Научная статья на тему 'Особенности информационного общества, инициирующие одиночество в среде российской молодежи'

Особенности информационного общества, инициирующие одиночество в среде российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
623
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ДЕГУМАНИЗАЦИЯ / DEHUMANIZATION / ОТЧУЖДЕННОСТЬ / ALIENATION / ОДИНОЧЕСТВО / LONELINESS / ДЕВАЛЬВАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / DEVALUATION OF HUMANITARIAN VALUES / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ВИТАЛЬНОСТЬ / VITALITY / INTERNET-COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиндаш Елизавета Вячеславовна

Статья посвящена особенностям информационного общества, инициирующим одиночество в среде российской молодежи. Дегуманизация общества в условиях девальвации гуманитарных ценностей связывается с вопросом нравственного становления молодежи. Автор рассматривает факторы стрессового воздействия социальной напряженности, вызванной социальными и культурными явлениями современного мира, как причину заболеваний, отчуждения и одиночества молодежи, оторванной от реального социума, в условиях интернет-коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INFORMATION SOCIETY, INITIATING LONELINESS AMONG THE RUSSIAN YOUTH

The article is devoted to features of the information society, initiating loneliness among the Russian youth. Dehumanization of society in the devaluation of human values associated with the question of moral formation of young people. The author considers the factors of stress and social tension due to social and cultural phenomena of the modern world, as the cause of disease, alienation and loneliness of youth, apart from the real society, in the context of Internet communications.

Текст научной работы на тему «Особенности информационного общества, инициирующие одиночество в среде российской молодежи»

УДК 316.325:004-053.6

ЕВ. Филиндаш ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА,

ИНИЦИИРУЮЩИЕ ОДИНОЧЕСТВО В СРЕДЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена особенностям информационного общества, инициирующим одиночество в среде российской молодежи. Дегуманизация общества в условиях девальвации гуманитарных ценностей связывается с вопросом нравственного становления молодежи. Автор рассматривает факторы стрессового воздействия социальной напряженности, вызванной социальными и культурными явлениями современного мира, как причину заболеваний, отчуждения и одиночества молодежи, оторванной от реального социума, в условиях интернет-коммуникаций.

Ключевые слова: информационное общество, дегуманизация, отчужденность, одиночество, девальвация гуманитарных ценностей, интернет-коммуникации, витальность.

Elizabeth Filindash FEATURES OF THE INFORMATION SOCIETY,

INITIATING LONELINESS AMONG THE RUSSIAN YOUTH

Annotation. The article is devoted to features of the information society, initiating loneliness among the Russian youth. Dehumanization of society in the devaluation of human values associated with the question of moral formation of young people. The author considers the factors of stress and social tension due to social and cultural phenomena of the modern world, as the cause of disease, alienation and loneliness of youth, apart from the real society, in the context of Internet communications.

Keywords: information society, dehumanization, alienation, loneliness, devaluation of humanitarian values, internet-communication, vitality.

Современное состояние общества отмечено инновационными реалиями: европейские страны образуют единое сообщество, глобализационные процессы развиваются в контексте с противоположными глокализационными интенциями, ширятся националистические движения, углубляются конфессиональные противоречия, сопровождаемые ксенофобией. На бытовом уровне увеличиваются проблемы, связанные с культурной и даже этнической идентификацией человека: умножается количество людей с двойным гражданством, распространяется мода на принятие иной веры, растет число смешанных браков, усиливаются сложности с определением места проживания супругов и особенно детей в случае развода. Все это приводит к восприятию самого себя во множественном измерении социальных страт, что затрудняет самоидентификацию человека и определение его социального статуса окружающими. Смешение культур, религий, потеря национальных традиций (семейных, бытовых, языковых, развлекательных) приводит к опасным последствиям - нечеткости самосознания, неопределенности эго-позиции.

Состояние современной культурно-исторической парадигмы позволяет выявить общую тенденцию: в созданном человеком мире возникла необходимость защищать человека от него самого. Общим положением в науке стало признание двойственной природы человека как биосоциального существа, «разумного животного», обладающего духовной и тварной природой. Животное начало осознается человеком в инстинктивном желании обеспечить условия предметно-эмпирического бытия, то есть создать комфортную среду жизни в реальном мире. Стремление к благоустроенности, потреблению, повышению материального уровня жизни определяет витальную гармонию человека. Витализм (от лат. vitalis- жизненный) - учение о силе, управляющей биологическими процессами в живых организмах. Витализм- жизненная энергия, особая сила, аккумулирующая волю, чувства,

© Филиндаш Е.В., 2015

страсти, действия человека - все, что направлено на исполнение его желаний. Душевные порывы, реакции, относящиеся, например, к инстинкту обладания, в конечном счете связаны с проблемой выживания, самосохранения.

Однако преобразование жизни, приведение ее в соответствие с биологическими потребностями людей, стремящихся к повышению своего материального уровня жизни, привело к тому, что человек, в итоге научно-технической революции став могущественным, оказался беззащитным в элементарных бытовых ситуациях. Человек может знать, к примеру, язык программирования, но совершенно не разбираться в жизненно важных, связанных со здоровьем вопросах: какие ягоды съедобны, как развести огонь без спичек, как рыбачить без лесок и крючков, как укрыться от непогоды. Современный человек вряд ли сможет выжить, потерявшись в лесу, так как не имеет представления о том, что делать в нестандартной, критической ситуации, связанной с проблемой выживания.

Развитие позитивных знаний и точных наук привели к уменьшению значимости гуманитарного дискурса. Проблема дегуманизации общества как чрезвычайно актуальная в условиях девальвации гуманитарных ценностей заставляет задуматься о перспективах духовности человеческой цивилизации в целом и о вопросе нравственного воспитания молодежи в России, в частности. Преобладание ценности материального благополучия над этическими нормами лишают смысла вопросы о духе, душе.

Изучение этого кризисного состояния культуры, связанного с глобальными проблемами человечества, влияющими на все сферы жизнедеятельности - экономику, политику, социальную сферу, экологию - стало общемировой тенденцией в исследованиях современных ученых. Фундаментальные работы философов, культурологов, социологов XX в. посвящены драматическим и эпохальным по своему историческому значению процессам мировоззренческого хаоса, представляющих опасность не только для духовного и нравственного состояния общества, но и для цивилизационного развития в целом. К такому роду работам относятся «Закат Европы» (О. Шпенглер), «Будущее одной иллюзии» и «Недовольство культурой» (3. Фрейд), «Конец нового времени» (Р. Гвардини). В других известных произведениях утверждается мысль о том, что человек живет в обществе, в котором теряется или даже отсутствует главная ценностная составляющая культуры - человеческое начало. Это целый ряд работ с «говорящими» названиями: «Кризис европейского человечества и философия» Э. Гуссерля, «Проблема души нашеговремени» К.Г. Юнга, «Человек для самого себя» и «Бегство от свободы» Э. Фромма, «Общество потребления» Ж. Бодрийяра, «В поисках смысла» В. Франка, и т.д. В них обосновывается положение о том, что исследование проблем личности должно коррелировать-ся с этическими, нормативными, ценностными характеристиками, обусловливающими самореализацию человека, его моральное и психическое здоровье, благополучие.

Многие исследователи неоднократно в своих работах подчеркивают, что уникальность XXI в. заключается в особой стадии развития общества, называемой информационной. Состояние мирового сообщества характеризуется всемирным развитием информации как глобального ресурса знаний, что приводит к дальнейшему систематическому развитию технологических средств хранения и передачи информации. Исследователи отмечают, что будничный номер ежедневной американской политической газеты левойнаправленности «Дейли уорлд» («Daily world») содержит такой объем информации, какой житель Европы XVII в. мог узнать и усвоить только в течение всей своей жизни. Ученые говорят о том, что объем информации так велик, что человеку очень сложно выявить жизненно необходимые знания, отобрать ту информацию, которая действительно важна для него.

Уровню знания, накопленному человечеством в разные этапы его развития, соответствовали разные способы передачи информации и формы общения. Выделяются четыре способа общения - от устной традиции и рукописного письма, через печатную фиксацию знаний до мультимедийных средств коммуникации. Особенно высоким уровнем фиксации и передачи информации отличалась, с

точки зрения канадского философа, филолога, литературного критика, теоретика медиа и электронных средств Герберта Маршалла Маклюэна, эпоха печатной продукции, названная им галактикой Гуттенберга и описанная в книге «Галактика Гутенберга: Становление человекапечатающего». Ученый считает, что новации в области технологий, ведущие к смене способа коммуникации, имеют революционный характер, формируют конкретную социально-экономическую систему, являются двигателем исторического прогресса [2, с. 130].

Современный этап цивилизации, называемый «электронное общество» или «глобальная деревня», характеризуется распространением электронных средств, составляющих ойкумену человека. Технические средства позволяют каждому решать повседневные бытовые, производственные, личные, досуговые проблемы: от оплаты коммунальных услуг, покупки билетов, одежды, продуктов, книг до веб-семинаров с партнерами, клиентами и общения по скайпу с родственниками, живущими в Канаде. Интернет-сайты, поисковые платформы (Google, Yandex, Yahoo), социальные сети (Face-book, Одноклассники, LinkedIn) как носители и источники информации играют огромную роль в современной парадигме взаимодействия, устраняют временные и территориальные рамки общения. Универсальные средства коммуникации помогают человеку быстрее получать информацию, позволяя ему экономить время и силы.

С другой стороны, неконтролируемый постоянно возрастающий информационный поток человек начинает ощущать как гнет, как фактор стрессового воздействия, который усугубляется растущим темпом жизни. В условиях рыночной психологии, при распространении идей денежной интен-циональности, установки на личный успех и карьерный рост, в ситуации интенсивной конкуренции и высокоскоростного темпа работы, человек не успевает справляться со всеми поставленными задачами в срок. Объемы ежедневно поставленных задач настолько велики, что многие психологи предсказывают возникновение и распространение многих заболеваний, связанных с постоянными перегрузками и стрессами.

Парадоксом информационного общества можно считать сочетание всеобщего характера мультимедийной коммуникации, видимости доступности массового общения с проблемами отчужденности и одиночества людей. В онлайн-общении при огромном количестве желающих «поговорить» трудно найти единомышленника, человека, разделяющего взгляды, пристрастия, интересы, эмоциональный настрой которого соответствовал бы инициаторы общения. Отсутствие реального контакта, глубины и искренности, заинтересованности, использование маски, которая задает модель и речевого, и этикетного, и тематического общения, придает ему характер квази-, псевдообщения, углубляет чувство вакуума, оторванности от реального социума.

При кажущемся совершенстве интернет-коммуникация характеризуется значительными ограничениями. Он-лайн общение не является непосредственным взаимодействием людей, не имеет единого пространства, исключает тактильную близость, что придает ему неполноценный, суррогатный характер. Исключение совместных действий, отсутствие перемещений при скайп-общении создают замкнутую изолированную искусственную среду в отличие от реальной. В итоге «собеседники» ощущают ущербность такого рода коммуникации и испытывают дискомфорт и неудовлетворенность.

В интернет-общении широко используются псевдонимы - никнэймы (англ. nickname - псевдоним). Выбор второго имени, отказ от собственного диктуется желанием самоутверждения, игрой более привлекательной, чем в реальной жизни, роли. Псевдоимя подсказывает, какую роль принимает на себя человек: Терминатор, то есть, супермен, Марго - женщина-вамп, Незабудка, то есть, незащищенная, ждущая любви и ласки девушка-подросток.

Отказ от некоторых параметров собственной личности (имени, возраста, профессии, семьи, родственников, социального статуса) создает благодатную почву для одиночества, так как сознательное раздвоение себя приводит к расщеплению/разделению «себя-реального» и «себя-замещенного».

Ролевой образ «живет» самостоятельной жизнью, а реальная личность смотрит на себя со стороны, теряет нравственную ответственность за поступки своего двойника, перестает адекватно оценивать себя в реальной жизни. Для российской ментальности долгое время было характерно отрицательное отношение к людям, играющим роли, не свойственные присущему им социальному кругу, и в целом, к актерам. Не случайно их называли «лицедеи» и хоронили за чертой кладбища, как грешников, например, самоубийц. Это можно объяснить тем, что, принимая другой образ, человек отказывался от собственной души, что трактовалось как нарушение православных норм жизни.

Отказ от собственного образа, наличие второго «Я» создает основу для дегуманизации и возможность манипулирования человеком. Для этой цели используются специально разработанные инновационные техники, такие как тренинги, ролевые и деловые игры [4, с. 105], так и результаты научных исследований и практического применения НЛП - нейролингвистического программирования. Тренинги занимают особое место в деловом мире и образовательной среде [3, с. 96]. Существует огромный спектр тренингов, направленных как на раскрытие собственных возможностей, так и на достижение целей компании. Почти каждый успешный человек хочет дальнейшего карьерного роста, намерен добиваться позиции лидера [3, с. 95]. Такая жизненная позиция предполагает стремление к повышению квалификации в целях повышения офисного статуса. Вполне закономерно, что в такой ситуации появилось новое направление услуг - проведение тренингов. Автором тренингов, направленных на достижение успеха и богатства, является Наполеона Хилл, создатель «науки успеха» и одной из первых общественно-образовательных организаций «Фонд Наполеона Хилла», обучавшей людей искусству преуспевания. В тренинговых центрах человеку могут предложить обучить буквально всему: раскрыть свою привлекательность, разбогатеть, научиться влиять на других, продавать товары компаний, достигать поставленных целей, принимать решения, строить взаимоотношения, начать свой собственный бизнес, управлять группами людей. Если вначале тренинги посещали люди, имеющие конкретные проблемы, то позже, когда это стало модой и превратилось в сферу услуг, они становятся все более востребованными, особенно в среде молодежи. Именно эту возрастную категорию, не имеющую собственного жизненного, трудового, социального опыта, и привлекают подобные центры тренингов. Эти тренинги, часто основанные на отработке простейших заданий, дают готовые рецепты, не учат человека мыслить, ставить эксперименты, вырабатывать собственное мнение, принимать соответствующее конкретной ситуации решение. Это опасно тем, что механический тренинг блокирует развитие личности, создает примитивно, шаблонно мыслящего человека. В результате такой человек может стать объектом манипулирования. Тем не менее, нельзя отрицать образовательный потенциал ролевых и деловых игр, лежащих в основе формирования профессиональных ожиданий студентов [1]. Целенаправленная отработка отдельных навыков, полезных умений может дать положительные результаты.

При проведении тренингов для эффективности используются результаты такого эмпирико-теоретического исследования, как нейролингвистическое программирование. С помощью НЛП исследуются тип мышления, характер социального и речевого поведения людей. Эти знания служат базой для выстраивания эффективных стратегий, которые учитывают психологические особенности отдельных групп обучаемых. При этом игнорирование этического аспекта работы с подсознанием создает опасность манипулирования людьми, использования отдельных технологий НЛП в деструктивных религиозных организациях и террористических группировках. Для таких сообществ наиболее привлекательна категория людей с неустроенной личной судьбой, не имеющих родных, друзей, то есть, одиноких, количество которых растет в силу разных причин.

Современные психологи уделяют особое внимание проблеме одиночества личности и ощущению одиночества в городской толпе, в окружении близких людей, в собственной семье, среди друзей, в обществе. Одиночество современного человека порождается мобильностью. Все настолько бы-

стро меняется в жизни, что человек просто не успевает адаптироваться, привязываться, налаживать связи. Частые переезды, постоянная загруженность на работе, нехватка времени на себя - все это приводит к одиночеству. Иногда, когда человек привыкает к такому ритму жизни, потребность в общении может даже пропасть вообще. В обществе почти атрофировалось чувство внутреннего единства. Мобильность привела к эмоциональному истощению, даже такое чувство как любовь постепенно приходит к удовлетворению физиологических потребностей организма.

Возникают вопросы: разучились ли мы эмпатии, способен ли человек все еще ощутить, разделить состояние другого? Любопытно, что даже на примере подросткового сленга можно видеть изменения в отношениях между людьми. Подростки обозначают дружбу между мальчиком с девочкой фразой:«Он с ней мутит». Не только ложные ценностные ориентиры, но и состояние здоровья и материального благополучия современных молодых людей может значительно повлиять на характер общества нашей страны в будущем. Деформации в естественном движении населения - сокращение рождаемости, возрастание детской смертности, число абортов и патологии родов, увеличение смертности среди экономически активного молодого поколения - приводят к уменьшению доли молодежи. Обращает на себя внимание весьма пагубный факт ухудшения медицинских показателей состояния здоровья детей, подростков и молодежи. Основными причинами этого можно считать нарушение медицинских норм питания, рост инфекционных заболеваний (туберкулез, СПИД и т.п.), влияние неблагополучной экологической среды, увеличение стрессовых ситуаций в обществе, сокращение профилактических осмотров детей и подростков, отсутствие пропаганды здорового образа жизни.

На демографической ситуации отрицательно сказывается и кризис молодой семьи. Это проявляется в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде практически половины семей, популяризации однополых отношений, сокращении рождаемости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте негативных тенденций в воспитании, образовании, социализации детей, росте насилия над ними. Ранние браки, а такими браками в России являются союзы, заключающиеся молодыми людьми до 25 лет, не популярны как в обществе, так и в молодежной среде. Бытует мнение: «До вступления в серьезные отношения надо нагуляться». Кроме того, многие вообще избегают регистрации брака, считая, что эта форма союза между мужчиной и женщиной устарела. Это заставило законодательные учреждения страны обсуждать необходимость уравнения гражданского брака в течение трех лет с официально зарегистрированным. Все больше молодые люди, даже женщины, утверждают, что не хотят иметь детей, не понимая смысла в трате личного времени на воспитание ребенка, который требует много времени, любви, сил и денег. Большинство сторонников такой точки зрения в будущем либо вообще не имеют детей, либо имеют одного ребенка. В последнем случае зачастую забота родителей о малыше заканчивается младшим дошкольным возрастом, дальше ребенок растет и развивается, не получая необходимой любви и заботы, или ограничивается материальным обеспечением. Возможно, в связи с обидами недолюбленных детей наблюдается тенденция усиления разрыва между поколениями, падения авторитета родителей.

Исследователи отмечают различные неблагоприятные факторы социализации молодежи, которые влияют на состояние и развитие современного российского общество. Раздвигаются границы девиантного поведения. Регистрируется рост преступности среди несовершеннолетних, в сферу организованной преступности вовлекается все большее число детей и подростков. Растет популяризация нетрадиционной сексуальной ориентации, увеличивается число проституток среди несовершеннолетних. Усиливаются пьянство и наркомания среди молодежи, что ведет к частичному и полному разрушению здоровья, потере чувства социальной ответственности, зависимости от биологических, даже физиологических потребностей в ущерб духовным. Природа человека направлена, согласно корню «род», на продолжение рода. Неслучайно однокоренными словами являются родня, родственники, родные, Родина, народ. Тенденция к уничтожению природной сущности человека, его виталь-

ных ценностей, доминирующая озабоченность человека по поводу реализации своих инстинктов ведет к полной его деградации, что, в конечном счете, чревато разрушением генофонда. Невозможность воспроизведения здорового потомства, неспособность участия в трудовых отношениях, выпадение из общества - все это создает в обществе дисбаланс социальных связей. Наркомания и пьянство ставят под угрозу дальнейшее существование всей нации. Подрывается экономика, возникают серьезные социальные конфликты. Учитывая тот факт, что происходит старение населения, а большинство людей, употребляющих вредные вещества - молодежь, существует вероятность, что наступит время, когда большая часть населения страны будет больна.

В целом, можно констатировать, что молодежь является одной из наиболее не защищенных социально-демографических групп населения. Усиление политических разногласий, национальных конфликтов, социально-экономических и общественных противоречий не могут не влиять на формирующееся мировоззрение молодых людей. Как самая восприимчивая и динамично реагирующая на все изменения часть общества, подверженная внушению, особенно в рамках неконтролируемого Интернет-общения, молодежь не только не выступает потенциальным гарантом экономической, политической, национальной стабильности в стране, но и сама находится в состоянии отчуждения от социума.

Библиографический список

1. Борисова, Т. П. Социально-психологическая феноменология как методологическая основа изучения профессиональных ожиданий / Т. П. Борисова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 1. - С. 21-23.

2. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга : Сотворение человека печатной культуры / М. Маклюэн. - Киев : Ника-Центр, 2004. - 432 с. - (Сдвиг парадигмы). - ISBN 966-521-295-8

3. Паудяль, Н. Ю. Специфика интерактивной формы бизнес-обучения в современной образовательной среде / Н. Ю. Паудяль, Л. В. Филиндаш // Наука и образование : проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 августа 2014 г. : в 5 ч. Ч. 1. - Тамбов : Консалтинговая компания Юком, 2014. - С.94 - 99.

4. Сергиенко, С. К. Проблемно-аналитическая деловая игра как форма организации деятельности руководителей / С. К. Сергиенко. - М., 2002. - 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.