УДК 316.346.32-053.6 + 331
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА
© З. Б. Рахматуллина, О. А. Дубовова*
Башкирский государственный университет 450074, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.
Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальным проблемам адаптации молодежи на рынке труда. Авторы анализируют наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются выпускники учебных заведений при трудоустройстве, рассматривают систему адаптационных мероприятий, проводимых в рамках программ службы занятости. В статье авторы подчеркивают необходимость проведения совместных действий органов службы занятости и учебных заведений, направленных на эффективную социальную адаптацию молодежи к условиям рынка труда.
Ключевые слова: молодежь, занятость, образовательные учреждения, рынок труда, безработица, служба занятости, социальная адаптация.
Входя в трудовую деятельность в новых социально-экономических условиях, выпускник вуза вынужден адаптироваться и к социальным институтам, регулирующим занятость. Эту составляющую профессиональной адаптации, связанную с процессом освоения соответствующих «правил поведения», можно назвать институциональной адаптацией к рынку труда и занятости [1]. Содействие в подготовке молодежи к профессиональной деятельности является важной задачей, от решения которой во многом зависит экономическое и духовное развитие общества.
Социальная адаптация - это процесс приспособления человека к изменениям, происходящим в социальной сфере, и результат этого процесса. Различают активную социальную адаптацию, когда человек стремится воздействовать на среду с целью изменить ее, и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию. Одним из видов социальной адаптации является приспособление к условиям рынка труда, неотъемлемыми признаками которого являются конкуренция и безработица [2].
В настоящее время одной из важнейших социально-экономических проблем, связанных с изменениями на рынке труда, является угроза безработицы для молодых специалистов, окончивших вузы, техникумы, училища. С отменой планового распределения, гарантировавшего постоянное рабочее место и необходимый минимум социальных гарантий, выпускники учебных заведений оказываются одной из самых слабо защищенных в этом отношении категорий населения. После того как выпускнику вручили диплом, учреждению профессионального образования он уже не нужен, а службам занятости в регионах - еще не нужен [3]. Как отмечает Е. Илясов, директор МГТУ им. Н. Э. Баумана, в России самый высокий уровень безработицы сохраняется среди молодежи в возрасте до 20 лет - 24.2%. В возрастных группах 20-24, 24-29 лет в 2003 году он составил соответственно 14.0% и 8.5%. Каждый шестой безработный, зарегистриро-
ванный в органах службы занятости, - это человек в возрасте от 16 до 30 лет [4].
По данным Управления федеральной государственной службы занятости населения по РБ в 2003 году в республике официально зарегистрировано 27.2 тыс. безработных. Из их общего числа каждый четвертый безработный имеет начальное профессиональное, каждый третий - среднее профессиональное и около 13% - высшее профессиональное образование. Каждый пятый, зарегистрированный в органах государственной службы занятости, в возрасте 18-24 лет [5]. Среди обратившихся в центры занятости республики в 2005 году 41.5% составляла молодежь в возрасте 16-29 лет [6].
Анализ проблемы занятости молодежи позволяет выделить следующие тенденции:
1. Наблюдается уменьшение притока молодежи в сферу производства. Это явление обусловлено следующими факторами: снижение уровня производства в целом привело к тому, что у молодых людей сформировалось убеждение о бесперспективности профессионального роста в этом направлении; в сфере производства преобладают низкие и нестабильные заработки; непрестижность для молодежи профессий, связанных с производственной сферой, в связи с вышеуказанными проблемами.
2. У значительной части молодежи наблюдается стремление к смене полученной профессии, места работы, к совместительству, к организации предпринимательства, что объясняется поисками более высокого заработка. Эта тенденция имеет две стороны: с одной стороны, она тесно связана с проблемой малой информированности молодежи о мире профессий. Высказывая желание получить ту или иную профессию, молодой человек руководствуется при этом только своими представлениями о ее престижности или о высокой заработной плате и не учитывает при этом востребованность данной профессии на рынке труда в настоящий момент и в перспективе, а также нечеткими представлениями о соответствии своих возможностей и
личностных качеств профессиональным требованиям, свойственным данной профессии; плохо знает содержательную сторону труда и т. д. В результате во многих регионах отмечены случаи перепроизводства юристов и экономистов, менеджеров, финансистов на фоне возрастающей потребности в квалифицированных работниках и специалистах для промышленности, строительства, транспорта, сферы обслуживания, ЖКХ, социально-трудовой сферы. В связи с этим общий уровень квалификации работников резко снизился, средний возраст высококлассных специалистов достиг 53-57 лет [7]. С другой стороны, в условиях новых социальноэкономических отношений обострилась проблема подготовки не только грамотных, но и профессионально-мобильных специалистов, способных быстро адаптироваться к меняющейся социальной и экономической ситуации.
3. Наблюдается падение значимости духовных и нравственных целей в процессе профессионального самоопределения молодых людей. В новой социально-экономической ситуации происходит переоценка нравственных ценностей, что находит свое отражение, в первую очередь, в формирующемся самосознании молодых людей. Исследования указывают на снижение значимости ценности труда и профессионализма, а также на существование в молодежном сознании противоположных тенденций профессиональной ориентации. С одной стороны, это позитивные жизненные ориентации, связанные со стремлением продуктивно трудиться, с другой - потребительская позиция, стремление делать деньги любой ценой. Так, по данным республиканской научно-практической конференции, только 13% молодых людей стали бы работать, если бы имели достаточно средств для существования [8].
Следует также отметить тенденцию к увеличению роста преступности среди несовершеннолетних, росту наркомании, токсикомании, алкоголизма, смешению представлений о допустимом и недопустимом, нравственном и безнравственном, норме и отклонении. Это во многом связано с тем, что родители постоянно заняты на работе и не имеют достаточно времени для воспитания своих детей, а воспитательные и учебные заведения в настоящее время во многом устранились от решения подобных проблем [9].
В этой связи необходимо сказать, что наблюдается тенденция значительного увеличения числа молодых людей, имеющих недостаточный уровень общего и специального образования, не отвечающий требованиям современного уровня развития производства и не позволяющий им претендовать на престижные и высокооплачиваемые рабочие места.
Как отмечает М. В. Ретивых, в настоящий момент каждый третий молодой человек не имеет
профессии. При этом социологические опросы обнаруживают, что 60% старшеклассников имеют неустойчивый интерес к профессиональной деятельности, около 70% школьников не владеют способами изучения своих профессиональных возможностей, около 50% выпускников общеобразовательных школ не имеют осознанного профессионального намерения [10]. Все это приводит к тому, что часть молодых людей отказывается от получения дальнейшего образования после окончания общеобразовательной школы, либо к тому, что в профессиональные учебные заведения часто попадают случайные люди, не имеющие намерения и возможности овладеть избранной профессией.
Из 11.1 тыс. выпускников вузов республики 2000 года более одной тысячи оказались невостребованными на рынке труда. В последующие годы выпуск специалистов увеличился почти в два раза, а число нетрудоустроенных по специальности возросло более, чем в четыре раза. В основном это специалисты в области экономики, бухгалтерского учета, права, психологии. С учетом сложившейся ситуации в республике началась корректировка направлений подготовки специалистов. Управлением Федеральной государственной службы занятости по РБ разработан прогноз потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием до 2010 года. В вузах республики открыты двадцать новых факультетов, введены более 30 новых специальностей и специализаций [5].
В целях развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан утвердило Межведомственную программу профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 20042006 годы.
Основными целями и задачами программы являются:
• формирование и развитие в республике межведомственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи;
• создание нормативной и научно-методической документации по профессиональной ориентации и психологической поддержке учащейся молодежи;
• обеспечение психолого-профориентационного сопровождения профессиональной подготовки специалистов с целью повышения их конкурентоспособности на современном рынке труда;
• разработка и внедрение эффективных форм и методов профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих профессиональную ориентацию и психологическую поддержку учащейся молодежи [11].
С целью формирования профессионального самоопределения молодежи центры занятости населения ежегодно реализуют комплекс мероприятий, в ходе которых услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке получают около 60 тысяч молодых людей, из них более 30 тысяч - учащиеся образовательных учреждений. В 2003 году в городе Уфе такие услуги получили 19781 человек - молодежь до 29 лет, из них 13327 человек - учащиеся образовательных учреждений.
В течение января-июля 2004 года при содействии службы занятости нашли работу 60.3 тыс. человек. При содействии центров занятости населения 25940 подростков были привлечены к общественно полезному труду, в том числе 932 человека из числа «трудных», состоящих на профилактическом учете. Также трудоустроены 882 человека из категории особо нуждающихся в социальной защите [12].
В центрах занятости населения разработаны и проводятся краткие курсы по самостоятельному поиску работы: «Искусство трудоустройства»,
«Сделай себя эффективным», программы «Новый старт», «Диплом есть, что дальше?», призванные помочь социальной адаптации безработной молодежи на рынке труда. В городе Уфе в таких программах ежегодно участвуют около 300 человек из числа безработной молодежи, из них 45% трудоустраиваются или направляются на переобучение. Молодых людей, не имеющих профессии (специальности), в центрах занятости населения ориентируют на получение базового профессионального образования. В случае невостребованности рынком труда молодых специалистов служба занятости предлагает обучиться новой профессии.
В практику работы центров занятости населения районов города Уфы были внедрены новые формы психологической поддержки безработных -тренинги «Уверенное поведение на рынке труда», «Эффективное взаимодействие».
Управлением федеральной службы занятости по РБ заключены договоры о сотрудничестве в работе по содействию занятости молодежи с Министерством образования Республики Башкортостан, Государственным комитетом РБ по молодежной политике. Центры занятости населения, в свою очередь, осуществляют сотрудничество с органами образования, администрациями муниципальных образований городов и районов, специализированными подростковыми центрами (психолго-
педагогическими, социально-реабилитационными), с учреждениями интернатного типа и детскими домами, с отдельными школами, лицеями, колледжами, институтами, учреждениями дополнительного образования.
На базе биржи труда регулярно проводятся Дни открытых дверей для выпускников школ, в программу которых включается проведение видео-
лекториев по психологическим проблемам выбора профессии, встреч с психологами отдела профориентации и психологической поддержки, профессиональных консультаций, диагностика профессиональных интересов, склонностей, направленности школьников, а также встречи с представителями профессиональных училищ, лицеев, колледжей, техникумов [13]. Более 10.5 тысяч учащихся города Уфы участвовали в таких мероприятиях в 2005 году, 289 старшекурсников ссузов приняли участие в социологическом опросе с целью выявления профессиональных предпочтений [6].
В дни работы ежегодной Республиканской выставки-ярмарки «Образование. Наука. Карьера» учащейся молодежи и ищущим работу молодым людям предоставляются информационные и методические материалы, практическая помощь проф-консультантов-психологов. Во время работы таких специализированных выставок проводятся консультации психолога, тестирование профессиональной направленности личности. В 2005 году получили консультацию по открытию собственного дела 50 человек, 132 была предложена подходящая работа из компьютерной базы вакансий [6].
Совместно с Ассоциацией выпускников университетов Управления ФГСЗН по РБ и Министерство образования РБ ежегодно проводят День карьеры для студентов старших курсов ВУЗов г. Уфы на базе Уфимского государственного авиационного технического университета. Выпускники могут встретиться с работодателями, получить консультацию специалистов службы занятости, поместить свои данные в компьютерную картотеку ищущих работу, ознакомиться с банком вакансий. На открытии IX и X Республиканских молодежных акций «Работу - молодым!» в 2005 году профориентационные услуги получили более 50 граждан [6].
Для выпускников общеобразовательных школ издаются информационные буклеты из цикла «Овладей профессией» с описанием наиболее востребованных на рынке труда профессий, словари, справочники новых профессий, памятки: «Тебе выпускник», «Выпускнику школы», «Несовершеннолетнему гражданину, ищущему работу». На официальном сайте Департамента в сети Интернет публикуются советы психолога по эффективному трудоустройству и успешной адаптации на новом рабочем месте, а также «Рейтинг профессий на рынке труда Республики Башкортостан» [14].
Одним из способов адаптации молодых безработных является стажировка. Цель стажировки -формирование и закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков молодых специалистов, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего трудоустройства по имеющейся специальности. Для предприятия -это возможность более эффективно проводить от-
бор кадров, пополнять трудовой коллектив молодежью, приобретать дипломированных специалистов, дав им возможность набраться опыта и познакомиться со спецификой предприятия. Для безработного - получить опыт реальной работы, закрепить практические навыки в соответствии с требованиями работодателя, попробовать свои силы, работая по своей специальности; возможность адаптации к рынку труда. Для центра занятости -это возможность снизить численность безработных среди молодежи и повысить возможность их трудоустройства после окончания учебного заведения и получения диплома [15].
Говоря о деятельности центров занятости города Уфы, можно отметить, что профессиональное обучение безработных в 2005 году осуществлялось в 30 образовательных учреждениях различных уровней и форм собственности по 76 профессиям, специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда. Среди получивших профориентационные услуги безработных граждан молодежь до 30 лет составляла 15300 человек. В программах социальной адаптации безработных «Новый старт» приняли участие 580 человек, из которых 266 - молодежь до 30 лет [6].
Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда позволит повысить уровень социально-полезной отдачи системы профессионального развития молодых специалистов, снизит социальную напряженность на рынке труда. Мы считаем, что неотъемлемой частью функционирования этой системы должна быть активизация работы профкомов вузов,
ссузов и училищ со службами занятости населения непосредственно в учебных заведениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дудина О. // Высшее образование в России. 2004. №11. С.166.
2. Якуба Ю. А. Словарь основных терминов профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. М.: РУЦ и ИРПО, 1996. - 100 с.
3. Илясов Е. //Высшее образование в России. 2004. №7. С. 84.
4. Илясов Е. // Высшее образование в России. 2005. №7. С. 3.
5. Мурзабулатов М. // Ватандаш. 2006. №1. С. 203.
6. Информационно-статистический бюллетень о выполнении Программы содействия занятости населения города Уфы на 2005 год: цифры и факты. Уфа. 2005. С. 3.
7. Политика занятости и профессиональные ресурсы // Человек и труд. 2003. №7. С. 35.
8. Особенности профориентационной работы с молодежью в период трудового самоопределения (материалы республиканской научно-практической конференции). Ижевск. 1995. С. 20.
9. Рекомендации по содействию незанятой молодежи в получении профессионального образования до начала трудовой деятельности (обобщение опыта регионов). Российская Государственная Академия Труда и занятости Минтруда России. 1999. С. 2.
10. Ретивых М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск. 1999. С. 35.
11. Постановление правительства РБ от 19 ноября 2004 №255. Об утверждении Межведомственной программы профессиональной ориентации и психологической поддержке учащейся молодежи в РБ на 2004-06 г.
12. Мониторинг регистрируемого рынка труда РБ // Вестник службы занятости РБ. 2004. №8 (150). С. 2.
13. Буланова Е. // Вестник службы занятости РБ. 2003. №1 (131). С. 3.
14. Шестопалова Е. А. Профессиональная ориентация и социальная адаптация молодежи на рынке труда // Информационный бюллетень №3 (16). Уфа.: Издательство «Слово», 2004. - 48 с.
15. Чешуин А. // Вестник службы занятости РБ. 2004. №1 (143). С.1.
Поступила в редакцию 18.04.2006 г.