УДК 7.04+27-526.62
ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКОГО ТИПА
БОГОРОДИЦЫ «ПРОСИТЕЛЬНИЦА» НА ПРИМЕРЕ ИКОНЫ ИЗ СОБРАНИЯ КОИХМ
П. Н. Белякова1
Обращение к иконописному образу Богородицы «Просительницы» имеет целью определить иконографические особенности указанного типа изображений, а также проанализировать те изменения и трансформации, которые приобрел образ в русской иконописной традиции. Для достижения поставленной цели автор использует сравнительный метод, метод обобщения и анализа, что позволяет проследить трансформацию византийского образа «Параклесис» в иконографический тип «Просительница» в русской иконописи. Обращаясь к исследуемому образу в поздней иконописи, автор впервые дает полное описание и вводит в научный оборот икону XIX века «Богородица Просительница из деисусного чина» из музейного собрания Калининградского областного историко-художественного музея (КОИХМ). Полученные результаты позволяют сделать вывод, что для иконографического типа Божьей Матери «Просительница» характерно ростовое либо поясное изображение в легком повороте без Младенца, с раскрытым свитком в руках. Текст в свитке варьируется в зависимости от смыслового оттенка, которым наполняет образ иконописец, но непременно несет в себе идею покровительства и заступничества Божьей Матери за род человеческий перед своим Сыном.
Ключевые слова: русская поздняя иконопись, иконография, Богоматерь «Просительница», Агиосоритисса, Параклесис, музей, икона.
Во все времена христианской культуры образ Пресвятой Девы Марии был окружен особым почитанием и любовью. В подтверждение этому можно отметить, что современные исследования насчитывают более 700 чтимых канонических типов богородичных изображений. Появлению столь поразительной цифры во многом способствовало утверждение на III Вселенском соборе, который состоялся в 431 году, титула и признания Марии Богородицей.
1 Калининградский областной историко-художественный музей, 236016, Россия, Калининград, ул. Клиническая, 21. Поступила в редакцию 15.04.2017 г. doi: 10.5922/2225-5346-2017-1-4 © Белякова П. Н., 2017
Слово.ру: балтийский акцент. 2017. Т. 8, № 1. С. 46-53.
П. Н. Белякова
Кроме того, широкое распространение почитания Богородицы исследователи связывают с тем, что образ Божией Матери как «вечной Заступницы, способной смягчить гнев Божий» был близок и понятен народному восприятию. В то же время простота каноничных образов, скрывающая в себе безграничное поле смыслов и подтекстов, привлекала богословскую традицию [4], а изображение Пресвятой Девы позволяло художникам, оставаясь в рамках канона, передать всю глубину чувств материнской любви и сострадания к своему Сыну, идею Покровительства и Заступничества Небесных сил за молящихся [2]. Отныне образ Божией Матери получил не только самостоятельное почитание, но и послужил источником вдохновения поэтов и богословов. Великое множество удивительных по своей красоте и символическому содержанию эпитетов и прославлений Богородицы оставили гимно-графические и акафистные произведения. В настоящее время все многообразие ее иконографических типов условно принято делить на четыре основные группы: «Одигитрия» («Путеводительница»), «Оран-та» («Знамение»), «Елеуса» («Умиление») и тип «Акафистный», который выступает как собрание иллюстраций к эпитетам и величаниям Богородицы.
Каждый каноничный образ Богородицы христоцентричен по своему духовному и символическому содержанию. Традиционное изображение Богоматери с Младенцем венчает собой идею Боговоплоще-ния, Спасения и Искупления человеческого рода, соединения тварно-го и нетварного естества в Богочеловеке. Вместе с тем в церковном искусстве встречаются образы Богоматери без Младенца. Один из них — «Агиосоритисса» («Заступница») — представляет собой изображение Богородицы в полный рост, обращенной чаще всего вправо с молитвенным жестом рук, простертых к Небу. Подобный иконографический тип получил свое название по наименованию почитаемой чудотворной иконы из капеллы Агиа Сорос Халкопратийской церкви в Константинополе. К сожалению, иных сведений об иконе не сохранилось. Некоторое представление о святейшем образе Богоматери с этой иконы мы можем получить благодаря списку «Агиосоритиссы Халко-пратийской» в регистре знаменитых чудотворных икон Константинополя на сохранившейся иконе рубежа XI — XII веков из монастыря Св. Екатерины на Синае, изображение которого представлено в книге О. Е. Этингоф «Образ Богоматери» [3].
Со временем образ Богородицы «Заступница» утвердился в составе деисусной композиции, где через символический диалог, который ве-
дут между собой Пресвятая Дева и Иисус Христос, особенно отчетливо стала звучать идея покровительства и моления о Спасении и Искуплении грехов всего рода человеческого.
Принято считать, что икона «Агиосоритисса Халкопратийская» является протографом другого иконографического типа Богородицы — «Параклесис», или «Просительница». Особенностью извода «Па-раклесис» является вложенный в руку Богородицы раскрытый свиток с ходатайственной молитвой ко Христу. Подобное изображение Богородицы размещалось на предалтарных опорах и неизменно сопровождалось изображением образа Иисуса Христа «Милосердного». Такого рода парная композиция была призвана раскрыть символику духовной близости и диалога между Божией Матерью и Сыном. Одним из значимых элементов в данной композиции становится текст в развернутом свитке, призванный «расшифровать» таинство диалога всем молящимся. В исследовании, проведенном М. Н. Бутырским [1], удалось восстановить формулу текста, известную уже к XII веку и употребляемую в различных памятниках церковного искусства:
Прими прошение Матери Твоей, о Божественное и Сострадающее Слово. — Что же Ты просишь, Мать? — Спасения для смертных. — [Они] разгневали Меня. — Будь милостив, Сын Мой. — Но они не покаялись. — Верным милость [даруй] (текст фрески из церкви Св. Никиты в Чучере, близ Скопье, 1316 — 1318 годы, мастера Михаил и Евтихий) [1, с. 212].
Другим вариантом диалога в качестве ответа на молитву-прошение Богородицы мог служить текст в раскрытом Евангелии, которое держит в левой руке Иисус Христос, а правой благословляет.
В русской иконописной традиции иконографический тип Богоматери «Заступница» получил свое осмысление в «Боголюбской иконе Божией Матери» (ок. 1158 — 1174 годов), которая представляет Богородицу в рост, в трехчетвертном развороте вправо с воздетыми в молитвенном жесте руками; в правом верхнем углу, в небесном сегменте — раскрытый свиток с текстом моления ко Христу. Позднее традиционный извод дополняют фигуры святых, предстоящих в молении перед Богоматерью; сюжет дробится и приобретает все новые детали в соответствии с запросами времени и программой стиля эпохи. Все явственнее на передний план проступает вотивный характер образа «Просительницы». По последним сведениям, полученным в ходе реставрационных работ по восстановлению оригинального образа Боголюб-ской иконы Божией Матери, стало известно, что раскрытый свиток в
П. Н. Белякова
руке Богородицы, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были дописаны не ранее XIII века, а сам текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою...») прописан уже в XVIII столетии. Результатом многолетнего проведенного исследования стала экспозиция «Икона XII века Богоматерь Боголюб-ская. 100 лет исследований — ответы реставрации», которую представили в 2015 году в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря.
Возвращаясь к вопросу текста в развернутом свитке в руках Богородицы, отметим: не подлежит сомнению, что надпись со временем приобретает особое значение. В своем исследовании М. Н. Бутырский пишет, что в славянской иконописной традиции текст отличается «значительной вариативностью» и, таким образом, позволяет наделить содержание каноничной композиции определенным смысловым оттенком [1, с. 211]. Чаще всего могут встречаться следующие виды текстов:
Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное;
Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое, ибо аз молю за мир;
Царю Небесный, многомилостивый и премилостивый, Владыко Боже и человеколюбче и всея твари содетелю, господи Иисусе Христе, и всего добра дателю, человеколюбче, Сыне и Боже Мой, услыши молитву рабы Твоея и Матере, приими всякого человека, славящего Тя и Мене, рабу Твою;
Владыко Вседержителю, Сыне и Боже Мой, приклони ухо Твое и услыши молитву Матери Твоея, молящу имя Твое святое, и помилуй.
В XIX веке вновь происходит смысловое обновление образа Богоматери «Просительница» в иконописи. В собрании Калининградского областного историко-художественного музея (КОИХМ) находится храмовая икона «Богоматерь из Деисусного чина», которая представляет собой редкий иконографический тип: Богоматерь «Просительница» с избранными святыми на полях и со сценами праздников Пресвятой Богородицы в клеймах (см. рис.).
Икона выполнена на трех склеенных между собой липовых досках. Образ написан темперными и масляными красками по левкасу, с последующим покрытием фона и полей иконы цветными лаками. В среднике помещено поясное изображение Богородицы в трехчетвертном развороте вправо с раскрытым свитком в левой руке, правая рука перед грудью.
Рис. «Богоматерь из Деисусного чина» из собрания КОИХМ
На Богородице — насыщенного красного цвета мафорий, подбитый зеленым и украшенный золотой каймой с бахромой, из-под ма-фория виден темно-синий чепец и рукав туники. На плечах и челе помещены звезды — символы Приснодевства Богородицы. Личное написано по темно-охристому санкирю с высветлением, придающим объемность лику. Текст в свитке: «Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое [ибо аз молю за мир]». Пространство фона, нимба и полей богато украшено растительным орнаментом и покрыто слоем цветных лаков. Сред-
П. Н. Белякова
ник отделен от полей двойной красно-белой линией, тот же мотив повторяется и в обводке нимба. На полях находятся погрудные изображения избранных святых в круглых медальонах. Подписи к медальонам значительно утрачены, что не позволяет провести атрибуцию святых. Опушь двойная, синего и красного цветов. В целом лаконичность колориту придает использование желтого, красного, зеленого и темно-синего цветов и их оттенков. В то же время подобная цветовая гамма наделяет образ торжественностью и праздничностью. Отличительной особенностью иконы «Богоматери из деисусного чина» из собрания КОИХМ является изображение сцен праздников Пресвятой Богородицы в клеймах, имеющих нестандартную усеченную форму. При более детальном рассмотрении программы построения иконописного образа мы позволили себе выдвинуть предположение, что такая форма клейм в совокупности со столпообразной формой полей представляет собой схематичный образ трехнефного храма. Эта мысль также основывается на утвердившемся представлении о Богородице как символе Церкви Земной. Кроме того, пять изображенных в клеймах сцен из жития Богоматери — это двунадесятые праздники Богородичного цикла, которые утверждены в Православной церкви.
Таким образом, иконографическая программа иконы «Богоматерь из деисусного чина» из собрания КОИХМ представляет собой обновленное восприятие образа Богородицы «Просительницы» в XIX веке. В подобном изводе, который встречается в иконописи на протяжении всего XIX столетия, текст в раскрытом свитке может быть вариативен, но неизменными остаются наличие пяти фигурных клейм со сценами праздников Пресвятой Богородицы. Повторение данного мотива в разных иконах позволяет выдвинуть предположение о новом наполнении символики образа Богоматери «Просительница» не только как Предстательницы и Заступницы за род человеческий пред Спасителем, но и как прообраза Церкви Земной, вместилища соединения Бога с человеком.
Список литературы
1. Бутырский М. Н. Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: происхождение и литургическое содержание образа // Иконостас: происхождение — развитие — символика : [сб. ст.]. М., 2000.
2. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Репринт. изд. СПб., 1914. 2003.
Т. 1.
3. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI — XIII вв. М., 2000.
4. Языкова И. К. Богословие иконы : учебное пособие. М., 1995.
Об авторе
Белякова Полина Николаевна — специалист по экспозиционной и выставочной деятельности художественного сектора ГБУК «Калининградский областной историко-художественный музей» (КОИХМ).
E-mail: nikapolis@yandex.ru
Для цитирования:
Белякова П. Н. Особенности иконографического типа Богородицы «Просительница» на примере иконы из собрания КОИХМ // Слово.ру: балтийский акцент. 2017. Т. 8, № 1. С. 46—53. doi: 10.5922/2225-5346-2017-1-4.
THE INTERCESSOR TYPE OF MARIAN ICONOGRAPHY: ICONS FROM THE KALININGRAD REGIONAL MUSEUM OF HISTORY AND ART
P. N. Belyakova1
1 Kaliningrad Regional Museum of History and Art 21 Klinicheskaja Str., Kaliningrad, 236016, Russia
Submitted on April 15, 2017
Analysing the Intercessor type of Marian iconography, this author identifies the icono-graphic features of such depictions and explores the transformation that the image has undergone in the Russian icon painting tradition. To achieve this goal, the author employs the methods of comparison and generalisation and traces the transformation of the Byzantine image of Paraklesis into the Intercessor iconographic type of Russian icon painting. By examining the image in more recently painted icons, the author produces its first full description and introduces the 19th-century icon 'Mother of God the Intercessor of the Deesis row' from the collection of the Kaliningrad Regional Museum of History and Art. The results of the analysis suggest that the Intercessor type of Marian iconography is characterised by a full- or half-length image, showing Virgin Mary from a distance. She is painted without the Child and holding a scroll. The text on the scroll may vary depending on the shade of meaning the icon painter attempted to convey. However, it always communicates the message of advocacy and intercession of Mother of God for humankind before her Son.
Key words: late Russian icon painting, iconography, Mother of God the Intercessor, Agisoritissa, Paraklesis, museum, icon.
n. H. BeAflKOBa
References
1. Butyrskii, M.N., 2000. The Mother of God Paraklesis at the altar barrier: the origin and liturgical content of the image. In: A.M. Lidov, ed. Ikonostas: Proiskhozh-denie — razvitie — simvolika [Iconostasis: Origins — development — symbols]. Moscow.
2. Kondakov, N.P., 1914. Ikonografiya Bogomateri [Iconography of Mother of God]. Reprint 2003. St. Petersburg. Vol. 1.
3. Etingof, O.E., 2000. Obraz Bogomateri. Ocherki vizantiiskoi ikonografii XI—XIII vv. [The image of the Mother of God. Essays on Byzantine iconography of XI—XIII centuries]. Moscow.
4. Yazykova, I.K., 1995. Bogoslovie ikony [The theology of icon]. Moscow.
About the author
Polina N. Belyakova, Exhibition Specialist, Art Department, Kaliningrad Regional Museum of History and Art, Russia.
E-mail: nikapolis@yandex.ru
To cite this article:
Belyakova P.N. 2017, The Intercessor Type of Marian Iconography: Icons from the Kaliningrad Regional Museum of History and Art, Slovo.ru: baltijskij accent, Vol. 8, no. 1, p. 46 — 53. doi: 10.5922/2225-5346-2017-1-4.