Научная статья на тему 'Социальная адаптация молодежи на рынке труда'

Социальная адаптация молодежи на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2294
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЗАНЯТОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / YUTH / EMPLOYMENT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / LABOR MARKET / UNEMPLOYMENT / PLACEMENT SERVICE / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рахматуллина З. Б., Дубовова О. А.

Статья посвящена актуальным проблемам адаптации молодежи на рынке труда. Авторы анализируют наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются выпускники учебных заведений при трудоустройстве, рассматривают систему адаптационных мероприятий, проводимых в рамках программ службы занятости. В статье авторы подчеркивают необходимость проведения совместных действий органов службы занятости и учебных заведений, направленных на эффективную социальную адаптацию молодежи к условиям рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social adaptation of youth on the labor market

This article is devoted to the problems that youth face in acclimating to the labor market. It analyzes some of the most critical problems that the graduates have while applying for a job and examine the system of actions, which are subscribed by placement services to certain activities designed to help the student adapt to a work environment. The authors express a need to organize a collaborative effort, which will unite the placement services and the educational institutions in helping young adults to adapt to conditions within the labor market.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация молодежи на рынке труда»

УДК 316.346.32-053.6 + 331

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА

© З. Б. Рахматуллина, О. А. Дубовова*

Башкирский государственный университет 450074, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена актуальным проблемам адаптации молодежи на рынке труда. Авторы анализируют наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются выпускники учебных заведений при трудоустройстве, рассматривают систему адаптационных мероприятий, проводимых в рамках программ службы занятости. В статье авторы подчеркивают необходимость проведения совместных действий органов службы занятости и учебных заведений, направленных на эффективную социальную адаптацию молодежи к условиям рынка труда.

Ключевые слова: молодежь, занятость, образовательные учреждения, рынок труда, безработица, служба занятости, социальная адаптация.

Входя в трудовую деятельность в новых социально-экономических условиях, выпускник вуза вынужден адаптироваться и к социальным институтам, регулирующим занятость. Эту составляющую профессиональной адаптации, связанную с процессом освоения соответствующих «правил поведения», можно назвать институциональной адаптацией к рынку труда и занятости [1]. Содействие в подготовке молодежи к профессиональной деятельности является важной задачей, от решения которой во многом зависит экономическое и духовное развитие общества.

Социальная адаптация - это процесс приспособления человека к изменениям, происходящим в социальной сфере, и результат этого процесса. Различают активную социальную адаптацию, когда человек стремится воздействовать на среду с целью изменить ее, и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию. Одним из видов социальной адаптации является приспособление к условиям рынка труда, неотъемлемыми признаками которого являются конкуренция и безработица [2].

В настоящее время одной из важнейших социально-экономических проблем, связанных с изменениями на рынке труда, является угроза безработицы для молодых специалистов, окончивших вузы, техникумы, училища. С отменой планового распределения, гарантировавшего постоянное рабочее место и необходимый минимум социальных гарантий, выпускники учебных заведений оказываются одной из самых слабо защищенных в этом отношении категорий населения. После того как выпускнику вручили диплом, учреждению профессионального образования он уже не нужен, а службам занятости в регионах - еще не нужен [3]. Как отмечает Е. Илясов, директор МГТУ им. Н. Э. Баумана, в России самый высокий уровень безработицы сохраняется среди молодежи в возрасте до 20 лет - 24.2%. В возрастных группах 20-24, 24-29 лет в 2003 году он составил соответственно 14.0% и 8.5%. Каждый шестой безработный, зарегистриро-

ванный в органах службы занятости, - это человек в возрасте от 16 до 30 лет [4].

По данным Управления федеральной государственной службы занятости населения по РБ в 2003 году в республике официально зарегистрировано 27.2 тыс. безработных. Из их общего числа каждый четвертый безработный имеет начальное профессиональное, каждый третий - среднее профессиональное и около 13% - высшее профессиональное образование. Каждый пятый, зарегистрированный в органах государственной службы занятости, в возрасте 18-24 лет [5]. Среди обратившихся в центры занятости республики в 2005 году 41.5% составляла молодежь в возрасте 16-29 лет [6].

Анализ проблемы занятости молодежи позволяет выделить следующие тенденции:

1. Наблюдается уменьшение притока молодежи в сферу производства. Это явление обусловлено следующими факторами: снижение уровня производства в целом привело к тому, что у молодых людей сформировалось убеждение о бесперспективности профессионального роста в этом направлении; в сфере производства преобладают низкие и нестабильные заработки; непрестижность для молодежи профессий, связанных с производственной сферой, в связи с вышеуказанными проблемами.

2. У значительной части молодежи наблюдается стремление к смене полученной профессии, места работы, к совместительству, к организации предпринимательства, что объясняется поисками более высокого заработка. Эта тенденция имеет две стороны: с одной стороны, она тесно связана с проблемой малой информированности молодежи о мире профессий. Высказывая желание получить ту или иную профессию, молодой человек руководствуется при этом только своими представлениями о ее престижности или о высокой заработной плате и не учитывает при этом востребованность данной профессии на рынке труда в настоящий момент и в перспективе, а также нечеткими представлениями о соответствии своих возможностей и

личностных качеств профессиональным требованиям, свойственным данной профессии; плохо знает содержательную сторону труда и т. д. В результате во многих регионах отмечены случаи перепроизводства юристов и экономистов, менеджеров, финансистов на фоне возрастающей потребности в квалифицированных работниках и специалистах для промышленности, строительства, транспорта, сферы обслуживания, ЖКХ, социально-трудовой сферы. В связи с этим общий уровень квалификации работников резко снизился, средний возраст высококлассных специалистов достиг 53-57 лет [7]. С другой стороны, в условиях новых социальноэкономических отношений обострилась проблема подготовки не только грамотных, но и профессионально-мобильных специалистов, способных быстро адаптироваться к меняющейся социальной и экономической ситуации.

3. Наблюдается падение значимости духовных и нравственных целей в процессе профессионального самоопределения молодых людей. В новой социально-экономической ситуации происходит переоценка нравственных ценностей, что находит свое отражение, в первую очередь, в формирующемся самосознании молодых людей. Исследования указывают на снижение значимости ценности труда и профессионализма, а также на существование в молодежном сознании противоположных тенденций профессиональной ориентации. С одной стороны, это позитивные жизненные ориентации, связанные со стремлением продуктивно трудиться, с другой - потребительская позиция, стремление делать деньги любой ценой. Так, по данным республиканской научно-практической конференции, только 13% молодых людей стали бы работать, если бы имели достаточно средств для существования [8].

Следует также отметить тенденцию к увеличению роста преступности среди несовершеннолетних, росту наркомании, токсикомании, алкоголизма, смешению представлений о допустимом и недопустимом, нравственном и безнравственном, норме и отклонении. Это во многом связано с тем, что родители постоянно заняты на работе и не имеют достаточно времени для воспитания своих детей, а воспитательные и учебные заведения в настоящее время во многом устранились от решения подобных проблем [9].

В этой связи необходимо сказать, что наблюдается тенденция значительного увеличения числа молодых людей, имеющих недостаточный уровень общего и специального образования, не отвечающий требованиям современного уровня развития производства и не позволяющий им претендовать на престижные и высокооплачиваемые рабочие места.

Как отмечает М. В. Ретивых, в настоящий момент каждый третий молодой человек не имеет

профессии. При этом социологические опросы обнаруживают, что 60% старшеклассников имеют неустойчивый интерес к профессиональной деятельности, около 70% школьников не владеют способами изучения своих профессиональных возможностей, около 50% выпускников общеобразовательных школ не имеют осознанного профессионального намерения [10]. Все это приводит к тому, что часть молодых людей отказывается от получения дальнейшего образования после окончания общеобразовательной школы, либо к тому, что в профессиональные учебные заведения часто попадают случайные люди, не имеющие намерения и возможности овладеть избранной профессией.

Из 11.1 тыс. выпускников вузов республики 2000 года более одной тысячи оказались невостребованными на рынке труда. В последующие годы выпуск специалистов увеличился почти в два раза, а число нетрудоустроенных по специальности возросло более, чем в четыре раза. В основном это специалисты в области экономики, бухгалтерского учета, права, психологии. С учетом сложившейся ситуации в республике началась корректировка направлений подготовки специалистов. Управлением Федеральной государственной службы занятости по РБ разработан прогноз потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием до 2010 года. В вузах республики открыты двадцать новых факультетов, введены более 30 новых специальностей и специализаций [5].

В целях развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан утвердило Межведомственную программу профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 20042006 годы.

Основными целями и задачами программы являются:

• формирование и развитие в республике межведомственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи;

• создание нормативной и научно-методической документации по профессиональной ориентации и психологической поддержке учащейся молодежи;

• обеспечение психолого-профориентационного сопровождения профессиональной подготовки специалистов с целью повышения их конкурентоспособности на современном рынке труда;

• разработка и внедрение эффективных форм и методов профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих профессиональную ориентацию и психологическую поддержку учащейся молодежи [11].

С целью формирования профессионального самоопределения молодежи центры занятости населения ежегодно реализуют комплекс мероприятий, в ходе которых услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке получают около 60 тысяч молодых людей, из них более 30 тысяч - учащиеся образовательных учреждений. В 2003 году в городе Уфе такие услуги получили 19781 человек - молодежь до 29 лет, из них 13327 человек - учащиеся образовательных учреждений.

В течение января-июля 2004 года при содействии службы занятости нашли работу 60.3 тыс. человек. При содействии центров занятости населения 25940 подростков были привлечены к общественно полезному труду, в том числе 932 человека из числа «трудных», состоящих на профилактическом учете. Также трудоустроены 882 человека из категории особо нуждающихся в социальной защите [12].

В центрах занятости населения разработаны и проводятся краткие курсы по самостоятельному поиску работы: «Искусство трудоустройства»,

«Сделай себя эффективным», программы «Новый старт», «Диплом есть, что дальше?», призванные помочь социальной адаптации безработной молодежи на рынке труда. В городе Уфе в таких программах ежегодно участвуют около 300 человек из числа безработной молодежи, из них 45% трудоустраиваются или направляются на переобучение. Молодых людей, не имеющих профессии (специальности), в центрах занятости населения ориентируют на получение базового профессионального образования. В случае невостребованности рынком труда молодых специалистов служба занятости предлагает обучиться новой профессии.

В практику работы центров занятости населения районов города Уфы были внедрены новые формы психологической поддержки безработных -тренинги «Уверенное поведение на рынке труда», «Эффективное взаимодействие».

Управлением федеральной службы занятости по РБ заключены договоры о сотрудничестве в работе по содействию занятости молодежи с Министерством образования Республики Башкортостан, Государственным комитетом РБ по молодежной политике. Центры занятости населения, в свою очередь, осуществляют сотрудничество с органами образования, администрациями муниципальных образований городов и районов, специализированными подростковыми центрами (психолго-

педагогическими, социально-реабилитационными), с учреждениями интернатного типа и детскими домами, с отдельными школами, лицеями, колледжами, институтами, учреждениями дополнительного образования.

На базе биржи труда регулярно проводятся Дни открытых дверей для выпускников школ, в программу которых включается проведение видео-

лекториев по психологическим проблемам выбора профессии, встреч с психологами отдела профориентации и психологической поддержки, профессиональных консультаций, диагностика профессиональных интересов, склонностей, направленности школьников, а также встречи с представителями профессиональных училищ, лицеев, колледжей, техникумов [13]. Более 10.5 тысяч учащихся города Уфы участвовали в таких мероприятиях в 2005 году, 289 старшекурсников ссузов приняли участие в социологическом опросе с целью выявления профессиональных предпочтений [6].

В дни работы ежегодной Республиканской выставки-ярмарки «Образование. Наука. Карьера» учащейся молодежи и ищущим работу молодым людям предоставляются информационные и методические материалы, практическая помощь проф-консультантов-психологов. Во время работы таких специализированных выставок проводятся консультации психолога, тестирование профессиональной направленности личности. В 2005 году получили консультацию по открытию собственного дела 50 человек, 132 была предложена подходящая работа из компьютерной базы вакансий [6].

Совместно с Ассоциацией выпускников университетов Управления ФГСЗН по РБ и Министерство образования РБ ежегодно проводят День карьеры для студентов старших курсов ВУЗов г. Уфы на базе Уфимского государственного авиационного технического университета. Выпускники могут встретиться с работодателями, получить консультацию специалистов службы занятости, поместить свои данные в компьютерную картотеку ищущих работу, ознакомиться с банком вакансий. На открытии IX и X Республиканских молодежных акций «Работу - молодым!» в 2005 году профориентационные услуги получили более 50 граждан [6].

Для выпускников общеобразовательных школ издаются информационные буклеты из цикла «Овладей профессией» с описанием наиболее востребованных на рынке труда профессий, словари, справочники новых профессий, памятки: «Тебе выпускник», «Выпускнику школы», «Несовершеннолетнему гражданину, ищущему работу». На официальном сайте Департамента в сети Интернет публикуются советы психолога по эффективному трудоустройству и успешной адаптации на новом рабочем месте, а также «Рейтинг профессий на рынке труда Республики Башкортостан» [14].

Одним из способов адаптации молодых безработных является стажировка. Цель стажировки -формирование и закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков молодых специалистов, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего трудоустройства по имеющейся специальности. Для предприятия -это возможность более эффективно проводить от-

бор кадров, пополнять трудовой коллектив молодежью, приобретать дипломированных специалистов, дав им возможность набраться опыта и познакомиться со спецификой предприятия. Для безработного - получить опыт реальной работы, закрепить практические навыки в соответствии с требованиями работодателя, попробовать свои силы, работая по своей специальности; возможность адаптации к рынку труда. Для центра занятости -это возможность снизить численность безработных среди молодежи и повысить возможность их трудоустройства после окончания учебного заведения и получения диплома [15].

Говоря о деятельности центров занятости города Уфы, можно отметить, что профессиональное обучение безработных в 2005 году осуществлялось в 30 образовательных учреждениях различных уровней и форм собственности по 76 профессиям, специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда. Среди получивших профориентационные услуги безработных граждан молодежь до 30 лет составляла 15300 человек. В программах социальной адаптации безработных «Новый старт» приняли участие 580 человек, из которых 266 - молодежь до 30 лет [6].

Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда позволит повысить уровень социально-полезной отдачи системы профессионального развития молодых специалистов, снизит социальную напряженность на рынке труда. Мы считаем, что неотъемлемой частью функционирования этой системы должна быть активизация работы профкомов вузов,

ссузов и училищ со службами занятости населения непосредственно в учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дудина О. // Высшее образование в России. 2004. №11. С.166.

2. Якуба Ю. А. Словарь основных терминов профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. М.: РУЦ и ИРПО, 1996. - 100 с.

3. Илясов Е. //Высшее образование в России. 2004. №7. С. 84.

4. Илясов Е. // Высшее образование в России. 2005. №7. С. 3.

5. Мурзабулатов М. // Ватандаш. 2006. №1. С. 203.

6. Информационно-статистический бюллетень о выполнении Программы содействия занятости населения города Уфы на 2005 год: цифры и факты. Уфа. 2005. С. 3.

7. Политика занятости и профессиональные ресурсы // Человек и труд. 2003. №7. С. 35.

8. Особенности профориентационной работы с молодежью в период трудового самоопределения (материалы республиканской научно-практической конференции). Ижевск. 1995. С. 20.

9. Рекомендации по содействию незанятой молодежи в получении профессионального образования до начала трудовой деятельности (обобщение опыта регионов). Российская Государственная Академия Труда и занятости Минтруда России. 1999. С. 2.

10. Ретивых М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск. 1999. С. 35.

11. Постановление правительства РБ от 19 ноября 2004 №255. Об утверждении Межведомственной программы профессиональной ориентации и психологической поддержке учащейся молодежи в РБ на 2004-06 г.

12. Мониторинг регистрируемого рынка труда РБ // Вестник службы занятости РБ. 2004. №8 (150). С. 2.

13. Буланова Е. // Вестник службы занятости РБ. 2003. №1 (131). С. 3.

14. Шестопалова Е. А. Профессиональная ориентация и социальная адаптация молодежи на рынке труда // Информационный бюллетень №3 (16). Уфа.: Издательство «Слово», 2004. - 48 с.

15. Чешуин А. // Вестник службы занятости РБ. 2004. №1 (143). С.1.

Поступила в редакцию 18.04.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.