Научная статья на тему 'О некоторых нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность чекистов в прифронтовой полосе и тыловых районах в период Московской битвы (30 сентября 1941 г. 20 апреля 1942 г. )'

О некоторых нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность чекистов в прифронтовой полосе и тыловых районах в период Московской битвы (30 сентября 1941 г. 20 апреля 1942 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
697
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / БИТВА ПОД МОСКВОЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЧЕКИСТЫ / ОРГАНЫ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюрин В. И.

В статье представлен анализ основных нормативно-правовых актов, на которые опирались в своей работе НКГБ и НКВД в период начала Великой Отечественной войны. Своевременное принятие нормативно-правовых актов позволило органам госбезопасности оперативно решать задачи по выявлению и пресечению подрывной деятельности противника, что положительно сказалось на исходе Московской битвы. Дана оценка деятельности органов НКГБ и НКВД в обеспечении экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность чекистов в прифронтовой полосе и тыловых районах в период Московской битвы (30 сентября 1941 г. 20 апреля 1942 г. )»

УДК 94 ( 323). 086

О НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕКИСТОВ В ПРИФРОНТОВОЙ ПОЛОСЕ И ТЫЛОВЫХ РАЙОНАХ В ПЕРИОД МОСКОВСКОЙ БИТВЫ (30 СЕНТЯБРЯ 1941 Г. - 20 АПРЕЛЯ 1942 Г.)

© 2011 В. И. Тюрин

соискатель каф. истории России (Российский государственный экономический университет им. Г.В. Плеханова), проректор по безопасности и работе со студентами Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) e-mail: VTurin@mesi. ru

В статье представлен анализ основных нормативно-правовых актов, на которые опирались в своей работе НКГБ и НКВД в период начала Великой Отечественной войны. Своевременное принятие нормативно-правовых актов позволило органам госбезопасности оперативно решать задачи по выявлению и пресечению подрывной деятельности противника, что положительно сказалось на исходе Московской битвы. Дана оценка деятельности органов НКГБ и НКВД в обеспечении экономической безопасности государства.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, битва под Москвой, нормативно-правовые акты, чекисты, органы госбезопасности

Огромная идеологическая и организационная работа государственно-политического руководства и военного командования СССР в рассматриваемое время отражена в ряде нормативно-правовых актов. В труднейших условиях начального периода войны в кратчайший срок были приняты и осуществлены чрезвычайные меры по мобилизации всех ресурсов страны на отражение агрессии. Было обеспечено единство партийного, государственного и военного руководства, которое осуществлялось Государственным Комитетом Обороны. В этом отношении особый интерес представляют указы Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» и «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения», постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня «О создании Ставки Главного Командования Вооруженных Сил СССР», постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 24 июня «О создании Совета по эвакуации», директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков, постановление Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 30 июня «Об образовании Государственного Комитета Обороны», выступление И. В. Сталина по радио 3 июля, постановление ЦК ВКП(б) от 18 июля «Об организации борьбы в тылу германских войск» и др. В этих документах содержится всеобъемлющая программа перестройки жизни страны на военный лад. В них четко определены основные задачи органов госбезопасности в условиях военного времени.

На основе руководящих директив Центрального Комитета ВКП(б) областными партийными комитетами были также разработаны конкретные меры борьбы с фашистскими захватчиками с учётом складывавшейся обстановки и местных условий.

С началом войны была осуществлена огромная работа по коренной перестройке деятельности органов государственной безопасности. Предстояло в короткий период

решить сложные задачи их оперативно-мобилизационного развертывания и внести изменения в организационную структуру, формы и методы чекистской деятельности.

В соответствии с нормативно-правовыми актами в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий и военных округов, а там, где не было военных советов, - высшему командованию войсковых соединений.

Уже на пятые сутки с начала войны Москва была объявлена на военном положении. На органы НКГБ и НКВД возлагалось обеспечение в столице государственной безопасности и общественного порядка. В соответствии с требованиями Директивы НКГБ СССР № 127/5809 от 22 июня 1941 года «О задачах органов госбезопасности в условиях начавшейся войны с Германией», органы госбезопасности получили внесудебные полномочия в сфере борьбы с агентурой спецслужбы противника, дезертирами, изменниками Родины и некоторыми другими категориями преступников [ЦА ФСБ РФ. Ф. 12 ос., Оп. 3. Д. 4. Л. 241-242].

В свете происходивших событий содержание понятия «государственная безопасность» в этот период существенно расширилось. Оно включало в себя не только собственно ограждение государства от угроз извне и внутренних противников существующего строя, но и такие аспекты, как обеспечение стабильного функционирования экономики страны, поддержание боеспособности частей и соединений Красной армии и Военно-Морского флота.

Серьезные неудачи Красной армии на фронте в первые месяцы войны повлекли за собой резкое ужесточение карательной политики в СССР. Органы государственной безопасности получили внесудебные полномочия в сфере борьбы с дезертирами, изменниками Родины и некоторыми другими категориями преступников.

Содержание нормативно-правовых актов свидетельствует также о том, что первостепенное значение в деятельности военной контрразведки и территориальных органов имели борьба с агентурной разведкой немецко-фашистских спецслужб, активный поиск забрасываемых через линию фронта вражеских шпионов, выявлятись агенты противника в войсках, среди военнослужащих, выходящих из окружения, и беженцев с оккупированной противником территории. Представляют интерес План агентурно-оперативных мероприятий УНКБ и УНКВД от 22 июня 1941 года по обеспечению государственной безопасности в Москве и Московской области в связи с начавшимися военными действиями между СССР и Германией [Органы гос. без. СССР. 2000 Т. 2. Кн. 1: 44-47], Приказ № 1 начальника гарнизона г. Москвы от 25 июня 1941 года «Об обеспечении общественного порядка и государственной безопасности в г. Москве» [Там же. Кн. 2: 79-80], в которых обобщается опыт чекистских органов и оценивается деятельность фашистской разведки в начальный период войны. В документе подчеркивается, что продвижение фашистских войск будет сопровождаться массовой заброской диверсионно-террористических групп, диверсантов-одиночек, которые будут подрывать железнодорожные мосты, средства транспорта и связи, стремиться вызвать панику в войсках и среди населения.

Во исполнение постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 июня «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе» [Там же: 64-65] органами НКВД, НКГБ и военной контрразведки были приняты организационные меры и изданы ряд приказов, директив, указаний и инструкций, детально регламентирующих деятельность органов госбезопасности, среди которых особое положение имеет директива НКГБ СССР № 136/6171 от 24 июня «О задачах органов госбезопасности прифронтовых областей» [ЦА ФСБ РФ. Ф. 12 ос., Оп. 3. Д. 4. Л. 252-254]. Они достаточно полно раскрывают

напряженную и самоотверженную работу чекистов и их боевые подвиги в наиболее тяжелый для нашей страны период войны.

В ходе быстрого продвижения вражеских войск в глубь советской территории исключительно важное значение для поддержания высокой организованности и дисциплины на фронте и в тылу приобрели борьба с изменой Родине, антисоветской пропагандой, дезертирством, трусостью, паникерством, решительное пресечение враждебных действий преступных и других антиобщественных элементов. От результатов этой борьбы в определенной мере зависели укрепление морального духа советских людей на фронте и в тылу, успех борьбы с врагом. Об этом наглядно свидетельствуют приказ НКВД СССР № 00804 от 25 июня 1941 года «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе» [ЦА ФСБ РФ. Ф. 12 ос., Оп. 3. Д. 4. Л. 77-79].

Важной мерой по обеспечению государственной безопасности явилась организация охраны войскового тыла. Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «О начальниках войскового тыла» [Органы гос. без. СССР 2000 Т. 2. Кн. 2: 74-75] от 25 июня 1941 года создан институт начальников войскового тыла фронтов и армий, в подчинение которых были переданы войска НКВД, истребительные батальоны и органы милиции прифронтовых районов. Органы и войска по охране тыла наряду с решением других задач обеспечивали безопасность и порядок в войсковом тылу, розыск и задержание дезертиров, борьбу с диверсантами, организацию заградительной и контрольной служб.

Осуществляя ответственные мероприятия по обеспечению государственной безопасности СССР в начальный период войны, чекистские органы строили свою работу, опираясь на патриотическую поддержку широких народных масс. Органы государственной безопасности искали новые формы и методы связи с трудящимися, которые в наибольшей мере соответствовали бы обстановке в этот сложный и опасный период.

Такой новой формой связи с трудящимися стали истребительные батальоны, которые создавались по решению партийных органов при территориальных подразделениях органов НКВД. Истребительные батальоны стали одним из звеньев в системе обеспечения государственной безопасности. С их помощью решались задачи по борьбе с забрасываемыми противником диверсионно-террористическими группами, розыску и захвату шпионов, охране предприятий, поддержанию общественного порядка в населенных пунктах, особенно в тех, которые находились в угрожаемых районах.

Истребительные батальоны участвовали в боях с парашютными десантами и внезапно прорывавшимися отдельными частями немецкой армии. При отступлении наших войск они присоединялись к воинским частям или же по указанию партийных органов оставались в тылу противника и нередко составляли основу для формирования партизанских отрядов. Документы, помещенные в томе, подробно раскрывают это направление деятельности чекистских органов.

Главное внимание военных контрразведчиков и сотрудников территориальных органов госбезопасности, как и прежде, директива НКГБ СССР № 147 от 26 июня 1941 года «О мероприятиях по борьбе с немецкими диверсантами, забрасываемыми в прифронтовые и тыловые районы СССР» [Там же Кн. 1: 83] требовала сконцентрировать на борьбе с агентурой противника, ликвидации бандитизма в прифронтовой полосе, выявлении вражеских элементов на железнодорожном транспорте, предупреждении и пресечении фактов дезертирства, контрразведывательном ограждении объектов оборонной промышленности от

диверсантов и разведывательных устремлений немецкой агентуры, в частности на территории Москвы и прифронтовой полосе.

Вся агентурно-оперативная работа чекистов была подчинена интересам борьбы с наступающим врагом и его агентурой внутри СССР. Основные мероприятия по развёртыванию агентурно-оперативной работы подробно расписывались в директиве НКГБ СССР № 168/6939 от 1 июля 1941 года [Директива НКГБ 2002: 39-42]. Для парирования угроз спецслужб противника особые отделы общевойсковых армий и фронтов, реализуя мероприятия директивы, активизировали свою работу по выявлению агентуры противника, очистке тыла действующей армии от фашистских шпионов, диверсантов и их пособников.

Нельзя недооценивать негативного влияния той ситуации, в которой действовали чекистские органы в исключительно тяжелый для нашей Родины период. Крайне сложная обстановка на фронтах, быстрое продвижение противника в глубь страны, многочисленные нарушения в системе связи и другие чрезвычайные обстоятельства создали большие трудности в управлении чекистскими аппаратами. В целом чекистские органы в этой обстановке проявили достаточно высокую организованность в решении первоочередных задач собственного мобилизационного развертывания и проведении неотложных контрразведывательных, разведывательных и других оперативных мероприятий.

В июле 1941 года ЦК ВКП(б) и ГКО были приняты важные организационные меры, направленные на усиление централизации управления деятельностью органов государственной безопасности. Государственный Комитет Обороны (ГКО) принимает постановление № 187 сс «О преобразовании органов Третьего управления Народного Комиссариата Обороны от отделений в дивизиях и выше в Особые отделы НКВД СССР, а Третье управление - в Управление Особых отделов НКВД СССР». В директиве народного комиссара НКВД СССР генерального комиссара государственной безопасности Л. П. Берии отмечалось, что «смысл преобразования органов Третьего управления в Особые отделы с подчинением их НКВД заключается в том, чтобы вести беспощадную борьбу со шпионами, предателями, диверсантами, дезертирами и всякого рода паникерами и дезорганизаторами. Беспощадная расправа с паникерами, трусами, дезертирами, подрывающими мощь и порочащими честь Красной Армии, так же важна, как и борьба со шпионажем и диверсией» [Директива НКВД 2000: 346-347]. Как видим, проведённое мероприятие преследовало цель превратить правоохранительные органы в действенный инструмент разрешения на фронте и в тылу чрезвычайных ситуаций.

В свете происходивших событий содержание понятия «государственная безопасность» в рассматриваемое время существенно расширилось. Оно включало в себя не только собственно ограждения государства от угроз извне и внутренних противников существующего строя, но и такие аспекты, как обеспечение стабильного функционирования экономики страны, поддержание боеспособности частей и соединений Красной армии и Военно-морского флота.

Органы государственной безопасности вели сложную и напряжённую работу по организации борьбы с фашистскими захватчиками, вскрытию и пресечению подрывной деятельности противника, обеспечению безопасности важных промышленных и других народно-хозяйственных объектов, поддержанию высокой бдительности, организованности и порядка.

В стране развернулась напряженная работа по переводу всей советской экономики на военные рельсы. В короткий срок в трудных условиях начального периода войны нужно было перестроить все народное хозяйство.

Перед органами государственной безопасности стояла сложная задача контрразведывательного обеспечения перестройки экономики страны и оказания содействия государственным органам в реализации разработанного Советским правительством военно-хозяйственного плана.

В условиях активной диверсионной и шпионской деятельности фашистских спецслужб органы советской контрразведки осуществляли меры по противодиверсионному ограждению объектов промышленности, транспорта и связи, организации надежной охраны государственной и военной тайны и недопущению утечки секретной информации к противнику; выявлению и пресечению подрывной деятельности враждебных элементов на объектах народного хозяйства, предотвращению антисоветских и иных негативных проявлений, дезорганизующих и деморализующих советский тыл.

Нормативно-правовые акты раскрывают деятельность органов госбезопасности по контрразведывательному ограждению объектов оборонной промышленности, которые должны были в кратчайшие сроки не только значительно увеличить производство оружия и боевой техники, но и перейти к выпуску качественно новых и самых совершенных их видов. Агентурно-оперативная работа на таких предприятиях строилась с учётом того, что они являлись объектами первоочередных устремлений немецко-фашистской разведки.

Очень важной стала работа органов госбезопасности по обеспечению успешной деятельности объектов жизнеобеспечения. Приказ народного комиссара внутренних дел СССР № 24-25 от 24 августа 1941 года «О введении особого режима на участках, прилегающих к некоторым электростанциям Мосэнерго» [ЦА ФСБ РФ. Ф. 3 ос. Оп. 8. Д. 49. Л. 24-25] свидетельствует, что чекисты заблаговременно вполне успешно осуществили оперативные и маскировочные мероприятия по их охране. Военными контрразведчиками на объектах промышленности были «вскрыты и оперативно ликвидированы 21 диверсионная группа с общим количеством 103 человека и 8 диверсантов-одиночек» [Великая Отечественная война 2007: 62]. В то же время в рассматриваемый период «на объектах оборонной промышленности было зарегистрировано 17 крупных взрывов, 10 пожаров, а также большое количество других происшествий» [Великая Отечественная война 2007: 62].

Вследствие крайне неблагоприятной обстановки на фронте ГКО и Советское правительство были вынуждены принять неотложные меры по перебазированию основных производительных сил из угрожаемых районов на восток страны. Эвакуация оборудования промышленных предприятий и людских ресурсов явилась одной из важнейших задач военно-хозяйственной политики партии в этот период, она обеспечила развертывание в глубоком тылу главной военно-промышленной базы СССР.

Из прифронтовой зоны во второй половине 1941 года на восток было вывезено 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных заводов и фабрик. Эвакуационные перевозки потребовали 1,5 млн. вагонов. Это было перемещением огромной индустриальной базы на тысячи километров, нередко в необжитые места.

Органы государственной безопасности активно проводили мероприятия по контрразведывательному обеспечению перемещения производительных сил и развертывания военно-промышленного комплекса на Урале, в Сибири, Средней Азии и других глубинных районах СССР.

Над Москвой нависла грозная опасность. Враг стремительными ударами в направлениях Ржев-Волоколамск, Спас-Деменск-Малоярославец и Мценск-Тула-

Кашира пытался окружить и уничтожить советские войска на Московском направлении, расчистить путь на Москву.

В связи с максимальным приближением линии фронта к столице и создавшейся обстановкой 8 октября 1941 года ГКО принял постановление № 740 сс «О подготовке к выводу из строя промышленных предприятий Москвы и Московской области» [РГАСПИ Ф. 644. Оп. 1. Д. 12. Л. 83]. Необходимо было провести минирование предприятий и наиболее важных объектов в Москве и Московской области. Для организации специальных мероприятий была организована комиссия во главе с заместителем наркома внутренних дел СССР комиссара безопасности 3-го ранга И. А. Серова. В состав комиссии включили «начальника Московского управления НКВД т. Журавлева, секретаря МГК ВКП(б) т. Попова, секретаря МГК ВКП(б) т. Черноусова, начальника Главного военно-инженерного управления Наркомата обороны т. Котляра» [РГАСПИ Ф. 644. Оп. 1. Д. 12. Л. 83]. 9 октября 1941 г. в ГКО был представлен список из 1119 предприятий. В первой группе списка было 412 предприятий, имевших оборонное значение, ликвидацию которых предлагалось провести путем взрыва. Вторую группу составляли 707 предприятий необоронных наркоматов, ликвидацию которых предусматривалось провести путем механической порчи и поджога. Уже 10 октября был составлен план проверки готовности спецмероприятий по районам г. Москвы и Московской области [ЦА ФСБ РФ. Ф. 3 ос. Оп. 8. Д. 50. Л. 51].

12 октября 1941 года выходит в свет постановление ГКО № 765 сс «Об охране Московской зоны». НКВД СССР предписывалось наведение «жёсткого порядка на тыловых участках фронта, прилегающего к территории Москвы» с запада и юга по линии Калинин-Ржев-Можайск-Тула-Коломна-Кашира, которые разбивались на семь секторов: Калининский, Волокаламский, Можайский, Малоярославецкий, Серпуховской, Коломенский и Каширский [Органы гос. без. СССР 2000 Т. 2. Кн. 2: 206]. Московская зона (МЗ) включала полосу обеспечения и два оборонительных рубежа: главный (подмосковный) и городской. Начальником охраны Московской зоны стал заместитель наркома внутренних дел СССР комиссар безопасности 3-го ранга И.А. Серов. Ему в оперативном отношении были подчинены войска НКВД (6000 чел. по особому расчёту), милиция, районные подразделения НКВД, истребительные батальоны и заградотряды. В задачу штаба МЗ, который был образован при НКВД СССР, входило наблюдение за соблюдением особого режима в городе, и особенно на участках, прилегающих к важнейшим предприятиям жизнеобеспечения и оборонного значения. Начальник штаба МЗ генерал-майор Г. А. Петров и начальники семи секторов регулярно информировали руководство НКВД СССР специальными сообщениями. Так, в ходе битвы под Москвой в зоне боевых действий «военные контрразведчики обезвредили свыше 200 агентов и более 50 разведывательно-диверсионных групп противника, чем способствовали провалу немецкой операции "Тайфун"» [Великая Отечественная война 2007: 62].

Противник стремился использовать неблагоприятную для СССР обстановку на фронте в целях усиления антисоветской пропаганды. С помощью радио, печати, кино, литературы фашисты старались вызвать у советских людей недоверие к советской власти и советскому правительству, ослабить чувство патриотизма, посеять антисоветские, сепаратистские и националистические настроения.

Большие надежды в операции «Тайфун» гитлеровское руководство возлагало на пропаганду, информационно-психологическое воздействие на военнослужащих и местное население, прежде всего москвичей. Особенно усердствовало в этом отношении ведомство информации под руководством Геббельса, которое ещё в дни

октябрьских боёв на подступах к Москве объявило о разгроме Красной армии у стен столицы СССР и о якобы скором параде гитлеровских войск в Москве.

Массовым тиражом был издан «Путеводитель по Москве» для солдат и офицеров вермахта, в котором был помещен подробный план города, а его улицы и площади переименованы на немецкий лад.

Усердствовало в ведении радио- и печатной пропаганды на советские войска и руководство группы армий «Центр», по указанию которого в течение 16 часов в сутки велась антисоветская агитация по радио, а на фронте и в тылу разбрасывались тысячи листовок, брошюр, фальшивых газет с призывами прекратить сопротивление и переходить на сторону гитлеровцев.

Особые надежды возлагались фашистами на забрасываемых в советский тыл агентов-пропагандистов. Применяя различные методы информационно-психологического воздействия на военнослужащих Красной армии и рядовых советских граждан, они стремились склонить их к дезертирству, переходу на сторону немецко-фашистских войск, саботажу, неповиновению властям, лояльному отношению к гитлеровскому режиму.

На всё это остро реагировало советское руководство и органы безопасности. Они постоянно разъясняли воинам Красной армии и мирным жителям лживость вражеской пропаганды, ее враждебные цели, неотвратимость возмездия над немецко-фашистскими захватчиками. Только сотрудниками УНКВД по г. Москве и Московской области за период с 1 октября по 20 ноября 1941 года было обезврежено и привлечено к уголовной ответственности 223 вражеских агента-пропагандиста, ведущих подрывную пропаганду в нашем тылу.

Однако органами безопасности для ослабления фашистской пропаганды в битве под Москвой сделано было далеко не все. Часто чекисты привлекали к ответственности советских граждан без веских оснований; слабо велась борьба с радиопропагандой и распространением листовок; мало уделялось внимания профилактике антисоветских высказываний и своевременному предоставлению оперативной информации для ведения советской стороной эффективной контрпропаганды. Одновременно чекисты, опираясь на закон «О военном положении», а с 20 октября 1941 года на Постановление ГКО № 813 «О введении в Москве осадного положения» [Архив Института военной истории Ф. 5. Д. 1. Л. 55-66], директиву НКВД СССР «о борьбе с организованными немцами "добровольческими" отрядами для проведения диверсий в тылу Красной армии» № 24 от 20 января 1942 года [ЦА ФСБ РФ. Ф. 66. Оп. 1. Д. 679. Л. 23-27], решительно пресекали попытки гитлеровской агентуры сеять панику среди советских граждан, вплоть до расстрела провокаторов на месте преступления.

Таким образом, основные усилия чекистских аппаратов были подчинены решению задач непосредственной борьбы с фашистскими захватчиками, с подрывной деятельностью немецко-фашистских спецслужб и оказания всемерного содействия военному командованию в повышении боеспособности советских Вооруженных сил.

Необходимо подчеркнуть, что активная борьба с вражескими шпионами, достаточно высокий уровень режима секретности, эффективная охрана фронтового и армейского тыла не позволили немецко-фашистской разведке выявить сосредоточение и развертывание резервов советского командования при подготовке наступательных операций. Немецко-фашистская разведка недооценила моральный дух Красной армии и народа. В результате наступательные действия советских войск, и особенно контрнаступление под Москвой, явились для немцев полной неожиданностью. Военная контрразведка и подразделения территориальных органов безопасности внесли весомый вклад в обеспечение этих побед Красной армии.

Библиографический список

Архив Института военной истории МО РФ. Ф. 5. Д. 1. Л. 55-66.

Великая Отечественная война: Московская битва: материалы воен.-ист. конф., посвящ. 65-летию битвы под Москвой. М., 2007. С. 62.

Директива народного комиссара внутренних дел СССР № 169 от 18 июля 1941 года // Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сб. док-тов. Т. 2. Кн. 1. Начало. М. Русь, 2000. С. 346-347.

Директива НКГБ СССР № 168/6939 от 1 июля 1941 года «О развёртывании агентурно-оперативной работы органов госбезопасности» /Лубянка в дни битвы за Москву. М., 2002. С. 39-42.

Известия ЦК КПСС. 1991. № 6. С. 218-220.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е, доп., испр. Т. 7. М., 1985. С. 211-212

Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сб. док-тов. Т. 2. Начало. М.: Русь, 2000. Кн. 1 (22 июня - 31 августа 1941 года). 738 с.; Кн. 2 (1 сентября - 31 декабря 1941 года ). 724 с.

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 1. Д. 12. Л. 83.

Сборник Законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. 1939-1944. М.: Ведомости ВС СССР, 1945. 359 с. Советская юстиция. 1941. № 24-25.

ЦА ФСБ РФ. Ф. 12 ос. Оп. 3. Д. 4; Ф. 3 ос. Оп. 8. Д. 49, 50; Ф. 66. Оп. 1. Д. 679.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.