ГУСЕЙХАНОВ И.Г.
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО
КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
В статье рассматриваются особенности инновационного пути развития жилищно-коммунального комплекса страны, стратегии инновационного развития сферы жилищно-коммунального комплекса, модернизации жилищного фонда, механизмы привлечения инвестиций и реализации программ ин-новационногоразвития жилищно-коммунального комплекса.
GUSEYKHANOV
FEATURES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE HOUSING
COMPLEX OF REGION
In article features of an innovative way of development of a housing-and-municipal complex of the country, strategy of innovative development of sphere of a housing-and-municipal complex, available housing modernization, mechanisms of attraction of investments and realization of programs of innovative development of a housing-and-municipal complex are considered.
Ключевые слова: стратегия, инновации, развитие, жилищный комплекс, регион.
Keywords: strategy, innovations, development, housing complex, region.
Переход на инновационный путь развития имеет особое значение для жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) страны, который, по всеобщему признанию, находится в критическом состоянии. Сложившуюся здесь кризисную ситуацию усугубляют дотационность, превалирование государственной и муниципальной собственности, высокая степень централизации управления и искусственная монополизация рынка услуг, низкий уровень доходов у значительной части населения. Совокупность указанных факторов сформировала искаженную мотивацию экономических агентов в данной сфере.
Положение дел в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации, объективно не устраивающее ни одну из заинтересованных сторон, привело к пониманию необходимости его реформирования на инновационной основе. Так, одной из приоритетных целей, поставленной Президентом России в рамках Национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России», составленного на основе рыночных критериев, новых бюджетных приоритетов и направлений государственной политики, является модернизация жилищно-коммунального комплекса, а также повышение качества и доступности жилья [1].
Вместе с тем ход реформирования жилищно-коммунального комплекса на сегодняшний день не удовлетворяет ни потребителей, ни поставщиков услуг, ни органы власти. По-прежнему в большинстве регионов страны обращения граждан в органы местной власти, чаще всего, вызваны недостатками
в жилищно-коммунальной сфере. За последние годы не были созданы ни материальная база модернизации, ни реальные механизмы, способные перевести жилищно-коммунальный комплекс на инновационный путь развития.
Жилищно-коммунальный комплекс, являясь важнейшим элементом народного хозяйства, играет важную социальную, экономическую и экологическую роль в жизни современного общества.
Системообразующим элементом ЖКК является жилищный комплекс, который включает в себя весь жилищный фонд с его коммуникациями, техническими устройствами, сооружениями коммунального назначения.
С течением времени жилищный фонд подвергается воздействию различных факторов, снижающих не только его технические, но и потребительские показатели. Существующая классификация жилищного фонда по формам собственности, целям использования и видам жилых помещений не учитывает в достаточной степени техническое состояние жилищного фонда, и не позволяет дифференцированно подходить к проведению инновационной политики в ЖКК. Жилищный фонд целесообразно классифицировать с учетом его технического состояния, степени физического износа и возможности модернизации на основе применения новых материалов и технологий, выделяя [2]:
❖ ветхий и аварийный жилищный фонд, подлежащий сносу;
❖ старый жилищный фонд с имеющейся инфраструктурой, который может быть частично модернизирован;
❖ устаревший жилищный фонд с имеющейся инфраструктурой, который может быть полностью модернизирован;
❖ новый жилищный фонд, срок эксплуатации которого не превышает 5 лет, частично обеспеченный нововведениями и подлежащий дальнейшей модернизации;
❖ строящийся жилищный фонд, который необходимо максимально обеспечить существующими жилищно-коммунальными инновациями.
Разрабатываемые программы инновационного развития жилищного комплекса должны быть направлены на снижение износа, продление срока эксплуатации и повышение качества существующего жилищного фонда, а также на формирование нового качественного жилищного фонда, отвечающего современным требованиям.
Программные мероприятия, носящие инновационный характер, целесообразно дифференцировать по видам инноваций, выделяя инновации в архитектуре, инновационные материалы, новые технологии строительства и строительного менеджмента, а также управленческо-финансовые инновации [3].
Предлагаемая нами в статье классификация жилищного фонда и инноваций в ЖКК позволят проводить целенаправленную инновационную политику в жилищном комплексе, которая будет способствовать повышению эффективности его функционирования.
Стратегической целью развития жилищно-коммунального комплекса в нашей стране на ближайшие годы является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России, вы-
полнение которой будет обеспечиваться путем реализации комплекса норма-тивио-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий [2].
На наш взгляд, стратегия инновационного развития сферы ЖКК рассматривается как система долговременных концептуальных траекторий инновационного развития предприятий жилищно-коммунального комплекса, включающая три основных составляющих: концепцию, то есть общую систему взглядов на перспективы развития объекта управления, макромодель стратегии развития, то есть определение программы трансформации объекта управления во времени и пространстве, а также целевые программы, представляющие собой план мероприятий, реализующих концепцию, а также научно-технологический, организационный, мотивационный и материально-финансовый механизмы обеспечения.
В соответствии с предлагаемой нами классификацией жилищного фонда стратегия инновационного развития ЖКК предусматривает решение следующих задач [1]:
❖ снос неподлежащего реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках Подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» Федеральной целевой программы «Жилище»;
❖ частичная модернизация с применением возможных инноваций и капитальный ремонт старого жилищного фонда с имеющейся инфраструктурой;
❖ полная модернизация с применением возможных инноваций и капитальный ремонт устаревшего жилищного фонда с имеющейся инфраструктурой;
❖ дальнейшая модернизация нового жилищного фонда, частично обеспеченного инновациями;
❖ строительство жилья с максимальным применением всех новшеств, которые существуют в жилищном строительстве.
Предложенный подход позволит достигнуть стратегической цели реформирования жилищно-коммунального комплекса, которой является устойчивое функционирование и развитие жилищной сферы, обеспечивающее доступность и качество жилья для населения, а также повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания. Он должен быть положен в основу разработки и реализации программ инновационного развития жилищного комплекса, предусматривающих поэтапную и селективную модернизацию жилищного фонда.
В ходе исследования было установлено, что эффективное государственное регулирование инновационного развития ЖКК сегодня следует вести не только на уровне объектов ЖКК и субъектов хозяйствования, но также и на уровне процессов, что требует системного подхода к структурно-воспроизводственным аспектам. При совмещении экономических интересов и научного прогнозирования перспектив развития жилищно-коммунального комплекса качественные изменения достижимы с учетом того, что определяющим элементом формирования системы, ее скелетной, несущей основой
станут применяемые инновации, то есть необходимо именно инновационное развитие ЖКК. Необходимо создание устойчивой инновационной среды для самостоятельной новаторской деятельности всех субъектов экономических отношений; разработка более действенных регуляторов ценообразования с учетом доли прибыли, реинвестируемой на инновационное обновление предприятий ЖКК, конкретной поддержки на конкурсной основе негосударственных организаций инновационного характера и комплексного создания инфраструктуры инновационного процесса на всех его этапах [2].
Так, рынок капиталов на взаимовыгодных условиях предоставляет кредиты всем заинтересованным лицам и субъектам хозяйствования (корпорациям, объединениям, управляющим компаниям, товариществам, кооперативам, предприятиям, концессионерам), осуществляющим свою деятельность в сфере ЖКК, и при необходимости пользуется услугами страхового фонда.
Страховой фонд формируется за счет депозитов Федеральных органов государственного управления и долевых средств всех заинтересованных участников инновационно-инвестиционных процессов. Осуществляет страхование рынков капиталов и ценных бумаг, а также централизованного инвестиционного фонда.
Централизованный инвестиционный фонд образовывается за счет депозитов Федеральных органов государственного управления, спонсорских взносов, вложений финансово-кредитных институтов, заинтересованных фирм и долевых средств участников в виде ежемесячных отчислений, и осуществляет субсидирование всех заинтересованных участников инновационно-инвестиционных процессов для внедрения и освоения инноваций [2].
Рынок ценных бумаг пополняется государственными эмиссиями, а также акциями и облигациями, выпущенными в обращение коммерческими застройщиками, подрядчиками строительных и обслуживающих ЖКК производств, различными организациями ЖКК (корпорациями, объединениями, управляющими компаниями, товариществами, кооперативами, предприятиями, концессионерами). Предусматривается страхование рисков при обращении ценных бумаг.
Инициативные частные инвесторы (различные коммерческие структуры, зарубежные компании, ИЧП, население) предоставляют свои свободные средства в качестве инвестиций на развитие и осуществление деятельности организациям ЖКК (корпорациям, объединениям, управляющим компаниям, товариществам, кооперативам, предприятиям, концессионерам).
Разработчики инноваций представлены различными НИИ, вузами, индивидуальными частными предпринимателями (ИЧП) и категориями граждан, занимающимися новаторством, разработкой инноваций в виде новых способов, методов и технологий.
Банк инноваций для ЖКК формируется экспертной группой после проведения экспертизы и используется в качестве информационного источника всеми организациями ЖКК, заинтересованными во внедрении инноваций в своих производствах и соответствующих видах деятельности.
Представленные финансовые институты не конкурируют, а дополняют
друг друга. Инвестиции необходимы для инновационного развития отрасли. Управление развитием жилищно-коммунального комплекса осуществляется на региональном и муниципальном уровнях через программы инновационного развития.
В данной статье мы хотим показать, что представленная инновационно-инвестиционная система функционирования жилищно-коммунального комплекса будет содействовать инновационному развитию жилищно-коммунального комплекса на региональном уровне.
Основные мероприятия стратегии инновационного развития, предусматривающей реконструкцию и модернизацию жилищного фонда в соответствии с предложенными в работе приоритетными направлениями.
Проблема ветхого и аварийного жилищного фонда обостряется из-за недостатка финансирования содержания и модернизации жилья, отсутствия четких критериев качества жилья. Контроль технического состояния жилищного фонда в настоящее время фактически не осуществляется. Чтобы ликвидировать этот пробел, нужно разработать и утвердить документы, определяющие порядок технического осмотра жилья [1].
Действенным способом ликвидации ветхого жилищного фонда могли бы стать аукционы по продаже коммерчески привлекательных земельных участков вместе с домами, которые признаны непригодными для проживания (ветхие индивидуальные односемейные и многоквартирные дома, неремонтопригодные и подлежащие сносу). При этом в договоре следует оговаривать, что инвесторы обязаны предоставлять часть помещений муниципалитетам для переселяемых граждан. Комплексный подход к решению данной проблемы даст положительный эффект.
Не менее острой проблемой является капитальный ремонт и частичная модернизация жилищного фонда первых массовых серий, построенного за период 1950-1980 гг., который можно классифицировать как старый жилищный фонд, находящийся в удовлетворительном состоянии [1].
Характерной особенностью фонда жилых домов первых массовых серий является ощутимый моральный износ, проявляющийся в несовершенстве планировочных решений квартир (малые размеры комнат, дефицит подсобных помещений, отсутствие встроенной мебели, отсутствие или крайне малые размеры летних помещений), однообразии и невыразительности внешнего облика зданий и сложившейся застройки. К признакам морального износа относится несоответствие эксплуатационных качеств ограждающих конструкций современным требованиям по тепло- и гидроизоляции жилых помещений, шумозащите. Обязательным ремонтно-реконструктивным мероприятием в фонде типовых зданий должно быть повышение тепловой эффективности за счет утепления всех ограждающих конструкций и модернизации систем инженерного оборудования в соответствии с нормативными требованиями по теплозащите и энергосбережению [1].
Сохранение устаревшего жилищного фонда, его эффективное использование невозможно без проведения своевременных восстановительных мероприятий, к числу которых относятся капитальный ремонт, модернизация и
реконструкция.
К стратегическим направлениям реконструкции и модернизации уста -ревшего жилищного фонда относятся: перепланировка жилых помещений с разукрупнением многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных по -мещений, улучшение инсоляции (освещенности) жилых помещений ит.п.
Стратегической целью модернизации нового жилищного фонда, срок эксплуатации которого не превышает пяти лет, является обеспечение применения существующих инноваций. Хотя, с точки зрения капитального ремонта, данная группа жилищного фонда не интересует, поскольку срок амортизации их не истек, и техническое состояние соответствует современным требованиям, однако применение инноваций в данной группе будет крайне обосновано. Например, в области энергетики эффективно использование альтернативных источников энергии.
Стратегической задачей строительства нового жилищного фонда является обязательное применение всех жилищно-коммунальных инноваций, применение которых позволит повысить эффективность ЖКК, и будет содействовать развитию рынка жилья и жилищного строительства.
Для реализации стратегии жилищного строительства необходимо решить ряд стратегических задач:
❖ создание комфортного и экономичного в эксплуатации жилища с учетом государственных социальных стандартов;
❖ обеспечение роста объемов строительства жилья, приведение структуры и качественных характеристик жилья в соответствие со спросом и социальными нормами обеспечения жильем;
❖ увеличение плотности застройки и объемов многоэтажного строительства;
❖ развитие строительства домов каркасного типа повышенной этажности;
❖ развитие малоэтажного строительства;
❖ обеспечение применения эффективных инновационных материалов в строительстве.
В конечном счете, масштабная модернизация жилищной сферы на основе применения инноваций должна обеспечить не только положительный экономический, но также и социальный эффект. Поэтому для решения данного вопроса необходима разработка взаимосвязанных целевых программ инновационного развития субъектами жилищно-коммунального комплекса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Управление инвестициями и инновациями в жилищном комплексе на региональном и муниципальном уровнях должно осуществляться посредством целевых программ в рамках разработанной стратегии инновационного развития и модернизации жилищного фонда жилищно-коммунального комплекса.
В проведенном нами исследовании установлено, что целесообразно привлечение инвестиционных ресурсов для реализации программ инноваци-
онного развития иа основе механизмов частно-государственного партнерства. Необходимость в частно-государственном партнерстве возникает в случае, если государству не хватает бюджетных средств для финансирования капитальных затрат на имеющиеся у него активы или когда не хватает технических возможностей эффективно ими управлять [1].
В этой связи основными механизмами привлечения инвестиций и реализации программ инновационного развития ЖКК, по нашему мнению, являются:
❖ использование средств федерального, регионального и местного бюджетов для реализации программ;
❖ привлечение частного капитала в сферу ЖКК на основе концессионных отношений;
❖ передача в управление бизнесу коммунальной инфраструктуры на продолжительный срок на основе контрактного управления;
❖ привлечение лизинговых компаний для обновления основных фондов существующего жилищного фонда; в том числе путем приобретения на лизинговой основе основного и вспомогательного технологического оборудования;
❖ стимулирование процессов приватизации муниципальных жилых помещений, не рентабельных для муниципалитетов;
❖ предоставление жилых помещений и инфраструктуры в обслуживание и управление на основании договора аренды частному бизнесу;
❖ создание системы мотивации, экономической заинтересованности в осуществлении инвестиций в модернизацию отраслевой инфраструктуры, в комплексное обновление основных фондов, в сокращении затрат;
❖ предоставление частному капиталу льготы по налогу на прибыль, освобождающей инвестиции от НДС при условии использования современных технологий и оборудования при проведении реконструкции инфраструктуры ЖКК;
❖ применение в налоговом законодательстве, затрагивающем деятельность в сфере ЖКК, норм, снижающих налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты и внедрение инноваций в жилищно-коммунальной сфере;
❖ стимулирование притока частных инвестиций и средств населения через использование механизмов ипотечного жилищного кредитования.
Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемые механизмы обеспечивают ряд неоспоримых преимуществ, в том числе для субъектов жилищно-коммунального комплекса, таких как:
❖ привлечение инвестиций для реконструкции, модернизации существующего или создания нового имущества, имеющего большое общественное и социально-экономическое значение, эксплуатация которого характеризуется средней или низкой доходностью, и приватизация которого невозможна или неэффективна;
❖ создание конкурентной среды в отрасли;
❖ приток дополнительных инвестиций в регион;
❖ создание дополнительной занятости и стимулирование экономической активности в регионе, развитие отечественного кадрового потенциала.
_Литература_
1. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. Проблемы теории и практики. - М.: Изд-во «ФиС», 2009. - 176 с.
2. Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство: справочник. - М.: Изд-во: Феникс, ИЦ «Март», 2010. - 272 с.
3. Фатхутдинов P.A. Инновационныйменеджмент. Серия «Учебник для вузов». 6 издание. - Спб.: Питер, 2010. - 448 с.