modernization and internationalization celebrated not only separate legal systems, but also some areas of law (environmental, humanitarian, administrative, economic, constitutional, etc.). Transfer of constitutional provisions in international law doctrine was the impetus to move the international legal system to a new (global) level and stage of its formation and development.
We prove that the problems of implementing effective global political power in democratic principles objectively appeared promising subject for further scientific research. Despite the large differences between the legal systems of the world, has now become clear that lawyers and scholars constitutionalists of the international community and states have put forward similar issues, problems and concerns about the development of constitutional law in the twentieth century.
Thus, the result of the internationalization of constitutional law and the processes of globalization and universalization of rights was the restructuring of public international law, the formation and separation of the field of international constitutional law at the same time with the emergence of the concept of global constitutionalism. The urgency of addressing issues related to the protection of human rights and human values and citizens at the global and supranational level outline the direction for the development of national legal systems in the specified direction.
The author believes that the international constitutional law advocates constitutional and legal basis of modern international law, and constitutional doctrine in the global environment has spawned the emergence of new areas of international global constitutional and global administrative law.
Keywords: globalization, global constitutionalism, global law, human rights, the constitution and international law.
УДК 351.74
К. H. Рудой
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
В статье рассмотрены концептуальные основы обеспечения международной безопасности органами внутренних дел. Исследуются направления деятельности органов внутренних дел Украины по противодействию угрозам международной безопасности. Основными международными принципами полицейской деятельности в сфере обеспечения международной безопасности являются защита прав и свобод человека, соблюдение законности и правопорядка. Предложены направления усовершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению международной безопасности.
Ключевые слова: органы внутренних дел, международная безопасность, правопорядок, защита прав и свобод человека, транснациональная преступность.
Постановка проблемы. Для развития системы органов внутренних дел Украины на современном этапе важное значение приобретает ее соответствие международным стандартам правоохранительных органов и правопорядка в сфере защиты прав человека и гражданина на международном уровне.Основной цельюмеждународных актов, закрепляющих положения полицейской деятельности, является обеспечение правовой регламентации международной безопасности,консолидация и интеграция усилий правоохранительных органов большинства стран, особенно на Европейском
континенте, в борьбе с правонарушениями в соответствии с положениями Европейской конвенции о правах и свободах человека, а также Декларации о полиции иЕвропейского кодекса полицейской этики, принятого в декабре 2001 года Комитетом министров Совета Европы [2-11]. В контексте Европейского полицейского кодекса главными направлениями деятельности полиции названы: разведывательная деятельность, следственная работа и охрана общественного порядка - то есть такие функции, которые направлены на защиту, прежде всего, человека [26]. Соответственно, на современном этапе, органы внутренних дел Украины постепенно преобразовываются из государственного органа, наделенногокаральными функциями, на орган, основным приоритетным направлением деятельности которого является защита интересов общества, что способствует изменению его места и роли в системе обеспечения международной безопасности, в целом [2; 11; 12; 19].
Анализ последних исследований и публикаций. Среди исследований правоохранительной деятельности органов внутренних дел Украины и ее адаптации к международным стандартам следует отметить работы следующих ученых:
A. М. Бандурки [14], А. Н. Волощука, В. Л. Грохольского, С. Н. Гусарова,
B. О. Заросило [16], Р. А. Калюжного, Б. А. Кормича [20], С. А. Кузниченко, Д. П. Калаянова, В. А. Липкана, Н. Р. Нижник, В. И. Олефира, Ю. И. Рымаренко, Е. Б. Левченко [18] и др.
Актуальность темы определена также фактическим отсутствием теоретико-правовых исследований относительно места и роли органов внутренних дел Украины в системе обеспечения международной безопасности, проблем правового регулирования их деятельности по обеспечению международной безопасности, правовых форм взаимодействия с другими субъектами данной системы.
Изложение основного материала. Данные обстоятельства обуславливают крайнюю необходимость концептуального рассмотрения проблем состояния и развития системы обеспечения международной безопасности органами внутренних дел Украины, её правовых, организационных и других элементов, нормативно-правового обеспечения организации и функционирования субъектов обеспечения международной безопасностии органов внутренних дел Украины, в частности.
Кроме этого, важность проблемы объясняется необходимостью научного осмысления в контексте современного реформирования правоохранительной системы Украины [10] путей усовершенствования системы органов внутренних дел, способной своевременно адаптироваться к трансформациям общества, в случае возникновения или обострения дестабилизирующих факторов в государстве, тенденциям изменения уровня современных угроз и степени важности приоритетных национальных интересов.
Среди наиболее актуальных вызовов и угроз мездународной безопасности необходимо назвать: экстремизм (прежде всего религиозный) и вытекающий из него тероризм, организованная транснациональная преступность, которая очень бурно развивается с ростом всеобщей глобализации - это уже не иерархическая, а сетевая структура, объединяющая множество групп как с вертикальными, так и с горизонтальными линиями святи; пример - террористическая организация «Аль-Каида», которая после нейтрализации руководящего звена не перестает существовать, так как имеет множество сетевых звеньев; особую тревогу вызывает такое крайне опасное явление, как «сращивание» экстремизма (особенного религиозного) с организованным криминалитетом [27]; наркобизнес, который органически связан как с организованной преступностью, так и тероризмом, - наглядно показали, что они очень динамичны и легко перестраиваются в условиях быстроменяющегося мира. В то же время правоохранительные органы и специальные службы часто проигрывают в оперативности противодействия, поскольку на геополитическом уровне такие угрозы
уже давно «трансформировались» в одно очень динамичное, но, к сожалению, пока трудно поддающееся изучению социальное явление.
Одним изключевых направлений усовершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел Украины является комплексность знаний сотрудников о реальном механизме функционирования транснациональных криминальных организаций, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких государств. Соответственно, фрагментарность информации препятствует эффективному противодействию таким проявлениям. Органы внутренних дел Украины сталкиваются с недостаточной изученностью организованных ими преступных схем и непроработанностью тактики привлеченияих к ответственности [25].
В этих условиях приобретает актуальность вопрос о создании или совершенствовании межгосударственной системы подготовки сотрудников соответствующих правоохранительных органов и специальных служб по ряду вышеуказанных направлений, которые являются очень актуальними для всех правоохранительных органов мирового сообщества.
Необходимо выработать методики противодействия правоохранительной деятельности органов внутренних дел в конкретных сферах международной преступности. Например, основная сила религиозных фанатиков-экстремистов - в психологической обработке своих приверженцев до высшей степени фанатизма. Государство пытается ороться с ними силой и уголовным наказанием, что редко дает адекватный результат. В таком случае, в основу деятельности (прежде всего оперативно-розыскной и разведывательной) следует использовать специальные психологические методики [17].
Аналогичным образом ведется борьба с организованной преступностью. Государство и общество пытаются противопоставить ей жестко иерархизированные и громоздкие правоохранительные структуры. Против сетевых структур организованной преступности будут действенны сетевыес труктуры в виде специальных полицейских разведывательных подразделений, широко распространенные в западных странах. Вместе с тем, система специальной подготовки для полицейской разведки также находится в стадии становления. Каждый орган и служба готовят сотрудников в соответствии с собственными представлениями.
Между тем, в мире уже давно и успешно функционируют Международная и Европейская рабочие группы по секретным полицейским операциям, в которых сформирована система обучения и подготовки к таким операциям, что дает возможность достаточно оперативно отслеживать обстановку в международных преступных синдикатах.
По линии противодействия наркобизнесу такие функции имеются у Координационного совета руководителей компетентныхорганов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств - членов ОДКБ (КСОПН)[13].
Кроме того, в 2010 годуФСКН России внесла предложение по созданию аналога вышеуказанных международных структур - Азиатской рабочейгруппы, куда планировалось пригласить ряд государств - участников СНГ, через которые пролегают маршруты транспортировки «тяжелых» наркотиков, в основном афганского героина. Между тем, если рассматривать ее с точки зрения наших общих геополитических интересов, то перспективы такой организации весьма многообещающие. С ее помощью можно создать эффективный механизм противодействия транснациональной преступности как в сфере наркобизнеса, так и на других актуальных для всех нас направлениях - терроризм, контрабанда оружия, похищенного автотранспорта, торговля людьми и т. д.
Информация, полученная в рамках такого сортрудничества, позволит
прогнозировать перспективы развития транснациональной преступности и ее воздействие на социально-экономическую, военно-политическую обстановку в регионе и предпринимать меры по ее своевременной стабилизации.
Создание интеграционного объединения правоохранительных органов даст мультипликативныйэффект для развития аналитических методов оценки получаемой информации, в данном случае потребуется специальная подготовка сотрудников-аналитиков, которая будет плодотворна для всехсторон.
Концептуальные вопросы обеспечения международной безопасности органами внутренних дел Украины невозможно разрешить без основательной научной базы. Научное изучение, например, темы религиозного экстремизма ведется в разных странах изолированно друг от друга. Аналогично перспективным является совместное научное изучение феноменов транснациональной организованной преступности и наркобизнеса. В процессе исследования, важно учитывать, что под международной безопасностью понимается характеристика международных отношений, включающая в себя такие показатели, как стабильность развития, защищенность от внешних угроз, обеспечение суверенитета и независимости всех государств, признанных мировым сообществом. Поэтому, основными способами обеспечения международной безопасности являются: двусторонние договоры об обеспечении взаимной безопасности между заинтересованными странами; объединение государств в многосторонние союзы; всемирные международные организации, региональные структуры и институты для поддержания международной безопасности; демилитаризация, демократизация и гуманизация международного политического порядка, установление верховенства права в международных отношениях. В зависимости от масштабов проявления различают следующие уровни международной безопасности: 1) национальный, 2) региональный и 3) глобальный. Такая типология непосредственно связана с важнейшими пространственными категориями геополитической теории, каковыми являются: государственная территория, геостратегические и геополитические регионы; мировое геополитическое пространство.
В настоящее время многие европейские страны реорганизуют свои полицейские системы с целью развития и укрепления демократических ценностей. Они стремятся к обеспечению единых норм для действий полиции, которые применялись бы, невризая на национальные границы - как для того, чтобы оправдать ожидания европейцев, которые становятся все более мобильными и поэтому расчитывают на единообразное справедливое и предсказуемое обращение с ними со стороны полиции, так и для того, чтобы повышать потенциал сотрудничества и, следовательно, эффективность в борьбе с международной преступностью и обеспечение международной безопасности в целом. Ярким примером являются решения по обеспечению международной безопасности, принятые 25 октября 2013 года на заседании Совета глав государств СНГ в г.Минске [21]:
- решение «О Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2014-2018 годы». Подобная программа уже действует в СНГи рассчитана на 2011-2013гг. Значение программы состоит в том, чтобы усилить взаимодействие между ответственными органами: в обмене информации, помощь в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в тактических операциях (слежка, задержания). Кроме того, предусматривается дальнейшее развитие и использование банков данных учетных объектов, находящихся в специализированных органах отраслевого сотрудничества.
- решение «О Программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014-2016 годы». Отдельными пунктами программы
выделены: обмен информацией об источниках финансирования деструктивных групп, по противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма, подстрекательству к ним, публичным призывам к осуществлению террористической деятельности и оправданию терроризма. Акцент сделан на пресечении информационно-пропагандистской деятельности террористических и экстремистских организаций, ликвидации материально-технической базы такой деятельности, недопущении распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и возможностей сети интернет, выявлении и пресечении актов кибертерроризма.
- «Программа сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2014-2018 годы" подразумевает под собой борьбу с производством и распространением наркотических средств. В частности, в ней прописаны новые механизмы по противодействию распространения наркотических средств, а также меры по дальнейшему укреплению «поясов антинаркотической безопасности в Центральноазиатском регионе».
- Не менее тревожная угроза - «рабство» - отражена в следующем решении «О Программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2014-2018 годы». Это комплекс мер: своевременная социальная и иная помощь детям, оптимизация правового сотрудничества, совершенствование и гармонизация национального законодательства, обеспечение надлежащих условий для оказания гарантированной помощи жертвам торговли людьми.
«О Концепции сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий» - это решение касается борьбы с так называемыми «кибертеррористами», то есть теми, кто использует компьютеры и программное обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации, кражи информации и другое.
- Решение «О Соглашении о защите секретной информации в рамках Содружества Независимых Государств и Правилах обращения с секретной информацией в органах Содружества Независимых Государств». К сожалению, в официальных источниках дополнительной информации найти невозможно. Можно лишь предположить, что этот документ - в своем роде обобщение всех решений, но только того, что касается секретной части. Закреплено это было и подписанием Соглашения о защите секретной информации в рамках Содружества Независимых государств.
- Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции - это совершенно новое соглашение, которое разрабатывалось на протяжение почти 7 месяцев. В преамбуле проекта Соглашения определено, что коррупция представляет угрозу безопасности государств-участников СНГ, и в этой связи придается важное значение развитию сотрудничества в борьбе с коррупцией.
Основными функциями Совета являются:
1) разработка целевых программ и предложений по приоритетным направлениям сотрудничества государств-участников Соглашения в сфере противодействия коррупции;
2) содействие обмену информацией по вопросам противодействия коррупции;
3) рассмотрение вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров по антикоррупционным программам государств-участников Соглашения по подготовке и переподготовке кадров по указанным программам;
4) рассмотрение вопросов проведения совместных научно-исследовательских работ по проблемам в сфере противодействия коррупции, представляющим взаимный интерес.
Следующий саммит СНГ на высшем уровне, возможно, пройдет в Киеве - с 1 января 2014 года Украина примет эстафету председательства в СНГ от Белоруссии [24].
Выводы. Таким образом, основными направлениями совершенствования сотрудничества наших государств в обеспечении международной безопасности, предлагается:
1. Проработать, в т. ч. в рамках существующих интеграционных объединений (БКБОП, АТЦ и т. д.), вопрос создания систем специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов и специальных служб по следующим направлениям: психологическое обеспечение их деятельности; обмен опытом практической работы;исследование процессов развития особо опасных видов преступности;выработка методик аналитического прогнозирования с использованием последних достижений информационных технологий.
2. Инициировать специальную научную программу по стратегическому изучению и анализу перспектив развития транснациональной организованной преступности и неразрывно связанных с ней наркобизнеса, экстремизма и терроризма.
С этой целью целесообразно создать экспертную группу из компетентных специалистов правоохранительных органов и специальных служб государств -участников СНГ, в функции которой будет входить разработка методик противодействия особо опасным проявлениям преступности для БКБОП, АТЦ и т. д., а также для конкретных государств.
Апробацию этих методик можно внедрять в систему специальной подготовки в ведомственных вузах, на регулярно проводимых конференциях, семинарах и встречах экспертов.
3. Рассмотреть вопрос создания межгосударственного интеграционного объединения в сфере полицейской разведки (по аналогии с Международной и Европейской рабочими группами по секретным полицейским операциям) с использованием потенциала соответствующих правоохранительных органов и специальных служб государств - участников СНГ, в т. ч. по линии подготовки кадров и прогнозирования возникновения новых вызовов и угроз региональной безопасности (за основу можно взять идею ФСКН России в 2010 году по созданию Азиатской рабочей группы из стран СНГ).
Список использованной литературы:
1. КонститущяУкраши. Прийнята на п'ятш сеси Верховно! Ради Украши 28 червня 1996 р. // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 1996. - № 30. - Ст. 141.
2. Про мшщю : Закон Украши вщ 20 груд. 1990 р. // Вщомосп Верховно! Ради УРСР. -1991. -№ 4. - Ст. 20.
3. Про невщкладш заходи щодо посилення боротьби з1 злочиншстю [Електронний ресурс] : Указ Президента Украши вщ 21 липня 1994 року № 396/94 // Голос Украши. -1994. - № 138. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/396/94
4. Про ршення Ради нацюнально! безпеки 1 оборони Украши вщ 8 червня 2012 року «Про нову редакщю ВоенноТ доктриниУкраши»: Указ Президента Украши вщ 15 червня 2012 року № 648 (в редакци Указу Президента Украши вщ 8 червня 2012 року № 390/2012).
5. Про ршення Ради нацюнально! безпеки 1 оборони Украши вщ 25 травня 2012 року «Про заходи щодо посилення боротьби з тероризмом в УкраТш»: Указ Президента Украшивщ 8 червня 2012 року № 388/2012.
6. Про затвердження Положения про Мшютерство внутршшх справ Украши: Указ Президента Украши вщ 6 квггня 2011 р. № 383/2011 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.president.gov.ua
7. Про План заход1в ¡з виконання обов'язюв та зобов'язаньУкраши, що випливають з п членства в Рад1 Свропи [Електронний ресурс] : Указ Президента Украши вщ 12 ачня 2011 року N 24/2011. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/24/2011
8. Про внутршне та зовшшне становище Украши в 2013 рощ : Щор1чне Послания Президента Украши до Верховно! Ради Украши. - К. : Н1СД, 2013. - 576 с.
9. Про ршення Ради нацюнально! безпеки 1 оборони Украши вщ 15 лютого 2008 року «Про хщ реформування системи кримшальноТ юстицп та правоохоронних оргашв» [Електроннийресурс] : Указ Президента Украши № 311/2008 вщ 08 к в ¡тая 2008 року. -Режим доступу: http://www.zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=311%2Г2008
10. Про реформування системи оргашв Мшютерства внутршшх справ Украши 1 впровадження европейських стандарт! в [Електронний ресурс] : Парламенте^ слухання вщ 5 жовтня 2011 року- Режим доступу:
http://lib.rada.gov.ua/LibRada/static/about/text/parl_sluhan/ll_mvsprav.html
11. Про пешщю: проект Закону Украши [Електронний ресурс]. - Режим доступу: 1Шр:/Лу1 ,с1 .rada.gov.ua/webproc.
12. Декларация о полиции: Резолюция № 690 (1979) Парламентской ассамблеи Совета Европы от 08.05.1979 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/994_803
13. Программа деятельности Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по сближению и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ на 2011-2015 годы [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.paodkb.ru/html/?id=17&nid=796
14. Бандурка О. М. Управлшня в органах внутршшх справ Украши: пщруч. / О. М Бандурка. - Харюв: Ун-т внутр. справ, 1998. -480 с.
15. Азаров Д. С. Про м1жнародний характер злочишв у сфер1 комп'ютерно'информацп / Д. С. Азаров // Проблеми пештенщарно! теори 1 практики. - К.: МП Леся, 2001. - С. 25 -31.
16. Заросило В. О. Пор1вняльний анал1з адмшютративноТ д1яльносп мшцп Украши та полщп заруб1жних краш (Великобритании США, Канади та Францп): дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.07 / Володимир Олексшович Заросило; Нацюнальна академ1я внутршшх справ Украши. - К., 2002. - 250с.
17. Лакбаев К. Проблемы и перспективы сотрудничества правоохранительных органов государств - участников СНГ в сфере противодействия особо опасным проявлениям преступности [Электронный ресурс] / К. Лакбаев // Совершенствование сотрудничества компетентных органов и специальных служб государств - участников СНГ в сфере противодействия современным вызовам и угрозам безопасности: матер, междунар. науч.-практич. конфер. (27-28 ноября 2013 года, г. Минск). - Режим доступу: http://www.e-cis.info/page.php?id=23963
18. Левченко К. Б. Управлшня процессами формування гендерно'1 полггики в УкраТш (оргашзацшно-правов1 аспекта): Дис. ... д-ра юрид. наук: спец. 12.00.07 «Теор1я управлшня; адмшютративне право та процес; фшансове право; шформацшне право» / К. Б. Левченко. - X.: Нац. ун-т внутр. справ., 2003. - 420 с.
19. Мартиненко О. А. Реформування мшцп у дзеркал1 европейсько'1 полщеютики - що ми робимо не так? [Електронний ресурс] / О. А. Мартиненко // Асощащя украшських моштор1в дотримання прав людини в дшльносп правоохоронних оргашв. - Режим доступу: http://www.umdp!.info/index.php?id=1251269106.
20. Кормич Б. А. 1нформащйна безпека: оргашзащйно-правов1 основи: навч. поаб.
/ Б. А. Кормич. - К.: Кондор, 2004. - 384 с.
21. Об итогах заседания Совета глав государств СНГ (информационно-аналитическая записка) [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ (г.Минск, 25 октября 2013 года). - Режим доступу: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=2230
22. Образцов С. Е. Органы внутренних дел как субъект реализации правоохранительной функции государства (организационно-правовой аспект): автореф. дис ... .канд. юрид. наук: / С.Е. Образцов, Санкт-Петерб.ун-т. - СПб, 1999. - 20 с.
23. Пшуля Т. О. Концептуальш модел1 оргашзацш но-право воУ побудови та розвитку системи мшцп Украши у третьому тисячол1тп / Т.О. Пшуля // Науковий вюник Дншропетровського юридичного шституту МВС Украши. - 2001. - № 1. - С. 313-320.
24. Рекомендации Международной научно-практической конференции «Совершенствование сотрудничества компетентных органов и специальных служб государств - участников СНГ в сфере противодействия современным вызовам и угрозам безопасности» [Электронный ресурс] // Совершенствование сотрудничества компетентных органов и специальных служб государств - участников СНГ в сфере противодействия современным вызовам и угрозам безопасности: матер. Междунар. науч.-практ конф. (27-28 ноября 2013 года, г. Минск). - Режим доступу: http://www.e-cis. info/page. php?id=23 948
25. Скулиш С. Д. Оргашзованазлочиншсть: поняття, генезис, заходи протидп: моногр. / С. Д. Скулиш. - К.: Вид-во НА СБУкраши, 2005. - 254 с.
26. Статус полщи: м1жнародш стандарта i заруб1жне законодавство / за заг. ред. О. А. Банчука. - К.: О.М. Москаленко, 2013. - 588 с.
27. Тимюв Я. Теор1я i практика сучасно! европейсько! полггики безпеки: приклад Полыцг навч. noci6. / Я. Тимив. - Льв1в: Видавництво Льв1всько'1 полггехшки, 2011. -224 с.
28. Фатхутдшов В. Г. Правоохоронна д1яльнють: природа, сутнють, гумашзм (теоретико-правов1 та методолопчш аспекта): дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 / Василь Гайнулович Фатхутдшов; Кшв. ун-т внутршшх справ. - К., 2006. - 223 с.
29. Шевцов С. В. Законодательство, которое регулирует вопросы борьбы с организованной преступностью в Украине, результаты борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков и торговли людьми [Электронный ресурс]. / С. В. Шевцов // Совершенствование сотрудничества компетентных органов и специальных служб государств - участников СНГ в сфере противодействия современным вызовам и угрозам безопасности: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (27-28 ноября 2013 года, г.Минск). - Режим доступу: http://www.e-cis.info/page.php?id=23957
Статья поступила в редакцию 20.12.2013 г. К. N. Rudoi
ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS OF UKRAINE ARE IN THE SYSTEM OF PROVIDING OF INTERNATIONAL SAFETY: CONCEPTUAL ASPECTS
Article is devoted to theconceptual bases on providing of activities of internal affairs in the field of international security. Investigated directions of activities of internal affairs of Ukraine on counteraction to the threatsof international security are. The basic international principles of activities of police to provide international security are protection of human rights and freedoms, ensuring legality and observance of legal order. The propositions about thedirections of improvement of activity of internal affairs on providing of international security are made.
Keywords: internal affairs, international security, legal order, protection of human rights andfreedoms, transnational criminality.
К.М. Рудой
ОРГАНИ ВНУТР1ШН1Х СПРАВ УКРА1НИ В СИСТЕМ1 ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ М1ЖНАР0ДН01 БЕЗПЕКИ: КОНЦЕПТУАЛЫН АСПЕКТИ
У статпи розглянуто концептуальш основы забезпечення м1жнародно1 безпеки органами внутр1штх справ. )[ос. / к) жуют ь с я напрямки Ыяльност1 оргатв внутр1штх справ Украгни з протиди загрозам м1жнародног безпеки. Основними м1жнародними принципами полщейсъког Ыяльност1 у сфер1 забезпечення м1жнародног безпеки е захист прав /' свобод людини, дотримання законност1 та правопорядка. Предложени напрямки удосконалення Оииьноат оргатв внутр1штх справ по забезпеченню м1жнародног безпеки.
К.иочоеЛ слова: органи внутр1штх справ, м1жнародна безпека, правопорядок, захист прав /' свобод людини, транснацюналъна злочинтстъ.
АКТУАЛЬШ ПИТАНИЯ nPABOOXOPOHHOÏ Д1ЯЛЫЮСТ1, КРИМШАЛЬНОГО ПРОЦЕСУ ТА КРИМ1НАЛ1СТИКИ
УДК 351.745
Р. П. Позюбанов
ПРABOBE ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗШУКОВО! Д1ЯЛБНОСТ1: ДОСВ1Д KPAÏH еВРОПЕЙСЬКОГО СОЮЗУ
У cmammi проанал1зовано npaeoei джерела Свропейсъкого союзу щодо дотримання прав громадян nid час проведения полщею европейсъких крати saxodie, ят можутъ тимчасово обмежувати права громадян, а також впровадження европейсъкого doceidy в Ошльшсть правоохоронних оргатв Украгни.
К.иочоеЛ слова: правове забезпечення, оперативно-розшукова д1яльтсть, правоохоронт органи.
Постановка проблеми. Ефектившсть правового впливу на суспшьш вщносини в сфер1 оргашзацшно-правового забезпечення оперативно-розшуково'1 д1яльносп як оргашв внутршшх справ Украши, так i полщп кршн Свропейського Союзу (дал1 - СС), залежить не тшьки вщ ïx природи та особливостей, скшьки вщ правильно знайденого методу регулювання, за допомогою якого правов1 положения та приписи реал1зуються у фактичн1й повед1нц1 суб'еютв оперативно-розшуково'1 д1яльност1. За допомогою правового регулювання нормами законодавчих та шдзаконних (вщомчих) нормативно-правових акт1в оперативно-розшукову д1яльнють можна визначити як державну, пщзаконну д1яльшсть, що зд1йснюеться суб'ектами, вщповщно до ïx повноважень, результата яко'1 визначаються як законн1 за умови дотримання режиму законност1 в npoueci ïï провадження.
У кожшй держав1 СС мехашзм адм1н1стративно-правового регулювання оперативно-розшуково'1 д1яльност1 пол1ц1'1 мае cboï ¿сторичш та нац1ональн1 особливост1. У крашах США та державах-членах Свропейського Союзу розшукова д1яльнють пол1ц1'1 грунтуеться на принципах демократа: прозорост1, громадського контролю, умов оплатносп за шформацш, що мае оперативний ¡нтерес для полщп та