ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15291. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15291.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15291
УДК 159.942.33
Садыкова Гульфия Рустамовна,
магистрант кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбург ский государственный педагогический университет», г. Оренбург golfik88@mail.ru
Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью. Обобщены эмпирические данные, и описаны уровни идентификации эмоций.
Ключевые слова: идентификация эмоций, когнитивно-перцептивные процессы, подростки с умственной отсталостью.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Проблемы общения лиц с отклонениями в развитии и их способностей к взаимодействию с социальным окружением приобретают все большую значимость в теории и практике современной специальной психологии. Актуальность этих вопросов обусловлена наличием противоречия между высокими требованиями общества к характеристикам взаимодействия современной личности и сниженным уровнем способностей у лиц с отклонениями в развитии для успешного взаимодействия с социальным окружением, вызванным дизонтогенезом [1].
По мнению многих авторов, наиболее уязвимой категорией лиц с ограниченными возможностями здоровья являются подростки с умственной отсталостью, процесс включения которых в жизнь общества отягощен недоразвитием всех сложных форм психической деятельности, недоразвитием способностей к осуществлению социального взаимодействия. Способность к взаимодействию - важнейшая составляющая социально-психологической адаптированности личности, гарантирующая ей определенную самостоятельность и жизнеспособность.
Среди психологических детерминант трудностей взаимодействия с социальным окружением у подростков с умственной отсталостью выделяют способность к идентификации эмоций. Эмоции, выполняющие регулирующую функцию во взаимодействии между людьми, предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям [2]. Эффективное взаимодействие невозможно без адекватного восприятия и понимания эмоций, которые испытывает собеседник. Идентификация эмоций служит основой для обратной связи, регулирующей сам процесс общения [3].
Известно, что механизм идентификации на социальном уровне развивается в общении и прививается через присвоение ребенком идентифицирующего поведения путем подражания. Развитие способности к идентификации дает детям возможность различать и распознавать эмоции и чувства, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением. А. М. Щетининой в результате специально проведенного исследования установлены уровни понимания эмоциональных состояний человека [4]:
I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15291. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15291.htm. - ISSN 2304-120X.
II уровень - ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; б) словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния, с трудом выбирают из предложенных экспериментатором, т. е. с подсказкой.
III уровень - словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором (выбирают форму прилагательного) или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние.
IV уровень - осмысливание в форме описания: а) дети самостоятельно правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее описание.
V уровень - осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуаций; в) проявляют эмпатию - «оречевляют» персонажа (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку (в виде восклицаний, высказываний, имитации воспринимаемой экспрессии).
Таким образом, понимание эмоций и эмоциональных состояний человека может быть представлено разными уровнями: неадекватный (I уровень), ситуативно-конкретный (II уровень), уровень словесного обозначения и описания экспрессии (III уровень), уровень осмысливания в форме описания (IV уровень), уровень осмысливания в форме истолкования и проявления эмпатии (V уровень). Последние уровни характерны для старших дошкольников и младших школьников, т. е. младшие школьники с нормальным развитием понимают эмоции, поведение другого человека по внешней экспрессии, способны осмысливать эмоции и описывать их, проявлять эмпатию, однако это имеет отношение преимущественно к простым, доступным для понимания в этом возрасте эмоциям. Далее происходит развитие способности к идентификации эмоций на основе развития когнитивно-перцептивных процессов, расширения и усложнения знаний об эмоциях, приобретения опыта взаимодействия.
Подростки с умственной отсталостью находятся в невыгодном положении, так как их специфические характеристики препятствуют спонтанному усвоению значительного числа умений и навыков. Формирование механизмов восприятия, понимания и познания партнера по общению, развитие когнитивно-перцептивных процессов у подростков с умственной отсталостью требуют специальных условий и целенаправленных воздействий. Необходимость в решении данной задачи очевидна, так как достижение социально-психологической адаптированности и социальной интеграции личности предполагает наличие опыта и навыков социального взаимодействия, успешность которого зависит в том числе и от процесса восприятия, понимания, распознавания и идентификации эмоций, обеспечивающих взаимопонимание и эффективность коммуникации.
Недоразвитие когнитивно-перцептивных процессов и саморегуляции, примитивность реакций, негибкость в выборе стратегий взаимодействия, неразвитость социальной перцепции, трудности в идентификации эмоциональных состояний партнеров по общению затрудняют развитие межличностного взаимодействия подростков с умственной отсталостью, приводя к культуральной депривации.
Когнитивно-перцептивные процессы подростков с умственной отсталостью имеют свою специфику, детерминирующую недоразвитие идентификации эмоций. Недоразвитие познавательной деятельности у подростков с умственной отсталостью ведет к нарушениям когнитивных механизмов, принимающих участие в процес-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15291. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15291.htm. - ISSN 2304-120X.
се идентификации эмоций. Развитие способности к идентификации эмоций происходит на основе развития когнитивно-перцептивных процессов, расширения и усложнения знаний об эмоциях, приобретения опыта взаимодействия.
Основными проявлениями трудностей идентификации эмоций у детей и подростков с умственной отсталостью авторы считают неумение различать лица на картинках (Э. А. Евлахова), неспособность различать сходство при попытке их узнавания [5], ошибки смешения мимических выражений при их распознавании, где одно эмоциональное выражение распознается как другая эмоция [6], неспособность к тонкой дифференциации, которая обусловлена недостаточно сформированным уровнем концептуального мышления. Низкий уровень идентификации эмоций обусловлен недостаточно сформированным эмоциональным опытом, слабостью эмоциональной рефлексии, недостаточностью перцептивной чувствительности при социальных контактах [7], негативным опытом восприятия партнеров по общению [8].
Когнитивно-перцептивные процессы у подростков с умственной отсталостью отличаются спецификой восприятия, а именно замедленностью темпа, значительным сужением объема воспринимаемого, выраженной недифференцированностью, недостаточной активностью восприятия [9].
При изучении когнитивно-перцептивных процессов ряд авторов (О. К. Агавелян, М. Г. Агавелян, С. З. Стернина, Ж. И. Намазбаева и др.) приходят к выводу, что при восприятии и понимании невербального поведения людей подростки с интеллектуальной недостаточностью делают ошибки, связанные с шаблонностью, фрагментарностью восприятия. Такая стереотипность влечет за собой непонимание оттенков выражений эмоций и смыслов, что искажает весь процесс социального восприятия и понимания [10].
Специфичность и недоразвитие когнитивно-перцептивных процессов в идентификации эмоций подростков с умственной отсталостью не позволяют успешно идентифицировать как свои эмоции, так и эмоции других людей. Это мнение, а также отсутствие четких представлений о характере взаимосвязи когнитивно-перцептивных процессов и идентификации эмоций у умственно отсталых в младшем подростковом возрасте обусловили необходимость проведения экспериментального исследования.
В настоящей статье мы представим некоторые результаты проведенного нами исследования, направленного на определение специфики идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами младших подростков с умственной отсталостью.
Одной из гипотез нашего исследования было предположение, что недоразвитие когнитивно-перцептивных процессов, свойственное лицам с умственной отсталостью, определяет трудности у подростков в идентификации эмоций на уровне осмысливания в форме описания и истолкования и проявления эмпатии, при этом будет обнаруживаться способность к распознаванию преимущественно простых (базовых) эмоций, а необходимыми факторами успешной идентификации будут являться модальность эмоции и тип изображения.
Исследовательскую выборку составили 50 респондентов. Из них 25 респондентов - младшие подростки с умственной отсталостью, учащиеся специального коррекционного общеобразовательного учреждения VIII вида в возрасте 12-13 лет, из них 14 мальчиков и 11 девочек, - экспериментальная группа. 25 респондентов -младшие подростки, учащиеся средней общеобразовательной школы, в возрасте от 11-12 лет, среди которых 15 мальчиков, 10 девочек, - контрольная группа.
Для разностороннего изучения аспектов идентификации эмоций нами были подобраны методики, позволяющие получить информацию об исследуемом процессе
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15291. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15291.htm. - ISSN 2304-120X.
на основе различного по характеру диагностического материала (типу изображения эмоции): пиктограммы (методика «Эмоциональная пиктограмма» Е. И. Изотовой) и фотографии (методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой) [11], сюжетные картинки. Для диагностического исследования был подобран комплекс методик, который позволяет выявить индивидуализированные представления подростков об эмоциях, их знания о проявлениях эмоций, особенности идентификации эмоций подростков. Так как идентификация эмоций окружающих осуществляется по внешним проявлениям эмоции: мимике, пантомимике, поведенческим реакциям, мы использовали методику «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой [12], которая дает нам представление об эмоциональном опыте подростка, о форме его эмоционального реагирования. Для диагностики когнитивных компонентов эмоционального развития мы использовали методику «Эмоциональная пиктограмма» Е. И. Изотовой, позволяющую изучить особенности развития общения подростков, оценить невербальное поведение и сформированность социальных эмоций (методика «Невербальная коммуникация» В. А. Лабунской, Л. А. Регуш; методика «Изучение социальных эмоций» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной [13]).
Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием надежных и апробированных в психологии методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов.
Анализ результатов экспериментального исследования позволил сделать следующие выводы.
Младшие подростки с умственной отсталостью более точно идентифицируют базовые эмоции по схематичным изображениям (пиктограммы), по сравнению с реалистическими (фотографии), испытывают затруднения при восприятии и понимании сложных эмоций: не точно распознают по экспрессии удивление и страх (часто удивление определяют как страх), не знают такие эмоции, как презрение и отвращение. У младших подростков с умственной отсталостью выявлены трудности в опознании и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) по всем модальностям, в установлении соответствий эмоциональному содержанию по сюжетным ситуациям социального взаимодействия и низкий уровень понимания эмоционального процесса. У младших подростков с умственной отсталостью обнаружилась способность к распознанию только простых (базовых эмоций) и затруднена идентификация сложных эмоций, а качество идентификации эмоций зависит от характера предъявляемого материала и контекстуальности.
Таким образом, младшие подростки с умственной отсталостью могут адекватно оценить по экспрессии лишь наиболее понятные им эмоциональные состояния, что связано с недостаточной дифференцированностью эмоций. Как известно, диапазон переживаний умственно отсталого подростка невелик: они испытывают либо удовольствие (радость), либо неудовольствие (грусть, злость) (С. Я. Рубинштейн) [14], а дифференцированных эмоциональных проявлений почти нет. Мы можем сделать вывод о том, что в основном эмоциональные состояния адекватно оцениваются подростками с сохранным интеллектом, а подростки с умственной отсталостью в связи с особенностями восприятия адекватно воспринимают лишь наиболее понятные им эмоции.
У младших подростков с умственной отсталостью в сравнении с подростками с сохранным интеллектом страдают такие механизмы идентификации эмоций, как восприятие экспрессии (низкий уровень выявлен у 36% подростков) и понимание эмоций (низкий уровень выявлен у 60% подростков). Достоверность различий по
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15291. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15291.htm. - ISSN 2304-120X.
показателям восприятие экспрессии и понимание эмоций между двумя группами подтверждена U-критерием Манна - Уитни (р < 0,01).
Выявлен низкий уровень идентификации эмоций (44% подростков), который характеризуется затруднениями в комплексной интерпретации эмоциогенных ситуаций всех модальностей. Значительные затруднения возникают в дифференциации эмоций. Различия идентификации эмоций у подростков с умственной отсталостью и с сохранным интеллектом достоверны (р < 0,01).
Представления об эмоциональном процессе не соответствуют возрастной норме (низкий уровень выявлен у 72% подростков). Высокого уровня по данному показателю у подростков с умственной отсталостью не обнаружено. Подростки недостаточно ориентируются в совокупности эмоциональных признаков различных модальностей и не соотносят их с причинами и последствиями возникновения. Достоверность различий подтверждается U-критерием Манна - Уитни (р < 0,01).
У младших подростков с умственной отсталостью слабая способность произвольного выражения эмоций (низкий уровень выявлен у 72% подростков), имитация по образцу (фотоэталон) только простых эмоций (радость, грусть, страх, злость).
Недостаточно развита социальная перцепция (низкий уровень выявлен у 52% подростков). Подростки с умственной отсталостью не отличаются способностью понимать эмоциональное состояние, намерения, ожидания других людей в ситуациях общения. С помощью жестов, движений и поз младшие подростки не вполне способны выражать свое отношение к происходящему. Не привлекают собеседников умением передавать оттенки своих чувств и не адекватно определяют изменения настроения других людей.
Недостаточно сформированы социальные эмоции и эмпатия. Отрицательное отношение к сверстникам (выявлено у 20%), характеризующееся негативным и агрессивным поведением по отношению к сверстникам. Оказание помощи другим по просьбе взрослого (выявлено у 56%), что характеризует подростков как недостаточно активных и самостоятельных. Не замечают эмоциональное состояние другого (68% подростков), подростки в процессе межличностного взаимодействия не ориентируются на эмоциональные проявления своих партнеров по общению.
Выявлен низкий уровень кодирования и вербализации эмоций (72% подростков). Адекватно кодируют и вербализуют (описывают) только базовые эмоции, осмысливание сложных эмоций в форме описания и истолкования недоступно или затруднено. Низкий уровень вербальных описаний эмоциональных реакций и отношений свидетельствует о недостатке когнитивного понимания эмоционального процесса и его недифференцированности у младших подростков с умственной отсталостью.
Обнаружен ситуативно-конкретный уровень понимания эмоционального состояния через оказание помощи и уровень словесного обозначения. Подростки с умственной отсталостью способны самостоятельно называть эмоции, но только относящиеся к группе простых (базовых). Уровень осмысливания в форме описания частично доступен, но только в ограниченном круге эмоций. Истолковывание состояния через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуаций недоступно. Эмоциональное социальное отношение к изображенному человеку не имеет четкой дифференциации.
Обнаружился низкий уровень представлений об эмоциях, слабая дифференцированность оттенков эмоциональных состояний. Подростки с умственной отсталостью демонстрируют знания только о 4-6 различных эмоциональных явлениях.
Таким образом, успешность идентификации того или иного эмоционального состояния у младших подростков с умственной отсталостью зависит от модальности эмо-
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15291. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15291.htm. - ISSN 2304-120X.
ции. Так, положительные эмоции распознаются подростками легче и лучше (радость), чем отрицательные (гнев, страх). Однако удивление понимается подростками плохо, им трудно отличить страх от удивления, хотя эта эмоция относится к положительным.
Закономерно предположить, что перевод с конкретно-чувственного познания эмоционального состояния на уровень их осмысления возможен при условии точной и полной вербализации переживаний и их внешних выражений, а, согласно результатам нашего исследования, кодирование и вербализация эмоций подростками с умственной отсталостью адекватно осуществляются только по отношению к базовым эмоциям, осмысливание сложных эмоций, таких как презрение, отвращение, в форме описания и истолкования недоступно или затруднено.
Узость спектра эмоций в представлениях, слабая представленность оттенков эмоциональных состояний, поверхностность представлений об эмоциях, узость эмоционального опыта затрудняют успешную идентификацию эмоций. Низкий уровень вербальных описаний эмоциональных реакций и отношений свидетельствует о недостатке когнитивного понимания эмоционального процесса и его недифференцированности у младших подростков с умственной отсталостью.
Когнитивно-перцептивные процессы при идентификации эмоций у подростков с умственной отсталостью отличаются трудностью восприятия экспрессии, недостаточной дифференцированностью понимания эмоций, низким показателем опосредованного запоминания, трудностью кодирования эмоций, скудностью представлений об эмоциях.
Таким образом, недоразвитие когнитивно-перцептивных процессов определяет трудности у подростков с умственной отсталостью в идентификации эмоций на уровне осмысливания в форме описания и истолкования и проявления эмпатии, при этом обнаруживается способность к распознаванию преимущественно простых (базовых) эмоций, а необходимыми факторами успешной идентификации являются модальность эмоции и тип изображения, что доказывает нашу гипотезу.
Ссылки на источники
1. Королева Ю. А. Деформации социально-психологической компетентности в контексте детерминант дизонтогенеза // Европейский журнал социальных наук. - 2013. - № 8. - С. 321-327.
2. Королева Ю. А. Закономерности социально-психологической компетентности детей и подростков
с отклонениями в развитии // Концепт. - 2013. - № 06 (июнь). -
URL: http://ekoncept.ru/2013/13132.htm
3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
4. Щетинина А. М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: монография. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. - 124 с.
5. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с.
6. Бадертдинова Л. Н., Иванова Е. С. Исследование способности к восприятию и опознанию эмоций у подростков с умственной отсталостью // Человек в современном обществе: вопросы психологии материалы международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск: ЭН-СКЕ, 2010. - 160 c. - URL: http://sibac.info/sibac.info/11951.
7. Шадриков В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002. - 156 с.
8. Шмырева О. И. Идентификация эмоциональных состояний учащихся // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 1. - С. 232-239.
9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
10. Хлыстова Е. В. Развитие перцептивной чувствительности у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. - 2009. - № 2. - С. 50-59.
11. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
12. Там же.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15291. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15291.htm. - ISSN 2304-120X.
13. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г. А. Урунтае-вой. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 291 с.
14. Рубинштейн С. Я. Указ. соч.
Gulfiya Sadykova,
Master student, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg golfik88@mail.ru
Features of identification of emotions in interrelation with cognitive and perceptual processes of mentally retarded younger teenagers.
Abstract. The paper deals with the results of the empirical research of features of identification of emotions in interrelations with cognitive and perceptual processes of mentally retarded younger teenagers. Empirical data are generalized and levels of identification of emotions are described.
Key words: identification of emotions, cognitive and perceptual processes, mentally retarded teenagers. References
1. Koroleva, Ju. A. (2013) “Deformacii social'no-psihologicheskoj kompetentnosti v kontekste determinant dizontogeneza”, Evropejskij zhurnal social'nyh nauk, № 8, pp. 321-327 (in Russian).
2. Koroleva, Ju. A. (2013) “Zakonomernosti social'no-psihologicheskoj kompetentnosti detej i podrostkov s ot-klonenijami v razvitii”, Koncept, № 06 (ijun'). Available at: http://ekoncept.ru/2013/13132.htm (in Russian).
3. Kunicyna, V. N., Kazarinova, N. V. & Pogol'sha, V. M. (2001) Mezhlichnostnoe obshhenie, Piter, St. Petersburg, 544 p. (in Russian).
4. Shhetinina, A. M. (2005) Formirovanie jemocional'no-perceptivnyh sposobnostej u detej doshkol'nogo vozrasta: monografija, NovGU im. Jaroslava Mudrogo, Velikij Novgorod, 124 p.
5. Isaev, D. N. (2007) Umstvennaja otstalost' u detej i podrostkov: rukovodstvo, Rech', St. Petersburg, 392 p. (in Russian).
6. Badertdinova, L. N. & Ivanova, E. S. (2010) “Issledovanie sposobnosti k vosprijatiju i opoznaniju jemocij u podrostkov s umstvennoj otstalost'ju”, Chelovek v sovremennom obshhestve: voprosy psihologii mate-rialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, JeNSKE, Novosibirsk, 160 p. Available at: http://sibac.info/sibac.info/11951 (in Russian).
7. Shadrikov, V. D. (2002) Vvedenie vpsihologiju: jemocii i chuvstva, Logos, Moscow, 156 p. (in Russian).
8. Shmyreva, O. I. (2008) “Identifikacija jemocional'nyh sostojanij uchashhihsja”, Mir obrazovanija - obra-zovanie vmire, № 1, pp. 232-239 (in Russian).
9. Rubinshtejn, S. Ja. (1986) Psihologija umstvenno otstalogo shkol'nika, Prosveshhenie, Moscow, 192 p.
10. Hlystova, E. V. (2009) “Razvitie perceptivnoj chuvstvitel'nosti u podrostkov s intellektual'noj nedostato-chnost'ju”, Special'noe obrazovanie, № 2, pp. 50-59 (in Russian).
11. Izotova, E. I. & Nikiforova, E. V. (2004) Jemocional'naja sfera rebenka: teorija i praktika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. Zaved., Akademija, Moscow, 288 p. (in Russian).
12. Ibid.
13. Uruntaeva, G. A. & Afon'kina, Ju. A. (1995) Praktikum po detskoj psihologii: posobie dlja stud. ped. in-tov, uchashhihsja ped. uchilishh i kolledzhej, vospitatelej detskogo sada, VLADOS, Moscow, 291 p. (in Russian).
14. Rubinshtejn, S. Ja. (1986) Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 03.08.15 Получена положительная рецензия 05.08.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 05.08.15 Опубликована 29.08.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Садыкова Г. Р., 2015
www.e-koncept.ru
7