Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СМИ В КРЫМУ'

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СМИ В КРЫМУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / КРЫМ / МОТИВЫ / КОНТЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хаирова С. И., Лучинкина А. И.

В статье излагаются результаты исследования рейтинга различных источников массовой информации среди жителей полуострова Крым. Установлено, что в целом наиболее популярным источником информации является интернет. Однако анализ распределения популярности видов СМИ в разных возрастных группах меняет данные представления. Анализ показал, что интернет является наиболее популярным источником информации лишь в младшей возрастной группе. Такие источники информации, как радио, телевидение, газеты и журналы сохраняют популярность в средней возрастной группе и являются ведущими среди старшего поколения. Исследование популярности различных видов медиа-контента показало, что во всех возрастных группах наиболее актуальным является новостной контент, популярность остальных видов медиа-контента определяется ведущими потребностями возрастной когорты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MEDIA INFORMATION SPACE IN CRIMEA

The purpose of this article is to discuss the results of a study of the popularity of various sources of information among the inhabitants of the Crimean Peninsula, as well as to study the preferred information content for various social groups in these media. The study was conducted in May/June 2021 and territorially covered the entire Crimean Peninsula. The total sample size was 2000 people. The sample was formed according to the quota principle and took into account the following parameters: age, gender, occupation, area of residence. According to the results of the study, the main source of information for the population today is the Internet. The share of its active consumers is almost 80% of the population, another 8% of the population use it along with other sources of information. The television audience is only 40.8% of the population. The audience of such media sources as newspapers, magazines and radio is even smaller. Their audience ranges from 31% to 21%. From 70% to 80% of the population either do not use these sources of information at all, or resort to them extremely rarely. Taking into account that in 2017-2018, the Internet occupied a leading position only in the teenage group, we can judge how quickly the Internet is conquering the information space. There are differences in the preference of information sources among representatives of different age categories. The Internet is most popular among young people. The middle generation uses the Internet along with other sources of information, although the share of the Internet among these sources is steadily growing. Least of all, as one would expect, those who are over 70 years old use the Internet. Television is most popular with the older generation. As the age decreases, the share of television as the main source of information decreases. Newspapers are mainly used by the older generation as the main source of information. Among young people, the popularity of newspapers tends to a minimum. The popularity of magazines is slightly higher among young people. Perhaps this is due to the main content of the content. Newspapers usually carry social, political and economic information. The content of the magazines is mostly either professional or entertaining, not popular with the older generation. Radio as the main source of information is popular mainly among those who are over seventy years old. Among other age groups, radio is mainly used by those who are driving on the road or engaged in physical labor. The share of such respondents using radio along with other sources of information relatively increases the rating of this media source. The relevance of media content is determined by the leading needs of the age cohort. For young people, these are studies, sports, entertainment, art and culture. For the elderly - economy, life, history and politics. The most active in terms of media content consumption is the middle generation (from 30 to 55 years old). In this group, the diversity of topical topics and their social orientation is higher. In all age groups, news content is relevant and in demand. Based on the presented, we can conclude that such sources of information as newspapers, magazines, television and radio retain their popularity among the older generation. With the decrease in the age of the media consumer, the Internet takes the leading position. For today's youth, the Internet is the main source of information. Obviously, over time, the popularity of this channel of information will only grow and all the information content consumed by the population will move to the vastness of the digital network.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СМИ В КРЫМУ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. Специальный выпуск. С. 187-194.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СМИ В КРЫМУ

Хаирова С. И., ЛучинкинаА. И.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

Симферополь, Республика Крым, Россия

Е-шаИ: [email protected]

В статье излагаются результаты исследования рейтинга различных источников массовой информации среди жителей полуострова Крым. Установлено, что в целом наиболее популярным источником информации является интернет. Однако анализ распределения популярности видов СМИ в разных возрастных группах меняет данные представления. Анализ показал, что интернет является наиболее популярным источником информации лишь в младшей возрастной группе. Такие источники информации, как радио, телевидение, газеты и журналы сохраняют популярность в средней возрастной группе и являются ведущими среди старшего поколения. Исследование популярности различных видов медиа-контента показало, что во всех возрастных группах наиболее актуальным является новостной контент, популярность остальных видов медиа-контента определяется ведущими потребностями возрастной когорты.

Ключевые слова: СМИ, Крым, мотивы, контент, социальные слои, информационное пространство.

ВВЕДЕНИЕ

Информационная составляющая сегодня становится все более значимой в ряду факторов, определяющих жизнь современного общества. С каждым днем информационный поток становится более плотным, более разнообразным и более динамичным. В современное пространство масс-медиа люди включаются с раннего возраста, практически с младенчества. С уверенностью можно сказать, что наряду с семьей, образованием и государством, СМИ являются мощнейшими агентами социального влияния [1].

Отсюда встает закономерный вопрос какие источники массовой информации являются сегодня наиболее востребованными и какой контент в этих СМИ ищет потребитель разного рода?

Эволюцию информационного пространства и роль различных источников СМИ в его формировании часто рассматривают в связи с развитием общества, с процессами экономического, социального и политического развития, в связи с массовым образованием, воспитанием и социализацией и т.д.

Такие элементы общественного сознания как представления, установки, ценности, потребности, интересы и стереотипы были объектами исследований в работах А.Г.Асмолова, В.А Ядова, Г.Н.Соколовой, Т.Парсонса, У.Томаса, Ф.Знанецкого, Дж. Джерри и других. Ключевой в данных работах была мысль, что сознание формируется в непосредственной зависимости от той социальной реальности, которая окружает человека. Однако если раньше, до широкого распространения средств массовой информации, в формировании сознания ключевую роль играл личный опыт, то теперь

187

взаимодеиствие человека с социумом во многом опосредовано средствами массовой информации. О метаморфозах общественного сознания и роли СМИ в этом процессе писали в своих работах Я. Засурский, Ж. Т. Тощенко, Федотова, М.Делягин, С.Карашганова, П.Бурье, Д.Белла, Ж.Бодрийяр, М.Маклюэн Ю.Хабермас, Э.Тоффлер, Н. Луман [2-6].

С техническим прогрессом меняется и характер самих средств массовой информации: газеты и журналы, популярные в прошлые столетия, в середине двадцатого века уступают первенство таким источникам как радио и телевидению, с началом 21 века во всем мире на первые позиции уверенно выступает интернет. Технические возможности этого ресурса изменили и сам характер информационного потока, и способ его восприятия. О трансформациях информационного пространства и эволюции средств массовой информации писали в своих трудах Коповой А.С., Ким [7], Тулисова В.А. [8], Хорольцева [9], Насонов А.С. [10].

Цель статьи - представить результаты исследования популярности различных источников информации среди жителей Крымского полуострова, а также предпочитаемого информационного контента для различных социальных групп в данных СМИ.

Для того, чтобы получить ответ на поставленные вопросы в мае - июне 2021 года был организован социологический опрос. Территориально он охватывал весь полуостров Крым. Общий объем выборки составил 2000 человек. Выборка формировалась по квотному принципу и учитывала следующие параметры: возраст, пол, род деятельности, район проживания.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Как видно из ответов респондентов основным источником информации для населения сегодня является Интернет (рис. 1).

Рис. 1. Какими источниками информации предпочитаете пользоваться?

188

Доля его активных потребителей составляет почти 80% населения, еще 8 % населения используют его наряду с другими источниками информации.

Вдвое меньшим спросом пользуется телевидение. Его аудитория составляет лишь 40,8% процентов населения. Еще 28% населения пользуются им наряду с другими источниками и 32% не пользуются им или пользуются крайне редко. Еще меньше аудитории таких медиа источников как газеты, журналы и радио. Их аудитория колеблется в пределах от 31% до 21%. ОТ 70% до 80% населения либо не пользуются этими источниками информации совсем, либо прибегают к ним крайне редко.

В исследованиях А.И Лучинкиной крымского информационного сегмента, проведенных в 2017-2018 годах, интернет занимал лидирующую позицию только в подростковой группе. Для остальных наиболее значимым источником информации выступало телевидение [11-13].

Среди представителей разных возрастных категорий предпочтение различных источников информации выглядит следующим образом.

Интернет наиболее популярен у молодежи. Среднее поколение пользуется интернетом наряду с другими источниками информации, хотя доля интернета среди данных источников неуклонно растет. Менее всего, как и следовало ожидать, пользуются интернетом те, кому за 70 лет.

В наших более ранних исследованиях обнаружено, что 35% респондентов разных возрастных групп просматривают интернет-контент от 30 минут до 3, 5 часов в день [12, 13].

Интернет

(Ж 3094 2094 3094 4094 5094 6094 7094 8094 9094 10094

ь

1ТЗ

о.

т о

■ Преимущественно пользуюсь этим источником

□ Пользуюсь этим источником наряду с другими

□ Очень редко пользуюсь источником

■ Не пользуюсь

Рис. 2. Пользовательская аудитория сети Интернет в возрастном разрезе.

Телевидение наиболее популярно у старшего поколения. По мере снижения возраста, доля телевидения как основного источника информации снижается (рис. 3).

Газетами как основным источником информации пользуется в основном старшее поколение. Популярность газет среди молодежи стремится к минимуму.

189

Преимущественно пользуюсь этим источником

□ Пользуюсь этим источником наряду с другими

□ Очень редко пользуюсь источником Не пользуюсь

Рис. 3. Популярность телевидения в разных возрастных группах.

Популярность журналов у молодежи несколько выше популярности газет. При этом следует отметить, что у старшего поколения уровень популярности журналов относительно ниже, чем газет (рис. 4). Вероятно, это обусловлено основным содержанием контента. Газеты, как правило, несут социальную, политическую и экономическую информацию. Содержание журналов, в основном, либо профессионального, либо развлекательного характера (не популярного у старшего поколения).

¡Преимущественно пользуюсь этим источником

□ Пользуюсь этим источником наряду с другими

□ Очень редко пользуюсь источником ■ Не пользуюсь

Рис. 4. Популярность журналов как источника информации среди жителей различных возрастных групп Республики Крым.

190

Радио как основной источник информации популярно в основном у тех, кому за 70 лет. На графике 5 видно, как резко снижается популярность радио уже в соседней возрастной группе (61-75 лет).

20%

Радио

40%

60%

80%

100%

и о

и

а,

СЧ

о

м

16-25 26-10 41-60 61-75 75< Всего

12,3 | 28,6 52,7

13 20,9 | 15.7 50,4 |

20,9 14,3 | 20,3 44,5

19,5 26 | 16,9 37,7

50 | 7,1 | 14,3 28,6

14,7 16,4 21,7 47,2

■ Преимущественно пользуюсь этим источником

□ Пользуюсь этим источником наряду с другими

□ Очень редко пользуюсь источником

■ Не пользуюсь

Рис. 5. Популярность радио как источника информации среди жителей различных возрастных групп Республики Крым.

Зачастую радио используют те, кто находится за рулем в дороге или занят физическим трудом. Доля таких респондентов, использующих радио наряду с другими источниками информации, относительно повышает рейтинг этого медиа источника.

В исследованиях 2017-2018 годов одним их актуальных источников информации для респондентов стали другие люди.

Существенным является вопрос, какого рода информацию ищут в различных источниках информации их пользователи? По результатам исследования 2017-2018 годов было выявлено, что в зависимости от возраста у респондентов изменяются информационные предпочтения [12, 13].

Так, для подростков наиболее значимыми были мода, музыка, кинематограф, социальная жизнь. По результатам исследования 2021 года наиболее значимыми стали спорт, музыка, мода. Среди самой младшей аудитории приоритет набирают такие передачи, как музыка, развлечения, учебные передачи, спорт, искусство, новости и культурах [12, 13].

Для респондентов 21-40 предпочитаемыми сферами были экономика, спорт, развлечения [12, 13]. В 2021 году к уже отмеченным добавилась политика.

Для респондентов 40-60 лет остались неизменными политика, экономика, искусство, развлечения [12, 13]. Кроме того, для этой возрастной группы популярными являются новости, политика, история, общество и культура, научно-познавательная тематика, спорт, музыка и развлечения, история, хозяйство и быт, садоводство/животноводство.

191

Среди самого старшего поколения наиболее востребованы новости, политика, передачи исторической тематики, передачи на тему «хозяйство и быт».

Логично было бы ожидать, что подобные распределения носят ситуативный характер и если бы подобное исследование проводилось сегодня, то наиболее востребованной темой была бы политика. Однако, как показал опрос, проведенный работниками радио «Спутник в Крыму» на улицах крымских городов первого августа 2021 года, эта тема является актуальной, но не ведущей.

В целом, по показателям на 2021 год в первую тройку наиболее востребованных контентов входят: новости, музыка и развлечения, Следующими в ряду популярных названы политика, общество и культура, научно-познавательные передачи, история и искусство. Наименьшей популярностью пользуются тематики, касающиеся социальной политики, экономики, техники, моды и игр. Вероятно, это обусловлено тем, что это специфические тематики, ориентированные на узкую аудиторию.

ВЫВОДЫ

Исходя из представленного, можно сделать вывод, что такие источники информации как газеты, журналы, телевидение и радио сохраняют свою популярность у старшего поколения. Со снижением возраста медиапотребителя на ведущие позиции выступает интернет. Для современной молодежи интернет является основным источником информации. Очевидно, что со временем популярность этого канала информации будет лишь расти и весь информационный контент, потребляемый населением, будет перемещаться в просторы цифровой сети.

Актуальность медиа-контента определяется ведущими потребностями возрастной когорты. Для молодежи это учеба, спорт, развлечения, искусство и культура. Для пожилых - хозяйство, быт, история и политика. Наиболее активным в плане потребления медиа-контента является среднее поколение (от 30 до 55). В этой группе выше разнообразие актуальных тем и их социальная направленность. Во всех возрастных группах актуальным и востребованным является новостной контент.

Список литературы

1. Лучинкина А.И. Специфика интернета как института социализации / А.И. Лучинкина // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2019. - Т. 5, № 1. - С. 59-69.

2. Коповой А.С. Перспективы и динамика развития современного информационного пространства / А.С. Коповой. - Текст электронный // Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник». - 2014. - № 2 (3). URL: https://psychology-news.ru/2014/2-8

3. Луман Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.

4. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека, печатающего / М. Маклюэн. - М.: Академический проект, 2005. - 496 с.

5. Тощенко Ж. Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // Социс. - 2001. - № 6. - С. 3-15.

6. Федотова Л. Н. Социология массовых коммуникаций / Л.Н. Федотова. - СПб.: Питер, 2003. - 396 с.

7. Ким М. Н. Социология массовой коммуникации / М.Н. Ким. - СПб.: СПбГУ КиТ, 2013. - 178 с.

8. Тулисова В. А. Трансформация средств массовой коммуникации: от традиционных средств массовой информации к New Media / В. А. Тулисова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6, № 2. - С. 228-244.

192

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Хорольцева Е.Б. Современные Интернет-коммуникации как вызов традиционным медиа-форматам / Е.Б. Хорольцева // Человек в перспективах цивилизационного развития: Сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции «Человек в условиях цивилизационных вызовов» (Саратов, 14 ноября 2008г.). - Саратов: «Издательский дом «МарК», 2009. - С. 260-265.

10. 10 Насонов А. С. Виртуализация социальной реальности: новые явления в потребительском поведении / А.С. Насонов // Социальная и демографическая политика. - 2007. - № 5. - С. 17-23.

11. Лучинкина А.И. Гендерные особенности медиапотребления современной молодежи / А.И. Лучинкина, Л.В. Жихарева, А.С. Андреев // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2022. - № 1 (57). - С. 114-121.

12. Лучинкина А.И. Социально-психологические особенности крымского информационного пространства / А.И. Лучинкина // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2018. - № 4 (44). - С. 86-91.

13. Лучинкина А.И. Особенности информационного пространства СМИ / А.И. Лучинкина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. -2018. - № 1 (11). - С. 9-13.

FEATURES OF THE MEDIA INFORMATION SPACE IN CRIMEA Khairova S. I.1, Luchinkina A. I.2

1,2Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The purpose of this article is to discuss the results of a study of the popularity of various sources of information among the inhabitants of the Crimean Peninsula, as well as to study the preferred information content for various social groups in these media. The study was conducted in May/June 2021 and territorially covered the entire Crimean Peninsula. The total sample size was 2000 people. The sample was formed according to the quota principle and took into account the following parameters: age, gender, occupation, area of residence. According to the results of the study, the main source of information for the population today is the Internet. The share of its active consumers is almost 80% of the population, another 8% of the population use it along with other sources of information. The television audience is only 40.8% of the population. The audience of such media sources as newspapers, magazines and radio is even smaller. Their audience ranges from 31% to 21%. From 70% to 80% of the population either do not use these sources of information at all, or resort to them extremely rarely. Taking into account that in 2017-2018, the Internet occupied a leading position only in the teenage group, we can judge how quickly the Internet is conquering the information space. There are differences in the preference of information sources among representatives of different age categories. The Internet is most popular among young people. The middle generation uses the Internet along with other sources of information, although the share of the Internet among these sources is steadily growing. Least of all, as one would expect, those who are over 70 years old use the Internet. Television is most popular with the older generation. As the age decreases, the share of television as the main source of information decreases. Newspapers are mainly used by the older generation as the main source of information. Among young people, the popularity of newspapers tends to a minimum. The popularity of magazines is slightly higher among young people. Perhaps this is due to the main content of the content. Newspapers usually carry social, political and economic information. The content

193

of the magazines is mostly either professional or entertaining, not popular with the older generation. Radio as the main source of information is popular mainly among those who are over seventy years old. Among other age groups, radio is mainly used by those who are driving on the road or engaged in physical labor. The share of such respondents using radio along with other sources of information relatively increases the rating of this media source. The relevance of media content is determined by the leading needs of the age cohort. For young people, these are studies, sports, entertainment, art and culture. For the elderly - economy, life, history and politics. The most active in terms of media content consumption is the middle generation (from 30 to 55 years old). In this group, the diversity of topical topics and their social orientation is higher. In all age groups, news content is relevant and in demand. Based on the presented, we can conclude that such sources of information as newspapers, magazines, television and radio retain their popularity among the older generation. With the decrease in the age of the media consumer, the Internet takes the leading position. For today's youth, the Internet is the main source of information. Obviously, over time, the popularity of this channel of information will only grow and all the information content consumed by the population will move to the vastness of the digital network.

Keywords: mass media, Crimea, motives, content, social strata, information space.

References

1. Luchinkina A.I., The specificity of the Internet as an institution of socialization, Scientific result, Pedagogy and psychology of education, 5, 1, (2012).

2. Kopovоу А.S., Prospects and dynamics of the modern development of the information space, Electronic scientific journal "Penza Psychological Bulletin", 2, 3 (2014).file: // https://psychology-news.ru/2014/2-8

3. Luman N., The reality of mass media, Per. with him. A. Yu. Antonovsky, p. 256 (Moscow, Praxis, 2005).

4. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. Formation of a person who prints, transl. from English, p.496, (Academic project, Moscow, 2005).

5. Toshchenko Zh. T., Metamorphoses of modern social consciousness: methodological foundations of sociological analysis, Sotsis, 6, 15 (2001).

6. Fedotova L. N., Sociology of mass communications, p. 396 (St. Petersburg: Peter and others, 2003).

7. Kim M. N., Sociology of mass communication, 178 p. (Textbook. St. Petersburg, ed. St. Petersburg State University Kit, 2013).

8. Tulisova V. A., Transformation of mass media: from traditional mass media to New Media, Issues of theory and practice of journalism, 6, 2 (2017).

9. Khoroltseva E.B., Modern Internet communications as a challenge to traditional media formats, Man in the prospects of civilizational development: Collection of scientific articles based on the materials of the All-Russian conference "Man in the conditions of civilizational challenges", Saratov, November 14, (2008), Editorial board: prof. A.S. Borshchov (responsible editor) and others (2009), р. 260-265.

10. Nasonov A. S., Virtualization of social reality: new phenomena in consumer behavior, Social and demographic policy. 5, 17 (2007).

11. Luchinkina A.I., Zhikhareva L.V., Andreev A.S., Gender features of media consumption of modern youth, Humanities, 1, 57 (Yalta, 2022).

12. Luchinkina A.I., Socio-psychological features of the Crimean information space. Humanities, 4, 44 (Yalta, 2018).

13. Luchinkina A.I., Features of the information space of the medi. Scientific notes of the Crimean, Engineering and Pedagogical University. Series: Pedagogy. Psychology, 1, 11 (2018).

194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.