КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИКОНОГРАФИИ ОБРАЗА ИМЕНУЕМЫЙ БОГОРОДИЦА «ТАМБОВСКАЯ»1
М. В. НИКОЛЬСКИЙ
В статье рассматриваются этапы появления и формирования иконографического образа Богородицы в культурфилософском контексте, начиная с первых катакомбных изображений и заканчивая иконами XIX в. В этом контексте предложена модель эволюции иконографии образа Тамбовской Божией Матери. Выявлены культурфилософские аспекты особенностей иконографии на примере образа Богородицы Тамбовской. Рассмотрена и описана структура формирования канона в написании Богородичных икон. Проведен культурфилософский анализ образа Богородицы Тамбовской.
Ключевые слова: иконографическое изображение, иконописный канон, изображение Богородицы, центростремительная композиция, нравственный ориентир.
Известно, что в Русской Православной Церкви насчитывается более семисот иконографических изображений Богородицы и Девы Марии -Матери Иисуса Христа [9]. Как правило, все эти изображения имеют свое название (Кипрская, Владимирская, Казанская, Касперовская, Толг-ская, Тамбовская и т. п.), которое приписывалось иконе по месту ее прославления - территории где, по мнению Православной Церкви, совершено чудо, связанное с иконой, или образ был обретен в том или ином месте. Такое количество икон не случайно, так как почитание Богородицы имеет древние и весьма глубокие богословские корни. Приснодева Мария является Матерью Бога - Богородицей (что обязательно написано на любой Богородичной иконе греческими буквами МР и ОУ). При этом Мария - одна из людей, имеющая обычных земных родителей, - Иоакима и Анну. Следовательно, человек (одна из нас) является Матерью Бога. Данная антиномия дает верующему человеку значительного ходатая перед Богом за земную жизнь, что отражено в многочисленных праздниках, посвященных деяниям Богородицы. Поэтому Богородичная иконография богата и разнообразна, причем как в плане широты иконографического канона, так и в плане инвариантного разнообразия (и выразительности) художественной подачи иконического образа. Последнее мы понимаем как художественно-творческое раз-
1 Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект № 6.1587.2011.
нообразие одного образа. Так, например, известна икона Богородицы Владимирская (XII в.), находящаяся в Храме при Государственной Третьяковской галерее (рис. 1).
_____^ —•.'-.л*--- • ^
Рис. 1. Богородица Владимирская XII в.
(Государственная Третьяковская галерея)
Образ был не раз прославлен в истории Русской Церкви. Во Владимиро-Суздальском историко-художественном и архитектурном музее -заповеднике в городе Владимире хранится список иконы Богоматери Владимирской, приписываемый кисти преподобного Андрея Рублева (рис. 2). В собрании древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи имеется образ Богородицы Владимирской работы Симона Ушакова (рис. 3), выполненный в XVII в. Икона Богоро-
дицы Владимирской современного письма находится в римско-католическом соборе Парижской Богоматери, в городе Париже (рис. 4). Можно привести еще множество примеров списка этого образа, но даже эти иконы свидетельствуют о точном сохранении канонических оригинальных особенностей образа:
- единое архитектоническое и пропорциональное соотношение фона и силуэта фигур Богородицы и Младенца Христа;
- основные красочные и цветовые соотношения;
- иконографическая композиция образа;
- условно-точный размер ковчега и доски иконы.
Рис. 2. Список иконы Богоматери Владимирской.
Конец ХІУ-начало XV в. (Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник)
При этом в каждом указанном иконическом произведении Богородицы Владимирской мы видим следующие оригинальные особенности (относительно самого раннего образца XII в.):
- различная тональная глубина цветовых пятен, так, на рублевской иконе тональная разница между санкирной подкладкой и охрением весьма нюансная, а на иконе Симона Ушакова эти же два пятна контрастны;
- различные цветовые оттенки на иконах, например, темно-вишневый мафорий Богородицы на всех иконах имеет свои оттенки;
- различная манера письма и изображения деталей, так в этом смысле можно увидеть характерные и разные изображения формы глаза и уголков губ на всех иконах;
- различные принципы наложения орнаментов и ассиста на всех иконах, и т. п.
Рис. 3. Список иконы Богоматери Владимирской XVII в. Симон Ушаков. Государственная Третьяковская галерея
Рис. 4. Список иконы Богоматери Владимирской XX в.
Собор Парижской Богоматери
Таким образом, внутри канона авторство икон весьма определимо, но своей целью оно ставит во главу угла не самовыражение иконописца или его своеволие, а ту или иную трактовку известных богословских смыслов, заложенных в иконическом образе.
Если художественно-творческие варианты одного образа определяются авторством конкретного произведения, то каноническое и иконографическое разнообразие определяется эволюционным развитием какого-либо иконического изображения на основе духовных, эстетических и аксиологических предпочтений, сложившихся в различные исторические периоды. Так, известно множество иконических Богородичных изображений, которые идентичны по иконографии, но
имеют различные названия, например, иконы имеющие название «Избавительница» [3] и «Ско-ропослушница» [3, с. 367], или иконы «Корсун-ская» [3, с. 336] и «Акафистная-Зографская» [3, с. 339]. Здесь важен момент и место прославления конкретного памятника в той или иной местности (о чем было указано выше). При этом, зачастую иконы являются списками одна с другой, судя по агиографии и художественно-иконографической идентичности образа. Можно предположить, что выстроенная историческая цепочка от одной иконы к другой укажет на некий иконографический первоисточник. С помощью анализа этой цепочки можно уяснить духовно-эстетические предпочтения наших предков, что, в свою очередь, укажет на иконографические особенности, выражающие духовный смысл того или иного образа (в контексте его иконографического и исторического изменения).
Рис. 5. Тамбовская икона Божией Матери
Одну из Богородичных икон мы знаем как образ Божией Матери именуемый «Тамбовская». Ежегодно, 29 апреля (16 апреля по старому Юлианскому стилю) Русская Православная Церковь совершает памятование, посвященное иконе Бо-жией Матери «Тамбовская» [7]. Икона представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем Христом, сидящим у нее на левой руке (рис. 5). Христос в левой руке держит скрученный свиток, а правая рука сложена в благословляющем жесте, и расположен он в районе ярем-новой впадины у Богородицы (где проходит шейный орнамент рубахи Девы Марии). Ноги у Спасителя согнуты в коленях, а ступни находятся вместе, в трехчетвертном ракурсе к зрителю. Голова Богородицы чуть наклонена к Христу и име-
ет небольшой разворот к зрителю. На головах у Спасителя и Богородицы имеются короны (с обязательными фоновыми нимбами).
Имеются два цветовых варианта иконы: один представляет собой традиционное вишнево-синее сочетание одежд Богородицы и бело-голубое сочетание одежд Христа, а второй - это белые одежды Матери и Сына (с белым же фоном). Последнее цветовое сочетание появилось благодаря серебряному окладу, который впоследствии был отождествлен с общим цветом и тоном образа. На полях ковчега иконы расположены двое святых: по левую сторону (от зрителя) изображение преподобного Алексия человека Божия, а по правую сторону - преподобномученницы Евдокии.
Как гласит церковная история, известное изображение Богородицы Тамбовской появилось в 1692 г., в церкви св. Архидиакона Стефана, именуемой Уткинскою, где находится (находилась) чудотворная икона Богоматери Тамбовская. Икона стоит (стояла) в придельном Храме, в иконостасе на левой стороне как местная икона; изображается она как Ильинская-Черниговская [3, с. 137].
История и жизнеописание Питирима Тамбовского указывает, что святитель поставил небольшого размера икону - список с чудотворной иконы Божией Матери, называемой Ильинско-Черниговскою, при въезде в город с юго-западной стороны. Этот образ отдается святителем во вновь отстроенную небольшую деревянную приходскую церковь с дописанными на ней Алексием человеком Божием и преподобномученницы Евдокии. Есть версия, что святитель Питирим Тамбовский сам дописал этих предстоящих на образ Ильинской-Черниговской. «Первоначальное чудесное прославление этой святыни признается совершившимся при самом ее жертвователе -святителе Питириме, в 1692 г., вероятно, с того времени благочестивые почитатели стали называть ее Тамбовскою чудотворную иконою Божией Матери» [8].
Из источников становится ясным, что Богородица Тамбовская идентична иконе называемой Ильинской-Черниговской (рис. 6). При сравнении двух этих икон мы видим, что разница только лишь в том, что на Тамбовском образе имеются предстоящие святые и небольшие отличия в изображении венцов на головах у Христа и Богородицы, а также небольшая разница в жестах и наклонах головы (современное изображение Богородицы Тамбовской в белых одеждах, а мы знаем, что изначально эта икона была в цветных облачениях, но эта разница появилась уже в XIX в.). Поэтому можно утверждать, как истори-
чески, так и иконографически, что Богородица Тамбовская является списком с Ильинской-Черниговской.
Рис. 6. Икона Божией Матери Ильинская-Черниговская
Известно, что икона Божией Матери, носящая название Ильинская-Черниговская, находилась в Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова и написана в 1658 г. монахом Геннадием (в миру Григорий Константинович Дубенский). Образ был прославлен многими чудесами, 24 из которых описал святитель Дмитрий Ростовский в своей книге «Руно орошенное» [3, с. 138]. Наряду с этим образом, известны такие списки Черниговского образа, как «Черниговская-Гефсиманская», «Черниговская-Елецкая».
Судя по всему, изображения Богородицы Черниговской получили свое начало от образа «Одигитрии-Смоленской» (рис. 7). Историческое предание гласит, что Византийский император Константин IX Мономах в 1046 г., этим образом благословил царевну Анну - свою дочь на замужество за черниговского князя Всеволода Ярославовича. Образ Богородицы Смоленской был вместе с царевной Анной в ее путешествии из Константинополя в Чернигов. Поэтому икона имеет название Одигитрии (что значит Путеводи-тельница). Перед этой иконой Церковью рекомендовано молится иконописцам (как истинное вождение по морю житейскому).
После смерти князя Всеволода образ достался его сыну, князю Владимиру Мономаху, он перенес икону в Смоленск, установив образ в соборе Успения Богородицы. С того времени икона стала называться Смоленской. Известно более 14 списков Богородицы Смоленской, считающихся церковью чудотворными.
Рис. 7. Икона Божией Матери Одигитрия-Смоленская
С точки зрения иконографической идентичности образ весьма схож с Черниговской иконой, отличаясь лишь тем, что на Смоленском образе отсутствуют венцы, ступни у Христа разноосны и немного отодвинуты друг от друга, и, главное, голова Богородицы прямая без наклона ко Христу и больше обращена на зрителя. Традиция относит эту икону к Одигитрии, который по преданию написал Евангелист Лука, где сама Божья Матерь и Младенец обращены прямо к зрителю [8, с. 32].
Богородица Одигитрия стала основой для таких канонических образов, как Иверская (рис. 8) и Тихвинская (рис. 9). Безусловно, мы не можем утверждать, что это прямые списки с единственного образа Одигитрии, но очевидно, Иверская и Тихвинская иконы Богородицы являются прямым продолжением образа Одигитрии. Ю. Г. Бобров, наряду с другими исследователями утверждает, что Одигит-рия является одним из самых популярных и древнейших типов, относящихся к византийскому искусству [1], а два образа Иверской и Тихвинской продолжают эту традицию.
Рис. 8. Икона Божией Матери Иверская
Образ Богоматери Тихвинской (рис. 9), который изначально имел название Перивлепты (Прекрасной), имеет мягкую пластику фигуры, как у Богоматери Тамбовской, со слегка наклоненными головами Христа и Богородицы друг к другу. Образ Богородицы Тихвинской имеет одну характерную особенность - ступня Младенца Христа повернута пяткой на зрителя. Образ прославлен как Тихвинская в силу того, что по учению церкви, чудесным образом оказался близ города Тихвина в 1383 г.
Рис. 9. Икона Божией Матери Тихвинская
Изображение, носящее название Иверской Божией Матери (рис. 8), идентично с Одигитрией, но голова у Богородицы также наклонена, как и у Тихвинской. Спаситель левой рукой держит свиток за его торцевую часть. Сам образ Иверской Богородицы сохранил черты византийского строя (на щеке у Богородицы изображается небольшой порез, из которого истекают капельки крови. Образ стал почитаться в Иверском монастыре на Афоне с XI в. (где находится с 999 г.); еще эту икону называют Вратарницею-Портаитиссою. В царствование Алексея Михайловича, при патриархе Никоне, 13 октября 1648 г. (стар. стиль), в Москву привезен был список с чудотворной иконы, который ничем не разнится от подлинника: ни длинно, ни шириною, ни ликом [3, с. 104].
Таким образом, мы видим, что все три образа Черниговской, Иверской и Смоленской икон в целом мало отличны от Одигитрии. Основным отличием является слегка наклоненная голова Богородицы к Младенцу Христу. В остальном имеется разница лишь в стилистических особенностях и небольших духовных акцентах. Точный
древний канон сохраняет только Богородица Смоленская, но она и сохраняет в своем полном названии имя Одигитрия (т. е. Путеводительни-ца). Это утверждение указывает на наличие в вышеуказанных образах устойчивого канона, который характеризуется сформированностью канонического языка в православном иконописании. На самом деле было и остается множество икон, идентичных вышеперечисленным Иверской, Тихвинской и Черниговской, это: Иерусалимская, Попская, Одигитрия Ксенофская, Венская, Чен-стоховская (до переписания), Римская или Лидд-ская, Старорусская, Любеческая-Киевская, Пименовская, Немецко-Молдавская, Федотьевская, Влахернская, Казанская-Тобольская, Колочская, Чирская (или Псковская), Святогорская, Югская, Предвозвестительская, Грузинская, Черниговская-Евсиманская, Домницкая, Кукузелиса, Крупецкая, Корсунская, Акафистная-Зографская, Смоленская под Ярославлем, Руденская, Избавительница, Скоропослушница, Благоуханный цвет, Дама-скинская, Барловская, Озерянская, Ктиторская или Алтарница, Живоприятная, Молдавская-Румынская, Находящаяся над вратами, Вразумившая Экклезиарха, Косницкая в Македонии, Икона Божией Матери в Григорианском монастыре, Сосновская, Ладинская, Владимиро-Волынская Мстислава и т. д. (иконы перечислены по дням празднования от начала индикта). Также имеются образы, которые идентичны Одигитрии, но в зеркальном отображении.
Из вышеизложенного становится ясным, что имеется изначальный образец, который дал основу для всех этих изображений, и это так называемая Одигитрия - одно из трех изображений, которое церковное предание приписывает Евангелисту Луке (наряду с иконографическим типом Умиление и изображением Богородицы в полный рост и без Божественного Младенца). Сами памятники, выполненные Лукой, до нас не дошли, имеются только списки со списков, выполненные позже. Так, выдающийся исследователь иконографии Богородицы Н. П. Кондаков приводит наиболее раннее изображение Одигитрии, относящееся в VI в. из Евангелия Рабулы [5] (рис. 10).
Если иконография Богородицы Одигитрия появляется около XII века (по крайней мере, на Руси -история замужества дочери византийского императора Анны и Всеволода Ярославовича), то образцы типа Одигитрии-Смоленской появляются двумя столетиями ранее. «...к X веку стали складываться поколенные и поясные варианты Одигитрии, ставшие главным прототипом иконописного образа», -как утверждают Ю. Г. Бобров [1, с. 212].
Рис. 10. Изображение Божией Матери с Младенцем в кодексе Рабулы (VI в.)
С IX в. появляются прообразы поколенных и поясных образов - это Богоматерь, сидящая на троне, где она изображена фронтально, а Богомла-денец может быть в легком ракурсе к зрителю как со свитком, так и без него. Такие образцы сохранились до наших дней в русской иконографии -это Богородица Кипяжская, Вутиванская, Печерская (рис. 11), Свенская-Печерская, Ярославская-Печерская, Домостроительница, Испанская, Сицилийская и Кипрская (рис. 12). Также к древнейшим относятся изображения Богоматери, стоящей в рост, известные с VI в. (рис. 10). Русская иконография также сохранила эти образы. Мы знаем их как Богородица Максимовская, Моденская, Миро-жская (рис. 13), всех скорбящих Радость (рис. 14), Валаамская (рис. 15) и т. п.
Рис. 11. Икона Божией Матери Печерская
Рис. 12. Икона Божией Матери Кипрская
Рис. 1Э. Икона Божией Матери Мирожская
Рис. 14. Икона Божией Матери Всех скорбящих радость
Рис. 15. Икона Божией Матери Валаамская
До образов Богоматери, стоящей в рост или сидящей на троне, т. е. «до середины V в. иконография Богоматери ограничивалась сюжетами повествовательными, так как еще отсутствовала потребность в молельных иконах» [1, с. 208]. Множество подобных изображений появилось в V в. после III Вселенского Собора в Эфесе (431 г.), так как «Церковная история не знает другого, более раннего факта, свидетельствующего о начавшемся церковном культе Богородицы» [4].
Известно, что в начале XX в. был найден дом на горе, рядом с г. Эфес (современная Турция -побережье Эгейского моря), где по преданию прожила 11 или 13 лет перед своим успением Пресвятая Богородица, которую сюда привез Апостол Иоанн Богослов (рис. 16), о чем свидетельствуют исторические документы, датируемые седьмым столетием. То же самое утверждают более поздние историки, такие как Корнилий, Лапи-де, Серри, Тилленент, Баиллет, Беноит и др. [10].
Рис. 16. Дом Богородицы в Эфесе (Турция)
Современные археологические исследования подтверждают исторические данные о месте проживания Богородицы в Эфесе, в доме «Святой Марии» (рис. 17). Впервые дом был обнаружен в 1881 г. католическим священником Жульеном Гойе (рис. 18).
Рис. 17. Современный интерьер дома Богородицы в Эфесе (Турция)
ДВЕРЬ — 6т —
ПЛАН ЦЕРКВИ
Рис. 18. План дома Богородицы в Эфесе (Турция)
Со времени Эфесского собора появляется множество Богородичных икон, но это не значит, что до этого времени изображений Богородицы не существовало. С этого момента, а точнее «После решений Халкидонского и Эфесского соборов (V в.) культ Богородицы утвердился в Константинополе, куда в 458 г. из Иерусалима был перенесен мафорий Богоматери и положен во Влахерн-ском Храме» [1, с. 208].
Изначально известные изображения Богородицы мы находим в Римских катакомбах уже в первых веках христианства. Одно из первых таких изображений Девы Марии мы встречаем в римских катакомбах св. Присциллы в Риме, где изображен пророк перед Божией Матерью с Младенцем (рис. 19). Со второго века уже «явно сла-
беет или вовсе отходит художественная манера и заменяется иконописным мастерством» [6], но пока «разработка фигуры носит характер небрежной манеры спешной работы» [6].
Рис. 19. Пророк перед Божией Матерью с Младенцем. II в. (Катакомбы св. Присциллы в Риме)
Все первые христианские художники, выполнявшие подобные изображения, прошли эллинскую художественную школу, так, выдающийся исследователь иконописи Федор Буслаев указывает на то, что «древнехристианские художники, воспитанные на античных преданиях классического искусства, усвоили себе тот стиль, образцы которого сохранились в Геркулануме и Помпеи» [2].
Безусловно, что смысловое содержание античных и христианских изображений было различным, но сама художественная форма весьма схожа в силу того, что специальный художественно-иконописный канон вырабатывался не одно столетие (сформировавшись приблизительно к XII в.). Так, например, роспись в доме Паквия Прокула, что в Помпеях, имеет портретное изображение хозяина дома и его жены (рис. 20), которое идентично любому, так называемому фа-юмскому портрету. Как следствие, подобные изображения идентичны катакомбным портрет-
ным росписям, за исключением лишь того, что христианская роспись выполнена «спешно».
Рис. 20. Портрет Паквия Прокуло и его жены (Фреска из дома в Помпеях. Италия)
Поэтому есть утверждение, что первые изображения носят повествовательный характер. В целом, все катакомбные Богородичные изображения можно разделить на четыре основных типа, это: Богородица без Младенца, Мария держит Младенца перед собой, Младенец сидит на левом колене у Марии, Младенец с левой стороны у Марии. Все эти изображения были в полный рост, как во фресковой живописи, так и в мозаике.
Мы рассмотрели все основные этапы развития Богородичной иконографии, начиная от катакомбных изображений и заканчивая современными иконами XIX и XX вв. На основании вышеизложенного можно выявить некоторые куль-турфилософские закономерности и особенности, имеющиеся в цикле Богородичных изображений. Для наглядного выражения этих особенностей и закономерностей сформирована модель эволюции иконографии образа «Тамбовской Божьей Матери» (рис. 21), где рассматриваются исторические и иконографические взаимовлияния Богородичных образов, начиная от первых изображений и заканчивая иконами нового времени.
Рис. 21. Модель эволюции иконографии образа Тамбовской Божией Матери
Одним из наиболее значительных и первых видов был так называемый Богородичный цикл икон, который появился (как гласит предание) из-под кисти Евангелиста Луки и стал базой для последующего формирования Богородичной иконографии. Первые Богородичные изображения можно рассматривать как чисто повествователь-
ные сюжеты, где в самих образах отсутствует понятие каноничности или понятие художественно-богословского наполнения, но при этом присутствует некий повествовательный рассказ о Деве Марии или о событии. Такие изображения мы находим в катакомбах Ш-ГУ вв., где Богородица изображена в полный рост или сидящей на
троне. Как правило, это: 1 ) Мария держит Младенца перед собой; 2) Младенец сидит на левом колене у Марии; 3) Младенец с левой стороны у Марии; 4) Богородица без Младенца. На основе этих изображений начинает формироваться иконописный канон, который определяется как неустойчивый. К нему можно отнести (впоследствии прославленные) иконы типа Печерской, Кипрской, Кипяжской, Домостроительницы, где Богородица сидит на престоле. Богородица, стоящая во весь рост, известная особенностями своей иконографии с V в., в русской школе имеется на иконах типа Максимовской, Моденской, Мирожской, Валаамской. В этих (ростовых и сидящих на троне) образах намечается тенденция поворотов ликов Христа и Богородицы друг к другу, хотя они относятся к одному изначальному иконографическому типу - Одигитрия (Путеводи-тельница).
На этапе неустойчивого канона уже появляются так называемые поколенные и поясные образы, на основе которых формируется образ Одигитрии-путеводительницы, известный как список под названием Смоленской с этого времени (XII в.) начинает формироваться устойчивый канон, который определяет известные поясные иконы, такие как Иверская, Черниговская, Тихвинская и т. п. Более частные и поздние сюжеты являются производными изображениями от основных изображений, которые зачастую практически не отличаются от первоисточника, за исключением отдельных элементов, так как это списки с первоначального образа, к таким изображениям относятся образы Ильинской-Черниговской и Тамбовской икон Богородицы. В этих иконах мало иконографических различий (в основном, это манера исполнения и небольшие богословские акценты), но иконописные списки отличает агиографическая наполняемость, а также различные чудеса и события, связанные с этим образом. Так, икона Тамбовской Божьей Матери, списки с которой до сего дня имеются в г. Тамбове, отмечена многими чудесами и исцелениями от этого образа по молитвам православных христиан, как считает Русская Православная Церковь.
Итак, на модели эволюции иконографии образа Тамбовской Божией Матери (рис. 21) явно прослеживаются следующие закономерности:
- Эволюционирование Богородичного образа с первых икон до сегодняшнего дня указывает на стремление к фрагментарности - ближе к ликам (первые изображения были ростовыми, затем поколенные и поясные изображения), что свидетельствует о движении от повествователь-
ности к каноничности и от чисто номинального прочтения образа к его рассматриванию и созерцанию
- Лики Христа и Богородицы на иконе в процессе формирования иконописного канона становятся все более и более обращены друг к другу, что свидетельствует о центростреми-тельности композиции (также многие элементы в Богородичных иконах становятся соподчиненными центру). Эта композиционная особенность в иконе дает возможность зрителю концентрировать внимание на главном - горнем мире, путь к которому указывает иконическое произведение (с помощью концентрических построений с условным центром на лбу у воспринимающего образ). Так, икона становится нравственным ориентиром для человека.
- Появление канона в иконе совпадает с ее прославлением и, как следствие, именованием конкретных иконических произведений. Таким образом, каноническая икона имеет конкретный источник и непосредственный аутентичный художественный прообраз, что позволяет сохранять иконописный канон во времени и сохранять его из произведения в произведение. Данная закономерность сохраняет историческую и духовную истину в иконических списках до наших дней без каких-либо искажений и домыслов, что дает возможность зрителю соприкоснуться с древними непреходящими ценностями, которые хранит и проповедует Православная Церковь.
- Образ Тамбовской иконы Божией Матери является прямым продолжением древних икони-ческих образцов, которые трансформировались в образ Одигитрии как иконографический тип, давший начало одним из наиболее значительных икон в плане почитания и иконографической значимости. Подобная закономерность определяет образ Богородицы Тамбовской как иконографического памятника, вобравшего в себя лучшие и древнейшие иконографические традиции, впитавшие благочестие многих веков христианства и Русского Православия (рис. 22).
Предпринятый культурфилософский и иконографический обзор эволюции образа Богородицы Тамбовской объясняет основной тезис сути уставного Православного иконописания - свидетельствовать о Боговоплощении. В любой почитаемой и известной иконе (в частности Богородичной) имеется напечатление первохристианских апостольских образцов, благочестие и духовные идеалы многих веков христианства и глубокая художественно-эстетическая традиция, сформированная многими поколениями изогра-
фов. Данное триединство определяет образ Богородицы с Младенцем как уникальный феномен духовной культуры общества.
Рис. 22. Икона Божией Матери Тамбовская Литература
1. Боров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи (малая история культуры). СПб., 1996.
2. Буслаев Ф. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М., 1997.
3. Земная жизнь Пресвятой Богородицы / сост. С. Снессорева. Ярославль, 1999.
4. Карташев А. В. Вселенские Соборы. Клин, 2002.
5. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: в 2 т., К., 2009. Т. 1.
6. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: в 2 т., К., 2009. Т.2.
7. Православный церковный календарь 2012. М., 2012.
8. Тамбовская икона Божией Матери / сост. сб. иерей В. Ф. Евсеев, Л. В. Пинчук. Тамбов, 2004.
9. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной церкви. М., 2007.
10. Keskin Naci. Эфес. Istanbul: Keskin Color Kart-postalcilik San ve Paz. A.C., 2009.
* * *
CULTURAL PHILOSOPHIC ANALYSIS OF THE ICONOGRAPHY OF THE IMAGE CALLED THE «TAMBOV» MOTHER OF GOD
M. V. Nikolsky
In article stages of emergence and formation of an iconographic image of Mother of God in a cultural philosophic context are considered, starting with the first catacombs images and finishing icons of the XlXth century. In this context the model of evolution of an iconography of an image of Tambov Mother of God is offered. Cultural philosophic aspects of features of an iconography on the example of an image of Tambov Mother of God are revealed. The structure of formation of a canon in writing of Mother of God's icons is considered and described. The cultural philosophic analysis of an image of Tambov Mother of God is carried out.
Key words: iconographic image, icon-painting canon, image of Mother of God, center rapid composition, moral reference point.