Научная статья на тему 'Особенности и стратегии поведения молодежи на современном рынке труда (на примере Ставропольского края)'

Особенности и стратегии поведения молодежи на современном рынке труда (на примере Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1289
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / СТРАТЕГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВАЯ КАРЬЕРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савченко В. В., Попова М. В.

В статье представлены результаты исследования молодежного рынка труда в Ставропольском крае. Проведен анализ изменения образовательных потребностей населения и структуры подготовки специалистов для рынка труда. Определены преимущества молодежи на рынке труда, выявлены факторы, препятствующие эффективной занятости молодежи, сформулированы стратегии поведения молодежи на рынке труда, дана характеристика политики содействия занятости молодежи на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и стратегии поведения молодежи на современном рынке труда (на примере Ставропольского края)»

29 (260) - 2012

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 331.5

особенности и стратегии поведения молодежи

на современном рынке труда (на примере ставропольского края)

в. в. савченко,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, E-mail: velLsav@mail. ru

М. В. попова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики E-mail: ppva-marina@rambler. ru Ставропольский государственный аграрный университет

В статье представлены результаты исследования молодежного рынка труда в Ставропольском крае. Проведен анализ изменения образовательных потребностей населения и структуры подготовки специалистов для рынка труда. Определены преимущества молодежи на рынке труда, выявлены факторы, препятствующие эффективной занятости молодежи, сформулированы стратегии поведения молодежи на рынке труда, дана характеристика политики содействия занятости молодежи на рынке труда.

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, стратегия, образование, безработица, занятость, трудовая карьера.

Важнейшей составляющей социально-экономического развития современной России является эффективная социальная политика в области регулирования рынка труда, оперативно реагирующая на изменение потребностей экономики, стимулирующая экономическую активность, конкурентоспособность и мобильность рабочей силы, конс-

труктивное социальное партнерство. Актуальным направлением социальной политики в этой области является регулирование рынка труда молодежи, которая в ближайшем будущем будет определять стратегии развития России и ее регионов и составит основу ее кадрового потенциала.

На современном рынке труда складывается крайне противоречивая ситуация. С одной стороны, практически во всех сферах экономической деятельности рынок труда начинает испытывать острый кадровый голод. Большинство работодателей испытывают острый дефицит профессионального персонала. В условиях снижения численности населения в Российской Федерации эта потребность становится еще более актуальной. С другой стороны, каждый год на рынок труда выходит «армия» выпускников вузов, которая не востребована рынком труда в полной мере. Значительная часть молодых людей сталкивается с проблемами трудоустройства.

По данным МОТ, рост безработицы и низкие качество и уровень занятости среди молодежи - это

одна из наиболее тревожных тенденций современного рынка труда. Современная молодежь составляет фактически половину всех безработных в мире, и это не только сдерживает раскрытие внутреннего потенциала юношей и девушек и способствует формированию в молодежной среде социальной апатии, но и становится благодатной почвой для роста преступности, наркомании, иных асоциальных моделей поведения, толчком для вступления в ряды нелегальных трудовых мигрантов [1].

Для современной ситуации в России характерно изменение модели социального старта: интеграция молодежи в общество отличается большей сложностью и продолжительностью, чем прежде: молодежь дольше остается в системе образования, с трудом находит нишу на рынке труда, материально зависит от родителей. Поэтому ориентация на работу по полученной специальности в ряде случаев может быть неустойчивой и зависеть от конкретно складывающихся обстоятельств [3].

В декабре 2011 г. сотрудниками Научно-образовательного цента «Инновации и исследования в социальной сфере» Ставропольского государственного университета было проведено исследование по оценке ситуации на рынке труда молодежи Ставропольского края. В ходе исследования были проанализированы статистические данные и проведены экспертные интервью. В качестве экспертов выступили руководители рекрутинговых и кадровых агентств, работники высших учебных заведений, непосредственно связанные с вопросами трудоустройства выпускников. Основу статистической

информации составили данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю [2].

Среди современной молодежи на протяжении нескольких лет отмечается рост популярности и престижа высшего образования, которое рассматривается как важнейшее условие успешности на рынке труда. Данные тенденции обусловлены, с одной стороны, как реструктуризацией экономики, так и изменением образовательных потребностей населения. Структура обучающихся в различных типах профессиональных образовательных учреждениях Ставропольского края представлена в табл. 1.

Статистические данные свидетельствуют о том, что численность обучающихся в учреждениях начального профессионального образования сократилась с 30,2 тыс. чел. в 2000 г. до 16,2 тыс. чел. в 2010 г., т. е. с 22 % в 2000 г. до 8 % в 2010 г.

Система начального профессионального образования, довольно успешно функционирующая в советский период, в настоящее время находится в крайне плачевном состоянии. Кризис системы начального профессионального образования обусловлен в первую очередь резким снижением уровня материального производства, что привело не только к ликвидации отдельных предприятий, но и целых секторов промышленности. кроме того, современная социально-экономическая и общественная ситуация развития приводит к снижению престижности рабочих профессий среди молодежи. Спрос на высококвалифицированных и квалифицированных рабочих упал, что существенно сократило заинте-

Таблица 1

Численность обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования Ставропольского края

Уровень профессионального образования 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Общая численность обучающихся, тыс. чел. Из них: 139,2 200,6 200,5 204,9 202,9 200,5 193,6

- в учреждениях начального профессионального образования, тыс. чел. (%) 30,2 (21,7) 23,3 (11,6) 20,7 (10,3) 19,3 (9,4) 17,7 (8,7) 17,3 (8,6) 16,2 (8,3)

- в учреждениях среднего профессионального образования, тыс. чел. (%) 32,3 (23,2) 41,3 (20,6) 40,8 (20,3) 45,8 (22,4) 41,9 (20,7) 39,8 (19,6) 40,2 (20,8)

- в учреждениях высшего профессионального образования, тыс. чел. (%) 75,5 (54,2) 133,7 (66,7) 136,4 (68) 137,2 (67) 140,4 (69) 140,6 (70) 134,5 (69,4)

- в аспирантуре, докторантуре, тыс. чел. (%) 1,2 (0,9) 2,3 (1,1) 2,6 (1,4) 2,6 (1,2) 2,8 (1,4) 2,8 (1,4) 2,7 (1,5)

ресованность в подготовке новых кадров рабочих специальностей как со стороны государства, так и работодателей (см. рисунок).

В последние годы в связи с оживлением экономики и ростом темпов обновления и реструктуризации промышленного производства проблема подготовки новых производственных кадров является одной из самых актуальных. Однако, несмотря на то, что, по мнению экспертов, именно нехватка квалифицированных рабочих кадров постепенно становится тормозом экономического роста, численность учащихся начального профессионального образования продолжает сокращаться.

Доля учащихся среднего профессионального образования за последние 10 лет остается относительно стабильной. Практически каждый 5-й обучающийся является учащимся учреждения среднего профессионального образования. Это обусловлено прежде всего стабильным спросом на рынке труда на специалистов со средним образованием в таких сферах, как здравоохранение, торговля, культура и искусство, сфера обслуживания, сельское хозяйство.

Для современной системы среднего профессионального образования характерны следующие проблемы:

- в течение многих лет не обновляется производственная база;

- устаревшие программы обучения;

- недостаточное количество квалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения;

- отсутствие эффективного партнерства с производственными предприятиями.

Указанные проблемы приводят в конечном итоге к резкому снижению качества подготовки специалистов данного уровня образования.

Наиболее кардинальные изменения произошли в системе высшего профессионального образования. Именно на этом уровне образования рост численности учащихся был наибольшим. Так, количество студентов высших учебных заведений увеличилось с 75,5 тыс. в 2000 г. до 134,5 тыс. в 2010 г. Значительный рост численности студентов высших учебных заведений был связан не столько с реальными потребностями экономики в специалистах с высшим образованием, сколько с надеждой самих студентов и их родителей на то, что полученный диплом даст определенные гарантии на получение высокооплачиваемой, престижной и интересной работы.

Особая заинтересованность молодежи в получении высокого уровня образования вызвана в том числе и тем, что широкое распространение получила практика обязательного предоставления диплома о профессиональном образовании при трудоустройстве. Причем достаточно часто работодатели требуют диплом, по своему уровню «превышающий» характеристики рабочего места.

Данная установка работодателей во многом обусловлена распространением так называемой теории «фильтра», суть которой заключается в том, что образование трактуется как средство отбора, как устройство, сортирующее учащихся по их производственным качествам. Иными словами, те способности, личностные качества и мотивации, которые стимулируют человека продолжить обучение, совпадают с его производительными способностями. Поскольку более одаренные люди достигают в

□Начальное профессиональное образование ■ Среднее профессиональное образование

вВысшее профессиональное обраование □Аспирантура, докторантура

Структура учащихся в профессиональных образовательных учреждениях Ставропольского края

среднем более высоких ступеней образования, то, следовательно, в процессе обучения происходит как бы сортировка учащихся по уровню их способностей, а значит, образование можно использовать в качестве средства отбора и сигнализации о профессиональных качествах работников.

Согласно данным экспертных оценок, работодатели заинтересованы в приеме на работу соискателя, имеющего более высокий уровень образования, чем требуется. При этом размер оплаты труда таких соискателей остается на «обычном» уровне, и заработная плата не повышается.

В советский период развития нашего государства, в условиях плановой экономики список специальностей и численность обучающихся по ним студентов определялись централизованно, исходя из задач, которые стояли перед экономикой страны. В этой ситуации и заказчиком подготовки специалистов, и будущим работодателем являлось государство. Переход на рыночные отношения и расширение объемов платных образовательных услуг позволили образовательным учреждениям самостоятельно определять направление подготовки, а самое главное - и число обучающихся.

Это существенным образом изменило профессиональную структуру выпуска специалистов. Именно за счет увеличения числа студентов, получающих платное образование, учебные заведения увеличивали подготовку по наиболее востребованным на рынке труда специальностям, таким как экономика, право, бухгалтерский учет и т. п.

Ориентируясь на конъюнктуру рынка образовательных услуг, многие учебные заведения

производственной направленности, прежде всего технические и сельскохозяйственные, переориентировались на подготовку экономистов и юристов, что не лучшим образом сказалось на качестве подготовки по этим новым для учебных заведений профессиям.

В свою очередь, молодежь, только планирующая свое поступление в профессиональные учебные заведения, не имея надежной информации о реальных потребностях рынка труда, данных об эффективности деятельности самих учебных заведений и сведений о качестве подготовки в них, не может сделать выбор будущей специальности квалифицированно и осознанно. В итоге этот выбор делается на основе стереотипных представлений «о модных» или «немодных» профессиях в пользу изучения экономики, права, бухгалтерского учета.

Среди выпускников государственных учреждений среднего профессионального образования преобладают молодые специалисты в области экономики и управления. Их доля составляет 23 % от всей численности выпускников. 13,7 % составляют выпускники в области здравоохранения, занимающие стабильную нишу на рынке труда среднего медицинского персонала. С 2005 г. практически в 2 раза увеличилась доля выпускников в области информатики и вычислительной техники, что во многом обусловлено ростом востребованности данных специалистов в современных экономических отношениях (табл. 2).

Среди выпускников государственных учреждений высшего профессионального образования каждый 3-й получил профессиональную подготовку

Таблица 2

Структура выпуска специалистов государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, в % от общей численности всех выпускников

Направления профессиональной подготовки 2005 г. 2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Экономика и управление 26,5 25,5 22,6 22,8 22,0 23,4

Здравоохранение 14,4 13,0 12,4 11,4 13,9 13,7

Гуманитарные науки 9,0 8,9 8,2 7,9 8,3 9,5

Образование и педагогика 11,0 10,4 10,6 10,0 8,9 9,2

Информатика и вычислительная техника 3,7 5,2 4,9 7,1 7,7 7,0

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 6,8 7,4 7,6 7,6 7,4 6,9

Транспортные средства 4,5 5,6 6,8 6,3 5,6 5,5

Строительство и архитектура 4,5 4,5 5,7 5,4 5,5 5,3

Сельское и рыбное хозяйство 5,7 5,6 6,0 5,4 5,0 4,4

Культура и искусство 3,4 3,2 2,8 3,1 3,2 3,7

Электронная техника и связь 4,1 4,0 3,9 3,6 3,0 2,3

Друг°е 6,4 6,7 8,5 9,4 12,5 9,1

в области экономики и управления, каждый 5-й - по гуманитарным наукам, приоритетным направлением которых является юриспруденция. Рост численности выпускников наблюдается в сфере обслуживания, в области информатики и вычислительной техники, в строительстве и архитектуре (табл. 3).

Наиболее показательной характеристикой образовательных потребностей населения Ставропольского края является анализ структуры выпуска специалистов негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Во-первых, данный уровень образования более доступен для большинства населения из-за более низкой ценовой политики негосударственных вузов и более низких требований, предъявляемых к абитуриентам.

Во-вторых, негосударственные вузы более гибкие и быстрее адаптируются к изменениям спроса на образовательные услуги.

Более 50 % выпускников негосударственных вузов обучаются по экономическим специальностям.

37,8 % выпускников в 2010 г. получили дипломы по специальности «юриспруденция». Подтверждением ранее сделанного вывода о росте востребованности специалистов в области информатики и вычислительной техники является рост выпускников по данному направлению профессиональной деятельности (табл. 4).

По мнению ряда экспертов, важнейшей проблемой современной системы профессионального образования является крайне низкая доля мотивированных и высокомотивированных обучающихся, получающих профессиональное образование.

Вот типичная система мотивации студентов: «хотел на экономический факультет, но на экономический не прошел по баллам», «родители посоветовали идти на экономический», «не было выбора», «поздно поняла, что мне интересно и нужно».

Это приводит к ряду негативных последствий: низкому качеству подготовки специалистов, отсутствию желания в повышении своей профессиональной компетентности, отсутствию четких профессиональных ориентаций при трудоустройстве

Таблица 3

Структура выпуска специалистов государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в % от общей численности всех выпускников

Направления профессиональной подготовки 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Экономика и управление 34,8 31,2 33,9 35,4 35,6 34,0

Гуманитарные науки 19,9 20,5 20,1 21,0 19,7 20,3

Образование и педагогика 11,8 13,2 12,6 11,0 9,5 9,3

Здравоохранение 5,9 5,8 5,4 4,5 5,1 5,3

Сельское и рыбное хозяйство 4,8 4,5 4,2 4,2 4,5 4,4

Сфера обслуживания 1,9 2,8 2,8 3,3 3,5 3,6

Строительство и архитектура 2,1 1,8 1,9 2,2 2,7 3,1

Транспортные средства 2,7 2,7 3,0 2,1 2,4 2,7

Информатика и вычислительная техника 1,2 2,0 1,8 2,2 2,3 2,6

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 2,8 3,5 2,9 2,3 2,2 2,0

Друг°е 12,1 12 11,4 11,8 12,5 12,7

Таблица 4

Структура выпуска специалистов негосударственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, %

Направления профессиональной подготовки 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Экономика и управление 55,9 59,5 58,3 57,7 57,7 56,1

Гуманитарные науки 41,1 36,3 36,5 35,4 35,2 37,6

Информатика и вычислительная техника 0,3 2,0 1,4 2,2 1,8 2,3

Сфера обслуживания 0,4 0,6 0,6 1,6 2,1 1,6

Строительство и архитектура - 0,4 0,8 1,6 2,1 1,6

Социальные науки 0,5 0,3 0,4 0,1 0,1 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автоматика и управление 0,7 0,4 0,9 0,4 0,5 0,5

Электронная и радиотехника, связь 0,3 0,2 0,3 0,6 0,2 0,1

и т. п. Другой не менее важной проблемой являются низкая социальная мобильность самих студентов, их нежелание к миграции в другой регион для получения образования.

Таким образом, одной из существенных проблем функционирования современного рынка труда является несоответствие направленности профессиональной подготовки молодых специалистов потребностям рынка труда. В результате, наблюдается перенасыщение рынка труда специалистами в области экономики, права, психологии. Выпускники, обучавшиеся по этим профессиям, при трудоустройстве сталкиваются со значительными трудностями. В связи с развитием информационного общества наметился рост выпускников в области информатики и вычислительной техники, сферы обслуживания. В том числе в последние годы постепенно возрождается интерес к инженерно-техническим и строительным профессиям, что обусловлено ростом спроса на таких специалистов в реальном секторе экономики страны.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи часто преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психологических состояний (тревога, депрессия, влияющие на коммуникативную сферу и сопровождаемые ощущением безысходности, комплексом вины и другое). Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи. Но все-таки вернее точка зрения, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как на средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Анализ статистических данных и интервью экспертов позволяют выделить ряд сильных и слабых сторон у молодежи на рынке труда.

Среди основных преимуществ молодежи на рынке труда эксперты назвали следующие:

1) высокая мобильность, гибкость, активность, способность быстро адаптироваться, энергичность;

2) высокая степень социализированности, ориентации в области современного права, экономики, социальной жизни;

3) владение современными техническими средствами, в том числе компьютерной и офисной техникой, интернет-технологиями;

4) высокая степень обучаемости, готовность к овладению новыми знаниями, отсутствие жестких стереотипов в профессиональной деятельности;

5) готовность приступить к работе с низких стартовых позиций в компаниях.

Именно эти факторы дают основные преимущества молодежи на рынке труда. По данным экспертов, около 40 % вакансий ориентированы исключительно на молодежь.

Важнейшими факторами, препятствующими эффективной трудовой занятости молодых специалистов на рынке труда, являются следующие:

1) отсутствие сформированных ожиданий от предстоящей профессиональной деятельности. Большинство молодых людей не знают, чего они хотят, где и на каких условиях они хотят работать;

2) отсутствие четких знаний и представлений об основных механизмах, закономерностях функционирования рынка труда. Зачастую молодежь не имеет ни малейшего представления о том, что их ждет на рынке труда;

3) отсутствие представлений о требованиях, предъявляемых работодателями к результатам труда. Во многом это обусловлено различными подходами к оценке результативности учебной и производственной деятельности. Обучение в образовательном учреждении и работа на производстве - это совершенно две разные формулы успеха. Для того чтобы быть успешным учащимся, надо быть прилежным и усердным. Формула успеха в обучении: «знаешь -не знаешь». В бизнес-среде ключевым моментом является результат работы и формула успеха совершенно иная: «умеешь - не умеешь»;

4) отсутствие четких представлений о корпоративной культуре, об умении работать в команде;

5) неготовность строить свою карьеру. У молодежи в подавляющем большинстве нет четких представлений об этапах и стратегиях построения своей профессиональной карьеры;

6) повышенные амбиции подавляющего большинства молодых людей. Однако этот фактор не может рассматриваться как исключительно отрицательный. С одной стороны, амбициозность молодых людей является источником

их карьерного продвижения, а с другой, это приводит к неадекватным ожиданиям в вопросе размера заработной платы и социального статуса на предприятии; 7) личностные особенности подавляющего большинства молодых людей. По мнению большинства экспертов, ключевыми факторами, препятствующими трудоустройству, являются прежде всего лень, отсутствие ответственности, нежелание заниматься самообразованием и саморазвитием, преодолевать трудности. Именно последним фактором многие эксперты и объясняют проблемы кадрового голода на рынке труда молодых специалистов. Так, например, специалисты рекрутингового агентства «Кадры-2000» по данной проблеме высказывались следующим образом: «У нас есть свой банк соискателей, где их сотни. А порекомендовать порой некого. Если он опаздывает к нам на собеседование, переносит встречу из-за плохой погоды, то о каком хорошем работнике может идти речь?! Мы дорожим своей репутацией».

Таким образом, положение молодежи на рынке отличается двойственным характером. С одной стороны, молодежь в силу своих возрастных особенностей более активна и мобильна, более восприимчива к инновациям и модернизационным процессам, чем старшее поколение, а значит, и более конкурентоспособна. С другой стороны, она уязвима в силу отсутствия достаточного профессионального опыта, несформированной системы трудовой мотивации. В этой связи рассматривать молодежь как самую уязвимую категорию населения на рынке труда не совсем правомерно. Механизмы адаптации позволяют молодым людям адаптироваться к быстро изменяющимся требованиям современной экономики гораздо быстрее, чем старшему поколению. Но именно молодые люди, особенно на начальном этапе своей карьеры, нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке.

Анализ состояния молодежного рынка труда позволил выделить несколько стратегий поведения молодежи на рынке труда.

1. Данную группу молодежи можно условно назвать «золотой потенциал России». В составе молодежи их не более 5 %. Представители данной группы молодежи имеют четкие жизненные цели и понимание этапов и способов достижения этих целей. Молодежь данной группы демонстрирует высокую степень готовности к работе. В большинс-

тве случаев в процессе обучения они уже приобрели первоначальный профессиональный опыт, освоили дополнительные квалификации, уделяя при этом большое внимание самообразованию и изучению иностранного языка. Эти молодые специалисты однозначно готовы к работе, прекрасно осознают, какие требования предъявляют работодатели к соискателям на вакантные места. Они знают цену своей квалификации. Молодежь данной группы чрезвычайно востребована среди работодателей.

Тип карьеры: все и сразу. По окончании вуза специалисты приходят на рынок труда на высокие стартовые позиции и готовы к выполнению своих профессиональных обязанностей без потери времени на адаптацию и подготовку. Они быстро делают карьеру, поскольку подготовительный этап у них совпал с периодом получения образования в вузе.

2. Вторую группу можно условно назвать «карьеристы». В составе современной молодежи их около 20 %. Молодые люди данной группы имеют четкие жизненные цели, но у них не всегда сформировано понимание этапов и способов достижения этих целей. Чаще всего они уже имеют какой-либо опыт работы, и чаще всего по специальности будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения в вузе они уже успели сменить несколько видов работы, но при этом уходили с работы по собственной инициативе, поскольку не видели перспектив для своей карьеры и будущего. Молодые люди данной группы чрезвычайно амбициозны, их амбиции подкреплены высоким уровнем профессиональных знаний, большим потенциалом и накопленным опытом работы. При условии реализации своих амбиций молодые люди достаточно успешны в профессиональной деятельности и способны сделать карьеру, хотя не всегда быструю.

Тип карьеры: уверенно и целенаправленно вверх. Эти специалисты проходят все этапы профессиональной карьеры, начиная с самых низких должностей. Они усердны и активны в достижении поставленных карьерных целей. Их карьера медленная, но стабильная.

3. Третью группу молодых людей можно условно назвать «неопределившиеся». В общей численности молодежи их около 50 %. Их основной мотив поведения при поиске работы: «я хочу работать, но не знаю где». Чаще всего они занимают выжидательную позицию в отношении того, что кто-то должен решить их проблемы (образовательное учреждение, родители, преподаватели). Если помощь

не приходит и проблемы не решаются, то молодежь данной группы начинает искать причину не в себе, а в окружающих, в «плохом работодателе», неэффективной экономике и т. п. Тем не менее молодые люди устраиваются на работу, но, как правило, это первая попавшаяся работа, которая часто сменяется (до тех пор, пока молодой человек не осознает своих способностей и потенциала на рынке труда). Одним из недостатков молодежи данной группы является неумение учиться на своих ошибках.

Данная группа молодежи обладает потенциалом развития при определенных условиях. Прежде всего эти молодые специалисты нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. При определенной работе данная группа может перейти в категорию карьеристов. Прежде всего молодые люди нуждаются в обучении основам целеполагания, построения карьеры, технологиям поиска работы.

Тип карьеры: как получится, так и будет. Молодые люди часто меняют специфику и место работы, долго не задерживаясь на одном месте, или наоборот, работают на нелюбимой работе, высказывая недовольство своим будущим. Шансов сделать хорошую карьеру у представителей данной группы очень мало.

4. Четвертую группу можно условно назвать «приспосабливающиеся». В составе молодежного рынка труда их около 20 %. В основном данная группа молодежи не обладает каким-либо потенциалом на рынке труда и не готова к карьерному росту. Основные причины - издержки воспитания и социальной ситуации развития. Данная группа молодежи представлена тремя категориями.

Первая категория - условно успешные. В большинстве случаев жизненные проблемы и трудности решали за таких молодых людей другие. Еще со школьной скамьи в их жизни много уже было предопределено: вуз и специальность, по которой они будут учиться, предприятие, на котором будут работать. Несмотря даже на получение образования по престижной специальности и занимаемые должности, этих людей нельзя назвать успешными, поскольку их успех - это не их личное достижение, а результат успешности предыдущих поколений.

Вторая категория - личностно и профессионально несостоявшиеся. Это молодые люди, обладающие слабым интеллектуальным потенциалом, не сформировавшиеся как личность и при этом не предпринимающие каких-либо активных действий для собственного самовоспитания и саморазвития.

Третья группа - социальные маргиналы, не принимающие существующие в современном мире нормы и правила, убежденные, что весь мир несправедлив, все в обществе устроено неправильно.

Тип карьеры: чем меньше работы, тем лучше. Эти люди предпочитают государственный сектор экономики, стабильность заработной платы в ущерб ее размеру, с минимальным уровнем ответственности и карьерных перспектив.

Политика содействия занятости молодежи является одной из приоритетных направлений государственной социальной политики.

Проблема включения молодежи в рыночно-трудовые отношения тесно связана с проблемой трудовых ориентаций молодежи, с определением ее приоритетов и потребностей, желаний и возможностей. Получило достаточно широкое распространение мнение о том, что острая ситуация с молодежной занятостью связана в первую очередь с отсутствием вообще каких-либо вакантных рабочих мест. Тогда, если при помощи некоторых методов (отправки работников на льготные пенсии, квотирования рабочих мест для молодежи и др.) удастся освободить часть рабочих мест, последние будут замещены молодыми людьми, и острота проблемы будет сглажена.

По мнению авторов, такой вариант решения проблемы представляется ошибочным. Как показывает проведенный анализ, большинство рабочих мест не соответствует запросам современной молодежи по своему качеству, уровню заработной платы. Следовательно, они являются непривлекательными для молодежи и не способствуют решению проблемы безработицы среди молодежи.

Низкое качество рабочих мест, на которых работает молодежь, является опасной тенденцией современного рынка труда. Одним из индикаторов этой проблемы является распространенность занятости молодежи на условиях самозанятости, которая используется в основном при реализации стратегий выживания, когда отсутствуют возможности получения иного типа оплачиваемой работы, и чаще всего в неформальном секторе экономики. Занятость по найму является более социально защищенной и предоставляющей определенные гарантии как самим молодым людям, так и их семьям.

Наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают те, кто вышел на рынок труда впервые -выпускники учебных заведений разного уровня, не имеющие опыта профессиональной занятости.

Основными причинами возникновения этой ситуации являются:

- несоответствие специальности и квалификации выпускников учебных заведений потребностям рынка труда;

- недостаток механизмов трудоустройства выпускников;

- личностная и социальная незрелость молодежи.

Не менее важной проблемой реализации политики в области занятости является сохранение стереотипов как у большинства руководителей, так и у представителей органов власти. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

Таким образом, современный молодежный рынок труда России как часть мирового характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не

имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточен), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего трудового стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы. Неполное использование трудового потенциала молодежи - это негативное явление, поскольку замедляются процесс обновления рабочей силы и ротация кадров (особенно в тех сферах деятельности, работа в которых для молодых людей не является привлекательной). А растрата их трудового потенциала в настоящее время - это потеря качества рабочей силы в ближайшем будущем.

Список литературы

1. Мировые тенденции в сфере занятости молодежи. Женева, октябрь 2006 г. URL: http://www. ilo. ru/news.

2. Молодежь Ставрополья, 2011: Стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики по Ставропольскому краю. 2011. 116 с.

3. Семенова Л. А. Особенности профессионально-трудового самоопределения молодежи // Вестник Института социологии. 2011. № 2. С. 87-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.