УДК 316.776.32
С. Н. ВОРОНИНА,
младший научный сотрудник, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск, e-mail: [email protected]
МЕДИАРЫНОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье анализируется состояние рынка медиа в Беларуси. Приводятся такие показатели как: индекс свободы прессы, индекс устойчивости средств массовой информации IREX (MSI). На примере социологических исследований показаны наиболее популярные источники информации у населения Беларуси в целом и в разрезе возрастных групп. Также приводятся данные исследований о соблюдении журналистских стандартов белорусскими медиа.
Ключевые слова: медиа, медиарынок, СМИ, индекс устойчивости средств массовой информации IREX (MSI), популярность источников информации, журналистские стандарты.
S. N. VORONINA,
Junior Researcher, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: [email protected]
THE MEDIA MARKET IN THE REPUBLIC OF BELARUS: SOCIOLOGICAL ANALYSIS
The article analyzes the state of the media market in Belarus. The following indicators are given which are the press freedom index, the IREX media sustainability index (MSI). The most popular information sources among the population of Belarus in general and by age group are shown on the example of sociological research. Also, research data on compliance with journalistic standards by Belarusian media is provided.
Keywords: media, media market, mass media, the IREX media sustainability index (MSI), the popularity of information sources, journalistic standards.
Современный медиарынок в Республике Беларусь начал формироваться в начале 1990-х гг. Деятельность средств массовой информации в нашей стране регулирует Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» от 17 июля 2008 года (с изменениями и дополнениями от 17 июля 2018 года). В нем прописаны основные принципы деятельности СМИ, недопустимость цензуры, монополизации СМИ. Также прописаны порядок регистрации, распространения, финансирования СМИ. В Законе отражена недопустимость незаконного ограничения свободы массовой информации [1].
В Конституции Республики Беларусь закреплены гарантии свободы выражения мнения и получения, хранения и распространения информации, а также запрещена цензура. Но вместе с тем Беларусь остается «несвободной» страной
в рейтинге «Свобода в мире» организации Freedom House. Так, в 2019 г. Беларусь находилась на 153 месте в мире из 180 стран по уровню свободы прессы [2].
Еще одним важным показателем состояния СМИ в стране является индекс устойчивости средств массовой информации IREX (MSI). Он обеспечивает углубленный анализ условий для независимых средств массовой информации в 80 странах мира. В Беларуси наблюдалось снижение общего балла с 1,61 в 2018 г. до 1,46 в 2019 г.. Участники дискуссионной группы MSI объяснили это снижение усилением правительственного давления на журналистов и средства массовой информации, а также изменениями в законе «О средствах массовой информации», которые, как ожидается, еще больше ограничат свободу выражения мнений [2].
По состоянию на 1 октября 2020 г. зарегистрированы в Государственном реестре средств массовой информации 1629 печатных СМИ, 261 электронное СМИ, 9 информационных агентств, 30 сетевых изданий (табл. 1) [3].
Таблица 1. Количество зарегистрированных СМИ в Республике Беларусь по состоянию на 1 октября 2020 года
Виды Всего Государственные Негосударственные
Печатные СМИ
Газеты 722 214 508
Журналы 866 213 653
Бюллетени 31 11 20
Каталоги 8 - 8
Альманахи 2 - 2
Всего 1629 438 1191
Электронные СМИ
Радиопрограммы 163 136 27
Телепрограммы 98 44 54
Всего 261 180 81
Информационные агентства
Всего 9 2 7
Сетевые издания
Всего 30 23 7
Важным компонентом для оценки состояния СМИ является такой показатель, как соблюдение журналистских стандартов. В нашей стране такой мониторинг ежемесячно проводится в рамках проекта «Media IQ» организацией «Пресс-клуб Беларусь». В данном мониторинге анализируются шесть национальных СМИ и четыре телеканала: Tut.by, Naviny.by, Euroradio, «Наша №ва», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «Белсат TV» на предмет соблюдения ими пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и наличия признаков пропаганды и манипуляций.
Самый высокий средний балл по соблюдению стандартов в августе у Naviny.by - 4,99 и TUT.BY (4,99). Необходимо отметить, что максимальный балл - 5 [4].
В топ-5 вошли: Euroradio (4,98), «Наша Шва» (4,96), «Спутник Беларусь» (4,88), «Белсат TV» (4,62). Самый низкий балл - у «Беларусь 1» (3,05) и ОНТ (2,93).
Для полной картины о медиарынке необходимо рассмотреть популярность источников информации.
Важно отметить, что популярность источников информации у населения Беларуси менялась с течением времени. Так, начиная с 2010 года очень резко падает популярность телевидения, но вместе с тем возрастает популярность интернет-источников (рисунок) [5, с. 101].
Популярность источников информации зависит от возраста потребителей контента. Это подтверждают и результаты исследования, опубликованного в «Global Voices». Авторы (Джон О'Лафлин, Жерар Тоал, Кристин Бакке) приводят результаты исследования, проведенного в январе 2020 г. в Беларуси. Данное исследование является частью большого проекта, который изучает геополитические ориентации людей в странах и территориях на границах с Россией. В рамках этого исследования изучался и вопрос источников информации населения Беларуси. Был проведен республиканский репрезентативный опрос (1209 респондентов). Согласно полученным данным, преобладающим источником информации у возрастной группы 18-30 лет является Интернет (60 %), у возрастной группы 31-45 лет также главным источником информации является Интернет (50 %), у возрастной группы 46-60 - телевидение (67,5 %), старше 60 лет - телевидение (80 %) [7].
Для дальнейшего анализа медиарынка рассмотрим какие сайты являются наиболее популярными у населения Беларуси.
---
___—«
—-------- ,и_ _______.»
2006 2010 2016 2019
»•• Телевидение — - Периодические печатные издания
Интернет-источники — • — Радио
• — От родственников, друзей, коллег —• • Официальное информирование по месту работы
Источники получения информации у населения Республики Беларусь в период с 2006 по 2019 гг.
По данным компании по анализу web-трафика Alexa Internet, наиболее популярными сайтами в Беларуси являются: Google.com, Youtube.com, Vk.com, Tut.by, Yandex.by. Согласно этим результатам, самым популярным новостным ресурсом в Республике Беларусь является Tut.by. Также по данным этой компании, средняя продолжительность нахождения на сайте составляет - 10,52 мин, большее время только у Youtube.com - 16,32 мин (данные предоставлены за июль-сентябрь 2020) [8].
Рассмотрим наиболее популярные новостные сайты в Беларуси. Baltic Internet Policy Initiative по данным gemiusAudience приводит наиболее популярные новостные сайты Республике Беларусь (по состоянию на январь 2020 года): 1) tut.by; 2) naviny.by; 3) kp.by; 4) belta.by; 5) belsat.eu; 6) titydog.by; 7) obozrevatel. ram; 8) mail.ru (новости); 9) the-village.me; 10) aif.by [2].
Для дальнейшего анализа были отобраны топ-5 сайтов из рейтинга: tut.by, naviny.by, kp.by, belta.by, belsat.eu. С помощью сервиса SimilarWeb были получены следующие данные (табл. 2, 3, 4)1.
Таблица 2. Данные, полученные с помощью сервиса SimilarWeb для сайтов Ш.Ьу и мушу^у
Показатели tut.by naviny.by
Количество посещений (в месяц) 99 300 000 712 068
Глобальный рейтинг 393 5 962
Рейтинг в Республике Беларусь 5 324
Средняя продолжительность визита (мин) 6,35 2,17
Трафик по странам (%) 79,18 - Беларусь; 8,66 - Россия; 2,46 - США; 1,84 - Украина; 1,44 - Германия. 41,19 - Беларусь; 14,57 - Россия; 9,62 - Германия; 7,22 - Литва; 6,04 - США.
Медийная реклама (% от трафика) 0,03 % отсутствует
Аудитория также посещает сайты 1. lenta.ru; 2. people.onliner.by; 3. onliner.by; 4. ria.ru; 5. rbc.ru. 1. news.tut.by; 2. tut.by; 3. belaruspartisan.by; 4. charter97.org; 5. belta.by
При анализе новостных сайтов Ш1Ьу и пауту.Ьу были выявлены следующие особенности: показатели Ш1Ьу значительно выше показателей пауту.Ьу. К примеру, количество посещений у Ш^у за сентябрь составляет - 99 300 000, а у паутуЬу - 712 068. Рейтинг по Республике Беларусь у Ш.Ьу - 5 место, у паутуЬу - 324 позиция. Схожая ситуация и с другими показателями (табл. 1). Это при том, что паутуЬу находятся на второй позиции рейтинга новостных сайтов. Данные результаты свидетельствуют, что Ш1Ьу является несомненным лидером новостного рынка Беларуси.
1 Таблицы 2-4 - собственная разработка автора на основе данных сервиса SimilarWeb.
В период с апреля по сентябрь 2020 г. пик посещаемости у портала пауту.Ьу приходился на апрель (17 074 025) [9]. Как мы видим, к сентябрю количество посещений значительно сократилось. Пик посещаемости в апреле мог быть вызван темой коронавируса. Из-за нехватки достоверной информации по данной тематике, возрос спрос на информационные ресурсы.
Пик посещаемости у портала Ш.Ьу приходится на 9 августа 2020 года (за период апрель-сентябрь 2020 г.) - 125 500 000 [9]. Данный факт может быть связан с прошедшими 9 августа выборами Президента Республики Беларусь.
Важно отметить, что аудитория портала пауту.Ьу, помимо этого портала чаще всего посещает портал Ш.Ьу. А аудитория портала Ш.Ьу чаще всего посещает новостной сайт 1еп1а.ш (табл. 2).
За анализируемый период (апрель-сентябрь 2020) пик посещаемости (табл. 3) у сайта кр.Ьу приходится на апрель (11 457 947) и август (9 695 200), что также может быть связано с освещением первой волны коронавируса и избирательной кампании в Республике Беларусь [8]. У новостного ресурса ЬеЬа.Ьу наблюдалось небольшое увеличение количества посещений также в апреле (7 192 009) и в августе (6 759 058) [8]. В остальное время анализируемого периода (апрель-сентябрь 2020 года) количество посещений распределялось равномерно.
Важным моментом при анализе новостных сайтов кр.Ьу и ЬеЬа.Ьу является то, что их аудитория чаще всего посещает новостной раздел портала Ш.Ьу (news.tut.by), что еще раз подтверждает его безоговорочное лидерство.
У сайта be1sat.eu также наблюдался рост количества посещений в апреле (3 350 000) и августе (3 650 000) [9].
Важно отметить, что в августе 2020 г. по решению Министерства информации Республики Беларусь доступ к сайту Ьека!еи был ограничен на территории
Таблица 3. Данные, полученные с помощью сервиса SimilarWeb для сайтов kp.by, belta.by по состоянию на сентябрь 2020 г.
Показатели кр.Ьу ЬеЬа.Ьу
Количество посещений (в месяц) 7 545 726 4 927 518
Глобальный рейтинг 15 667 16 590
Рейтинг в Республике Беларусь 74 114
Средняя продолжительность визита (мин) 7,55 4,93
Трафик по странам (%) 78,16 - Беларусь; 16,65 - Россия; 1,38 - Украина; 0,47 - США; 0,39 - Латвия. 46,94 - Беларусь; 32,45 - Россия; 8,13 - Украина; 1,66 - США; 1,52 - Германия.
Медийная реклама (% от трафика) 0,07 % отсутствует
Аудитория также посещает сайты 1. пе'м^.Ш.Ьу; 2. куку.о^; 3. 1е^га£Ьу; 4. gazetaby.com; 5. euroradio.fm. 1. пе'м^.Ш.Ьу; 2. 1а1к8.Ьу; 3. Ш.Ьу; 4. пе'м^ЬеГЬу; 5. Ше-уП^е.те.
Таблица 4. Данные, полученные с помощью сервиса SimilarWeb для сайтa belsat.eu по состоянию на сентябрь 2020 г.
Покзатели ЬеЬа1.еи
Количество посещений (в месяц) 1 250 000
Глобальный рейтинг 44 491
Рейтинг в Польше 2835
Средняя продолжительность визита (мин) 1,26
32,48 - Польша;
Трафик по странам (%) 26,76 - Беларусь; 9,39 - Россия; 7,67 - Германия; 5,06 - Украина.
Медийная реклама (% от трафика) отсутствует
1. news.tut.by;
2. М.Ьу;
Аудитория также посещает сайты 3. svaboda.org; 4. charter97.org; 5. euroradio.fm.
Беларуси. В связи с этим количество посещений в сентябре резко сократилось и составило - 1 250 000 посещений (табл. 4) [9].
По результатам анализа можно выделить следующие положения, характеризующие состояние медиарынка в Республике Беларусь:
• наблюдается значительный рост интернет-аудитории новостных медиа и диверсификация каналов распространения контента;
• появляются и развиваются новые медийные проекты, включая локальные и региональные, которые тесно связаны со своей аудиторией;
• значительно возросла роль телеграм-каналов как источников получения информации. Важно, что крупнейший (самый крупный русскоязычный) белорусский телеграм-канал в октябре 2020 г. был признан экстремистским;
• было заблокировано более 70 информационно-новостных сайтов в период с августа по октябрь 2020 г. Крупнейший новостной портал ТШ;.Ьу был лишен статуса СМИ до 31 декабря 2020 года;
• популярность источников информации менялась с течением времени и зависит от возрастной группы потребителя контента: с 2010 г. падает популярность телевидения и возрастает роль Интернета как источника информации. У возрастной группы 18-30 лет и 31-45 лет ведущая роль в получении информации принадлежит Интернету. Возрастные группы 46-60 лет и старше отдают предпочтение телевидению.
Для развития медиарынка в Республике Беларусь необходимо:
1. Четкое соблюдение законов средствами массовой информации и государством.
2. Соблюдение журналистских стандартов средствами массовой информации.
3. Повышение уровня медиаграмотности населения.
Список использованных источников
1. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid= 3871&p0=h10800427. - Дата доступа: 29.09.2020
2. Медиа в Беларуси 2020. Рынок, законы и информационная безопасность. Аналитический доклад [Электронный ресурс] // Белорусская ассоциация журналистов. - Минск, 2020 -Режим доступа: https://baj.by/be/analytics/doklad-media-v-belarusi-2020-est-tendencii-usileniya-gosudarstvennogo-kontrolya-nad. - Дата доступа: 18.10.2020.
3. Министерство информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2020. -Режим доступа: http://mininform.gov.by/activities/statisticheskiy/. - Дата доступа: 14.10.2020.
4. Мониторинг MedialQ. Как национальные СМИ нарушали стандарты в августе [Электронный ресурс]. - Минск, 2020. - Режим доступа: https://mediaiq.by/article/voyska-nato-podogrevayut-protestnye-nastroeniya-v-obshchestve-kak-nacionalnye-smi-narushali. - Дата доступа: 20.10.2020.
5. Кармызова, Д. Д. Возрастные особенности использования интернет-ресурсов для коммуникации / Д. Д. Кармызова // Социальное знание в современном обществе: проблемы, закономерности, перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 14-15 нояб. 2019 г. / ред. кол. : Коршунов Г. П. (гл. ред.) [и др.] ; НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси. -Минск : СтройМедиаПроект, 2019. - С. 100-102.
6. Рэпрэсп супраць журналютау у 2020 годзе (таблща, стс арыштаваных) [Электронный ресурс] / ОО Белорусская ассоциация журналистов - 2020. - Режим доступа: https://baj.by/be/ analytics/represii-suprac-zhurnalistau-u-2020-godze-tablica-spis-aryshtavanyh. - Дата доступа: 18.10.2020.
7. Is Belarus in the midst of a generational upheaval? [Электронный ресурс]. // GlobalVoices. -2020. - Режим доступа: https://globalvoices.org/2020/09/17/is-belarus-in-the-midst-of-a-generational-upheaval/#. - Дата доступа: 19.10.2020.
8. Alexa Internet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alexa.com/topsites. -Дата доступа: 16.10.2020.
9. SimilarWeb [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.similarweb.com. - Дата доступа: 16.10.2020.
Поступила 02.11.2020 г.