УДК 94(47)
Константин Фёдорович Похил,
соискатель кафедры экономической и политической истории России, СГСЭУ
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУР НКВД - НКГБ СССР И ОРГАНОВ ВЛАСТИ в 1941 - 1945 годы
В статье рассмотрены роль, значение, механизмы и специфические особенности информационного взаимодействия органов государственной безопасности и властных структур в наиболее сложный, военный период. Такое взаимодействие являлось важным элементом устойчивого функционирования властных структур, принятия ими оптимальных и взвешенных решений, обеспечения стабильной ситуации в обществе, в деле мобилизации всех сил для победы над врагом.
Ключевые слова: органы государственной безопасности, информационное обеспечение, обеспечение противодиверсионной защиты объектов, органы власти.
K.F. Pokhil
INFORMATION EXCHANGE BETWEEN THE STRUCTURES OF NKVD - NKGB AND GOVERNMЕNT AUTHORITIES in 1941 - 1945
The paper describes the role, significance, mechanisms and specific features of information exchange between the state security bodies and state authorities in the most difficult war period. This interaction has been an importan t element of stable functioning of the state institutions, of making and adopting appropriate and informed decisions to ensure stability in the society and to mobilize all efforts to defeat the enemy.
Keywords: state security institutions, information technology, software anti-sabotage protection, government authorities.
В соответствии с имевшимися указаниями в годы Великой Отечественной войны на органы безопасности возлагались обязанности по своевременному и объективному информационному обеспечению партийных комитетов, городских комитетов обороны (ГКО) по наиболее важным и актуальным проблемам: специальные сообщения о разведывательно-подрывных устремлениях спецслужб фашистской Германии, вскрытых упущениях в деятельности должностных лиц по сохранению государственной и военной тайны, обеспечении противодиверсионной защиты объектов и т.д.
Информирование инстанций всегда являлось одним из важнейших элементов деятельности органов государственной безопасности. В нем находит концентрированное выражение контрразведывательное искусство и мастерство оперативной работы, опыт и зрелость руководства территориального органа. По состоянию и качеству этой деятельности наиболее зримо оценивается вклад контрразведки в принятие управленческих решений органами государственной власти и управления.
На важность и значимость этой работы было обращено внимание в резолюции первой Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий (июнь 1918 г.): «Чрезвычайные комиссии должны быть в тесном контакте со всеми... советскими органами и читать перед ними отчеты о своих действиях» [1, с. 136].
На основе изучения архивных документов органов безопасности можно отметить, что по существовавшим
в тот период правилам делопроизводства докладные записки, специальные сообщения органов безопасности после ознакомления с ними руководства партийных органов и ГКО через определенное время (от 3 до 6 месяцев) возвращались в секретариаты управлений НКВД
- НКГБ. Копий и выписок с них не делалось, как не было на эти документы ссылок в решениях и постановлениях органов государственной власти и управления, партийных комитетов.
На наш взгляд, такое положение объяснялось и тем, что подобные информационные документы, особенно по вопросам социальной сферы, предназначались для ознакомления с ними лишь высших эшелонов партийносоветской номенклатуры. Никакой широкой огласки, тем более опубликования в печати, категорически не допускалось.
Нельзя не согласиться с известным философом А. Зиновьевым, который отмечал, что «...функции секретности довольно прозрачны. Прежде всего, скрыть от чужих и от своих, что происходит, ограничить до минимума сферу информированности индивидов... Секретность придает больше значительности властям в глазах неинформированной массы» [2, с. 234].
Приведем примеры взаимодействия ГКО и органов безопасности в военный период. В Саратове Городской комитет обороны был создан 26 октября 1941 г., и на основе документальных материалов, поступивших из управления НКВД - НКГБ Саратовской области, им был
♦--------------------------------------------------
издан ряд постановлений. 5 ноября 1941 г. постановлением № 7 «О ходе строительства эбонитового завода» предписывалось для ускорения важной оборонной стройки срочно выделить с других заводов города рабочих, автомашины, платформы для перевозки стройматериалов. Решением ГКО от 18 ноября 1941 г. № 14 «О ходе производства ПТР системы Симонова» предусматривалось немедленное направление учащихся ФЗУ на завод «Трактородеталь» для ускорения производства противотанковых ружей. 26 января 1942 г. по постановлению ГКО № 53 следовало принять ряд экстренных мер по организации аэродромной службы в пос. Разбойщина под Саратовом для выполнения особо важного задания ГКО СССР по ускорению летных испытаний и сдачи выпускавшихся заводом «Комбайн» самолетов.
На докладные записки Саратовского управления НКВД - НКГБ о трудностях с ремонтом сельскохозяйственных машин в колхозах и совхозах области ГКО реагировал путем принятия ряда постановлений, согласно которым (№№ 100, 101, март 1942 г.) предприятия Саратова были обязаны передать в сельские районы для ремонтных работ к весеннему севу более 20 единиц оборудования, станков и агрегатов, 300 м брезента для изготовления полотен к комбайнам. В докладной записке управления НКВД Саратовской области, направленной в ГКО в августе 1942 г., говорилось о возникших проблемах с обеспечением общественного порядка в городе, грабежах, разбоях и других преступлениях. ГКО по данному вопросу принял постановление № 134 от 22 августа 1942 г., где предусматривался ряд мер по наведению порядка в городе. В нем давались соответствующие поручения органам милиции и военной комендатуре. На основе ряда информационных документов были приняты и другие постановления ГКО, например: от 9 июня 1943 г. «О светомаскировке в городе Саратове», которое обязывало военного и областного прокуроров установить строгий прокурорский надзор за соблюдением режима затемнения; 19 июня 1943 г. «О борьбе с пожарами, возникающими от зажигательных авиабомб противника»; 30 июня 1943 г. «О передаче заводом свинцовых аккумуляторов воинской части аккумуляторов танкового типа» и др. [3]. Докладная записка управления НКВД от 14 июля 1943 г. «О задержании немецкого раз-ведчика-парашютиста» была положена в основу принятия обкомом ВКП(б) и исполкомом областного Совета письма «Об усилении борьбы с разведывательно-диверсионной агентурой противника» [4].
Информационные сообщения направлялись в инстанции не только по инициативе местных органов государственной безопасности, но и в связи с выполнением указаний НКВД - НКГБ СССР, согласно которым территориальным органам предписывалось постоянно информировать властные структуры по самым различным вопросам, в том числе о состоянии дел в оборонной промышленности, противодиверсионной защиты объектов, соблюдении режима секретности, положении дел в сельском хозяйстве, эпидемиологической обстановке и др. Однако некоторые информационные материалы появлялись и после изучения обстановки на местах, направлялись в инстанции по инициативе управлений НКГБ.
Необходимость получения достоверной и точной информации для принятия властями управленческих решений диктовала и ситуация в регионе. Например, в период Сталинградской битвы ГКО Саратовской области
--------------------------------------------------♦
рассмотрел 129 вопросов, в этот же период УНКВД -УНКГБ было направлено в ГКО 180 специальных сообщений: около 23% из них - по вопросам промышленности, 22% - по сельскому хозяйству и примерно 13% и 6% - соответственно по вопросам продовольствия и здравоохранения.
Несмотря на то что Саратовский ГКО практически прекратил издавать документальные распоряжения с 12 августа 1943 г., входившие в него партийно-советские структуры области до конца войны продолжали получать информационные материалы органов безопасности, причем в 1944 - 1945 гг. они составили более 30% от общего количества за годы войны.
Материалы информационного характера органов безопасности за военный период можно разделить на две группы. Первая включала в себя сведения по делам обороны и безопасности, вторая - по проблемам народно-хозяйственного значения и социального характера. По первой группе сообщений нельзя не отметить быстрого реагирования властных структур, жесткого контроля над реализацией принятых решений. Ко второй группе материалов отношение первоначально было несколько иное, однако с середины 1942 г. стала нарабатываться практика более основательного реагирования и по этим проблемам. Информационные документы были не только справками, но и в большинстве своем основой для принятия конкретных и ответственных решений, что свидетельствует о политической и управленческой важности взаимодействия территориальных органов безопасности с органами власти.
В целом за период войны в ГКО и обком ВКП(б) Саратовским УНКВД - УНКГБ было направлено 256 сообщений. Путем сопоставления тематик этих информационных материалов и повесток дня бюро обкома ВКП(б) нами установлено, что 56 из них непосредственно были положены в основу принятых партийным органом постановлений. Наряду с отмеченными выше документами в ГКО направлялись и материалы, непосредственно отражавшие деятельность контрразведки. Среди них -сообщения о состоянии обеспечения государственной и военной тайны на оборонных заводах, выявленных фактах нарушений правил секретного делопроизводства в организациях города, задержаниях немецких диверсантов, работе истребительных батальонов и др. Среди информационных документов нередко можно встретить и такие, в которых шла речь о беспечности, невнимательном отношении к своим служебным обязанностям некоторых должностных лиц.
Динамика количества информационных документов в Саратовской области в годы Великой Отечественной войны выглядит следующим образом: 1941 г. - около 1% от общего количества за военные годы в целом; 1942 г.
- почти 21%; 1943 г. - 46%; 1944 г. - 23%; 1945 г. - примерно 8%. Таким образом, заметна резкая активизация информационной работы органов безопасности в 1943 и 1944 гг., что подтверждает тезис о повышенной стратегической важности Саратовской области в военно-экономическом отношении и усилении роли органов безопасности в этот период по оказанию практической помощи властным структурам. Следует обратить внимание и на то, что тематика информационных материалов в эти годы стала значительно шире и разнообразнее, охватывала все сферы промышленного и сельскохозяйственного производства, а также социальную сферу.
♦
♦
Активизация информационной работы в 1942 -1944 гг. объясняется и тем, что следовало обеспечить устойчивое функционирование оборонного комплекса, принять энергичные меры по предотвращению негативного воздействия противника на обстановку в тылу, не допустить возникновения очагов повышенной социальной напряженности из-за просчетов и недостатков в социальной сфере. В 1943 - 1945 гг. большое внимание уделялось выявлению и предотвращению аварий и чрезвычайных происшествий на объектах промышленности и транспорта. Материалы по этим проблемам составляют примерно третью часть от общего их количества по вопросам промышленности за годы войны в целом.
Примерно половина документов от общего информационного массива за военный период была посвящена социальным проблемам (продовольствие, здравоохранение, социальные и бытовые условия семей фронтовиков, инвалидов войны, учащихся школ ФЗО и др.). Наряду с этим по вопросам защиты секретов, охраны важных промышленных объектов, непосредственной деятельности контрразведки по обезвреживанию агентуры противника общее количество информационных материалов было невелико.
В силу различных причин (поспешность и недостаточно глубокое изучение проблем, отсутствие квалифицированных кадров и т.п.) часть материалов информационного характера не находила подтверждения при работе с ними в инстанциях. В ряде случаев на них не
было должного реагирования управленческих структур, что нередко приводило к весьма тяжелым последствиям.
Сводные данные о направлении письменной информации в ГКО и партийно-советские органы Саратовской области управлением НКВД - НКГБ в 1941 - 1945 гг. по промышленной отрасли свидетельствуют, что в 1942 -1943 гг. количество сообщений о состоянии дел в оборонной промышленности было максимальным. И это вполне понятно, поскольку Саратовская область в эти годы была «кузницей» оружия и ремонтной базой боевой техники. В 1944 г. произошел ряд аварий и чрезвычайных происшествий на объектах промышленности, что привело к увеличению письменных информационных сообщений в инстанции.
Таким образом, мы попытались показать роль, значение, механизмы и специфические особенности информационного взаимодействия органов государственной безопасности и властных структур в наиболее сложный, военный период. Вне всякого сомнения, это взаимодействие являлось важным элементом для устойчивого функционирования властных структур, принятия ими оптимальных и взвешенных решений, обеспечения стабильной ситуации в обществе, в деле мобилизации всех сил для победы над врагом.
1. Из истории ВЧК: сб. док. М.,1958.
2. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. М., 1994.
3. ЦДНИ СО. Ф. 541. Оп. 1. Пор. 132. Л. 23 -24, 54 - 56, 71.
4. ЦДНИ ВО. Ф. 113. Оп. 12. Пор. 14. Л. 44 - 45, 54.
удк 94(47) Оксана Николаевна Шмыгина,
. соискатель кафедры социально-гуманитарных наук,
[email protected] Саратовский государственный аграрный
университет им. Н.И. Вавилова
ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ КАДРОВ НА СЕЛЕ в 1960 - 1980-е годы
В исследуемый период рассматриваемый аспект кадровой проблематики являлся крайне актуальным. Распределение выпускников вузов носило планомерный характер, однако не все молодые специалисты работали по месту распределения в сельскохозяйственных организациях, миграция работников в города создавала на селе кадровый дефицит. Молодежь бежала из села в более привлекательные с точки зрения профессионального роста, организации досуга города. Анализируемый в ретроспективном контексте опыт разрешения данных вопросов не утратил значимости и в настоящее время, когда трудоустройство выпускников вузов является не менее важным, чем в советский период. Изменить кадровую ситуацию в сельской местности могут стимулы материального и морального порядка, повышение престижности сельскохозяйственного труда, активная популяризация его значимости для воспроизводства жизни всего населения страны.
Ключевые слова: кадровая политика, распределение и трудоустройство выпускников вузов, закрепляемость специалистов на селе, социальная инфраструктура на селе, уровень оплаты труда, профессиональная компетентность.
O.N. Shmygina
EXPERIENCE OF SOLVING PROBLEMS OF HUMAN RESOURCES IN A VILLAGE DURING 1960 - 1980 years
During the period under study the researched aspect of human resources policy is of special importance. The distribution of university graduates had a planned character. But not all young specialists worked in agricultural organizations ac-