фраструктура информационного обслуживании лизирующихся на селекционном и технологиче-
предприятий в РФ не сложилась, фирм специа- ском сопровождении проектов очень мало.
Таблица 1 - Сравнение показателей хозяйств, входящих в рейтинг «Свинина-100» с остальными
сельскохозяйственными предприятиями РФ
По предприятиям входящим в Рейтинг «Свинина - 100» По остальным крупным и средним СХО РФ
2004-2006 2005-2007 2006-2008 2004-2006 2005-2007 2006-2008
гг. гг. гг. гг. гг. гг.
Валовое производство, тыс. т. 366 377 470 232 307 325
Среднесуточный прирост, г 414,6 431,5 450,9 223,6 264,3 285,7
Выручка от реализации, млн руб. 20752 22837 29772 13672 18079 20688
Себестоимость продукции, млн руб. 15914 17218 23665 15125 19418 22427
Прибыль от реализации, млн руб. 4838 5619 6107 -1453 -1339 -1739
Рентабельность, % 30,4 32,6 25,8 -9,6 -6,9 -7,8
Средняя цена, руб./ц. 5010,9 5435 5763,3 4438,4 4740,2 5207,5
Средняя себестоимость, руб./ц. 3842,6 4097,7 4581,1 4909,8 5091,4 5645,2
Существующие информационные базы не дают возможности сравнить различные технологические модификации для условий конкретного производства. Инвесторы обычно не компетентны в современных технологиях. В результате внедрение инноваций на российских предприятиях производится только если очевиден их экономический эффект в краткосрочном периоде. Принцип системности во внедрении новых технологий нарушается. Поэтому хотя в свиноводство было вложено свыше 200 млрд руб. (за 2005-2010 гг.) отставание от зарубежных стран сохраняется:
— продуктивность свиней ниже, чем в европейских странах на 20-30%;
— расход кормов на 1 ц прироста выше в 1,5 раза;
— затраты труда больше в 4-5 раз.
При этом надо учитывать, что улучшение средних технологических параметров в свиноводстве РФ происходит не только в результате модернизации, а и за счет ликвидации мелких хозяйств. Всего за три года (2006-2008 гг.) в России закрылось более 2 тыс. свиноферм в СХО.
При выборе технологий производства инновационные предложения не является приоритетными. При анализе технологий инженеры-эксперты отмечают, что «Европейские проекты насыщены достаточно сложным оборудованием и автоматикой, потому что на Западе дорогая рабочая сила. Китайские технологии значительно проще в связи с низкой стоимостью труда. В отечественном производстве, очевидно, приемлемым будет промежуточный вариант» -
Михайлов Н. [3]. Дополнительным стимулом для выбора менее интенсивных технологий служит обычное требование региональных органов власти, что реконструкция свинокомплекса не должна привести к сокращению рабочих мест, новый комплекс должен обеспечить работой местных жителей. При использовании европейских или американских технологий это невозможно, на комплексе в 54 тыс. гол. (выход продукции 12,5 тыс. т. в живой массе) при европейских стандартах по затратам труда должно работать 60 человек, по американским - 40. В результате на новом предприятии не удается достичь оптимальных параметров производства.
Для перехода российского свиноводства на новую инновационную модель развития необходимо создание системы инновационного менеджмента в органах государственного управления АПК. Необходимо не только установить цели инновационного развития, но и обеспечить поддержку различных форм интеграции научных учреждений с производством.
Источники
1. Особенности национального свиноводства. После убоя свиньи в России становятся золотыми. http: // www.emeat.ru /, 2011.
2. Рейтинги наиболее крупных и эффективных производителей сельскохозяйственной продукции в России за 2000-2002 гг., (2004-2006 гг.), (2005-2007 гг.), (2006-2008 гг.) - М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова: ЭРД. - 2003, 2007, 2009.
3. Михайлов Н. Неправильные свинокомплексы. http: // www.piginfo.ru /, 2011.
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СРЕДЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №11-12-11003а/С
Т.Ю. Микушева, к.э.н., ст. науч. сотр., доц. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН
Инновационная активность предпринимательства формируется на основе использования и широкого распространения передовой техники и технологий (диффузии техники и технологий). Для того чтобы новая технология приобрела экономическое значение, необходимо время. Сначала технология должна быть привнесена в экономику (инновация). Затем она постепенно принимается многими реципиентами (диффузия). Диффузия столь же важна, как и инновация, новые технологии не будут иметь экономического воздействия, пока они не станут широко распространенными в экономике [1, 153-155]. Приобретение и использование новых технологий должно быть сопряжено с внедрением в практику ведения бизнеса и современных методов управления предпринимательской деятельностью - стратегическое планирование, сетевое взаимодействие предприятий, подготовка кадров и т.д. На процесс диффузии техники и технологий воздействует группа факторов. Основными из них являются факторы социально-экономического характера - инвестиционная и научно-техническая политика государства, характеристики предпринимательской среды, ёмкость и развитость потребительского рынка. Важная роль в усовершенствовании техники и технологии принадлежит факторам мотивацин-но-поведенческого характера субъектов процесса - сам технологический продукт, то, как подана информация, готовность предпринимателя принять данный продукт.
Если группа факторов социально-экономического характера достаточно подробно изучалась в литературе, то сопряжение распространения передовой техники и технологий с уровнем развития предпринимательских компетенций рассмотрено не достаточно.
Под термином компетенции принято понимать группу знаний, навыков и отношений в определенной области, которые влияют на значительную часть профессиональной деятельности, причем компетенции могут быть развиты через обучение [3, 108]. Предпринимательские компетенции можно определить как группу знаний, навыков, способностей, позволяющих вести предпринимательскую деятельность. Кроме того, можно говорить об уровне предпринимательских компетенций и оценивать их с точки зрения уровня инновационной активности предпринимателя [2, 116]. Важная роль в оценке предпринимательских компетенций отводится знаниям, процессу управления знаниями. Для формирова-
ния новаторского мышления необходим определенный уровень предпринимательских компетенций, а новые знания тесно увязаны со специфическими предпринимательскими компетенциями. Управление знаниями позволяет отмечать ранние слабые рыночные, технологические и финансовые сигналы и первыми запускать инновационные процесс, когда очень высоки возможности. Предприниматель-новатор должен быть способен перевести запросы потребителей на язык макроэкономических и социальных ограничений и увидеть возможность их преодоления за пределами действующей технологической системы. Узость оценки уровня предпринимательских компетенций может возникнуть в связи с рассмотрением совершенствования знаний только в отношении разработки новых продуктов или новых процессов. Анализ технологических изменений в развивающихся странах, указывает на необходимость рассмотрения активности и усилий, предпринимаемых предпринимателями, с точки зрения улучшения их технологической родословной, технологической базы предпринимательской деятельности.
Анализ инновационной деятельности в аграрном производстве в сельской местности свидетельствует, что этот процесс характеризуется низким уровнем инновационной активности при значительном научном потенциале. Доля организаций сельского хозяйства, являющихся наиболее активными потребителями новшеств, составляет около 6%. Установлено, что важнейшими ограничениями инновационной активности предпринимателей аграрного сектора экономики на селе являются: убыточность, низкий уровень рентабельности; недостаточность государственной поддержки инновационной деятельности; недостаток необходимых технологических и технических разработок, приспособленных к местным условиям и особенностям производственного процесса аграрных предпринимателей; низкий уровень транспортной обеспеченности, слабая развитость рыночной инфраструктуры, удаленность от крупных рынков сбыта; низкий уровень и качество жизни сельского населения, сдерживающих развитие локальных рынков; недостаточная мотивация молодых специалистов для работы в сельском хозяйстве.
Для оценки подходов к усовершенствованию техники и технологий, роли предпринимательских компетенций, процессам управления знаниями руководителями сельскохозяйствен-
ных организаций было проведено глубинное интервью. Методология проведения глубинного интервью, в отличие от анкетирования или опросов, позволила выстроить диалог с предпринимателями и наиболее полно и точно осветить сложнейшие вопросы исследования. Было опрошено 26 руководителей сельскохозяйственных организаций различных сельских районов Республики Коми.
Диффузия инноваций в среде предпринимателей аграрного производства имеет следующую особенность. Использование в основном распространенной, многократно апробированной техники и технологий, маркетинговых методов и организационных структур. Неприменение рискованных технологий, стремление к большой предсказуемости результатов за счет внедрения оправдавших себя технологий и техники, а так же способов организации производства и ведения маркетинговой деятельности.
Методы ведения предпринимательской деятельности, уровень развития предпринимательских компетенций, процессы управления знаниями имеют следующие особенности:
1. Низкая доля внутренних знаний и их низкое качество. Низкий уровень использования менеджмента и маркетинга. Планы и прогнозы деятельности организации составляются руководителем чаще мысленно, даже не на бумажном или электронном носителе. Основная часть внешних знаний носит информационный характер (что? когда? где?). Внешняя информация поступает от специалистов министерств, друзей, поставщиков, дилеров;
2. Отсутствие инновационных знаний. Не организован процесс непрерывного пополнения и совершенствования информации и знаний об основах ведения предпринимательской деятельности. Не использованы все возможности управленческих стратегий индустриальной экономики. В системе коммуникаций преобладают неформальные связи. Формальные источники информации используются опосредованно с помощью консультационных служб, поставщиков. Не устойчивы обратные связи предпринимателей с учреждениями и организациями инновационной инфраструктуры. Все эти признаки указывают на наличие большого числа обратных формальных и неформальных связей, что указывает на нелинейность модели инновационного процесса в среде аграрного предпринимательства.
3. Отсутствие системы формирования и защиты ресурсов знаний организации. Наиболее распространенное распределение работников сельскохозяйственных организации по отношению к труду: бережное отношение к средствам
производства, присутствует желание увеличить производительность труда (15%); нейтральное отношение к труду (75%); безалаберное отношение (10%). Важнейший стимул хорошего отношения к труду - желание заработать (90%); только примерно у 10% работников стимул связан с желанием реализовать свои способности
Предпринимательская среда аграрного производства сельских районов Республики Коми неоднородна. Качественный анализ позволяет выделить три типа предпринимателей на основе анализа важнейших параметров управления знаниями и инновационной активности. Континуум реципиентов подразделяется следующим образом:
1. Потенциальные новаторы (5%) - характеризуются формированием комплекса внутренних и внешних источников знаний, способностью принимать и применять сложные технические решения, нереализованным потенциалом к использованию инноваций в силу неразвитости потребительского рынка, диверсификацией направлений предпринимательской деятельности, охватом сегментов региональных или межрегиональных рынков. Усовершенствование производства проводится с использованием передового российского и импортного оборудования. Стимул обновления - инициатива руководителя предприятия, экономическая целесообразность, повышение конкурентоспособности продукции. Источники финансирования - доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, возмещение части затрат в рамках реализации республиканских программах поддержки сельского хозяйства. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия осуществляется специалистами организации на основе расчетов. Трудности при проведении обновления производства связаны с отсутствием работников необходимой квалификации или отсутствием необходимых научно-технических разработок. Присутствуют идеи об улучшающих инновациях, которые можно было бы реализовать в ситуации развивающегося потребительского рынка.
2. Имитаторы (вынужденные консерваторы - 65%) - составляют основной тип поведения в процессе диффузии инноваций. Обновление процесса производства сводится к замене отдельных составляющих комплекса оборудования, что вызвано необходимостью поддержания процесса производства. Финансирование проводится за счет доходов от предпринимательской деятельности, банковских кредитов, возмещения части затрат в рамках реализации республиканских программах поддержки сельского хозяйства Предпринимательская деятельность ориентирована на потребителей района или респуб-
ликанский рынок. Комплекс знаний формируется на основе внешних источников знаний информационного характера. Внешние источники знаний - это дилеры, специалисты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми или друзья, партнеры. Внутренний источник знаний это собственный опыт ведения предпринимательской деятельности. Планирование деятельности предприятия осуществляется мысленно, иногда делаются наброски на бумаге. При проведении обновления производства продукции руководители организаций часто указывают на отсутствие знаний и опыта для установки и работы на новом оборудовании.
3. Консерваторы (30%) осуществляют деятельность исключительно на рынке муниципального района. Обновление процесса производства и техники практически не проводится. Отсутствуют финансовые средства на его проведение. Отсутствуют знания и опыт для улучшения производства. Этот тип предпринимателей характеризует лапидарный процесс управления, некоторый консерватизм в действиях. Знания организации сформированы на основе внутренних источников. Планирование деятельности не осуществляется. Сложившийся консенсус конкурентной предпринимательской среды воспринимается как неизменное состояние.
Проведенные исследования позволяют сформулировать важнейшие принципы построения институциональной среды развития аграрного предпринимательства на инновационной основе - принцип комплементарности и непрерывности сопровождения. Именно сетевой капитал, включающий знания, опыт и финансовые возможности субъектов хозяйствования АПК, инфраструктуры поддержки развития сельскохозяйственных организаций, учреждений государственного и муниципального управления, финансовых институтов, должен стать основой инновационного процесса в среде аграрного производства.
Источники
1. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О. Г. Голиченко - Отделение общественных наук РАН, Российский науч.-исслед. ин-т экономики, политики и права в науч.-технич. сфере. - М.: Наука, 2006 - 396 с.
2. Малыгина О. В. Ключевая компетенция компании как конкурентное преимущество // Проблемы теории и практики управления. - 2008. -№ 10. - С. 116-126.
3. Мильнер Б.З. Понятие, разновидности и источ-
ники знаний // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 2. - С. 106-114.
1.2 Информационные технологии и эффективность использования
знаний аграрной науки
К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ
А.И. Алтухов, д.э.н., проф., акад.-секретарь Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии, А.Л. Эйдис, д.т.н., проф. МГАУ им. В.П. Горячкина, И.М. Кузнецов, к.т.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института экономики сельского хозяйства
Экономическое положение сельского хозяйства требует его перевода на инновационно-инвестиционный путь развития. В связи с этим необходимо четко сформулировать ответы на следующие вопросы:
- почему именно научно-технический прогресс и быстрый трансферт его достижений в производство является гарантом повышения его эффективности?
- почему в основу стратегического планирования развития сельского хозяйства должны быть положены отечественные высокие технологии и инновационные проекты?
Как известно, в качестве одного из основных направлений стратегического реформирования сельского хозяйства является формирование новой структуры, важнейшая функция
которой состоит в создании условий для расширенного производства интеллектуального продукта, для чего следует совершенствовать методологию и инструменты управления сельским хозяйством, которые, в свою очередь, формируют научную и производственную базу перевода отрасли на инновационно-инвестиционный путь развития. Это является одной из главных задач ускоренного освоения инновационных проектов - основы развития научно-технического прогресса, для чего потребуется сформировать инновационную политику, которая должна базироваться на:
- разработке новой организационной структуры функционирования агротехнополи-сов и технопарков, реализующих стратегию