Украины на -правляет деятельность центральных органов ис -полнительной власти в сфере предотвращения и противодействия проявлениям экстремизма как угрозы национальной безопасности Украины, обеспечивает деятельность необходимыми ресурс ами и средств ами.
Важное место в сфере обеспечения национальной безопасности Украины, а значит, и предотвращения и противодействия экстремистским
вызовам и угрозам, занимает прокуратура Ук-раины. В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О прокуратуре» на органы прокуратуры возлагается обязанность обеспечения надзора за соблюдением законов в Украине [7]. Деятельность органов прокуратуры Украины, в соответствии со ст. 4 этого Закона, направлена на утверждение верховенства закона и укрепление правопорядка [7]. Одной из задач органов прокуратуры, согласно ст. 4 этого Закона, является защита от неправомерных посягательств на:
- независимость республики, общественный и государственный строй, политическую и экономическую системы, права национальных групп и территориальных образований;
- социально -экономические, политические, личные права и свободы человека и гражданина;
- основы демократического устройства го -сударственной власти, правового статуса ме-стных Советов, органов самоорганизации на -селения [7].
Функциями органов прокуратуры Украины, определенными ст. 5 Закона Украины «О прокур атуре», являю тся:
- поддержание государственного обвинения в суде ;
- представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
- надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
- надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудитель -ного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан [7].
Также, согласно ст. 10 этого закона, органы прокуратуры для повышения эффективности противодействия преступности и коррупции наделены полномочиями по координации деятельности правоохранительных органов в этой сфере [7].
Таким образом, прокуратура как один из субъектов обеспечения национальной безопасности Украины в пределах своих полномочий и компетенции, определенных Конституцией Ук -раины и Законом Украины «О прокуратуре», обеспечивает уголовное преследование за преступления против основ национальной безопасности Украины, в том числе и такие, которые содержат признаки экстремизма.
Другим субъектом обеспечения национальной безопасности Украины являются суды общей юрисдикции, компетенция которых, согласно ст. 124 Конституции Украины, распространяется на все правовые отношения, возникающие в государстве [12]. К полномочиям судов, в частности, относится рассмотрение в порядке, установленном действующим законодательством Украины, дел о запрете политических партий, обществен-
ных объединений, других организаций, в случае если их деятельность противоречит существующим правовым нормам, создает угрозу для основ национальной безопасности Украины.
Субъектами обеспечения национальной безопасности Украины, в компетенции которых непосредственно находятся вопросы, связанные с предотвращением и противодействием проявлениям экстремизма, являются Служба безопас -ности Украины, Министерство внутренних дел Украины и подчиненные ему внутренние войска.
На Службу безопасности Украины как государственный правоохранительный орган специального назначения, обеспечивающий государст -венную безопасность Украины, возлагается в пределах, определенных действующим законодательством Украины, защита государственного суверенитета, конституционного строя, террито -риальной целостности, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно -подрывной деятельности иностранных специ-альных служб, посягательств со стороны отдель -ных организаций, групп и лиц и т.д. [9].
Кроме того, согласно ст. 2 Закона Украины «О Службе безопасности Украины», в задачи Службы безопасности Украины входит преду-преждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности чело -вечества, непосредственно создающих угрозу жизненно важным интересам Украины [9].
Направления противодействия проявлениям экстремизма отражены в обязанностях Службы безопасности Украины, определенных ст. 24 это -го Закона. Органы СБУ должны:
- обеспечивать защиту государственного суверенитета, конституционного строя и террито -риальной целостности Украины от противоправ -ных посягательств со стороны отдельных лиц и их объединений;
- осуществлять в соответствии с законода-тельством профилактику правонарушений в сфере государственной безопасности [9].
На органы милиции, в соответствии со ст. 1 Закона Украины « О милиции», возлагаются обязанности по защите жизни, здоровья, прав и сво -бод граждан, собственности, природной среды, интересов общества и государства от противо-правных посягательств [4]. Среди задач мили -ции, определенных этим законом, выделяются:
- обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов;
- предотвращение правонарушений и их пресечение ;
- охрана и обеспечение общественного порядка;
- выявление уголовных преступлений;
- участие в раскрытии уголовных преступле -ний и розыске лиц, их совершивших, в порядке, предусмотренном уголовным процессуальным законодательством [4].
Также органы МВД и СБУ в соответствии с Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» имеют право «...предпринимать необходимые оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению, своевременному выявлению и пресечению преступлений и изобличению причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществлять профилак-тику правонарушений» [5].
Подчиненные Министерству внутренних дел Украины внутренние войска, в соответствии с Законом Украины «О внутренних войсках Ми -нистерства внутренних дел Украины», должны принимать участие в ликвидации фактов группового неповиновения и массовых беспорядков, обеспечивать охрану общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий [3].
Координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны, в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», являет -ся Совет национальной безопасности и обороны Украины [12]. Среди его функций вы -деляются:
- внесение предложений Президенту Украи -ны по реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны;
- координация и контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в мирное время;
- координация и контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в условиях во -енного или чрезвычайного положения и при воз -никновении кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины [12].
В сферу компетенции Совета национальной безопасности и обороны Украины, согласно ст. 4 этого Закона, входят вопросы, относящиеся к сфере национальной безопасности и обороны, которые касаются:
- определения стратегических национальных
интересов Украины, концептуальных подходов и направлений обеспечения национальной безопасности и обороны в политической, экономической, социальной, военной, научно-
технологической, экологической, информационной и других сферах;
- разработки проектов государственных программ, доктрин, законов Украины, указов Прези -дента У краины и т. д. по вопросам национальной безопасности и обороны;
- совершенствования системы обеспечения национальной безопасности и организации обороны, образования, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти в этой сфере;
- материального, финансового, кадрового, организационного и другого обеспечения выпол -нения мероприятий по вопросам национальной безопасности и обороны;
- осуществления мер политического, экономического, социального, военного, научнотехнологического, экологического, информационного и иного характера в соответствии с масштабом потенциальных и реальных угроз нацио -нальным интересам Украины;
- исполнения поручений, связанных с изучением конкретных вопросов и осуществлением соответствующих исследований в сфере нацио -нальной безопасности и обороны, органами исполнительной власти и научными учреждениями Украины;
- обеспечения и контроля поступления и обработки необходимой информации, ее сохране-ния, конфиденциальности и использования в ин -тересах национальной безопасности Украины, анализа на ее основе состояния и тенденций раз -вития событий, происходящих в Украине и в мире, определения потенциальных и реальных угроз национальным интересам Украины [12].
В состав Совета национальной безопасно -сти и обороны Украины по должности входят Премьер -министр Украины, Министр оборо -ны Украины, Председатель Службы безопас-ности Украины, Министр внутренних дел Ук -раины, Министр иностранных дел Украины. Членами Совета национальной безопасности и обороны Украины могут быть руководители других центральных органов исполнительной власти [12].
В сфере обеспечения национальной безопасности Украины по противодействию проявлени -ям экстремизма важное место занимают граждане и объединения граждан. Согласно Закону Ук -раины «О милиции», органы милиции в порядке, установленном законами, регулирующими профилактическую и оперативно-розыскную деятельность, могут привлекать к сотрудничеству граждан исключительно с их согласия [4]. Также граждане Украины и их объединения, другие лица на добровольных началах могут способствовать законной деятельности Службы безопасности Украины [9]. С целью защиты жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств граж -дане Украины имеют право в установленном Законом Украины «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы» порядке создавать общественные объеди -нения для участия в охране общественного порядка и государственной границы, содействия органам местного самоуправления, правоохрани -тельным органам, Г осударственной пограничной службе Украины и органам исполнительной вла -сти в предотвращении и пресечении административных правонарушений и преступлений [10].
Кроме того, Законом Украины « Об оперативно -розыскной деятельности» определяется право подразделений, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, иметь гласных и не -гласных штатных и внештатных работников, использовать конфиденциальное сотрудничест-во, получать от юридических или физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о преступлениях, готовящихся или совершенных, и об угрозе безопасности общества и государства [5].
Таким образом, институционально-правовое обеспечение предотвращения и противодействия распространению политического экстремизма и терроризма с формальной стороны выстроено достаточно удачно. Однако, учитывая реальность анализируемых угроз и вызовов национальной безопасности Украины, фактически оно требует серьезного совершенствования.
По нашему мнению, причинами существующих изъянов являются:
- отсутствие правового определения экстремизма и производных от него понятий («экстремистская деятельность», «субъекты экстремист -ской деятельности», «экстремистское сообщество» или «экстремистская группировка», «экстремистская литература» или «экстремистские из -дания»), критериев его классификации и т.п. в действующем законодательстве Украины, что превращает этот термин в предмет политических спекуляций и инструмент диффамации;
- недостаточное регулирование правовой от -ветственности за совершение деяний с признаками экстремизма, имеющих значительный общественный резонанс, создающих реальную опасность для жизни и здоровья граждан, несущих угрозу для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на дестабилизацию общественнополитической ситуации в государстве или его отдельных регионах;
- отсутствие четкого разграничения сфер компетенции в области предотвращения и противодействия проявлениям экстремизма, которое приводит к дублированию функций отдельными субъектами обеспечения национальной безопасности в сфере противодействия угрозам и вызовам субъектов экстремизма национальной безопасности Украины, предопределяет отсутствие надлежащей системы профилактических мероприятий и банка данных, касающихся деятельно -сти субъектов экстремистской деятельности.
Среди имеющихся проблем в сфере противодействия экстремизму как в Украине, так и в России необходимо отметить дефицит высоко -квалифицированных кадров, отсутствие анали-тико -прогностической информации, позволяю -щей предупреждать проявления экстремизма на ранних этапах, недостаточность информации по правоприменительной практике других стран.
Как следствие, уполномоченные органы государства, которые должны обеспечивать жизнестой-кость основ конституционного строя и нацио-нальной государственности, противодействовать вызовам и угрозам национальной безопасности Украины и России, сталкиваются с проблемами недостаточного информационного обеспечения своей деятельности по предупреждению экстремизма, нарушения координации и взаимодейст -вия во время планирования и проведения мероприятий по локализации проявлений экстремизма. Решение указанных проблем прежде всего должно осуществляться через оптимизацию правовой базы, регулирующей деятельность го -сударства по предотвращению экстремизма, и совершенствование системы подготовки кадров для правоохранительных органов, интенсифика-цию межгосударственного сотрудничества Ук-раины и России в сфере противодействия поли -тическому экстремизму и терроризму.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бельских И.Е. Стратегия развития потребительского патриотизма в России на основе деловой этики предпринимателей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 19.
— С. 46—51.
2. Бояров В. І. Щодо формування методики розслідування злочинів екстремістської спрямованості // Часопис Академії адвокатури України. — 2012. — N 15. — С. 1—5.
3. Закон України «Про внутрішні війська
Міністерства внутрішніх справ України» від 26.03.1992 N2235-XII: редакція від 09.06.2013, підстава 245-І B [Електронний ресурс ]. —
Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/ show/2235-12.
4. Закон України «Про міліцію» від
20.12.1990 N 565-XII: редакція від 09.06.2013,
підстава 224-1B, 245-1B [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/
show/565-12/page.
5. Закон України «Про оперативно -
розшукову діяльність» від І B.02. І 992 N 213 5-XII: редакція від 02.12.2012,
підстава 5463-17 [Електронний ресурс ]. — Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/
laws/ show/2135-12.
6. Закон України «Про основи національної
безпеки України» від 19.06.2003 N 964-IV: за станом на 13.10.2012 [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/
show/964-15.
7. Закон України «Про прокуратуру» від
05.11.1991 N 17B9-XII редакція від 09.06.2013,
підстава 224-1B [Електронний ресурс]. — Ре-жим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/
show/ 17B9-12.
8. Закон України «Про Раду національної
безпеки і оборони України» від 05.03.1998 № 183/ 98-ВР: редакція від 05.03.1998 №183/98-
ВР [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ 183/98-вр.
9. Закон України «Про Службу безпеки України» від 25.03.1992 № 2229-ХІІ: редакція від
09.06.2013, підстава 224-18 [Електронний
ресурс]. — Режим доступу: http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/2229-12.
10. Закон України «Про участь громадян в
охороні громадського порядку і державного кордону» від 22.06.2000 № 1835-ІІІ: редакція від 01.08.2003, підстава 662-15 [Електронний
ресурс]. — Режим доступу: http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/1835-14.
11. Колесников В .А. Гражданский патриотизм и гражданская политическая культура в современной России // Исторические, фило-софские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2013.
— № 3 (29): в 2 ч. — Ч. I. — С. 84—90.
12. Конституція України: тлумачення від
29.05.2013, підстава v002p710-13
[Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon4. rada.gov.ua/laws/show/254к /96-
вр.
13. Морозов И .Л. Информационная безопасность политической системы // Полис (По-литические исследования). — 2002. — № 5. — С. 134—145.
14. Петренко Б.М. Політичний екстремізм в системі прав і свобод людини і громадянина // Держава і право. — 2009. — Вип. 46. —
С. 646. — 650.
15. Петренко Б. М. Правові проблеми попередження політичного екстремізму в Україні // Держава і право. — 2010. — № 48. — С. 705—711.
16. Суслонов П .Е. Религиозный экстремизм: проблема понимания генезиса и сущности // Правоохранительные органы: теория и практика.
— 2009. — Специальный выпуск. — С. 98—101.
17. Шутий М. Нормативне забезпечення протидії екстремізму в Україні та забезпечення громадської безпеки // Вісник Академії
І2І