УДК 004.738.5: 316.77
ЕВ. Филиндаш ДОСУГОВЫЕ ФОРМЫ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ И
ОДИНОЧЕСТВО СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: КОРРЕЛЯЦИЯ ПОНЯТИЙ И СОДЕРЖАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена определению структурных форм досуговой жизнедеятельности студенческой российской молодежи, которые являются своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности, средством влияния на рекреационно-восстановительные процессы. Автор отмечает двойственный характер общения в интернете, заключающийся в сочетании имагина-тивной сферы универсального общения и комфортной индивидуальной углубленности. В статье продемонстрированы уникальность виртуальной среды и возможности коррелировать состояния одиночества и пребывания в социуме.
Ключевые слова: виртуальная среда, имагинативная сфера общения, корреляция, дезап-тация, досуговая деятельность, контент, виджеты.
Elizaveta fitirtash LEISURE FORMS OF INTERNET COMMUNICATION
AND LONELINESS AMONG STUDENTS OF RUSSIAN YOUTH: THE CORRELATION OF CONCEPTS AND CONTENT
Annotation. The article is devoted to the definition of structural forms of leisure activity student of Russian youth, which are a kind of indicator of culture, spiritual needs and interests of a particular person, means the impact on recreational and regenerative processes. The author notes the dual nature of communication on the Internet, consisting in the combination of the imaginative sphere of universal communion and comfortable individual of sophistication. The article demonstrates the uniqueness of the virtual environment and the possibility to correlate the condition of loneliness and stay in the society.
Keywords: virtual environment, imaginative sphere of communication, correlation, dataplace, leisure activity, content, widgets.
Человек реализуется как личность в двух модусах бытия: уединенности и общежитийности. Соотношение этих двух состояний бытия у людей разных социальных статусов, национальностей, возрастных и профессиональных групп не являются константными. Молодежная студенческая страта в этом смысле всегда являет явную специфику.
В период зарождения студенчества, то есть, в средневековье новое молодежное сообщество дает массовые примеры единения учеников на базисных позициях: учебы, идейных поисков, литературных, поэтических поисков, протестных объединений. Отсюда складывается основа для реализации самовыражения на потребности сравнения, что особенно важно для молодых людей, которые утверждаются в жизни, развиваются как индивидуальности. Этот период характеризуется превалированием общественного фактора над личным, чему способствует ряд причин: уровень технической оснащенности, связанный с ограниченным количеством книг, методические приемы и формы обучения, контроль знаний, практические занятия, такие как публичные лекции и экзамены, диспуты, коллоквиумы, состязательные, шутовские, карнавальные мероприятия. Тем не менее, замкнутость, самоуглубленность, связанная с состоянием самостоятельного бытия, необходимая для творческого развития, самопознания, занимает значительное место в жизни думающего, созидающего молодого человека.
Новое время с его технической революцией меняет соотношение личного и публичного в жизни молодого поколения. Начинает занимать более значимое место индивидуальное, для которого
© Филиндаш Е.В., 2015
требуется закрытое для общения время, пространство, способ мышления. Современный этап развития общества характеризуется нарастанием технологической оснащенности и внушаемой концепцией материальных ценностей. В современной России общественные и межличностные отношения выстраиваются на основе прозападно ориентированного рационально-экономического стиля мышления. При этом складывается парадоксальная ситуация, которая заключается в противоречивом, порой непримиримом соотношении материальных и духовных ценностей. Несмотря на относительно высокий уровень материальной жизни и рост благосостояния человека увеличивается степень отчужденности индивидов, возрождается нравственный нигилизм, прогрессирует состояние подавленности, одиночества. «Экзистенция человека неожиданно оказалась бесконечно малой и герметично замкнутой. Личность и ее маленький мирок замкнулись на самих себя, потеряв последнюю надежду на обретение космоса и космического единства » [3, с.105].
Молодой человек, который ищет свое место в экономической системе государства с указанными выше позициями и при этом не имеет еще устойчивых профессиональных связей и поддержки социальных структур, особенно остро ощущает свое зыбкое положение. Нарастание негативных явлений в среде российской студенческой молодежи - беспокойства, тревоги за будущее, отчаяния и т.д. актуализирует проблему одиночества как социального и психологического феномена. Не только будущая профессиональная деятельность, но и организация свободного времени в настоящем актуализирует проблему одиночества молодежи. В наше время социальная дезаптация молодых людей во многом вызвана отсутствием инфраструктуры социальной поддержки, а также упразднением институциональной системы организации и проведения досуга молодежи. Техническая оснащенность современного общества замещает отсутствующие общественно организованные способы реализации свободного времени молодежи.
Досуг как одна из сфер жизнедеятельности молодых людей является наглядным проявлением изменений общественного сознания, связанного с дезинтеграцией духовных процессов, индикатором условий жизнедеятельности, приводящих к замкнутости и необщительности молодого поколения. Свободное время как средство формирования личности молодого человека влияет на рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Кроме того, досуг выступает своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
С целью выявления структуры досуговой деятельности студенческой молодежи в 2013 г. было проведено социологическое исследование. В исследовании принимала участие российская студенческая молодежь, обучающаяся в различных вузах г. Москвы в возрасте от 18 до 23 лет. Всего было опрошено 100 студентов, получающих образование на бюджетной и внебюджетной основе очной и очно-заочной формах обучения. В качестве метода исследования было применено анкетирование.
Данные социологического исследования структуры досуга используются избирательно. Выбраны материалы, позволяющие проследить взаимосвязь феноменов одиночества и коммуникации. Полученные результаты позволяют установить, что в структуре домашнего досуга студенчества доминирует Интернет. Молодые люди подтвердили, что они предпочитают проводить значительное количество своего свободного времени перед экраном компьютера, так как нуждаются в общении. На вопрос о том, чем привлекают студентов социальные сети, были получены ответы, сгруппированные в основные кластеры. Большая их часть (7 из 13) выявляет наличие необходимости взаимодействия с другими респондентами и группами людей по интересам, остальные (6 из 13) свидетельствуют о ценностных предпочтениях молодежи. Ответы, содержание которых связано с темой общения, выделены косым шрифтом: «...уже стало привычкой»; «...почитать ленту новостей»; «общение с друзьями»; «узнать новости от сокурсников»; «послушать музыку»; «посмотреть фильмы или новые серии любимых сериалов»; «получить новую информацию о жизни знакомых»; «поддерживать связь с людь-
ми, которые далеко живут»; «показать себя, выкладывая новые фотографии»; «найти новых знакомых и добавить в друзья»; «передать информацию о себе, сокурсниках, об учебе»; «узнать, что происходит в мире»; «своей многофункциональностью». Таким образом, можно сделать вывод, что современная молодежь активнее всего использует социальные сети для общения: обмена сообщениями, новостями, фотографиями с друзьями, поиска новых знакомых.
Вопросы, направленные на выяснение наиболее популярных социальных сетей Интернета среди студенческой молодежи, позволили получить ответы, свидетельствующие о предпочтениях в этой сфере. Самая популярная социальная сеть среди молодежи - «ВКонтакте», 67 % респондентов пользуются этим ресурсом несколько раз в день. «ВКонтакте» - крупнейшая в Рунете социальная сеть, первый по популярности сайт на территории Белоруссии, второй - в России и на Украине, четвертый - в Казахстане, двадцатый - в мире. Ресурс, который сначала был создан для студентов и выпускников российских вузов, позднее стал позиционировать себя для более широкой аудитории как «современный, быстрый и эстетичный способ общения в сети». Если в январе 2013 г. ежедневная аудитория «ВКонтакте» составила более 43 млн чел., а в январе 2014 г. - около 60 млн чел., а в январе 2015 г. - 70 млн чел. в день.
Эта социальная сеть популярна в связи с довольно обширным набором возможностей. Пользователи могут создавать профиль с информацией о себе, гибко управлять настройками доступа, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ. Кроме возможности писать новые сообщения пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. Под контентом понимается любой материал, размещенный в сети (статьи, изображения, аудио- и видеозаписи). К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудио- и видео записи (в том числе и полнометражные фильмы), граффити и опросы. Возможность «закачивать» на сайт собственные записи и использовать файлы, загруженные другими пользователями, делает «ВКонтакте» одним из крупнейших медиа-архивов Рунета. Из всех имеющихся на сайте файлов пользователь может создавать в своем профиле личную коллекцию записей, при желании группируя их в отдельные альбомы. При этом введено предельное количество для одного альбома - 500 изображений (фото). Многие ресурсы интегрируют функции социальных сетей для получения обратной связи. «ВКонтакте» предлагает сторонним ресурсам использовать специально разработанные инструменты - виджеты - для глубокой интеграции с социальной сетью. Виджеты - это дополнительные инструменты, встраивамые в ресурсы для расширения функционала. Они позволяют встраивать в сайты системы комментариев и опросов, а также дают возможность поделиться ссылкой на материал с другими пользователями и авторизоваться на сайте. Интерфейс «ВКонтакте» доступен более чем на 50 языках; в качестве вариативных предлагаются (имеется в виду стиль представления) «В Союзе», «Дореволюционный». Таким образом, технические возможности «ВКонтакте» позволяют общаться с друзьями, смотреть фильмы, сериалы и передачи, слушать музыку, писать заметки, публиковать фотографии, передавать файлы, а также приобретать вещи. Эта широкоформатная социальная сеть позволяет пользователю удовлетворять разнообразные потребности.
На втором месте по популярности «^куре» - бесплатное программное обеспечение, снабженное текстовой, аудио- и видеосвязью через Интернет между компьютерами. 29 % опрошенных пользуются данной программой постоянно. По данным статьи из Википедии в конце 2010 г. «^куре» имел 663 млн пользователей. «^куре» дает возможность абонентам не только списываться друг с другом, но, что более ценно, созваниваться с друзьями, используя видеосвязь. В этом смысле «^куре» является заменителем живого общения, потому что люди видят друг друга на экранах монитора. Поскольку многие молодые люди не имеют свободного времени для непосредственного общения «вживую», они
используют видеосвязь как способ дистантного взаимодействия.
В настоящее время в среде российской молодежи набирают популярность «Instagramm» и «Twitter». «Instagramm» - это социальная фотосеть, которая функционирует как микроблог, только в фотографиях с комментариями. Этот ресурс пользователи могут использовать как личный фотоархив, бесплатное приложение для обработки с помощью фильтров своих фотографий, передающих конкретные эпизоды жизни, а также дополнительное приложение для распространения фотографий через свой сервис и ряд других социальных сетей. Вначале «Instagramm» являлся приложением компании Apple для мобильных устройств IPhone. Позже «Instagramm» стал так популярен, что его «запустили» в общественное пользование. К концу февраля 2013 г. данный сервис задействовали 100 млн активных пользователей.
«Twitter» (с англ. чирикать, щебетать, болтать) - социальная сеть, созданная для обмена короткими (до 140 символов) сообщениями. Данная система использует SMS, веб-интерфейс, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Характерной особенностью «Twitter» является публичная доступность размещенных сообщений, публикация которых в формате блога называется микроблоггингом. По данным администрации ресурса, в сентябре 2011 г. число зарегистрированных пользователей Твиттера превысило 200 млн чел. «Twitter» является своего рода заменителем личного дневника или ежедневника. Таким образом, люди обмениваются короткими заметками о том, что с ними происходит интересного в данный момент.
Что касается других ресурсов, то данные опроса показывают, что «Facebook», «ICQ», «Одноклассники» и «ЖЖ» теряют свою популярность среди молодежи. Несмотря на то, что «Facebook» в настоящее время является самой крупной социальной сетью в мире, она значительно уступает отечественной социальной сети для общения «ВКонтакте». Интересна история сайта «Facebook». Он был основан в 2004 г. Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете: Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. Первоначально вебсайт с названием «Thefacebook» был доступен только для студентов Гарвардского университета. Вскоре он стал настолько популярным, что регистрацию открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов всех учебных учреждений США, имеющих электронный адрес. Начиная с сентября 2006 г., сайт стал доступным для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. В октябре 2012 г. аудитория «Facebook» составила 1 млрд пользователей. Популярность сайта связана с его широкими возможностями. Он позволяет создавать профиль с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, формировать группы (сообщества по интересам). В 2007 г. посещаемость сайта значительно повысилась благодаря предложению, сделанному сторонним программистам создавать приложения (игры, средства обмена музыкой, фотографиями и т.д.) и зарабатывать на этом. Помимо этого «Face-book» предлагает множество других функций, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать между собой. Среди наиболее популярных - виртуальное подмигивание, фотоальбомы и «стена», на которой знакомые пользователя могут оставлять сообщения. Кроме того, пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части страницы. В то же время, несмотря на богатый спектр возможностей этого ресурса, российская молодежь использует «Facebook» избирательно, преимущественно для общения со своими иностранными друзьями. Другие теряющие значимость среди молодежи упомянутые ресурсы, в том числе мультиязычная социальная сеть «Одноклассники», а также блог-платформа для ведения онлайн-дневников (блогов) и отдельных персональных блогов «ЖЖ» более популярны среди старшего поколения в России [6].
В целом можно констатировать, что благодаря развитию разнообразных коммуникативных
технологий складываются новые виды интернет-общения, которые имеют свои особенности. К преимущественным перед традиционными видами общения характеристикам можно отнести удобство, доступность, быстроту связи, контекстность, ситуативность речевого взаимодействия и т.д. В то же время необходимо понимать, что интернет-общение является производным, дополнительным вариантом непосредственного общения, а перенесение в интернет основной доли общения является отклонением от нормы, называемым компьютерной зависимостью. Технологичные средства коммуникации способствуют уменьшению количества межличностных контактов. Согласимся с тем, что наблюдаемая нами высокая степень вовлеченности молодых людей в различные виды заместительного общения свидетельствует о недостаточности непосредственного реального взаимодействия абонентов, стремящихся восполнить лакуны в этой сфере жизнедеятельности. Хорошо известно, что для нормального самочувствия человек должен постоянно взаимодействовать с представителями духовно близкой ему социальной среды. Однако если человек проводит основное время в виртуальном пространстве, он становится его заложником, приобретает иной опыт коммуникации и остерегается вступать в контакты с подобными себе конкретными людьми в реальной действительности. В условиях интернет-коммуникаций нарастает изолированность, оторванность человека от реального социума.
Для оценки перспективы взаимодействия людей в воображаемом мире возникает потребность ввести понятие «сетевое одиночество», характеризующееся доминированием виртуальных контактов в ущерб реальных. Большое количество контактов с людьми хорошо и мало знакомыми не означает преодоление тоски, отчаяния, одиночества, если это состояние испытывает человек. Точно так же человек может чувствовать себя одиноким в толпе, группе, с друзьями, если он не получает поддержки, участия, сопереживания.
Тем не менее, молодые люди предпочитают общаться в виртуальной среде в силу ряда причин. Поскольку взаимодействие в интернете имеет дистантный и опосредованный характер, человек выбирает цели, средства, мотивы общения, принимает на себя выбранную им роль. В связи с отсутствием телесной представленности интернет позволяет скрывать социальный статус, возраст, пол, национальность, особенности внешности абонентов. Анонимный характер общения затрудняет идентификацию субъектов, изменяет структуру коммуникаций, мистифицирует среду взаимодействия. Размывание границ представлений о своих партнерах позволяет коммуникантам рассматривать друг друга в остраненной перспективе некой промежуточной зоны, лишает общение миметически-психологической основы. Абоненты не сконцентрированы на интересах и проблемах друг друга. Общение выстраивается не как отражение и восприятие частной истории каждого, не как миметическое воспроизведение и эмоциональная отзывчивость, а скорее как конструирование некой модели безучастного взаимодействия по заданным дистантным индифферентным параметрам [5, с. 80].
В целом, можно утверждать, что виртуальная коммуникация в воображаемой инаковой среде выступает как псевдозаменитель реального межличностного общения. Она парадоксальным образом создает прецедент отчуждения людей друг от друга, что способствует нарастанию чувства неудовлетворенности, отчаяния, одиночества. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в информационно-технологичном обществе одиночество утверждается и позиционируется как воплощение образа жизни личности.
С другой стороны, виртуальная воображаемая среда усиливает многообразие духовных интенций человека. Его мир становится иным. Инаковость порождает способность к сопереживанию метаморфоз сознания, обостряет одиночество, сосредоточенность людей на самих себе, замкнутость в себе. Одиночество как интенция воображения сопрягается с понятием погружения в творчество. В психологии воображение рассматривается как особое качество психики, стимулирующее эвристическую образную активность человека, способность сознания создавать образы, идеи, представления.
С точки зрения широкого, культурологического подхода, воображение рассматривается в онтологическом аспекте как способ существования духа, духовной культуры, когда человек прорывается за пределы рациональной, реальной действительности к новому идеальному уровню бытия - духовной свободе, творческой деятельности. Я.Э. Голосовкер, автор концепции имагинативного, т.е., воображаемого абсолюта считает, что созданное воображением утверждается как со-твор-енное бытие [2, с. 188]. Следовательно, виртуальное общение человека, создающего свой воображаемый мир, историю, судьбу, роль по принципу «сам себе режиссер», способствует раскрытию его творческого потенциала. При условии устремленности к идеальному, человек, переходя в имагинативную реальность, преодолевает свое земное эмпирико-прагматическое существование, превосходит себя и прорывается в иной, духовный мир, квинтэссенцией которого является творческая потенция. По мнению Н. Бердяева, в таинстве творчества «происходит трансцензус, в нем разрывается замкнутость человеческого существования» [1, с. 157].
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что человек живет в двух модусах бытия, реализуемых в общении и одиночестве: социальном и уединенном мирах. Отсутствие общения, одиночество часто сопровождается плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одинокие люди, связи которых с окружающими ограничены, прерваны или разорваны, как правило, чувствуют себя несчастными. В то же время одиночество не всегда приравнивается к социальной изолированности индивида: можно находиться среди людей и ощущать свою психологическую изоляцию. Сила испытываемого одиночества не определяется ни временем, в течение которого человек не общается с людьми, ни количеством контактов, ни социальными связями. Переживание состояния одиночества зависит не столько от реальных контактов и отношений, сколько от представления о том, какими они должны быть.
С одной стороны, одиночество сопровождается деструктивными проявлениями. Поскольку одинокие люди чувствуют себя психологически изолированными от остальных, считают себя не способными к межличностному общению, к установлению интимных отношений, таких, как дружба или любовь, они подавлены, находятся в депрессии, испытывают дефицит умений и навыков общения. Именно по этой причине такие люди считают себя малопривлекательными, скучными и ненужными. Подобные особенности нередко сопровождаются отрицательными аффектами: разочарованием, неудовлетворенностью, агрессией, злостью, печалью.
В то же время одинокие люди нередко сами избегают социальных контактов, подвергая себя изоляции. Им присущи импульсивность, чрезмерная раздражительность, страх, беспокойство, ощущение фрустрации. Они пессимистичны, испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей неприятия, огорчений, отрицания, досадных несчастий, а от будущего -худшего. Часто одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, спокойно, бесконфликтно/бесшумно, стараются быть незаметными. Часто у них наблюдается усталый вид и повышенная сонливость. Впечатляет перечень типичных эмоциональных состояний, которые периодически охватывает перманентно /хронически одинокого человека: отчаяние, тоска, нетерпение, ощущение собственной непривлекательности, панический страх, подавленность, скука, утрата надежд, изоляция, жалость к себе, скованность, раздражительность, меланхолия и т.д.
С другой стороны, одиночество концентрирует творческие потенции человека, в том числе разум, волю, эмоции, различные уровни сознания: подсознание, интуицию, свехсознание, и создает условия для превосхождения человека из эмпирического бытия и прорыва во вторую, высшую, «очеловеченную» сферу бытия, называемую духовной, культурной. Созданная в условиях уединения воображаемая жизнь приобретает удвоенный реально-ирреальный характер. Имагинация предстает как реальность воображаемого бытия. Она утверждается в сознании человека как творческая энергия, со-твор-енное бытие, результат работы мысли. Таким образом, творчество, которое предстает как внут-
ренне-экзистенциальная реальность - реальность созданного человеком мира, мира культуры, есть феномен, реализуемый в условиях одиночества. Один из столпов литературы XX в. Ф.Кафка писал: «Для моей работы я должен быть ото всего огорожен даже не «как отшельник», .. .а как мертвец» [4, с. 490].
Определенное исследование позволяет утверждать, что технологические средства организации досуга среди студенческой молодежи так популярны наряду с другими причинами потому, что они позволяют одновременно реализовать стремление человека к общению и иметь возможность сузить свои контакты, создать себе комфортное одиночество.
Библиографический список
1. Бердяев, Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация / Н. А. Бердяев - Париж, 1947. - 287 с.
2. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер - М., 1987. - 354 с.
3. Диденко, В. Д. Восхождение к непостижимому / В. Д. Диденко, В. В. Кортунов. - М., 1998. - 334 с.
4. Кафка, Ф. Собрание сочинений : Процесс. Письма / Ф. Кафка - СПб., 1999. - 615 с.
5. Паудяль, Н. Ю. Актуальные вопросы реновации коммуникативной культуры в условиях информационного общества / Н. Ю. Паудяль, Л. В. Филиндаш // Сервис plus. - 2013. - № 3. - С. 78-86.
6. Рейтинг и описание сайтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://top1000-ru.hotlog.ru/ (дата обращения : 8.04.2015).